СТАТЬЯ 38 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАДЗОР В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2023 году см. Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, от 24.03.2022 N 448.

О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)

И МУНИЦИПАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2020 года

24 июля 2020 года

(см. Обзор изменений данного документа)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Утратил силу с 1 июля 2021 года. – Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ.

2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением правил и требований, предусмотренных статьями 9, 13 – 15 настоящего Федерального закона, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ)

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений требований, предусмотренных статьями 9, 13 – 15 настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ)

4. Оценка соблюдения обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к маркировке товаров средствами идентификации, к передаче информации в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и иных требований, связанных с оборотом товаров, информация о которых подлежит внесению в указанную государственную информационную систему, осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

(часть 4 введена Федеральным законом от 04.08.2023 N 474-ФЗ)

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в рамках видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), федеральными законами о которых устанавливается, что предметом соответствующих вида федерального государственного контроля (надзора), вида регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами.

П. 2 ст. 32 вступает в силу с 01.01.2022 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ).

2. Порядок взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, в том числе порядок координации указанного взаимодействия, определяется Правительством Российской Федерации.

3. В положении о виде федерального государственного контроля (надзора), положении о виде регионального государственного контроля (надзора) указываются наименование и структурные элементы технического регламента, оценка соблюдения требований которого осуществляется в рамках соответствующих вида федерального государственного контроля (надзора), вида регионального государственного контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектом соответствующих вида федерального государственного контроля (надзора), вида регионального государственного контроля (надзора).

4. В отношении требований к продукции, установленных техническими регламентами, контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются на этапе обращения продукции.

В отношении требований к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, установленных техническими регламентами, контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются исключительно в случае наличия соответствующих требований в технических регламентах.

5. При осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающих проведение контрольных (надзорных) действий в форме отбора проб (образцов), инструментального обследования, испытания и (или) экспертизы, органы государственного контроля (надзора) используют правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 7 настоящего Федерального закона.

6. Изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) впервые выпускаемой в обращение продукции вправе обратиться в орган государственного контроля (надзора) с обоснованным предложением об использовании при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 5 настоящей статьи, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, применяемых изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) при оценке соответствия такой продукции и не включенных в перечень документов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

Орган государственного контроля (надзора) рассматривает предложение изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) впервые выпускаемой в обращение продукции об использовании при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 5 настоящей статьи, применяемых изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) при подтверждении соответствия такой продукции правил и методов исследований (испытаний) и измерений и в течение десяти дней со дня получения указанного предложения направляет изготовителю (лицу, выполняющему функции иностранного изготовителя) свое решение.

В случае отказа органа государственного контроля (надзора) от использования при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 5 настоящей статьи, применяемых изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) при оценке соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции правил и методов исследований (испытаний) и измерений решение органа государственного контроля (надзора) должно быть обосновано. Отказ органа государственного контроля (надзора) может быть обжалован в судебном порядке.

1. Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее – государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

3. Для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся:

1) мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания;

2) оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;

3) производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;

4) рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;

5) проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

6) деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

7) деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора;

8) расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;

9) деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;

10) деятельность органов государственной охраны;

11) деятельность органов федеральной службы безопасности;

12) деятельность федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

(п. 12 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

4. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации.

6. Муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

7. Виды государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля (далее также – вид контроля) устанавливаются в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

8. Виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами (далее – федеральный закон о виде контроля). Виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (далее – закон субъекта Российской Федерации о виде контроля).

9. Вид регионального государственного контроля (надзора), вид муниципального контроля подлежат осуществлению при наличии в границах субъекта Российской Федерации, границах муниципального образования объектов соответствующего вида контроля.

10. Федеральным законом о виде контроля, законом субъекта Российской Федерации о виде контроля определяется наименование вида контроля с указанием его отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), или к региональному государственному контролю (надзору), или к муниципальному контролю.

Правовые
основы, задачи и организация госнадзора.
Государственный
контроль и надзор за соблюдением
обязательных требований государственных
стандартов осуществляются в России на
основанииЗакона РФ “О стандартизации” и
составляют часть государственной
системы стандартизации.

На
современном этапе государственный
контроль приобретает социально-экономическую
ориентацию, поскольку основные его
усилия направлены на проверку строгого
соблюдения всеми хозяйственными
субъектами обязательных норм и правил,
обеспечивающих интересы и права
потребителя, защиту здоровья и имущества
людей и среды
обитания.

К
основным задачам госнадзора можно
отнести: предупреждение и пресечение
нарушений обязательных требований
государственных стандартов, правил
обязательной сертификации и Закона “О
единстве измерений” всеми субъектами
хозяйственной деятельности; предоставление
информации органам исполнительной
власти и общественным организациям по
результатам проверок. Проводят госнадзор
должностные лица Госстандарта и
подведомственных ему центров стандартизации
и метрологии, получивших статус
территориальных органов госнадзора, —
государственные инспекторы.

Главный
государственный инспектор России —
Председатель Госстандарта РФ, а главные
государственные инспекторы республик
в составе РФ и других субъектов Федерации
— руководители центров стандартизации
и метрологии, т.е. территориальных
органов госнадзора. Государственный
контроль и надзор за соблюдением
обязательных требований государственных
стандартов осуществляют также и другие
организации. В частности, Государственная
инспекция по торговле, качеству товаров
и защите прав потребителей (Госторгинспекция)
проводит контроль за качеством и
безопасностью потребительских товаров.
Такие обязательные требования стандартов,
как совместимость и взаимозаменяемость,
информационная совместимость, не входят
в компетенцию Госторгинспекции.
Министерство охраны окружающей
средыи природных ресурсов осуществляет
государственный экологический контроль.
Государственной санитарно-эпидемиологической
службе предоставлены полномочия по
надзору за соблюдением санитарного
законодательства при разработке,
производстве, применении всех видов
продукции, в том числе и импортируемой.

Проверкам
в процессе госнадзора подвергается
продукция (на всех стадиях ее жизненного
цикла), в том числе подлежащая обязательной
сертификации и импортируемая; услуги
населению, виды работ, которые подлежат
обязательной сертификации; техническая
документация на продукцию; деятельность
испытательных центров, лабораторий и
органов по сертификации.

Субъекты
хозяйственной деятельности обязаны не
препятствовать, а оказывать содействие
государственным инспекторам во всех
их действиях, составляющих процедуру
госнадзора: свободный доступ в служебные
производственные помещения, привлечение
к работе специалистов и имеющихся на
предприятии технических средств, отбор
проби образцов1
и т.п. Проверка осуществляется как лично
инспектором, так и создаваемыми под его
руководством комиссиями.

Права
и обязанности государственных инспекторов
определены
Законом “О стандартизации”. Им
предоставлены достаточно широкие права,
как представителям государственных
органов управления, в силу чего они
находятся под защитой государства.

• Государственный
инспектор имеет право свободного доступа
в служебные и производственные помещения
проверяемого предприятия (организации),
получать всю необходимую документацию,
проводить отбор проби образцов, выдавать предписания об
устранении выявленных отклонений,
запрещать или приостанавливать поставку
(реализацию) продукции, не соответствующей
обязательным требованиям государственных
стандартов, а также в случае отказа от
предъявления ее к проверке.

• По
результатам проверок государственный
инспектор имеет право облагать нарушителей
обязательных требований стандартов
штрафами. Строгое наказание применяется
и к невыполняющим запрет на реализацию
— штраф в размере стоимости реализованной
продукции. Запрет на реализацию продукции
или услуг при их несоответствии
обязательным требованиям российских
нормативных документов распространяется
и на импортную продукцию (услугу), тем
более, если они не прошли сертификацию
в соответствии с российским
законодательством.

• Государственный
инспектор имеет право направить
необходимые материалы в арбитражный
суд, органы прокуратуры или суд, если
выданные им предписания или постановления
не выполняются предприятием — объектом
госнадзора. Государственным инспекторам
предоставлены широкие права, но если
они не выполняют возложенные на них
обязанности, относятся к ним ненадлежащим
образом или замечены в разглашении
государственных (коммерческих) секретов,
то несут ответственность в установленном
законом порядке. Госинспектор всегда
должен помнить, что он защищает интересы
как государства, так и потребителя.

В
1995 г. были внесены изменения в Российский
Кодекс об административных правонарушениях,
в соответствии с которыми должностные
лица подвергаются штрафу, если в процессе
проверки устанавливается нарушение
организацией обязательных требований
государственных стандартов, относящихся
как к продукту, так и к обеспечению
единства измерений, а также правил
обязательной сертификации. Соблюдение
обязательных требований к продукции
определено Законом “О стандартизации”
и не зависит от того, в каком нормативном
документе они содержатся (ГОСТ Р, стандарт
отрасли или ТУ).

Инспекторами
госнадзора выявляется немало нарушений.
Так, по итогам проверок 1995 г. (их было
проведено около 40 тыс.) из более 10 тыс.
предприятий половина работала с
нарушением обязательных требований
государственных стандартов и правил
обязательной сертификации. Анализ
нарушений по отраслям промышленности
показывает, что в машиностроении,
радиоэлектронной и легкой промышленности
предприятий-нарушителей оказалось
соответственно 59, 58, 57%.

Госнадзором
названы основные причины, которые
приводят к невыполнению обязательных
требований стандартов: отклонение от
норм технологии производства, слабая
измерительная и испытательная база,
неудовлетворительная организация
контроля. Эти причины во многом зависят
от состояния метрологических служб на
предприятиях. Метрологический надзор
полностью подтверждает это: более 30%
средств измерений на проверенных более
чем 13 тыс. предприятий были признаны
непригодными к применению. Поверка же
средств измерений выявила ошибки в
показаниях около 14% приборов. Такие
красноречивые данные говорят, по-видимому,
о том, что только жесткость госнадзора
и увеличение полномочий госинспекторов
не смогут заставить предприятия выполнять
их предписания и нормы стандартов.

На
сегодняшний день специалисты Госстандарта
РФ, а также многих производственных
предприятий считают, что концепция
новой редакции основополагающих
стандартов уже начинает отставать от
жизни и требуется ее очередная
корректировка. Как отмечалось выше, она
уже началась введением в перечень
действующих в РФ нормативных документов
нового для нашей практики — технического
регламента.

Основной
объем работы по госнадзору приходится
на территориальные органы, госинспекторы
которых главной целью своей деятельности
считают добиваться от изготовителей
продукции (услуг) осознания и повышения
ответственности за качество и безопасность
производимой их предприятиями продукции.
Механизмом, позволяющим осуществлять
эту задачу, служит разделение процедуры
проверок на две стадии: при обнаружении
несоответствий госинспектор выдает
предписание о приостановке (или запрете)
реализации продукции до устранения
причин нарушений, а затем проводит
окончательную проверку. Таким образом,
доведение продукта до требований
стандарта во многом зависит от
предприятия-изготовителя, но, конечно,
если оно имеет соответствующие условия,
а обнаруженные недочеты не связаны с
состоянием и возможностями действующего
технологического процесса или
испытательной (измерительной) базы.

По
результатам госнадзора за 1995 г. отмечалось,
что субъекты хозяйственной деятельности,
как правило, выполняют предписания,
благодаря чему значительно уменьшается
ущерб, наносимый потребителю некачественными
товарами. За указанный год предотвращен
ущерб от приобретения покупателями
небезопасных товаров на сумму более
480 млрд. руб. Около 70% предприятий устранили
нарушения требований стандартов,
выявленные госнадзором.

Специалисты
Госстандарта России отмечают, что
эффективность госнадзора в значительной
степени снижена в силу следующих причин:
современная концепция государственного
контроля и надзора не учитывает
международный опыт и опирается на опыт
бывшего Советского Союза; не созданы
четкая оргструктура, формы и методы,
меры правовой и социальной защиты
должностных лиц; оставляют желать много
лучшего названные в Законе “О
стандартизации” источники финансирования.

Рассмотренные
выше положения о госнадзоре регламентируются
Законом “О стандартизации”. Но
некоторые права предоставлены Госстандарту
России Законом РФ “О защите прав
потребителей” (ст. 42 и 43). Объемы
полномочий по применению мер пресечения
к нарушителям требований нормативных
документов практически совпадают в
обоих законах. Существенное отличие
состоит в том, что нормы Закона “О
защите прав потребителей” относятся
к нарушениям требований безопасности
товаров и услуг, предназначенных для
личного потребления, а закон “О
стандартизации” распространяется
как на потребительские товары, так и на
продукцию производственного назначения.

Правила
проведения госнадзора. Основная
форма государственного контроля и
надзора — выборочная проверка. В процессе
проверки проводятся испытания,
измерительный контроль, технический
осмотр, идентификация,
другие мероприятия, обеспечивающие
достоверность и объективность результатов.
Госстандарт России устанавливает
приоритетные направления госнадзора,
которые прежде всего учитываются при
его планировании. В дополнение к ним
проверки могут быть назначены в связи
с целевыми заданиями Госстандарта, для
информирования Госреестра России о
продукции, которая прошла сертификацию,
или об аккредитации испытательных
лабораторий и др.

Госнадзор
за соблюдением обязательных требований
государственных стандартов и за
сертифицированной продукцией осуществляет
государственный
инспектор или
комиссия,
возглавляемая им. Госнадзор
за соблюдением правил обязательной
сертификации осуществляет комиссия,
состав которой определяет председатель
Госстандарта.

Планирование
проверки включает обязательный
подготовительный период, в течение
которого анализируются результаты
предыдущих проверок, в том числе и
проводимых другими контролирующими
органами. Это сопряжено с рассмотрением
подробной информации о намечаемом к
проверке субъекте хозяйственной
деятельности, в частности, результатов
внутреннего контроля за соблюдением
требований стандартов.

Контролю
подвергается образец (или проба),
отбираемый в соответствии с установленной
в стандарте на данную продукцию методикой. Идентификацияи технический осмотр продукции проводятся
государственным инспектором с привлечением
специалистов предприятия, а испытания
образцов (проб)
осуществляют сотрудники проверяемого
субъекта хозяйственной деятельности
под наблюдением государственного
инспектора. Результаты испытания
образцов распространяются на всю партию
продукции, от которой они отобраны. При
отсутствии у проверяемого предприятия
испытательной базы испытания должны
проводиться в аккредитованных
испытательных лабораториях (центрах).

Если
контроль касается продукции, которая
подлежит обязательной сертификации,
госинспектор проверяет наличие и
подлинность выданного ранее сертификата
соответствия, правильность применения
знака соответствия до начала испытаний
образца.

Проверка
соблюдения правил обязательной
сертификации касается аккредитованных
испытательных центров (лабораторий).
Проверяющая комиссия устанавливает:
наличие лицензии на право осуществления
сертификационных испытаний и аттестата
аккредитации испытательного центра
(лаборатории); соответствие видов
испытуемой продукции профилю лаборатории,
состояние нормативной базы и испытательного
оборудования, соблюдение программы и
методик испытаний. Если проверяется
работа органа по сертификации, то
комиссия прежде всего убеждается в
правомочности работы органа и наличии
необходимого фонда нормативных документов
на сертифицируемую продукцию. Кроме
того, контролируется правильность
оформляемой документации (сертификатов
соответствия) и ее регистрации, а также
обоснованность отказов в выдаче
сертификатов, если это имело место.

По
результатам испытаний оформляется
протокол испытаний, а проведенные
проверки заканчиваются составлением
акта. Актпроверки —весьма
важный документ, так как на его основаниигоснадзор выдает проверяемому субъекту
предписания или постановления о
применении мер воздействия за нарушения,
обнаруженные в ходе контрольных проверок. Актподписывают
и проверяющая и проверяемая стороны,
причем последняя имеет право отказаться
признать результаты, а также изложить
в письменной форме свое особое мнение.

Актдолжен быть направлен руководству
проверенной организации, в Ростест-Москва,
который готовит обобщенную информацию
о результатах работы госнадзора, а если
возникла необходимость применения мер
воздействия — в Госстандарт России,
где в соответствии с Законом “О
стандартизации” и другими действующими
законодательными положениями определяются
конкретные штрафные санкции.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 56-ФЗ)

1. Государственный контроль (надзор) в области образования включает в себя федеральный государственный надзор в области образования и федеральный государственный контроль качества образования.

Федеральный государственный надзор в области образования и федеральный государственный контроль качества образования осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия по государственному контролю (надзору) в области образования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Под федеральным государственным надзором в области образования понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, а также юридическими лицами, осуществляющими образовательную деятельность, их руководителями и иными должностными лицами (далее для целей настоящей статьи – юридические лица) требований, установленных законодательством Российской Федерации в области образования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области образования, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления и юридическими лицами своей деятельности.

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации в области образования, допущенного образовательным учреждением, научной организацией, иной осуществляющей образовательную деятельность организацией, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, орган по контролю и надзору в сфере образования выдает таким образовательному учреждению, научной организации, иной организации и (или) учредителю, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему управление в сфере образования, органу местного самоуправления, осуществляющему управление в сфере образования, предписание об устранении выявленного нарушения.

В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев.

Орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Образовательное учреждение, научная организация или иная осуществляющая образовательную деятельность организация, учредитель, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, представляют в орган по контролю и надзору в сфере образования отчет об исполнении указанного предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.

В случае неисполнения указанного предписания такими образовательным учреждением, научной организацией, иной организацией, учредителем, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования (в том числе если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания), орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае неисполнения указанного предписания такими образовательным учреждением, научной организацией или иной организацией и (или) учредителем орган по контролю и надзору в сфере образования также приостанавливает действие лицензии таких образовательного учреждения, научной организации или иной организации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиалов таких образовательного учреждения, научной организации или иной организации, места осуществления образовательной деятельности на срок, не превышающий шести месяцев.

Орган по контролю и надзору в сфере образования в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии вносит соответствующую запись в реестр лицензий. Орган по контролю и надзору в сфере образования в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения лицензиата.

Если до истечения срока приостановления действия лицензии такие образовательное учреждение, научная организация или иная организация и (или) учредитель представили в орган по контролю и надзору в сфере образования документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия лицензии, орган по контролю и надзору в сфере образования возобновляет действие лицензии.

В случае, если эти документы не представлены такими образовательным учреждением, научной организацией или иной организацией и (или) учредителем в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока приостановления действия лицензии либо представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Приостановление действия лицензии продлевается на период до вступления в законную силу решения суда.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.11.2010 N 293-ФЗ)

2. Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на оценку соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения или научной организации требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям посредством проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований.

В случае выявления нарушения требований федерального государственного образовательного стандарта или федеральных государственных требований, допущенного образовательным учреждением или научной организацией, орган по контролю и надзору в сфере образования выдает образовательному учреждению или научной организации и (или) учредителю предписание об устранении выявленного нарушения.

Образовательное учреждение или научная организация и (или) учредитель представляют в орган по контролю и надзору в сфере образования отчет об исполнении указанного предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.

В случае неисполнения указанного предписания образовательным учреждением, научной организацией, учредителем (в том числе если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае неисполнения указанного предписания аккредитованными образовательным учреждением или научной организацией и (или) учредителем орган по контролю и надзору в сфере образования также приостанавливает действие свидетельства о государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых в этих образовательном учреждении или научной организации и (или) их филиале, на срок, не превышающий шести месяцев.

Если до истечения срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации образовательное учреждение или научная организация и (или) учредитель представили в орган по контролю и надзору в сфере образования документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации, орган по контролю и надзору в сфере образования возобновляет действие свидетельства о государственной аккредитации.

В случае, если такие документы не представлены образовательным учреждением или научной организацией и (или) учредителем в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации или представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает образовательное учреждение или научную организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых в этих образовательном учреждении или научной организации и (или) их филиале.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.11.2010 N 293-ФЗ)

2.1. В целях обеспечения осуществления государственного контроля (надзора) в области образования к проведению проверок привлекаются эксперты и экспертные организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в области образования, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 08.11.2010 N 293-ФЗ)

3. Основаниями для рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, вопроса о направлении в образовательное учреждение обязательного для исполнения предписания также могут являться:

1) решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся, обращение органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение, – в отношении образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, или образовательного учреждения дополнительного образования детей;

2) решение общего собрания обучающихся, обращение органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение, представление органа службы занятости населения – в отношении образовательного учреждения, реализующего профессиональные образовательные программы.

4. Решение о направлении обязательного для исполнения предписания в образовательное учреждение и его учредителю (учредителям) или об отклонении требований заявителей, указанных в пункте 3 настоящей статьи, о направлении такого предписания принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и сообщается заявителям в месячный срок. Отказ федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, от направления такого предписания может быть оспорен в суде.

5. Утратил силу с 1 августа 2011 года. – Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.