Добавить в вариант
Литосфера — твердая каменная оболочка Земли.
Она состоит из земной коры и верхней части мантии (до астеносферы).
Литосфера разбита на крупные блоки – литосферные плиты.
Плиты движутся относительно пластичной астеносферы.
Толщина литосферы меняется от 5 до 80 и более км.
Земная кора делится на два типа.
Материковая земная кора более мощная и твердая, чем океаническая.
Изучением литосферы занимаются ученые геологи.
По каким предложениям можно определить строение литосферы?
Перечислите номера этих предложений.
Точка 1 (32° с. ш. 115° з. д.) расположена на территории крупного географического объекта. Прочитайте текст, рассмотрите рисунок и укажите название этого географического объекта.
Это одно из самых популярных среди туристов мест в Северной Америке. Образован данный объект одноименной рекой, которая на протяжении миллионов лет постепенно размывала одноименное реке и объекту плато. Вода, несущая песок и камни, прорезала и продолжает прорезать себе путь в сравнительно мягких породах (известняки, песчаники и сланцы), углубляя данный объект еще больше. Длина объекта — 446 км, ширина от 1 до 29 км, глубина – достигает 1800 метров. Объект входит в национальный парк, площадь которого достигает почти 5000 км2.
Укажите название географического объекта в именительном падеже.
Найдите на карте точку 1 с координатами 32° с. ш.; 115° з. д.
Поставьте на карте точку 2 с координатами 32° ю. ш.; 20° в. д.
В каком направлении от точки 2 расположена точка 1?
Задания Д2 C1 № 111
Поставьте точки на карте по приведённым ниже координатам. Обозначьте эти точки соответственно цифрами 1 и 2.
Точка 1 — 32° с. ш.; 115° з. д.
Точка 2 — 32° ю. ш.; 20° в. д.
В каком направлении от точки 2 находится точка 1?
Точка 2 (20° с. ш.; 10° в. д.) расположена на территории крупного географического объекта. Прочитайте текст, рассмотрите рисунок и укажите название этого географического объекта.
Это самая большая пустынная территория планеты. Она расположена на севере второго по величине материка, в условиях очень жаркого и сухого климата. Это объясняет не освоение данного объекта. Лишь к северу и к югу от него расположены поселения людей.
Найдите на карте точку 1 с координатами 50° с. ш.; 90° з. д.
Поставьте на карте точку 2 с координатами 30° с. ш.; 10° в. д.
Задания Д2 C1 № 171
Точка 1 — 50° с. ш.; 90° з. д.
Точка 2 — 30° с. ш.; 10° в. д.
Точка 2 (28° с. ш.; 87° в. д.) расположена на территории крупного географического объекта. Прочитайте текст, рассмотрите рисунок и укажите название этого географического объекта.
Этот географический объект (вершина) обладает абсолютным мировым рекордом высоты над уровнем моря. Располагается он на юге самого большого материка Земли. Входит в горную систему, название которой переводится на русский язык как «обитель снегов». Впервые человек смог покорить её лишь во второй половине ХХ-го века. И даже сейчас подняться на неё не каждому альпинисту по силам.
Найдите на карте точку 1 с координатами 25° c. ш.; 87° з. д.
Поставьте на карте точку 2 с координатами 28° с. ш.; 82° в. д.
Задания Д2 C1 № 291
Точка 1 — 25° c. ш.; 87° з. д.
Точка 2 — 28° с. ш.; 82° в. д.
Точка 1 (42° c. ш.; 14° в. д.) расположена на территории крупного географического объекта. Прочитайте текст, рассмотрите рисунок и укажите название этого географического объекта.
Этот географический объект расположен на юге Италии, близ Неаполитанского залива. Высота его меньше 1500 метров, но «дикий нрав» сделал его популярным на весь мир. Много-много лет назад произошло событие, которое непосредственно связано с искомым географическим объектом, которое до сих пор приводит в ужас: за считанные часы с лица Земли исчез целый населенный пункт, и никому не удалось спастись.
Найдите на карте точку 1 с координатами 25° c. ш.; 90° з. д.
Поставьте на карте точку 2 с координатами 30° с. ш.; 90° в. д.
Задания Д2 C1 № 311
Поставьте точки на карте по приведённым ниже координатам. Обозначьте эти точки соответственно цифрами 1 и 2.
Точка 1 — 25° c. ш.; 90° з. д.
Точка 2 — 30° с. ш.; 90° в. д.
Точка 2 (3° ю. ш. 37° в. д. ) расположена на территории крупного географического объекта. Прочитайте текст, рассмотрите космический снимок и укажите название этого географического объекта.
В переводе с суахили эта вершина называется «гора, которая сверкает». Несмотря на то, что расположена она вблизи экватора, круглый год на самом ее верху действительно постоянно лежит снежная шапка. Это потухший вулкан и самая высокая точка второго по площади территории материка Земли. Высота горы 5895 метров над уровнем моря.
Найдите на карте точку 1 с координатами 60° с. ш. 120° з. д.
Поставьте на карте точку 2 с координатами 3° ю. ш. 37° в. д
В каком направлении от точки 1 расположена точка 2?
Задания Д2 C1 № 371
Точка 1 — 60° с. ш. 120° з. д.
Точка 2 — 3° ю. ш. 37° в. д.
В каком направлении от точки 1 находится точка 2?
Литосфера – твердая каменная оболочка Земли.
Она состоит из земной коры и верхней части мантии (до астеносферы).
Литосфера разбита на крупные блоки – литосферные плиты.
Плиты движутся относительно пластичной астеносферы.
Толщина литосферы меняется от 5 до 80 и более км.
Земная кора делится на два типа.
Материковая земная кора более мощная и твердая, чем океаническая.
Изучением литосферы занимаются ученые геологи.
По каким предложениям можно определить строение земной коры? Перечислите номера этих предложений.
Точка 2 (45° с. ш. 42° в. д.) расположена на территории известного географического объекта. Прочитайте текст, рассмотрите фотографию и укажите название этого географического объекта.
Этот географический объект (вершина) находится внутри самого большого материка, на территории самой большой страны мира по площади занимаемой территории. Его высота более 5,5 км и это самая высокая вершина в данной стране. Ученые считают, что это потухший вулкан, у которого когда-то было два кратера. Поэтому иногда его называют двухглавым.
Задания Д2 C1 № 491
Точка 1 – 45° с. ш. 120° з. д.
Точка 2 – 45° с. ш. 42° в. д.
Точка 2 (55° с. ш. 162° в. д.) расположена на территории известного географического объекта. Прочитайте текст, рассмотрите фотографию и укажите название этого географического объекта.
Этот географический объект расположен – расположен на территории крупного полуострова самого большого материка Земли. Он является самым высоким действующим вулканом не только крупнейшей страны мира, на территории которой находится, но и всего материка. Его высота составляет более 4,6 км над уровнем моря.
Найдите на карте точку 1 с координатами 20° ю. ш. 50° з. д.
Поставьте на карте точку 2 с координатами 55° с. ш. 162° в. д.
Задания Д2 C1 № 511
Точка 1 – 20° ю. ш. 50° з. д.
Точка 2 – 55° с. ш. 162° в. д.
Точка 2 расположена на территории крупного географического объекта. Прочитайте текст, рассмотрите фотографию и космический снимок и укажите название этого географического объекта.
Самая высокая горная система Земли, протянувшаяся между Тибетским нагорьем и Индо-Гангской равниной. Здесь расположены 10 вершин высотой более 8000 м, в том числе и высочайшая вершина мира — Джомолунгма (Эверест). Большая площадь занята ледниками; здесь берут начало реки Инд, Ганг, Брахмапутра. В горах обитает много видов
животных, обитающих только здесь, в том числе снежный барс (ирбис). В центральной части гор, на территории Непала, находится знаменитый национальный парк Сагарматха — один из памятников Всемирного природного
Найдите на карте точку 1 с координатами 8° с. ш. 81° в. д.
Поставьте на карте точку 2 с координатами 29° с. ш. 81° в. д.
Задания Д2 C1 № 585
Поставьте точки на карте по приведённым ниже координатам. Обозначьте эти точки соответственно цифрами 1 и 2.
Точка 1 — 8° с. ш. 81° в. д.
Точка 2 — 29° с. ш. 81° в. д.
Литосфера — твёрдая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.
Литосфера состоит из литосферных плит, разделённых разломами.
Литосферные плиты перемещаются по пластичному слою мантии, меняя расположение материков и океанов на поверхности Земли.
Внутренние силы Земли приводят в движение литосферные плиты.
При расхождении литосферных плит формируются хребты, такие хребты на дне океанов называют срединно-океаническими.
В местах столкновения литосферных плит образуются глубоководные желоба в океане, а на суше — молодые складчатые горы.
По каким предложениям можно сделать вывод о результатах движения литосферных плит? Запишите номера предложений.
Точка 2 расположена на территории крупного географического объекта. Прочитайте текст, рассмотрите фотографию и укажите название этого географического объекта.
Самая большая по площади пустыня нашей планеты. Она расположена в северной части Африки и охватывает территории более 10 стран, в том числе Египта, Алжира, Туниса. Пески занимают примерно четверть площади пустыни, на остальной её части преобладает каменистый грунт. Пустыню пересекает одна из самых крупных рек мира — Нил. В долине Нила и оазисах встречаются плодородные земли. Сухие русла небольших рек — вади заполняются водой лишь на короткое время
после редких дождей.
Найдите на карте точку 1 с координатами 26° с. ш. 52° в. д.
Поставьте на карте точку 2 с координатами 26° с. ш. 10° в. д.
Задания Д2 C1 № 605
Точка 1 — 26° с. ш. 52° в. д.
Точка 2 — 26° с. ш. 10° в. д.
Рельеф Земли — это совокупность неровностей на её поверхности.
Внутренние силы Земли создают крупные формы рельефа: материки и впадины океанов, равнины и горы.
Внешние силы изменяют облик рельефа, созданного внутренними силами.
К внешним силам Земли относятся деятельность ветра, текучих вод, ледников, силы тяжести, а также деятельность человека.
Внешние силы создают такие формы рельефа, как овраги, речные
долины, каньоны, барханы, моренные холмы.
В результате хозяйственной деятельности человека на поверхности Земли возникают терриконы, котлованы, карьеры.
По каким предложениям можно сделать вывод о формах рельефа, созданных внутренними и внешними силами Земли? Запишите номера предложений.
Точка 1 расположена на территории крупного географического объекта. Прочитайте текст, рассмотрите фотографию и укажите название этого географического объекта.
Самая длинная горная система Земли, протянувшаяся с севера на юг вдоль всего тихоокеанского побережья Южной Америки. Её самая высокая вершина — гора Аконкагуа. Здесь много потухших и действующих вулканов, часты сильные землетрясения. В высокогорных районах местные жители разводят лам и альпак, их ценят за тёплую
шерсть и используют как вьючных животных. В лесах нижней части гор много птиц, в том числе самая маленькая птица на Земле — колибри. На территории этой горной системы существовала древняя империя инков.
Найдите на карте точку 1 с координатами 19° ю. ш. 68° з. д.
Поставьте на карте точку 2 с координатами 19° ю. ш. 45° в. д.
Задания Д2 C1 № 665
Точка 1 — 19° ю. ш. 68° з. д.
Точка 2 — 19° ю. ш. 45° в. д.
Самая большая по площади пустыня нашей планеты. Она расположена в северной части Африки и охватывает территории более 10 стран, в том числе Египта, Алжира, Туниса. Пески занимают примерно четверть площади пустыни, на остальной её части преобладает каменистый грунт. Пустыню пересекает одна из самых крупных рек мира — Нил. В долине Нила и оазисах встречаются плодородные земли. Сухие русла небольших рек — вади заполняются водой лишь на короткое время после редких дождей.
Найдите на карте точку 1 с координатами 65° с. ш. 15° в. д.
Поставьте на карте точку 2 с координатами 23° с. ш. 15° в. д.
Задания Д2 C1 № 685
Точка 1 — 65° с. ш. 15° в. д.
Точка 2 — 23° с. ш. 15° в. д.
Верхняя твёрдая оболочка Земли называется литосфера.
Учёные установили, что литосфера состоит из литосферных плит, которые медленно перемещаются по пластичному слою мантии.
Движение литосферных плит постепенно меняет расположение материков и океанов на поверхности Земли.
Процессы, происходящие в литосфере: извержения вулканов, землетрясения, вертикальные и горизонтальные движения — формируют рельеф планеты.
Земная кора — это верхняя часть литосферы.
В земной коре сосредоточены разнообразные полезные ископаемые, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности.
По каким предложениям можно сделать вывод о значении литосферы в природе и жизни человека? Запишите номера предложений.
Прочитайте текст и выполните задание.
Рельеф Земли — это совокупность неровностей на её поверхности.
Внутренние силы Земли создают крупные формы рельефа: материки и впадины океанов, равнины и горы.
Внешние силы изменяют облик рельефа, созданного внутренними силами.
К внешним силам Земли относятся деятельность ветра, текучих вод, ледников, сила тяжести, а также деятельность человека.
Внешние силы создают такие формы рельефа, как овраги, речные долины, каньоны, барханы, моренные холмы.
В результате хозяйственной деятельности человека на поверхности Земли возникают терриконы, котлованы, карьеры.
Самая длинная горная система Земли, протянувшаяся с севера на юг вдоль всего тихоокеанского побережья Южной Америки. Её самая высокая вершина — гора Аконкагуа. Здесь много потухших и действующих вулканов, часты сильные землетрясения. В высокогорных районах местные жители разводят лам и альпак, их ценят за тёплую шерсть и используют как вьючных животных. В лесах нижней части гор много птиц, в том числе самая маленькая птица на Земле — колибри. На территории этой горной системы существовала древняя империя инков.
Задания Д2 C1 № 815
Поставьте точки на карте по приведённым ниже координатам. Обозначьте эти точки соответственно цифрами 1 и 2.
Самая высокая горная система Земли, протянувшаяся между Тибетским нагорьем и Индо-Гангской равниной. Здесь расположены 10 вершин высотой более 8000 м, в том числе и высочайшая вершина мира — Джомолунгма (Эверест). Большая площадь занята ледниками; здесь берут начало реки Инд, Ганг, Брахмапутра. В горах встречаются животные, обитающие только здесь, в том числе снежный барс (ирбис). В центральной части гор, на территории Непала, находится знаменитый национальный парк Сагарматха — один из памятников Всемирного природного наследия.
Задания Д2 C1 № 875
Извержение вулкана — завораживающее зрелище и грозное явление природы, которое изучает специальная наука — вулканология.
Раскалённая магма из очага, расположенного в верхней мантии, поднимается по трещинам в земной коре.
Под огромным давлением магма вырывается из-под земли и изливается на поверхность в виде лавы.
Лава застывает, образуя конусовидную гору с кратером на вершине.
Такие вулканические конусы встречаются в разных районах Земли, где процесс формирования земной коры продолжается до сих пор, и могут иметь различную высоту.
Самыми высокими действующими вулканами мира считаются вулканы Льюльяйльяко высотой 6723 м и Котопахи высотой 5897 м, расположенные в Андах.
По каким предложениям можно сделать вывод о том, как происходит извержение вулкана? Запишите номера предложений.
Варианты ВПР 2023 года по географии 6 класс все новые варианты заданий с ответами и решением для подготовки к всероссийской проверочной работе по географии для 6 класса. Работа включает в себя 9 заданий.
Каждый примерный вариант ФИПИ составлен по новой демоверсии ФИОКО 2023 года. Дата проведения решу ВПР в школах России с 15 марта по 25 мая 2023 года.
ВПР 2023 по географии 6 класс 2 вариант
1. Рассмотрите карту мира и выполните задания. 1.1. Запишите названия океанов, обозначенных на карте буквами А и Б.
1.2. С каким из названных Вами океанов связаны открытия путешественников и первооткрывателей, изображённых на портретах? Укажите в ответе букву, которой обозначен этот океан на карте.
Рассмотрите карту мира и выполните задания. 2.1. Найдите на карте точку 1 с координатами 35° с. ш. 90° в. д. Поставьте на карте точку 2 с координатами 35° с. ш. 15° в. д. В каком направлении от точки 1 расположена точка 2?
2.2. Точка 1 расположена на территории крупного географического объекта. Прочитайте текст, рассмотрите фотографию и укажите название этого географического объекта. Крупнейшее по площади и высоте нагорье на Земле, расположенное в Центральной Азии. Средняя высота нагорья составляет 4–5 тыс. м над уровнем моря. Климат здесь очень сухой, что обусловлено высотой нагорья и его положением внутри материка. Среднегодовое количество осадков не превышает 100–200 мм. Зимы отличаются сильными морозами. Вершины хребтов покрыты ледниками. Здесь берут начало крупные реки: Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Инд. Это местообитание разнообразных копытных – диких яков, горных баранов. Нагорье известно тем, что на его территории находится обитель буддийских монахов. Запишите название этого географического объекта.
3. Рассмотрите фрагмент топографической карты и выполните задания. 3.1. На каком берегу реки Копытовки находится геодезический знак? Подчеркните верный ответ. В каком направлении от геодезического знака расположена метеостанция?
3.2. Определите протяжённость маршрута А–В на местности с помощью масштаба карты. Для выполнения задания используйте линейку. Расстояние на карте измеряйте по центрам точек.
3.3. Какой из изображённых на фотографиях объектов может быть размещён на участке, по которому проходит маршрут А–В? Укажите в ответе букву, которой обозначен этот объект. Какая особенность участка, по которому проходит маршрут А–В, определила Ваш выбор?
4.1. Разница во времени между городами Калининградом и Тюменью составляет +3 часа, так как Тюмень расположена восточнее Калининграда, и день там наступает раньше. На рисунках представлены показания часов в этих городах в тот момент, когда в Калининграде 2 часа дня. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах.
4.2. Виктория живёт в Калининграде. Что она делает в указанное Вами время? Используйте для ответа приведённый режим дня школьника. Что в это же время делает её сверстница Марина, которая живёт в Тюмени, если она соблюдает тот же режим дня, что и Виктория?
4.3. Чем обусловлена разница во времени в разных частях Земли?
5.2. В какой из указанных природных зон могли быть сделаны представленные фотографии? Запишите название природной зоны.
6.1. На метеорологической станции города N в марте были проведены наблюдения за направлением ветра. По результатам наблюдений метеорологи построили розу ветров. Рассмотрите розу ветров и ответьте на вопросы. Какой ветер чаще всего дул в марте? В каком направлении дует этот ветер?
6.2. Выберите рисунок, на котором знаками отображена погода в тот день, когда дул южный ветер. Запишите в ответе букву, которой обозначен этот рисунок.
6.3. Артём в течение дня наблюдал за погодой и описал её в дневнике наблюдений. Прочитайте это описание и отобразите его с помощью условных обозначений так, как на представленных выше рисунках.
7. Прочитайте текст и выполните задание.
Долгое время строение Земли было загадкой для учёных, которую они сумели разгадать, заглянув в глубь нашей планеты с помощью современных приборов.
Поверхность Земли покрывает каменная оболочка – земная кора.
Толщина и состав этой оболочки под материками и океанами разные.
Под земной корой располагается мантия.
С греческого языка это слово означает «покрывало».
Под мантией, на глубине около 2900 км от поверхности, скрыто ядро Земли, имеющее форму шара радиусом почти 3500 км и состоящее из внешней и внутренней частей. По каким предложениям можно сделать вывод о строении Земли? Запишите номера предложений.
8. Рассмотрите фотографию с изображением опасного явления природы. Запишите его название. В какой части географической оболочки Земли зарождается это явление?
9.1. Расположите страны в порядке уменьшения численности населения, начиная со страны с самой большой численностью. Запишите в ответе последовательность порядковых номеров этих стран.
9.2. В какой стране преобладает мужское население? Запишите в ответе название страны. В каких двух странах доля женского населения одинакова? Запишите в ответе названия стран.
9.3. В какой стране, из указанных в таблице, сделана представленная фотография? Запишите в ответе название страны. К какой расе относится большинство населения указанной Вами страны?
2 вариант ответы и задания
1.2. С каким из названных Вами океанов связаны открытия путешественников и исследователей, изображённых на портретах? Укажите в ответе букву, обозначающую на карте океан, по которому проходили маршруты их экспедиций.
Рассмотрите карту мира и выполните задания. 2.1. Найдите на карте точку 1 с координатами 65° с. ш. 18° з. д. Поставьте на карте точку 2 с координатами 65° с. ш. 36° в. д. В каком направлении от точки 1 расположена точка 2?
2.2. Точка 1 расположена на территории крупного географического объекта. Прочитайте текст, рассмотрите фотографию и космический снимок и укажите название этого географического объекта. Остров, расположенный в северной части Атлантического океана. Он находится вблизи полярного круга, между островом Гренландия и Скандинавским полуостровом. Этот остров называют «страной льда и огня». Почти вся территория острова – вулканическое плато, на 10% покрытое ледниками. Здесь много действующих вулканов, самый крупный из них – Гекла; при извержении он выбрасывает огромное количество пепла. Здесь распространены горячие источники – гейзеры, которые являются одной из главных достопримечательностей острова. Запишите название этого географического объекта.
3.1. На каком берегу реки Быстрой находится колодец? Подчеркните верный ответ. В каком направлении от колодца расположен мост?
4.1. Разница во времени между городами Ижевском и Калининградом составляет –2 часа, так как Калининград расположен западнее Ижевска, и день там наступает позже. На рисунках представлены показания часов в этих городах в тот момент, когда в Ижевске 2 часа дня. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах.
4.2. Рустам живёт в Ижевске. Урок по какому предмету у Рустама в школе в указанное Вами время? Используйте для ответа приведённое расписание уроков. Урок по какому предмету в это время у его сверстницы Веры, которая живёт в Калининграде, если у неё такое же расписание уроков, что и у Рустама?
6.1. На метеорологической станции города N в течение года наблюдали за температурой воздуха. По результатам наблюдений метеорологи построили график годового хода температуры. Рассмотрите график годового хода температуры и ответьте на вопросы. Какой месяц был самым холодным в году? Какова годовая амплитуда температур?
6.2. Выберите рисунок, на котором знаками отображена погода в тот день, когда шёл дождь. Запишите в ответе букву, которой обозначен этот рисунок.
6.3. Тамара в течение дня наблюдала за погодой и описала её в дневнике наблюдений. Прочитайте это описание и отобразите его с помощью условных обозначений так, как на представленных выше рисунках.
7. Прочитайте текст и выполните задание.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли, которая состоит из смеси газов, обладающих различными свойствами.
Мощность земной атмосферы достигает 1000 км.
Основные газы в составе атмосферы – азот, кислород и аргон.
Больше всего в атмосфере азота – 78%; на долю кислорода, необходимого для дыхания всего живого на планете, приходится 21%.
Атмосфера защищает нашу планету от метеоритов и вредного ультрафиолетового излучения.
Для большинства живых организмов атмосфера является средой обитания. По каким предложениям можно сделать вывод о составе воздуха атмосферы? Запишите номера предложений.
8. Рассмотрите фотографию с изображением опасного явления природы. Запишите его название. Какая из перечисленных причин возникновения данного явления связана с сильным ветром?
9.1. Расположите страны в порядке увеличения площади территории, начиная со страны с самой маленькой территорией. Запишите в ответе последовательность порядковых номеров этих стран.
9.2. В какой стране наименьшая численность населения? Запишите в ответе название страны. В каких двух странах плотность населения более 200 чел./км 2 ? Запишите в ответе названия стран.
9.3. В какой стране, из указанных в таблице, сделана представленная фотография? Запишите в ответе название страны. Какие горы расположены на территории указанной Вами страны?
3 вариант ответы и задания
1.2. С каким из названных Вами океанов, в котором проводились исследования по изучению самого глубокого океанического жёлоба, связаны экспедиции кораблей, представленных на изображениях? Укажите в ответе букву, которой обозначен этот океан на карте.
2.1. Найдите на карте точку 1 с координатами 58° с. ш. 20° в. д. Поставьте на карте точку 2 с координатами 58° с. ш. 65° з. д. В каком направлении от точки 1 расположена точка 2?
2.2. Точка 1 расположена на территории крупного географического объекта. Прочитайте текст, рассмотрите фотографию и укажите название этого географического объекта. Море на северо-западе Европы, глубоко вдающееся в сушу. Это море принадлежит бассейну Атлантического океана. Оно не очень большое по площади, но омывает берега девяти стран. На берегах одного из крупных заливов этого моря – Финского, в месте впадения в него реки Невы, расположен город Санкт-Петербург. Море имеет небольшую глубину и обширные песчаные отмели. По берегам растут вековые сосны, а песок, перемещаемый ветрами, образует дюны. На побережье моря добывают янтарь. Здесь много курортов: Светлогорск, Юрмала, Паланга и др. Запишите название этого географического объекта.
3.1. На каком берегу реки Малой находится электростанция? Подчеркните верный ответ. В каком направлении от электростанции расположена пещера?
3.3. Какой из изображённых на фотографиях объектов может быть размещён в начальной точке маршрута А–В? Укажите в ответе букву, которой обозначен этот объект. Какая особенность размещения начальной точки маршрута А–В определила Ваш выбор?
4.1. Разница во времени между городами Казанью и Тайшетом составляет +5 часов, так как Тайшет расположен восточнее Казани, и день там наступает раньше. На рисунках представлены показания часов в этих городах в тот момент, когда в Казани 3 часа дня. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах.
4.2. Владимир живёт в Казани. Что он делает в указанное Вами время? Используйте для ответа приведённый режим дня школьника. Что в это же время делает его сверстница Оксана, которая живёт в Тайшете, если она соблюдает тот же режим дня, что и Владимир?
4.3. Чем обусловлена разница во времени в разных частях Земли? 1) высотой над уровнем моря 2) осевым движением Земли 3) сменой дня и ночи 4) удалённостью от полюсов Земли
6.1. На метеорологической станции города N в апреле были проведены наблюдения за направлением ветра. По результатам наблюдений метеорологи построили розу ветров. Рассмотрите розу ветров и ответьте на вопросы. Какой ветер чаще всего дул в апреле? В каком направлении дует этот ветер?
6.2. Выберите рисунок, на котором знаками отображена погода в тот день, когда был дождь. Запишите в ответе букву, которой обозначен этот рисунок.
6.3. Николай в течение дня наблюдал за погодой и описал её в дневнике наблюдений. Прочитайте это описание и отобразите его с помощью условных обозначений так, как на представленных выше рисунках.
7. Прочитайте текст и выполните задание.
Рельеф Земли — это совокупность неровностей на её поверхности.
Внутренние силы Земли создают крупные формы рельефа: материки и впадины океанов, равнины и горы.
Внешние силы изменяют облик рельефа, созданного внутренними силами.
К внешним силам Земли относятся деятельность ветра, текучих вод, ледников, сила тяжести, а также деятельность человека.
Внешние силы создают такие формы рельефа, как овраги, речные долины, каньоны, барханы, моренные холмы.
В результате хозяйственной деятельности человека на поверхности Земли возникают терриконы, котлованы, карьеры. По каким предложениям можно сделать вывод о формах рельефа, созданных внутренними и внешними силами Земли? Запишите номера предложений.
8. Рассмотрите фотографию с изображением последствий опасного явления природы. Запишите его название. Что из перечисленного относится к признакам возникновения этого явления?
9.2. В какой стране показатель рождаемости меньше, чем показатель смертности? Запишите в ответе название страны. В каких двух странах показатели смертности одинаковы? Запишите в ответе названия стран.
9.3. В какой стране, из указанных в таблице, сделана представленная фотография? Запишите в ответе название страны. Какая природная зона занимает почти всю территорию указанной Вами страны?
ВПР 2023 варианты и ответы для 6 класса
ВПР 2023 ответы и задания всероссийские проверочные работы