УЗНАЙ ВСЕ ЛАЙФХАКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ХИМИИ

ЕГЭ по химии состоит из тестовой и письменной частей. Из 34 заданий 28 тестовых и 6 письменных. Всего на экзамене по химии можно набрать 56 баллов — 36 в первой части и 20 во второй. Чтобы оставить себе место для ошибки, рекомендуем решать всю первую и всю вторую части. В статье разберем пять полезных советов преподавателей, чтобы успешно сдать экзамен.

Одна из глупейших ошибок в подготовке к ЕГЭ по химии.

Речь пойдёт о пресловутой и для многих неприятной задаче 34.

Ни для кого не секрет, что это задание является, пожалуй, самым сложным во всем КИМе по химии.

По этой причине, для многих сдающих она становится своеобразным «супербоссом» из компьютерной игры. Мол, костьми лягу, но 34 надо решить и тогда высокие баллы в кармане.

Юмор заключается в том, что для подавляющего большинства сдающих, стратегия погони за баллами в 34 задаче ничем кроме потери дополнительных баллов не закончится.

Сергей Иванович, что Вы несёте?

Дело в том, что 90% навыков, необходимых для того, чтобы успешно решать 34 номер фактически нигде более в другой части КИМ и не нужны.

Да-да, именно так. То есть, настойчиво мучая 34-ю задачу, когда ваши результаты за пробники не переваливают за 75, а до ЕГЭ осталось 3-4 месяца вы лишь «замораживаете» ваш результат.

Все или практически все силы при таком подходе будут уходить на задачу 34, за которую с высокой вероятностью все равно получите либо 0, либо 1 балл. В это же самое время результаты за остальную часть варианта практически не прогрессируют.

На какой максимальный результат можно расcчитывать если вообще не притрагиваться к 34 задаче? 89 баллов.

То есть 89 баллов сосредоточено во всей остальной части варианта ЕГЭ. Согласитесь это немало:)

А если в 34 задаче хотя бы записать уравнения реакций, то это уже 92 балла.

То есть, совершенно не имея навыков решения 34 задачи максимальный балл, который можно получить равен 92.

Еще момент. Задача под номером 34 оценивается максимально 4-мя первичными баллами. Это по ценности равно 4 тестовым вопросам.

В общем, мой совет. Если до экзамена осталось менее 4-х месяцев, пробники вы не пишете выше 75 баллов, задачи 34 решаете не чаще каждого третьего раза (да и то с подсмотрами в решение) — бросьте готовиться к задачам 34.

Готовьтесь ко всей остальной части варианта.

Кстати, говоря о 75 баллах я не имею ввиду лёгкие варианты из сборника «Добротин. 30 вариантов» от ФИПи.

Я имею ввиду варианты:

  1. наши (Широкопояс, Борисов)
  2. Екатерины Дацук
  3. Ивана Ермолаева. 

глупейшая ошибка в подготовке к ЕГЭ по химии

глупейшая ошибка в подготовке к ЕГЭ по химии

Как сделать подготовку к экзамену по химии продуктивной, какими интернет-ресурсами воспользоваться, какие задания вызывают сложности у выпускников и что поможет их преодолеть? Рассказывает заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по химии, эксперт Московского центра качества образования (МЦКО) Ольга Гончарук.

Химию сложно освоить без грамотного наставника

Самоподготовка эффективна тогда, когда у учащихся есть цель и мотивация (для чего мне это надо?), а также сформирован комплекс универсальных учебных умений (как я буду это делать?).

А это не что иное, как навык учиться: планировать свои действия, ориентироваться в собственной системе знаний, получать и интерпретировать учебную информацию, контролировать процесс увеличения изученного материала и способов деятельности, брать на себя ответственность за свое обучение.

Специфика химии как предмета заключается в том, что ее сложно освоить без грамотного наставника. Поэтому в первую очередь обратитесь к своему учителю химии — он подскажет, поможет и направит. Однако и про самоподготовку забывать не стоит — лишним это точно не будет. Тем более что сегодня для этого есть масса возможностей и полезных ресурсов. Например, многие уважаемые химики (и эксперты МЦКО, в частности) записывают видеоролики с разбором заданий ЕГЭ.

Необходимое условие верного решения задачи — правильно написанное уравнение

Конечно, для подготовки к экзамену нужно выполнить большое количество заданий в формате ЕГЭ. Но прежде чем приступать к ним, необходимо разобраться с теорией. Так, эксперты МЦКО подготовили ролики
для выпускников. В них есть теоретическая часть, которую необходимо знать для решения конкретной задачи. Вебинары
по разбору заданий Единого государственного экзамена по химии можно найти на сайте Московского центра качества образования.

Приступая к обобщению и повторению теории, помните, что готовиться нужно не по заданиям, а по блокам

Например, задания 6, 7, 8, 9, 10, 30, 31, 32 — это свойства неорганических веществ. Во время занятий составьте конспект и внесите в него как можно больше свойств неорганических веществ: уравнения реакций, качественные реакции, возможность проявлять свойства окислителя или восстановителя.

Возьмите таблицу растворимости и раскрасьте цветные осадки и растворы, отметьте вещества, образующиеся в растворе в виде газа и воды, обратите особое внимание на прочерки (это явная подсказка, что вещество гидролизуется до конца). Эти опорные точки помогут вам запомнить свойства неорганических веществ.

Задания 11 и 12 — это строение органических веществ. В органической химии начинать нужно именно с этой темы, так как от строения органического вещества зависят его свойства. Свойства органических веществ — следующий блок, это задания 13–18, 33 и 35. При подготовке обратите внимание на то, как зависит тип реакций, характерных для веществ одного класса, от особенностей их строения (например, одинарные связи — реакции замещения, кратные связи — реакции присоединения). Особо отметьте, как происходит окисление веществ и как среда раствора влияет на поведение окислителей. Изучая свойства органических веществ, не забывайте про их генетическую связь!

Необходимое условие верного решения задачи — правильно написанное уравнение, а для этого нужно знать свойства веществ. Разбирая большое количество задач, вы заметите, что для каждого типа есть определенный алгоритм решения. Если вы его поймете, то научитесь выполнять даже самые сложные задания.

Информационные ресурсы

Первое, что вы используете для поиска информации, — интернет. Но не всегда ему можно доверять. Вы, наверное, знаете сайты, которые подберут коэффициенты абсолютно к любому уравнению. Даже к тому, которое написано для несуществующей реакции. Но на них опираться нельзя.

Лучше старайтесь каждый день выполнять несколько заданий в формате ЕГЭ. Если появится ошибка — разберитесь с ее причиной, выпишите задание в тетрадь для подготовки, вспомните или изучите теорию. Отрабатывайте каждое задание, прежде чем приступить к выполнению всего контрольного измерительного материала.

При самоподготовке к экзаменам нужно пользоваться проверенными учебными материалами, в том числе и информационными ресурсами. Я рекомендую посетить открытый банк заданий
Федерального института педагогических измерений, послушать вебинары
по разбору заданий Единого государственного экзамена по химии, посмотреть видеоконсультации
на сайте Московского образовательного телеканала.

Кроме того, Московский центр качества образования совместно с Московским образовательным телеканалом запустили еженедельный проект — «Субботы московского выпускника»
для учащихся 9-х и 11-х классов. Ведущие эксперты МЦКО в прямом эфире помогают разбирать решения заданий ЕГЭ и ОГЭ, а также проводят видеоконсультации по различным темам для подготовки к государственной итоговой аттестации. Школьники могут сами выбрать тему ближайшей программы. Для этого необходимо принять участие в голосовании, которое проходит каждую неделю с понедельника по среду.

Наиболее трудные задания прошлого года

При подготовке я рекомендую уделить особое внимание следующим элементам содержания:

  • электроотрицательность и степень окисления (задание 3);
  • химическая связь и строение вещества (задание 4);
  • составление реакций, подтверждающих взаимосвязь различных классов неорганических веществ (задание 32);
  • характерные химические свойства углеводородов; основные способы получения углеводородов (в лаборатории) (задание 13);
  • характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений; биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки (задание 15);
  • характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров (задание 17);
  • окислительно-восстановительные реакции (задание 30);
  • расчетные задачи высокого уровня сложности (задания 34 и 35).

Именно эти элементы содержания на экзамене 2020 года стали наиболее трудными для выпускников. Как видите, довольно много заданий в списке относятся к разделу «Органическая химия», что указывает на необходимость уделить чуть больше внимания этим вопросам.

Примеры заданий можно посмотреть на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) в  демоверсии
. Загляните и в другие документы — спецификацию и кодификатор. Уверена, что они будут полезны всем участникам экзаменационной сессии.

До ЕГЭ по химии осталось совсем немного — меньше полугода ( вот тут календарь ЕГЭ-2018
). Но наверстать упущенное и разобраться наконец в таблице растворимости и формулах — не поздно. И не только в них, если составить чёткий план и выбрать правильные материалы. О подготовке к ЕГЭ по химии — преподаватель химии и  автор телеграм-канала «ФарСмацевтика»
Анна Тихонова.

В этом году форма экзамена почти не изменилась: вместо 34 заданий их будет 35
. Но из-за этого немного изменится система пересчёта первичных баллов в тестовые. Экзамен состоит из двух частей: первая предполагает выбор цифр или последовательности цифр (29 заданий), вторая — ответы с развёрнутым ответом (6 заданий). Максимальное количество первичных баллов, которое можно набрать за первую часть, — 40, за вторую — 20
. Обычно мои ученики начинают паниковать уже на этой стадии — когда узнают о заданиях. Но на самом деле всё не так страшно, как кажется.

1. Найдите человека, которому вы сможете задавать вопросы

Необязательно нанимать репетитора. Этим человеком может быть учитель в школе или знакомый студент, который учится на химфаке. Главное — не стесняться задавать даже самые глупые, на ваш взгляд, вопросы и стараться закрывать пробелы, которые возникают во время подготовки. Поверьте, то, что у вас появляются хоть какие-то мысли насчёт химии, уже говорит о том, что процесс запущен. Смело поднимайте руку прямо во время урока, расспрашивайте репетитора, участвуйте в обсуждениях в тематических сообществах и не бойтесь выглядеть глупо в глазах других.

УЗНАЙ ВСЕ ЛАЙФХАКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ХИМИИ

2. На экзамене у вас будет три официальные шпаргалки. И в них нужно разбираться

Это таблица Менделеева, таблица растворимости и ряд напряжения металлов
. В них содержится около 70% информации, которая поможет вам успешно сдать экзамен. На остальные 30% от вашего успеха приходится ваше умение пользоваться ими.

Чтобы разобраться с таблицей Менделеева, нужно сначала изучить периодические свойства элементов: строение атомов элементов, электроотрицательность, металлические, неметаллические, окислительные и восстановительные свойства, валентности, степени окисления. Если запомните их — не придётся запоминать свойства каждого отдельного элемента или каждого отдельного вещества в природе. Достаточно взглянуть в таблицу и вспомнить о периодическом законе.

Подсказка для тех, кто вечно всё забывает:
F (Фтор) самый сильный неметалл и самый электроотрицательный элемент, а Fr (Франций) — наоборот (самый сильный металл и наименее электроотрицательный элемент). Это поможет с чего-то начать.

3. Повторяйте математику. Химию без неё не сдать

Конечно, никто не просит вас интегрировать или дифференцировать и вообще на экзамене можно пользоваться непрограммируемым калькулятором. Но повторить темы процентов и пропорций — обязательно. Формул, которые необходимы для решения задач, не так уж и много. Запомнить нужно только основные: формула для расчёта массовой доли, массы вещества, объёма, количества вещества, плотности и выхода продукта.
Зная их, вы сможете без проблем выводить другие.

Попробуйте вывести из формулы массовой доли массу раствора или, зная массу и молярную массу вещества, определить его количество. Через несколько недель тренировок вы заметите, что все эти формулы связаны между собой и, если вы что-то забыли, всегда можно вывести нужную вам формулу из другой.

4. Таблица химических реакций — ваш помощник

Веществ в химии действительно очень много, их можно систематизировать и выявить закономерности. Вам поможет таблица взаимодействия веществ между собой. Распечатайте её и держите перед глазами, когда только начнёте решать цепочки или реакции.

УЗНАЙ ВСЕ ЛАЙФХАКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ХИМИИ

Фото: chemistrytutor.wordpress.com/15.05.2008/inorg
  • Научитесь определять класс веществ (оксиды, кислоты, соли, основания, металлы и неметаллы) и разберитесь в типах реакций, чем они друг от друга отличаются.
  • В реакцию вступает минимум два вещества. Определяете, к какому классу относится первое вещество. Находите соответствующий пункт в таблице справа (или вверху).
  • Проделайте то же самое со вторым веществом, ищите пункт сверху таблицы (или справа).
  • Смотрите на пересечение этих двух пунктов в таблице — это ответ, который получается в реакции.

На экзамене такой шпаргалкой пользоваться нельзя. Но во время подготовки вы легко запомните, что получается, если, например, реагируют кислота и щелочь, и другие вещества. А это около 80% заданий на ЕГЭ.

5. Берите книжки ФИПИ и идите от простого к сложному

На самом деле не важно, какой учебник вы выберете для подготовки к ЕГЭ. Берите тот, где вам будет понятен материал и в котором есть все темы, которые встретятся на экзамене. Что касается тестов, здесь тоже не нужно изобретать велосипед: я рекомендую пользоваться книжками ФИПИ. Тот материал, который они дают, максимально приближен к тому, что будет на экзамене. И можно решать тексты по изученным темам прямо на их сайте
.

Начать стоит с блоков, которые встречаются чаще всего:

  • строение атома, периодические свойства элементов
  • типы химической связи
  • классы неорганических веществ
  • гидролиз
  • электролиз
  • взаимодействие веществ между собой и классификация химических реакций
  • задачи на тему «растворы»
  • химическое равновесие
  • органическая химия (классы соединений, их способы получения и химические свойства)

Остальные блоки сложнее. После того, как прорешаете задания по основным блокам, вы поймёте, в каких темах у вас пробелы, а какие вы знаете хорошо. Закрепите темы, которые вы знаете лучше остальных, и вернитесь к изучению теоретической базы тех тем, которые даются хуже. Учите тему и выполняйте по 20 упражнений в день. Если времени для подготовки мало, сосредоточьтесь на заданиях, темы которых вам ясны. Лучше целиком решить задание с ОВР (окислительно-восстановительными реакциями), чем не сделать ничего.

УЗНАЙ ВСЕ ЛАЙФХАКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ХИМИИ

6. Теория хорошо, но без тестов всё равно никуда

Если кажется, что вы всё знаете из теории и вам не нужно тратить время на решение тестов — это не так. Большинство ошибок на экзамене случается из-за того, что ученик неправильно прочитал задание или не понял, что от него хотят. Чем чаще вы будете решать тесты, тем быстрее поймёте структуру экзамена и сложные и загадочные формулировки задания.

Например, в задании № 30 сказано: «Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. В ответе запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения только одной из возможных реакций». Очень часто ученики пропускают стадию написания полного ионного уравнения и пишут сразу сокращённое, потому что так быстрее. Это не ошибка, но за это могу снять один первичный балл.

7. А вот читать лишние статьи и литературу точно не нужно

Иногда во время подготовки к экзамену ученик настолько увлекается, что начинает читать узкоспециализированную литературу. И при ответе на простой вопрос путает самого себя: вроде бы гидроксид цинка проявляет амфотерные свойства и реагирует и с кислотами, и с основаниями, а вот в такой-то статье говорилось, что новые исследования говорят абсолютно о другом. И это ставит под сомнения все фундаментальные знания о химии! Я, конечно, утрирую, но смысл в том, что цель экзамена — проверить ваши знания школьной программы. И стратегия «чем проще, тем вернее» работает в тестах как нельзя лучше.

Изображение на обложке: iStockphoto (sSplajn)

Выпускники этого года, кажется, уже успели пережить все стадии принятия ЕГЭ: отрицание, гнев, само принятие, а некоторые, к сожалению, дошли до безразличия. Почитайте историю выпускницы 2019 года Кати Кияновой-Чарской из 610-й гимназии Санкт-Петербурга, которая сдала на 100 баллов химию и биологию и на 98 — русский язык. Её главный принцип — иногда нужно сделать то, что не очень приятно, чтобы добиться цели.

Первый пробник по химии я написала на 10 первичных баллов из 60

До 11-го класса особой любви к биологии у меня не было. В основном я интересовалась анатомией, потому что она была нужна для медицинского (сейчас я учусь на первом курсе НМИЦ им. В. А. Алмазова в Санкт-Петербурге). А всякие цветочки-лепесточки — я вообще не понимала, что к чему, да и разбираться не очень хотелось, потому что было неинтересно.

На протяжении всего 11-го класса у меня крутилось в голове: «Катя, ты же ненавидишь эту ботанику!» Но я понимала: если я её не выучу, то и в медицинский не поступлю. Бывает так в жизни, что нужно сделать что-то, что тебе не очень приятно, чтобы добиться своей цели.

Репетиторов у меня не было. Я ходила на групповые курсы, нам рассказывали теорию и иногда давали задания. Мне это на самом деле очень помогло, потому что я читала всякие книжки и у меня были какие-то точечные знания. А после того, как я прослушала курс теории, всё как-то встало на свои места.

Параллельно я начала решать пробники. У меня был ФИПИшный сборник, и я примерно расписала, что до конца года осталось 5 месяцев, поэтому нужно вот по столько-то решать. Не всегда, конечно, выходило.

До школы мне нужно было ехать час в маршрутке, и по пути — хочу я спать или нет — я привыкла решать задания

Ещё есть такой классный сайт для подготовки к ЕГЭ по биологии — bio-faq
, там всё построено как игра, тебе нужно решить свою норму вопросов тестовой части в день. По сути, ты тратишь полчаса в день, но тестовую часть уже натренировал.

Что касается химии, то с неорганикой, которая идёт в школе до конца 9-го класса, у меня совсем не сложилось. В 10-м классе началась органическая химия, и к нам пришла другая преподавательница, которая мне очень нравилась, плюс я, видимо, стала осознаннее.

Я помню, как в начале года учительница сказала: «Ребята, новый преподаватель, новый раздел, совсем непохожий на предыдущий, — это ваш шанс начать новую жизнь». Я подумала: «Ну всё, сейчас соберусь и выучу органическую химию». И правда — в 11-м классе мне даже не пришлось повторять её, у меня всё было хорошо. А вот с неорганикой пришлось прям попотеть: в начале 11-го класса я даже не понимала, как называть какие-то вещества, и не знала прописных истин.

В октябре первый пробник по химии я написала на 10 первичных баллов из 60 (это всего 20 тестовых баллов из 100) — и, конечно, запаниковала. Пришла к учительнице, а она сказала: «Так, Катя, спокойно, разберёмся. Ты вроде неглупая, всё выучим».

Мы последовательно проходили с ней темы, и я сама тренировалась. С тестами у меня сначала вообще был полный крах, поэтому я поставила себе цель каждый день решать по тесту. Постепенно баллы на пробниках росли и росли. Было видно, что ты прошёл какую-то тему — и закрыл определённый пробел.

Самое главное было приноровиться к формату. Был момент, когда мои баллы просто встали — это продолжалось месяца три, и мне правда было страшно. Биология казалась бездонным колодцем: ты учишь и учишь, а твои баллы остаются прежними. Но уже в мае–апреле стало легче: я начала много практиковаться и стала понимать, что примерно от меня хотят услышать.

Ошибка в союзе, о которой я узнала сразу после экзамена, оказалась единственной

На русский язык я вообще не ставила, думала, что плохо его сдам. Хотя у меня всегда с ним было довольно хорошо, но не в том смысле, который нужен для ЕГЭ. Я могла написать связное сочинение на свою тему — естественно, без ошибок. Но на экзамене столкнулась с тем, что в большинстве заданий нужно было объяснять, почему ты вставил именно эту букву. Мы с учительницей долго воевали по этому поводу: честно, я не знала ни одного правила к началу 11-го класса.

Мне пришлось выучить все правила или просто научиться под них подстраиваться — то есть я сначала ставила букву, а потом думала, почему я поставила именно её 

Всю вторую часть года мы тренировались писать сочинение, было очень много сложностей. Больше всего каждый выпускник боится неправильно выявить проблему, потому что за это снимают много баллов. А я обычно видела не те проблемы, которые подходили под ключи, поэтому приходилось долго учиться. Но снизили мне балл (а всего я набрала 98 баллов) не за это, а за задание, где нужно было вставить правильный союз. Мне не повезло, потому что на экзамене был биологический текст и показалось, что если рассуждать по смыслу, а не по правилам, то нужно вставить совершенно другой союз.

Когда я вышла с экзамена, то спросила у ребят, какой союз они вставили. Наши ответы не сошлись, и я сразу же сильно испугалась — ну вот, первое задание, которое я сравнила, и уже неправильное. И я решила больше ничего не сравнивать: две недели, пока проверяли ЕГЭ, я ходила с мыслью, что у меня, наверное, очень много ошибок. Но в итоге оказалось, что эта была единственной. Поэтому, кстати, я не советую выпускникам сверять свои ответы после того, как выйдете из кабинета. Вы не знаете, кто написал правильно — вы или ваш друг, и только будете забивать себе голову.

Преподаватели, которые проводят ЕГЭ, боятся напортачить ещё больше, чем ученики

Многие учителя бесятся из-за формата ЕГЭ. Потому что человек, который очень хорошо знает химию, может плохо написать ЕГЭ — просто потому, что в вариантах ответа бывает несколько возможных правильных. Я поняла, что ЕГЭ — это проверка на стрессоустойчивость, твои способности к обучаемости и на то, как ты в принципе можешь подстроиться под какие-то условия.

Я по жизни очень экспрессивная. С начала 11-го класса все вокруг мне говорили: «Катя, ты будешь страдать на экзамене, тебя сорвёт, будешь нервничать». Все очень волновались — видимо, испугались, что я постоянно сижу и учу. Но мне было несложно.

Когда я начала понимать химию, мне стало интересно, по биологии началось уже соревнование с собой: ну что, в этом пробнике будет больше баллов или нет? Но многие преподаватели и родители говорили: «Ты будешь готовиться, готовиться, в какой-то момент устанешь, перегоришь и на ЕГЭ придёшь как овощ, голова не будет соображать, будешь нервничать» и так далее.

Может быть, в каком-то смысле я и перегорела, но проявилось это только в том, что я пришла на экзамен и вообще не волновалась

Меня раздражает, что одиннадцатиклассников пугают экзаменом: рассказывают, что вас с ног до головы обыщут, попросят снять ботинки, раздеться, показать все шпаргалки, под угрозой расстрела будут выпускать в туалет только по одному. На самом деле преподаватели, которые проводят ЕГЭ, боятся напортачить ещё больше, чем ученики.

Не знаю, как в других городах, но у нас всё было очень спокойно, даже по несколько человек в туалет отпускали, ничего такого страшного не было. Помню, я сидела на последнем экзамене и, пока раздавали бланки, думала: «Почему весь год нам говорили, что это что-то ужасное?»

Я сейчас занимаюсь с детьми, готовлю их к ЕГЭ. И буквально на каждом занятии говорю: «Я понимаю, мне в прошлом году тоже было тяжело, но пожалуйста, не жалуйтесь, что вам тяжело. Вы должны понимать, что не сможете учиться в университете, если не готовы сдать ЕГЭ по биологии. Потому что там, естественно, будет ещё сложнее».

Как сдать ЕГЭ на 100 баллов

1. Устраивать себе реальные пробники

Последние два месяца я устраивала себе настоящие пробники: распечатывала бланки, которые будут на ЕГЭ, уходила в отдельную комнату, ставила таймер — не больше трёх часов, но обычно выходило быстрее — и решала.

Мне кажется, именно в этот момент многие совершают ошибку. Например, дети, которых я готовлю, могут половину пробника решить утром, половину — вечером, хотя уже конец мая и пора, так сказать, вливаться в атмосферу. Они привыкли, что можно чаю попить, конфет пожевать, с мамой поговорить, а потом уже дорешать.

И вот ты приходишь на экзамен, а тут тебя сажают, ни вправо, ни влево не повернуться, сидишь, просто решаешь. Нужно уметь концентрировать своё внимание долгое время на одной работе.

2. Не читать чаты накануне экзамена

Сейчас же очень распространена подготовка в интернете, и многие ребята сидят в чатах. Честно — меня это очень выводило из себя. Когда я записалась на курсы, у меня тоже появилась куча бесед, в которых за день до экзамена все разводили панику, писали: «О боже, я не сдам». А потом встаешь в 6 утра — там уже пришли ребята, которые сдавали ЕГЭ на Дальнем Востоке, и ты вот с этим настроением идёшь на экзамен. Они, кстати, слили нам задачи по химии, и меня всё-таки охватила эта паника. Я сидела, решала на остановке задачу — но, правда, в итоге справилась, и паника меня отпустила.

3. Не зацикливаться на баллах

Честно, для меня 100 баллов были неожиданностью. У меня не было никаких ожиданий от самой себя, и, наверное, поэтому я не волновалась. Мне кажутся очень правильными слова моей преподавательницы по химии о том, что не надо себя настраивать «Сдам на 100». Ты зациклишься на этом и на экзамене будешь думать: «О боже, я не могу решить эти задания, всё, у меня не будет заветной сотки».

4. Никогда не сдаваться

Поскольку я непосредственно связана с теми ребятами, которые сдают ЕГЭ в этом году, я тоже тяжело переживаю всю ситуацию с коронавирусом. Я не понимаю, повторять ли сейчас с ними всё в усиленном порядке или нет и как вообще их поддержать. Большинству ребят почему-то внезапно стало всё равно, и многие мне писали: «Ой, а может отказаться, может, в следующем году сдавать?» Может быть, прозвучит банально, но никогда нельзя сдаваться.

Даже если вы просто пойдёте на экзамен, за спрос денег не берут

Это всё-таки попытка, и даже если у вас не получится, вы посмотрите, как там что происходит. Я шла на экзамен и не надеялась, что по биологии наберу такие высокие баллы. Поэтому просто идите и пишите всё, что знаете.

Не думайте о том, поступите вы или нет. Воспринимайте это как игру: получится у меня переплюнуть себя в этот раз или нет? Здесь вы зависите только от себя. Вы не пытаетесь переплюнуть одноклассника Петю или сына маминой подруги, вы соревнуетесь с собой, вы самосовершенствуетесь. Поэтому я считаю, что в любом случае нужно писать экзамен и постараться написать его как можно лучше. А не сидеть и раскисать.

Лайфхак №1. Тренируйтесь в решении заданий блоками

В спецификаторах на сайте ФИПИ указаны темы, знание которых будет проверяться на экзамене. Экзаменационный материал разделен на следующие блоки:

Рассмотрим подробнее, что проверяют задания. Красным цветом отмечены задания, за которые дается 1 балл, желтым — 2 балла, зеленым 3 и более баллов.

Рекомендуем расписать подготовку к сдаче ЕГЭ таким образом, чтобы наращивать знания от простого к сложному. Начните с общей химии. Это база, без знания которой можно потерять баллы на заданиях, посвященных органической и неорганической химии. О расписании расскажем в лайфхаке №4. 

Лайфхак №3. Заучивайте исключения

Заучивайте исключения

Многие составители и преподаватели объединяют два первых раздела общую и неорганическую химию. Однако здесь важно учитывать следующее: в теоретических основах химии есть четкие алгоритмы, как заучивать материал при подготовке. При этом в ЕГЭ по химии много заданий построено на исключениях. Преимущественно они сконцентрированы именно в блоке неорганической химии. 

Помните, что без знания теоретических основ очень сложно решать задания на неорганическую химию, но не пренебрегайте исключениями при подготовке к экзамену. Запомнить их можно, прибегая к ассоциациям, о которых мы говорили в предыдущем лайфхаке.

Лайфхак № 2. Ищите сходства и придумывайте ассоциации в неорганике

Ищите сходства и придумывайте ассоциации в неорганике

Вы могли заметить, что в органической химии больше логики, чем в неорганической. Однако в неорганике также можно проследить аналогии. Например, если вы знаете классификацию веществ, вам проще определить свойства конкретного вещества:

  • способность реагировать с другими веществами;
  • способность к разложению;
  • способность к диссоциации.

Ассоциации — это более творческий подход к запоминанию материала. Вы можете продумать ассоциации для конкретного вещества или группы веществ, наделяя их «характером», манерой поведения или другими образными признаками. Рисуйте на их основе схемы, иллюстрации, придумывайте рифму, используйте свой творческий потенциал, чтобы облегчить обучение и сделать подготовку увлекательнее и интереснее.

Обратите внимание, подготовка к сдаче ЕГЭ часто сводится к выводу четких алгоритмов решений, которые проще вспомнить и применить на экзамене. Тем не менее в экзамене по химии прослеживается тенденция к тому, чтобы оценивать, как ученик понимает материал, а не владеет алгоритмами.

Лайфхак №5. Пользуйтесь шпаргалками из КИМа

Пользуйтесь шпаргалками из КИМа
  • ручка;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • лекарства и питание при необходимости;
  • непрограммируемый калькулятор.

Остальные необходимые материалы для экзамена выпускникам выдаст организатор. В КИМах помимо бланков можно будет найти Периодическую систему, Таблицу растворимости и Электрохимический ряд напряжений.

Рассмотрим, как они помогут на экзамене.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Помимо периода, группы и порядкового номера по таблице можно сказать многое. Например: 

  • количество протонов, электронов в атоме элемента;
  • количество оболочек;
  • распределение электронов по оболочкам; 
  • количество электронов на валентной оболочке;
  • подгруппу элемента;
  • химические свойства простого вещества;
  • сведения о соединении элемента.

Периодическая система нужна преимущественно для решения первых четырех заданий: №1 — строение атома, № 2 — периодический закон, №3 — электроотрицательность и степень окисления, №4 — связи и кристаллические решетки.

Электрохимический ряд напряжений 

  •  как от лития Li до золота Au уменьшается активность металлов;
  • поведение оксидов в пирометаллургии;
  • поведение солей в гидрометаллургии;
  • взаимодействие простого вещества с кислотами;
  • поведение соли в гидролизе и электролизе;
  • поведение нитрата при разложении. 

Эта шпаргалка пригодится во всех заданиях блока неорганической химии — №5—9; задания на электролиз и гидролиз №20, 21; качественные реакции — №24; химия и жизнь — 25; неорганические цепочки — №31.

Таблица растворимости кислот, солей и оснований в воде

В этой таблице собрано большое количество важной информации, например:

  • заряд иона;
  • степень окисления элемента в ионе;
  • поведение при гидролизе;
  • поведение в реакциях ионного обмена;
  • поведение в качественных реакциях.

Таблица будет полезна для решения заданий на степень окисления в ионе — №3, 19, 29. Для решения всего блока неорганической химии — №5—9; задания на гидролиз — №21, качественные реакции — 24, реакции ионного обмена 30, неорганические цепочки — №31 и сложной комплексной задачи — №34.

Лайфхак №4. Тайм-менеджмент

Тайм-менеджмент

Сколько нужно готовиться к ЕГЭ по химии?

Период подготовки зависит от уровня знаний о предмете и расписания. С нуля рекомендуется начинать готовиться за 2 года до экзамена. Если у вас есть база, начните готовиться к экзамену с сентября одиннадцатого класса.

Подготовку эксперты рекомендуют разделить по месяцам: 

*К комплексным задачам рекомендуется переходить после того, как освоили разделы общей, неорганической и органической химии и математики. 

Что если до подготовки к экзамену остался один триместр. Можно ли подготовиться к ЕГЭ по химии за 3 месяца?

Если до экзамена осталось три месяца, их желательно посвятить повторению пройденного материала на практике. Подготовка к ЕГЭ по химии за 3 месяца с нуля потребует высокого темпа ежедневной тренировки, изучения большого объема теории и его отработке. Чтобы подготовиться к ЕГЭ за 3 месяца найдите компетентного специалиста — частного репетитора или курсы. 

Специалист поможет выстроить программу обучения. Вне зависимости от сроков это необходимый этап подготовки. Важно составить подробную схему — какие темы изучаете, в какой последовательности и сколько по времени. Заранее выстроенная логика прохождения материала позволит без стресса и спешки готовиться к экзамену. 

Следует уделять подготовке 1,5—2 часа в день 3—4 раза в неделю.

Чтобы приучить себя к структуре экзамена, важно не только решать задания из пособий, демоверсии 2023 года и вариантов экзамена, которые сдавали выпускники 2022 года и предыдущих лет. Необходимо максимально приблизить условия экзамена во время тренировки — не подглядывать и не списывать, а также четко отводить 3 ч 30 мин на написание экзамена. 

Другой метод работы со временем, которые советуют эксперты — фиксировать время, потраченное на каждое задание. Это позволит отследить, какие задания являются для вас наиболее времязатратными.

Вывод

Мы рассмотрели 5 лайфхаков для ЕГЭ по химии от экспертов и преподавателей. Они помогут ученикам продумать и построить верный курс к успешной сдаче ЕГЭ. Резюмируя, мы предлагаем при подготовке разделить задания экзамена на тематические блоки:

  • общую химию; 
  • неорганическую химию; 
  • органическую химию;
  • математику;
  • химию и жизнь (задание №25).

На основе выявленных блоков мы рекомендуем вам составить четкое расписание. При подготовке важно идти по запланированному пути — знать, с чего начинать готовиться, и как последовательно выстроить темы. Кроме того, мы выявили, что эксперты рекомендуют подбирать ассоциации, продумывать аналогии при изучении и повторении материала.

Последнее, чему важно научиться в процессе подготовки — это пользоваться тремя ключевыми таблицами:

  • Периодической системой; 
  • Таблицей растворимости;
  • Электрохимическим рядом напряжений металлов. 

Главное при подготовке к экзамену — научиться понимать задачи, а не только зазубривать теорию и структуру. Если вы видите, что не понимаете определенные темы, задавайте вопросы учителю химии в школе, подберите репетитора или курсы. Компетентный специалист построит программу с учетом ваших пробелов в определенных темах и поможет успешно сдать ЕГЭ по химии.