Начиная с 2015 года во всех школах России несколько раз в год проводятся Всероссийские проверочные работы (ВПР). И хотя они не влияют на итоговую аттестацию, ученикам всё же стоит относиться к ним ответственно. Какие классы будут писать контрольные и по каким предметам в 2023/24 учебном году — рассказывают «Известия».
Что такое ВПР и для чего они нужны
ВПР — это комплексные контрольные работы. Их задача — оценить, насколько знания школьников по различным предметам соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Всероссийские проверочные работы проводятся преимущественно для учеников 4–8-х классов. Решение об их написании в 10-х и 11-х классах каждая школа принимает самостоятельно. Девятиклассники ВПР не пишут.
Задания для всех учреждений образования единые. На их написание в зависимости от предмета и класса отводится от 45 до 90 минут. В новом учебном году провести проверку знаний планируется с 1 марта по 20 мая, точные даты будут известны позднее.
Ранее в пресс-службе Рособрнадзора сообщали, что время написания проверочных работ могут сократить до одного урока. Кроме того, как заявил глава ведомства Анзор Музаев, пока учет результатов ВПР осуществляется по желанию школ, но в перспективе они могут стать более весомыми.
ВПР в 2023/24 учебном году — как проходят
Учащиеся пишут проверочные работы в своей школе на 2–4-м уроках. Работу выполняют на специальном бланке с закодированными именем и фамилией ученика.
Во время ВПР запрещено пользоваться учебными материалами. Проверить работы должны уже в день написания.
ВПР в 2023/24 учебном году — какие классы что пишут
Расписание всероссийских проверочных работ регулируется отдельным приказом Рособрнадзора. Обычно он публикуется в начале календарного года. На текущий момент в каждой параллели проходят ВПР по русскому языку и математике.
Помимо этих обязательных предметов в 4-м классе пишут контрольные по «Окружающему миру», в 5-м классе — по истории и биологии.
В 6-м классе предусмотрены ВПР по истории, обществознанию, биологии и географии. В 7-м классе к этим же предметам добавляются физика и иностранный язык (английский, немецкий или французский), а 8-м классе — еще и химия.
Пугаться такого количества предметов родителям и школьникам не стоит. Ученики 6–8-х классов в совокупности пишут только четыре проверочные работы: две обязательные (по русскому языку и математике) и две, которые определятся на основе случайного выбора. Однако школа до последнего не будет знать, что это за предметы. Информация о них придет уже в период проведения ВПР.
ВПР в 2023/24 учебном году — 10-е и 11-е классы
Что касается старших классов, то, как говорилось выше, решение о проведении ВПР школа принимает самостоятельно.
Если оно будет утверждено, то в период с 1 по 25 марта 10-е классы будут сдавать географию, а 11-е классы — историю, географию, физику, биологию, химию, иностранный язык, а также единую проверочную работу по социально-гуманитарным предметам.
При этом для 11-х классов ВПР не могут проходить по тем предметам, которые выбраны в качестве ЕГЭ.
ВПР в 2023/24 учебном году — на что влияет оценка
Рособрнадзор не требует от педагогов учитывать результаты ВПР в оценивании ученика. Это значит, что каждая школа сама принимает решение, будет ли выставлена оценка в журнал.
Если ученик пишет ВПР на двойку, это ни на что не влияет, работу переписывать не нужно. Более того, эта оценка не может учитываться при выставлении итогового балла и переводе ребенка в следующий класс.
ВПР в 2023/24 учебном году — можно ли не писать контрольную
Само название «всероссийские» в названии проверочных работ говорит о том, что их должны написать все российские школьники. В случае отсутствия ученика в школе от родителей потребуют заявление, в котором необходимо будет указать причину пропуска ВПР.
Ранее «Известия» писали, что ВПР впервые провели в колледжах.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) — это единые стандартизированные задания, которые проверяют базовые знания школьников. Но ВПР — это не аттестация, а мониторинг, поэтому результат не влияет ни на четвертную, ни на годовую оценку.
Задания составляет коллектив авторов в Федеральном институте оценки качества образования (ФИОКО) на основе примерной основной образовательной программы и ФГОС. Имена экспертов не разглашаются, но известно, что это методисты, составители учебников, учёные-исследователи и руководители органов управления образованием. Тестов в заданиях нет, ученик сам вписывает короткий или расширенный ответ. На каждый предмет выделяется определённый день. На выполнение работы по одному предмету отводится от 45 до 90 минут.
ВПР на федеральном уровне координирует Рособрнадзор, который назначает региональных администраторов — министерства и департаменты образования, а они в свою очередь муниципальных. Сроки и списки предметов, которые меняются ежегодно, определяет Рособрнадзор.
Одиннадцатиклассники пишут работу по предметам, не выбранным для сдачи ЕГЭ. Образцы и описания проверочных работ можно найти на официальном сайте ФИОКО, демоверсии с расшифровкой — на сайте ВПР. Все задания проверяют учителя, а затем вносят данные в единый реестр и отправляют в ФИОКО. Для того чтобы выставить оценку, можно воспользоваться шкалой перевода баллов ВПР в оценку. Решение о выставлении отметок ученикам в журнал школа принимает самостоятельно по локальному нормативному акту (ЛНА).
Если ученик пишет ВПР на двойку, это ни на что не влияет: работу переписывать не нужно, на второй год не оставят. Если весь класс напишет неудовлетворительно, то ситуация такая же. Учителя тоже не «накажут», но Рособрнадзор направит в школу рекомендации для повышения качества обучения. Выставление оценок за ВПР в журнал остаётся на усмотрение школы и самого учителя, он может разобрать типичные ошибки на одном из следующих уроков. Ребёнок вместе с родителями имеет право ознакомиться с результатами своей работы и получить проверенный бланк на руки.
Цель проведения ВПР
С помощью ВПР оценивается соответствие знаний учеников школы федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), выявляются сильные и слабые стороны, на основании результатов работы можно скорректировать образовательную траекторию.
Расписание ВПР на 2022/2023 учебный год
В штатном режиме ВПР по конкретным предметам проводятся во всех классах параллели:
4 класс: русский язык, математика, окружающий мир
5 класс: русский язык, математика, история, биология
6, 7, 8 классы: русский язык, математика
В штатном режиме Выборочное проведение ВПР с контролем объективности результатов:
4, 5, 6 классы: русский язык, математика
В штатном режиме ВПР проводятся в классах с углубленным изучением предмета данной параллели:
7, 8 классы: Математика, физика (с углубленным изучением предмета)
В штатном режиме ВПР проводятся во всех классах данной параллели:
7 класс: английский язык, немецкий язык, французский язык
В штатном режиме ВПР в параллели 6, 7, 8 классов проводятся для каждого класса по двум предметам на основе случайного выбора:
6 класс: история, биология, география, обществознание
7 класс: история, биология, география, обществознание, физика
8 класс: история, биология, география, обществознание, физика, химия
С 4 апреля по 17 апреля + 18 апреля (резервный день)
В штатном режиме. При проведении ВПР предоставляется альтернативная возможность выполнения участниками работ в компьютерной форме:
5, 6, 7, 8 классы: история, биология, география, обществознание
С 1 марта по 25 марта
В режиме апробации
10 класс: география
11 класс: история, биология, химия, география, физика, английский язык, немецкий язык, французский язык + единая проверочная работа по социально-гуманитарным предметам (выборочное проведение ВПР с контролем объективности результатов
График и порядок проведения ВПР на текущий учебный год (2023/2024) разрабатывается в соответствии с приказом Рособрнадзора, который обычно подписывается в декабре.
Как подготовиться к ВПР
Специально готовиться не нужно, ведь ВПР рассчитаны на базовый уровень знаний школьника. Достаточно хорошо заниматься весь год, регулярно повторять материалы и выполнять тестовые задания.
Кроме того, работы помогают подготовиться к государственной аттестации — ОГЭ и ЕГЭ. Но сам формат проведения может быть непривычен ребёнку, если он впервые участвует в ВПР, поэтому стоит заранее посмотреть задания прошлых лет и попробовать их порешать.
Советы, как помочь ребёнку
Формально дети, находящиеся на семейном образовании, не обязаны сдавать ВПР. Но школа может потребовать этого в момент сдачи аттестаций. Хоумскулер находится в статусе экстерна, то есть прикреплён к школе. Напомним, что экстернат — это форма аттестации на семейном образовании и самообразовании. В таком случае проверочные работы придётся писать, но можно договориться, чтобы результаты ВПР пошли в зачёт промежуточной аттестации.
«Историческое образование начнется в школах с первого класса», — заявил 19 апреля министр просвещения России Сергей Кравцов. Разбираемся, что может измениться в школах и как теперь будет выглядеть учебный процесс.
19 апреля в Музее Победы в Москве прошло открытие всероссийского школьного исторического форума «Сила — в правде!». На мероприятии присутствовали школьники, учителя, директора школ и чиновники.
В своем приветственном слове министр просвещения РФ Сергей Кравцов, помимо прочего, заявил: «Мы сделаем все, чтобы сохранялась историческая память. Мною принято решение, что историческое образование начнется в школах с 1-го класса».
Как историю преподают сейчас
В начальной школе введение в историческое образование сейчас осуществляется в рамках предмета «Окружающий мир». Например, в учебнике А. А. Плешакова, по которому данный предмет изучает большинство российских школьников, в первые три года обучения дается базовая информация о народах, населяющих Россию, о территории нашей страны, странах-соседях. В 4-м классе введению в мировую и российскую историю и основам обществознания посвящается уже целый том учебника по «окружайке». С 5-го класса история становится отдельным предметом и продолжается до 11-го.
История — необязательный предмет на ЕГЭ, это экзамен по выбору. В 2022 году на его сдачу зарегистрировались около 117 тысяч участников — по популярности историю обошли обществознание, биология, физика, информатика и ИКТ. Средний балл сдающих ЕГЭ по истории в 2021 году составил 54,9. А высокие баллы (от 81 и выше) за этот экзамен в прошлом году получили 11% сдающих.
Сделать ЕГЭ по истории обязательным планировали неоднократно: об этом в 2017 году на посту министра образования и науки заявляла Ольга Васильева, в августе 2021 года это предлагал сделать глава межведомственной комиссии по историческому просвещению Владимир Мединский, а в 2022 году — депутат Государственной думы РФ Александр Хинштейн.
В Рособрнадзоре пока не поддержали идею: «Увеличение числа обязательных для сдачи предметов ЕГЭ в настоящее время не планируется», — цитировал ТАСС представителя пресс-службы ведомства в марте 2022 года.
Что будет дальше
Через несколько часов после своего заявления в Музее Победы Кравцов уточнил, что история как отдельный предмет все-таки не появится в школах с 1-го класса.
«Историческое просвещение будет проводиться в школах с 1-го класса. Не уроки истории, которые начинались и будут начинаться с 5-го класса, а именно просветительские программы. Их можно проводить в рамках предмета „Окружающий мир“, изучать историю своей семьи, своего региона, можно в рамках внеурочной деятельности посещать музеи и выставки», — цитирует главу Минпросвещения пресс-служба ведомства.
Первый замглавы комитета по просвещению Госдумы Михаил Берулава при этом пояснил изданию «Подъем», что в рамках исторического образования для учеников начальной школы будут скорее проводиться уроки патриотического воспитания: «Заказ дадим, эксперты должны определить программу, её насыщенность, наполнение. Подрастающее поколение воспитывает всё, даже стены. Можно всегда найти исторические фрагменты, прививать любовь к родине — даже с 1-го класса. Будет учитываться физиологическое развитие. Доверим учёным, историкам — они предложат, что включить в программу».
В разговоре с РБК доцент Государственного академического университета гуманитарных наук, кандидат исторических наук Дмитрий Суржик заявил, что поддерживает идею преподавания истории с начальной школы: «Я считаю, что историческое образование должно охватить основные периоды истории нашей страны к 9-му классу, когда часть выпускников школ переходит в средне-специальные образовательные учреждения. Я поддерживаю идею двух концентров, как это было ранее, до нынешней реформы образования».
Изображение на обложке: Роман Храмовник / ТАСС
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 июня 2018 года; проверки требуют 22 правки.
Исто́рия — название учебной дисциплины в средней общеобразовательной школе.
История в России преподаётся с 5—11 класс.
План по классам
В школах России после принятия Федерального государственного образовательного стандарта, по состоянию на 2020 год, предусмотрено изучение двух отдельных предметов — Всеобщей истории и Истории России. Изучение строится на основе линейной модели и последовательного изучения (как правило, в первом полугодии изучается Всеобщая история, во втором полугодии — История России).
В 5 классе изучается только Всеобщая история — История древнего мира в годовом объёме 70 часов (два урока в неделю).
В 6 классе в рамках Всеобщей истории изучается История Средних веков в объёме 28 часов и История России от древности до начала XVI века в объёме 40 часов (2 часа в неделю).
В 7 классе изучается История Нового времени XVI—XVII веков — Всеобщая история в объёме 28 часов и История России в объёме 40 часов.
В 8 классе изучается История Нового времени XVIII века — Всеобщая история в объёме 28 часов и История России в объёме 40 часов.
В 9 классе изучается История Нового времени XIX веков — Всеобщая история в объёме 28 часов и История России в объёме 40 часов.
В 10 классе изучается Новейшая история в рамках Всеобщей истории и Истории России.
Кроме того в ряде регионов в 5—7 классах изучается история родного края, области — «Историческое краеведение».
Основные изучаемые темы
В 5 классе по истории Древнего мира изучается: общее знакомство с историей как наукой, системой летоисчисления, с первобытнообщинным строем жизни древних людей. Изучаются древние государства: Египет, Месопотамия, Финикия, Палестина, Ассирия, Персия, Индия, Китай, Греция и Рим. Изучаются крупнейшие события древней всемирной истории: военные походы Тутмоса III, строительство пирамид в Гизе, Троянская война, основание Рима, Пунические войны и т. д. Заканчивается данный период изучением падения Западной Римской империи в 476 г. н. э.
В 6 классе по истории Средних веков изучается: начало Великого переселения народов, создание новых империй, а именно — Византийской, Карла Великого, Арабского халифата и т. д. Кроме того изучаются сословия феодального общества: рыцарство, духовенство, горожане и ремесленники и крестьянство. Изучается культура разных эпох и стран, а также крупнейшие события всемирной истории: Крестовые походы, Разделение церквей, Столетняя война, крушение Византии и т. д.
По истории России изучается период с древнейших времён до эпохи Ивана Великого. Изучаются вопросы: основания Руси, её крещения, роста территории и распада на множество княжеств (феодальная раздробленность), монголо-татарское нашествие и установление чужеземного ига, а затем борьба русского народа за свою независимость, реформы и деятельность многих великих князей в построении Русского государства. А также культура России соответствующего периода.
В 7 классе по истории Нового времени изучается: вопрос о начале нового времени и с какими событиями он связан, великие географические открытия, культура эпохи Возрождения и Просвещения. Реформация и все всемирные события связанные с ней, крупнейшие революции в Нидерландах, Великобритании.
По истории России изучается период начиная с деятельности Елены Глинской, Ивана Грозного, Смуты, её причин, этапов и основных событий. Далее изучается политический, социально-экономический строй первых Романовых, а также их внешняя политика.
В 8 классе по истории Нового времени изучается: образование США, предпосылки и ход Великой Французской революции, колонизация азиатских стран и другие крупнейшие всемирные события.
В Истории России рассматривается эпоха Петра Великого с его реформами и активной внешней политикой. Далее следует период дворцовых переворотов и заканчивается изучение истории в этом классе изучением эпохи Павла I. Также изучается культура соответствующих периодов.
В 9 классе рассматривается становление и распад империи Наполеона Бонапарта, расцвет многих европейских империй и в то же время революций 1830 года и 1848 года. Ребята изучают становление современных индустриальных европейских стран, знакомятся с культурой того времени (XIX век), проходят события, которые произошли в это же время на востоке — в Китае, в Японии и Индии.
По истории России изучается: эпохи четырёх императоров — Александра I, Николая I, Александра II и Александра III и те события, которые произошли во время их правления: социально-экономические реформы, внешняя и внутренняя политика. Также ребята проходят культуру России XIX века.
В 10 классе по истории Новейшего времени изучается: причины, ход двух мировых войн, их последствия — образования новых современных государств. Уделяется внимание социально-экономическому, политическому и культурному развитию стран следующих регионов: Европа, Северная Америка, Азия и Африка. В конце учебного года изучается становление всемирного экономического сообщества, происхождение холодной войны и современных мировых конфликтов, и их последствия для всей планеты.
По истории России изучается: кризис и противоречия Российской империи во всех общественных сферах, Февральская и Октябрьская революция, которые привели к становлению Советского Союза. Далее изучается истории СССР и те крупнейшие события, которые произошли в период его существования: коллективизация, индустриализация, Великая Отечественная война, холодная война с точки зрения СССР и т. д. В конце года изучается история становления современной России вплоть до президентства Владимира Путина.
История входит в число предметов, по которым организуется проведение Всероссийских проверочных работ.
Также учащиеся могут выбрать Историю в качестве экзамена по выбору на основном государственном экзамене по окончании 9 класса и на едином государственном экзамене по окончании 11 класса.
Обществознание — предмет, изучаемый в 5—11 классе, данный курс состоит из 4 изучаемых сфер общественной жизни — политической, экономической, социальной и правовой. Иногда глубже изучаются в 10-11 классе политология, социология, право, экономика и философия.
Этот предмет имеет тенденцию к контролированию содержания учебников, поскольку тесно связан с политикой и идеологией.
Также, в зависимости от преподавания, история может преподноситься как набор дат или, наоборот, эмоционально насыщенные рассказы, что не способствует адекватному восприятию истории как науки.