Скоро в школу. Вновь начнётся гонка за оценками: радость от пятерок, слезы от двоек, бессонные ночи накануне контрольных работ. А ради чего? И зачем нам в учебе вообще оценки? Об этом рассуждает Дарья Островская, руководитель проекта «Измерение знаний» Учи.ру.
Отметка — это 1, 2, 3, 4, 5. При этом оценка не сводится исключительно к какому-то баллу: она должна давать более широкое представление о знаниях ребенка, принимать во внимание его прогресс и старания и служить мотивацией для дальнейшей работы. Например, ребёнок решил две задачи из пяти на контрольной и получил двойку. Но, возможно, в прошлый раз он решил всего одну и также получил двойку — то есть его прогресс остался незамеченным. Также остаётся непонятным, почему он не справился с остальными заданиями и что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз показать лучший результат.
Отметка — не самоцель
Оценка должна служить инструментом для развития ученика: чтобы он понимал, как и куда движется на своем образовательном пути. На деле оценки часто становятся способом давления. В итоге получение идеальных отметок становится самоцелью и для ребенка, и для его мамы с папой.
Хотя сама по себе условная тройка не говорит о том, что ребенок плохой, ничего не знает и не понимает. Причин может быть масса: неинтересная тема (и низкая вовлеченность ученика как итог), высокий темп объяснения у учителя (ребенок не успевает вникнуть), важный материал пропущен по болезни, а следующие темы строятся именно на нем. И это только верхушка айсберга.
Потому при разработке карточек, проверочных работ и прочего мы в Учи.ру никогда не выдаем ученику отметку. Система хвалит ученика: «Молодец», «Ты справился!» — даже если ученик не с первой попытки выполнил задание верно. Это важно, чтобы сохранить его мотивацию и желание дальше решать задачи, развивать свои навыки и умения.
Оценки надо обсуждать
Учителя отмечают, что родители сегодня зачастую не сильно вовлечены в учебный процесс детей. У этого может быть множество причин — от высокой занятости на работе до уверенности в том, что школа справится и без родительского участия. От этого может страдать качество образования. Ребенок получил тройку, родители говорят: «Иди вызубри еще раз параграф». Хотя правильнее будет поинтересоваться: «Почему у тебя не получилось?» — и предложить: «Давай попробуем решить вместе?»
Когда ребенок приносит домой плохую оценку, надо разбираться, в чем причина. Иначе он продолжит и дальше заполнять дневник двойками и тройками и недополучать знания. Сходите к учителю, узнайте, с какими сложностями сталкивается ребёнок. Возможно, он всё понимает, но не способен правильно рассказать. Или он пропустил тему и не может освоить следующую, потому что она связана с предыдущей.
Типы оценивания знаний
Можно выделить три основных типа оценивания:
В результате ученик будет понимать, где его сильные и слабые стороны, постарается улучшить свои результаты, будет вовлечен в учебу.
В российских школах преобладает итоговое оценивание, важно повышать объемы и значимость формирующего. Его элементами можно считать промежуточные срезы и тесты, которые проводятся в течение четверти, небольшие опросы или карточки на уроке. Два важных момента:
Каждый учитель может найти удобный для себя формат. Например, можно ввести раздачу в конце урока карточек, где ученик сам проанализирует свои успехи за эти 40 минут. Ответит, какую тему прошел, какие моменты вызвали трудности, что он понял, какие вопросы остались. Или дать несколько проверочных заданий на пройденную тему вроде «Перечисли основные признаки существительного» на уроке русского языка. А уже на следующем занятии учитель может разделить детей на группы и дать им разные задания в зависимости от результатов экспресс-теста, чтобы закрыть образовавшиеся пробелы.
Как помочь учителю с оцениванием
Но чтобы приступить к формирующему оцениванию, надо потратить много времени на подготовку и последующую проверку. Здесь могут помочь различные электронные ресурсы.
На Учи.ру мы собрали разные инструменты для проверки знаний школьников. Учитель получает подробную статистику: какие ошибки в каких заданиях допустил ученик.
Помимо этого, на основе всех действий ученика на платформе — решения заданий от учителя или самостоятельного прохождения курса — формируется «тепловая карта» знаний: система оценивает, на каком уровне ученик освоил темы программы, и подсвечивает трудности отдельно для ученика и для класса в целом. В процессе занятий на платформе система периодически выдаёт ученикам задания по уже пройденным ранее темам. Такая статистика поможет учителю вовремя заметить проблемы учеников:
В итоге система сама делит учеников на несколько групп и предлагает учителю уже сформированные домашние задания, которые будут полезны именно этим детям. Учителю остаётся лишь выбрать срок решения и отправить задания ученикам, а потом уже смотреть, как успешно ученики с заданием справились.
Оценивание — важная часть образовательного процесса. И в интересах всех участников — сделать его наиболее эффективным, чтобы оценка действительно была инструментом мотивации ученика. Если ребенок не выполнил задачу на отлично, важно разобраться, почему так произошло. Только тогда дети будут учиться и увеличивать свой объем знаний, а не просто стремиться к идеальному аттестату. А упростить процесс оценивания уровня знаний школьников помогут инструменты в личном кабинете учителя на Учи.ру — тестирования, автоматически формирующиеся домашние задания и статистика успеваемости в классе.
Иллюстрации: Shutterstock / miniwide
Почему диплом с отличием не гарантирует успех в будущем
Хорошие оценки скорее препятствие, а не преимущество. Это подтверждают не только личные истории Стива Джобса и Джоан Роулинг, но и результаты многолетних исследований.
Доктор наук, организационный психолог, автор книги «Подумайте ещё раз. Сила знания о незнании».
Больше 10 лет назад, когда я преподавал в Уортонской школе бизнеса, в конце первого семестра ко мне пришёл студент. Он сел на стул и расплакался. Я сразу начал перебирать в голове все возможные причины, по которым первокурсник может плакать. Его бросила девушка? Научный руководитель отругал за плагиат в курсовой? «Я только что получил свою первую пятёрку с минусом», — сказал ученик дрожащим голосом.
Год за годом я с беспокойством наблюдаю, как студенты зацикливаются на том, чтобы получать сплошные пятёрки. Одни жертвуют здоровьем, другие даже пытаются судиться с университетом. Все они становятся участниками культа перфекционизма из-за убеждённости, что высокие отметки открывают двери в элитную аспирантуру или обеспечивают приглашение на работу в престижную компанию.
Я тоже был среди них. Я поступил в колледж, чтобы окончить его с высоким средним баллом. Тогда подобный результат был для меня показателем силы воли и ума, доказательством, что во мне есть нечто, что позволит добиться успеха. Я был не прав.
Почему успех в учёбе не гарантирует успех в жизни
Исследования , что академические успехи совсем не гарантируют головокружительную карьеру. Более того, в первый год после окончания вуза связь между оценками и успехами в разных сферах довольно скромной, а в течение следующих лет и вовсе становится незначительной. Например, когда после выпуска проходит 2–3 года, отличная успеваемость сотрудников Google в колледже влиять на их рабочие успехи. Конечно, здесь надо уточнить, что и двоечники вряд ли попадают в Google.
К сожалению, академические баллы не оценивают такие качества, как креативность, лидерство и умение работать в команде, или социальный, эмоциональный и политический интеллект. Да, отличникам нет равных в поглощении и анализе информации, когда надо сдать экзамен. Но для успешной карьеры, скорее, нужно не искать правильное решение проблемы, а искать правильную проблему, которую надо решать.
Учёба на пятёрки требует умения соответствовать. Влиятельная карьера, наоборот, ищет оригинальности. В результате 14-летнего исследования, в котором принимали участие лучшие студенты своих групп, , что, несмотря на успешную в целом карьеру, они нечасто занимают самые высокие должности.
Отличники редко становятся влиятельными людьми — они превращаются в часть системы, а не меняют её.
Возможно, это объясняет, почему Стив Джобс школу со средним баллом 2,65, Джоан Роулинг диплом университета со средним баллом 3, а Мартин Лютер Кинг только одну пятёрку за четыре года учёбы в колледже.
Почему пора перестать зацикливаться на оценках
Если ваша цель — выпуститься без единого изъяна в дипломе, вы наверняка постараетесь выбирать курсы и занятия попроще, а значит, так и останетесь в своей зоне комфорта. А если вы готовы терпеть периодически четвёрки, то сможете освоить язык программирования Python, параллельно разбирая сложные литературные произведения. Это научит вас справляться с препятствиями и неудачами и сделает сильнее.
Студенты, которые учатся на пятёрки, очень многое упускают и в социальной жизни. Чем больше времени нужно проводить в библиотеке, тем меньше его остаётся для того, чтобы завести настоящих друзей, записаться в кружки по интересам или вступить в волонтёрские группы. Я знаю это по своему опыту. Я так и не смог добиться высокого среднего балла — четвёрки, на которую рассчитывал. Вместо этого я получил диплом с показателем 3,78. И сейчас, кстати, первый раз с момента выпуска, когда я вообще рассказываю о нём кому-то. На самом деле всем наплевать на этот балл.
Оглядываясь на время в университете, я не мечтаю о том, чтобы мои оценки были выше. Если бы я мог вернуться туда, я бы учился намного меньше. Часы, которые я потратил на изучение внутреннего устройства глаза, гораздо лучше было бы провести на репетициях в университетском театре или в разговорах о смысле жизни.
Поэтому небольшой совет университетам: сделайте так, чтобы студентам было легче идти на интеллектуальные риски. Перестаньте слишком сильно зацикливаться на минимальной разнице в баллах или добавлять бесполезные плюсы и минусы к стандартным оценкам. Пора прекратить это академическое сумасшествие, которое заставляет студентов стремиться к бесполезному идеалу.
А теперь совет работодателям: дайте сотрудникам понять, что цените навыки, а не только пятёрки в дипломе. Многие компании уже придерживаются этой правильной стратегии. Анализ 500 объявлений о работе , что при первоначальном отборе только 15% рекрутеров обращали особое внимание на высокие средние баллы. Для 40% другие качества кандидатов были гораздо важнее.
И, наконец, совет отличникам: поймите, что недостаточный успех в учёбе может подготовить вас к оглушительным успехам в жизни. Возможно, пора приложить силы, чтобы достичь новую цель — получить хотя бы одну четвёрку до выпускного бала.
«Отметка. Оценка. Как к ней относиться?»
1. Отметка. Как к ней относиться? (лекция)
2. Тренинг «Первые школьные отметки»
3. Итоги 1 четверти.
4. Отчет родительского комитета о проделанной работе и план работы на 2 четверть.
1. Организационный момент
Сообщение темы и цели собрания.
– Что такое отметка?
(Отметка – обозначение оценки знаний учащихся (цифровая).
– Что такое оценка?
(Оценка – мнение о качествах, достоинствах, знаниях ученика (словесная)
– Сегодня мы поговорим о школьной отметке, которая играет главную роль в жизни ваших детей и семьи в целом.
2. Лекция «Отметка. Как к ней относиться»
Что стоит за отметками учеников. Всегда ли должны радовать “5” и огорчать “3”? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших маленьких детей?
Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учились они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни “5”,то к этому нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать его особых заслуг и способностей.
Некоторые родители “выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное “усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка в тетради были одни “5”.
Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только “5”.
Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после “5” вдруг полученная “4” вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма. Правда, пока еще едва заметные.
Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устает рука при письме, им надо больше рисовать, вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют переписывать одну и ту же работу по 5-6 раз. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу.
Отбросьте, пожалуйста, ложное самолюбие, не пугайтесь”3” по письму и, самое главное не учите ребенка лгать! (пример)
Помните, что наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым.
В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий.
Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.
Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: “Как дела в школе? Что получил?”, мы тем самым показываем, что нас интересуют прежде всего оценки. Зато вопросы “Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?” дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение.
Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: “Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший”. Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.
Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: “Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?”.
Если ребенок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя слово “зато”, то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: “Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получилось очень красивые цифры”
Как помочь ребенку?
а) Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответвенные.
б) Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём всегда-невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности, например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.
в) Помнить о том, что отличная оценка не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.
Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно нам с вами:
1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.
2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.
Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё
3. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.
– Сколько различных ситуаций возникает, когда мы сталкиваемся со школьной отметкой. Давайте проиграем некоторые из них. Это поможет нам избежать ошибок в воспитании детей.
«Первые уроки школьной отметки»
1) показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка;
2) создать условия для формирования культуры родительского восприятия учебных умений школьников.
С учащимися и родителями проводится анкетирование, результаты которого анализируются. Для родителей оформляются памятки по проблеме.
Родители усаживаются по кругу. Участникам предлагается выполнить цикл тренинговых упражнений.
Родители по очереди отвечают на вопрос, что значит для них школьная отметка ребенка. Наиболее часто повторяющиеся ответы записываются на доске. Затем эти мнения обсуждаются совместно.
Родителям предлагается по очереди обсудить свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками, и осмыслить их со своей теперешней, родительской, позиции.
Анализ картины И. Репина «Опять двойка». Примерные вопросы:
1. Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине?
2. Хорошо ли ему живется в родном доме?
3. Как к нему относятся родные и близкие?
4. Как, по вашему мнению, закончится эта история?
5. Нарисуйте финал данной картины с позиции родителей XXI века.
Анализ анкет учащихся
Ведущий предлагает родителям распределиться на команды (с помощью разноцветных жетонов) и обсудить типичные ситуации, связанные со школьной отметкой, после чего вырабатывается коллективная стратегия поведения взрослых в предложенной ситуации.
Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы.
Ребенок приходит домой с очередной плохой отметкой.
Ребёнок получает плохую отметку, но говорит родителям, что получил хорошую отметкуРебенок скрывает свои неудачи, исправляет плохие оценки в дневнике на хорошие.
Ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.
Ребёнок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполненное задание плохой отметкой.
4. Ознакомление родителей с нормами оценок результатов обучения в начальной школе.
5. Подведение итогов.
6. Решение собрания.
1. Индивидуальное собеседование, консультация для отдельных родителей по их запросам.
2. Консультация психологической службы школы.
Памятка для родителей
«Как относиться к отметкам ребенка»
Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать
Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.
Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия.
Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух.
Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.
Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки.
Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось Вам подражать.
Анкета для родителей
1. Допишите предложения:
2. Отметьте те фразы, которые Вы чаще всего используете, анализируя учение ребенка:
Что ты получил сегодня?
Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.
Я так и знала! И в кого ты такой родился!
Марш в свою комнату и не показывайся мне на глаза!
Ты ведь умница, и в следующий раз учитель в этом убедится.
Сколько можно тебе это объяснять!
Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь ещё раз сделать самостоятельно
Давай ещё раз заглянем в учебник. Я думаю, нам это поможет.
Кто-нибудь получил отметку выше, чем ты?
Кто еще в классе получил двойки?
Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать!?
Анкета для учащихся
Если я получаю хорошую отметку, то родители ____________________
Если я получаю плохую оценку, то родители ______________________
Мои родители говорят, что я могу учиться __________________________
Если я получаю «5», то родители _________________________
Если я что-то не понимаю при выполнении домашнего задания, то родители говорят _____________
Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они _____________________
Мои родители хотят, чтобы я учился ________________________________
Я знаю, что школьная отметка
Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что отметки у них будут не неодинаковыми. И если хорошо подготовленный ученик получает одни “5”,то к этому нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать его особых заслуг и способностей.
А вот если ребёнок, преодолев определенные трудности, наверстал то, что было упущено, но еще не добился самых лучших отметок?
Как относится к его успехам?
В школе ребёнок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые бальные отметки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего, родителям. Отношение ребёнка к отметкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребёнка оценка станет основной частью школьной жизни.
Традиционно задаваемые детям вопросы, после школы
Подобными вопросами мы тем самым показываем, что нас интересуют, прежде всего, отметки.
“Правильные вопросы детям после школы”
Подобные вопросы дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение
Отношение детей к отметкам.
Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим. Иногда нужно сказать ребёнку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: “Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?”.
Если ребёнок болезненно переживает из-за отметок, можно помочь ему, используя слово “зато”, то есть постараться найти в работе какое-то достоинство Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: “Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получилось очень красивые цифры”
Как помочь ребёнку?
Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответственные.
Возможно, следует пересмотреть свои требования к ребёнку. Быть первым во всём всегда – невозможно. Помочь ребёнку найти и развить свои способности, например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.
Помнить о том, что отличная оценка – не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.
Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности необходимо:
«Как относиться к отметкам ребёнка»
Любви Вам к себе и близким!
телефон для записи на консультацию
МАОУ СОШ № 65
КАК ОТНОСИТЬСЯ К ШКОЛЬНЫМ ОТМЕТКАМ РЕБЕНКА?