ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕМО ВЕРСИЙ КОДИФИКАТОРОВ ЕГЭ 2022

Официальные даты и график

Официальное расписание ЕГЭ 2023 и график дат проведения экзаменов по всем предметам в этом году от ФИПИ. В расписании учитываются и основная волна, и досрочная, резервные дни, а также отдельные даты для выпускников прошлых лет. От первого до последнего экзамена 🙂

Дата обновления: 06.05.2023

Окончательно расписание было утверждено приказом 989/1143 от 14 декабря 2022 года. Изменений от предварительного расписания не было.

Сам приказ Минпросвещения России вы можете посмотреть в конце страницы.

Задавайте свои вопросы в комментариях ниже.

Расписание основной волны ЕГЭ 2023

Допускается использование участником экзаменов следующих средств обучения и воспитания по соответствующим учебным предметам:

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Обязательные предметы для сдачи экзамена

В нашей статье мы рассказали об обязательных предметах ЕГЭ в 2023 году, сколько таких экзаменов придется сдать в 11 классе и как эти предметы влияют на поступление в ВУЗ.

Минимальные баллы обязательных предметов ЕГЭ 2023

Расписание обязательных экзаменов ЕГЭ 2023

Как было в 2020 и 2021

Обязательными предметами ЕГЭ в 11 классе в 2020 и 2021 году был русский и математика. Русский язык оценивался по стобалльной шкале, а результаты учитывались при поступлении. Математика делилась на профильную и базовую. Выбрать можно было что-то одно. Результаты по профильной математике также оценивались по стобалльной шкале и влияли на поступление. С базовой математикой обстоятельства немного иные. Результаты по ней переводились в пятибалльную шкалу, а оценка могла влиять на аттестат, но не учитывалась при поступлении в высшее учебное заведение.

Министерство просвещения планировали ввести третий обязательный ЕГЭ по иностранному языку. О проекте ходили слухи в течение многих лет, однако летом 2020 года было официально заявлено об отказе от этой идеи.

Что изменится в 2023

В 2023 году глобальных изменений не произошло. По-прежнему выпускники 11 классов должны сдать 2 обязательных предмета ЕГЭ:

Длительность ЕГЭ по русскому языку в 2023 году составит 3 часа 30 минут.

Длительность ЕГЭ по базовой математике в 2023 году – ровно 3 часа, для профильной – 3 часа 55 минут.

Также мы хотели бы уточнить, что данные предметы являются обязательными не только для тех, кто планирует поступать в ВУЗ, но и для тех, кто просто хотел бы получить школьный аттестат. Без сдачи двух обязательных экзаменов по закону школа не имеет право выдавать аттестат.

Минимальные баллы обязательных предметов ЕГЭ 2023

Ниже мы привели таблицу с минимальными баллами по обязательным экзаменам в 11 классе:

Расписание обязательных экзаменов ЕГЭ 2023

Основной период сдачи – 29 мая, понедельник.

Резервный день для основного периода – 22 июня, четверг.

Дополнительный день назначен осенью, 6 сентября, в среду.

Математика (база)

Основной период сдачи – 1 июня, четверг.

Резервный день для основного периода – 26 июня, понедельник.

Дополнительный день назначен осенью, 12 сентября, во вторник.

Математика (профиль)

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ от Университета «Синергия»

Собрал необходимые материалы по всем предметам и уже разделили их по блокам, вопросам, вариантам и типам заданий на экзамене. В разделах есть официальная информация к изучению — кодификатор, спецификация ФИПИ, демоверсии, КИМ (пробные варианты) и многое другое.

Для удобства информация распределена по номерам заданий демоверсий 2024 года. Материал изложен полно, но кратко. Простым языком. Есть наглядные примеры для понимания, схемы, таблицы для запоминания.

Это удобное пособие для быстрой подготовки к экзаменам: просто выбирайте задание, которое вызвало больше всего затруднений или вопросов, и тренируйтесь. В каждом листе есть список заданий, которые вы можете пройти самостоятельно, также правильные ответы с пояснениями (обоснованиями).

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ по истории

Эксперт ЕГЭ по истории

Учитель истории и обществознания в школе. Магистр педагогики. Тема магистерской диссертации «Индивидуализация образовательного процесса при изучении истории с использованием электронных ресурсов для 10−11 классов». На уроках истории стараюсь объяснять сложные исторические процессы и связи доступным языком, для достижения лучшего понимания предмета.

В «Синергии» отвечает за:

Раньше абитуриенты сдавали в вузы вступительные экзамены, сейчас – поступают на основе результатов единых государственных экзаменов (исключение составляют направления, где нужно проходить творческий конкурс или сдавать физ. нормативы).

Для того, чтобы подать заявление на выбранную специальность, нужно заранее узнать комбинацию предметов ЕГЭ для поступления. При этом набор предметов ЕГЭ даже для одной программы может отличаться в разных университетах.

Больше полезных советов, которые помогут поступить на специальность вашей мечты, вы найдёте в нашем телеграм-канале. А группа с выгодными предложениями поможет сэкономить.

Наборы предметов ЕГЭ для поступления в вуз

Расскажем о самых популярных комбинациях ЕГЭ для поступления.

Русский язык + обществознание + математика (профильная)

Самая распространённая комбинация ЕГЭ, которую выбирает почти половина поступающих. С этим набором предметов можно поступать на такие направления:

Благодаря такому широкому выбору абитуриент может подстраховаться и подать заявление на несколько направлений.

Русский язык + математика (профильная) + физика

Эту комбинацию предметов ЕГЭ стоит выбирать тем, кто собирается поступать на инженерные и технические специальности, связанные состроительством, транспортом, машиностроением и пр.

Русский язык + математика (профильная) + информатика

Это сочетание предметов нужно, чтобы подать заявление на ИТ-специальности:

Лайфхак: в некоторых вузах будущие программисты могут вместо информатики сдавать физику и на такие программы проходной балл обычно ниже.

Русский язык + обществознание + история

Эта комбинация ЕГЭ для поступления в вуз на гуманитарные направления и специальности, связанные с социальными науками:

Конкурс на такие специальности обычно высокий, поэтому трезво оценивайте свои силы.

Русский язык + математика (профильная) + биология

Обычно этот набор выбирают будущие психологи, но если вы понимаете, что со своими баллами не пройдёте на эту специальность, то подавайте заявления на другие направления:

Русский язык + обществознание + иностранный язык

Это сочетание подойдёт тем, кто хочет изучать лингвистику или филологию, а также программы, где необходимо знание иностранного: таможенное дело, международное право и пр.

Русский язык + биология + химия

Набор для будущих медиков и фармацевтов. Конкурс в медицинские учебные заведения один из самых высоких.

Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Нужно не просто хорошо сдать ЕГЭ, но и грамотно выбрать предметы

Лучшие комбинации ЕГЭ

Если для выпускника критически важно поступить на бюджет, стоит исходить из того, на какие специальности Министерство науки и высшего образования выделило больше всего мест. Потом – проанализировать с каким набором предметов можно поступить на эти направления. Впрочем, мы уже сделали это за вас.

Лучшие комбинации ЕГЭ в 2023 году:

Поступить с другими наборами сложнее, но ничего невозможного нет:

С другими вариантами комбинаций поступить ещё сложнее, т.к. на те направления, куда они нужны, выделено около 1% бюджетных мест.

Самый невыгодный набор – русский язык + математика + иностранный (0.5%).

Учитывайте также тот фактор, что средний балл у тех, кто сдаёт гуманитарные предметы в целом выше, чем у тех, кто сдаёт естественные или точные науки. Поэтому лучшим набором для поступления на бюджет будет комбинация русского, математики и физики или биологии.

А если во время учёбы в вузе вам понадобится помощь, за ней всегда можно обратиться в студенческий сервис. Там работают профессионалы, которые умеют выполнять любые учебные работы: от реферата до диплома.

В марте 2022 года стало известно о переносе ВПР — из-за угрозы распространения COVID-19. Правда, решение это было принято на фоне новостей о дефиците бумаге, которая необходима в том числе для проведения работ. А как в этом году пройдёт ЕГЭ?

Могут ли отменить или перенести ЕГЭ

Нет, об этом сейчас речи не идет. По крайней мере, именно такую позицию 31 марта, почти за два месяца до ЕГЭ, озвучил глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Экзамен будет проведен летом 2022 года, даже если «страну отключат от интернета», цитирует чиновника «Интерфакс».

По информации агентства, руководитель ведомства пояснил свою мысль: «Мы понимаем, в каких условиях в этом году придется проводить экзамен. У нас экзамен технологичный, нам нужен интернет. У нас есть различное оборудование, программное обеспечение. Все риски мы предусмотрели».

О том, что сроки ЕГЭ-2022 не будут меняться, говорилось и ранее. Данные о том, что даты проведения ОГЭ и ЕГЭ останутся прежними и не изменятся в связи с нехваткой бумаги, появились еще 21 марта в официальном канале Минпросвещения «Большая перемена».

При этом представители министерства признавали, что в некоторых регионах есть проблема с дефицитом бумаги. « Кто-то в стадии дозакупки. Но у нас нет ни одного субъекта, который бы сигнализировал, что у них критическое состояние и им нужна федеральная помощь. Пока ситуация достаточно ровная и спокойная», — так, по информации «Интерфакса», ситуацию прокомментировал Анзор Музаев.

Даты проведение основного периода ЕГЭ-2022

Регистрация на ЕГЭ завершилась 1 февраля. Ее в обязательном порядке должны были пройти все одиннадцатиклассники, оканчивающие школу в этом году. Альтернатива не сдавать ЕГЭ при условии отказа от поступления в вуз, которая была доступна выпускникам 2020 года, выпускникам больше не предлагалась.

В Роспотребнадзоре ожидают, что в 2022 году ЕГЭ будут сдавать больше выпускников, чем предполагалось в феврале. По информации «Ведомостей», появится еще 19 дополнительных пунктов проведения испытаний: 14 из них будут локализованы в ДНР, а еще 5, соответственно, в ЛНР. На местах проведения экзаменов «уже установлены камеры».

Коронавирусные ограничения

По данным «Интерфакса», глава Рособрнадзора Анзор Музаев также заявил, что на ЕГЭ-2022 будут отменены некоторые ковидные ограничения, в частности зигзагообразная рассадка учащихся. Это, по словам Музаева, позволит сэкономить средства и уменьшить нагрузку на учителей — детей, сдающих экзамен в одном кабинете, станет больше.

Ранее «Коммерсант» сообщал, что Рособрнадзор, скорее всего, не станет вводить требование об обязательном ПЦР-тестировании экзаменуемых. « Нет таких планов. Это слишком утяжелит процесс, два года мы жили в ковиде. Все привиты уже в принципе», — объяснял Анзор Музаев журналистам.

При этом требования о бесконтактной термометрии, наличии антисептиков, а также ношении средств индивидуальной защиты (масок и перчаток) организаторами и наблюдателями на экзамене, сохраняются. Детям маски будут не нужны.

Изображение на обложке: Сергей Бобылев / ТАСС

4 февраля 2022

Письмо Рособрнадзора от 31.01.2022 №04-18.

1) Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2022 году;

2) Методические рекомендации по подготовке и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов в 2022 году;

3) Сборник форм для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году;

4) Методические рекомендации по разработке положения о государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году;

5) Методические рекомендации по работе конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году;

6) Методические рекомендации по организации и проведению государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году;

7) Сборник форм для проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году;

8) Методические рекомендации по организации доставки экзаменационных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена в субъекты Российской Федерации в 2022 году;

9) Методические рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году;

10) Правила заполнения бланков государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена в 2022 году;

11) Методические рекомендации по подготовке, проведению и обработке материалов единого государственного экзамена в региональных центрах обработки информации субъектов Российской Федерации в 2022 году;

12) Методические рекомендации по осуществлению общественного наблюдения при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году;

13) Методические рекомендации по организации видеонаблюдения при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году;

14) Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в 2022 году;

15) Методические рекомендации по подготовке и проведению единого государственного экзамена по учебному предмету “Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)” в компьютерной форме в 2022 году.

Период сдачи ЕГЭ-2022 официально закончен. Рассказываем, как единый государственный экзамен проходил в этом году — и что могло помешать ему состояться.

Самые популярные предметы в 2022-м

В этом году ЕГЭ написали более 724 тысяч человек, сообщает Мипросвещения России (в 2021-м — более 681 тысячи). Самым популярным предметом традиционно стал обязательный русский язык. В основной период его написали более 647 тысяч школьников, из них 2364 показали стопроцентный результат. Но, несмотря на это, средний результат всё-таки ухудшился: если в прошлом году средний был 71,4, то в этом — 68,3. Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина рассказала «Ведомостям», что не считает такой результат критичным, — по ее словам, всё это укладывается в обычные колебания среднестатистической оценки.

Второе место по востребованности — у математики. По данным Рособрнадзора, средний балл по профильной части в этом году — 56,86. Это на 1,76 балла больше по сравнению с прошлым годом. С базовой математикой справились около 80% выпускников.

Самым популярным предметом по выбору стало обществознание. Его написали 276 тысяч человек, что, впрочем, значительно меньше, чем в прошлом году: в 2021-м ЕГЭ по обществознанию выбрали 307 тысяч человек. Средний балл в 2022 году по этому предмету составил 59,88, пишет ТАСС.

Другие востребованные предметы — биология (её сдавали 143 тысячи человек) и физика (124 тысячи). Также, как отмечает Рособрнадзор, продолжает расти популярность информатики (на неё зарегистрировались более 126 человек). « Средний балл на ЕГЭ по информатике в 2022 году составил 59,47. Около 20 тысяч участников показали результат выше 80 баллов», — говорится в сообщении ведомства.

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал, что на 300 баллов ЕГЭ в 2022 году сдали 16 выпускников. 200 баллов удалось набрать 381 выпускнику. Стобалльниками стали 6544 человека. Самый высокий результат показала Ульяна Куклова, она набрала на ЕГЭ по четырем предметам 396 баллов.

Что могло пойти не так

В начале учебного года не было уверенности в том, что ЕГЭ-2022 пройдёт по плану. В стране действовали ковидные ограничения, и у родителей были опасения, что сроки экзаменов могут перенести. Однако уже в декабре Министрество просвещения утвердило расписание, заявив, что ЕГЭ будет проходить в штатном режиме.

Другим поводом для переживания стало дистанционное обучение. Родители выпускников переживали, что из-за многочисленных технических проблем и дистанта в целом школьники могут вообще не справиться с единым государственным экзаменом. « Невзирая на пандемийные ограничения и издержки дистанционного обучения, выпускники и в этот раз сдали экзамен достойно, по ряду предметов с ростом среднего балла. По обществознанию и истории результаты выше прошлогодних на 3,5 и 3 балла соответственно, по профильной математике — практически на 2 балла», — в итоге заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

В марте 2022 года заговорили о новой проблеме: в СМИ стала появляться информация, что в России начинается дефицит бумаги и белого красителя для неё, а цены и вовсе выросли в несколько раз. Тогда же появились и слухи, что в отдельных школах просят экономить бумажные изделия. Пользователи начали переживать, не повлияет ли это на проведение экзаменов, но министр просвещения опроверг слухи о нехватке бумаги для ЕГЭ.

В итоге ЕГЭ прошёл без сбоев. « Уже можно констатировать факт, что экзамен прошёл спокойно, в штатном режиме, без каких-либо технических сбоев, утечек», — говорит глава Рособрнадзора.

Спорные задания и другие скандалы

Пожалуй, самое большое недоразумение случилось на ЕГЭ по русскому языку: некоторым выпускникам попался вариант, в котором нужно было найти необходимую информацию в 19-м предложении, хотя всего их было 18.

Не обошлось и без мелких неприятностей вроде низкой температуры в помещении (надевать куртки школьникам не разрешали), состояния туалетов и слишком исполнительных наблюдателей (небольшую подборку рассказов самих выпускников можно прочитать здесь).

Также в форму обратной связи «Мела» уже вторую неделю активно поступают жалобы от родителей, связанные с тем, что в школах отменили выпускной или не выдали детям аттестат. Случаи в большинстве своём частные, а про общие условия получения аттестата мы подробно рассказывали тут.

Изображение на обложке: Эрик Романенко / ТАСС

Несмотря на то что учебный год начался только полтора месяца назад, школьники, родители, педагоги и органы управления в сфере образования уже озадачены вопросами организации и проведения всероссийских проверочных работ (далее – ВПР), а также экзаменационной кампании – 2022. Как показал анализ вопросов, собранных к Всероссийской встрече с родителями, интерес к этим темам по-прежнему связан с нестабильной эпидемиологической ситуацией по COVID-19 в стране, которая уже на протяжении двух лет вносит свои коррективы не только в формат обучения, но и в порядок проведения государственной итоговой аттестации (далее – ГИА).

Поскольку динамику развития пандемии сложно спрогнозировать на будущее, но все участники образовательного процесса заинтересованы в том, чтобы заранее начать готовиться к экзаменам, федеральные органы власти в сфере образования уже сейчас прорабатывают разные сценарии организации и проведения экзаменационной кампании. О планах уполномоченных органов по этому и иным актуальным вопросам текущего учебного года на состоявшейся вчера встрече с родителями рассказал глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Ключевыми темами для обсуждения стали ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.

Главным вопросом, который интересует родителей обучающихся 9-х классов, является вопрос о количестве обязательных к сдаче в следующем календарном году экзаменов. Напомним, порядок проведения ОГЭ в 9-х классах и в прошлые учебные годы был нестабильным – так, в 2020 году сдачу ОГЭ для получения аттестата отменили, итоговые оценки в аттестате выставляли по годовым, а в 2021 году выпускники 9-х классов сдавали только 2 обязательных экзамена – по русскому языку и математике, а экзамены по предметам по выбору проходили в школах в виде контрольных работ.

Как отметил Анзор Музаев, практика полной отмены экзаменов в прошлом году привела к снижению мотивации обучающихся, в связи с чем в текущем году было решено провести 2 экзамена по обязательным предметам, хотя и такой подход глава Рособрнадзора назвал “полурешением”, так как результаты показали низкий уровень подготовки, обусловленный тем, что учителя и обучающиеся надеялись, что и в этом году экзаменов не будет. Помимо этого, проведение контрольных работ в рамках ГИА в школах вместо экзаменов по выбору было неудобным для многих школ и в плане организации – из-за этого им пришлось менять расписание, а некоторым – и вовсе отменять занятия или корректировать формат обучения для остальных обучающихся.

Что касается проведения ОГЭ в 2022 году, то Рособрнадзор не торопится принимать конкретное решение по этому вопросу, так как пока неясно, какая эпидемиологическая ситуация будет весной и летом следующего года. ” Сейчас объявлять о том, что не будет экзаменов, я не хочу. Постановление, в рамках которого ведомство может варьировать форматы экзаменов и устанавливать количество обязательных экзаменов, действует до 1 января 2022 года, поэтому время на принятие соответствующих решений еще есть”, – отметил Анзор Музаев.

Вместе с тем уже идут разговоры о возможном возврате к доковидному порядку проведения ГИА в форме ОГЭ и ГВЭ, и глава Рособрнадзора призывает учителей, родителей и школьников готовиться именно к такому формату экзаменов. Напомним, последний традиционно включает в себя 4 экзамена по следующим учебным предметам:

Кроме того, если в текущем учебном году будет возвращен старый порядок сдачи ОГЭ, то те обучающиеся, которые не сдали экзамен летом 2021 года и планируют пересдать его в 2022 году, будут делать это по правилам не года выпуска, а текущего учебного года, пояснил эксперт.

Высказался он и по поводу целесообразности включения в число экзаменов по выбору такого предмета, как физическая культура. Анзор Музаев отметил, что физкультура – важный предмет для здоровья, но его сдача в рамках ОГЭ не предусмотрена действующим ФГОС. Поэтому он призвал использовать иные методы популяризации этого предмета, нежели экзамен.

Большинство вопросов, поступивших в Рособрнадзор, касались порядка проведения ЕГЭ в 2021/2022 учебном году. Анзор Музаев сообщил, что, как и в 9-х классах, в 11-х классах планируется вернуться к старому порядку сдачи ЕГЭ, в частности, включить в перечень обязательных экзаменов для получения аттестата ЕГЭ по базовой математике. В прошлом учебном году было сделано послабление в этой части – выпускникам 11-х классов, которые не планировали поступать в вузы, вместо ЕГЭ нужно было сдать государственный выпускной экзамен по двум предметам – русскому языку и математике, а тем, кто собирался учиться в вузе, – ЕГЭ по необходимым для поступления предметам, а для получения аттестата им было достаточно только результатов ЕГЭ по русскому языку.

При этом увеличивать список предметов, обязательных для сдачи ЕГЭ, не планируется. ” Та модель, которая существует, – самодостаточная, мы не планируем вводить какой-то дополнительный обязательный предмет”, – отметил глава Рособрнадзора, добавив, что аналогичной позиции придерживается и Минпросвещения России.

Относительно организации досрочного периода сдачи ЕГЭ ситуация не такая однозначная – поскольку сейчас наблюдается рост заболеваемости COVID-19 и, по прогнозам, следующий пик будет приходиться на конец марта – апрель, то есть как раз на тот период, в который обычно проходит досрочный этап сдачи ЕГЭ, поэтому заранее решить вопрос с датами досрочного этапа сдачи экзаменов нет возможности. Предполагается, что если прогнозы оправдаются, то все экзамены пройдут в одну летнюю волну. Более того, в Рособрнадзоре уже задумываются над целесообразностью проведения досрочной сдачи экзаменов. ” Когда-то он создавался под ребят, которые участвуют в соревнованиях, для тех, кто болеет и кому предстоит сложное лечение. Но ковидные годы показали, что одной волны с резервными днями вполне хватает всем, поэтому не будет ничего страшного, если досрочный этап перенесут в основной”, – подчеркнул глава службы.

Также он обратил внимание, что досрочная волна – это не дополнительный шанс, предоставляющий возможность выпускникам в случае неудачной сдачи пересдать экзамен в основной этап. Он создан только для тех обучающихся, которые по объективным причинам не смогут сдать ЕГЭ в основной этап. Единственный шанс для пересдачи есть у тех выпускников, которые ранее не сдали один из обязательных предметов – русский язык или математику. Они могут пересдать соответствующий предмет в досрочный период для получения школьного аттестата. Что касается предметов по выбору, которые необходимы выпускнику для поступления в вуз, то их можно сдать не в ближайшую волну ЕГЭ, а только через год, напомнил Анзор Музаев.

Поднимался и вопрос о возможности организации дистанционного формата сдачи ЕГЭ для тех учеников, которые находятся на самоизоляции в связи с контактом с больным новой коронавирусной инфекцией. Глава Рособрнадзора отметил, что практика проведения экзаменов на дому существует, но она предусмотрена для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов. А так как COVID-19 является инфекционным заболеванием, то служба никогда не собиралась и не собирается экспериментировать с организацией пунктов приема экзамена на дому в этом случае. Дистанционный формат сдачи ЕГЭ тоже не предусмотрен – технологии такой нет и не планируется. Для этого специально предусмотрен дополнительный этап сдачи экзаменов. ” В течение почти двух месяцев идут экзамены, и даже те, кто переболел или попал на самоизоляцию, за этот период имеют возможность пересдать экзамены”, – отметил Анзор Музаев, добавив, что за 2 года ни одной жалобы на то, что кто-то по этой причине не успел сдать экзамены, не поступало.

В ходе встречи Начальник Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособорнадзора Нино Бугулова развеяла миф о том, что те выпускники, которые не планируют поступать в вуз, могут сдать ЕГЭ в форме ГВЭ. Она напомнила, что последний формат введен для определенных категорий выпускников – дети-инвалиды, выпускники с ограниченными возможностями здоровья, выпускники, обучающиеся в учреждениях исполнения наказаний и т. п. ” ЕГЭ же – это основная форма итоговой аттестации, которую проходят все обучающиеся”, – заключила эксперт.

Между тем Директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова сообщила о проводимой работе по разработке линии заданий, в том числе для обновления единого банка ЕГЭ. Такую работу, по ее словам, планируется завершить до конца года. Изменения коснутся лишь части заданий: в среднем в каждом КИМ поменяется не более 3-4 заданий – причем изменится только форма, а не содержание. С форматами заданий можно ознакомиться и в демонстрационном варианте, а с января – в едином банке ЕГЭ и навигаторе подготовки, в котором будут разобраны эти новые задания, чтобы обеспечить более успешную подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ.

В свою очередь, Анзор Музаев прокомментировал возможные риски от перехода с классической технологии распечатывания КИМ в аудиториях со специальных дисков на технологию передачи КИМ по сети Интернет. Он заверил, что такая технология никак не влияет на продолжительность времени ожидания начала экзамена в аудитории – от нее не зависит скорость печати и при правильной организации процедуры в среднем по стране это занимает порядка 15 минут.

На мероприятии были затронуты также вопросы, касающиеся планов по использованию компьютерного формата сдачи ЕГЭ не только по информатике, но и по другим предметам – такие идеи есть, но возможности обеспечить всем школам технологическую составляющую этого процесса пока нет. При этом такая реализация увеличит период проведения экзаменов, так как из-за отсутствия необходимого количества оборудования в единый момент по часовым поясам организовать экзамен не получится, а это приведет к негативной реакции со стороны родителей. Но исключать, что технология поэтапно рано или поздно все равно будет внедряться в ЕГЭ по некоторым предметам, может, даже в части, глава Рособрнадзора не торопится. Он допускает переход на цифровую сдачу экзамена, но точно не в ближайшие годы.

В рамках темы ЕГЭ поднимался и вопрос о досрочной сдаче экзамена 10-классниками. Такая возможность в порядке проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования имеется. По общему правилу, к экзаменам по учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, допускаются обучающиеся X-XI (XII) классов, имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения (абз. 3 п. 10 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 190/1512). Это возможно, если обучающийся учится по индивидуальному плану, освоил программу досрочно и успел подать заявление на досрочную сдачу ЕГЭ до 1 февраля. Но если он экзамен не сдаст, то пересдать его в 11 классе не сможет. Именно этот подход некоторые родители считают несправедливым – ведь у выпускников 11-х классов есть шанс улучшить результаты ранее сданного ЕГЭ, пересдав его, а у обучающихся 10-х классов такой возможности нет. Но Анзор Музаев считает, что здесь проблема не в шансах, а глубже – в знаниях и уровне подготовки. ” Все ребята, которые целенаправленно спокойно в отведенные сроки готовятся со своими преподавателями, в том числе выстраивают правильно план действий и подготовки, спокойно сдают экзамены в отведенные им периоды, и им дополнительных попыток не требуется”, – заключил он. Всем, кто хочет просто оценить уровень своих знаний, эксперт советует сдавать пробные экзамены в региональных центрах оценки качества образования.

Также на мероприятии говорили о:

Часть вопросов родителей касалась проведения Всероссийских проверочных работ. Очевидно, что здесь основным вектором работы Рособрнадзора совместно с Минпросвещения России будет исполнение недавно данного Президентом РФ Владимиром Путиным поручения в части организации исследования количества проводимых в школах контрольных работ, включая ВПР, и при необходимости – оптимизация всех видов таких работ. ” Мы сейчас эту работу завершаем и в ближайшее время выйдет совместное письмо”, – заверил глава Рособрнадзора.

К дискуссии на эту тему подключился и Директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко. Он отметил, что, как правило, избыточная нагрузка возникает, когда начинают давать разные работы одновременно – например, вместе с ВПР школы проводят свои итоговые контрольные работы. Хотя Минпросвещения России призывает отказаться от дополнительной контрольной работы и засчитывать результаты ВПР в том числе как результаты итоговой контрольной работы, тем самым уменьшая нагрузку на детей.

Что касается ситуаций, когда в ВПР есть задания, которые обучающиеся еще не проходили в рамках учебной программы, то еще в прошлом году были выпущены разъяснения, согласно которым такие задания оценивать не надо. ” Но школы проигнорировали эти рекомендации”, – отметил Анзор Музаев. В связи с этим он высказал предложение на каждом конверте с заданиями ВПР, который поступает в школу, разместить краткие рекомендации по ключевым моментам. Он акцентировал внимание, что ВПР не направлены на то, чтобы кого-то наказать и “вывести на чистую воду”. Хотя практика их проведения показывает, что есть школы и даже отдельные муниципалитеты, которые необъективно оценивают знания своих учеников, завышая оценки. ” Благодаря анализу по итогам ВПР, по итогам экзаменов в 9-х и 11-х классах, мы по каждой школе сейчас фактически имеем картинку, какие дефициты испытывает конкретный ребенок, конкретный учитель. Это позволило впервые определить школы, которые имеют дефициты. И впервые стартовала программа “500+” в рамках работы со школами, которым надо помочь ликвидировать дефициты учителей и вывести их на общий средний уровень”, – подытожил глава службы.

Также эксперт оценил целесообразность предложения о подготовке единой образовательной программы по всей стране по каждому предмету с помесячными темами и последовательностью их изучения – такое предложение нацелено на исключение ситуаций, когда на дату написания ВПР школьники изучили не все темы, и перед проверочными работами учителя пытаются “на скорую руку” подготовить детей и объяснить им неизвестные темы. Анзор Музаев подчеркнул, что ВПР проводятся в соответствии с ФГОС и должны им соответствовать. При этом Минпросвещения России уже занимается подготовкой примерных образовательных программ и в скором времени доведет их до сведения школ. ” COVID-19 показал, что отсутствие единого образовательного пространства, единого расписания, единых учебников, единых программ не позволило в кратчайшие сроки, даже используя такие инструменты, как телевидение, Интернет и т. д., обеспечить, чтобы все дети получили одинаковые качественные материалы”, – подчеркнул он.

В ходе мероприятия Анзор Музаев высказался и по вопросу частоты проведения ВПР. Он отметил, что собственно ВПР проводятся только весной, но в школах наметилась тенденция проведения иных контрольных работ по типу ВПР, чтобы мотивировать учеников более серьезно готовиться к подобным работам. ” И любую контрольную в школе с 1 сентября называют ВПР. Так называемые предВПР, подготовительные ВПР и пробные ВПР”, – заметил глава службы. Он рассказал, что в ближайшее время планируется организовать прием на специальную электронную почту обращений родителей, касающихся частоты проведения контрольных работ. По итогам этих обращений в рамках контрольно-надзорной деятельности с отдельными школами и учителями будут проводиться разъяснения, поскольку “натаскивать” на контрольные, на экзамены в 9-х и 11-х классах нет никакого смысла. ” Если грамотно, используя правильное планирование и правильные методики, вести преподавание, то никаких предВПР, предЕГЭ, предОГЭ, тренировочных экзаменов проводить не надо”, – заключил руководитель Рособрнадзора.

Напомним, что сроки проведения ВПР в 2022 году уже утверждены Приказом Рособрнадзора от 16 августа 2021 г. № 1139. Они строго не регламентированы, в документе установлен только общий период – с 1 марта до конца мая, а право выбрать конкретные даты проведения ВПР в рамках указанного временного промежутка предоставлено самим школам.

*** Завершая Всероссийскую встречу с родителями, Анзор Музаев отметил, что Рособрнадзор будет делать все, чтобы не создавать дополнительных неудобств для выпускников и родителей. При этом все решения будут приниматься с учетом эпидемиологических условий, обусловливающих в том числе и формат обучения. При этом подходы для проведения экзаменов в 2022 году, например, в части формата экзаменов, их количества, периодов сдачи и т. п., должны быть утверждены уже в ближайшие месяцы – максимум до 1 декабря.

Более того, в течение всего учебного года продолжится активное информационное сопровождение – будут работать горячие линии, электронные почтовые ящики для приема обращений педагогов, обучающихся и их родителей по любым вопросам.

Теги:
2022,
ЕГЭ,
коронавирус,
образование и наука,
физлица,
эпидемиологическое благополучие,
Минпросвещения России,
Президент РФ,
Рособрнадзор,
ФИПИ,
Владимир Путин,
Анзор Музаев,
Оксана Решетникова,
Сергей Станченко