РЕЗУЛЬТАТЫ УСТНЫХ СОБЕСЕДОВАНИЙ

Рас­пи­са­ние ОГЭ−2023

Ис­точ­ник

ПЛАН ИТО­ГО­ВО­ГО СО­БЕ­СЕ­ДО­ВА­НИЯ 2024 ГОДА

чи­тать пол­но­стью: спе­ци­фи­ка­ция.

Ра­бо­та со­сто­ит из 4 за­да­ний ба­зо­во­го уров­ня слож­но­сти.
Ра­бо­та рас­счи­та­на на 15−16 минут, вклю­чая время на под­го­тов­ку.

Общее ко­ли­че­ство бал­лов за вы­пол­не­ние всей ра­бо­ты —  20.
Эк­за­ме­ну­е­мый по­лу­ча­ет зачёт в слу­чае, если за вы­пол­не­ние ра­бо­ты он на­брал 10 или более бал­лов.

Критерии оценивания устной части ОГЭ.

Устная часть ОГЭ по русскому языку сдаётся в отдельный день. В 2019 году итоговое собеседование по русскому языку как условие допуска к ГИА будет проведено по текстам, темам и заданиям, сформированным Рособрнадзором по часовым поясам в сроки: 13 февраля 2019 года – основной период, 13 марта, 6 мая 2019 года – дополнительный период.

Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников 9 классов общеобразовательных организаций. Результаты итогового собеседования могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы. Каждый вариант КИМ состоит из двух частей, включающих в себя четыре задания базового уровня сложности.

Задание 1 – выразительное чтение вслух текста научно – публицистического стиля.

Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.

Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.

Задание 4 – участие в диалоге.

Все задания представляют собой задания открытого типа с развёрнутым ответом.

На проведение итогового собеседования с одним участником отводится примерно 15 минут. Для участников с ОВЗ продолжительность выполнения увеличивается на 30 минут.

Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.

О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).

Выполнение испытуемыми совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку (устная речь).

Работа построена с учётом вариативности: испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога и диалога (беседы).

Критерии оценивания выполнения заданий устной части

(максимум 19 баллов за весь раздел.

Задание 1 – чтение вслух.

Максимальное количество баллов – 2, если

– интонация чтения соответствует пунктуационному оформлению текста

– темп чтения соответствует коммуникативной задаче.

Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Максимальное количество баллов – 4, если

все основные микротемы исходного текста сохранены

фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет

– Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично

– ошибок в выборе способа цитирования нет

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2

Максимальное количество баллов – 4, если нет грамматических ошибокдопущено  не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением), не более  двух речевых ошибок, нет  искажений слов. Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 10 баллов.

Задание 3  Монологическое высказывание. На подготовку учащимся даётся 1 минута, могут  сделать пометы или записи на листке для подготовки. Объём монологического высказывания должен составлять не менее 10 фраз.

Максимальное количество баллов – 3, если

– ученик справился с коммуникативной задачей.  Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют.

учтены условия речевой ситуации

высказывание характеризуется  смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.

Задание 4 Диалог.

учащийся справился с коммуникативной задачей.   Даны ответы на все вопросы в диалоге.

учтены условия речевой ситуации при общении, ученик участвует в дискуссии.

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4  Максимальное количество баллов – 4, если нет грамматических ошибок, допущено  не более двух орфоэпических  ошибок,  не более трёх речевых ошибок. Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции.

Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.

Общее количество баллов за выполнение всей работы –получает зачёт в том случае, если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов.

Пройти тестирование по этим заданиямВернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

Вы­бе­ри­те одну из пред­ло­жен­ных тем бе­се­ды.

1)  Празд­ник (на ос­но­ве опи­са­ния фо­то­гра­фии). Опи­ши­те фо­то­гра­фию.

Не за­будь­те опи­сать:

1.  место и время про­ве­де­ния празд­ни­ка;

2.  со­бы­тие, ко­то­ро­му, по Ва­ше­му мне­нию, по­свящён празд­ник;

3.  при­сут­ству­ю­щих на празд­ни­ке;

4.  общую ат­мо­сфе­ру празд­ни­ка и на­стро­е­ние участ­ни­ков.

2)  Поход (экс­кур­сия), ко­то­рый за­пом­нил­ся мне боль­ше всего (по­вест­во­ва­ние на ос­но­ве жиз­нен­но­го опыта). Рас­ска­жи­те о том, как Вы хо­ди­ли в поход (на экс­кур­сию).

1.  куда и когда Вы хо­ди­ли в поход (на экс­кур­сию);

2.  с кем Вы хо­ди­ли в поход (на экс­кур­сию);

3.  как Вы го­то­ви­лись к по­хо­ду (экс­кур­сии);

4.  по­че­му Вам за­пом­нил­ся этот поход (экс­кур­сия).

3)  Все­гда ли нужно сле­до­вать моде (рас­суж­де­ние по по­став­лен­но­му во­про­су)? Все­гда ли нужно сле­до­вать моде?

1.  Что зна­чит, сле­до­вать моде?

2.  Для Вас важно сле­до­вать моде и по­че­му?

3.  Сле­до­вать моде можно толь­ко в одеж­де?

4.  Как Вы по­ни­ма­е­те вы­ра­же­ние «хо­ро­ший вкус»?

Ваше вы­ска­зы­ва­ние долж­но за­ни­мать не более 3 минут.

Во время бе­се­ды Вам будут за­да­ны во­про­сы по вы­бран­ной Вами теме бе­се­ды. По­жа­луй­ста, да­вай­те пол­ные от­ве­ты на во­про­сы, за­дан­ные со­бе­сед­ни­ком-эк­за­ме­на­то­ром.

1.  Какие празд­ни­ки Вам нра­вят­ся боль­ше и по­че­му (до­маш­ние, школь­ные, празд­ни­ки в кругу дру­зей)?

2.  Когда можно ска­зать, что празд­ник удал­ся?

3.  Вы боль­ше лю­би­те празд­ник или под­го­тов­ку к нему и по­че­му?

2)  Рас­ска­жи­те о том, как Вы хо­ди­ли в поход (на экс­кур­сию).

1.  Чем, по Ва­ше­му мне­нию, по­лез­ны по­хо­ды (экс­кур­сии)?

2.  Что бы Вы по­ре­ко­мен­до­ва­ли Вашим сверст­ни­кам, ко­то­рые со­би­ра­ют­ся впер­вые от­пра­вить­ся в поход (на экс­кур­сию)?

3.  Что, по Ва­ше­му мне­нию, самое важ­ное в по­хо­де (на экс­кур­сии)?

3)  Все­гда ли нужно сле­до­вать моде?

1.  Что озна­ча­ет, по Ва­ше­му мне­нию, слово «мод­ный»?

2.  Вы слу­ша­е­те чужие со­ве­ты? Чьи со­ве­ты для Вас осо­бен­но важны?

3.  При­ве­ди­те при­мер от­ри­ца­тель­но­го вли­я­ния моды.

1)  Свет­лое Рож­де­ство (на ос­но­ве опи­са­ния фо­то­гра­фии). Опи­ши­те фо­то­гра­фию.

1.  со­бы­тие, изоб­ражённое на фо­то­гра­фии;

2.  ат­мо­сфе­ру празд­ни­ка Рож­де­ства;

3.  как эта ат­мо­сфе­ра пе­ре­да­на через фо­то­гра­фию;

4.  место, изоб­ражённое на фо­то­гра­фии (по­че­му фо­то­гра­фия может быть по­свя­ще­на Рож­де­ству).

2)  Встре­ча, ко­то­рая за­пом­ни­лась (по­вест­во­ва­ние на ос­но­ве жиз­нен­но­го опыта). Рас­ска­жи­те о том, какая встре­ча про­из­ве­ла на Вас силь­ное впе­чат­ле­ние.

Не за­будь­те рас­ска­зать:

1.  когда и с кем про­изо­шла встре­ча;

2.  была ли встре­ча за­пла­ни­ро­ван­ной или вне­зап­ной;

3.  какие эмо­ции ис­пы­та­ли Вы при встре­че и по­че­му.

3)  Ка­ко­го че­ло­ве­ка можно на­звать дру­гом (рас­суж­де­ние по по-став­лен­но­му во­про­су)? Ка­ко­го че­ло­ве­ка можно на­звать дру­гом?

Не за­будь­те дать от­ве­ты на во­про­сы:

1.  Что такое друж­ба?

2.  По­че­му не каж­до­го зна­ко­мо­го че­ло­ве­ка можно на­звать дру­гом?

3.  Есть ли у Вас на­сто­я­щий друг?

1.  Какие празд­ни­ки Вам нра­вят­ся и по­че­му?

2.  Как от­ме­ча­ют Рож­де­ство в Вашей семье?

3.  Вы боль­ше лю­би­те празд­ник или под­го­тов­ку к нему?

2)  Встре­ча, ко­то­рая за­пом­ни­лась.

1.  Бы­ва­ли ли в Вашей жизни встре­чи, от ко­то­рых за­ви­сел какой-то Ваш по­сту­пок или при­ня­тое ре­ше­ние?

2.  Ка­ки­ми ка­че­ства­ми дол­жен об­ла­дать че­ло­век, чтобы встре­ча с ним ока­за­лась зна­чи­мой для Вас?

3.  Как Вы ду­ма­е­те, есть ли люди, ко­то­рые встре­чу с Вами счи­та­ют важ-ным для себя со­бы­ти­ем и по­че­му?

3)  Ка­ко­го че­ло­ве­ка можно на­звать дру­гом?

1.  Какие при­ме­ры на­сто­я­щей друж­бы из соб­ствен­но­го опыта или из ли­те­ра­ту­ры Вы мо­же­те при­ве­сти?

2.  Ка­ки­ми ка­че­ства­ми дол­жен об­ла­дать че­ло­век, чтобы Вы смог­ли на­звать его своим дру­гом?

3.  Есть ли эти ка­че­ства у Вас?

1)  Зима при­ш­ла (на ос­но­ве опи­са­ния фо­то­гра­фии). Опи­ши­те фо­то­гра­фию.

1.  кто изоб­ражён на фо­то­гра­фии;

2.  общее на­стро­е­ние, ко­то­рое пе­ре­да­но на фо­то­гра­фии;

3.  ваши впе­чат­ле­ния от фо­то­гра­фии.

2)  Школь­ный празд­ник, ко­то­рый за­пом­нил­ся (по­вест­во­ва­ние на ос­но­ве жиз­нен­но­го опыта). Рас­ска­жи­те о том, какой школь­ный празд­ник Вам за­пом­нил­ся.

1.  когда со­сто­ял­ся празд­ник, чему он был по­свящён;

2.  кто при­сут­ство­вал на празд­ни­ке;

3.  какую роль лично Вы иг­ра­ли в под­го­тов­ке и про­ве­де­нии празд­ни­ка;

4.  какой мо­мент празд­ни­ка про­извёл на Вас силь­ное впе­чат­ле­ние.

3)  Ин­тер­нет: друг или враг (рас­суж­де­ние по по­став­лен­но­му во­про­су)? Ин­тер­нет: друг или враг?

1.  Когда че­ло­век при­бе­га­ет к по­мо­щи ин­тер­не­та?

2.  Можно ли обой­тись без ин­тер­не­та?

3.  Какие опас­но­сти таит в себе ин­тер­нет?

4.  Как из­бе­жать ин­тер­нет-за­ви­си­мо­сти?

1.  Лю­би­те ли Вы зиму?

2.  По­че­му пер­вый снег все­гда под­ни­ма­ет на­стро­е­ние?

3.  Какие со­бы­тия, про­ис­хо­дя­щие зимой, Вам осо­бен­но па­мят­ны?

2)  Рас­ска­жи­те о том, какой школь­ный празд­ник Вам за­пом­нил­ся.

1.  Зачем про­во­дить школь­ные празд­ни­ки?

2.  Каким зна­ме­на­тель­ным со­бы­ти­ям по­свя­ще­ны Ваши школь­ные празд­ни­ки?

3.  Кем ин­те­рес­нее быть на празд­ни­ке: участ­ни­ком, ор­га­ни­за­то­ром или зри­те­лем?

4.  Когда можно ска­зать, что празд­ник удал­ся?

3)  Ин­тер­нет: друг или враг? (рас­суж­де­ние по по­став­лен­но­му во­про­су).

1.  Вы поль­зу­е­тесь мо­биль­ным ин­тер­не­том? Для каких целей?

2.  С ка­ко­го воз­рас­та, по Ва­ше­му мне­нию, можно да­вать ребёнку поль­зо­вать­ся Ин­тер­не­том? Стоит ли огра­ни­чить время пре­бы­ва­ния в сети?

3.  При­ве­ди­те при­мер от­ри­ца­тель­но­го вли­я­ния Ин­тер­не­та на Ваших сверст­ни­ков?

2.  где про­ис­хо­дит за­пе­чат­лен­ное на фо­то­гра­фии со­бы­тие;

3.  общее на­стро­е­ние, ко­то­рое пе­ре­да­но на фо­то­гра­фии;

4.  ваши впе­чат­ле­ния от фо­то­гра­фии.

2)  Мой звёздный час (по­вест­во­ва­ние на ос­но­ве жиз­нен­но­го опыта). Рас­ска­жи­те о со­бы­тии, ко­то­рое можно было бы на­звать Вашим звёздным часом.

1.  что пред­ше­ство­ва­ло этому со­бы­тию;

2.  какое най­ден­ное Вами ре­ше­ние было одоб­ре­но окру­жа­ю­щи­ми и поз­во­ли­ло укре­пить Ваш ав­то­ри­тет;

3.  по­че­му этот слу­чай можно счи­тать Вашим звёздным часом.

3)  Любая ли му­зы­ка  — ис­кус­ство (рас­суж­де­ние по по­став­лен­но­му во­про­су)? Любая ли му­зы­ка  — ис­кус­ство?

1.  Какую му­зы­ку Вы слу­ша­е­те?

2.  По­че­му одни му­зы­каль­ные про­из­ве­де­ния живут долго, а дру­гие быст­ро за­бы­ва­ют­ся?

3.  Как Вы по­ни­ма­е­те вы­ра­же­ние «Му­зы­ка лечит душу»?

4.  В чем ис­тин­ное пред­на­зна­че­ние ис­кус­ства?

1.  Лю­би­те ли Вы хо­дить в по­хо­ды?

2.  Чем, по Ва­ше­му мне­нию, по­лез­ны по­хо­ды?

3.  Что бы Вы по­ре­ко­мен­до­ва­ли тем, кто от­прав­ля­ет­ся в поход?

2)  Рас­ска­жи­те о со­бы­тии, ко­то­рое можно было бы на­звать Вашим звёздным часом.

1.  Что такое звёздный час?

2.  О каком звёздном часе Вы меч­та­е­те?

3.  Ве­ри­те ли Вы, что звёздный час бы­ва­ет в жизни каж­до­го че­ло­ве­ка?

4.  Что надо де­лать, чтобы при­бли­зить свой звёздный час?

3)  Любая ли му­зы­ка  — ис­кус­ство?

1.  По­че­му в наше время му­зы­каль­ные про­из­ве­де­ния ис­че­за­ют так же быст­ро, как и по­яв­ля­ют­ся?

2.  От­ли­ча­ет­ся ли со­вре­мен­ная му­зы­ка от му­зы­ки клас­си­че­ской?

3.  Из­вест­ны ли Вам при­ме­ры, когда му­зы­ка ока­зы­ва­ла огром­ное вли­я­ние на людей?

1)  В лет­нем ла­ге­ре (на ос­но­ве опи­са­ния фо­то­гра­фии). Опи­ши­те фо­то­гра­фию.

2.  где про­ис­хо­дит со­бы­тие, изоб­ражённое на фо­то­гра­фии;

4.  впе­чат­ле­ния участ­ни­ков фо­то­гра­фии.

2)  Общее дело (по­вест­во­ва­ние на ос­но­ве жиз­нен­но­го опыта). Рас­ска­жи­те о деле, ко­то­рое объ­еди­ни­ло Вас с Ва­ши­ми дру­зья­ми.

1.  какое общее дело Вы ре­ши­ли сде­лать с Ва­ши­ми дру­зья­ми;

2.  какой ре­зуль­тат вы по­лу­чи­ли;

3.  как из­ме­ни­лись после этого дела ваши от­но­ше­ния;

4.  по­мог­ло ли общее дело лично вам ближе узнать своих то­ва­ри­щей.

3)  Зачем нужна доб­ро­та (рас­суж­де­ние по по­став­лен­но­му во­про­су)? Зачем нужна доб­ро­та?

1.  Что такое доб­ро­та?

2.  Важ­ным ли ка­че­ством че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся для Вас доб­ро­та?

3.  Легче ли жить, когда Вас окру­жа­ют доб­рые люди?

1.  При­хо­ди­лось ли Вам от­ды­хать в лет­нем ла­ге­ре?

2.  Чем, по ва­ше­му мне­нию, по­лез­ны лет­ние ла­ге­ря?

3.  Что бы Вы по­ре­ко­мен­до­ва­ли тем, кто от­прав­ля­ет­ся в ла­герь?

2)  Рас­ска­жи­те о деле, ко­то­рое объ­еди­ни­ло Вас с Ва­ши­ми дру­зья­ми.

1.  Когда дело может стать общим?

2.  Счи­та­е­те ли Вы кол­лек­тив­ный уход с урока общим делом?

3.  Кто может стать ини­ци­а­то­ром об­ще­го дела?

4.  Го­то­вы ли Вы объ­еди­нить во­круг себя дру­зей и какое сов­мест­ное дело могли бы им пред­ло­жить?

3)  Зачем нужна доб­ро­та?

1.  Все­гда ли нужно быть доб­рым?

2.  Часто ли в жизни Вам при­хо­ди­лось ви­деть про­яв­ле­ния доб­ро­ты?

3.  При­хо­ди­лось ли Вам со­вер­шать доб­рые дела?

4.  Как Вы после этого себя чув­ство­ва­ли?

5.  Зачем нужно де­лать добро?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Дорожкина С. П., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

П.10. Порядок проверки и оценивания итогового собеседования 10.1 Проверка итогового собеседования осуществляется экспертами, входящими в состав комиссии по проверке итогового собеседования. Эксперты комиссии по проверке итогового собеседования должны соответствовать указанным ниже требованиям. Владение необходимой нормативной базой: – знание требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, установленных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897); – нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового собеседования; – Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования. Владение необходимыми предметными компетенциями: наличие высшего образования по специальности «Русский язык и литература» с квалификацией «Учитель русского языка и литературы».

Владение компетенциями, необходимыми для проверки итогового собеседования: умение объективно оценивать устные ответы участников итогового собеседования; умение применять установленные критерии оценивания; умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа; умение оформлять результаты проверки , соблюдая установленные требования; умение обобщать результаты.

10.2. Оценивание работ участников итогового собеседования Первая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа. При этом возможно повторное прослушивание и оценивание записи ответа. Эксперт в режиме реального времени вносит в протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования следующие сведения: ФИО участника; н омер КИМа ; номер варианта; номер аудитории проведения итогового собеседования; баллы по каждому критерию оценивания; общее количество баллов; отметку «зачет»/ «незачет»; ФИО, подпись и дату проверки. Эксперт при необходимости может пользоваться листами бумаги для черновиков для эксперта .

Вторая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом после окончания проведения итогового собеседования в соответствии с критериями по аудиозаписям ответов участников итогового собеседования . после завершения итогового собеседования участник по своему желанию прослушивает аудиозапись своего ответа для того, чтобы убедиться, что аудиозапись произведена без сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и экзаменатора-собеседника отчетливо слышны. В случае выявления некачественной аудиозаписи ответа участника итогового собеседования ответственный организатор образовательной организации составляет «Акт о досрочном завершении итогового собеседования по русскому языку по уважительным причинам» (см. приложение 13), а экзаменатор-собеседник вносит соответствующую отметку в форму ИС-02 «Ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории». Такому участнику предоставляется возможность повторно сдать итоговое собеседование в дополнительные сроки проведения итогового собеседования, установленные Порядком.

Оценка: «зачёт» – «незачёт» «Зачет» выставляется участникам итогового собеседования, набравшим минимальное количество баллов , определенное критериями оценивания выполнения заданий КИМ итогового собеседования. !!! На категории участников итогового собеседования с ОВЗ данное положение не распространяется. О ИВ определяет минимальное количество баллов за выполнение всей работы, необходимое для получения «зачета» для данных категорий участников итогового собеседования, отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования для остальных категорий участников итогового собеседования.

10.3. Особые условия !!! Для участников с расстройствами аутистического спектра : привлечение в качестве экзаменатора-собеседника дефектолога, психолога или педагога, с которым указанный участник итогового собеседования знаком. В исключительных случаях при необходимости и при наличии необходимых компетенций в качестве экзаменатора-собеседника может быть привлечен родитель участника итогового собеседования. Оценивание работ таких участников итогового собеседования проводится по второй схеме (проверка экспертом после окончания проведения итогового собеседования аудиозаписей с устными ответами на задания итогового собеседования (п. 10.2 Рекомендаций ): в аудитории проведения итогового собеседования не должен присутствовать эксперт, оценивание осуществляется по завершении проведения итогового собеседования на основе аудиозаписи устного ответа участника . Участники итогового собеседования, особенности психофизического развития которых не позволяют им выполнить задания КИМ итогового собеседования в устной форме, могут выполнять задания КИМ итогового собеседования в письменной форме при наличии соответствующих рекомендаций ПМПК.

Приложение 4. Инструкция для эксперта Не позднее чем за день до проведения итогового собеседования ознакомиться с: демоверсиями материалов для проведения итогового собеседования, критериями оценивания итогового собеседования, порядком проведения и проверки итогового собеседования; Рекомендациями.

В день проведения итогового собеседования получить от ответственного организатора образовательной организации следующие материалы: протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования; КИМ итогового собеседования; доставочный пакет для упаковки протоколов эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования; черновики для эксперта (при необходимости).

Во время проведения итогового собеседования: оценивать ответы участников итогового собеседования и вносить в протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования следующие сведения: ФИО участника; класс; номер аудитории; номер варианта; баллы по каждому критерию оценивания; общее количество баллов; отметку «зачет»/ «незачет»; отметку о досрочном завершении итогового собеседования по объективным причинам (в случае оценивания в присутствии участника итогового собеседования ); ФИО, подпись и дату проверки .

По окончании проведения итогового собеседования пересчитать протоколы эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования, упаковать их в конверт и в запечатанном виде передать экзаменатору-собеседнику, + передать КИМ итогового собеседования, выданный эксперту, ответственному организатору образовательной организации, передать листы бумаги для черновиков

Внимание!!! Экзамен Эксперт не должен вмешиваться в беседу участника и экзаменатора -собеседника! Если эксперт находится в аудитории проведения итогового собеседования, его рабочее место должно быть ВНЕ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ ученика , чтобы тот не отвлекался на процесс оценивания итогового собеседования.

Задания и критерии оценивания

Задание 1. Чтение текста. В 1869 году , работая над учебником «Основы химии», Дмитрий Иванович Менделеев создал свою знаменитую Периодическую систему химических элементов. Учёный открыл, что свойства известных в его время 63 химических элементов периодически повторяются, если расположить элементы в порядке возрастания их атомного веса: от самого лёгкого – водорода, до самого тяжёлого – урана. Эта закономерность легла в основу Периодической системы, которая установила строгие закономерности, навела порядок в хаотичном до этого открытия мире химических элементов. Опираясь на свою систему, Менделеев предсказал существование нескольких неизвестных ещё химических элементов и описал их важнейшие свойства. Впоследствии все эти элементы были открыты. Трудно назвать область человеческой деятельности, которая бы не интересовала Менделеева: он изучал нефтяные месторождения, в одиночку совершил полёт на воздушном шаре, интересовался освоением Арктики и разработал проект ледокола. Деятельность учёного свидетельствует о силе человеческого ума, способного проникать в тайны природы, о безграничных возможностях познания.

Критерии оценивания Критерии оценивания чтения вслух Баллы Интонация ИЧ Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. 1 Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. 0 Темп чтения ТЧ Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. 1 Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. 0 Максимальное количество баллов за всё задание 2 Критерии оценивания задания 1. Чтение текста вслух Таблица 3

!!! Подробный пересказ Ученик должен пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание. Важно, чтобы пересказ и включённое в него высказывание составляли цельный текст , высказывание должно быть введено любым из способов цитирования . Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание . Если пересказ СЖАТЫЙ, то ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ по критериям П1-П4 уменьшается на 1 балл.

№ Критерии оценивания пересказа текста Баллы П1 Сохранение при пересказе микротем текста Все основные микротемы исходного текста сохранены 2 Упущена или добавлена одна или более микротем 0 П2 Соблюдение фактологической точности при пересказе Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет 1 Допущены фактические ошибки (одна и более) 0 П3 Работа с высказыванием Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично 1 Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и/или не логично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа 0 П4 Способы цитирования Ошибок нет 1 Допущены ошибки при цитировании (одна и более) 0 Максимальное количество баллов за всё задание 5

Способы цитирования 1) как прямая речь: М. Горький писал: «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей» . 2) как косвенная речь: М. Горький писал, что «русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей ». 3) с помощью вводных слов: Как писал М. Горький , «русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей».

К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении этого задания относятся: неоправданно длинные паузы в речи; искажения в произношении имён собственных и терминов; фактические ошибки при пересказе; сжатый пересказ вместо подробного; пропуски важных микротем текста; неумение логично включать высказывание в пересказ; неумение использовать способы цитирования в речи.

Речевое оформление заданий 1 и 2 оценивается совместно. № Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1) Г Соблюдение грамматических норм Баллы Грамматических ошибок нет. 1 Допущены грамматические ошибки (одна и более). 0 О Соблюдение орфоэпических норм Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением). 1 Допущены орфоэпические ошибки (две и более). 0 Р Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок. 1 Допущены речевые ошибки (три и более). 0 Иск. Искажения слов Искажений слов нет. 1 Допущены искажения слов (одно и более). 0 Максимальное количество баллов 4 Максимальное количество баллов за работу с текстом (1-2 зад.) – 11баллов . Внимание!!! Если ученик не пересказывал текст , зад.2, то по критериям оценивания правильности речи ставим максимум 2 балла.

При оценивании правильности речи чтения текста особое внимание следует обращать на соблюдение учениками: грамматических норм (Г) ( склонение числительных ), орфоэпических норм (О) ( ударение, произношение ) искажений слов (Иск.) ( кроме ошибок при нарушении речи ) При оценивании правильности речи пересказа должно контролироваться соблюдение учащимися: грамматических (Г) ( построение словосочетаний, предложений и др. ) орфоэпических (О) ( ударение, произношение ) речевых (Р) норм ( тавтология, повторы и др. ) !!! экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил . .

Задание 3. Тематическое монологическое высказывание М онолог – относительно редкий вид речевого высказывания. У чащемуся предлагается три темы, из которых он выбирает один вариант и строит свое высказывание, опираясь на предложенные вопросы. Три варианта соответствуют трем главным типа текста: описание, повествование рассуждение. !!! Оцениваем умение ученика поставить перед собой коммуникативную задачу и выполнить её.

В описании нет такого жесткого порядка , устанавливающего последовательность перечисляемых признаков и свойств выбранного объекта, поэтому учащимся бывает сложно строить тексты этого типа речи. Но с другой стороны, там нет и того жесткого требования полноты , которую задает событийность повествованию. В рассуждении между понятиями устанавливаются сложные логико-смысловые связи (причина, следствие, противопоставление, аналогия и т.д.). С другой стороны, рассуждение имеет жесткую схему развертывания, которая организует высказыв ание.

Типы заданий 1. Посещение музея Задание 3. Тема 1. Монологическое высказывание на основе описания фотографии. 1. Опишите фотографию. Не забудьте описать: время и место действия; занятие ребят; их внешний вид; общую атмосферу события и настроение участников.

Тема 2. Монологическое высказывание – повествование на основе жизненного опыта. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего. Не забудьте рассказать в каком музее Вы были; когда и с кем; что вы увидели; что понравилось и запомнилось больше

Критерии оценивания монологического высказывания (М) Выполнение коммуникативной задачи М1 Учащийся справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют. 1 Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допущены фактические ошибки, и /или приведено менее 10 фраз по теме высказывания. 0 М2 Учет условий речевой ситуации Учтены условия речевой ситуации. 1 Условия речевой ситуации не учтены. 0 М3 (МР) Речевое оформление монологического высказывания Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. 1 Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 или более). 0 Максимальное количество баллов 3

Оценивание задания по критерию М1 « Выполнение коммуникативной задачи », 1) учащийся должен создать монологическое высказывание объёмом не менее 10 фраз по выбранной теме ; !!! при ответе рекомендовано ответить на 4 вопроса, сформулированные в задании. Однако учащийся имеет право – дополнить или изменить свой план ответа в зависимости от коммуникативного замысла , т.е. не отвечать на предложенные вопросы или ответить лишь на некоторые, развивать содержание монолога по своему усмотрению. Во время итогового собеседования не стоит ограничивать творческий потенциал учащихся.

Вторым критерием М2 оценивания задания 3 является учет учеником речевой ситуации . Речевая ситуация — одна из основных единиц речевого общения. Понятие речевой ситуации включает в себя сферу речевого общения, предмет речи, условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение, социальные связи и личные отношения между говорящими цели, задачи речевых действий, речевых поступков . речевая ситуация задаётся тремя вопросами: где? с кем? с какой целью? происходит общение. !!! речевая ситуация итогового собеседования : официальная обстановка – беседа со взрослым – учителем, контроль умений ученика. Это требует от учащегося соблюдений определённых правил официального общения , адекватного отбора фактического материала для монолога, использование публицистического стиля .

По третьему критерию М3 оценивается речевое оформление монологического высказывания . Полное завершенное монологическое высказывание должно быть логичным, характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Требования завершенности и логичности в применении к устному высказыванию являются вполне обоснованными, т.к. учащемуся предлагается план ответа. !!! Важно , что перед экзаменуемым стоит задача создать цельный текст , а не просто ответить на вопросы, никак не связывая отдельные предложения в завершенный логичный текст.

типичные ошибки при выполнении экзаменуемыми задания 3: ответы на вопросы , данные в задании, вместо создания цельного текста ; маленький объём монологического высказывания ( 3-5 фраз ); большое количество неоправданных пауз в речи; большое количество речевых и грамматических ошибок .

Задание 4. Участие в диалоге. В диалоге собеседники имеют свои персональные роли (экзаменатор – экзаменуемый), это и определяет заданную вопросно-ответную форму коммуникации, где оценивается не только содержательная сторона ответа, но и его оформление. Х ОРОШО, когда диалог не превращается в допрос , а воспроизводит естественную и привычную форму речевого взаимодействия, предполагающую свободное самовыражение ученика . Дефицит специалистов, способных эмоционально расположить ученика к беседе, является одной из важных проблем в проведении экзамена в форме беседы с экзаменатором в аудитории.

Экзаменатор задаёт три вопроса вопросы помогают расширить и разнообразить содержательный и языковой аспект речи экзаменуемого, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала. К примеру, если учащийся в монологе описывал фото (ведущий тип речи – описание), то в ответах на вопросы ему будет необходимо использовать такие типы речи, как повествование и рассуждение. Если в монологическом высказывании экзаменуемый рассказывал о своём личном опыте (ведущий тип речи – повествование), то в ответах на вопросы он будет рассуждать, обобщать свой личный опыт и переводить его на уровень анализа общественных проблем. Посмотрим на конкретном примере: Учащийся выбрал тему для монологического высказывания на основе личного опыта (ведущий тип речи – повествование). Тема 2. Посещение музея Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего. Не забудьте рассказать, в каком музее Вы были; когда и с кем; что Вы увидели; что понравилось и запомнилось больше всего. Карточка собеседника-экзаменатора Тема 2. Посещение музея Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего. Какие музеи Вам больше нравятся: исторические, художественные, научно-технические или естественнонаучные? Как Вы считаете, должны ли школьники посещать музеи? Почему? 3) Слышали ли Вы о виртуальных музеях? Какими возможностями, на Ваш взгляд, они обладают? Вопросы собеседника-экзаменатора носят расширяющий характер: заставляют учащегося задуматься над ролью музеев в образовании, организации досуга школьников, использовать лексику публицистического стиля (« научно-технические, естественнонаучные »), терминологию (« виртуальный музей» ).

Критерии оценивания диалога (Д) Д1 Учащийся справился с коммуникативной задачей . Даны ответы на все вопросы в диалоге. 1 Ответы на вопросы не даны Или даны односложные ответы. 0 Д2 Учет условий речевой ситуации 1 Учтены условия речевой ситуации. 0 Условия речевой ситуации не учтены. Максимальное количество баллов за диалог 2 По критерию Д1 оцениваются ответы ученика на все вопросы в целом. На один вопрос может быть дан исчерпывающий ответ, состоящий из одной фразы. Чтобы ответить на другой вопрос, ученику может понадобиться несколько фраз. Критерий Д1 учитывает успешность речевой коммуникации. Учёт речевой ситуации, критерий Д2 , позволяет обеспечить взаимодействие между экзаменатором-собеседником и учеником.

!!! ПОДСКАЖЕМ экзаменаторам: Во-первых, необходим естественный переход от монолога ученика к диалогу с собеседником. Не следует отдельно анонсировать переход к заданию 4 (« Теперь мы переходим к следующему заданию. Вы должны будете полно ответить на мои вопросы »). Диалог, как и в обычной речи, должен создавать впечатление спонтанности, непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика. Экзаменатору не следует зачитывать вопрос по бумажке, необходимо создавать ситуацию естественного общения. Во-вторых, цель экзаменатора-собеседника – эмоционально расположить экзаменуемого к беседе, стимулировать его речевую деятельность. Если учащийся отказывается отвечать на вопросы (произносит фразы типа: «Я не знаю», «У меня нет никаких интересов», «Мне нечего рассказать» и т.п.), необходимо задать ряд стимулирующих высказывание вопросов, попытаться «разговорить» ученика. То же речевое поведение экзаменатора-собеседника рекомендовано и в ситуации односложных ответов учащихся.

Речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается совместно. № Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2) Г Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет. 1 Допущены грамматические ошибки (одна и более). 0 О Соблюдение орфоэпических норм Орфоэпических ошибок нет, Или допущено не более одной орфоэпической ошибки . 1 Допущены орфоэпические ошибки (три и более). 0 Р Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, Или допущено не более трёх речевых ошибок. 1 Допущены речевые ошибки (три и более). 0 РО Речевое оформление Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. 1 Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции. 0 Максимальное количество баллов 4 Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9. Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20 . Внимание!!! Если ученик не выполнял задани 3, то по критериям оценивания правильности речи ставим максимум 2 балла.

Что понимается под языковым оформлением высказывания? (РО) Точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность формирования лексических словосочетаний, соблюдение норм русского языка; запас слов и разнообразие лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы); точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств. Оценивая правильность речи заданий 3 и 4, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил. Внимание!!! По этому критерию 1 балл ставим, если ученик получил 1 балл по критерию Р (соблюдение речевых норм)

типичные ошибки при выполнении экзаменуемыми задания 4 односложные ответы на вопросы собеседника , к сожалению, из-за типичных ошибок экзаменаторов-собеседников при организации диалога задания 4: неумение создать атмосферу «живой» беседы; отсутствие непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика; вопросы задаются формально, читаются по бумажке; неумение стимулировать речь учащегося; неумение создать комфортную психологическую обстановку для учащегося, в которой он не боится устного ответа.

Учащийся получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов. Внимание!!! Уменьшение минимального количества баллов для зачёта для детей с ОВЗ КАТЕГОРИЯ УЧАСТНИКА Форма провед -я Критерии, по которым может проводиться оценивание (в скобках максимальный балл по критерию) МАКСИМ баллы МИНИМ баллы Слабовидящие устная ИЧ

, П1

, П2

, П3

, П4

, Г

, О

, Р

, Иск

, М1

, М2

, М3

, Д1

, Д2

, Г

, О

, Р

, РО

19 9 с тяжелыми нарушениями речи Письм . П1

, П2

, П3

, П4

, М1

, М2

, М3

, Д1

9 5 Участники с НОДА устная ИЧ

, ТЧ

, П1

, П2

, П3

, П4

, Г

, О

, Р

, Иск

, М1

, М2

, М3

, Д1

, Д2

, Г

, О

, Р

, РО

20 10 Участники с ЗПР устная ТЧ

, П1

, П2

, П3

, М1

, М2

, М3

, Д2

9 5 Участники с РАС Устная ТЧ

, М1

, М2

, Д1

, Д2

5 3 Иные категории участников ИС устная ИЧ

, ТЧ

, П1

, П2

, П3

, П4

, Г

, О

, Р

, 20 10

категории I. Чтение текста II. Пересказ текста III. Монолог IV. Диалог Слабовидя-щие чтение текста про себя + вслух устный пересказ устный монолог устный диалог с тяжелыми нарушениями речи без оценивания по критериям к заданию № 1 пересказ текста в письм . форме монолог в письм . форме диалог в письменной форме , допускается использование участником ИС карточки экзаменатора-собеседника для формулирования письменных ответов на вопрос Участники с НОДА чтение текста про себя + вслух устный пересказ устный монолог устный диалог Участники с ЗПР чтение текста про себя + вслух устный пересказ устный монолог устный диалог Участники с РАС чтение текста про себя + вслух ————– устный монолог устный диалог Иные категории участников ИС чтение текста про себя + вслух устный пересказ текста устный монолог устный диалог

Критерии оценивания итогового собеседования по русскому языку

*Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а СЖАТО, то общее количество баллов, которое получил участник итогового собеседования по критериям П1-П4, уменьшается на 1 балл.

* Если участник итогового собеседования не приступал к выполнению задания 2, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (P1) ставится не более двух баллов.

Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 11.

Задание 3. Монологическое высказывание

Речевое оформление оценивается в целом по заданиям 3 и 4.

Задание 4. Диалог

* Если участник итогового собеседования не приступал к выполнению задания 3, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (P2) ставится не более двух баллов.

Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20.

Участник итогового собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение всей работы он 10 или более баллов