СОНИН Н И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СХЕМЫ БИОЛОГИИ ПО СРАВНЕНИЮ С БИОЛОГИЕЙ

_________________________________________________                             Фамилия имя __________________________________

Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СТРОЕНИЕ

Науки об организме человека

Таблица № 2

Химический состав клетки

Таблица № 3

Таблица № 4

Строение и функции систем органов

Таблица № 5выбери правильный ответ

1. Какая ткань обеспечивает объединение функций всех частей организма?

2. Какая ткань составляет основу скелета?

3. Клетки, какой ткани образуют многочисленные отростки?

4. Какая ткань выстилает дыхательные пути?

5. Для какой ткани характерно свойство сократимости?

6. Клетки, какой ткани свободно перемещаются в межклеточном пространстве?

а) эпителиальная;                                                          в) соединительная;

б) мышечная;                                                                 г) нервная

Таблица № 6 (подбери функции, которые выполняют эти системы)

Органы, системы органов

I. Опоры и движения

1. Обеспечение поступление в организм кислорода.

2. Доставляет кислород к клеткам тела.

3. Осуществляет механическую обработку пищи.

5. Удаляет жидкие продукты обмена

6. Регулирует и согласовывает деятельность всех систем организма.

7. Переносит углекислый газ к легким.

8. Осуществляет расщепление органических веществ пищи на более простые.

9. Устанавливает связь организма и среды.

10. Обеспечивает удаление из организма углекислого газа

КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ

I. Плазма                                                                1. Белые кровяные клетки

II. Эритроциты                                                      2. Кровяные пластинки

III. Лейкоциты                                                       3. Жидкая часть крови

IV. Тромбоциты                                                    4. Красные кровяные клетки

(выбери правильный ответ)

1. Самые мелкие кровеносные сосуды

2. Выносят кровь из сердца

3. Стенки тонкие и мягкие

4. Сосуды с плотными упругими стенками

5. Видны на запястье

6. Несут кровь к сердцу

7. Несет кровь кислородом

8. Стенки состоят из одного слоя клеток

Первая помощь при кровотечениях

Таблица № 6выбери правильный ответ)

1. Артериальное кровотечение трудно остановить, так как в артериях:

А—низкое давление и маленькая скорость крови;

Б—высокое давление и высокая скорость крови;

В—высокое давление и маленькая скорость крови.

2. У пострадавшего наблюдается кровотечение: темно-красная кровь вытекает из раны равномерной, непрерывной струей. Кровь вытекает медленно и в большом количестве.

Назовите вид кровотечения:

3. У пострадавшего наблюдается кровотечение: вся раневая поверхность кровоточит, как губка. Кровотечение прекратилось после того, как поврежденную поверхность смазали йодом и наложили марлевую повязку.

Человеческие    расы

СИСТЕМА ОПОРЫ И ДВИЖЕНИЯ

(выбери правильные утверждения–графический диктант)

1. К грудине прикрепляются десять пар ребер.

2. Голень входит в состав скелета верхней конечности.

3. Все кости лицевого отдела черепа соединяются неподвижно.

4. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков.

5. Череп, грудная клетка, таз служат защитой внутренних органов.

6. Пясть, предплюсна, плюсна входят в состав стопы.

7. Кости мозгового отдела черепа-все парные.

8. Сустав это подвижное соединение костей.

Меры первой помощи при повреждении скелета

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИ УПРАЖЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПОРЫ И ДВИЖЕНИЯ

Что такое осанка?

По каким признакам можно судить о неправильной осанке?

1. Опущенная голова                                          5. Сгорбленная спина

2. Грустное выражение лица                             6. Согнутые ноги

3. Шаркающая походка.                                     7. Сведенные плечи

4. Висящее мешком пальто.

На день рождения подруги школьница 16-лет Л.пошла в новых туфлях на высоких, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать. Но через некоторое время, из-за боли в ногах, Л пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки.

. Что стало причиной боли в ногах?

1. Дальнее расстояние, котонное пришлось преодолеть Л до дома подруги.

2. Туфли на высоких каблуках.

. Может ли обувь на высоких каблуках отразиться на состояние здоровья человека?

1. Несущественно (только усталость и боль в ногах)

2. Может ухудшить походку и осанку.

3. Может отрицательно сказаться (на костно-мышечной системе; на работе внутренних органов; на работе всех органов и систем организма)

. Что поможет сохранить правильную осанку?

1. Правильно подобранная обувь.

2. Тренировка хождения на высоких каблуках.

3. Ношение обуви без каблуков.

4. Тренировка хождения на дальние расстояния

Таблица № 1 (подбери признаки к органам дыхания)

Органы дыхательной системы

1. Не пропускает пищу в гортань

2. Не дает сужаться трахее.

3. Очищает воздух от пыли, согревает его и увлажняет.

4. Выстилает наружную поверхность легких.

5. Внутри содержит голосовые связки.

6. Место газообмена между легкими и кровью

7. Самая длинная часть воздухоносного пути

сокращение дыхательных мышц

увеличение объема грудной полости

уменьшение давления в грудной полости и легких

засасывание атмосферного воздуха через воздухоносные пути

опускание ребер и расслабление диафрагмы

уменьшение объема грудной полости

увеличение давления в легких

выталкивание части воздуха наружу

Опорные схемы по биологии, Сонин Н. И.

Пособие содержит все разделы курса «Биология. Живой организм» в объеме требований школьной программы. Материал представлен в виде схем, таблиц, тематических блоков. К каждому уроку даны вопросы и задания. Для проверки знаний учащихся в конце пособия приведены тесты и диктанты. Такое разнообразие методических приемов поможет учителю более интересно организовать уроки биологии и добиться лучшего усвоения материала. Это пособие может быть использовано учителем в работе с любой программой по биологии.

От автора. Опорные схемы — схематичное выражение теоретического материала изучаемой темы. Все блоки схем логически связаны и позволяют быстро и грамотно выйти на выводы урока. Материал в схемах, как правило, дается в большем объеме. Учитель в зависимости от уровня подготовки учеников, выбранной программы может сократить его, использовать только те блоки, которые считает необходимыми. Все опорные схемы построены в едином ключе и соответствуют структуре учебника.

Содержание. От автора.1. Мир живых организмов. Уровни организации живой природы.2. Ч. Дарвин и происхождение видов.3. Многообразие организмов и их классификация.4. Общая характеристика прокариот.5. Особенности прокариот, их роль в природе и жизни человека.6. Особенности организации архебактерий и оксифотобактерий, их роль в природе и жизни человека.7. Царство Грибы. Особенности организации грибов и их роль в природе и жизни человека.8. Многообразие грибов.9. Отдел Базидиомикота. Шляпочные грибы.10. Лишайники.11. Царство Растения.12. Водоросли.13. Размножение и развитие водорослей.14. Зеленые и красные водоросли.15. Бурые водоросли.16. Высшие растения.17. Отдел Моховидные.18. Отдел Плауновидные.19. Отдел Хвощевидные.20. Отдел Папоротниковидные.21. Многообразие папоротников, их роль в природе и жизни человека.22. Отдел Голосеменные растения.23. Многообразие голосеменных, их роль в природе и жизни человека.24. Отдел Покрытосеменные растения. Вегетативные органы.25. Отдел Покрытосеменные растения. Генеративные органы.26. Размножение покрытосеменных растений.27. Класс Двудольные. Семейство Розоцветные.28. Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные и Пасленовые.29. Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.30. Царство Животные.31. Подцарство Одноклеточные (Простейшие).32. Многообразие одноклеточных, их значение.33. Особенности организации многоклеточных. Тип Губки.34. Тип Кишечнополостные.35. Класс Гидроидные.36. Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека.37. Тип Плоские черви.38. Паразитические плоские черви.39. Тип Круглые черви.40. Тип Кольчатые черви.41. Многообразие кольчатых червей.42. Сравнительная характеристика червей.43. Тип Моллюски.44. Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека.45. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.46. Многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека.47. Класс Паукообразные.48. Многообразие паукообразных, их роль в природе и жизни человека.49. Класс Насекомые.50. Развитие насекомых.51. Многообразие насекомых.52. Значение насекомых в природе и жизни человека.53. Тип Иглокожие.54. Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные.55. Надкласс Рыбы.56. Многообразие рыб, их роль в природе и жизни человека.57. Класс Земноводные.58. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и значение.59. Класс Пресмыкающиеся.60. Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека.61. Класс Птицы.62. Особенности организации птиц, связанные с полетом.63. Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека.64. Класс Млекопитающие.65. Многообразие млекопитающих, их роль в природе и жизни человека.66. Плацентарные млекопитающие.67. Вирусы.68. Бактериофаги.

Дата публикации: 19.09.2022 05:43 UTC

Сонин :: схемы по биологии :: биология

Следующие учебники и книги:

Опорные схемы-конспекты к уроку

Скачать

Тема: обмен веществ и энергии у животных

Опорный конспект «Вирусы»

Тема: химический состав клетки

Тема: организм растения – единое целое

Тема: целостность живого организма

Тема: обмен веществ и энергии у растений

Предлагаемые опорные схемы разработаны для шестиклассников, изучающих биологию по учебнику Н. И. Сонина «Живой организм». В этих схемах в сжатой форме дается основное содержание параграфа и вспомогательный, дополнительный, материал, рассчитанный на разный уровень подготовки учащихся. Некоторые блоки в схемах можно пропустить, поставить знаки вопроса и заполнять их в ходе обсуждения на уроке. Легче запомнить схему, таблицу, график, чем в полном объеме параграф учебника. Подобные опорные схемы-конспекты – один из моих приемов работы. Они экономят время при подготовке к уроку и для многих учителей могут стать консультативным материалом.

Тема: Основные признаки живых организмов

Уроки 3 и 4

Тема: Строение растительной клетки

Уроки 5 и 6

Тема: Строение животной клетки

Предварительный просмотр

Биология, Человек, 8 класс, Сонин Н. И., Сапин М. Р., 2016.

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. Учебник адресован учащимся 8 класса и входит в учебно-методический комплекс «Сфера жизни», построенный но концентрическому принципу. Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, дополнительные сведения и любопытные факты, а также возможность параллельной работы с электронным приложением способствуют аффективному усвоению учебного материала.

Опорные схемы по биологии, Сонин Н.

Биология, 9 класс, Зикиряев А., Тохтаев А., Азимов И., Сонин Н., 2019.

Учебник биологии для 9 класса на кыргызском языке.

Биология – наука о жизни, происходящая от двух греческих слов: «биос» – жизнь, «логос» – изучение. Термин биология был введен в 1802 году французским учёным Ж. Б. Ламарк и немецкий учёный Г. Р. Введен в науку Тревираном. Биология – наука о жизни, ее видах, строении и законах развития. Объектом исследования биологии являются вирусы, микроорганизмы, грибы, растения, животные, люди, их органы, ткани, клеточный состав, процессы в клетках и индивидуальное и историческое развитие организма, сообщества, их взаимоотношения с неорганической природой.

Биология, Основы цитологии и генетики, 9 класс, Зикирёев А., Тухтаев А., Азимов И. , Сонин Н. , 2019

Биология, Основы цитологии и генетики, 9 класс, Зикирёев А., Тухтаев А., Азимов И., Сонин Н., 2019.

Учебник биологии для 9 класса на таджикском языке.

Фрагмент из книги: Биология – наука о жизни, слово аз взято из греческого языка и означает «биос» – жизнь и «логос» – учение. Термин биология был введен в 1802 году французским учёным Ж. Б. Ламарк и немецкий учёный Г. Р. Тревираниус включен в веер. Биология – наука о жизни, ее законах формы, строения и развития. Объектом изучения биологии являются вирусы, микроорганизмы, грибы, растения, животные, люди, входящие в их состав органы, ткани и клетки, процессы, происходящие в клетках, а также индивидуальное и историческое развитие организмов, сообществ и их взаимоотношения в природе.

Естествознание, 5 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений, Плешаков А. , Сонин Н. , 2002

Естествознание, 5 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений, Плешаков А. А., Сонин Н. И., 2002г.

Учебник на татарском языке. Утверждено Министерством образования Российской Федерации.

Биология, Общие законы, 9 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений, Мамонтов С. , Захаров В. , Сонин Н. , 2003

Биология, Общие законы, 9 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений, Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И., 2003г.

Учебник на татарском языке. Биология – это естественная наука. Его название происходит от двух греческих слов: «биос» — тополь, жизнь; «логос» — это учение, мысль. Эта наука изучает живые организмы – бактерии, грибы, растения и животные. В 6 классе вы познакомились с этой интересной наукой через учебник «Земной организм», в 7 классе вы узнали о разнообразии живых организмов на нашей планете, в 8 классе вы изучили строение вчерашнего организма. Знания, которые вы получаете на этих занятиях, являются основой для изучения общей биологии.

Естествознание, 7 класс, Плешаков А. , Сонин Н. , 2008

Естествознание, 7 класс, Плешаков А. А., Сонин Н. И., 2008г.

Учебник на татарском языке. Данный учебник, представленный Министерством образования и науки Российской Федерации, включен в федеральный перечень учебников и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования в области естественных наук. Учебник адресован учащимся 5 классов общеобразовательных учреждений и Н. Я. Входит в учебно-методический комплект Сонина. Современный формат, множество различных вопросов, дополнительная информация и возможность параллельной работы с электронными публикациями помогут эффективно усвоить учебный материал.

Естественные науки, 5 класс, Учебник, Плешаков А. , Сонин Н. , 2007

Естественные науки, 5 класс, Учебник, Плешаков А. А., Сонин Н. И., 2007г.

Данный учебник, представленный Министерством образования и науки Российской Федерации, включен в федеральный перечень учебников и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по естественным наукам. Учебник адресован учащимся 5 классов общеобразовательных учреждений и Н. Я. Входит в учебно-методический комплект Сонина. Современный формат, множество различных вопросов, дополнительная информация и возможность параллельной работы с электронным изданием помогут эффективно усвоить учебный материал.

Показана страница 2 из 8