В 2 ЧЕТВЕРТИ 2021 УЧЕБНОГО ГОДА БУДУТ ПРОВЕДЕНЫ ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММАМ ВТОРОГО ГО

Отчет учителя по методической работе по итогам 2020 – 2021 учебного года

Выступление обучающихся на олимпиадах/конкурсах разного уровня

Выступление на ШМО, ПС, РМС, конференциях и семинарах разного уровня (указать дату, № протокола ШМО, ПС)

Проведение открытых уроков

Участие в профессиональных конкурсах

Участие  в видеоконференциях и вебинарах

Методическая тема:  «Пути повышения эффективности урока математики путем внедрения ФГОС»

Срок работы над методической темой:  2021 – 2022 учебный год

Форма подведения отчёта над методической темой: круглый стол, открытые уроки, семинар

Обучающиеся, с которыми будет осуществляться подготовка для участия в олимпиадах различного уровня по вашему предмету: учащиеся 6 «Б» класса

Обучающиеся, с которыми будет осуществляться подготовка для участия в научных конференциях различного уровня: учащиеся 11 класса

Планируемые сроки аттестации на Вкк: 2023год

ФИО Учителя:        Бойченко С. А.                                        Подпись

Анализ методической работы

МКОУ ХМР «СОШ им. В.Г. Подпругина с. Троица»

за 2020-2021 учебный год

II. Единая методическая тема, цель, задачи.

Методическая тема школы

Совершенствование профессиональных компетенций педагогов и повышение качества образования в условиях реализации ФГОС нового поколения в сельской школе».

Методическая тема МО на 2020-2021 учебный год

«Повышение эффективности образовательной деятельности через применение современных подходов, непрерывное совершенствование   профессионального уровня и педагогического мастерства учителя»

: совершенствование системы повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогов через использование дистанционного обучения и ЦОП. Применение  полученных знаний для  повышения  качества образования  и улучшения результатом обучающихся.

– популяризация современных идей, технологий, опыта работы педагогов для непрерывного повышения квалификации;

– выявление и рекомендации для обобщения  опыта работы  педагогов в соответствии с современными достижениями педагогической теории и практики;

– поддержка инновационных процессов опытно-экспериментальной работы педагогов школы.

-создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся, направленную на разностороннее развитие личности участников образовательных отношений.

– осуществление в системе  психолого-педагогической  поддержки слабоуспевающих учащихся.

III.  Структура методического сопровождения образовательного процесса

В школе работает одно методическое объединение, методические заседания  приводятся  регулярно раз в четверть. В связи с короновирусными ограничениями  часто  насущные вопросы обсуждались быстро и эффективно в онлайн  режиме  с использованием различных месенджеров .  В плане работы указывается месяц проведения, конкретная дата определяется  в ходе работы.  Педагоги  выступают с докладами   на актуальные  темы. Планируется раз в год проведение ТМО, вопросы для обсуждения  заранее  обговариваются, но   из-за отсутствия постоянной транспортной схемы   проводим по ситуации.

Благодаря освоению образовательных платформ при  работе с обучающимися  педагоги школы без особых проблем  контролируют  подготовку к урокам во время актированных дней. При появлении затруднений у учителей, учащихся  и их родителей  огромную помощь оказывала учитель информатики Поникаровских С. А.  Светлана Александровна ведет постоянный мониторинг посещения электронного журнала  как обучающимися так и их родителями.  Возникающие вопросы обязательно обговариваются с классными руководителями и учителями предметниками.

IV. Технологии, методики используемые педагогами в урочной и внеурочной деятельности

Организация работы по самообразованию

V. Методическая  деятельность

Педагоги  участвовали в мероприятиях и  проведении  единых уроков.

Были координаторами  конкурсов и олимпиад для учащихся школы

1. Всероссийская олимпиада  школьников   вышли на  региональный уровень  Горначек Ольга  по литературе (Курилова И. Ю.), математика (Поникаровских С. А.), Берсенев Егор по физкультуре (Горначек М. С.),  Пайвина Ульяна (английский язык)

Призеры по географии, биологии ( Наумова Л. В.), технологии (Хомякова Е. В.)

3.  Конкурс « Старт» (Наумова Л. В.)

4. Всероссийский конкурс «Родина». Название работы: Спасибо деду за победу! Номинация «Памяти неизвестного солдата посвящается» ( Координатор Хомякова Е. В.)

6. Конкурс рисунков «Расту в Югре» ( Координатор Хомякова Е. В.)

7. Первый региональный конкурс»Югре-90лет!» (Южакова Н. Г.)

7. Конкурс рисунков «Прокурор на защите прав» ( Координатор Хомякова Е. В.)

8. Конкурс рисунков «Экологические листовки». ( Координатор Хомякова Е. В, Наумова Л. В.)

9. Всероссийский конкурс сочинений (МикрунЕ. В.,Курилова И. Ю.)

10. Олимпиада  BRICSMATH. COM 2020 (Микрун Е. В.)

марафон  «Покорение Рима». ( Южакова Н. Г.)

«Олимпийские игры» по окружающему миру, математике, русскому языку. 2020 г.  (Южакова Н. Г.)

14. Всероссийская олимпиада «Наше наследие».

Международный математический  конкурс «Ребус».

16. Всероссийский образовательный марафон «Сказочная Лапландия». ( Южакова Н. Г.)

17. Всероссийский образовательный марафон «Остров сокровищ». ( Южакова Н. Г.)

18. Всероссийский образовательный марафон «Мистические Бермуды».

19. Экспедиция трех веков (Наумова Л. В., Ракитина Т. В.)

Проведены  открытые уроки

1. « Количество вещества – Моль» (Наумова Л. В.)

2. « Обособленные члены предложения. Обособление определений» (Курилова И. Ю.)

Командное участие в игре (п. Луговкой) «Знатоки права» в межпоселенческом конкурсе.

В течение 2020-2021 учебного года были проведены следующие предметные недели

Пройдены курсы повышения квалификации и переподготовки.

«Методологические основы и методика современного технологического образования»

«Современный урок  школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

«Совершенствование предметных и методических компетенций (в том числе в области формирования функциональной грамотности)»

«Пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных за пожарную безопасность дошкольных учреждений и общеобразовательных школ»

«Охрана труда для руководителей и специалистов»

«Специалист-эксперт в сфере государственных и муниципальных закупок».

«Современный урок  школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО.

«Использование современных дистанционных технологий интерактивных сред обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС.

«Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся»

«Медиация в системе образования»

«Защита персональных данных»

«Подготовка руководителей ППЭ»

«Организация летнего отдыха детей»

«Современный урок   в соответствии с требованиями ФГОС  НОО, ООО и СОО»

« Подготовка организаторов в ППЭ»

«Современный урок  в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС  НОО»

Формирование личных и профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций в области финансовой грамотности»

«Современный урок  школе в соответствии с требованиями ФГОС  НОО, ООО и СОО»

« Подготовка технического специалиста в ППЭ»

«Современный урок   русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС  ООО и СОО»

« Подготовка руководителей ППЭ»

«Обучение экспертов по программе итогового сочинения и итогового собеседования» « Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей»

«Современный урок    химии в соответствии с требованиями ФГОС  ООО и СОО»

«Формирование личных и профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций в области финансовой грамотности»

Обучение детей с ОВЗ в условиях ФГОС»

«Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО и СОО»

«Противодействие коррупции в системе государственного и муниципального управления»

«Современный урок   в соответствии с требованиями ФГОС  НОО, ООО, СОО»

«Педагогика и методика основ безопасности жизнедеятельности

Тьюторское сопровождение в образовательной организации»

VI. Деятельность методического совета школы, методических объединений, творческих, проблемных групп

План проведения заседаний МО

VII. Выводы, предложения, рекомендации

Анализ методической работы показал, что методическая тема школы соответствует основным  целям и задачам, требующих решений  педагогическим коллективом школы. Тематика заседаний  школьного МО  отражает основные  вопросы, которые решает  коллектив школы в процессе учебной методической работы. В школе постоянно осуществляется мониторинг результативности учителей и классных руководителей. С этой целью  каждый учитель в конце учебного года пишет отчет по самообразованию, где отражает результаты работы за год. Каждый учитель ведет документацию, которую заполняет по итогам четверти и года, корректирует выполнение учебной программы зависимости от количества праздничных, актированных, карантинных дней.  Ведется мониторинг прохождения аттестации  педагогами школы, осуществляется прогноз роста профессионализма педагога, оцениваются результаты работы за несколько лет.

Методическая тема школы и вытекающие из нее темы МО соответствуют основным задачам, стоящим перед школой.

Имеются нерешенные проблемы, а именно:

1.  Учителя школы освоили многие образовательных платформы и используют их в своей работе. При этом продолжают знакомиться сами и знакомить своих учеников с Интернет ресурсами в образовании и подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.

2. Педагоги получили опыт использования гаджетов обучающимися на уроках, не запрещая их, а применять для обучения  и быть с обучающимися «на одной волне».

3. Постоянное и непрерывное самообразование педагогов школы.

4. Подготовка и защита индивидуальных проектов. ( Куратор Поникаровксих С. А.)

Методическая тема ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»:

«Формирование единой образовательной коррекционно-развивающей среды для адаптации обучающихся в динамично меняющемся мире, их социализации и интеграции в общество».

Методическая тема МО учителей, обучающих детей с нарушением интеллектуального развития в начальной школе и классов детей с ТМНР:

«Организация единой образовательной коррекционно-развивающей среды для обучающихся воспитанников начальной школы и детей с ТМНР».

Цель работы МО:  совершенствование коррекционно-образовательной среды обучения и реабилитации учеников начальной школы и детей с ТМНР ГБОУ ТРОЦ «Солнышко».

Задачи на 2020/2021 учебный год:

На протяжении всего учебного года методическая работа велась по следующим направлениям:

Оказание методической помощи (взаимопомощи) учителям и реабилитологам в организации работы в течение учебного года.

Информационное обеспечение процессов (образование, реабилитация, аттестация, повышение квалификации).

Обеспечение возможности непрерывного профессионального мастерства специалистов ГБОУ ТРОЦ «Солнышко», входящих в состав МО создание условий для изучения, обобщения и распространения   опыта.

Работа  в рамках МО включала в себя деятельность 23 специалистов трёх отделений Центра:

на начало учебного года

В перечне не указаны специалисты мобильной службы.

На конец учебного года

на конец учебного года из всех членов МО не осталось ни одного специалиста не имеющего квалификационной категории. При этом 14 человек в ближайшие 3 года планируют повысить имеющуюся категорию до высшей и 2 человека подтвердить имеющуюся высшую кв.категорию.

Распределение специалистов на участие в МО в 2020/2021 учебном году прошло не совсем так, как это должно было быть на практике. С одной стороны, так как руководитель МО выполняет свои обязанности на общественных началах, принцип распределения специалистов ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» между двумя МО носил пропорциональный характер (50/50). При этом некоторые узкие специалисты (дефектолог, логопед), работающие с детьми начального звена, оказались в МО учителей среднего звена. Кроме того, в Центре есть педагоги и реабилитологи, которые осуществляют работу с детьми как младшего, так и среднего звена, а также в классах для детей с ТМНР/ Следовательно, они должны совмещать свою методическую работу в обоих МО. В течение учебного года в Центр пришли работать 2 новых специалиста: логопед и психолог, при этом пока их плавного вливания в работу МО не произошло, может потому что, работая в новых условиях (для них), специалисты «не услышали» информацию для себя, или я, как руководитель МО, не смогла быть до конца настойчивой, чтобы донести необходимость участия педагогов в методической работе. Надеюсь, что в новом учебном году ситуация по распределению и вливанию специалистов в МО будет осуществлена с учётом всех нюансов на паритетной основе.

В 2020/2021 учебном году образование и реабилитация детей осуществлялся в 2 основных режимах:

Такой способ организации учебного процесса был связан с пандемией по COVID-19. И если в 2019/2020 учебном году такой вид получения образования и реабилитационных услуг был обязателен для всех участников реабилитационно-образовательного процесса, то в прошедшем учебном году родители выбирали форму обучения и реабилитации самостоятельно. Таким образом в 2020/2021 учебном году дистанционное обучение и реабилитация проходили одновременно с очной работой в 1а, 1б, 4а, 4б, 6в классах. Этот процесс строился каждым специалистом, исходя из возможностей семей учащихся, оснащённостью техникой на разных платформах: Zoom, WhatsApp, давались задания посредством электронной почты с обязательной обратной связью, создавались ролики занятий. Качество обученности по предметам во время дистанционного обучения стало выше. Но на это могли повлиять разные факторы. Как обстоят дела фактически будет понятно только при проведении офлайн проверки в новом учебном году. На момент онлайн обучения в 2019/2020 учебном году вскрылись проблемы недостатка компьютерной техники для всех членов семьи, особенно в семьях, где одновременно обучается несколько учащихся, наличия устаревшего ПО домашних компьютерах учеников. Эта проблема была решена в 2020/2021 учебном году администрацией нашего ОУ обеспечением каждого нуждающегося ученика ноутбуком на весь учебный год.

Ещё одна проблема, требующая решения в настоящее время – это система оценивания учащихся, обучающихся по АООП вариант 9.2. С одной стороны, это реализация СИПР для каждого ученика 1б, 4б и 5а классов, предполагающее оценку динамики продвижений детей – 1 раз в полугодие, что выполняется специалистами в соответствии с требованиями программы обучения этих детей. С другой стороны – наличие ЭЖД предполагает ежедневное оценивание работы учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития в бальном эквиваленте. И тут возникает дилемма: какая оценка лучше всего охарактеризует работу ребёнка, что оценивать в приоритете:

Необходимо найти выход из создавшейся ситуации в пользу без оценочной системы обучения детей с ТМНР в ЭЖД. С фиксацией только непосредственного прохождения материала и пропусков уроков в течение учебного года. А оценку достижений или их отсутствие фиксировать в СИПР учеников.

Всего за 2020/2021 учебный год

Проведено заседаний МО – 6

в разных форматах:

Основные вопросы, рассматриваемые на заседаниях:

а) Взаимодействие специалистов отделений с учетом потребностей образования в реабилитационных мероприятиях на текущем этапе обучения.

б) Польза общеразвивающих упражнений (трансляция опыта).

в) ИОМ в ИЗО-коррекции (трансляция опыта).

Велась межсекционная работа:

почти вся работа, запланированная в межсекционный период была выполнена членами МО.

Наиболее интересной формой работы и взаимодействия членов МО была инновационная (для нашего Центра) работа над проектами, реализуемая на базе 1а, 4а и 4б классов. Опираясь на отчёты специалистов и достижения детей в этой области хочется, чтобы работа в данном направлении в этих классах продлилась в следующем учебном году с учётом небольших замечаний, вскрывшихся в ходе реализации проектной деятельности в прошедшем учебном году:

Если данная работа во всех трёх заявленных классах успешно велась на протяжении всего учебного года, то  другой проект, заявленный на этот учебный год специалистами Галиной Анатольевной БЕкатериной Николаевной Г. на базе 6в класса прошёл незаметно. Работа с детьми не освещалась, конечного результата видно не было. Непонятно – велась эта работа в течение года или нет. Другой проект «Мой любимый город Троицк» под руководством Валентины Владимировны С. осуществлялся в течении всего учебного года на базе нескольких классов, но в силу того, что большинство специалистов находятся в другом МО, реализация данного проекта рассматривалась там.

В силу различных обстоятельств не состоялась работа по проведению открытых занятий и открытых уроков специалистами МО. Был проведён 1 открытый урок по предмету «Развитие речи и АК» учителем Екатериной Николаевной Г. в 6в классе. Данный вид деятельности предполагает стабильность в образовательной и реабилитационной работе, поэтому, как только стабилизируется ситуация с коронавирусом, мы вернёмся к трансляции опыта специалистов через открытые мероприятия в рамках осуществления образовательной и реабилитационной деятельности.

Работа специалистов МО (образовательное отделение) в 2020/2021 учебном году началась с написания рабочих программ АООП 9.1 (начальное звено), 9.2 (начальное и старшее звено) и КТП в соответствии с требованиями ФГОС, которая была успешно завершена и опубликована на сайте ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» (по всем учебным предметам). В перспективном планировании МО остаётся создание и опубликование вариативных программ коррекции и реабилитации детей с лёгкой, умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), адаптированных к контингенту обучающихся Центра.

Ещё один вид работы, на который следует обратить пристальное внимание – создание СИПР, для обучающихся с ТМНР 1б, 2б и 5а классов

Сбор и анализ информации по написанию СИПР показал следующее;

Таким образом к 2021/2022 учебному году необходимо:

В течение учебного года члены МО повышали квалификацию на курсах повышения квалификации, курсах профессиональной переподготовки, слушали вебинары, участвовали в семинарах, конференциях, во Всероссийских тестированиях, олимпиадах педагогов, проектах МЭШ и др.

Повышение квалификации основными членами МО

(КПК, профпереподготовка) в сентябре-мае 2020/2021 учебного года

(вебинары, семинары, конференции) за сентябрь-май 2020/2021 уч. года

(олимпиады, конкурсы профессионального мастерства) за сентябрь-май 2020/2021 уч. года

в 2020/2021 учебном году члены МО большое количество времени отдали повышению квалификации и саморазвитию.

Анализируя уровень участия педагогов с подтверждением высокого профессионального качества специалиста в своей отрасли хочется отметить, что за учебный год самое большое количество сертификатов, дипломов и пр. имеет учитель высшей категории Елена Валентиновна Д. (38 шт.) при этом участия в методической работе нашего ОУ не имеет и не проявляет никакого желания. Получается, что мы работаем на огромное сообщество учителей, а родные пенаты нам неинтересны?!

В силу отсутствия профессиональной дисциплины в разделе анализа работы за прошедший учебный год отдельных педагогов я не смогла привести все данные по повышению квалификации, трансляции опыта всех членов МО.

На 17.06.2021 из 22 членов МО (23 член – руководитель мобильной службы анализ в МО не предоставляет), анализ методической работы за прошедший год представили 13 человек. Не справились с данным видом работы: 4 человека – образовательное отделение, 4 человека – отделение ППП, 1 человек  – отделение мобильной службы (см.таблицу). И если новые члены МО ещё не привыкли к такому виду работы и ждут постоянного напоминания о том, что и когда надо делать, то непонятна реакция педагогов и тьютора образовательного отделения, которые каждый учебный год заканчивают анализом методической работы.

в 2021/2022 учебном году усилить работу по повышению профессиональной ответственности специалистов через персональную ответственность за ведение документации (подпись специалиста) в плане методической работы на учебный год, принимаемом на 1 заседании МО.

Методическая тема МО учителей, обучающих детей с нарушением интеллектуального развитияначальной школе и классов детей с ТМНР на 2021/2022 учебный год:

Задачи на 2021/2022 учебный год:

2021 г.          Руководитель  МО ______________ Варченко Е. В.

На 17.06.2021 из 22 членов МО (23 член – руководитель мобильной службы анализ в МО не предоставляет), анализ методической работы за прошедший год представили 13 человек. Не справились с данным видом работы: Андреенко С. А., Минаева О. Г., Буянова Г. А., Савельева В. В. – образовательное отделение, Гуржуева Н. К., Ковалёва Е. С., Сидорова Н. Н., Слинкина Л. А. – отделение ППП, Дмитриева Е. А. – отделение мобильной службы. И если новые члены МО ещё не привыкли к такому виду работы и ждут постоянного напоминания о том, что и когда надо делать, то непонятна реакция педагогов и тьютора образовательного отделения, которые каждый учебный год заканчивают анализом методической работы.

в 2020/2021 учебном году большое количество времени отдали повышению квалификации.