Процедура признания компании финансово несостоятельной начинается с подачи заявления. Если суд признает заявление обоснованным, то он выносит постановление о введении наблюдения.
Процесс банкротства начинается с подачи заявления в арбитражный суд о признании юрлица финансово несостоятельным. Инициатором процедуры могут выступать сам должник, его кредиторы или уполномоченные органы. В случае признания заявления обоснованным независимо от того, от кого оно поступило, суд принимает решение о введении в отношении юрлица процедуры наблюдения.
На основании положений ст. 51 127-ФЗ этап наблюдения может длиться не более 7 месяцев с даты подачи официального заявления о признании компании банкротом.
На практике процедура банкротства обычно длится около 5 месяцев. В случае если у арбитражного суда возникли сложности с подбором подходящей кандидатуры для назначения временного управляющего на должность, то в отношении него может вводиться отсрочка на период до 15 дней.
Если кандидатура управляющего не была представлена в СРО в течение 3 месяцев и более, то производство по делу о банкротстве по п. 9 ст. 45 127-ФЗ прекращается.
К кому не может применяться наблюдение
Процедура наблюдения по закону не применяется к отдельным категориям должников. В частности, эти те юрлица, которым гарантировано прохождение процедуры в упрощенном порядке:
Данное положение обусловлено тем, что в отношении указанных юрлиц нецелесообразно устанавливать реабилитационные процедуры, так как восстановление их платежеспособности не имеет смысла. В отношении таких компаний сразу вводится этап конкурсного производства.
Наблюдение не применяется в отношении компаний, которые ведут незаконную деятельность на финансовом рынке.
Таким образом, процедура наблюдения при банкротстве юридического лица представляет первый предварительный этап признания финансовой несостоятельности. Особенностью его является тот факт, что оно позволяет окончательно решить дальнейшую судьбу должника – предполагается ли его исключение из реестра и ликвидация, либо допустимо также финансовое оздоровление.
https://youtube.com/watch?v=AlKBwJQ-WZY%3Fstart%3D44%26feature%3Doembed
Наблюдение как этап банкротства имеет следующие целевые задачи:
Процедура наблюдения применяется по отношению к юридическому лицу для решения следующих задач:
На основании ст. 74 127-ФЗ первое собрание кредиторов должно принять важнейшие решения относительно будущей судьбы должника. Это могут быть решения:
Таким образом, признание компании-должника банкротом является одним из вариантов развития процесса.
Вполне вероятно, что компания сможет восстановить платежеспособность на этапах внешнего наблюдения и финансового оздоровления. В этих случаях до банкротства дело не дойдет.
Постановление КС РФ от 2001 года №4-П указывает на такое важное предназначение процедуры наблюдения, как предупреждение злоупотребления правами со стороны должника или его кредиторов.
Между тем нередко можно встретить позицию юристов о неэффективности процедуры наблюдения из-за увеличения временных затрат и стоимости процесса банкротства компании. Ссылаясь на подобные аргументы, они считают целесообразным упразднение этого этапа банкротства.
Что такое наблюдение, и когда оно вводится арбитражным судом
После того как арбитражный суд принимает заявление, он выносит определение о принятии заявления и указывает в нем дату заседания, на котором подлежит рассмотрению вопрос обоснованности претензий к должнику (на основании положений п. 1-3 ст. 42 127-ФЗ).
Для инициации процесса признания финансовой несостоятельности юрлицо должно отвечать признакам банкротства: иметь просроченную задолженность перед кредиторами в сумме 300 тыс. р. и более и просрочку по обязательствам 90 дней и более. Если указанные критерии соблюдены, то заявить о банкротстве компании могут ее кредиторы и уполномоченные органы. Должник может обратиться с заявлением при меньшей сумме долга при наличии признаков недостаточности имущества.
По итогам первого заседания судья может принять определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдательной процедуры по п. 6 ст. 42, п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 62 127-ФЗ.
Решение о применении наблюдательного этапа по отношению к должнику, вынесенное арбитражным судом, содержит указание на следующее:
При вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения оно подлежит незамедлительному исполнению по нормам п. 4 ст. 49 127-ФЗ.
Процедура наблюдения – один из этапов банкротства юридического лица, который можно рассматривать как подготовительную стадию в проведении самой процедуры. Данная процедура позволяет выявить скрытые резервы предприятия для восстановления его платежеспособности.
Несмотря на предварительный характер, наблюдение является обязательной процедурой в процессе банкротства. В этом ее отличие, например, от финансового оздоровления или внешнего управления, которые вовсе можно не вводить при банкротстве. Процесс далеко не всегда доходит до стадии конкурсного производства или заканчивается примирением сторон в рамках мирового соглашения.
Процедура наблюдения предполагает прохождение следующих шагов:
Стоит учитывать, что по нормам ст. 68 127-ФЗ за публикацию сообщения о введении этапа наблюдения и отправку уведомлений кредиторам отвечает временный управляющий, тогда как уведомление работников должника, его учредителей и собственников выполняется непосредственным руководителем.
Дата созыва первого собрания кредиторов определяется управляющим. Минимальные сроки для проведения собрания составляют 10 дней до окончания этапа наблюдения. В обязанности управляющего входит должное уведомление всех кредиторов о времени и месте собрания.
Именно после проведения первого собрания кредиторов и принятия судом определения о дальнейшем ходе дела процедура наблюдения считается завершенной.
По результатам рассмотрения всех представленных документов арбитражный суд может принять решение о прекращении процедуры банкротства или о переходе к следующему этапу. В любой момент наблюдения допустимо его прекращение из-за подписания мирового соглашения.
Что такое процедура наблюдения
Процедура наблюдения – это первый подготовительный этап в процессе банкротства. Наблюдение вводится по нормам п. 1 ст. 62 127-ФЗ при принятии положительного решения арбитражным судом по результатам рассмотрения заявления о признании компании неплатежеспособной.
На рассмотрение заявления о банкротстве у арбитражного суда будет 1 месяц, и если он придет к выводу, что компания не отвечает критериям неплатежеспособности, то выносит постановление об отказе в возбуждении дела и процесс наблюдения не вводится.
Введение наблюдения обозначает, что компания соответствует признакам банкротства:
Наблюдение имеет важное значение для банкротства юрлица, так как позволяет понять характер финансовых затруднений в компании. Если они носят временный характер, то в отношении юрлица может быть введен один из этапов реабилитации. В случае если участники процесса придут к выводу, что финансовый кризис в компании имеет необратимый характер и восстановить нормальную финансовую динамику невозможно, то должника официально признают банкротом и введут в отношении него финальную стадию банкротства.
Основным целевым предназначением наблюдения является сохранение должника как самостоятельное юрлицо через поиск путей для погашения требований кредиторов. Для этого решается ряд задач, в частности, принимаются меры по обеспечению сохранности имущества должника.
В определении о введении наблюдения суд назначает временного управляющего, кандидатура которого была указана в заявлении на банкротстве. При этом руководство компании продолжит функционировать, хотя и с некоторыми ограничениями.
После того как в отношении должника вводится процедура наблюдения, для него наступают следующие гражданско-правовые последствия:
Наблюдение имеет ценность не только для кредиторов должника, которым оно гарантирует недопущение злоупотреблений со стороны юрлица (например, в виде вывода активов или предпочтений при погашении обязательств перед определенными кредиторами).
Также оно имеет важные преимущества для должника: позволяет избавиться от прямых требований кредиторов, получить «передышку» от уплаты штрафов, сохранить имущество от рейдерских захватов.
Стат.
наблюдение
— это начальная стадия экономико-стат.
набл. Она представляет собой научно
организационную работу по собиранию
массовых первичных данных о явлениях
и процессах общественной жизни.
Статистическое
наблюдение может проводиться органами
государственной
статистики,
научно-исследовательскими институтами,
экономическими службами
банков,
бирж, фирм. Любое статистическое
наблюдение требует тщательной, продуманной
подготовки. От нее во многом будут
зависеть надежность и достоверность
информации, своевременность ее
получения.
Формы статистического
наблюдения. В отечественной статистике
иьпользуются три организационные
формы (типы) статистического наблюдения:
–
отчетность(предприятий, организаций,
учреждений и т. п.);
– специально
организованное статистическое наблюдение
(переписи,единовременные учеты,
обследования сплошного и несплошного
характера);
– регистры.
Специально
организованное статистическое наблюдение.
Перепись. Специ-
ально организованное
наблюдение проводится с целью получения
сведений,
отсутствующих в отчетности,
или для проверки ее данных. Наиболее
простым
примером такого наблюдения
является перепись. Российская практическая
статистика проводит переписи
населения, материальных ресурсов,
многолетних
насаждений, неустановленного
оборудования, строек незавершенного
строительства, оборудования и
др.
Перепись – это специально
организованное наблюдение, повторяющееся,
как
правило, через равные промежутки
времени, с целью получения данных о
численности, составе и состоянии
объекта статистического наблюдения по
ряду
признаков. Характерными
особенностями переписи являются:
одновременность проведения
ее на
всей территории, которая должна быть
охвачена обследованием; единство
программы наблюдения; регистрация
всех единиц наблюдения по состоянию на
один и тот же критический момент
времени.
Из всех переписей
наиболее известны переписи населения.
Цель последних
состоит в установлении
численности и размещения населения по
территории
страны, характеристики
его состава по полу, возрасту, занятиям
и другим
ноказателям. Первая всеобщая
перепись населения России была проведена
в 1897
г., а последняя – в 1989
Под критическим
моментом (датой) понимаются конкретный
день года, час
дня, по состоянию на
который должна быть проведена регистрация
признаков по
каждой единице исследуемой
совокупности. Так, например, критическим
моментом микропереписи населения
РФ в 1994 г. был 0 часов в ночь с 13 на 14
февраля 1994 г. Критический момент
устанавливается с целью получения
сопоставимых статистических данных.
Выбор критического момента или интервала
времени определяется прежде всего
целью исследования.
Срок (период)
наблюдения – это время, в течение
которого происходит
заполнение
статистических формуляров, т. е. время,
необходимое для проведения
массового
сбора данных. Этот срок определяется
исходя из обьема работы (числа
регистрируемых признаков и единиц
в обследуемой совокупности), численности
персонала, занятого сбором информации.
Период наблюдения
Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки. – Женева.
.
Смотреть что такое “период наблюдения” в других словарях
3.4 период наблюдения: Интервал времени, в течение которого осуществляют одно или несколько измерений для получения репрезентативной информации об источнике вибрации.
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации.
.
.
После того как устанавливается этап наблюдения, руководство компании сохраняет свои полномочия и не утрачивает менеджерской позиции, но оно ведет свою деятельность с учетом некоторых ограничений.
В течение 15 дней руководство компании должно передать управляющему всю финансовую документацию. Также руководители ежемесячно отсчитываются перед управляющим об имущественных изменениях в компании.
Руководитель компании должен согласовывать с управляющим и получать от него предварительное одобрение на следующее:
Без согласия временного управляющего недопустимо получать новые кредиты, изменять состав учредителей, распределять чистую прибыль между участниками и выплачивать дивиденды.
Также руководство компании не вправе препятствовать процессу банкротства, а непредоставление информации приравнивается к ее сокрытию и может в дальнейшем выступать против руководителей при решении вопроса о привлечении их к субсидиарной ответственности.
Участники компании-должника наделены правами знакомиться с отчетностью управляющего, передавать запросы к арбитражному суду, выдвигать свою кандидатуру на должность управляющего и передавать ходатайства о его отстранении от должности из-за неправовых действий или бездействия.
Кредиторы также являются полноправными участниками дела о банкротстве, и их права в обязательном порядке учитываются при наблюдении.
Кредиторы могут подавать иски о признании компании банкротом, о принятии участия в собраниях и знакомстве с результатами деятельности управляющего, оспаривать судебные решения, выдвигать собственную кандидатуру на должность управляющего.
Кредиторы обязаны передавать суду подтверждение своего статуса, а именно документы относительно сформированной задолженности, соблюдать предписания закона ФЗ-127 и передавать только достоверные данные в деле о банкротстве.
Формы статистического наблюдения, виды и способы.
На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы совокупности или только часть их, как получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым наблюдением и т. п.). Другими словами, необходимо определить формы, способы и виды статистического наблюдения.
Рисунок 3.1 – Формы, виды и способы статистического наблюдения
Формы статистического наблюдения. В статистике используют 3 организационные формы статистического наблюдения.
Статистическая отчетность.
Отчетность — это основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепляемых подписями лиц, ответственных за их предоставление и достоверность собираемых сведений. Таким образом, отчетность -это официальный документ, содержащий статистические сведения о работе предприятия, учреждения, организации и т. п.
Для отчетности характерно то, что, во-первых, она утверждается органами государственной статистики. Предоставление информации по неутвержденным формам является нарушением отчетной дисциплины. Во-вторых, она имеет обязательный характер (т. е. все предприятия, учреждения, организации должны предоставлять ее в указанные сроки) и юридическую силу, потому что подписывается руководителем предприятия (учреждения, организации), а также документальную обоснованность, так как все данные базируются на документах первичного учета.
По срокам представления отчетность бывает ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная, квартальная и годовая. Кроме годовой отчетности все перечисленные виды представляют собой текущую отчетность.
По способу представления сведений отчетность делится на телеграфную, телетайпную, почтовую.
Специально организованное статистическое наблюдение. Перепись.
Перепись – это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков.
Характерными особенностями переписи являются: одновременность проведения ее на всей территории, которая должна быть охвачена обследованием; единство программы-наблюдения; регистрация всех единиц наблюдения по состоянию на один и тот же критический момент времени. Программа наблюдения, приемы и способы получения данных по возможности должны оставаться неизменными. Это позволяет обеспечить сопоставимость собираемой информации и получаемых в ходе разработки материалов переписи обобщающих показателей. Тогда можно не только определить численность и состав исследуемой совокупности, но и проанализировать ее количественное изменение в период между двумя обследованиями.
Кроме переписей статистика проводит и другие специально организованные наблюдения, в частности бюджетные обследования, которые характеризуют структуру потребительских расходов и доходов семей.
Регистровая форма наблюдения.
Регистровое наблюдение – это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра. Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели.
Организация и ведение регистра невозможны без решения следующих вопросов:
– Когда заносить в регистр и исключать из него единицы совокупности?
– Какая информация должна храниться?
– Из каких источников следует брать данные?
– Как часто обновлять и дополнять информацию?
В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий.
Регистр населения – поименованный и регулярно актуализируемый перечень жителей страны. Программа наблюдения ограничена общими признаками, такими, как пол, дата и место рождения, дата вступления в брак (эти данные остаются неизменными в течение всего периода наблюдения) и брачное состояние (переменный признак). Как правило, регистры хранят информацию только по тем переменным признакам, изменение значений которых документально оформлено.
Информация в регистр заносится на каждого родившегося и прибывшего из-за границы. Если человек умер или выехал на постоянное место жительства из страны, то сведения о нем изымаются из регистра. Регистры населения ведутся по отдельным регионам страны. При перемене места жительства сведения по единице наблюдения передаются в регистр соответствующей территории. В связи с тем что правила регистрации довольно сложны и ведение регистра требует больших затрат, эта форма наблюдения практикуется в государствах с небольшой численностью (в основном это европейские страны).
Ведение регистра предполагает проведение специально организованных обследований, в том числе и переписей населения.
Регистр предприятий включает в себя все виды экономической деятельности и содержит значения основных признаков по каждой единице наблюдаемого объекта за определенный период или момент времени. Регистры предприятий содержат данные о времени создания (регистрации) предприятия, его название и адрес, телефон, об организационно-правовой форме, структуре, виде экономической деятельности, количестве занятых (этот показатель отражает размер предприятия) и др.
Способы статистического наблюдения. Статистическая информация может быть получена различными способами, важнейшими из которых являются:
Непосредственное – такое наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера устанавливают факт, подлежащий регистрации, и на этом основании производят записи в формуляре наблюдения.
Документальный способ наблюдения основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, как правило, учетного характера.
Опрос – это способ наблюдения, при котором необходимые сведения получают со слов респондента.
В статистике применяются следующие виды опросов:
– устный опрос.
– корреспондентский способ (штат добровольных корреспондентов)
– явочный (представление сведений в органы, ведущие наблюдение, в явочном порядке, например при регистрации браков, рождений, разводов и т. д.)
При выборе вида того или иного опроса необходимо учитывать: с какой точностью надо провести наблюдения; возможность практического применения того или иного способа; финансовые возможности.
Виды статистического наблюдения. Статистические наблюдения можно разбить на группы по следующим признакам:
– времени регистрации фактов;
– охвату единиц совокупности.
По времени регистрации фактов бывает непрерывное (текущее), периодическое и единовременное наблюдение. При текущем наблюдении изменения в отношении изучаемых явлений фиксируются по мере их наступления, например при регистрации рождений, смерти, состояния в браке. Такое наблюдение проводится с целью изучения динамики какого-либо явления.
Данные, отражающие изменение объекта, могут быть собраны в ходе нескольких обследований. Они обычно проводятся по схожей программе и инструментарию и называются периодическими. К такому виду наблюдений относятся переписи населения, которые проводятся через каждые 10 лет.
Единовременное обследование дает сведения о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его исследования.
По охвату единиц совокупности статистическое наблюдение бывает сплошное и несплошное.
Задачей сплошного наблюдения является получение информации о всех единицах исследуемой совокупности.
Несплошное наблюдение изначально предполагает, что обследованию подлежит лишь часть единиц изучаемой совокупности.
Существует несколько видов несплошного наблюдения. Одно’ из них – выборочное наблюдение.
Что происходит по окончании стадии наблюдения
Процесс завершения этапа наблюдения регламентируется ст. 75 127-ФЗ. Здесь подчеркивается, что наблюдение может быть завершено только по итогам прохождения важнейшего этапа в ходе наблюдательной процедуры – первого собрания кредиторов. Именно по итогам первого собрания кредиторов принимается решение о дальнейшей судьбе должника и передается соответствующее ходатайство в арбитражный суд (на основании ст. 74 127-ФЗ). По результатам первого собрания могут быть приняты решение о целесообразности перехода:
Таким образом, по сути, у должника есть два варианта событий по результатам наблюдения – пройти комплекс реабилитирующих мероприятий на этапе внешнего управления или финансового оздоровления и восстановить свою платежеспособность либо получить официальный статус банкрота. Последний вариант означает, что по результатам конкурсного производства имущество компании будет распродано, и она будет ликвидирована.
Кредиторы, как и на любом другом этапе признания несостоятельности, могут принять решение о подписании мирового соглашения с должником, и тогда процесс банкротства будет приостановлен.
По результатам первого кредиторского собрания готовится официальный протокол. Временный управляющий в обязательном порядке передает суду протокол в течение 5 дней после его формирования. Окончательное определение о переходе к следующему этапу банкротства выносит арбитражный суд.
Последствия введения процедуры наблюдения
На период действия наблюдательной процедуры в отношении должника действуют следующие гражданско-правовые последствия (с учетом положений ст. 63 127-ФЗ):
Временный управляющий и его обязанности
Процедура наблюдения предполагает назначение арбитражного управляющего. Согласно ст. 2 127-ФЗ, отвечает за нее временный управляющий. Он наделен следующими полномочиями в процессе наблюдения:
Таким образом, временный управляющий наделен важными полномочиями в деле о банкротстве, которые дают ему возможность существенно влиять на ход процедуры.
Истечение сроков наблюдения
После истечения сроков наблюдения его допускается продлить по решению арбитражного суда. Сроки для продления также не могут составлять более 7 месяцев. Такой вариант возможен в случае, если собрание кредиторов по каким-либо причинам не было проведено на этапе наблюдения, оно признано несостоявшимся или на нем не удалось решить вопрос о будущем этапе банкротства в отношении юрлица.
При продлении сроков наблюдения арбитражный судья опирается на положения ст. 51 127-ФЗ. В своем определении о продлении этапа наблюдения суд должен обязать кредиторов и управляющего провести собрание. Если же продленные ранее судом сроки наблюдения так же истекают, а собрание кредиторов так и не приняло решение, то суд вправе самостоятельно принять решение:
Таким образом, процедура наблюдения вводится на период до 7 месяцев с возможностью продления на такой же период. Решение о дальнейшем ходе процесса банкротства принимается арбитражным судом по результатам проведенного собрания кредиторов. Это может быть введение в отношении должника этапов внешнего управления, финансового оздоровления или конкурсного производства либо подписание мирового соглашения на свободных условиях.
https://youtube.com/watch?v=AlKBwJQ-WZY%3Fstart%3D47%26feature%3Doembed
Тема 2. Статистическое наблюдение
1. Понятие о статистическом наблюдении, этапы его проведения.
2. Подготовка стат. наблюдения
3. Формы статистического наблюдения, виды и способы.
4. Ошибки статистических наблюдений
Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.
Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.
Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:
– подготовка наблюдения;
– проведение массового сбора данных;
– подготовка данных к автоматизированной обработке;
– разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.
Подготовка статистического наблюдения – процесс, включающий разные виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из которых являются определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и средств получения данных.
Кроме методологических необходимо решить проблемы организационного характера, например, определить состав служб, проводящих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.
Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.
Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.
На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень важно для организации будущих обследований.
Получение сведений в ходе статистического наблюдения требует немалых затрат финансовых и трудовых ресурсов, а также времени.
Срок процедуры наблюдения
В самой статье 62 127-ФЗ, которая регулирует наблюдательную процедуру в отношении должника, не содержится указания на конкретные сроки наблюдения. Но в п. 3 ст. 62 127-ФЗ подчеркивается, что стадия наблюдения завершается с учетом положений ст. 51 127-ФЗ.
Статья 51 127-ФЗ регулирует общие сроки банкротства, и, согласно ей, максимальный временной период введения наблюдения составляет 7 месяцев. Сроки наблюдения начинают отсчитываться с даты принятия арбитражным судом определения о признании заявления должника обоснованным и переходе к этапу наблюдения.
Указанный временной промежуток в 7 месяцев не означает, что суд введет данную процедуру на этот срок: он может обозначить и более сжатые временные рамки. При установлении сроков наблюдения судья будет опираться на наименьшие сроки, которые необходимы для проведения наблюдения и оценки размера задолженности, величины активов должника и реализации иных задач этапа. Затягивать этап наблюдения нецелесообразно из-за увеличения финансовых и временных затрат на банкротство.
Обычно дата завершения наблюдения в определении арбитражного суда обозначается как дата следующего судебного заседания по делу о банкротстве, а дату окончания этапа прописывать не нужно. К следующему судебному заседанию должны быть пройдены обязательные стадии для дела о банкротстве, в частности, проводится собрание кредиторов.
О том, что в отношении должника ввели процедуру наблюдения, арбитражный управляющий в обязательном порядке сообщает в Федреестр и публикует сообщение в газете «Коммерсантъ». На это ему отводится не более 10 дней после вынесения судом определения о введении наблюдения. Таким образом, сведения о банкротстве юрлица становятся доступными для всех заинтересованных лиц на основании ст. 28 127-ФЗ. В сообщении приводятся реквизиты арбитражного суда, должника, сведения о временном управляющем и информация для передачи заявлений кредиторами на предъявление требований.
Для того чтобы заявить о своих требованиях должнику и включить их в официальный реестр, у кредиторов будет 30 дней с момента публикации сообщения о наблюдении. Если они не уложатся в отведенные сроки, то смогут заявить о своих требованиях и на других этапах банкротства вплоть до закрытия реестра (реестр закрывается в течение 2 месяцев после введения в отношении должника процедуры конкурсного производства).
Но если кредиторы не успевают заявить о требованиях должнику в течение месяца после введения наблюдения, то они утрачивают статус участников процесса и не смогут принять участие в первом собрании кредиторов, которое имеет определяющее значение для дальнейшего хода процесса банкротства.
В течение 3 дней после введения наблюдения арбитражный управляющий обязан оповестить об этом руководство компании и передает директору запрос на получение финансовой и бухгалтерской документации для последующего аудита и анализа.
За указанный семимесячный промежуток временный управляющий должен решить следующие задачи:
Какими правовыми нормами регулируется
Регулирование процедуры наблюдения в рамках признания финансовой несостоятельности опирается на положения 127-ФЗ «О несостоятельности» от 2002 года. В этом законе определены базовые признаки несостоятельности, ключевые этапы процедуры с указанием на обязательные, последствия введения отдельных этапов банкротства и остальные ключевые аспекты.
В частности, в ст. 62 ФЗ-127 регламентируется введение наблюдения при банкротстве юридических лиц. В ст. 63 указываются последствия вынесения судом определения о переходе к процедуре наблюдения.
Также проведение наблюдения опирается на нормы Гражданского кодекса. При возникновении спорных ситуаций стоит учитывать обзоры судебной практики от ВС.
Подготовка статистического наблюдения
Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки. От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения. На этой стадии работы определяются:
Цель наблюдения – получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Например, целью переписи населения России в 2002 г. было получение данных о численности, составе населения, условиях его проживания.
Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.
Единица наблюдения – это то явление, признаки которого подлежат регистрации. Например, при демографических обследованиях единицей наблюдения может быть человек, но может быть и семья; при бюджетных обследованиях – семья или домашнее хозяйство.
Объектом наблюдения некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население отдельного региона, страны; лица, занятые на предприятиях отрасли), физические единицы (станки, машины, жилые дома), юридические лица (предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).
Определение объекта наблюдения включает определение единицы наблюдения, территории и времени наблюдения. Для определения границ объекта наблюдения нередко устанавливается ценз – значение признака (признаков), позволяющее отделить единицы наблюдения от других объектов.
Программа статистического наблюдения.
Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.
Программа наблюдения – это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. От того, насколько хорошо разработана программа статистического наблюдения, во многом зависит качество собранной информации.
Чтобы составить правильно программу наблюдения, исследователь должен ясно представлять задачи обследования конкретного явления или процесса, определить состав используемых в анализе методов, необходимые группировки и уже на основе этого выявить те признаки, которые нужно определить при проведении работы. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа.
К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования:
– программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства. Не следует включать в программу признаки, имеющие второстепенное значение по отношению к цели обследования или значения которых заведомо будут недостоверны или отсутствовать, например, в представлении такой информации, которая является предметом коммерческой тайны.
– вопросы программы должны быть точными и недвусмысленными (иначе полученный ответ может содержать неверную информацию), а также легкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении ответов.
– при разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок исследования вопросов (признаков) поможет получить достоверные сведения о явлениях и процессах.
– в программу целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных.
– для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой отчетной единицы (это важно при последующей обработке информации) программа оформляется в виде документа, называемого статистическим формуляром.
Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения.
Формуляр может иметь разные названия: отчет, карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т. д.
Различают две системы статистического формуляра: индивидуальную (карточную) и списочную.
Индивидуальный формуляр предусматривает запись на нем ответов на вопросы программы только об одной единице наблюдения, списочный – о нескольких единицах.
Кроме формуляра разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнения формы отчетности, переписного листа, анкеты. В зависимости от сложности программы наблюдения инструкция публикуется в виде отдельной брошюры или помещается на обратной стороне формуляра. Формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения.
Место наблюдения.
Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Если необходимо получить данные для изучения состава населения по стране, то в этом случае наблюдение охватит территорию всей страны. При сборе сведений о стоимости потребительской корзины в Москве и Санкт-Петербурге местом проведения обследования будут территории этих двух крупнейших городов страны.
Выбор времени наблюдения заключается в решении двух вопросов:
– установление критического момента (даты) или интервала времени;
– определение срока (периода) наблюдения.
Под критическим моментом (датой) понимаются конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Так, критическим моментом микропереписи населения Российской Федерации в 1994 г. был 0 часов в ночь с 13 на 14 февраля 1994 г. Критический момент устанавливается с целью получения сопоставимых статистических данных.
Срок (период) наблюдения – это время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т. е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Этот срок определяется исходя из объема работы, численности персонала, занятого сбором информации.
Успех любого статистического наблюдения зависит не только от тщательности методологической подготовки, но и от правильного и своевременного решения широкого спектра организационных вопросов.
Важнейшее место в организационной работе занимает подготовка кадров, в процессе которой проводятся различного рода инструктажи с сотрудниками статистических органов, с организациями, представляющими данные, по вопросам заполнения статистических документов, подготовки материалов наблюдения к автоматизированной обработке и т. д.
Если проведение наблюдения связано с большими затратами трудовых ресурсов, то для регистрации сведений в период проведения обследований привлекаются лица из числа неработающих. При проведении переписи населения таких лиц называют счетчиками. Обычно организуется обучение персонала.
Размножение документации самого обследования, документации для проведения инструктажей и рассылка их республиканским, краевым, областным комитетам и управлениям статистики также относятся к организационным вопросам наблюдения.
Для согласования деятельности всех служб, занятых подготовкой и проведением наблюдения, целесообразно составить календарный план, представляющий собой перечень (наименование) работ и сроки их исполнения отдельно для каждой организации, занятой в проведении обследования.