Психология и педагогика
Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, соответствующим дополнительным профессиональным программам, программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам (за исключением дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 30.04.2021 N 127-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта определяются:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, в отношении дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта;
2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в отношении дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 127-ФЗ)
7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным двухразовым питанием за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 299-ФЗ)
7.1. При обеспечении бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам начального общего образования, не проживающих в государственных и муниципальных образовательных организациях, учитываются положения части 2.1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 299-ФЗ)
7.2. Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано федеральными государственными образовательными организациями на дому, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливается федеральными государственными органами, в ведении которых находятся соответствующие образовательные организации. Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано государственными образовательными организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными образовательными организациями на дому, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
(часть 7.2 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 299-ФЗ)
8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
8.1. Лица, признанные инвалидами I, II или III группы после получения среднего профессионального образования или высшего образования, вправе повторно получить профессиональное образование соответствующего уровня по другой профессии, специальности или направлению подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для лиц, получающих профессиональное образование соответствующего уровня впервые.
(часть 8.1 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 300-ФЗ)
9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Схема комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов МАОУ-СОШ №4 г. Асино
Реализация подобного взаимодействия в условиях
психолого-педагогического сопровождения позволяет выстраивать систему
взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и создать условия для
максимально полного удовлетворения потребностей семьи ребёнка с ОВЗ. М АОУСОШ №4
продолжает работу в этом направлении, а также организует сопровождение
деятельности образовательных учреждений в работе с детьми с ОВЗ.
Отдельных
классов КРО нет, но в 25-ти классах есть ребята, которым по решению ТПМПК было
рекомендовано обучение по адаптированным программам.
Уважаемые родители!
С
01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные
стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные
государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование – обеспечение равного
доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые
образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их
обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым
социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности,
установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка
требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ
или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями – детей с
инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с
особенностями развития – в образовательный процесс в школах общего типа по
месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на
инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование – это такая организация
процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических,
психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных
особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту
жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же
общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные
потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание
образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные
условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения
образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем
Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких
обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных
пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность.
В школе создана универсальная безбарьерная среда
для инклюзивного образования
детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы. ( Приказ Минобрнауки
России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий
доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования,
а также оказания им при этом необходимой помощи »)
Формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Ученики с ограниченными возможностями здоровья и их родители (либо законные представители) могут выбирать способы получения образования самостоятельно. К таким способам относятся очная, очно-заочная и вечерняя формы обучения в образовательных учреждениях, домашнее, семейное обучение, экстернат и сочетания разных форм.
Уточнить все подробности поможет Закон «Об образовании в Российской Федерации». Разберём подробно положительные и отрицательные стороны каждой формы обучения.
22 октября 2018
Инклюзия
Инклюзивное обучение предполагает максимальное включение детей с ОВЗ в активную общественную жизнь. При такой форме обучения ребёнок должен посещать занятия каждый день. Материал осваивается на уроке и закрепляется выполнением домашних заданий. Оценка знаний производится посредством выполнения самостоятельных и контрольных работ. Возможно выбрать дневную или вечернюю форму обучения. По окончании школы выдаётся стандартный аттестат.
Выделяются следующие типы инклюзивных форм обучения:
В первую очередь — социализация. Ребёнок с ОВЗ не чувствует себя ущемлённым, общается со сверстниками, адаптируется в обществе. У здоровых детей развиваются чувства милосердия, взаимовыручки, толерантности.
Стоит признать, что не все школы в плане оснащения и квалификации педагогов готовы принимать в свои стены детей с ОВЗ. Отсутствие элементарных пандусов и лифтов, специального медицинского оборудования, психологов в штате, отсутствие специальных образовательных программ — всё это препятствует вовлечению ребёнка с ограниченными возможностями в обычный образовательный процесс в школе.
Также стоит отметить и школьную атмосферу. К сожалению, не все дети и учителя способны правильно вести себя в обществе детей с ОВЗ. Отсюда наблюдаются две крайности: либо снисхождение и завышенные оценки, либо озлобленность и пренебрежение.
Домашнее обучение
Существует два вида индивидуальных программ для обучения детей с ОВЗ преподавателями на дому.
Общая. Ребёнок с ОВЗ учится точно так же, как и его одноклассники: занятия (от 10 минут до 2 часов, в зависимости от психофизического состояния ребёнка), контрольные, экзамены — только всё проводится дома. В конце обучения ребёнок получает стандартный аттестат об окончании школы.
Вспомогательная. Создаётся специальная программа, учитывающая состояние здоровья ребёнка. В конце обучения выдаётся аттестат особого образца с указанием программы обучения.
«Дома и стены помогают» — это про домашнее обучение. Домашняя комфортная обстановка, исключение физических и психологических травм, индивидуальный подход к обучению — всё будет подстроено под особенности здоровья ребёнка с ОВЗ.
Если с ребенком трудно
Заочное семейное обучение. Экстернат
Ребёнок с ОВЗ обучается по индивидуальной программе. Родители самостоятельно организовывают учёбу, предварительно согласовав этот вопрос с органами местного самоуправления.
Чаще всего учёба проходит посредством дистанционного обучения частных организаций. Основой такого обучения становится самостоятельная работа ребёнка, который посредством современного оборудования организовывает себе занятия в удобное для него время.
Для сдачи промежуточных экзаменов и полной аттестации следует выбрать один из предложенных вариантов. Первый вариант состоит во временном прикреплении к любой школе, сдаче нужных экзаменов и последующем отчислении ученика. Второй вариант предполагает сдачу платных экзаменов в онлайн-школах.
Обучение экстерном отличается от вышеописанного более короткими сроками обучения.
Удобный режим обучения, подстроенный под конкретного ребёнка; оперативность работы педагога с учеником, индивидуальная методика — значительные плюсы такого обучения. Также ребёнок может изучать курс по одному и тому же предмету в нескольких школах, что обеспечивает более глубокое и всестороннее знание предмета. Богатый выбор в использовании источников информации для учёбы, укрепление коммуникативных навыков благодаря онлайн-общению с педагогами и другими детьми также являются положительными сторонами заочного семейного обучения.
К сожалению, интернет-общение не способно заменить общение эмоциональное и живое при реальном контакте. Поскольку прохождение работы зависит от самостоятельности ученика, результаты могут быть неудовлетворительными. Постоянное использование интернет-ресурсов, банков информации, презентаций создаёт некую однобокость обучения, способную утомить ребёнка.
Наиболее оптимальная форма обучения для детей с ОВЗ подбирается при прохождении ЦПМПК. Специалисты оценивают психофизическое состояние здоровья и помогают подобрать лучший вариант обучения, в том числе и инклюзивные формы.
Категория детей с ОВЗ
Всего на начало 2021-2022 учебный год
детей-инвалидов в школе 11 человек: в начальном звене – 5 детей – инвалидов, 5
в среднем звене, 1 в старшем.
•
РАС – 1 человек;
•
НОДА – 1 человек;
•
Нарушение слуха – 1 человека;
·
ТНР (тяжёлые нарушения речи) – 1 человека;
•
Иные заболевания – 7 человек.
Всего детей с ОВЗ и детей-инвалидов 71 человек.
От сложности заболевания (дефекта) ребенку с ОВЗ определяется форма обучения –
очная у 69 обучающихся, на дому (по решению
ВК) – 2 ребёнка-инвалида.
Статус у 100% обучающихся – родительский.
В основе их обучения – базовые образовательные
программы, адаптированные для детей, имеющих медицинские заключения к обучению
в сохранном режиме.
Принцип вариативности и возможности выбора
заданий активно используется на протяжении всего курса обучения и позволяет
каждому учащемуся обучаться на максимально доступном для него уровне, соответствующем
его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее
эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию
положительных внутренних мотивов учения.
Рабочие программы при работе с детьми ОВЗ и
детьми-инвалидами:
1.
для детей с ОВЗ – ТНР (вариант
5.1);
2.
«Научусь, смогу, сумею», ОВЗ
(вариант 7.1);
3.
«Преодолеваю трудности», ОВЗ (вариант 7.1);
4.
«Ступени социализации», ОВЗ (вариант 7.1);
5.
«Основы
социализации личности», 8-9 класс;
6.
«Основы валеологии», 5, 6 класс;
7.
«Лаболатория здоровья», 6класс;
8.
«Фитотерапия», 7 класс;
9.
«Экология
здоровья», 9 класс;
10. Права человека», 5-9 класс;
Также
организована работа в кружках «Изостудия», 5-9 класс; «Творческие мастерские»,
5-8 класс.
Согласно действующей модели
коррекционно-развивающей системы в нашем образовательном учреждении, слаженной
работе коллег, создании и реализации их авторских программ удаётся своевременно
и качественно помочь обучающимся с особыми образовательными потребностями
развить уверенность в своих возможностях, а главное достичь им хороших
результатов в разных областях. Это не только важно для нас, но и для
дальнейшего личностного роста ребёнка, который в результате проведенных
мероприятий проявил свою одаренность (ребята участвуют во всевозможных
мероприятиях, принимают участие в конкурсах, становятся конкурентоспособными на
равнее со здоровыми школьниками).
97% обучающихся с ОВЗ, дети-инвалиды посещают
внеурочную деятельность в школе, 45% детей-инвалидов и 58% детей с ОВЗ посещают
кружки дополнительного образования (ЦТДМ, ДЮСШ№1, Бассейн, ДШИ).
Локальные акты и иные документы МАОУ – СОШ №4 г Асино по организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, дети-инвалиды)
Независимая оценка качества
Как создать комфортные условия для их обучения и общения?
Устройство школьной среды имеет значение для каждого ученика, а для ребенка с ОВЗ – тем более. Элементы среды, их расположение, взаимодействие — все это влияет на успешность работы учителя. Кандидат социологических наук, психолог, член Тьюторской ассоциации Инна Карпенкова рассказала в одном из вебинаров корпорации «Российский учебник», как создаются в школе комфортные условия для ребенка с ОВЗ.
19 ноября 2018
Составляющие инклюзивной среды
Необходимо отталкиваться от составляющих инклюзивной среды. Внимание к ним педагога также важно, как и внимание тьютора.
Элементы объектной среды
Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы — на стенах и индивидуальные), таблички-тексты. Экскурсия по новой школе нужна каждому ребенку. Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, c перемещением по зданию. Задача тьютора понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться. Главное потом — развить в ребенке самостоятельность и представить социум как ресурс.
освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем — гиперразвито или наоборот. Такого ученика могут пугать совершенно неожиданные вещи, поэтому тьютору необходимо постоянно сканировать и анализировать среду, чтобы выявить источники раздражения.
Мебель, организация пространства (специальные помещения), место парты в классе. Некоторым детям с ОВЗ требуется взаимодействие с учителем — в этом случае лучше посадить ребенка за первую парту, успокаивать его и стимулировать, кладя руку на плечо. Других детей с ОВЗ, напротив, луче сажать рядом с выходом из класса, чтобы тьютор мог вывести при необходимости ребенка в коридор.
Учебные материалы — бумажные (в том числе карточки), электронные материалы. В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь, ученик может очень бурно реагировать на какой-то предмет (например, рвать бумагу). Всегда можно найти альтернативный вариант учебных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.
Элементы субъектной среды и информационной среды
Что требует от специалиста как части :
Самая важная книга для родителей
В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» — книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, — и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, — научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.
Согласно профстандарту «Специалист в области воспитания. Тьютор», в задачи тьютора входит организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ, индивидуальных образовательных маршрутов. Закон об образовании, в свою очередь, дает специалистам большую свободу для регулирования соответствующих процессов.
Составляющие работы специалиста со здоровыми учениками как с частью :
Необходимо донести до детей, что если ты сильный и здоровый, то можешь проявить себя, помогая другим. С родителями здоровых детей тоже нужно провести работу — объяснить, что инклюзивное образование проводит учеников через гуманизацию. Тьютор должен быть постоянно включен в процессы общения и регулировать субъектную среду следующим образом:
Ресурсы тьютора при создании комфортной образовательной среды для ребенка с ОВЗ
Тьютор в своей непростой работе по созданию комфортной среды для ребенка с ОВЗ может пользоваться ресурсами, которые сторонние люди часто не берут в расчет:
На основе этих ресурсов тьютор постоянно генерирует идеи. Системное мышление — один из важнейших ресурсов самого тьютора. Специалист понимает, что любая ситуация включает средовой фактор и поведение людей, в том числе их субъективные оценки. Разрешить ситуацию можно изменяя (удаляя, вводя) элементы или оценку. Учитывая все составляющие инклюзивной среды и максимально пользуясь ресурсами, тьютор помогает школе сформировать подходящие условия для обучения и общения детей с ОВЗ.
Правила организации обучения детей-инвалидов в школе
Довольно непросто дается обучение
детей-инвалидов в школе. В виду этого необходимо четко знать правила, согласно
которым должен проходить процесс обучения. Это даст возможность, верно,
построить процесс обучения и увидеть результат. Первое, о чем должен помнить
каждый – это изменение терминологии, в настоящее время рекомендуется называть
детей-инвалидов детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это
сокращение чаще встречается в законах, касающихся детей-инвалидов. В 2008 году
в России была принята Конвенция о правах инвалидов, которая гарантирует каждому
ребенку-инвалиду доступ к «инклюзивному, качественному и бесплатному начальному
и среднему образованию в местах своего проживания».
Перед началом учебного года специалисты проводят
беседу с классным руководителем, учителями и учениками класса. Прием в школу
детей с ОВЗ осуществляется на основе заключения медико-психологической и
педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в
общеобразовательном учреждении. На каждого обучающегося заполняется и ведется в
течение всего периода обучения психолого-педагогическая карта, в которой
фиксируются педагогические особенности развития личности обучающегося;
результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по
сопровождающей работе. При обучении делается акцент на развитие терпимости и
добром отношении друг к другу, оказание помощи и поддержку таких деток. С
первых дней обучения школьника с ОВЗ, а при необходимости и на другой ступени
обучения (основная школа) классный руководитель, совместно с
педагогом-психологом работает по предупреждению проблем адаптационного периода:
социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных
(неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая
учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания,
памяти, мышления, трудностей в обучении).
Ребенка заранее знакомят с учителем начальной
школы, а затем со всеми учителями в средней и старшей школе. Ребенок должен
адаптироваться к новому пространству, кабинетной системе, большому количеству
людей, к разным требованиям учителей и учиться общаться со сверстниками. А
также принимать школьные правила, без ограничений. Если раньше он зависел от
одного человека, то теперь все будет зависеть от командного содружества
учителей, специалистов и одноклассников при активном привлечении родителей.
Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные, поэтому помимо
коллективного сопровождения необходима будет и индивидуальная помощь.
Рядом с ребенком должен быть специалист, который
будет связывать его с окружающим миром, пояснять и объяснять, что хотят от него
окружающие. Этот человек должен быть не только постоянно включен в процесс
обучения ребенка, но и должен находиться в тесном контакте с родителями (классные
руководители). Учителя, помимо специальной подготовки, должны учитывать
особенности ребенка, чтобы не усугубить имеющуюся проблему. Необходимо, чтобы
ребенок чувствовал себя полноценным и защищенным.
Одноклассники должны быть под постоянным
наблюдением, так как все дети разные. Ребенок-инвалид в школе может быть
объектом пристального внимания со стороны педагогов и медицинского персонала.
Необходимо привлечь других детей, которые бы общались с таким ребенком на
переменах, после уроков, играя и помогая с домашним заданием. У каждого
педагога свои функциональные обязанности, но цель у всех общая.
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
В соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в
образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и
среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования
детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с ограниченными возможностями здоровья
доступны различные формы получения образования в различных образовательных
учреждениях:
•
обучение совместно с другими обучающимися,
•
обучение в отдельном классе обычной школы,
•
обучение в специальной школе,
•
индивидуальное обучение на дому,
•
обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),
Организация обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется по
медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
(ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для
детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских
учреждений системы здравоохранения. Обучающие выводятся на индивидуальное
обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме
Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980
года № 281-М/17-13-186. Родители могут выбрать и обучение в форме семейного
образования. Названные в статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации». Очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования,
экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий,
самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения
общего образования детей с особенностями развития, для которых задача
социализации выходит на первый план.
Допускается сочетание различных форм получения
образования.
Условия для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Получение
детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования
является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,
обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной
самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В
качестве основной цели в области реализации права на образование детей с
ограниченными возможностями здоровья в МАОУ-СОШ №4 рассматривается создание
условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их
психофизических особенностей.
•
обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного
образования;
•
организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с
различными формами отклонений в развитии;
•
сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования
образовательного процесса;
•
создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации
индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
•
совершенствование системы кадрового обеспечения.
В образовательной организации МАОУ-СОШ №4
созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами:
•
школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и
основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья;
•
по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления
родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное
обучение на дому;
•
вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся
организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
•
в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в
полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их
физического и (или) психического развития в школе работает
психолого-логопедическая служба;
•
для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями
здоровья в образовательном учреждении проводится
информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с
особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми
участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не
имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками.
Какими нормативными правовыми актами
детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано
право на получение образования?
Каждому
ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы
человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными
принципами и нормами международного права, международными договорами РФ,
Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
В
2012 г.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно
которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна
обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном.
Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную
защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно
Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и
гарантирует создание необходимых условий для его получения.
Приказ
Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 г. « Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам».
В
соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю: Утвердить
прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования. Первый заместитель
Министра Н. Третьяк. Нормативно – правовые документы по введению ФГОС с ОВЗ:
1.
Приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г. « Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ
№1599 от 19.12.2014г. « Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)».
Локальные
акты МАОУ – СОШ №4 г Асино:
•
Положение об инклюзивном образовании (приказ от 30.08.2016 г. № 298)
•
Положение об организации индивидуального обучении на дому (приказ от 05.11.2014
г. № 336)
•
Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (приказ от 01.09.2013 г.
№211)
Форма
договора О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОВЗ И
ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ МУНИЦИПАЛЬНЫМ АВТОНОМНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
План работы с обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ, дети-инвалиды) в МАОУ-СОШ№4 г. Асино на 2021 -2022
учебный год.
Адаптированная основная общеобразовательная
программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (ВАРИАНТ 7.1)
Адаптированная основная образовательная программа начального
общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1)
Адаптированные рабочие
программы для детей с ОВЗ (Вариант 7.1) основная школа
Адаптированная основная образовательная
программа для обучающихся с ЗПР 5-9 классов (Вариант 7.1)