Каждый ученик волнуется перед сдачей экзамена: ту ли ручку взял, можно ли брать линейку и т.д. Представьте, как себя чувствуют те, кому нужны особые условия – люди с ограниченными возможностями. В их головах еще больше страхов и вопросов.
На нашем телеграм-канале и в группе много полезной информации и акций. А тут мы расскажем, к чему готовиться детям-инвалидам при сдаче единого государственного экзамена, какие трудности могут их ожидать и к чему можно быть готовым.
Экзамен для людей с проблемами зрения
Чтобы проверить знания у таких учеников, задействуют задания рельефно-точечным тактильным шрифтом Брайля. Если ученик недавно лишился зрения, ему предлагают использовать компьютер с синтезатором речи и допосвещение специальными светодиодными лампами.
Еще до экзамена ученик должен связаться с организаторами и предупредить, как ему будет удобнее работать: с проекторами и специальным освещением, с компьютерами или специальным шрифтом, нужна ли ему лупа.
К таким детям на экзамен приставляют ассистента, который будет помогать в решении любых вопросов по заполнению бланков.
При вынесении решения о сдаче экзамена создают тифлокомиссию, все члены которой владеют шрифтом Брайля. Процесс проходит под четким наблюдением ФИПИ и Рособрнадзора для максимального удобства детей.
Организация создания условий и специальных условий для участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и детей-инвалидов
Организация создания условий и специальных условий для участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и детей – инвалидов осуществляется в соответствии с Порядком проведения ГИА-9, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.04.2023 № 232/551
Документы, подтверждающие право на создание условий и специальных условий.
Схема по обеспечению проведения ГИА-9 и итогового собеседования по русскому языку для участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
Схема по обеспечению проведения государственной итоговой аттестации для участников ГИА-9 на дому или на базе медицинской организации.
Порядок внесения сведений о специальных условиях при проведении ГИА-9, итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах в автоматизированной информационной системе «Регистрация на ГИА» (за исключением организации ППЭ на дому или на базе медицинской организации) .
Порядок внесения сведений об ассистентах при проведении ГИА в автоматизированную информационную систему «Регистрация на ГИА».
Образцы оформления информационных писем от образовательных организаций.
Особенности проведения ОГЭ в ППЭ на дому, на базе медицинских организаций, в учреждениях УФСИН, в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.
Организационная схема совмещения обязанностей организаторов при проведении ГИА на дому и на базе медицинской организации.
Организация создания условий и специальных условий для участников ГИА-11 с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и детей-инвалидов
Организация создания условий и специальных условий для участников ГИА-11 с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и детей – инвалидов осуществляется в соответствии с Порядком проведения ГИА-11, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.04.2023 № 233/552
Схема по обеспечению проведения ГИА-11 и итогового сочинения (изложения) для участников ГИА-11 с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
Схема по обеспечению проведения государственной итоговой аттестации для участников ГИА-11 на дому или на базе медицинской организации
Порядок внесения сведений о специальных условиях при проведении ГИА-11 в автоматизированной информационной системе «Регистрация на ГИА» (за исключением организации ППЭ на дому или на базе медицинской организации)
Схема по обеспечению проведения ЕГЭ и (или) итогового сочинения для выпускников прошлых лет, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и иностранных образовательных организаций с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
Схема по обеспечению проведения ЕГЭ и (или) итогового сочинения для выпускников прошлых лет, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и иностранных образовательных организаций на дому или на базе медицинской организации
5 мая мы отмечаем Международный день борьбы за права инвалидов. Одно из прав каждого человека — право на образование. Дети-инвалиды, ученики с ограниченными возможностями здоровья в последние годы все чаще выбирают аттестацию ЕГЭ вместо государственного выпускного экзамена. В 2019 году таких выпускников планируется более семи тысяч. Какие условия предоставляются при сдаче единого государственного экзамена таким ученикам?
Какие есть варианты аттестации?
Какие варианты сдавать аттестацию есть у учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)? В отличие от обычных выпускников, дети с особенностями здоровья могут выбрать государственные выпускные экзамены, отказавшись от ЕГЭ. В чем особенности?
Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) знаком всем взрослым: подготовка и сдача проводятся по билетам с вопросами, а не в формате тестов. Как считают многие специалисты, подобная методика проверки знаний больше подходит для тревожных детей, опасающихся не справиться с тестами. Он предполагает частичный диалог с экзаменатором и в итоге оказывается более комфортным. Есть кому поддержать, задать наводящие вопросы, дать паузу, чтобы собраться с мыслями. Во время ЕГЭ ученик сдает экзамен без возможности общения.
Минус ГВЭ один, но весьма значительный: поступить в вуз с его отметками не удастся, придется сдавать вступительные экзамены. А это дополнительный стресс. Так что те, кто хочет стать студентом, чаще выбирают формат ЕГЭ.
Общие особенности ЕГЭ для детей с инвалидностью
При инвалидности любого типа длительность ЕГЭ увеличивается на 1 час 30 минут. Вне зависимости от заболевания и особенностей экзамен будет продлен. Более того, при аттестации знаний иностранного языка добавляется еще полчаса на раздел «Говорение».
Есть дополнительные организационные особенности: участники ЕГЭ с инвалидностью получают перерывы, если заболевание требует лечебных/профилактических мероприятий в течение времени экзамена, и для них предусмотрена организация питания.
Сдавать ЕГЭ можно в школе. Но если такой вариант для выпускника не подходит, то для проведения аттестации организуют специальные пункты проведения экзамена. Так, в прошлом году таких пунктов было более 5500, часть — в лечебных учреждениях, часть на дому, в том числе и за рубежом. Примечательно, что с 2016 года до 2018 количество ППЭ на дому увеличилось в два раза, со 150 до 300.
Что нужно, чтобы сдавать ЕГЭ с инвалидностью?
Во-первых, необходима справка о наличии инвалидности или заключение ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Во-вторых, нужно заявление от учащегося или его родителей. Все остальное — дело образовательного учреждения. Все экзаменационные материалы являются стандартными по наполнению, то есть ребёнок будет сдавать тот же ЕГЭ, что и здоровые сверстники.
Если особенности здоровья выпускника не требуют дополнительных условий в процессе экзамена, нет особенностей зрения, слуха, передвижения, требующих специальных материалов и оборудования, то заявление можно не писать. В таком случае ЕГЭ проходит на общих основаниях без добавленного времени. Уверенные в своих силах ученики, не желающие информировать одноклассников об инвалидности, могут проходить аттестацию вместе со всеми. Разумеется, если особенности здоровья позволяют.
Специальные условия в зависимости от заболевания
Общие условия (дополнительное время, перерывы) организуют для всех выпускников с ОВЗ. А дальше характер заболевания диктует дополнительные требования.
Если выпускник слабослышащий, то должна быть специальная аудитория, оборудованная аппаратурой для усиления звука. Если же потеря слуха выраженная (глухота), то часть экзаменов, требующая слухового восприятия, проводится с участием сурдопереводчика.
На данный момент остро стоит вопрос о сдаче ЕГЭ старшеклассниками, которые потеряли слух недавно и еще не овладели языком знаков. Если при ослабленном зрении уже разработаны методики, позволяющие ученикам сдавать ЕГЭ, не зная шрифта Брайля, то ограничение по слуху создает проблемы.
Таким инвалидам должна обеспечиваться возможность доступа ко всем необходимым помещениям: пандусы, поручни, расширенные дверные проемы и лифты, если помещения выше первого этажа. Отсутствие препятствий на пути в аудиторию, туалет, помещение для приема пищи, проведения лечебных/профилактических процедур — основное условие, которое должен обеспечить пункт проведения экзамена.
Для выпускников с такими особенностями здоровья на сегодняшний день проработан максимум вариантов, позволяющих сдавать ЕГЭ в подходящих условиях. Слабовидящим детям предоставляют на выбор материалы с увеличенным шрифтом (КИМ, масштабированный контрольно-измерительный материал) или обычный, дополненный электронно-увеличительной лупой. Такие методы отработаны в крупных городах и, согласно решению Рособрнадзора, должны быть доступны в любом пункте проведения экзамена.
Полностью незрячие дети пользуются материалами на основе рельефно-точечного шрифта Брайля. С прошлого года Рособрнадзор выпускает также подготовительные материалы для старшеклассников, напечатанные шрифтом Брайля. Заполняют бланки на экзамене таким же методом, а перевод ответов в графический вид производит тифлокомиссия, специалисты, владеющие обоими методами письма.
В случае, если потеря зрения произошла недавно и выпускник не владеет данным методом чтения, необходимо запрашивать компьютер, оснащенный синтезатором речи.
Аудитории, где проводится аттестация, иметь особенности освещения: современные светодиодные лампы, в оптимальном варианте — с возможностью изменения яркости.
На экзамене обязательно присутствует ассистент, помогающий заполнять бланки.
ЕГЭ с неврологическими и психическими заболеваниями
Хотя глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов заверяет, что на местах проводятся все возможные мероприятия для повышения комфорта детей с ограниченными возможностями во время ЕГЭ, некоторые аспекты все еще критикуют. И это неудивительно: ЕГЭ в нашей стране все еще достаточно новое явление, а возможность сдавать его для детей-инвалидов — еще более новый этап.
Больше всего критики — со стороны родителей детей с неврологическими и психическими отклонениями развития. К примеру, ребёнок с сохранным интеллектом, находящийся в аутическом спектре, может прекрасно написать требуемое изложение. Но не от руки, а на компьютере. Такой возможности пока не предоставляется.
Невербальные выпускники также должны иметь возможность сдавать ЕГЭ в исключительно письменном виде, как показывает практика, в современном мире можно стать профессионалом высокого класса, ограничиваясь письменной или синтезированной речью. Восприятие информации на слух у многих детей (в том числе и нейротипичных) может быть значительно хуже, чем зрительный канал получения информации. В итоге получается, что формат аттестации ЕГЭ не может выявить действительные знания и итоговый уровень подготовки выпускника, так как он одинаков для всех. Возможный выход — в большей вариабельности контрольно-измерительных материалов.
Есть, конечно, и плюсы. По решению ПМПК на экзамене ребёнка может сопровождать ассистент или личный тьютор, который будет помогать справляться с бытовыми вопросами. Сама аттестация проводится в менее стрессовой ситуации, что позволяет выпускнику лучше раскрывать свой потенциал и получать более высокие баллы, чем в стандартном формате ЕГЭ.
Хотя единый государственный экзамен и получает немало критики со всех сторон, но в то же время уже появляются новые возможности для детей с особенностями, благодаря которым они могут проходить аттестацию и получать шанс на дальнейшее образование в вузах.
ЕГЭ или ГВЭ?
ОГЭ и ЕГЭ для детей-инвалидов проводят на общих основаниях (как и всегда), но с особыми условиями.
Дети-инвалиды могут выбирать, что им сдавать: Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) или единый государственный экзамен (ЕГЭ). Различие заключается в том, что первый экзамен проходит не в виде теста, а в виде ответа на билет или устно.
Специалисты уверены, что такая форма сдачи будет более комфортна людям с повышенным уровнем тревожности.
Но есть и минус сдачи такого экзамена: результаты ГВЭ не учитываются при поступлении в вуз. Так что всем желающим абитуриентам придется сдавать отдельно вступительные экзамены.
Если всех участников экзамена обязательно проверяют на металлоискателе, то ребенка с ОВЗ в зависимости от диагноза от этой процедуры могут освободить. Например, если у него с собой кардиостимулятор, слуховой аппарат, медицинский прибор или препараты для экстренной медицинской помощи и т.д.
Особые условия и льготы
Ученикам с ОВЗ положены особые льготы при сдаче ЕГЭ.
Первая и основная – им положено больше времени для сдачи на любых письменных заданиях. Детям-инвалидам добавляют 1,5 часа. На устных экзаменах по желанию учащегося могут добавить 30 минут.
Вторая льгота – организация дополнительного питания и перерывы. Это сделано для того, чтобы во время перерывов можно было провести необходимые профилактические или лечебные мероприятия.
Чтобы ученик мог воспользоваться положенными условиями и льготами, он должен предъявить соответствующий документ, подтверждающий его право на особые льготы и условия. Справки об инвалидности или копии будет достаточно.
Остальные льготы и особые условия будут зависеть от типа характера заболевания:
Все эти положения регулируются законодательно на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Минобрнауки России «об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и Методических рекомендаций по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
Если по состоянию здоровья ребенку нельзя покидать дом или больницу и он находится там на длительном лечении, комиссия должна организовать сдачу теста/экзамена в больнице или дома
Если ученик подает аппеляцию, то при рассмотрении дела глухого или слабослышащего ученика привлекают сурдопереводчика, а для слепого – тифлопереводчика.
Подавать апелляцию в этом случае должен не только сам ученик, но и его законный представитель (родители, опекуны, представители социальных служб).
Экзамен для аутистов
Создать особые условия для этой категории экзаменующихся помогают психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Часто для сдачи экзамена детям с ОВЗ дополнительно предлагают ассистента, компьютер и планшет для набора текста
Самое важное – суметь добиться тьютора для аутиста – это ассистент, который будет всячески помогать и общаться с окружающим вместо аутиста, оказывать бытовое содействие, но при этом не будет вмешиваться в экзаменационный процесс.
Задача тьюттора – минимизировать у человека с синдромом аутизма стресс из-за экзамена и убедиться, что тот правильно воспринят материал, определился с целями и решил предложенные задания.
Цель ассистента/тьютора – оказать помощь в следующих действиях:
Задача комиссии – выявить, с в какой области у ребенка проблемы с ОВЗ. Если у него нарушена функция письма, то он не выполнит письменное задание не потому, что не понял, а потому что не смог. И эксперты должны учитывать этот фактор.
Решить проблему можно, вывив особенности человека: например, при нарушении функции письма у него может совершено не возникать проблем с печатью на компьютере.
Чаще всего детям-аутистам предлагают одни и те же задания в нескольких вариантах решения. Это не облегчает их задачу, а лишь помогает понять их умения и навыки, чтобы выбрать для экзамена наиболее доступную форму испытания.
Как видите, особых условий и льгот детям с ОВЗ не предоставляют – лишь облегчают некоторые моменты, приравнивая возможности и делая экзамен более конкурентоспособным.
Дальше у детей с ОВЗ будет вполне обычная студенческая жизнь – со сложностями и стрессами во время сессии. Сервис студенческой помощи помогает всем без исключения – на равных условиях получить образование и пройти итоговую аттестацию.