УСТНАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ

Рособрнадзора от
25.12.15 № 01-311/10-01

Как проходят устные экзамены

По форме устный экзамен – это опрос по заранее известным вопросам. Обычно его сдают группами, реже всем потоком, но в аудиторию приглашают по 5–7 человек. Каждый студент тянет билет и готовит на него краткий ответ (можно делать записи на черновике, их не проверяют) – на это дается 20–30 минут. В пятерке (шестерке/семерке) «пионеров» тот, кто справился с подготовкой раньше всех, первым отправляется на собеседование с экзаменатором. С этого момента начинается самое интересное.

Диалог с преподавателем сразу выявляет истинную глубину знания материала. Преподаватель редко дожидается, пока студент даст исчерпывающий ответ. Обычно экзаменатор задает уточняющие вопросы, высказывает замечания. По реакции учащегося легко понять – списал ли он ответ, тараторит вызубренный без реального понимания предмета текст из учебника или просто что-то упустил, не посчитав нужным рассказывать о каких-то деталях.

Если студент пытается ответить, пусть даже немного теряясь вначале, экзаменатор задает наводящие вопросы. Не надо воспринимать их как попытку «утопить». Скорее всего, преподаватель всячески старается помочь, видя перед собой сообразительного собеседника, ведь для него экзамен – рутинная обязанность, которая заставляет его нервничать из-за большого количества студентов, которые не желают ничего учить и просто пришли за оценкой в зачетку! Гораздо приятнее иметь дело с тем, кто ориентируется в материале, но чего-то недопонимает. А если студент и сам (с горящими глазами!) задает уточняющие вопросы, возможно, разговор перейдет на новый уровень. Любой преподаватель будет польщен вниманием к своему предмету и с удовольствием все объяснит – ведь «беседа профессионалов» намного интереснее «вдалбливания» знаний в бездумную голову.

Но, если при попытке «вытянуть» правильный ответ сидящее напротив создание, по имени обреченный студент, молчит, сложив дрожащие руки, профессору только и остается поставить неуд да поскорее избавиться от такого скучного визави.

Это лишь самые поверхностные моменты устного экзамена. Чтобы сдача прошла на ура, нужно обдумать все составляющие успеха.

Как сдать хорошо

Есть поговорка, что экзамен (и особенно устный) – это 40 % знаний, 30 % везения и 30 % актерского мастерства.

Подготовка

Первое правило, которое надо усвоить: конспект не нужно зубрить, его стоит освоить. Чаще всего к плохим оценкам на устных экзаменах приводит именно зубрежка. « Зубрилки» без запинки оттарабанивают сложные, корявые формулировки из учебников. Но как только заскучавший преподаватель прерывает их торопливый монолог осмысленным вопросом, теряются, начинают искать ответ в своих записях и окончательно сбиваются. К тому же зубрежка «вгоняет» информацию только в краткосрочную память, и то, что было заучено несколько дней назад, к моменту экзамена начисто «выветрится» из головы.

Поэтому, чтобы хорошо сдать устный экзамен, прекращайте зубрить и вовлекайте в процесс подготовки все возможности своего мозга. Помогут в этом следующие приемы:

Не стоит зубрить и в случае, когда вы только вчера узнали о том, что на следующем экзамене на вопросы преподавателя придется отвечать устно. Прочитайте весь конспект и постарайтесь выделить из материала главное. Желательно не ночью – мозг ни за что на свете не согласится наверстывать упущенное в то время, когда должен отдыхать. Лучше хорошо выспаться, а утром, на свежую голову, вспомнить (или придумать), что отвечать на экзамене.

Моральный настрой

Экзамен в устной форме – это, конечно, тот еще стресс. Но, если вы неплохо к нему подготовились – напрягли мозг и разложили все необходимые факты, цифры, формулы и классификации по полочкам, а для подстраховки – еще и по карманам, самое время отогнать навязчивую тревогу и успокоить нервы.

Хорошее, оптимистичное настроение – залог того, что вы правильно выстроите диалог с экзаменатором и обязательно найдете с ним общий язык. Поэтому станьте перед зеркалом, улыбнитесь себе и миру, расправьте плечи и вместе с воздухом вдохните спокойствие и уверенность в себе – не зря же вы столько готовились. Послушайте легкую музыку или помурлыкайте любимый мотив.

Обязательно позавтракайте – утверждение о том, что тот, кто хочет учиться, к знаниям и голодным прорвется, в корне неверное. Громкое урчание из глубин живота не располагает к интеллектуальной беседе о высоком. Поэтому съешьте легкий, но калорийный завтрак, желательно из продуктов, содержащих белок. Побалуйте мозг горстью орехов и плиткой шоколада. А вот алкоголь перед экзаменом противопоказан категорически – под его воздействием отключается область мозга, отвечающая за память. Вместо него выпейте чашечку кофе.

Внешний вид

Развеять стресс поможет и комфортная одежда. Она не должна быть совершенно новой, иначе вместо того, чтобы думать над билетом, вы будете страдать от того, что где-то жмет или натирает. Лучше всего пойти на экзамен в привычных вещах. Но не забывайте, что профессора, как и все люди, оценивают ученика по первому впечатлению. Поэтому прислушайтесь к маленьким проверенным хитростям:

Итак, успокоились? Самое время выдвигаться в alma mater. Только не забудьте посмотреть погоду за окном. Светит солнышко? На экзамене вас ждет успех. Льет дождик и гроза бушует? Будьте готовы к небывалому везению.

На экзамене

Чтобы унять волнение и немного освоиться, придите к аудитории чуть раньше. Теперь нужно определиться, когда лучше заходить на экзамен. В преподавательской среде бытует мнение, что сильные идут первыми. Однако быть первопроходцем не всегда рационально. Это лишает возможности «прочувствовать» настроение экзаменатора, узнать, какие вопросы он задает и как относится к списывающим.

Долго задерживаться перед дверью также не стоит. Если перед вами пройдет слишком много счастливчиков, может сработать знаменитый парадокс, называемый в студенческой среде «пятерки закончились». Так что не прозевайте момент. Наибольшие шансы хорошо сдать устный экзамен у тех, кто придерживается золотой середины или отвечает последним в первой пятерке «самых умных».

Если же в ваших знаниях много серьезных пробелов, идите отвечать в числе последних. Уставший преподаватель не захочет выслушивать длинные рассуждения, и вы легко получите свою троечку. А чтобы не томиться от многочасового ожидания под дверью, доучите билеты, на которые не хватило времени.

Войдя в аудиторию, поприветствуйте преподавателя, чуть застенчиво ему улыбнитесь и смело берите первый приглянувшийся билет. Сядьте за стол и подождите минутку, пока уляжется волнение. Теперь внимательно прочитайте вопросы и начинайте письменно отвечать на тот, который знаете лучше всего – так вы окончательно успокоитесь и выиграете время для того, чтобы вспомнить все остальное. Запишите все свои мысли по указанным в билете вопросам или тезисно укажите ключевые понятия, даты, определения или имена, нарисуйте графики, которые понадобятся при устном ответе. Не отчаивайтесь, если чего-то не знаете. Возможно, потом что-то вспомнится из смежных дисциплин. Держите ухо востро – слушайте, какие вопросы задает преподаватель другим студентам и что они отвечают. Анализируйте услышанную информацию и делайте по ней собственные выводы, пускай даже не совсем верные – впоследствии экзаменатор воспримет вас как думающего студента.

К моменту, когда все мысли будут излиты на бумагу, ваша уверенность в себе должна быть стопроцентной. Если все-таки чувствуете себя немного неуверенно, выберите правильный момент выхода к экзаменатору. Не идите вслед за отличниками – после них удивить преподавателя довольно сложно. Пропустите вперед мямлю-троечника – на его фоне вы сможете блеснуть во всей красе. Мысленно внушите себе «я все знаю» и отправляйтесь на аудиенцию к профессору.

Общение с преподавателем

Оказавшись тет-а-тет с экзаменатором, не нервничайте и не тушуйтесь. От вас должна исходить уверенность. Сядьте ровно – не разваливайтесь и не скрещивайте рук и ног, лучше немного наклоните корпус вперед к преподавателю или попробуйте «отзеркалить» его позу. Смотрите чуть выше уровня его глаз (прямой взгляд всегда расценивается как вызов), периодически отводите глаза в сторону.

Не делайте заявлений вроде «можно я начну со второго вопроса?», просто начинайте с ответа, в котором наиболее уверены. Не теребите воротник, не комкайте лист с письменным ответом и не играйте ручкой – все это указывает на неуверенность и может плохо повлиять на оценку.

Начинайте излагать мысли тихим, низким голосом. Не глотайте окончания – плохая дикция сведет на нет все ваши знания, ибо преподаватель просто не поймет, что вы говорите. Важные формулировки подчеркивайте интонацией. В меру жестикулируйте – это свидетельствует о вашем интересе к теме разговора. Делайте паузы, задавайте риторически вопросы и сами на них отвечайте. Держите в голове нить ответа. Получив дополнительный вопрос, старайтесь говорить быстро, много, красиво и желательно по теме. Пауз лучше избегать – дабы не провоцировать новых вопросов.

Студенты старших курсов часто советуют не выкладывать сразу все знания по билету: при письменной подготовке расписываете для себя все полностью, но при устном ответе упускаете пару важных моментов, заставляя экзаменатора задавать уточняющие вопросы.

Преподаватель сам обнаружит ваше «упущение» и уточнит у вас эти моменты. Сложится впечатление, что он задает дополнительные вопросы. Когда вы сходу на них ответите, экзаменатор будет приятно удивлен вашими знаниями и, возможно, не станет копать глубже. Но если вы говорите неуверенно, к подобным уловкам лучше не прибегать, иначе ваши знания будут казаться слишком поверхностными, и профессор не сочтет нужным что-либо уточнять.

Если же вам все-таки задали вопрос, на который вы не можете ответить с уверенностью, или у вас несколько вариантов ответа, медленно говорите наугад и следите за мимикой и реакцией преподавателя. Если в его взгляде появилось сомнение или он отрицательно покачивает головой, быстро выпалите другой заготовленный ответ, скорее всего, он и будет правильным. Как вариант – повторите заданный вопрос и сделайте вид, что размышляете над ним. Дайте понять, что ответ вертится на языке, но вы никак не можете выразить его словами. Когда преподаватель подскажет «нужные» слова, быстренько вплетите их в свою речь.

Когда же вы не можете сформулировать даже примерных вариантов ответа, честно признайтесь, что когда готовились, не поняли, почему это так, а то – вот так, и обязательно приведите хотя бы обрывки мыслей, по которым профессор поймет, что какой-то «звон» по этой теме вы слышали. Он с удовольствием объяснит ситуацию думающему студенту. А вы постарайтесь присоединить к его объяснениям собственные дополнения – так, чтобы не казалось, что преподаватель ответил за вас. Пускай думает, что вы все хватаете на лету.

Конечно, все вышеприведенные «фишки» работают только для тех, кто успел зарекомендовать себя как хороший студент. А для этого общение с преподавателем нужно начинать задолго до сессии. Как показывает многолетний студенческий опыт, чтобы хорошо сдать устный экзамен, нужно проявлять всяческий интерес к сдаваемому предмету – задавать вопросы на лекциях или в перерывах между ними, выдвигать собственные идеи на лабораторных, практиках и семинарах, то есть работать и квалифицировано «мозолить глаза» преподавателю весь семестр. Такое усердие обязательно будет вознаграждено на экзамене.

Устная форма проведения экзамена

Экзамен должен проводиться
в устной форме. Тестовая форма прове­ряет,
в основном, не Ваши знания и их умение
применить при решении разнообразных
задач, а Вашу удачливость или умение
списать; к тому же в случае неверного
ответа она не способна пояснить, в каком
месте у Вас ошибка. На письменном экзамене
велика роль случайного фактора. Кроме
того, на устном экзамене за счёт умело
заданных дополнительных вопросов или
приведённых экзаменатором контр-примеров
Вам, возможно, и самому удастся найти
свою ошибку. В этом случае, если Вы её
нашли самостоятельно, без помощи
конспекта или учебника, то ошибка не
будет считаться существенной, и у Вас
ещё даже сохранятся шансы на получение
хорошей оценки
(исключение составляют ошибки в
определении канонических уравнений
кривых и основных поверхностей вторых
порядков, а также уравнений, близких к
каноническим, то есть уравнений,
приводя­щихся к каноническим с помощью
одного преобразования формулы). Даже
если для выявления Вашей ошибки Вам
потребовался конспект или учебник, то
шансы на получение удовлетворительной
оценки у Вас ещё
сохранятся. На письменном экзамене
подобное “исправление” Вами Ваших
ошибок, естественно, исключено.

Что спрашивается на экзамене

Как я уже говорил выше, по
своей инициативе
я спрашиваю на экзамене лишь то, что
читалось мной на
лекциях на Вашем курсе.
Но если Вы при своём ответе выходите за
рамки данного курса, то – будьте добры
– все свои новые определения и теоремы
пояснить и доказать. Например:
В своём курсе я не даю понятия нормального
уравнения прямой или плоскости (считаю,
что это лишь запутывает усвоение
материала) и на экзамене по своей
инициативе я это не спрашиваю, а формулу
расстояния от точки до прямой (плоскости)
доказываю «в лоб»; попутно рассматривая
и другие задачи (к примеру, как составить
уравнение перпендикуляра, опущен­ного
из данной точки на заданную прямую
(плоскость)). Однако, если Вы в своих
выводах используете нормальное уравнение
прямой (или плоскости) либо понятие
отклонения от точки до прямой (плоскости),
то – будьте добры – дать все эти определения,
а также привести любое заданное уравнение
прямой (или плоскости) к нормальному
виду. Как правило, такие “казусы”
возникают при проставлении хорошей
или отличной
оценки. Как я уже
говорил выше, при проставлении
удовлетворительной
оценки доказательства
теорем я не требую.

Ваши экзаменационные
вопросы
– это, в основном, названия параг­рафов
данного курса (некоторые из параграфов
разбиваются на два или три вопроса). А
экзаменационные билеты
(то есть компановка
экзамена­ционных вопросов – по одному
вопросу в каждом билете из второй (либо
первой), третьей и четвёртой глав данного
курса), как правило, приво­дятся при
завершении чтения четвёртой главы
данного курса на лекциях.

Методические рекомендации

по проведению
государственной итоговой аттестации
по образовательным программам
основного общего образования по всем
учебным предметам в форме государственного
выпускного экзамена (устная форма)

2. ГВЭ-9
по русскому языку (устная форма) 7

Особенности
экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому
языку 7

Структура
и содержание экзаменационных
материалов ГВЭ-9 по русскому языку 7

Оценивание
результатов экзамена ГВЭ-9 по русскому
языку 8

Критерии
оценивания ГВЭ-9 (устная форма) по русскому
языку 8

Образец
экзаменационного билета ГВЭ-9 (устная
форма) по русскому языку 9

Приложение
1. Рекомендации по квалификации
ошибок 10

3. ГВЭ-9
по математике (устная форма) 18

Особенности
экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике
(устная форма) 18

Структура
и содержание экзаменационных
материалов ГВЭ-9 по математике (устная
форма) 18

Образец
экзаменационного билета ГВЭ-9 по математике
(устная форма) 22

4. ГВЭ-9
по биологии (устная форма) 25

Система
оценивания ответов обучающихся 25

Продолжительность
подготовки ответа на билет 26

Образец
экзаменационного билета ГВЭ-9 по билогии
(устная форма) 26

5. ГВЭ-9
по географии (устная форма) 27

Система
оценивания ответов обучающихся 28

Продолжительность
подготовки ответа на билет 28

Образец
экзаменационного билета ГВЭ-9 по географии
(устная форма) 28

6. ГВЭ-9
по информатике и ИКТ (устная
форма) 30

Система
оценивания ответов обучающихся 31

Продолжительность
подготовки ответа на билет 31

Образец
экзаменационного билета ГВЭ-9
по информатике и ИКТ (устная
форма) 32

7. ГВЭ-9
по истории (устная форма) 33

Система
оценивания ответов обучающихся 33

Продолжительность
подготовки ответа на билет 34

Образец
экзаменационного билета ГВЭ-9 по истории
(устная форма) 34

8. ГВЭ-9
по литературе (устная форма) 35

Система
оценивания ответов обучающихся 36

Продолжительность
подготовки ответа на билет 37

Образец
экзаменационного билета ГВЭ-9 по литературе
(устная форма) 37

9. ГВЭ-9
по обществознанию (устная форма) 38

Система
оценивания ответов обучающихся 39

Продолжительность
подготовки ответа на билет 39

Образец
экзаменационного билета ГВЭ-9
по обществознанию (устная форма) 39

10. ГВЭ-9
по физике (устная форма) 40

Система
оценивания ответов обучающихся 40

Продолжительность
подготовки ответа на билет 41

Образец
экзаменационного билета ГВЭ-9 по физике
(устная форма) 41

11. ГВЭ-9
по химии (устная форма) 43

Система
оценивания ответов обучающихся 43

Продолжительность
подготовки ответа на билет 44

Образец
экзаменационного билета ГВЭ-9 по химии
(устная форма) 44

12. ГВЭ-9
по иностранным языкам (устная
форма) 46

Структура
и содержание экзаменационных
материалов по иностранным языкам 46

Система
оценивания ответов обучающихся 47

Продолжительность
подготовки ответа на билет 49

12.1. ГВЭ-9
по английскому языку (устная форма) 50

Образец
экзаменационного билета ГВЭ-9
по английскому языку (устная форма) 50

12.2. ГВЭ-9
по немецкому языку (устная форма) 51

Образец
экзаменационного билета ГВЭ-9 по немецкому
языку (устная форма) 51

12.3. ГВЭ-9
по испанскому языку (устная форма) 52

Образец
экзаменационного билета ГВЭ-9 по испанскому
языку (устная форма) 52

12.4. ГВЭ-9
по французскому языку (устная
форма) 53

Образец
экзаменационного билета ГВЭ-9
по французскому языку (устная
форма) 53

Перечень условных
обозначений и сокращений

Соседние файлы в папке Методические рекомендации ГИА-11,9,ВГЭ 21.01.15 Комитет

О пользовании на экзамене конспектами или другой литературой

При проставлении отличной
оценки использование на экзамене
конспектов или другой литературы
запрещается. При проставлении хорошей
оценки можно использовать конспект при
доказательстве наиболее сложных теорем
и выводов (например, при классификации
линий или поверхностей второго порядка).
При проставлении удовлетворительной
оценки можно использовать конспект
(или учебник), если удалось выяснить,
что Вы понимаете суть теоремы или
определения, но не можете её сформулировать.

Желаю Вам хорошо подготовиться к
экзамену!

А так же хотелось бы поблагодарить
следующих студентов:

Виталия Юрьевича Федосеенкова
(гр. О С0301)

Александра Константиновича Чичкана
(гр. О С0301)

Владимира Эдуардовича Журавлева
(гр. О С0301)

Игоря Евгеньевича Власова (гр.
ОС0301)

Семена Владимировича Захарова
( гр. П С0402)

Дениса Дмитриевича Васильева
(гр. П С0402)

Андрея Сергеевича Бабия (гр.
ПС0402)

Артёма Андреевича Макарова (гр.
СС0505)

Илью Юрьевича Карташова (гр.
СС0505)

Петра Игорьевича Пухова (гр.
СС0505)

Александра Васильевича Дорофеева
(СС0505)

Петра Владимировича Осипова
(гр. КТ-06-01)

Николая Георгиевича Сергеева
(гр. КТ-06-01)

Без их поистине неоценимой помощи
данный курс вряд ли бы увидел свет!

Соседние файлы в папке Лекции