СК 228 03 ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 1 ОКТЯБРЯ 2021 Г N СК 403

Письмо Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 6 августа 2021 г. N СК-228/03/01-169/08-01

Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки была создана межведомственная рабочая группа по рассмотрению вопроса оптимизации количества проводимых в общеобразовательных организациях проверочных и иных диагностических работ, в состав которой вошли представители Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Комитета Государственной Думы по образованию и науке, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и научного сообщества (далее – рабочая группа).

По итогам проведенной работы подготовлены рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году.

Направляем указанные рекомендации для использования в работе с муниципальными органами управления образованием и общеобразовательными организациями.

Приложение: на 5 л.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Открыть документ

Получить бесплатный доступ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст письма опубликован в журнале “Вестник образования России”, сентябрь 2021 г., N 17, в журнале “Администратор образования”, сентябрь 2021 г., N 18, в Бюллетене “Официальные документы в образовании”, сентябрь 2021 г., N 28, в журнале “Вестник образования России”, декабрь 2021 г., N 24

В связи с многочисленными обращениями участников образовательных отношений по вопросам ведения журналов успеваемости и выставления отметок по результатам проведения промежуточной аттестации в форме всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) Минпросвещения России информирует.

Согласно пункту 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536, ведение учителями журнала и дневников обучающихся осуществляется в электронной (либо в бумажной) форме.

Одновременное ведение (дублирование) журнала успеваемости в электронном и бумажном виде не допускается.

Дополнительно Минпросвещения России сообщает, что ведение журнала успеваемости входит в перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, предоставляемых в электронной форме, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N 729-р.

Содержание и структура ВПР определяются на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень на соответствующий учебный год.

ВПР рекомендуется использовать как форму промежуточной аттестации в качестве итоговых контрольных работ.

Образовательной организации при проведении промежуточной аттестации обучающихся необходимо избегать дублирования оценочных процедур (контрольных работ) в классах по тем учебным предметам, по которым проводится ВПР.

Соответствующие рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/22 учебном году направлены совместным письмом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 6 августа 2021 г. N СК-228/03/01.16/08-01 в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

На основании пункта 10 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относятся к компетенции образовательной организации.

Таким образом, проверка работ, выполненных обучающимися, при проведении ВПР осуществляется образовательной организацией самостоятельно.

При направлении сведений о результатах ВПР для каждого обучающегося по каждому заданию указывается балл, выставленный за выполнение данным обучающимся этого задания.

В случае если какие-либо задания не могли быть выполнены по причинам, связанным с существенными отличиями образовательной программы образовательной организации, в форме сбора результатов ВПР предусмотрена возможность выставления значения “Тема не пройдена”.

Минпросвещения России просит взять на контроль доведение указанной информации до сведения органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования, а также руководителей общеобразовательных организаций.

Обзор документа

Журналы успеваемости и дневники обучающихся ведутся учителями в электронной либо в бумажной форме. Не допускается одновременное ведение (дублирование) журнала в электронном и бумажном виде.

Относительно ВПР указано, что их рекомендуется использовать как форму промежуточной аттестации в качестве итоговых контрольных работ. В рамках такой аттестации необходимо избегать дублирования контрольных работ в классах по тем учебным предметам, по которым проводится ВПР. Школа проверяет работы самостоятельно.

При направлении сведений о результатах ВПР для каждого обучающегося по каждому заданию указывается балл, выставленный за выполнение этого задания. Если какие-либо задания не могли быть выполнены по причинам, связанным с существенными отличиями образовательной программы, то можно выставить значение “Тема не пройдена”.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Дата публикации 17 февраля 2022

Владелец Игорь Анатольевич Ерко

Число скачиваний: 384

Приложениек письму Минпросвещения Россииот 6.08.2021 г. N СК-228/03письму Рособрнадзораот 06.08.2021 г. N 01-169/08-01

1.1. Понятие оценочных процедур

В настоящих рекомендациях рассматриваются контрольные, проверочные и диагностические работы, которые выполняются всеми обучающимися в классе одновременно и длительность которых составляет не менее тридцати минут. Все перечисленные виды работ называются оценочными процедурами.

Под контрольной или проверочной работой в данных рекомендациях понимается форма текущего контроля успеваемости или промежуточной аттестации обучающихся, реализуемая в рамках образовательного процесса в общеобразовательной организации и нацеленная на оценку достижения каждым обучающимся и/или группой обучающихся (классом, всеми классами образовательной организации, всеми образовательными организациями муниципалитета или субъекта Российской Федерации и т.д.) требований к предметным и/или метапредметным результатам обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ФГОС) при освоении образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.

Под диагностической работой в данных рекомендациях понимается форма оценки или мониторинга результатов обучения, реализуемая в рамках учебного процесса в общеобразовательной организации и нацеленная на выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся, включая достижение каждым обучающимся и/или группой обучающихся (классом, всеми классами образовательной организации, всеми образовательными организациями муниципалитета или субъекта Российской Федерации и т.д.) требований к предметным и/или метапредметным, и/или личностным результатам обучения в соответствии с ФГОС, а также факторы, обусловливающие выявленные результаты обучения.

1.2. Уровни оценочных процедур

В настоящее время в Российской Федерации сложилась практика организации и проведения оценочных процедур трех уровней.

Федеральные оценочные процедуры

Согласно части 3 статьи 97 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ) мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках оценки качества образования, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Организация мониторинга системы образования осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (часть 4 статьи 97 Федерального закона N 273-ФЗ).

Результаты национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результаты участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях относятся к Перечню обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 “Об осуществлении мониторинга системы образования” (далее – Постановление).

Согласно пункту 5 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных Постановлением, Рособрнадзор осуществляет сбор и обработку результатов, а также организацию проведения национальных и международных исследований качества образования, иных аналогичных оценочных мероприятий.

Мониторинг вышеуказанных данных осуществляется в соответствии с Показателями мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях, утвержденными приказом Рособрнадзора, Минпросвещения России, Минобрнауки России от 18.12.2019 N 1684/694/1377 (далее – Приказ).

В соответствии с методикой расчета показателя, утвержденной Приказом, расчет показателя “Доли обучающихся образовательных организаций, достигших минимального уровня подготовки” осуществляется на основании результатов всероссийских проверочных работ (далее – ВПР).

Согласно пункту 10 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286, и пункту 9 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287, требования к предметным результатам формулируются с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований).

Таким образом, на основании вышеуказанных норм Рособрнадзор осуществляет мониторинг системы образования путем проведения на регулярной основе всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования (диагностические работы), а также обеспечивает участие образовательных организаций Российской Федерации в международных сравнительных исследованиях качества образования (диагностические работы).

Результаты проводимых на федеральном уровне оценочных процедур могут быть использованы для анализа и организации учебно-методической работы на региональном и муниципальном уровнях, на уровне образовательной организации.

Региональные оценочные процедуры

Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, среди которых:

разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;

обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в большинстве субъектов Российской Федерации принята практика проведения оценочных процедур регионального уровня.

Оценочные процедуры, проводимые общеобразовательной организацией

В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации.

Формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяется локальными нормативными актами образовательной организации (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ)

В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 N 115, освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность, порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно.

2. Рекомендации по упорядочиванию оценочных процедур

При планировании оценочных процедур на региональном уровне и на уровне образовательной организации необходимо учитывать наличие информации, получаемой в ходе федеральных оценочных процедур, и избегать дублирования по содержанию различных оценочных процедур.

2.1. В целях упорядочивания системы оценочных процедур, проводимых в общеобразовательной организации (далее – ОО), рекомендуется:

а) проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году;

б) не проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании;

в) не проводить для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день;

г) исключить ситуации замещения полноценного учебного процесса в соответствии с образовательной программой многократным выполнением однотипных заданий конкретной оценочной процедуры, проведения “предварительных” контрольных или проверочных работ непосредственно перед планируемой датой проведения оценочной процедуры;

д) при проведении оценочной процедуры учитывать необходимость реализации в рамках учебного процесса таких этапов, как проверка работ обучающихся, формирование массива результатов оценочной процедуры, анализ результатов учителем, разбор ошибок, допущенных обучающимися при выполнении работы, отработка выявленных проблем, при необходимости – повторение и закрепление материала;

е) не использовать для проведения оценочных процедур копии листов с заданиями, полученные в результате ксерографии (возможно использование материалов, распечатанных на принтере с высоким разрешением, типографских бланков, учебников, записей на доске и т.п.).

Эффективным способом планирования работы, позволяющим минимизировать нагрузку обучающихся, является составление единого для ОО графика проведения оценочных процедур (далее – график) с учетом учебных периодов, принятых в ОО (четверть, триместр и т.д.), а также перечня учебных предметов.

2.2. В целях обеспечения открытости и доступности информации о системе образования ОО рекомендуется:

а) сформировать единый для ОО график на учебный год либо на ближайшее полугодие с учетом оценочных процедур, запланированных в рамках учебного процесса в ОО, и оценочных процедур федерального и регионального уровней, документы о проведении которых опубликованы на момент начала учебного года либо на момент начала полугодия (график может быть утвержден как отдельным документом, так и в рамках имеющихся локальных нормативных актов ОО, устанавливающих формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся);

б) разместить сформированный график не позднее чем через 2 недели после начала учебного года либо после начала полугодия, на которое формируется график, на сайте ОО на главной странице подраздела “Документы” раздела “Сведения об образовательной организации” в виде электронного документа.

График может быть скорректирован при наличии изменений учебного плана, вызванных:

участием ОО в проведении национальных или международных исследованиях качества образования в соответствии с Приказом в случае, если такое участие согласовано после публикации ОО графика;

другими значимыми причинами.

При участии ОО в проведении национальных или международных исследованиях качества образования в соответствии с Приказом график корректируется с сохранением условий, указанных в подпунктах “б-е” пункта 2.1 настоящих рекомендаций.

В случае корректировки графика его актуальная версия размещается на сайте ОО.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N СК-228/03

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ N 01-169/08-01

ПИСЬМО от 6 августа 2021 года

Министр просвещения Российской Федерации С. С. КРАВЦОВ

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А. А. МУЗАЕВ

Согласно части 3 статьи 97 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ) мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках оценки качества образования, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Организация мониторинга системы образования осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (часть 4 статьи 97 Федерального закона N 273-ФЗ).

Результаты национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результаты участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях относятся к Перечню обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 “Об осуществлении мониторинга системы образования” (далее – Постановление).

Мониторинг вышеуказанных данных осуществляется в соответствии с Показателями мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях, утвержденными приказом Рособрнадзора, Минпросвещения России, Минобрнауки России от 18.12.2019 N 1684/694/1377 (далее – Приказ).

Согласно пункту 10 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286, и пункту 9 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287, требования к предметным результатам формулируются с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований).

Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, среди которых:

В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации.

Формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяется локальными нормативными актами образовательной организации (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ)

В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 N 115, освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность, порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно.

участием ОО в проведении национальных или международных исследований качества образования в соответствии с Приказом в случае, если такое участие согласовано после публикации ОО графика;

При участии ОО в проведении национальных или международных исследований качества образования в соответствии с Приказом график корректируется с сохранением условий, указанных в подпунктах “б – е” пункта 2.1 настоящих рекомендаций.