ТЕМЫ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Реальные темы итогового сочинения

Теперь темы будут браться из закрытого банка тем итогового сочинения. Подробнее про закрытый банк.

В 2024 году будут браться только темы прошлых лет по каждому разделы закрытого банка.

Таким образом можно определить, что темы для раздела  будут браться из следующих тем ниже.

Сгруппированные темы по разделам:

Реальные темы от 7 декабря 2022 едиными списком

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Закрытый банк тем итогового сочинения

НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ОТМЕНЯЮТСЯ.

В 2023/24 учебном году (как и в прошлом 2022/23) комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы. В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.

В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:

Использовать для подготовки необходимо материалы прошлых лет – направления и темы, которые были по ним. По ссылкам ниже вы найдете информацию по каждому из направлений, материалы для подготовки, РЕАЛЬНЫЕ темы, которые были каждый год по всем волнам.

Разделы и подразделы закрытого банка тем итогового сочинения для 2022-2023 года

1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

2 Семья, общество, Отечество в жизни человека

3 Природа и культура в жизни человека

Используйте материалы по направлениям прошлых лет.

Список направлений тем итогового сочинения 2022


ТЕМЫ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Реальные темы итогового декабрьского сочинения 2022-2023 ЕГЭ по литературе 11 класс для каждого региона, дата проведения 7 декабря 2022 года для допуска к ЕГЭ 2023.

Темы итогового сочинения 11 часовая зона Время МСК+9 (UTC+12)

Темы итогового сочинения 10 часовая зона Время МСК+8 (UTC+11)

Темы итогового сочинения 9 часовая зона Время МСК+7 (UTC+10)

Темы итогового сочинения 8 часовая зона Время МСК+6 (UTC+9)

Темы итогового сочинения 7 часовая зона Время МСК+5 (UTC+8)

Темы итогового сочинения 6 часовая зона Время МСК+4 (UTC+7)

Темы итогового сочинения 5 часовая зона Время МСК+3 (UTC+6)

Темы итогового сочинения 4 часовая зона Время МСК+2 (UTC+5)

Темы итогового сочинения 3 часовая зона Время МСК+1 (UTC+4)

Темы итогового сочинения 2 часовая зона Время МСК (UTC+3)

Темы итогового сочинения 1 часовая зона Время МСК-1 (UTC+2)

Темы для проведения итоговых сочинений будут доступны начиная с 9-45 местного времени субъекта Российской Федерации в дату проведения итогового сочинения.

Тексты сочинений Цыбулько ЕГЭ 2023 русский язык 11 класс

Центральный федеральный округ

1 февраля 2023

Темы со всех регионов страны. 1 февраля 2023 г.

Основной этап итогового сочинения прошёл 7 декабря 2022 года. С темами можно ознакомиться здесь.

Темы ЦФО: temi-1fev.pdf

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

121. Что входит в понятие «дом»?122. Какие черты характера отличают любителя путешествий?123. Без чего любые мечты бесплодны?124. В чём разница между надеждами и иллюзиями?125. Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?126. Можно ли проявить смелость в повседневной жизни?128. В каких жизненных ситуациях нужно смиряться?129. Когда мечты мешают человеку в жизни?131. Есть ли разница между гордостью и заносчивостью?132. Нужно ли современному человеку вести дневник?133. Почему трусость связывают с бесчестием?221. Можно ли утверждать, что, поняв себя, проще понять и других?222. Можно ли считать честь вечным нравственным принципом?223. Как Вы понимаете слово «честь»?224. Как Вы понимаете утверждение древнегреческого философа Платона: «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему»?225. Верно ли, что добро всегда сильнее зла?226. В чём разница между любовью и влюблённостью?227. Имеет ли смысл человеку спорить с судьбой?228. Спорить с судьбой или принимать её?229. Что такое справедливость и милосердие?230. Как общение с другими людьми помогает лучше понять себя?232. Помогает ли чужой опыт не совершать ошибок?

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

322. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?323. Человек и толпа.324. Какое влияние семья оказывает на формирование личности?326. Бывает ли общественное мнение ошибочным?327. Возможна ли гармония между личностью и обществом?328. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?329. Рождается ли истина в споре поколений?330. Почему так важно сохранять связь между поколениями?331. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?332. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?333. Каков, по-вашему, идеал матери?421. Раскройте мысль поэта: «Гражданин – отечества достойный сын».422. Какую жизнь можно считать прожитой не зря?423. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир» в том, что патриотизм бывает «истинным» и «ложным»?424. Что стоит за понятием «гражданский долг»?425. Что вкладывали в понятие «честь» люди XIX века?426. Согласны ли Вы с утверждением, что самое трудное в деле перемен – научить человека мыслить по-новому?427. Чему можно научиться на уроках прошлого?428. От каких вопросов не сможет уйти современный человек?430. Какое событие в отечественной истории Вы считаете особенно важным?431. Всегда ли необходимо идти «в ногу со временем»?432. Какими качествами должен обладать человек, способный двинуть человечество вперёд?

3. Природа и культура в жизни человека

521. Какую профессию Вы бы назвали профессией будущего?522. Что ценнее: красота природы или красота, сотворённая человеком?524. Останется ли прежним человек в век информационных технологий?525. Согласны ли Вы с утверждением, что «время лечит»?526. Почему время называют драгоценным даром?527. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?528. Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»?529. Как защитить Землю от негативных последствий технического прогресса?532. Согласны ли Вы со словами А. А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?530. Всё ли подвластно науке?531. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?621. Какой герой Вам ближе: созерцающий жизнь или преобразующий её?623. В память о каком писателе Вы бы открыли музей?624. Как Вы понимаете призыв Н. А. Некрасова: «Служа искусству, для блага ближнего живи»?625. Когда произведение искусства становится бессмертным?626. Кого из литературных героев Вы понимаете, но не принимаете?627. Как искусство помогает понять действительность?628. Можно ли обойтись в жизни без творчества?629. Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать искусство?630. Прикосновение к шедевру искусства – это путь к самопознанию.631. « Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. М. Пришвин)632. Какую книгу я бы посоветовал прочитать другу?

Официальные реальные темы итогового декабрьского сочинения 2022 резервный период пересдача для каждого региона допуск 11 класса к ЕГЭ 2022, официальная дата проведения сочинения 02.02.2022 (2 февраля 2022 года).

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК -1 (разница с московским временем -1 час)

126. В чём привлекательность трудных и опасных путешествий?

231. Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?

324. Что такое раскаяние?

426. Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше понимать окружающих?

531. Как Вы понимаете призыв Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

Темы итогового сочинения для всех регионов с Московским часовым поясом:

123. Что значит – найти в жизни свою дорогу?

232. Согласны ли Вы с мнением, что самое эффективное изобретение в истории — книга?

330. Когда эгоизм приводит к преступлению?

427. Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше разбираться в людях?

526. Как связаны гражданский долг и личное счастье?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +1 (разница с московским временем +1 час)

127. Согласны ли Вы с мыслью, что путешествие проясняет ум и лечит душу?

230. Какое достижение научно-технического прогресса Вы считаете самым важным и почему?

326. Почему человек идёт на преступления, зная о наказании?

423. Может ли произведение искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) помочь в решении жизненных вопросов?

522. Одинаково ли представление о счастье у разных людей?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +2 (разница с московским временем +2 часа)

133. Что помогает человеку не сбиться с верного пути?

222. Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?

321. Преступление – это путь к одиночеству?

425. Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше понять себя?

521. Можно ли поделиться счастьем?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +3 (разница с московским временем +3 часа)

125. О ком Вы можете сказать: «Нам с ним по дороге»?

233. Какими нравственными качествами должен обладать современный учёный?

329. Как Вы понимаете утверждение, что главное условие исправления преступника – осознание своей вины?

431. К какому художественному произведению (музыке, фильму, спектаклю) я захочу обратиться ещё раз?

524. Счастье – заслуга или случайный дар?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +4 (разница с московским временем +4 часа)

131. Почему жизнь часто сравнивают с дорогой?

223. Какие открытия, на Ваш взгляд, изменили судьбу человечества?

327. Может ли измениться тот, кто однажды преступил закон?

421. Встреча с искусством: не развлечение, а труд души.

525. Согласны ли Вы с утверждением, что самыми счастливыми гражданами своей страны должны быть дети?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +5 (разница с московским временем +5 часов)

124. Что может повлиять на выбор жизненного пути?

226. Какая угроза способна объединить человечество?

333. Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»?

428. Встреча с каким произведением искусства произвела на Вас наиболее сильное впечатление?

533. Должно ли искусство откликаться на общественные проблемы?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +6 (разница с московским временем +6 часов)

130. Нужно ли странствовать по свету, чтобы найти дорогу к себе?

221. Почему человек постоянно стремится заглянуть в будущее?

331. Преступниками рождаются или становятся?

424. Какое литературное (музыкальное, театральное, кинематографическое) произведение прошлого актуально для сегодняшнего дня?

527. Помощь другим – право или обязанность?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +7 (разница с московским временем +7 часов)

122. Как выбрать жизненную дорогу?

228. От чего Вы хотели бы предостеречь своих далёких потомков?

323. Согласны ли Вы с тем, что часто одно преступление порождает другое?

430. Какое из произведений я бы хотел поставить на сцене?

528. Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +8 (разница с московским временем +8 часов)

128. Как Вы понимаете смысл изречения: «Дорогу осилит идущий»?

229. О чём Вас заставляет задуматься научная фантастика?

332. Можно ли назвать совесть главным судьёй?

429. Что для меня особенно важно в произведении искусства (книге, музыке, фильме, спектакле)?

529. Какие проблемы в жизни общества нельзя решить с помощью денег?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +9 (разница с московским временем +9 часов)

121. Путешествие, которое изменило жизнь.

225. Какую профессию Вы бы назвали профессией будущего?

322. Можно ли утверждать, что преступник перестаёт быть человеком?

433. Прикосновение к шедевру искусства – это путь к самопознанию.

530. Согласны ли Вы с утверждением Н. А. Некрасова: «Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой»?

Реальные темы итогового сочинения 2021-2022 ЕГЭ для 11 класса

Все аргументы для итогового сочинения ЕГЭ 1 декабря 2021 год

Официальные реальные темы итогового декабрьского сочинения 2021-2022 для каждого региона допуск 11 класса к ЕГЭ 2022, официальная дата проведения сочинения 01.12.2021 (1 декабря 2021 года).

Темы итогового сочинения для всех регионов с Московским часовым поясом

110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?

213. Согласны ли Вы со словами А. А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

309. Когда слово становится преступлением?

407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?

505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК -1 (разница с московским временем -1 час)

111. Чем путешествие может обогатить человека?

205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?

308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?

410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.

501. Что значит быть гражданином?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +1 (разница с московским временем +1 часов)

113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?

303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?

404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!

509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +2 (разница с московским временем +2 часов)

104. Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?

206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?

310. Ваш ответ на вопрос героя Ф. М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»

405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?

508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +3 (разница с московским временем +3 часов)

108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?

210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?

301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?

409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.

510. Согласны ли Вы с утверждением В. Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +4 (разница с московским временем +4 часов)

109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?

208. От чего предостерегают человечество антиутопии?

302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?

406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.

504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +5 (разница с московским временем +5 часов)

112. О чём может рассказать дорожный дневник?

203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?

311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?

408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?

513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +6 (разница с московским временем +6 часов)

106. Книга как путешествие в прошлое.

202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?

306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?

507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +7 (разница с московским временем +7 часов)

105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?

201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?

307. Что такое преступление против самого себя?

413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).

511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +8 (разница с московским временем +8 часов)

101. Как путешествия могут изменить человека?

212. Шаги цивилизации: обретения и потери.

305. Можно ли заставить человека раскаяться?

402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?

503. Является ли богатство необходимым условием счастья?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +9 (разница с московским временем +9 часов)

102. В чём ценность путевых впечатлений?

204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?

312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?

502. Что такое гражданский долг?

Примерные темы итогового сочинения 2021 2022 ЕГЭ по литературе

Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание — вечная тема

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание – вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Формы документов на участие в итоговом сочинении (изложении):

Памятка по порядку проведения итогового сочинения (изложения) для ознакомления участников итогового сочинения (изложения), родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Форма заявления на участие в ИС от выпускника текущего года

Форма заявления на участие в ИС выпускника прошлых лет, обучающегося СПО

Форма справки от обучающегося СПО

Темы со всех регионов страны. 1 декабря 2021 г.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

101. Как путешествия могут изменить человека?102. В чём ценность путевых впечатлений?104. Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?106. Книга как путешествие в прошлое.108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?111. Чем путешествие может обогатить человека?112. О чём может рассказать дорожный дневник?113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?208. От чего предостерегают человечество антиутопии?210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?212. Шаги цивилизации: обретения и потери.213. Согласны ли Вы со словами А. А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

3. Преступление и наказание – вечная тема

301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?305. Можно ли заставить человека раскаяться?306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?307. Что такое преступление против самого себя?308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?309. Когда слово становится преступлением?310. Ваш ответ на вопрос героя Ф. М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

501. Что значит быть гражданином?502. Что такое гражданский долг?503. Является ли богатство необходимым условием счастья?504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?510. Согласны ли Вы с утверждением В. Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?213. Согласны ли Вы со словами А. А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?309. Когда слово становится преступлением?407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

Удмуртская Республика, Самарская область

113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?

111. Чем путешествие может обогатить человека?205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.501. Что значит быть гражданином?

104. Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?310. Ваш ответ на вопрос героя Ф. М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?

Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область

109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?208. От чего предостерегают человечество антиутопии?302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?

108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.510. Согласны ли Вы с утверждением В. Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?

112. О чём может рассказать дорожный дневник?203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

101. Как путешествия могут изменить человека?212. Шаги цивилизации: обретения и потери.305. Можно ли заставить человека раскаяться?402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?503. Является ли богатство необходимым условием счастья?

Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край

105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?307. Что такое преступление против самого себя?413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?

Камчатский край, Чукотский автономный округ

102. В чём ценность путевых впечатлений?204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?502. Что такое гражданский долг?