Аналитические материалы по результатам проведения Национального исследования качества математического образования в 5-7 классах
Сводный отчет о результатах исследования качества дошкольного образования в 2016, 2017, 2018 годах
Это демонстрационная версия модуля
Версия для слабовидящих
Национальное исследование качества образования (НИКО)
29 марта 2023
Одним из ожидаемых знаковых образовательных событий 2023 года станет проведение национального исследования качества образования (НИКО). Это новое для страны исследование, нацеленное на получение объективной информации о состоянии системы общего базового образования для принятия обоснованных управленческих решений.
Среди задач НИКО:
Основной этап исследования – тестирование обучающихся, продолжительность которого составит полтора часа (две 40-минутные сессии с 10-минутным перерывом).
Каждый участник НИКО получит вариант работы, содержащий задания по двум областям функциональной грамотности (читательской и математической либо естественнонаучной и финансовой).
Главной особенностью диагностической работы является ориентация на проверку способностей обучающихся использовать полученный на учебных занятиях опыт (освоенные знания, умения, способы деятельности) для решения жизненных проблем, смоделированных в заданиях.
При выполнении диагностической работы внимание участников исследования будет сфокусировано на определенных жизненных ситуациях, требуя применения комплекса практико-ориентированных навыков.
Актуальная информация о НИКО–2023 будет размещаться на национальном образовательном портале в разделе «Национальное исследование качества образования (НИКО)».
QR-код национального образовательного портала
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.
Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Организацией Экономического Сотрудничества и Развития OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.
Российская Федерация с 90-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:
PISA – международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)
TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)
PIAAC – международное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)
Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с Государственной итоговой аттестацией, Всероссийскими проверочными работами и Национальными исследованиями качества образования формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.
Результаты Российской Федерации сопоставимы со средними данными по странам ОЭСР, а в отдельных исследованиях превосходят их. Так, в 2015 году российские четвероклассники и восьмиклассники вошли в семёрку лучших стран в международном мониторинговом исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS) среди почти пятидесяти стран-участниц. А в 2016 году российские четвероклассники заняли первое место в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS) среди пятидесяти стран-участниц.
Федеральный институт оценки качества образования при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) проводит международные конференции, посвящённые вопросам современного образования, на которых ведущие международные эксперты делятся опытом в сфере оценки качества образования. В последние годы на конференциях в качестве спикеров выступали Андреас Шляйхер – руководитель Департамента образования и навыков ОЭСР, Аннэ-Берит Кавли – председатель IEA и Дирк Хастедт – исполнительный директор IEA.
В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.
Социально-эмоциональные компетенции – результат образования в 21 веке
Международное исследование качества математического и естественно-научного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). Международная оценка успеваемости проводится с 1959 года, в том числе, исследование TIMSS – уже 28 лет. Это международное исследование в области образования помогает странам во всем мире проводить мониторинг учебных достижений учащихся начальной и основной школы, изменений, происходящих в математическом и естественно-научном образовании при переходе из начальной в основную школу, а также выявлять факторы, влияющие на качество образования в начальной и основной школе.
Исследование TIMSS проводится каждые 4 года в четвёртых и восьмых классах.
В 2023 году IEA и Международный исследовательский центр TIMSS&PIRLS проведут восьмой цикл оценки TIMSS, объединив данные предыдущих исследований TIMSS об успеваемости учащихся по математике и естественным наукам. Семьдесят стран планируют свое участие в TIMSS-2023. Предусмотрена опция участия отдельных субъектов, таких как регионы или дополнительные классы (например, третий или пятый класс), наравне с основными странами.
TIMSS-2023 завершит переход к цифровому формату, который начался в 2019 году, что обусловлено широким использованием цифровых технологий в школах и обществе. Исследование TIMSS-2023 будет включать новые форматы заданий и интерактивные функции, а также задания на решение задач и проведение исследований на основе сценариев, которые разработаны специально, чтобы заинтересовать современных учащихся, и предполагают использование цифровой среды. Странам, не имеющим возможности перейти на цифровой формат проведения исследования, будет предложен вариант на бумажном носителе, включающий только основные задания.
Основные характеристики TIMSS-2023
Инновационные задания, привлекающие учащихся
TIMSS-2023 будет включать в себя широкий спектр привлекательных для учащихся интерактивных заданий и функций, работа с которыми предполагает использование цифровых инструментов. Например, учащиеся будут визуализировать информацию, перемещать и вращать объекты на экране для решения задач, демонстрировать навыки работы с текстом, формулами и рисунками на экране. В дополнение к красочной графике, задания могут включать видео или анимацию для демонстрации научных исследований или явлений.
Задания TIMSS-2023 будут включать моделирование реальных и лабораторных ситуаций, требующих от учащихся знания определённого содержания и применения определённых умений и навыков для решения математических задач и проведения научных экспериментов.
Групповое адаптивное оценивание
Исследование TIMSS-2023 предполагает использование группового адаптивного оценивания. Все страны будут выполнять одни и те же задания TIMSS. Два цифровых варианта для проведения исследования – более сложный вариант со сложными и средними заданиями и менее сложный вариант со средними и легкими заданиями – будут использоваться во всех странах, но в разной комбинации в зависимости от общих результатов страны. Это поможет привести в соответствие сложность заданий уровню успеваемости учащихся, что, в свою очередь, позволит более точно оценить знания на всех уровнях успеваемости.
Расширенная международная отчётность, включающая данные о процессах прохождения учащимися всех этапов исследования
Команда TIMSS-2023 будет собирать данные об ответах учащихся и данные журнала событий, фиксируя полную историю того, как каждый учащийся проходил процесс оценки (последовательность взаимодействий учащихся с интерфейсом и активными объектами на экране, процесс выполнения заданий, и т.п.).
Данные, собранные во время исследования, позволят команде TIMSS лучше понять подходы учащихся к решению математических задач и научным исследованиям, стратегии прохождения тестов и оценить уровень вовлеченности учащихся в изучение математики и естественных наук. Эта информация будет включена в международный отчет TIMSS-2023 для более точной оценки достижений учащихся по математике и естественным наукам.
Актуальная для образовательной политики информация о контекстах изучения математики и естественных наук
TIMSS-2023 будет продолжать собирать важную для сферы образовательной политики информацию, предлагая учащимся и их родителям, учителям и директорам пройти анкетирование о практике изучения математики и естественных наук в школе и дома. В оценке достижений учащихся контекстные данные дают важную информацию о домашних и школьных факторах, влияющих на успеваемость учащихся, и способствуют поиску путей улучшения образования. Данные контекстной анкеты дополняют энциклопедию TIMSS. Энциклопедия TIMSS-2023, составленная странами-участницами, предоставляет исчерпывающую информацию о каждой стране, включая структурные аспекты систем образования, содержание учебных программ и методы обучения, а также недавние или планируемые реформы. Этот богатый массив контекстных данных может помочь в выявлении тех аспектов образовательной среды и опыта учащихся, которые влияют на их успеваемость. Страны могут просматривать важные для политики в области образования данные, включая структуру системы образования, учебные программы, методы обучения и отношение учащихся к обучению.
Оптимизация организационных процессов и гибкость в условиях проведения исследования
Исследование TIMSS-2023 предлагает странам максимальную гибкость. Исследование может быть проведено онлайн или с помощью USB-накопителей/в локальной сети Использование цифрового формата оценки обеспечивает снижение затрат на печать материалов и оптимизацию процессов организации и подготовки исследования, включая операции по переводу и его верификации, а также алгоритм сбора данных.
Предварительная дорожная карта TIMSS-2023
Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) опубликовал большой отчёт о результатах проведённой в 2021-м общероссийской оценки по модели PISA.
Общероссийскую оценку по модели проводят с 2019 года. В 2021-м исследование охватило почти 1,6 тысячи школ и 6439 детей. В основном это были учащиеся 9-х классов (70%) и 10–11-х (24%). Ещё 1% — семиклассники и восьмиклассники, 5% — первые-вторые курсы СПО.
Процедура проведения оценки аналогична той, что предусмотрена оригинальным исследованием ОЭСР. Однако оно позволяет не зависеть от расписания PISA и может проводиться чаще, что позволяет отслеживать изменения в успехах российских школьников, происходящие от года к году (международное исследование проходит раз в три года).
Отечественный мониторинг проводят по традиционным для PISA направлениям — речь о , и грамотности. Так же, как и в оригинальном исследовании, в российской оценке выделяют шесть уровней владения для каждого вида грамотности. Пороговым уровнем считается второй — если он не достигнут, это говорит о недостаточно развитых базовых навыках, то есть об учебной неуспешности. А достижение пятого и шестого уровней сигнализирует о высоких компетенциях.
Большая доля учащихся, которые не смогли преодолеть порог, свидетельствует о неэффективной работе по профилактике низких результатов.
По сравнению с итогами 2020 года все показатели повысились.
Источник данных и инфографики: ФИОКО
Стоит отметить, что с начала проведения исследования, данные которого сравнивают с итогами последней волны PISA, которая прошла в 2018 году, показатели непрерывно росли только по читательской грамотности. По математической балл просел в 2019-м, но затем увеличился и превысил показатель 2018-го.
А вот с естественно-научной грамотностью дела обстоят хуже — в 2020-м результаты российских школьников были ниже, чем в 2019-м. И хотя по итогам прошлого года балл по этому виду грамотности вырос, он всё ещё ниже, чем в 2019-м.
Если сравнивать результаты российских школьников за 2021 год с успехами ребят из других стран в 2018-м, то 497 баллов по читательской грамотности обеспечивают России 21-е место в мире по ней, 498 по по математической — 24-е, а 476 по естественно-научной — 34-е.
Пороговых значений не достигло довольно много участников исследования:
Но в сравнении с 2020 годом эти доли по всем видам грамотности сократились.
Самых высоких уровней (пятого и шестого в сумме) достигли:
По сравнению с 2020-м эти доли остались почти неизменными.
Разница между 25% лучших и 25% худших результатов оказалась внушительной:
Что касается участников исследования, которые достигли и превысили пороговые значения, но недотянули до самых высоких уровней (то есть показали знания второго-четвёртого уровней), то их насчитывается:
Стоит отметить, что результаты по базовым уровням отражены в отчёте в виде единого блока, поэтому неясно, какие доли участников продемонстрировали каждый из уровней. Если предположить, что большая часть ребят относятся ко второму и третьему уровням, то у большинства российских подростков уровень подготовки всё же слабоватый. А вот если значительная доля ребят показала знания четвёртого уровня, то это действительно повод для радости.
В рамках общероссийской оценки по модели PISA школы делят в зависимости от результатов их учеников на:
Доли школ с высокими и низкими результатами оказались одинаковыми — по 27%, остальные 47% продемонстрировали средние результаты.
Кроме того, есть ещё понятие рисковых школ. К ним относят те, где не менее 30% учащихся происходят из семей с низким уровнем социально-экономического и культурного статуса. Такие школы делят на резильентные и нерезильентные. Разница в том, что резильентные показывают высокие образовательные результаты, несмотря на большую концентрацию детей из группы учебного риска.
По итогам исследования 2021 года к рисковым отнесли 40% учреждений-участников, резильентными из них признаны 9,5%. Плохая новость: рисковых школ стало больше, чем раньше. Согласно отчёту ФИОКО о проведении мониторинга в 2019–2020 годах, доли рисковых школ составляли тогда 33,6% и 28,7% соответственно.
Правда, доля резильентных школ среди рисковых в этом году выше: в 2020-м их было всего 3,4%, в 2019-м — 4,2%. Но стоит ли это рассматривать как хорошую новость — вопрос. Возможно, эффект не в том, что прежние рисковые школы стали показывать лучшие результаты, а в том, что часть школ с хорошими результатами попали теперь в категорию рисковых.
Нужно иметь в виду, что численность обучающихся рисковых школ в общероссийской выборке примерно в два раза меньше, чем численность обучающихся нерисковых школ (33% и 66% соответственно). Дело в том, что среди рисковых преобладают школы небольшой численности, расположенные в сельских населённых пунктах и малых городах.
Кроме того, исследование касается целого ряда школьных факторов, которые могут оказать влияние на результаты учащихся. Среди них, например, дефициты профессиональных компетенций учителей, уровень вовлечённости родителей в жизнь школы, мотивация изучения предмета и предметная самооценка обучающихся. Эти данные строились на основе опросов представителей администрации школ.
Так, школы, испытывающие проблемы с учебной мотивацией детей, показывают более низкие результаты. Но в то же время даже мотивированные к самостоятельной работе ученики не получают достаточной поддержки для развития своих навыков в слабой школе, где у учителей не хватает профессиональных компетенций.
Кроме того, в отчёте сделано предположение, что школы с низкими результатами формируют у детей представления о пользе изучения предметов не за счёт развития соответствующих способностей и построения связей между образовательной программой и реальным миром, а за счёт более формальных и пустых установок вроде «Учёба — это важно».
«В условиях, когда отметка является конечным продуктом работы учителя с обучающимся, в отсутствие развивающей обратной связи и возможности правильно интерпретировать свой результат, объективность и развивающий потенциал оценивания заметно снижаются», — говорится в исследовании.
Среди факторов, влияющих на образовательные результаты, названо также развитие профориентационных практик в школе. Среди школ с высокими результатами больше доля тех, что имеют высокий уровень разнообразия таких практик. Исследователи объясняют это тем, что хорошая профориентационная работа помогает детям ставить собственные образовательные цели. Особенно это важно для детей, которые находятся в зоне риска низких образовательных результатов. Проще говоря, ребёнок, понимающий, кем он хочет стать, с большей охотой учится, потому что у него появляется цель, ради которой он это делает.
Но для сильной профориентационной практики, отмечается в отчёте, школам нужна помощь муниципальных органов власти. Вообще в целом в отчёте приведено множество рекомендаций, как помочь слабым школам стать успешнее.
Напомним, после отказа ОЭСР проводить PISA-2022 в России итоги общероссийской оценки заменят результаты оригинального исследования в списке показателей мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований и прочих оценочных процедур.