В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ ЕГЭ В 2022 ГОДУ БУДЕТ ВВЕДЕН НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ

Установленные документом особенности распространяются на граждан, в том числе иностранных, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств:

находящихся в РФ и осваивающих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, зачисленных в организации, осуществляющие образовательную деятельность;

находящихся в иностранных государствах и осваивающих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории РФ, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования или самообразования с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий.

Дата публикации на сайте: 12.05.2022

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе
КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 538 “Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования для граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств, в 2022 году” (официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 4 апреля 2022 г.) и в соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134), пунктом 1 и подпунктами 4.2.25 и 4.2.26 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343; 2019, N 51, ст. 7631), пунктом 1 и подпунктами 5.2.7 и 5.2.8 пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5344; 2022, N 1, ст. 175), приказываем:

Утвердить прилагаемые особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2022 году.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 мая 2022 г. Регистрационный N 68452

УТВЕРЖДЕНЫприказом Министерства просвещенияРоссийской Федерации и Федеральнойслужбы по надзору в сфереобразования и наукиот 13 апреля 2022 г. N 230/515

1. Настоящие Особенности распространяются на являющихся участниками государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее соответственно – ГИА-9, ГИА-11) граждан, в том числе иностранных, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств:

а) находящихся в Российской Федерации и осваивающих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, зачисленных в организации, осуществляющие образовательную деятельность;

б) находящихся в иностранных государствах и осваивающих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования или самообразования с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий.

2. Граждане, указанные в подпункте “а” пункта 1 настоящих Особенностей, вправе по своему выбору пройти ГИА-9 или ГИА-11 в формах, установленных соответственно Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 189/1513 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2018 г., регистрационный N 52953) (далее – Порядок ГИА-9), Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 190/1512 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2018 г., регистрационный N 52952) (далее – Порядок ГИА-11), или в форме промежуточной аттестации в соответствии с пунктами 9-11 настоящих Особенностей.

3. Граждане, указанные в подпункте “б” пункта 1 настоящих Особенностей, проходят ГИА-9 или ГИА-11 в форме промежуточной аттестации в соответствии с пунктами 9-11 настоящих Особенностей.

4. Граждане, указанные в подпункте “а” пункта 1 настоящих Особенностей, вправе изменить выбранную форму ГИА-9, ГИА-11 соответственно. В этом случае указанные граждане подают заявления в государственную экзаменационную комиссию с указанием измененной формы ГИА-9, ГИА-11 соответственно. Заявления подаются не позднее чем за две недели до начала соответствующего периода проведения экзаменов.

5. В случае выбора гражданами, указанными в подпункте “а” пункта 1 настоящих Особенностей, прохождения ГИА-9, ГИА-11 в формах, установленных Порядком ГИА-9 или Порядком ГИА-11 соответственно, на указанных граждан Порядок ГИА-9, Порядок ГИА-11 не распространяются в части сроков подачи заявлений об участии в ГИА-9, ГИА-11 и условий повторного допуска участников ГИА-9, ГИА-11 к сдаче экзаменов в дополнительный период.

6. Граждане, указанные в подпункте “а” пункта 1 настоящих Особенностей, проходящие ГИА-9, ГИА-11 в формах, установленных Порядком ГИА-9 или Порядком ГИА-11 соответственно, подают заявления об участии соответственно в ГИА-9, ГИА-11 в случае если такие заявления не были поданы ранее в сроки, установленные соответственно Порядком ГИА-9, Порядком ГИА-11, не позднее чем за две недели до начала соответствующего периода проведения экзаменов.

7. Гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Особенностей, не прошедшим ГИА-9 или получившим на ГИА-9 неудовлетворительные результаты более чем по двум учебным предметам, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному или двум учебным предметам на ГИА-9 в резервные сроки, предоставляется право пройти ГИА-9 в форме промежуточной аттестации по образовательным программам основного общего образования.

8. Гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Особенностей, не прошедшим ГИА-11 по обязательным учебным предметам, либо получившим на ГИА-11 неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА-11 в резервные сроки, предоставляется право пройти ГИА-11 в форме промежуточной аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

9. На граждан, указанных в подпункте “а” пункта 1 настоящих Особенностей, принявших решение о прохождении соответственно ГИА-9, ГИА-11 в форме промежуточной аттестации, а также на граждан, указанных в подпункте “б” пункта 1 настоящих Особенностей, Порядок ГИА-9, Порядок ГИА-11 не распространяются в части организации и проведения ГИА-9, ГИА-11 соответственно.

10. Граждане, указанные в пункте 9 настоящих Особенностей, проходят ГИА-9 в форме промежуточной аттестации, результаты которой признаются результатами ГИА-9 и являются основанием для выдачи указанным гражданам аттестатов об основном общем образовании путем выставления по всем учебным предметам учебного плана, изучавшимся в IX классе, итоговых отметок по результатам промежуточной аттестации или определяемых как среднее арифметическое четвертных (триместровых) отметок за IX класс (при наличии).

11. Граждане, указанные в пункте 9 настоящих Особенностей, проходят ГИА-11 в форме промежуточной аттестации, результаты которой признаются результатами ГИА-11 и являются основанием для выдачи указанным гражданам аттестатов о среднем общем образовании путем выставления по всем учебным предметам учебного плана образовательной программы среднего общего образования итоговых отметок по результатам промежуточной аттестации или определяемых как среднее арифметическое полугодовых (четвертных, триместровых) и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по указанной программе (при наличии).

Особенности распространяются на граждан, в т. ч. иностранных, обучавшихся за рубежом и вынужденных прервать обучение в связи с недружественными действиями иностранных государств, находящихся:

– в России и осваивающих аккредитованные программы основного и среднего общего образования, зачисленных в образовательные организации;

– в иностранных государствах и обучающихся по указанным программам в образовательных организациях, осуществляющих деятельность в России, а также вне таких организаций в форме семейного образования или самообразования с применением электронного обучения и (или) дистанционно.

Так, для первой категории обучающихся ГИА-9 и ГИА-11 проводятся формах ОГЭ и ЕГЭ соответственно, ГВЭ, в форме, устанавливаемой ОИВ субъектов РФ, либо по выбору учеников в форме промежуточной аттестации. Для второй категории школьников ГИА пройдет в форме промежуточной аттестации.

Не прошедшие ГИА либо получившие по ней неудовлетворительные результаты, в т. ч. повторно, могут пройти ее в форме промежуточной аттестации.

Приказ Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13 апреля 2022 г. N 230/515 “Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2022 году”

Вступает в силу с 22 мая 2022 г.

официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 11 мая 2022 г. N 0001202205110054

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N СК-228/03

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ N 01-169/08-01

ПИСЬМО от 6 августа 2021 года

Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки была создана межведомственная рабочая группа по рассмотрению вопроса оптимизации количества проводимых в общеобразовательных организациях проверочных и иных диагностических работ, в состав которой вошли представители Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Комитета Государственной Думы по образованию и науке, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и научного сообщества (далее – рабочая группа).

По итогам проведенной работы подготовлены рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году.

Направляем указанные рекомендации для использования в работе с муниципальными органами управления образованием и общеобразовательными организациями.

Министр просвещения Российской Федерации С. С. КРАВЦОВ

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А. А. МУЗАЕВ

1.1. Понятие оценочных процедур

В настоящих рекомендациях рассматриваются контрольные, проверочные и диагностические работы, которые выполняются всеми обучающимися в классе одновременно и длительность которых составляет не менее тридцати минут. Все перечисленные виды работ называются оценочными процедурами.

Под контрольной или проверочной работой в данных рекомендациях понимается форма текущего контроля успеваемости или промежуточной аттестации обучающихся, реализуемая в рамках образовательного процесса в общеобразовательной организации и нацеленная на оценку достижения каждым обучающимся и/или группой обучающихся (классом, всеми классами образовательной организации, всеми образовательными организациями муниципалитета или субъекта Российской Федерации и т.д.) требований к предметным и/или метапредметным результатам обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ФГОС) при освоении образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.

Под диагностической работой в данных рекомендациях понимается форма оценки или мониторинга результатов обучения, реализуемая в рамках учебного процесса в общеобразовательной организации и нацеленная на выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся, включая достижение каждым обучающимся и/или группой обучающихся (классом, всеми классами образовательной организации, всеми образовательными организациями муниципалитета или субъекта Российской Федерации и т.д.) требований к предметным и/или метапредметным, и/или личностным результатам обучения в соответствии с ФГОС, а также факторы, обусловливающие выявленные результаты обучения.

1.2. Уровни оценочных процедур

В настоящее время в Российской Федерации сложилась практика организации и проведения оценочных процедур трех уровней.

Федеральные оценочные процедуры

Согласно части 3 статьи 97 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ) мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках оценки качества образования, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Организация мониторинга системы образования осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (часть 4 статьи 97 Федерального закона N 273-ФЗ).

Результаты национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результаты участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях относятся к Перечню обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 “Об осуществлении мониторинга системы образования” (далее – Постановление).

Согласно пункту 5 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных Постановлением, Рособрнадзор осуществляет сбор и обработку результатов, а также организацию проведения национальных и международных исследований качества образования, иных аналогичных оценочных мероприятий.

Мониторинг вышеуказанных данных осуществляется в соответствии с Показателями мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях, утвержденными приказом Рособрнадзора, Минпросвещения России, Минобрнауки России от 18.12.2019 N 1684/694/1377 (далее – Приказ).

В соответствии с методикой расчета показателя, утвержденной Приказом, расчет показателя “Доли обучающихся образовательных организаций, достигших минимального уровня подготовки” осуществляется на основании результатов всероссийских проверочных работ (далее – ВПР).

Согласно пункту 10 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286, и пункту 9 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287, требования к предметным результатам формулируются с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований).

Таким образом, на основании вышеуказанных норм Рособрнадзор осуществляет мониторинг системы образования путем проведения на регулярной основе всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования (диагностические работы), а также обеспечивает участие образовательных организаций Российской Федерации в международных сравнительных исследованиях качества образования (диагностические работы).

Результаты проводимых на федеральном уровне оценочных процедур могут быть использованы для анализа и организации учебно-методической работы на региональном и муниципальном уровнях, на уровне образовательной организации.

Региональные оценочные процедуры

Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, среди которых:

разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;

обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в большинстве субъектов Российской Федерации принята практика проведения оценочных процедур регионального уровня.

Оценочные процедуры, проводимые общеобразовательной организацией

В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации.

Формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяется локальными нормативными актами образовательной организации (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ)

В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 N 115, освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность, порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно.

2. Рекомендации по упорядочиванию оценочных процедур

При планировании оценочных процедур на региональном уровне и на уровне образовательной организации необходимо учитывать наличие информации, получаемой в ходе федеральных оценочных процедур, и избегать дублирования по содержанию различных оценочных процедур.

2.1. В целях упорядочивания системы оценочных процедур, проводимых в общеобразовательной организации (далее – ОО), рекомендуется:

а) проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году;

б) не проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании;

в) не проводить для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день;

г) исключить ситуации замещения полноценного учебного процесса в соответствии с образовательной программой многократным выполнением однотипных заданий конкретной оценочной процедуры, проведения “предварительных” контрольных или проверочных работ непосредственно перед планируемой датой проведения оценочной процедуры;

д) при проведении оценочной процедуры учитывать необходимость реализации в рамках учебного процесса таких этапов, как проверка работ обучающихся, формирование массива результатов оценочной процедуры, анализ результатов учителем, разбор ошибок, допущенных обучающимися при выполнении работы, отработка выявленных проблем, при необходимости – повторение и закрепление материала;

е) не использовать для проведения оценочных процедур копии листов с заданиями, полученные в результате ксерографии (возможно использование материалов, распечатанных на принтере с высоким разрешением, типографских бланков, учебников, записей на доске и т.п.).

Эффективным способом планирования работы, позволяющим минимизировать нагрузку обучающихся, является составление единого для ОО графика проведения оценочных процедур (далее – график) с учетом учебных периодов, принятых в ОО (четверть, триместр и т.д.), а также перечня учебных предметов.

2.2. В целях обеспечения открытости и доступности информации о системе образования ОО рекомендуется:

а) сформировать единый для ОО график на учебный год либо на ближайшее полугодие с учетом оценочных процедур, запланированных в рамках учебного процесса в ОО, и оценочных процедур федерального и регионального уровней, документы о проведении которых опубликованы на момент начала учебного года либо на момент начала полугодия (график может быть утвержден как отдельным документом, так и в рамках имеющихся локальных нормативных актов ОО, устанавливающих формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся);

б) разместить сформированный график не позднее чем через 2 недели после начала учебного года либо после начала полугодия, на которое формируется график, на сайте ОО на главной странице подраздела “Документы” раздела “Сведения об образовательной организации” в виде электронного документа.

График может быть скорректирован при наличии изменений учебного плана, вызванных:

участием ОО в проведении национальных или международных исследований качества образования в соответствии с Приказом в случае, если такое участие согласовано после публикации ОО графика;

другими значимыми причинами.

При участии ОО в проведении национальных или международных исследований качества образования в соответствии с Приказом график корректируется с сохранением условий, указанных в подпунктах “б – е” пункта 2.1 настоящих рекомендаций.

В случае корректировки графика его актуальная версия размещается на сайте ОО.

Памятка для учащихся и родителей.

Общая информация о порядке проведения ЕГЭ:

1. В целях обеспечения безопасности, обеспечения порядка и предотвращения фактов нарушения порядка проведения ЕГЭ пункты проведения экзаменов (ППЭ) оборудуются стационарными и (или) переносными металлоискателями; ППЭ и аудитории ППЭ оборудуются средствами видеонаблюдения; по решению государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) ППЭ оборудуются системами подавления сигналов подвижной связи.

2. Е ГЭ по всем учебным предметам начинается в 10:00 по местному времени.

3. Результаты экзаменов по каждому учебному предмету утверждаются, изменяются и (или) аннулируются председателем ГЭК. Изменение результатов возможно в случае проведения перепроверки экзаменационных работ. О проведении перепроверки сообщается дополнительно. Аннулирование результатов возможно в случае выявления нарушений Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52952) (далее — Порядок).

4. Результаты ГИА признаются удовлетворительными в случае, если участник ГИА по обязательным учебным предметам (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня) набрал количество баллов не ниже минимального, определяемого Рособрнадзором, а при сдаче ЕГЭ по математике базового уровня получил отметку не ниже удовлетворительной (три балла).

5. Результаты ЕГЭ в течение одного рабочего дня утверждаются председателем ГЭК. После утверждения результаты ЕГЭ в течение одного рабочего дня передаются в образовательные организации для последующего ознакомления участников экзамена с полученными ими результатами ЕГЭ.

Ознакомление участников экзамена с утвержденными председателем ГЭК результатами ЕГЭ по учебному предмету осуществляется в течение одного рабочего дня со дня их передачи в образовательные организации. Указанный день считается официальным днем объявления результатов.

6. Результаты ЕГЭ по математике базового уровня признаются в качестве результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования общеобразовательными организациями и профессиональными образовательными организациями, и НЕ признаются как результаты вступительных испытаний по математике при приёме на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата и специалитета — в образовательные организации высшего образования.

Результаты ЕГЭ по математике профильного уровня признаются в качестве результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования общеобразовательными организациями и

профессиональными образовательными организациями, а также в качестве результатов вступительных испытаний по математике при приёме на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата и специалитета — в образовательные организации высшего образования.

7. Результаты ЕГЭ при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов.

Обязанности участника экзамена в рамках участия в ЕГЭ:

1. В день экзамена участник экзамена должен прибыть в ППЭ не менее чем за 45 минут до его начала. Вход участников экзамена в ППЭ начинается с 09:00 по местному времени.

2. Допуск участников экзамена в ППЭ осуществляется при наличии у них документов, удостоверяющих их личность, и при наличии их в списках распределения в данный ППЭ.

3. Если участник экзамена опоздал на экзамен, он допускается к сдаче ЕГЭ в установленном порядке, при этом время окончания экзамена не продлевается, о чем сообщается участнику экзамена.

В случае проведения ЕГЭ по иностранным языкам (письменная часть, раздел «Аудирование») допуск опоздавших участников в аудиторию после включения аудиозаписи не осуществляется (за исключением, если в аудитории нет других участников или, если участники в аудитории завершили прослушивание аудиозаписи). Персональное аудирование для опоздавших участников не проводится (за исключением случая, когда в аудитории нет других участников экзамена).

Повторный общий инструктаж для опоздавших участников экзамена не проводится. Организаторы предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков ЕГЭ.

В случае отсутствия по объективным причинам у участника ГИА документа, удостоверяющего личность, он допускается в ППЭ после письменного подтверждения его личности сопровождающим от образовательной организации.

В случае отсутствия документа, удостоверяющего личность, у участника ЕГЭ (выпускника прошлых лет) он не допускается в ППЭ. Повторно к участию в ЕГЭ по данному учебному предмету в резервные сроки указанные участники ЕГЭ могут быть допущены только по решению председателя ГЭК.

4. В день проведения экзамена (в период с момента входа в ППЭ и до окончания экзамена) в ППЭ участникам экзамена запрещается иметь при себе уведомление о регистрации на экзамены (необходимо оставить в месте для хранения личных вещей, которое организовано до входа в ППЭ, или отдать

сопровождающему), средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, выносить из аудиторий письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, из ППЭ и аудиторий ППЭ запрещается выносить экзаменационные материалы, в том числе КИМ и черновики на бумажном или электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы.

Рекомендуется взять с собой на экзамен только необходимые вещи. Иные личные вещи участники экзамена обязаны оставить в специально выделенном месте (помещении) для хранения личных вещей участников экзамена в здании (комплексе зданий), где расположен ППЭ. Указанное место для личных вещей участников экзамена организуется до установленной рамки стационарного металлоискателя или до места проведения уполномоченными лицами работ с использованием переносного металлоискателя.

5. Участники экзамена занимают рабочие места в аудитории в соответствии со списками распределения. Изменение рабочего места запрещено.

6. Во время экзамена участникам экзамена запрещается общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории и ППЭ, выходить из аудитории без разрешения организатора.

При выходе из аудитории во время экзамена участник экзамена должен оставить экзаменационные материалы, черновики и письменные принадлежности на рабочем столе.

7. Участники экзамена, допустившие нарушение указанных требований или иные нарушения Порядка, удаляются с экзамена. По данному факту лицами, ответственными за проведение ЕГЭ в ППЭ, составляется акт, который передаётся на рассмотрение председателю ГЭК. Если факт нарушения участником экзамена Порядка подтверждается, председатель ГЭК принимает решение об аннулировании результатов участника экзамена по соответствующему учебному предмету.

Нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 4 ст. 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

8. Экзаменационная работа выполняется гелевой, капиллярной ручкой с чернилами черного цвета. Экзаменационные работы, выполненные другими письменными принадлежностями, не обрабатываются и не проверяются.

Права участника экзамена в рамках участия в ЕГЭ:1. Участник экзамена может при выполнении работы использовать черновики со штампом образовательной организации, на базе которой организован ППЭ, и делать пометки в КИМ (в случае проведения ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») черновики не выдаются).

Внимание! Черновики и КИМ не проверяются и записи в них не учитываются при обработке экзаменационной работы.

2. Участник экзамена, который по состоянию здоровья или другим

объективным причинам не может завершить выполнение экзаменационной работы, имеет право досрочно сдать экзаменационные материалы и покинуть аудиторию. В этом случае участник экзамена в сопровождении организатора проходит

в медицинский кабинет, куда приглашается член ГЭК. В случае согласия участника экзамена досрочно завершить экзамен составляется Акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам. В дальнейшем участник экзамена по решению председателя ГЭК сможет сдать экзамен по данному предмету в резервные сроки.

3. Участники экзамена, досрочно завершившие выполнение экзаменационной работы, могут покинуть ППЭ. Организаторы принимают у них все экзаменационные материалы.

4. В случае если участник ГИА получил неудовлетворительные результаты по одному из обязательных учебных предметов (русский язык или математика), он допускается повторно к ГИА по данному учебному предмету в текущем учебном году в резервные сроки (не более одного раза).

Участникам экзамена, получившим неудовлетворительный результат по учебным предметам по выбору, предоставляется право пройти ГИА по соответствующим учебным предметам не ранее чем через год в сроки и формах, установленных Порядком.

5. Участникам ГИА, не прошедшим ГИА или получившим на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки, предоставляется право пройти ГИА по соответствующим учебным предметам не ранее 1 сентября текущего года в сроки и в формах, установленных Порядком. Для прохождения повторной ГИА обучающиеся восстанавливаются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, на срок, необходимый для прохождения ГИА.

6. Участник экзамена имеет право подать апелляцию о нарушении установленного Порядка проведения ГИА и (или) о несогласии с выставленными баллами в конфликтную комиссию.

Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры заданий по учебным предметам, а также по вопросам, связанным с оцениванием результатов выполнения заданий экзаменационной работы с кратким ответом, нарушением обучающимся, выпускником прошлых лет требований настоящего Порядка и неправильным заполнением бланков ЕГЭ.

Участники экзамена заблаговременно информируются о времени, месте и порядке рассмотрения апелляций.

Участник экзамена и (или) его родители (законные представители) при желании присутствуют при рассмотрении апелляции.

Апелляцию о нарушении установленного Порядка проведения ГИА участник экзамена подает в день проведения экзамена члену ГЭК, не покидая ППЭ.

При рассмотрении апелляции о нарушении установленного Порядка проведения ГИА конфликтная комиссия рассматривает апелляцию и заключение о результатах проверки и выносит одно из решений:

об отклонении апелляции;об удовлетворении апелляции.

При удовлетворении апелляции результат экзамена, по процедуре которого участником экзамена была подана апелляция, аннулируется и участнику экзамена предоставляется возможность сдать экзамен по учебному предмету в иной день, предусмотренный единым расписанием проведения ЕГЭ.

Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней после официального дня объявления результатов экзамена по соответствующему учебному предмету. Участники ГИА подают апелляцию о несогласии с выставленными баллами в образовательную организацию, которой они были допущены к ГИА, участники ЕГЭ — в места, в которых они были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ, а также в иные места, определенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования (далее — ОИВ).

При рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия запрашивает распечатанные изображения экзаменационной работы, электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов участников экзамена, копии протоколов проверки экзаменационной работы предметной комиссией и КИМ участников экзамена, подавших апелляцию.

Указанные материалы предъявляются участникам экзамена (в случае его присутствия при рассмотрении апелляции).

До заседания конфликтной комиссии по рассмотрению апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия устанавливает правильность оценивания экзаменационной работы участника экзамена, подавшего апелляцию. Для этого к рассмотрению апелляции привлекаются эксперты предметной комиссии по соответствующему учебному предмету. В случае если эксперты не дают однозначного ответа о правильности оценивания экзаменационной работы конфликтная комиссия обращается в Комиссию по разработке КИМ по соответствующему учебному предмету с запросом о разъяснениях по критериям оценивания. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов (отсутствие технических ошибок и ошибок оценивания экзаменационной работы) или об удовлетворении апелляции и изменении баллов (наличие технических ошибок и (или) ошибок оценивания экзаменационной работы). Баллы могут быть изменены как в сторону повышения, так и в сторону понижения.

Апелляции о нарушении установленного Порядка проведения ГИА и (или) о несогласии с выставленными баллами могут быть отозваны участниками экзамена по их собственному желанию. Для этого участник экзамена пишет заявление об отзыве поданной им апелляции. Участники ГИА подают соответствующее заявление в письменной форме в образовательные организации, которыми они были допущены в установленном порядке к ГИА, участники ЕГЭ — в конфликтную комиссию или в иные места, определенные ОИВ.

В случае отсутствия заявления об отзыве поданной апелляции, и неявки участника ГИА на заседание конфликтной комиссии, на котором рассматривается апелляция, конфликтная комиссия рассматривает его апелляцию в установленном порядке.

Из Методических рекомендаций по организации и проведению ГИА-2022.