УССУРИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ АВТОМОБИЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

Перед УВВАКУ на постаментах установлены реактивный гвардейский миномёт БМ-13 и гусеничный тягач МТ-ЛБ.

На стене памяти увековечены имена воинов-водителей, Героев Советского Союза:

Дальневосто́чное автомоби́льное кома́ндно-инжене́рное учи́лище — военное учебное заведение в СССР и России, существовавшее с 1947 по 2007 год.

Находилось в городе Уссурийске Приморского края, по ул. Ленинградская.

С 1969 по 1998 год носило название Уссури́йское вы́сшее вое́нное автомоби́льное кома́ндное учи́лище (УВВАКУ).

МТ-ЛБ на постаменте.

«Катюша» на шасси ЗИС-5 и стена памяти воинов-водителей, Героев Советского Союза.

Дальневосто́чное вы́сшее вое́нное автомоби́льное кома́ндно-инжене́рное учи́лище — военное учебное заведение в СССР и России, существовавшее с 1947 по 2007 год. Наиболее известно под названием Уссури́йское вы́сшее вое́нное автомоби́льное кома́ндное учи́лище (УВВАКУ), которое носило с 1969 по 1998 год. Находилось в городе Уссурийске Приморского края, по ул. Ленинградской.

Содружество военных автомобилистов объединило выпускников всех профильных военных вузов.

Память о СВВАКУ жива.

23 сентября 2019 года исполняется 50 лет со дня образования Самаркандского высшего военного автомобильного командного училища имени Верховного Совета Узбекской ССР (СВВАКУ).

Точкой отсчёта истории вуза считается дата создания Самаркандского высшего танкового командного училища, сформированного на основании постановления Совета министров СССР в 1969 году. Его возглавил участник Великой Отечественной войны генерал-майор Алексей Черевко. Задачей вверенного ему учебного заведения была подготовка командиров танковых взводов. Однако возросшая потребность Вооружённых Сил страны в офицерах-автомобилистах послужила причиной преобразования вуза в высшее военное автомобильное командное училище. Соответствующий приказ был подписан министром обороны СССР 23 мая 1973 года. С того времени в Самарканде началась подготовка командиров автомобильных взводов.
По итогам боевой и политической подготовки училище неоднократно отмечалось в лучшую сторону, награждалось переходящим Красным Знаменем военного совета Краснознамённого Туркестанского военного округа. В 1979 году вузу было присвоено почётное наименование «имени Верховного Совета Узбекской Советской Социалистической Республики».
Неоценимый вклад в развитие училища внёс генерал-майор Анатолий Редько, который стоял у истоков формирования СВВАКУ, а затем возглавлял его десять лет. Когда его назначили начальником вуза, на территории этого молодого военно-учебного заведения, расположенного на окраине древнего города Самарканда, были лишь учебный корпус да несколько казарм когда-то размещавшегося там кавалерийского полка. Через несколько лет это место превратилось в цветущий оазис. Городок утопал в зелени, везде били ввысь фонтанчики, текли арыки, заливая зелёную травку, радовали глаз могучие изумрудные чинары, создававшие тень и прохладу. Новые здания с разноцветной облицовкой были оформлены в стиле лучших образцов восточных национальных убранств.

До распада Советского Союза училище было одним из самых молодых и перспективных военно-учебных заведений Министерства обороны СССР

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда»

История нашего училища началась с  момента формирования 3-го военного автомобильного училища, созданного на базе 5-го отдельного учебного автомобильного полка, дислоцированного в городе Ромны Сумской области. В годы Великой Отечественной войны полк осуществлял подготовку водителей автомобилей и мотоциклов для частей фронта. В послевоенный период, когда в войска начало поступать большое количество автотракторной техники, возникла потребность в значительном числе квалифицированных офицеров-автомобилистов для всех родов войск и видов Вооруженных Сил. В связи с этим 24 октября 1947 года было сформировано 3-е военное автомобильное училище. С 5 февраля 1948 года в училище началось обучение двух батальонов по программе подготовки офицеров – специалистов автотракторной службы.

В декабре 1949 года в училище состоялся первый выпуск офицеров-автомобилистов, окончивших училище по двухгодичной программе обучения, с присвоением квалификации техника-механика по эксплуатации и ремонту автомобилей и гусеничных машин. Уже в октябре следующего года состоялся второй выпуск курсантов по трехгодичной программе обучения. Как и предыдущий, второй выпуск продемонстрировал высокое качество подготовки выпускников. В 1953 году в училище было завершено строительство учебного тактического поля, классов тактики и автотракторной службы, что позволило проводить занятия по любой теме учебной программы общевойскового цикла.

В июне-августе 1958 года личный состав училища передислоцирован в город Уссурийск Приморского края. Войдя в состав Дальневосточного военного округа, училище было переименовано в Дальневосточное военное автомобильное училище. В апреле 1969 года на основании директивы Генерального штаба училище преобразовано в высшее учебное заведение, оно стало называться Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище. Главной его задачей стала подготовка офицеров автомобильной службы. В июле 1969-го и марте 1970 года училище было подвергнуто всесторонним проверкам комиссии Центрального автомобильного управления Минобороны СССР, итогом работы которой стала общая хорошая оценка.

В связи с переходом на высший профиль обучения и возросшей потребностью войск в выпускниках автомобильных училищ в апреле 1970 года был произведен специальный набор курсантов, имевших законченное среднее техническое образование, на третий курс со сроком обучения 14 месяцев.

В начале 1990-х годов в училище было сделано немало для совершенствования учебно-воспитательного процесса, но результаты работ не в полной мере отвечали новым, более высоким требованиям высшей школы и уровню подготовки ее выпускников. Согласно концепции развития военного образования командование училища с сентября 1993 года осуществляет планомерный перевод с 4-летнего командного на 5-летний командно-инженерный профиль обучения. В соответствии с новыми задачами предстояло провести большой объем работ по реконструкции имеющейся учебно-материальной базы.

Для обмена опытом и внедрения передовой практики подготовки специалистов-инженеров в общую структуру образовательного процесса командование училища в 1994 году принимает решение о проведении мероприятий по организации тесного взаимодействия с ведущими техническими вузами Приморского края. С этого времени училище широко представлено в Дальневосточном региональном учебно-методическом центре. В канун 50-летия в училище состоялся последний выпуск курсантов, обучаемых по программе командного автомобильного училища.

В августе 1998 года в свете реализации постановления Правительства РФ «О военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» на базе училища создается военный автомобильный факультет при Рязанском военном автомобильном институте, а с 8 июня 2000 года – филиал Военного автомобильного института. С 2004 года филиал вновь приобретает самостоятельность и становится Дальневосточным автомобильным командно-инженерным училищем.

В 2007 году, несмотря на обращения администрации Приморского края и некоторых общественных организаций было принято решение об окончательном расформировании училища.

В канун 60-летия со дня образования, 12 июня 2007 года, в училище состоялся последний выпуск курсантов, обучаемых по программам командно-инженерного автомобильного училища. За эти годы из стен училища вышли более 160 тысяч курсантов. После этого, 30 июня, в Москве состоялся сбор выпускников Уссурийского высшего военного автомобильного командно-инженерного училища, посвященный 60-му выпуску офицеров-автомобилистов, на котором присутствовали более 300 человек.

В ближайшее время на базе училища планируется создание регионального учебного центра по подготовке специалистов автомобильной службы в составе передислоцируемых из Рязани школы прапорщиков и двух учебных автомобильных батальонов, а также учебных автомобильных батальонов из города Острогожска Воронежской области. В соответствии с приказом министра обороны РФ в целях реализации мероприятий второго этапа федеральной программы «Реформирование системы высшего образования в Российской Федерации на период до 2010 года»

В Уссурийске военные автомобилисты отметили 75-летие со дня создания родного училища.


УССУРИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ АВТОМОБИЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

«Катюша» на привычном пьедестале у КПП части.

В этот приморский город, где дислоцируется штаб 5-й общевойсковой армии, съехались сотни ветеранов, в разные годы окончившие УВВАКУ. Дружеские объятия, выступления на торжественном собрании по случаю юбилея родной альма-матер в клубе, построение по-батальонно и возложение цветов к памятникам на территории, которую сейчас занимает гвардейский мотострелковый полк, — всё это создало поистине праздничную обстановку и радости, и воспоминаний, и надежд на будущее.

Радостная встреча однокашников.

Недавно Дальневосточное высшее военное автомобильное командно-инженерное училище, обеспечивающее Вооружённые Силы СССР, а позже и Российской Федерации специалистами этого вида транспорта, отметило 75 лет со дня создания. С 1947 по 2007 год оно успешно «ковало» квалифицированные кадры, с 1969-го по 1998-й было известно как Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище (УВВАКУ) с местом дислокации в одноимённом городе.

У прославленного военного заведения – большая и сложная судьба. Его сформировали в тяжелейшее для нашего государства время – в пору послевоенной разрухи, восстановления народного хозяйства Страны Советов, залечивания ран, нанесённых оккупантами гитлеровской Германии и её союзниками. После окончания Великой Отечественной войны возникла насущная потребность в значительном количестве квалифицированных офицеров-автомобилистов для всех родов войск и видов Вооружённых Сил. С этой целью 24 октября 1947 года на базе 5-го автомобильного учебного полка, который ранее готовил водителей автомашин и мотоциклов для действующей на фронтах армии, в городе Ромны Сумской области Украинской ССР было сформировано 3-е военное автоучилище под командованием полковника Александра Шевелёва. С 5 февраля следующего года здесь началось обучение двух батальонов по программе подготовки офицеров – специалистов автотракторной службы. В АУ постепенно набирало силу, своим опытом с первыми курсантами делились преподаватели-фронтовики. Уже в декабре 1949 года состоялся первый выпуск военных автомобилистов с присвоением им квалификации техника-механика по эксплуатации и ремонту автомобилей и гусеничных машин. А в октябре следующего года прошёл второй выпуск курсантов по трёхгодичной программе обучения.

На торжественном собрании в клубе полка.

— Совет ветеранов училища, целая армия выпускников да и большинство взрослого населения Дальнего Востока (по результатам наших соцопросов) считают, что в период реформирования и сокращения Вооружённых Сил были ошибочно ликвидированы все четыре высшие автомобильные училища, — убеждённо рассказывает нынешний его председатель подполковник в отставке Виктор Капитонов. – А ведь без грамотных офицеров Автобронетанковой службы не может существовать ни один вид и род ВС РФ. Да любой командир войсковой части скажет, что без надёжной, исправной техники, — а она ныне с каждым годом поступает в войска, — и высококлассных специалистов не достигнешь полной боевой готовности. Знаю, как остро востребованы досконально знающие технику люди и непосредственно на передовой, в зоне специальной военной операции на Донбассе.

Ему словно вторит другой выпускник УВВАКУ – декан факультета сервиса Смольного института кандидат военных наук профессор полковник в отставке Владимир Хлюпин, который до переезда в 1997 году из Уссурийска в Санкт-Петербург два десятка лет посвятил работе в автомобильном училище.

— Обидно, что разрушили такое мощное учебное заведение Минобороны, — говорил он во время открытия осенью 2017 года на месте бывшей территории УВВАКУ реконструированного мемориала выпускникам училища, погибшим на земле Афганистана и Чеченской Республики. – А вскоре после уссурийского ликвидировали военные автомобильные училища в Рязани и Челябинске. И сейчас в России нет подобных образовательных учреждений, действует только автомобильный факультет в Омском автобронетанковом инженерном институте. У нас же была отличная подготовка офицеров. Конечно, выпускники не «потерялись», они востребованы в разных сферах деятельности. К примеру, в Питере нет ни одного военного института, где бы они не трудились. Тем не менее, я всё бы сделал ради восстановления УВВАКУ, готов для этого вернуться в Уссурийск!

Моменты возложения цветов к памятнику.

Ещё на том памятном событии – торжественном открытии мемориального комплекса, приуроченного к 70-летию училища, – его многочисленные участники (из Москвы, Омска и других городов прибыли более 400 действующих офицеров, в запасе и отставке, а также гражданских сотрудников этого учебного заведения. – Прим. авт.) во главе с выпускником 1962 года, почётным председателем совета ветеранов УВВАКУ полковником в отставке Анатолием Кипрай приняли резолюцию с просьбой к руководству государства и МО РФ восстановить и использовать по назначению уникальную базу. Приводились данные, что за годы существования училища в его стенах и на полигонах подготовлено 18212 офицеров автомобильной службы, многие своим ратным трудом заслужили высокую репутацию в войсках, достойно проявили себя в «горячих точках». Сотни из них были награждены за мужество и героизм боевыми орденами и медалями, пятеро стали генерал-полковниками, восемь – генерал-лейтенантами, 49 – генерал-майорами (на сегодняшний день – 51).

«Время выбрало нас, мы защищали Родину на полигонах, в Афганистане и Чечне, а сегодня наши выпускники с честью выполняют свой воинский долг в специальной военной операции на Украине»

Памятник погибшим в Афгане и Чечне

Кстати, мемориал, на котором выбиты фамилии 18 офицеров, погибших в Афганистане, и четырёх – в Чечне, был установлен здесь десятью годами раньше, в июне 2007-го. К тому времени в училище уже знали, что распоряжением «сверху» от 19 апреля того же года оно будет расформировано. Памятник, установленный на основании общего решения командования и последних выпускников, позже начал разрушаться. Поэтому ветераны УВВАКУ решили основательно отреставрировать монумент, переставив его на новое монолитное бетонное основание. И эта задача оказалась по плечу офицерам, проживающим в разных регионах страны. К тому же, в восстановлении мемориала, созданного по проекту выпускника УВВАКУ Павла Рая, участвовало также командование 70-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады, дислоцированной в те годы на месте бывшего училища.

В этом году на торжество съехались 315 человек. Поздравляя увваковцев всех поколений с юбилеем, Анатолий Кипрай напомнил им об истории и достижениях училища, усилиях его начальника генерал-майора Михаила Невдаха по сохранению вуза в Вооружённых Силах, привёл статистику по обучающимся в нём: 94 процента курсантов были из Дальневосточного региона и Сибири, 73 распределялись в войска ДВО. Зачитал и письмо выпускника 1957 года первого заместителя начальника тыла ВС РФ (до 1992 года) генерал-полковника в отставке Владислава Литвинова, проанализировавшего судьбы тех, кто достиг больших высот в служебной карьере. Интересный факт: многие автомобилисты, в том числе генерал-полковники Анатолий Ермаков и Геннадий Пастуховский, впоследствии занимали должности заместителей командующих армиями и военных округов по тылу, начальников Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва, тыла Вооружённых сил Украины. Есть среди выпускников и учёные, и посол Белоруссии в Швейцарии. Понятно, этому способствовала всесторонняя высокопрофессиональная подготовка офицеров в УВВАКУ.

— Даже после ликвидации училища мы не опускаем руки, надеясь, что оно в будущем в каком-то статусе будет восстановлено, — обратился к заполненному залу клуба офицерами, где они проводили культурные мероприятия в пору курсантской молодости, Анатолий Филиппович. – А пока стараемся содержать в порядке наш музей, который активно используем в патриотическом воспитании молодёжи Уссурийского городского округа, и другие объекты УВВАКУ на территории теперешней воинской части. За минувшие годы соорудили памятную стелу училищу, заново построили монумент погибшим в «горячих точках» выпускникам, возвратили на своё место реактивную систему залпового огня «Катюша» времён войны, неустанно ведём работу совета ветеранов. Отдельные слова благодарности за понимание и помощь в решении различных вопросов – командованию 5-й армии, воинскому формированию, на территории которого располагаются все наши объекты.

От имени выпускников 3-го батальона курсантов, первопроходцами окончившими училище по 4-годичной программе обучения, на торжественном собрании выступил первый золотой медалист полковник в отставке Алексей Юрин. Он вспоминал о своём выпуске, который состоялся 30 июля 1973 года на центральной площади города, рассказывал о подготовке к очередному юбилею, в том числе изготовленных к этому дню памятных медалях. Часть из них была отправлена по десяткам адресов в нашей стране и Республики Беларусь (Николаю Евдокимову из Курска, Александру Клюжеву из Москвы, Петру Матюшкову из РБ и другим). Алексей Николаевич выразил благодарность выпускникам, оказывающим материальную помощь на развитие и поддержание памятных мест училища.

«Почему мы помним и чтим наш УВВАКУ? Потому что он был настоящей кузницей кадров на Дальнем Востоке, здесь была одна из лучших учебных материальных баз», – эта мысль красной нитью проходила в словах полковника в отставке Леонида Меркушева, отдавшего службе в училище 40 лет, подполковника в отставке Владимира Хмельницкого, ныне помощника главы уссурийской администрации, многих других  ветеранов в ходе собрания и отдельных беседах с ними за пределами клуба.

По мнению выпускника 1974 года Владимира Михайлова из Москвы, в настоящее время, когда военные действия в Украине выявили и отдельные слабые стороны нашей армии, необходимо в кратчайшие сроки решать кадровые вопросы, восстанавливать ранее сокращённые ремонтные заводы и полки, базы хранения техники. В таком случае наверняка потребуется и опыт досрочно уволенных в запас преподавателей профильных училищ, офицеров-автомобилистов.

На построении по батальонам у мемориала в память о погибших товарищах по учёбе, открывая митинг, бывший начальник кафедры эксплуатации автомобильной техники полковник запаса Олег Коробов заявил, что «время выбрало нас, мы защищали Родину на полигонах, в Афгане и Чечне, а сегодня наши выпускники с  достоинством и честью выполняют свой воинский долг в Украине, освобождая своих собратьев от ненавистного режима бандеровской власти».

— К сожалению, памятник, который у нас за спиной, пополнится новыми именами, — добавил председатель местного отделения общественной организации ветеранов войны в Афганистане подполковник запаса Александр Харламов. – Вечная память погибшим, слава живым!

С юбилейной медалью – Александр Заяц.

Однокашникам из 1-го взвода 1-й роты 1-го батальона офицерам запаса Игорю Лабеко, Виктору Ковтанюку и Олегу Коробову, проживающим в Уссурийске, как они говорят, довелось в ходе службы пройти сквозь какое-то горнило. Первый участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, его товарищи – в боевых действиях на земле Афганистана, за что каждый удостоен боевых наград.

Путь же в профессию автомобилиста раньше всех начался у Виктора Ильича: в седьмом классе местной средней школы №24 он стал воспитанником оркестра училища. Командиром автороты служил в мотострелковой дивизии у приморского села Сергеевка, зампотехом подразделения отправился в Афган: те опалённые войной годы (1985-1987) надолго засели в памяти офицера. А ещё была служба в Советской группе войск в Германии, на Урале, в гарнизонах Приморского края. Уволился в запас из части, дислоцированной под городом Спасск-Дальний, с должности командира мотострелкового батальона.

— С уверенностью утверждаю, что моя военная судьба оказалась счастливой, — поделился в беседе Олег Валентинович. – Я с Алтая, это очень далеко от Уссурийска, однако наш школьный учитель по военному делу капитан в отставке Теплюков Леонид Михайлович посоветовал поступать именно в это училище. Правда, тяга-то у меня была стать крутым десантником, а бывалый наставник втолковывал в голову юноши, что нужно выбирать не службу, а профессию, дескать, автомобилист будет востребован всегда и везде, в войсках и на гражданке. В итоге я не ошибся, сев на поезд в сторону Приморья. Действительно, замечательные училище и его преподаватели, командиры. С теплотой всегда их вспоминаю. Та наука, которую они вложили в меня, пригодилась потом в любой обстановке, включая войну в Афгане. Был у нас тогда ротным командиром майор Орехов Пётр Павлович, сейчас он полковник в  отставке, живёт в Ставрополе. До сих пор с радостью общаемся с ним.

А по окончании УВВАКУ мечта служить десантником всё-таки сбылась, поскольку Олег добился распределения в ВДВ. Первые пять лет лейтенант Коробов был командиром автомобильного взвода, заместителем командира автороты в 7-й десантной дивизии в городе Каунас Литовской ССР, в 1987 году его направили в ДРА для прохождения службы командиром подразделения 350-го парашютно-десантного полка 103-й воздушно-десантной дивизии. Через год принял должность зампотеха отдельного батальона материального обеспечения.

Доска почёта в музее УВВАКУ.

— В январе 89-го в составе этого же подразделения выводился на Родину, в город Витебск, где уже в звании майора возглавил автослужбу 357-го парашютно-десантного полка, — добавляет ветеран. – Позади остались трудные афганские дороги, где мы колоннами перевозили для наших войск боеприпасы и другие грузы, нередко попадая под обстрелы моджахедов. Свой первый орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» получил за участие в войсковой операции «Магистраль» в провинции Хост, орден Звезды 2-й степени от афганского правительства – за успешную доставку грузов по маршруту «Хайратон-Кабул». А третью награду – орден Красной Звезды – за обеспечение вывода наших войск в Советский Союз, где мне довелось быть начальником технического замыкания автоколонны. Непередаваемое чувство испытывали мы все, возвращаясь домой!

Фотография на память.

Сколько нас прошло в минувшие года.

Уменьшилось нас количеством, ребята,

Но плотнее мы сомкнём свои ряды!

Автомобильное училище родное,

Мы помним о тебе всегда.

Желаем, чтоб было ты сегодня

И процветало многие лета!

Федеральная служба охраны Российской Федерации

Итого, высших и средних военно-учебных заведений Министерства обороны России: действуют самостоятельно – 26, включены в состав других военно-учебных заведений – 29, расформированы – 71.