Министе́рство образования и нау́ки Росси́йской Федера́ции — федеральный орган исполнительной власти России, действовавший в 2004—2018 годах и осуществлявший функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодёжной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) было учреждено в 2004 году. Оно явилось правопреемником Министерства образования Российской Федерации, преобразованного в 1999 году из Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (1996—1999), в свою очередь созданного из двух ведомств: до 1996 года начальным и средним (в том числе средним специальным и профессионально-техническим) образованием управляло Министерство образования Российской Федерации (1991—1996), а высшим и послевузовским образованием и наукой — Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию (1993—1996) и Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (1991—1993). Минобрнауки России унаследовало также некоторые задачи Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
Вышеупомянутое Министерство науки, высшей школы и технической политики было реорганизовано (путём передачи ему вопросов высшей школы от Министерства образования) из просуществовавшего лишь две недели в ноябре 1991 года Министерства науки и технической политики РСФСР, которое объединило ведомства СССР и РСФСР: Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы, Государственный комитет СССР по науке и технологиям. Министерство образования РСФСР (позже Российской Федерации), созданное в 1988 году (при объединении Министерства просвещения РСФСР и Государственного комитета РСФСР по профессионально-техническому образованию), при распаде СССР в 1991 году стало правопреемником Государственного комитета СССР по народному образованию (1988−1991), образованного в результате слияния трёх министерств СССР:
Более давняя история управляющих инстанций России в сфере образования и науки берёт своё начало с 8 сентября 1802 года — от момента создания Министерства народного просвещения Российской империи. Несколько лет (1817—1824) оно именовалось Министерством духовных дел и народного просвещения, ввиду присоединения Главного управления духовных дел иностранных исповеданий. После Октябрьской революции в ноябре 1917 года это министерство переименовали в Государственную комиссию по народному просвещению, а в 1918 году — в Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос РСФСР). Последний в 1946 году был переименован в Министерство просвещения РСФСР. В 1937—1989 годах в областях существовали областные отделы народного образования (ОблОНО), в районах и городах — районные и городские отделы (РайОНО, ГорОНО).
Создание Минобрнауки, первые назначения
Минобрнауки России образовано при формировании первого правительства Фрадкова указом Президента Российской Федерации № 314 от 9 марта 2004 года. К нему перешли функции по принятию нормативных актов упразднённого этим же указом Министерства образования Российской Федерации, а также функции по принятию нормативных актов упраздняемого Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации (в сфере науки) и реорганизуемого Российского агентства по товарным знакам.
Одновременно функции по правоприменению, управлению и контролю в сферах образования, науки и интеллектуальной собственности были переданы в ведение создаваемых четырёх федеральных служб и агентств, подконтрольных министерству, — Федеральному агентству по образованию, Федеральному агентству по науке, Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.
Министром в тот же день был назначен Андрей Александрович Фурсенко, который ещё с ноября 2003 года исполнял обязанности министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 158 от 6 апреля 2004 года была установлена численность центрального аппарата министерства — 380 человек — и адреса его размещения: улица Тверская, дом № 11/4; Брюсов переулок, дом № 21, строение 1 и 2; Чистопрудный бульвар, дом № 6 (в здании бывшего Министерства образования Российской Федерации на улице Люсиновской было размещено Федеральное агентство по образованию). Также было установлено, что центральный аппарат имеет 6 департаментов по основным направлениям деятельности, а министр имеет двух заместителей.
20 мая 2004 года подведомственное министерству Федеральное агентство по науке было переименовано в Федеральное агентство по науке и инновациям.
15 июня 2004 года было утверждено положение о Министерстве.
Дальнейшие организационные шаги
Дмитрий Ливанов и Дмитрий Медведев, июнь 2012 г.
13 августа 2005 года учреждена дополнительная должность статс-секретаря — заместителя министра.
30 ноября 2005 года количество заместителей министра увеличено до четырёх.
18 августа 2008 года количество заместителей министра было увеличено до пяти, численность центрального аппарата — до 430 человек, а количество департаментов — до семи.
15 мая 2010 года количество заместителей министра было увеличено до семи, численность центрального аппарата — до 850 человек, а количество департаментов — до восемнадцати.
29 июня 2011 года количество департаментов было увеличено до девятнадцати.
Компетенция Минобрнауки России
Федеральное агентство по делам молодёжи, логотип
Минобрнауки России осуществляло регулирующие функции в следующих областях:
Структура центрального аппарата
сохранившиеся после упразднения Минобрнауки
упразднённые или преобразованные
Более подробная информация об основных наградах:
Медалью Л. С. Выготского награждаются граждане Российской Федерации из числа педагогических работников и деятелей в области психологических наук, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук и осуществляющих научную или образовательную деятельность (далее — работники), внесшие значительный вклад:
в развитие культурно-исторического подхода в психологии;
в совершенствование методов психологического и педагогического сопровождения граждан;
в научно-методическое обеспечение психологической поддержки.
Медалью награждаются работники, имеющие стаж работы в области психологических наук не менее 20 лет, в том числе в представляющей к награждению образовательной или научной организации не менее 5 лет.
Описание знака награды
Медаль Л. С. Выготского имеет форму правильного круга диаметром 27 мм с выпуклым бортиком с обеих сторон высотой 0,5 мм и шириной 1 мм изготавливается из сплава нейзильбер с последующим оксидированием.
На лицевой стороне медали прямое рельефно-графическое изображение портрета Л. С. Выготского. По окружности медали с правой стороны рельефная надпись буквами «ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ» и обозначены годы его жизни 1896—1934.
На оборотной стороне по кругу надпись «Министерство образования и науки Российской Федерации», в центре выпуклыми заглавными буквами в 4 строки надпись «ЗА ЗАСЛУГИ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК», снизу вверх по окружности направо и налево — по одной лавровой ветви.
Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с четырехугольной колодкой размером 25 мм на 15 мм, обтянутой белой шелковой муаровой лентой шириной 20 мм. В середине ленты две вертикальные поперечные синие полоски шириной 3 мм, разделяемые белой полоской в 1 мм. Боковые края ленты окаймлены синей полоской шириной 1 мм. Снизу колодки — рельефное изображение лавровых ветвей. Оборотная сторона колодки представляет собой металлическую пластину с креплением в виде булавки.
Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (1999—2016) — ведомственная награда Министерства образования и науки Российской Федерации.
Награждаются работники образовательных учреждений (организаций) высшего и дополнительного профессионального образования, органов управления образованием, работники образовательных учреждений (организаций) других министерств и ведомств, а также работники предприятий, организаций, министерств и ведомств за:
Награждаются работники, имеющие стаж работы в системе соответствующего профессионального образования не менее 15 лет.
Награждение производится приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
Вручение нагрудного знака «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» и соответствующего удостоверения к нему производится в торжественной обстановке по месту работы награждённого.
Почётным работникам высшего профессионального образования Российской Федерации работающим в образовательных учреждениях, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, может устанавливаться ежемесячная поощрительная надбавка в размере до 20 процентов включительно от должностного оклада за счет средств образовательного учреждения.
Знак награды представляет собой медаль с прикрепляемой при помощи ушка и кольца с прямоугольной колодкой размером 25 мм на 15 мм и обтянутой белой шелковой муаровой лентой. Боковые края ленты окаймлены синей поперечной полоской шириной 3 мм на расстоянии 1 мм от краев, а в середине ещё две поперечные полоски шириной 3 мм. Снизу колодки — рельефное изображение лавровых ветвей. На лицевой стороне медали имеется надпись «Почётный работник высшего профессионального образования», окаймленная с правой стороны оливковой ветвью.
Знак награды носится на правой стороне груди под государственными наградами Российской Федерации.
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере образования, государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.
2. Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее – контрольные (надзорные) органы в сфере образования).
(в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 631-ФЗ)
3. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) утратил силу с 1 сентября 2023 года. – Федеральный закон от 29.12.2022 N 631-ФЗ.
4. Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”.
5. Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
6. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования контрольный (надзорный) орган в сфере образования вправе привлекать экспертов, экспертные организации. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций производится в порядке и размерах, которые установлены Правительством Российской Федерации. Эксперт имеет право на возмещение расходов, понесенных в связи с участием в контрольных (надзорных) мероприятиях. Эксперту возмещаются расходы на проезд до места осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия, и обратно до места жительства эксперта, а также расходы на наем жилого помещения. Возмещение указанных расходов осуществляется в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, при предъявлении экспертом подтверждающих документов.
7. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования контрольным (надзорным) органом в сфере образования могут быть истребованы документы (копии документов), необходимые и (или) имеющие значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, в том числе материалы фотосъемки, аудиозаписи и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации с предоставлением доступа к ним (за исключением материалов, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа в сфере образования и (или) размещенных на официальном сайте организации, осуществляющей образовательную деятельность, в сети “Интернет”).
8. Государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере образования осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ “Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации”.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 631-ФЗ)
9. Государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования осуществляется уполномоченными контрольными (надзорными) органами в сфере образования исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
27 июня, вторник
27 июня 2023, Высшее, послевузовское и непрерывное образование
Правительство расширило эксперимент по созданию электронных дипломов и аттестатов
Постановление от 24 июня 2023 года №1023
1 июня, четверг
1 июня 2023, Высшее, послевузовское и непрерывное образование
Правительство утвердило положение, позволяющее дистанционно получать свидетельства об аккредитации образовательной деятельности
Постановление от 19 мая 2023 года №797
23 мая, вторник
23 мая 2023, Высшее, послевузовское и непрерывное образование
Правительство утвердило правила формирования реестра для дистанционного признания образования, полученного за рубежом
Постановление от 19 мая 2023 года №796
20 марта, понедельник
20 марта 2023
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзором Музаевым
17 августа 2022, среда
17 августа 2022, Спорт высших достижений и массовый спорт
Правительство утвердило правила лицензирования спортивных школ в качестве образовательных организаций
Постановление от 16 августа 2022 года №1419
27 июня 2022, понедельник
27 июня 2022
Брифинг руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзора Музаева
Тема брифинга: об итогах 2021–2022 учебного года и планах по подготовке к началу нового учебного года.
11 июня 2022, суббота
11 июня 2022, Высшее, послевузовское и непрерывное образование
Правительство утвердило параметры эксперимента по формированию цифровых дипломов и аттестатов
Постановление от 10 июня 2022 года №1059
6 апреля 2022, среда
6 апреля 2022, Меры по повышению устойчивости экономики в условиях санкций
Правительство утвердило особенности порядка признания образования и квалификации россиян, учившихся за границей
Постановление от 5 апреля 2022 года №584
15 января 2022, суббота
15 января 2022, Высшее, послевузовское и непрерывное образование
Правительство утвердило новые правила государственной аккредитации образовательных учреждений
Постановление от 14 января 2022 года №3
8 ноября 2021, понедельник
8 ноября 2021
О решениях по итогам рабочей поездки в Калининградскую область
5 мая 2021, среда
5 мая 2021
О мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года
27 июля 2020, понедельник
27 июля 2020, Общеобразовательная школа
Брифинг Министра просвещения Сергея Кравцова и временно исполняющего обязанности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзора Музаева
Об итогах проведения единого государственного экзамена и подготовке к началу нового учебного года.
21 июня 2020, воскресенье
21 июня 2020, Высшее, послевузовское и непрерывное образование
Михаил Мишустин отменил ряд актов по надзору в сфере образования
Постановление от 20 июня 2020 года №897
9 июня 2020, вторник
9 июня 2020, COVID-19. Меры Правительства по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики
О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции
22 января 2020, среда
22 января 2020
Распоряжение от 22 января 2020 года №51-р
29 октября 2019, вторник
29 октября 2019
О статс-секретаре – заместителе руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Распоряжение от 28 октября 2019 года №2548-р
22 мая 2019, среда
22 мая 2019, Общеобразовательная школа
Поручения Татьяны Голиковой по вопросу организации и проведения единого государственного экзамена в 2019 году
3 января 2019, четверг
3 января 2019
О заместителе руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
7 декабря 2018, пятница
7 декабря 2018, Высшее, послевузовское и непрерывное образование
Встреча Дмитрия Медведева c руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергеем Кравцовым
Обсуждались, в частности, вопросы использования цифровых технологий в сфере образования.
1 августа 2018, среда
1 августа 2018, Правовые вопросы работы Правительства России
Об утверждении новой редакции Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки
Постановление от 28 июля 2018 года №885. В связи с подчинением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Правительству России уточняются сфера ведения, полномочия и функции Рособрнадзора.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 мая 2021 года; проверки требуют 5 правок.
В настоящее время, с 15 мая 2018 года, руководство образованием в Российской Федерации на федеральном уровне власти осуществляют Министерство просвещения РФ (Минпросвещение России) и Министерство науки и высшего образования РФ (Минобрнауки России). В сферу ответственности первого входят вопросы общего и среднего профессионального образования, а второго — вопросы высшего образования.
До середины мая 2018 года управление образованием в стране осуществляли Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки; смысл данного сокращённого наименования ныне изменился) и подчинённая ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Эта система сложилась в ходе реформы исполнительной власти в 2004 году. С 2004 по 2010 год существовало также подчинённое Минобрнауки Федеральное агентство по образованию (Рособразование), упразднённое с передачей функций в непосредственное ведение министерства.
С момента образования Российской Федерации до 1996 года руководство образованием осуществляли: в области начального и среднего образования — Министерство образования РФ (1991—1996); в области высшего и послевузовского образования — Министерство науки, высшей школы и технической политики РФ (1991—1993) и Государственный комитет по высшему образованию РФ (1993—1996). После 1996 и до 2004 года функции управления образованием были сосредоточены в Министерстве общего и профессионального образования РФ (1996—1999), позже преобразованном в Министерство образования РФ (1999—2004).
Министерство образования Российской Федерации (1991—1996)
Основным содержанием работы министерства в этот период было проведение школьной реформы, направленной на деидеологизацию, демократизацию и обновление отечественного образования. В 1992 году на основании разработанного в министерстве проекта был принят закон «Об образовании», ключевой в данной области. Начат процесс создания частных учебных заведений. Академия педагогических наук СССР преобразована в Российскую академию образования.
Министры образования РФ:
Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (1991—1993)
Министр науки, высшей школы и технической политики РФ:
Государственный комитет по высшему образованию Российской Федерации (1993—1996)
Председатель Госкомвуза РФ:
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (1996—1999)
Министры общего и профессионального образования РФ:
Министерство образования Российской Федерации (1999—2004)
Министр образования РФ:
Министерство образования и науки Российской Федерации (2004—2018)
Минобрнауки РФ унаследовало все функции Минобразования РФ, частично (в области науки) — Минпромнауки РФ и включило в свой состав реорганизованный Роспатент, сосредоточив, таким образом, в своих руках функции по правоприменению, управлению и контролю в сферах образования, науки и интеллектуальной собственности. В подчинении министерства с 2004 года находились два федеральных агентства: Федеральное агентство по образованию (Рособразование) (упразднено в 2010 году) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) (упразднено в 2010 году), и две федеральных службы: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) (выведена из подчинения министерству в 2011 году) и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Из них непосредственно проблемами образования занимались Рособразование и Рособрназдор. В настоящее время в структуре Минобрнауки осталась только одна федеральная служба — Рособрандзор.
Министр образования и науки РФ:
Федеральное агентство по образованию
Осуществляло управление деятельностью образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования; повышением квалификации и переподготовкой научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Осуществляет функции по контролю и надзору в области образования и науки, в частности лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений; аттестацию научных и педагогических работников вузов; аттестацию выпускников образовательных учреждений; подтверждение и нострификацию документов об образовании.
С 15 мая 2018 года
В мае 2018 года Министерство образования и науки было реорганизовано с разделением на два ведомства: Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.