Кла́ссный чин — в Российской Федерации, установленные федеральным законом или иным правовым актом степень, класс, квалификация (одна из трёх в пределах группы должностей или одна из пятнадцати в пределах пяти групп) пригодности должностного лица для той или иной деятельности на основе наличия у него необходимых знаний, навыков и умений.
Согласно ст. 5, 7 и 13 Федерального закона № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» классные чины присваиваются служащим:
а также, в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданским служащим
Классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации
Действительного государственного советника РФ 1 класса
Действительного государственного советника РФ 2 класса
Действительного государственного советника РФ 3 класса
Классные чины гражданской службы
Согласно ст. 11 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в России установлены следующие классные чины государственной гражданской службы:
Погоны действительного государственного советника РФ 1 класса
Погоны Действительного государственного советника РФ 2 класса
Погоны Действительного государственного советника РФ 3 класса
Классные чины муниципальных служащих
Классные чины муниципальных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.
В Московской области классные чины регулируются Законом Московской области № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области», имеются:
В Санкт-Петербурге классные чины регулируются Законом Санкт-Петербурга от 15 февраля 2000 года № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге»:
Классные чины правоохранительной службы
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 ноября 2012 года № 1563 «О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации», в России установлены следующие классные чины прокурорских работников:
Разделение классных чинов прокурорских работников на группы не устанавливается.
Порядок присвоения классных чинов прокурорским работникам установлен указом Президента России.
Классные чины юстиции (Минюст России)
Классные чины Министерства юстиции Российской Федерации установлены Указом Президента Российской Федерации № 1554 от 19 ноября 2007 года «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции».
В Российской Федерации установлены следующие классные чины юстиции:
Таблица соотношения классных чинов и званий
Соотношение чинов и званий установлено Указом Президента России от 1 февраля 2005 года № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» (таблица соотношения введена дополнительно Указом от 07.06.2011 г. № 720, изменена в 2013 г.) и указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (изложена в редакции согласно указу Президента России от 30 сентября 2013 года № 744).
Действительный государственный советник юстиции — высший классный чин в органах прокуратуры СССР и Российской Федерации и Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации (не путать c высшим классным чином в органах юстиции Российской Федерации с ноября 2007 г. — действительный государственный советник юстиции Российской Федерации). Соответствует званию генерала армии.
Чин установлен в СССР Указом Президиума Верховного Совета от 16 сентября 1943 «Об установлении классных чинов для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры». В СССР присваивался Указами Президиума Верховного Совета СССР, не всем лицам занимавшим должность Генерального прокурора СССР среди которых чин не был присвоен Григорию Николаевичу Сафонову и Александру Яковлевичу Сухареву. Последнему чин был присвоен только в Российской Федерации в 2010 году.
Действительные государственные советники юстиции (в СССР)
После даты присвоения классного чина стоит номер Указа Президента Российской Федерации, которым присвоен чин.
Указ Президента РФ от 23 декабря 2019 г. N 615″О соотношении специальных званий сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников”
С изменениями и дополнениями от
25 января 2021 г.
В соответствии со статьей 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ “О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” постановляю:
1. Утвердить прилагаемую таблицу соотношения специальных званий сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников.
Информация об изменениях
Пункт 2 изменен с 25 января 2021 г. – Указ Президента России от 25 января 2021 г. N 46
См. предыдущую редакцию
2. Установить, что:
а) сотрудникам, назначенным на должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации, первое специальное звание присваивается согласно таблице соотношения специальных званий сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников до 30 июня 2020 г.;
б) сотрудникам, назначенным на должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации после выхода из отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет по истечении срока, установленного подпунктом “а” настоящего пункта, первое специальное звание присваивается согласно таблице соотношения специальных званий сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников не позднее шести месяцев со дня выхода из отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
3. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2020 г.
Москва, Кремль23 декабря 2019 годаN 615
УТВЕРЖДЕНАУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 23 декабря 2019 г. N 615
Таблицасоотношения специальных званий сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников
В связи с принятием Закона о службе в органах принудительного исполнения сотрудников ФССП будут заново принимать на службу. При этом им присвоят специальные звания, соответствующие наиболее высокому из ранее присвоенных им классного чина гражданской службы, воинского или специального звания, классного чина юстиции, классного чина прокурорских работников. Установлено соотношение новых званий прежним.
Указ вступает в силу с 2020 г. Новые звания должны быть присвоены до 30 июня 2020 г.
Указ Президента РФ от 23 декабря 2019 г. N 615 “О соотношении специальных званий сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников”
Текст Указа опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 24 декабря 2019 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2019 г. N 52 (часть I) ст. 7931
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Президента РФ от 25 января 2021 г. N 46
Изменения вступают в силу с 25 января 2021 г.
Вот читаю старую заплесневелую статью “синдром вахтера” и понимаю, нет у народа понимания, что значат гражданские погоны, халтурное оно осуждение, если не знаешь что осуждаешь – в общем, лично я отношусь нормально к классными чинам чиновников, в доступной форме. попытаюсь объяснить – что и куда значит.
начнем с регулирующих законом
1. Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации” от 27.07.2004 N 79-ФЗ
2. Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 113 (ред. от 30.09.2013) “О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим”
Младшая группа должностей:
Грубо говоря это “рядовые” ГГС РФ, в форме встречаются редко, а форму – у нас носят в основном сотрудники “контролирующие” (см. ” Налоговая” , “Ространснадзор”, “Приставы” и т.д.).
Погон отличается одним шевроном, чин называется просто “Секретарь” от 3-го до 1-го класса, соответствуют по военным званиям от “Ефрейтора” (Секретарь 3-го класса), до Старшины (Секретарь 1-го класса соответственно).
Старшая группа должностей, наиболее часто встречающая в жизни и гораздо реже по телевизору, чин “Референта” – опять три класса – от 3-го до 1-го класса. Референтами бывают работники с высшим образованием (в бухгалтерии), дознаватели, инспектора (старшие и “обычные”), ведущие-специалисты эксперты. Референт 3-го класса соответствует званию Прапорщика, а 2-го класса. званию Старшего прапорщика, человек имеющий чин Референта Государственной Гражданской Службы РФ 1-го класса – соответствует званию Младший Лейтенант – и чтобы им стать (Референтом 1-го класса) вам придется “послужить” государству примерно 2,5 года – следующий чин, потребует начальствующую должность.
От погонов “Секретаря” отличается двумя шевронами.
Именно чин “Референта 3-го класса” для большинства ГГС является первичным. Обращаю ваше внимание, насколько чины ГГС по “значимости” отстают от чинов прокуратуры или военных званий. Если Лейтенантом вы станете сразу после Военного ВУЗа, для “Лейтенанта” ГГС – поработайте от 2-х до 5 лет. (шаг повышения 1 год)
Ведущая группа должностей: чин “Советника” – как вы догадались – три класса, от третьего до первого – бывают ими зам.начальники отделом и собственно начальники отделов, главный бухгалтер из “полевых” должностей, им может быть “Главный инспектор”.
Советник ГГС РФ 3-класса = Лейтенанту
Советник ГГС РФ 2-класса = Старшему Лейтенанту
Советник ГГС РФ 1-го класса = Капитану
Здесь шаг повышения по службе 2 года, кроме того, даже если твоя должность относится к “Ведущей” – не вариант, что после 3-го класса, возьмешь второй – нужна определенная должность средь “Ведущих” – погон отличается от референта, наличием трех шевронов.
Дальше идут те, кого у нас с легкой руки называют “Генералами” – в каком-то роде, они и есть “Генералы” – служащий с данным чином, возглавляет “управление” или целое ведомство – называется чин без фантазии “Государственный советник” – три класса – все просто:
Государственный советник РФ 3-го класса = Майору
Государственный советник РФ 2-го класса = Подполковнику
Государственный советник РФ 1-го класса = Полковнику
Для самых жестокосердных, считающих “лихим” ровнять военное звание к гражданскому чину, сообщаю, что в данном вопросе я руководствуюсь Указом Президента – такие дела. Если вы приходите на службу с военным званием выше выше чем полагающееся вам гражданское (чин), станете получать каждый последующий чин с шагом (+1) например сразу Референт 2-класса, вместо 3-го и так, пока ваш чин не сровняется с вашим званием.
Погоны у Государственных советников – ГЕНЕРАЛЬСКИЕ – они, больше всего народ и раздражают, поделать нечего не могу.
Главная группа должностей -это уже “Настоящие” Генералы – и носят они не погоны, а “Орлов” – от 1-го до 3-х, понятно дело – от третьего до первого класса чин.
Не все просто с нашими чиновниками, не у всех погоны одинаковые. у некоторые похожие и вот-те на, означают разное – я показал самое распространенное, у “военных чиновников” – погон совершенно другой, к каждому чину, некоторые “генералы ведомств” вместо “Орлов” на погонах, “утвердили” звезды, у третьих, число шевронов не бывает более 2-х, секретари носят чистые погоны с маленькими звездочками. Единообразия как в армии нет – наверно, это одна из причин, почему чиновников в форме, называют “Вахтерами”
У дипломатов все совсем иначе, кроме того, в РФ есть ФГП (федеральные государственные предприятия) – небездейственных ВОХР или “Спецсвязь” – у данных граждан, не только совершенно иные погоны, но и совершенно иные наименование “чинов” (званий) – соотношение которых к военным, по крайней мере как известно мне, никакими законными актами не регулируется.
Я мастер верстки, от чего пинки за нее не принимаю
На территории Российской Федерации старший советник – классный чин (классификация, степень профпригодности должностного лица) высшего порядка юстиции в органах прокуратуры и следственного комитета.
Чин старшего советника юстиции раньше
Данный чин был установлен еще в Советском Союзе Указом Верховного Совета в далеком 1943 году. Этот Указ носил название «Об установлении классного чина для следственных сотрудников органов прокуратуры». В советские годы чин присваивали посредством указов Президиума в отношении лиц, которые занимали должность прокурора.
Должность сейчас
В современный период чин присваивают указом Президента России. Старший советник юстиции соответствует должности прокурора. В период с 2007 по 2011 год этот чин присваивался лицам, которые занимали должность первого заместителя генпрокурора нашей страны.
Погоны
Этот элемент форменной одежды имеет свои особенности. На погонах старшего советника юстиции вышивают золоченый государственный герб России без изображения щита. Высота герба составляет тридцать миллиметров. Кроме того, на погонах имеются три золоченых пятиконечных звездочки, которые обладают выпуклой формой. Диаметр каждой равен двадцати миллиметрам. Полотно погона синего цвета, окантовка и две продольные полосы (просветы) оливково-зеленые. Две звездочки расположены на просветах, а одна посредине. Старший советник юстиции соответствует званию полковника.
Как уже отмечалось выше, этот термин означает своеобразный служебный разряд (степень) соответствия занимаемой должности. Чин сообщает о персональном звании прокурорского сотрудника в качестве государственного служащего. Классный чин присваивают с учетом следующих критериев:
Кому полагается?
Присваивается чин старшего советника юстиции прокурорам района, а также научным либо педагогическим сотрудникам образовательных учреждений, функционирующих на базе прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, классный чин на территории России присваивают работнику прокуратуры, учитывая занимаемую им должность, период пребывания в ней, результаты пройденной аттестации.
Таким образом, в России старший советник юстиции соответствует званию полковника и присваивается прокурору, который прошел необходимую аттестацию и получил соответствующее образование. Также учитывается общий стаж работы в следующих занимаемых должностях:
Особый порядок
В досрочном порядке либо без соблюдения какой-либо последовательности классные чины присваиваются в следующих случаях:
Необходимо отметить, что очередной классный чин могут присвоить выше положенного, но не более чем на два чина сразу. Исключение составляют классные чины государственных советников юстиции первого, второго и третьего классов.
Правила повышения в прокуратуре
Итак, мы уже разобрались, что такое классные чины. Их, согласно действующему законодательству, в нашей стране присваивают служащим прокуратуры. Порядок присвоения определяется соответствующим положением, которое утверждается Положением №659. Таким образом, классный чин является специальным служебным разрядом, а также персональным званием сотрудника прокуратуры. В России это:
Классные чины присваивают в строгом соответствии с занимаемой должностью. Также учитывается общий стаж работы. Получение очередного чина говорит о служебном росте, а также свидетельствует о профессиональных успехах работника прокуратуры. Старший советник юстиции – это не предел назначений. Всегда есть возможность получения более высокого чина.
Профессиональная деятельность
Интересно, какие обязанности возлагаются на тех, кому присвоен этот чин? Профессиональная деятельность работников прокуратуры является крайне сложной и очень многогранной. Главные направления работы, ее цели и задачи определяются функциями прокуратуры. Все они перечислены в федеральном законодательстве. Если проанализировать функции советников юстиции, а также содержание и условия их практической деятельности, то можно выделить ряд различных особенностей работы прокуроров.
Первая особенность заключается в жесткой правовой регламентации. Как уже отмечалось, основные направления, задачи и цели прокурорского надзора наряду со служебными обязанностями указаны в законодательстве. Помимо этого, порядок исполнения советниками юстиции своих функций подробным образом отражен в Уголовно-процессуальном кодексе и прочих актах и материалах.
Возможные пути реализации полномочий
В общей совокупности нормативные документы тщательно регулируют порядок выполнения старшим советником юстиции своих должностных обязанностей. В нормативной базе приводятся следующие варианты деятельности:
Отступление от установленных требований может рассматриваться как нарушение закона, что будет свидетельствовать о низком уровне профессиональной подготовки и квалификации. Особенность прокурорской деятельности приводит к формированию уважения к законодательству, а также к стремлению строго придерживаться всех установленных правовых норм. Потребность в их соблюдении является одной из ведущих и доминирующих среди остальных социально значимых предпочтений служащих прокуратуры.
Законодательство гласит, что старший советник юстиции обладает широким кругом полномочий, применение которых в принудительном порядке (в случае необходимости) часто может существенно затрагивать интересы граждан либо всевозможных юридических лиц и учреждений, ограничивая их права. По этой причине применение власти требует от работников прокуратуры крайне высокого уровня персональной ответственности за все свои действия и принимаемые решения.
Иные положения
Также отличительными особенностями профессиональной деятельности старших советников юстиции служат их особый статус, правовая самостоятельность и независимость от влияний, которые могут исходить от любых органов власти, а также от каких-либо должностных лиц. Вот на этом и базируется основной принцип независимости прокуратуры. Это означает, что никто не имеет права заставлять прокурора действовать наперекор своим внутренним убеждениям.
Профессиональная деятельность сотрудников прокуратуры обладает характерной особенностью, которая заключается в большом количестве всевозможных контактов с абсолютно разными людьми, с которыми по долгу службы советникам юстиции приходится вступать в противодействие или сотрудничество. В связи с этим можно выделить следующие варианты специфики деятельности старшего советника юстиции и других служащих прокуратуры:
Все перечисленные варианты деятельности представляют собой различные типы ситуаций, при которых происходит реализация коммуникативной деятельности прокуроров, осуществляемой в процессуальном либо непроцессуальном виде.
По своему психологическому содержанию деятельность советников юстиции представляется крайне конфликтной. Нередко сотрудникам прокуратуры приходится сталкиваться с открытым либо скрытым характером противодействия со стороны лиц, которые нарушили закон, а также со стороны тех, кто пытается уклониться от несения ответственности. На практике прокурорам приходится довольно часто сталкиваться с оказанием на них давления, чтобы повлиять на принимаемые решения.
Меры воздействия
В том случае, если ставки в таком противоборстве велики, в ход могут идти самые разнообразные меры воздействия на «неудобного» прокурора:
Вот почему деятельность прокурора отличается крайней степенью экстремальности, а также высокими психологическими и эмоциональными нагрузками.
Помимо этого, напряженность в работе связана с необходимостью проведения интенсивного анализа значительного объема сложных многообразных сведений, часто включающих дезинформацию. Все это происходит на фоне нехватки времени. Стоит сказать, что нервные и психические перегрузки часто могут усугубляться нерегулярной сменой темпа и условий труда. Происходит нарушение привычной ежедневной жизнедеятельности. Присутствует вынужденный отказ от регулярного отдыха. Нередко для работы предоставляется слабая материально-техническая оснащенность, заключающаяся в отсутствии необходимой оргтехники, а также средств связи и транспорта.
Обратные стороны профессии
Таким образом, основные признаки высших должностей сотрудников прокуратуры, свойственные службе в таких органах власти, представляют собой целый комплекс, который отличает эти должности от прочих видов государственной деятельности и в полной мере оправдывает присвоение столь высоких классных чинов. Все эти особенности дают основания поднять вопрос о выделении прокурорской работы в отдельный полноценный вид службы. Возможно, это будет рассмотрено в процессе последующего развития законодательства государственной деятельности в нашей стране.
Права служащего органов прокуратуры
Общие права сотрудников прокуратуры закреплены в Федеральном законе №2202-1. Следует отметить, что нижеприведенными правами обладают не только работники прокуратуры, но и государственные служащие (ФЗ №79).
Итак, в указанном государственном документе числятся следующие права:
Мы разобрались с понятием старшего советника юстиции. Кто это, круг его полномочий и возможность дальнейшего роста – все эти вопросы были нами затронуты.
от 1 февраля 2005 г. N 113
(в редакции Указа Президента
от 30 сентября 2013 г. N 744)
СООТНОШЕНИЯ КЛАССНЫХ ЧИНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ, ВОИНСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗВАНИЙ, КЛАССНЫХ
ЧИНОВ ЮСТИЦИИ, КЛАССНЫХ ЧИНОВ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ
Примечание. К воинскому званию пребывающего в запасе гражданина, имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова “юстиции” или “медицинской службы”.
Классный чин федеральной государственной гражданской службы
Классный чин юстиции
Классный чин прокурорского работника
Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса
генерал армии, адмирал флота, генерал-полковник, адмирал
генерал полиции Российской Федерации, генерал внутренней службы Российской Федерации, генерал юстиции Российской Федерации, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации, генерал полиции, генерал-полковник: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы
действительный государственный советник юстиции Российской Федерации, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса
действительный государственный советник юстиции, государственный советник юстиции 1 класса
(в ред. Указа Президента РФ от 27.09.2023 N 720)
(см. текст в предыдущей редакции)
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса
генерал-лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы
действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса
государственный советник юстиции 2 класса
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
генерал-майор: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы
действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса
государственный советник юстиции 3 класса
полковник, капитан 1 ранга
подполковник, капитан 2 ранга
подполковник: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы
майор, капитан 3 ранга
младший советник юстиции
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
капитан: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы
юрист 1 класса
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
старший лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы
юрист 2 класса
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
юрист 3 класса
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
младший лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
старший прапорщик, старший мичман
старший прапорщик: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
старшина, главный корабельный старшина, старший сержант, главный старшина
старшина, старший сержант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
сержант, старшина 1 статьи, младший сержант, старшина 2 статьи
сержант, младший сержант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
ефрейтор, старший матрос, рядовой, матрос
рядовой: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции
До утверждения собственных систем званий в Республике Беларусь существовали воинские звания и персональные звания таможенных органов, введенные в СССР (см.«Табель о рангах СССР»).
Положением о классах служащих государственного аппарата, утверждённым Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 13 апреля 1994 г. № 2940-XII «Об утверждении Положения о классах служащих государственного аппарата и установлении надбавок за выслугу лет», и Положением о порядке и условиях присвоения классов служащих государственного аппарата, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 13 февраля 1996 г. № 66 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения классов служащих государственного аппарата и размеров надбавок за классы служащих государственного аппарата», установлены классы служащих государственного аппарата:
Указом Президента Республики Беларусь от 27 октября 1997 г. № 545 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения классов служащих государственного аппарата и размеров надбавок за классы служащих государственного аппарата» установлен высший класс служащего государственного аппарата
Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» установлены классы государственных служащих:
Квалификационные классы судей
Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 4 декабря 1991 г. № 1285-XII «Об улучшении материального обеспечения судей и других работников Республики Беларусь», Положением об аттестации и квалификационных классах судей судов Республики Беларусь, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 1997 г. № 626 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности судов Республики Беларусь», и Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З установлены квалификационные классы судей:
Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 24 апреля 1992 г. № 1647-XII «О дипломатических рангах Республики Беларусь» и Положением о дипломатической службе Республики Беларусь, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 276 «О некоторых вопросах дипломатической службы Республики Беларусь», установлены дипломатические ранги:
Классные чины прокуратуры
Временным положением о классных чинах работников органов прокуратуры Республики Беларусь, утверждённым Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 21 января 1992 г. № 1439-XII «Об утверждении Временного положения о классных чинах работников органов прокуратуры Республики Беларусь», Положением о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь, утверждённым Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 27 октября 1993 г. № 2539-XII «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь и Положения о доплатах за выслугу лет прокурорским работникам Республики Беларусь, имеющим классные чины», и Положением о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь, утверждённым Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 25 июня 1996 г. № 396-XII «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь», установлены классные чины прокурорских работников:
Персональные звания таможенных органов
Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 23 ноября 1992 г. № 1956-XII «О персональных званиях должностных лиц государственных таможенных органов Республики Беларусь и о Положении о порядке их присвоения» установлены персональные звания должностных лиц государственных таможенных органов Республики Беларусь:
Высший начальствующий состав
Старший начальствующий состав
Младший начальствующий состав
Положением о порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 228 «О некоторых вопросах таможенных органов» установлены персональные звания должностных лиц таможенных органов:
Воинские звания установлены Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе».
Существуют два вида воинских званий — войсковые и корабельные (корабельные звания присваиваются военнослужащим речных подразделений Государственного пограничного комитета Белоруссии).
Перед воинским званием военнослужащего, проходящего военную службу в гвардейской воинской части, добавляется слово «гвардии». Воинское звание офицера, имеющего военно-учетную специальность и высшее юридическое или медицинское (фармацевтическое, ветеринарное) образование, дополняется соответственно словами «юстиции» или «медицинской службы». Воинское звание резервиста дополняется словом «резерва». Воинское звание гражданина, состоящего в запасе или находящегося в отставке, дополняется соответственно словами «запаса» или «в отставке».
Сержанты и старшины