В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ РФ ДОЛЖНА СОХРАНИТЬ СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЗАПАДНЫХ СТРАН

Новости и аналитика

Россия занимает лидирующие места в международных исследованиях качества образования TIMSS и PIRLS

На днях были объявлены итоги международного исследования качества образования по естествознанию и математике, где московские школьники показали очень высокие результаты. Что это за исследование и для чего оно вообще нужно, «Мелу» рассказала Елена Камзеева, начальник отдела Московского центра качества образования.

Что такое TIMSS и зачем его проводят

Исследование TIMSS — это международное сравнительное исследование качества математического и естественно-научного образования, которое проводит международная ассоциация IEA. Цель исследования — оценить уровень подготовки учащихся 4-х и 8-х классов по математике и естественным наукам, а также сравнить образовательные системы мира.

Исследование проводится с 1995 года каждые 4 года. В 2019 году прошел седьмой цикл исследования. В нем приняли участие 64 страны и 8 отдельных территорий/регионов, включая Москву, которая первый раз здесь выступала как самостоятельный субъект. Участниками от Москвы стали около 9 тысяч учащихся из 154 московских школ.


В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ РФ ДОЛЖНА СОХРАНИТЬ СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЗАПАДНЫХ СТРАН

В рейтинге результатов четвероклассники Москвы заняли по естествознанию первую позицию (вместе с Сингапуром), а по математике получили пятый результат наряду с четвероклассниками Японии.

Учащиеся 8-х классов продемонстрировали четвертый результат по естественным наукам (биология, физика, химия, наука о Земле) и шестой результат по математике.

Высокие результаты показывают какие-то специальные, «одаренные» дети?

Нет, тут важно отметить высокую плотность результатов Москвы (у нас очень мало школьников с низкими результатами — всего 4%), минимальный порог математической и естественно-научной подготовки у нас преодолели 100% четвероклассников и почти все восьмиклассники (98–99%). В среднем по странам этот показатель составляет 85–87%.

Такие отличные результаты столичные школьники демонстрируют не впервые. По итогам международного исследования PISA 2018 года они входят в тройку лучших в мире по читательской грамотности, по математической — в пятерку, а по уровню естественно-научной грамотности — в шестерку. Кроме того, юные москвичи в мировых лидерах по компьютерной грамотности. Они заняли второе место в международном исследовании компьютерной и информационной грамотности ICILS 2018. А в 2016 году (напомню) были мировыми лидерами по читательской грамотности четвероклассников.

Серьезных успехов столичные школьники достигают благодаря тому, что в Москве всем учащимся обеспечены равные возможности для получения качественного образования.

Ежегодно увеличивается количество предпрофессиональных классов, открываются современные образовательные площадки и новые школы. Школы оснащены высокотехнологичным оборудованием.

По результатам исследования (анкетирования администрации школ) по обеспеченности ресурсами и кадрами для организации учебного процесса в 4-х классах школы Москвы находятся на втором месте в мире после Республики Корея, а в 8-х классах входят в тройку лидеров.

«Результаты TIMSS и московская образовательная практика опровергли устоявшиеся штампы о том, что к подростковому возрасту у детей появляется многообразие далеко не учебных интересов, и поэтому учебная мотивация пропадает. Источники успешности московских школьников в том, что система образования города предоставляет им разнообразие видов деятельности. При этом Москва за последние 10 лет, практически не провозглашая и не акцентируя это в лозунгах, пришла к деятельностной педагогике от вербальной и репродуктивной. Разумеется, для этого нужны были ресурсы, условия, воля. Ресурсы и условия — это реализация принципа интеграции основного и дополнительного образования. Я имею в виду бесчисленное разнообразие кружков, которые позволяют юным жителям столицы совершать пробы своих способностей и интересов, а это влечет за собой потребность в узнавании чего-то нового. И в итоге очень важно, что не исчезает то, с чем дети приходят в начальную школу, — жажда познания. Ну и самое главное — это изменение и качественный профессиональный рост гигантской когорты московских учителей».

Ефим Рачевский, директор московской школы № 548, народный учитель России

Как проходят такие исследования?

В ходе исследования школьники выполняют тесты и заполняют анкеты, дополнительно специальные анкеты заполняют учителя, администрация школы и родители (для четвероклассников).

Анкетирование позволяет понять, какие факторы влияют на результаты обучения: наличие у школ технических и учебных ресурсов, дисциплина в школе и технологии обучения, вовлеченность учащихся в учебный процесс и общее понимание роли наук, социально-экономическое положение семьи и дошкольная подготовка.


В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ РФ ДОЛЖНА СОХРАНИТЬ СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЗАПАДНЫХ СТРАН

Равные условия соблюдаются как на уровне стран — участниц исследования, так и на уровне отдельных детей, принимающих участие в тестировании и анкетировании.

Международный центр с помощью специальных программ для каждой страны или территории/региона отбирает из общего списка школы для участия, затем случайным образом в этих школах отбирается класс для участия. Тестирование проходит в присутствии внешних наблюдателей и строго в соответствии с международной инструкцией. Обезличенные работы детей проверяются независимыми экспертами.

Как мы планируем работать с результатами исследования

Конечно, мы очень гордимся результатами наших учащихся, но пребывать в эйфории ни в коем случае не собираемся. По результатам исследования мы видим, где наши позиции недостаточно сильны. А значит, мы понимаем, в каком направлении двигаться (например, как развивать учебные программы), чтобы выпускники московских школ были востребованными специалистами в высокотехнологичном мире.

Наша главная задача — обеспечить качественное образование для всех московских школьников. На сегодня международные исследования подтверждают, что мы движемся в верном направлении.

Вы наверняка что-то слышали из этих хитрых англоязычных аббревиатур, когда читали о школьниках. Но не всегда понимали, что вообще всё это значит, какие такие исследования и что они оценивают. Рассказываем, в каких международных исследованиях участвуют российские школьники и даже учителя. И как они проводятся.

Российские школьники участвуют во многих международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным дисциплинам. Зачем это нужно? Во-первых, участие в международных исследованиях помогает достаточно объективно оценить уровень образования и сравнить его с другими странами. Во-вторых, если исследование проводится на международном уровне, это значит, что для оценки уровня образования используются самые современные мониторинговые технологии. И Россия может использовать этот опыт в проведении собственных исследований на федеральном и региональном уровнях.

PIRLS — как школьники читают и понимают тексты

Что проверяют. Как школьники умеют читать и понимать тексты.

Кто участвует. В исследовании участвуют дети, которые оканчивают начальную школу. В России это четвероклассники. Считается, что именно к этому моменту ученики настолько развивают свои навыки чтения и работы с текстом, что они становятся базой для учёбы в средней и старшей школе.

Когда проходит. P IRLS проходит циклично — раз в пять лет. С 2001 года его проводили уже четыре раза. Последний раз в 2016 году. В PIRLS в разное время участвовали от 35 до 50 стран.

В PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) оценивают два вида чтения:

Для проверки школьникам дают два текста: научно-популярный (информационный) и художественный. Почле чтения дети должны ответить на несколько вопросов к каждому. Вопросы к текстам оценивают четыре навыка:

Понятно, что система обучения и школьная программа могут довольно сильно разниться от страны к стране. Поэтому главная задача организаторов таких исследований — сделать так, чтобы результаты в разных странах были сравнимы между собой. Например, в большинстве стран дети начинают учиться в шесть лет, но в Англии и Новой Зеландии обучение начинается в пять лет, поэтому участие в проекте принимают школьники из пятого класса, а не из четвёртого.

Средний возраст детей, у которых проверяют качество чтения и понимание текста — 10,5 лет. Но в странах Восточной Европы ребята начинают учиться в семь лет, поэтому им в среднем 10,7 -10,9 лет.

Как в PIRLS показывают себя школьники из России. В самом первом исследовании PIRLS-2001 Россия заняла только 16-е место из 35 стран. В конце 2017 года появились результаты последнего исследования PIRLS-2016, в котором российские школьники заняли первое место. Причём это не в первый раз: в 2006 году Россия тоже была лидером. Несмотря на то, что PIRLS проверяет только читательскую грамотность, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов утверждает, что такие высокие результаты у наших четвероклассников означают, что в российская начальная школа — в принципе лучшая в мире.


В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ РФ ДОЛЖНА СОХРАНИТЬ СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЗАПАДНЫХ СТРАН

В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ РФ ДОЛЖНА СОХРАНИТЬ СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЗАПАДНЫХ СТРАН

PISA — какой уровень знаний у учеников в средней школе

Что проверяют. Математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность школьников.

Кто участвует. В отличие от PIRLS, в этом исследовании участвуют 15-летние школьники.

Когда проходит. Впервые PISA провели в 2000 году, с тех пор оно проводится каждые три года. Россия принимает участие в исследовании с самого начала. А всего с 2000 по 2015 год в PISA участвовали от 32 до 74 стран мира.

Исследование PISA позволяет оценить эффективность изменений и образовательных решений за три года. По результатам теста становится понятно, в каком направлении нужно развивать российское образование, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников российских школ.

Тест PISA адаптируется под изменения в сфере образования. Так, в 2012 году участники решали задачи «интерактивного типа», в которых нужно было виртуально обследовать какой-то предмет (например, кондиционер или MP3-плеер) и после этого ответить на вопросы о принципах его работы. А в 2015 году впервые проверяли финансовую грамотность школьников.

Как в PISA показывают себя школьники из России. К сожалению, результаты российских школьников в этом исследовании далеки от первых мест — за всё время Россия ни разу не вошла даже в двадцатку стран по трём показателям. А в последнем тестировании PISA-2015 в общем рейтинге стран Россия заняла 32-е место из 72.

Пример задания на математическую грамотность:


В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ РФ ДОЛЖНА СОХРАНИТЬ СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЗАПАДНЫХ СТРАН

Пример задания на читательскую грамотность:


В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ РФ ДОЛЖНА СОХРАНИТЬ СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЗАПАДНЫХ СТРАН

В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ РФ ДОЛЖНА СОХРАНИТЬ СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЗАПАДНЫХ СТРАН

TIMSS — как в начальной и средней школе знают математику и естественные науки

Что проверяют. Основная цель исследования — сравнить между собой качество математического и естественнонаучного образования в начальной и средней школе.

Кто участвует. Ученики 4-х и 8-х классов.

Когда проходит. Каждые четыре года. Такая схема позволяет отслеживать, какие изменения происходят в образовании при переходе из начальной в основную школу и как они влияют на качество образования.

В 2015 году тестирование TIMSS проводилось и среди 11-классников — тогда у старшеклассников, углубленно изучающих точные предметы, проверяли понимание математики и физики.

Бонусом в странах-участницах (кстати, их в разные годы было от 25 до 50) исследуют особенности учёбы. Для этого разработаны специальные анкеты, которые заполняют не только школьники, а ещё учителя и администрация школ. Информация, которую учёные получают из этих анкет, помогает лучше понять результаты основного тестирования и объяснить, что не так с математическим или естественнонаучным образованием в стране.

Как в TIMSS показывают себя школьники из России. Результаты у российских школьников достаточно высокие. В последнем исследовании 2015 года ученики 4-х классов заняли 7-е место по математике и 4-е по естествознанию. Восьмиклассники оказались на 6-м месте по математике и на 7-м в естественных науках. Но при этом рейтинг выявил три большие проблемы российского школьного образования: большой объём домашних заданий, резкое падение успеваемости в средних классах и недовольство учителей своей работой.

Задание для 4-х классов по математике:


В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ РФ ДОЛЖНА СОХРАНИТЬ СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЗАПАДНЫХ СТРАН

Задание для 4-го класса по естествознанию:


В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ РФ ДОЛЖНА СОХРАНИТЬ СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЗАПАДНЫХ СТРАН

Задание для 8-х классов по математике:


В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ РФ ДОЛЖНА СОХРАНИТЬ СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЗАПАДНЫХ СТРАН

Задание для 8-го класса по естествознанию:


В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ РФ ДОЛЖНА СОХРАНИТЬ СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЗАПАДНЫХ СТРАН

В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ РФ ДОЛЖНА СОХРАНИТЬ СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЗАПАДНЫХ СТРАН

В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ РФ ДОЛЖНА СОХРАНИТЬ СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЗАПАДНЫХ СТРАН

TALIS — как преподают учителя

Что и кого проверяют. Здесь проверяют уже не школьников, а учителей и директоров школ.

Когда проходит. Исследование проводится каждые пять лет — уже было в 2008 и 2013 годах, следующее планируется провести в 2018 году.

В TALIS нет никаких рейтингов преподавателей по странам. Исследователи делают выводы на основе опроса. Какие данные получают с помощью опроса? Особенности преподавания, убеждения и установки учителей, методы преподавания, удовлетворенность работой, уверенность в своих профессиональных способностях, контекст, в котором работают учителя и директора.

К примеру, в TALIS-2013 приняли участие 4000 учителей и 198 директоров из 14 регионов России. Кроме России, в в 2013 году в исследовании принимало участие ещё 37 стран, а в 2008 году — 24.

В отчёте о результатах TALIS-2013, который опубликован на сайте общероссийской системы оценки качества образования, так описывают российских преподавателей:

Россия занимает лидирующие места в международных исследованиях качества образования TIMSS и PIRLS

Регулярные нововведения в области образования принесли положительные результаты. Если в 2013 году российские школьники на международных олимпиадах завоевали 35 медалей, то в 2014 году медалей было уже 38. Порадуют ли нас результаты этого года – пока неизвестно: олимпиады еще продолжаются и итоги года не подведены. Так, вчера состоялось открытие XX Международной астрономической олимпиады в Казани. Однако наша команда уже завоевала четыре золотые и одну серебряную медаль по физике, две золотые и две серебряные медали по химии, две золотые, одну серебряную и одну бронзовую медаль по биологии. ” В состязании по математике мы в этом году, к сожалению, остались без золотых медалей: все шесть участников привезли серебро, хотя некоторые из них были очень близки к золоту”, – рассказал Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

Но олимпиада – не единственный показатель всеобщего признания российской системы образования. Это подтвердили все эксперты Первой международной конференции “Эволюция оценки качества образования”, которая собрала вчера в Москве ведущих экспертов в области школьной аттестации. Во время последнего Международного сравнительного мониторингового исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS, проведенного в 2011 году, наши четвероклассники заняли второе место и уступили лишь сверстникам из Гонконга. В последнем туре данного исследования приняли участие около 325 тыс. детей из 50 стран мира, из них 4,5 тыс. – российские школьники.

А во время оценки знаний учащихся в рамках Международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS четвероклассники из России заняли 10-е место, а восьмиклассники – 6-е. При этом всего в исследовании принимало участие более 600 тыс. учеников начальной школы из 62 стран. Таким образом можно констатировать, что наша страна занимает лидирующие места в различных международных исследованиях.

Однако хорошие результаты школьников не означают конец образовательной реформы. Так, Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал, что сейчас в ведомстве активно обсуждается вопрос обязательной сдачи ЕГЭ по истории, а с 2022 года к перечню обязательных предметов добавится иностранный язык. Кроме того, Рособрнадзор планирует через 3-4 года внедрить при проведении ЕГЭ новую технологию: измерительные материалы будут печататься непосредственно в пункте сдачи экзамена, а после его завершения – сразу сканироваться и отправляться на обработку. По мнению Сергея Кравцова, это позволит полностью исключить человеческий фактор до и после проведения ЕГЭ, а значит, приведет к более объективным результатам.

Останавливаться на достигнутом в Минобрнауки России и Рособрнадзоре не собираются. По словам Дмитрия Ливанова, ключевыми задачами политики в этой области являются обеспечение доступности образования для всех граждан страны, улучшение качества результатов образования на всех его уровнях, укрепление единства образовательного пространства и повышение международной конкурентоспособности образования и науки. Для достижения поставленных целей в России с 2014 года проводится национальное исследование качества образования. ” Мы примерно понимаем, какое место занимает Россия на международной арене, но мы мало знаем о ситуации в регионах. Поэтому с прошлого года в субъектах федерации начали проводиться исследования, аналогичные международным TIMSS и PIRLS. Мы смотрим на результаты и в случае необходимости оказываем помощь тем или иным школам”, – поделился Сергей Кравцов. Кроме того, ведомство разработало программу Всероссийских проверочных работ, которая позволит учебным заведениям проводить ежегодную самодиагностику по общеобразовательным предметам с учетом единых федеральных стандартов. Теперь любая школа сможет оценить свой уровень и выявить насущные проблемы. Интересно, что хотя такая проверка не является обязательной, ее результаты заносятся в единую информационную систему. ” Я думаю, было бы целесообразно создать международный совет по обсуждению критериев оценки школьников и учителей, а также региональной системы оценки. Важно понимать, какие решения должны следовать по итогам оценочных процедур. Объективная оценка и корректное использование ее результатов повышают качество образования и служат стимулом для его развития”, – заявил Сергей Кравцов.

Напомним, формирование независимой системы оценки качества работы образовательных организаций поручено Правительству РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики”.