Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.
Установите соответствие между характеристиками и органоидами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) внутриклеточное пищеварение
Б) удаление жидких продуктов метаболизма
В) создание тока воды
Г) лизис бактерий
Д) органоид из центральной полости и приводящих каналов
Е) возможность автотрофного питания
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите
о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 20087.
Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.
Каким номером на рисунке обозначено животное, у которого отсутствует нервная регуляция?
P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите
о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 20024.
Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.
Установите соответствие между характеристиками и органоидами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) фагоцитоз
Б) штопорообразное движение
В) цикл Кальвина
Г) фотолиз воды
Д) удаление избытка воды
Е) поддержание постоянного осмотического давления
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Верный ответ: 341122
Под цифрами:
1) Хлоропласт – обеспечивает процесс фотосинтеза: фотолиз воды (Г) – разложение воды под действием солнечного света в световой фазе фотосинтеза, цикл Кальвина (В) – идет в темновой фазе фотосинтеза, в ходе цикла Кальвина происходит синтез глюкозы
2) Сократительная вакуоль – наполняется жидкостью, при сокращении удаляет избыток воды из клетки (Д), поддерживает постоянное осмотическое давление (Е)
3) Пищеварительная вакуоль (фагосома) – участвует в процессе фагоцитоза (А): твердые вещества окружаются цитоплазматической мембраной со всех сторон и заключаются в пузырек – пищеварительную вакуоль (фагосому), которая сливается с первичной лизосомой
4) Реснички – органоид движения, биение ресничек обеспечивает штопорообразное движение (Б) инфузории-туфельки
Под всеми цифрами:
1 – хлоропласт эвглены зеленой
2 – сократительная вакуоль инфузории (солнце внутри простейшего 🙂 – функция: удаление из клетки избытка воды, поддержание постоянного осмотического давления (гомеостаз)
3 – пищеварительная вакуоль амебы
4 – реснички инфузории (органоид движения)
5 – ядро эвглены (размножается простым продольным делением)
6 – макронуклеус или вегетативное ядро (большое ядро) инфузории, контролирующее все процессы жизнедеятельности, кроме полового размножения – конъюгации
7 – жгутик эвглены зеленой (органоид движения)
8 – микронуклеус инфузории или генеративное ядро (малое ядро) инфузории, контролирующее процесс полового размножения – конъюгацию
P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите
о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 19963.
Установите соответствие между характеристиками и организмами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) способны существовать в анаэробных условиях
Б) в клетке присутствуют лизосомы, клетка способна к фагоцитозу
В) захватывают пищу фагоцитозом
Г) клетки не способны к движению
Д) имеет сократительную вакуоль
Е) клетки покрыты оболочкой из хитина
1) дрожжи
2) амеба
Верный ответ: 122121
Вторичная лизосома амебы называется пищеварительной вакуолью.
P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите
о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 5149.
Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуры клеток, участвующие в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?
1) Под буквой А изображен фагоцитоз (захват клеткой твердых пищевых частиц, бактерий), под буквой Б – пиноцитоз (захват клеткой жидкости)
2) В этих процессах активно участвует плазматическая мембрана клетки
3) Фагосома (фагоцитарный пузырек), содержащий бактерию, сливается с первичной лизосомой, после чего бактерия подвергается расщеплению – на данном фагосома называется вторичная лизосома
4) Когда бактерия окажется полностью расщепленной, образуется остаточное тельце (непереваренные остатки), которое удаляется из клетки, а образовавшиеся в результате пищеварения мономеры поступают в цитоплазму
P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите
о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 5050.
Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще
Скопировать ссылку на результаты поиска
Добавить в вариант
Коралловые рифы образуются в результате жизнедеятельности
Колонии кораллов образуют животные, которые относятся к типу
Кишечная (гастральная) полость медуз
1) простая мешкообразная
2) разделённая на передний и задний отделы
4) не выражена
Сколько пар глаз у паука-крестовика
Какой газ выделяют при дыхании простейшие
Какие вещества скапливаются в сократительных вакуолях простейших
1) питательные вещества
2) непереваренные остатки пищи
3) жидкие конечные продукты обмена веществ
4) кислород и азот
Выберите простейшее, которое не может питаться как растение
Простейшие животные – эукариоты, так как их клетки
1) имеют оформленное ядро
2) имеют оболочку из клетчатки
3) содержат сократительные вакуоли
4) содержат ДНК, замкнутую в кольцо
Клетки простейших имеют наибольшее сходство с клетками
3) многоклеточных животных
4) одноклеточных растений
У каких простейших имеется целлюлозная клеточная стенка?
1) только паразитических
2) только у свободно живущих пресноводных
3) только у свободно живущих морских
4) у растительных одноклеточных
Сложность строения клеток простейших связана с тем, что это
1) паразитические организмы
2) одноклеточные организмы
4) древние организмы
4) сократительную вакуоль
Какие простейшие образуют колонии
4) инфузория туфелька
В процессе пищеварения у человека белок расщепляется на
2) глицерин и жирные кислоты
4) углекислый газ, воду и аммиак
В свёртывании крови участвуют
В процессе пищеварения у человека белок расщепляется на
2) глицерин и жирные кислоты
4) углекислый газ, воду и аммиак
Заболевание СПИДом вызывают
В экосистеме хвойного леса к консументам второго по рядка относят
4) почвенных бактерий
В процессе пластического обмена
1) более сложные углеводы синтезируются из менее сложных
2) жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты
3) белки окисляются с образованием углекислого газа, воды, азотсодержащих веществ
4) происходит освобождение энергии и синтез АТФ
Пластический обмен в клетке характеризуется
1) распадом органических веществ с освобождением энергии
2) образованием органических веществ с накоплением в них энергии
3) всасыванием питательных веществ в кровь
4) перевариванием пищи с образованием растворимых веществ
Скопировать ссылку на результаты поиска
Добавить в вариант
К прокариотам относятся
1) вирусы и бактериофаг
2) бактерии и синезеленые
3) водоросли и простейшие
4) грибы и лишайники
Организмы, клетки которых не имеют оформленного ядра, митохондрий, аппарата Гольджи, относят к группе
В клетках каких организмов содержится в десятки раз больше углеводов, чем в клетках животных
Органоид, отграниченный от цитоплазмы одной мем браной, содержащий множество ферментов, которые расщеп ляют сложные органические вещества до простых, мономеров, —
Синтез каких простых органических веществ в лаборатории подтвердил возможность абиогенного возникновения белков
Функция простых углеводов в клетке —
3) хранение наследственной информации
4) участие в биосинтезе белка
В клетках каких организмов содержится в десятки раз больше углеводов, чем в клетках животных?
Избыточное количество углеводов в организме приводит к
1) отравлению организма
2) их превращению в белки
3) их превращению в жиры
4) расщеплению на более простые вещества
Раны и царапины на коже заживают благодаря
Какие организмы синтезируют органические вещества из неорганических с использованием энергии света
Выберите простейшее, которое может питаться как растение
4) зеленая эвглена
Партеногенез характерен для
Хитин содержится в клеточных оболочках
В процессе фотосинтеза растения
1) обеспечивают себя органическими веществами
2) окисляют сложные органические вещества до простых
3) поглощают минеральные вещества корнями из почвы
4) расходуют энергию органических веществ
Фотосинтез, в отличие от биосинтеза белка, происходит в клетках
2) содержащих хлоропласты
3) простейших животных
4) плесневых грибов
Для класса однодольных растений в отличие от двудольных характерно
1) наличие плода, защищающего семена от неблагоприятных условий
2) наличие цветков 3-членного типа с простым околоцветником или без околоцветника
3) двойное оплодотворение и развитие семян из семязачатка
4) разнообразие способов распространения плодов, семян
Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них
2) неветвящийся стебель с узкими листьями
3) образуется много спор
4) есть воздухоносные клетки
Характерный признак растения семейства сложноцветных (астровых) — соцветие
Простые листья с цельной линейной листовой пластинкой характерны для
Коралловые рифы образуются в результате жизнедеятельности
Простейшие – одноклеточные организмы? Безусловно, ни о каких тканях, органах не может идти
и речи – но это совершенно не означает, что у простейших не идут процессы газообмена,
выделения, транспорта питательных веществ – все они идут, но по-особенному.
У простейших одна клетка выполняет все функции целого организма, поэтому клетки имеют сложное
строение. Клетки обладают всеми основными жизненными функциями: раздражимостью, размножением,
обменом веществ.
Строение клетки простейшего
Форма клетки простейших постоянная, окружена пелликулой – наружным, уплотненным слоем цитоплазмы, который поддерживает постоянную
форму. У некоторых простейших (амеба, на рисунке выше) пелликула отсутствует и форма клетки непостоянная, растекающаяся.
Клетка простейших является эукариотической – имеет оформленное ядро, обособленное ядерной
мембраной от цитоплазмы. В цитоплазме многих простейших выделяют эктоплазму (периферический наружный, более плотный слой цитоплазмы)
и эндоплазму (внутренний зернистый слой цитоплазмы, менее плотный, подвижен).
Типичным для эукариотов является набор органоидов в клетке: митохондрии, эндоплазматический ретикулум (сеть), аппарат (комплекс) Гольджи,
запасные питательные вещества (гликоген, жировые включения), рибосомы, лизосомы.
Сократительные вакуоли
Особенностью строения, является наличие в клетке простейших сократительных вакуолей, которые служат для поддержания осмотического давления.
В клетку простейших постоянно поступает избыток воды, и, чтобы клетку не разорвало от повышенного давления, вода постоянно удаляется из клетки.
Таким образом, функцию выделения выполняют сократительные вакуоли.
Работа сократительной вакуоли подчинена определенному механизму. Сначала лучистые канальцы, расположенные вокруг вакуоли, накапливают воду.
При скоплении в них достаточно большого количества воды они изливают ее в центральную полость – сократительную вакуоль. Вакуоль сокращается
и избыток воды удаляется из клетки во внешнюю среду, таким образом, разрыв клетки предотвращается.
Хемотаксис
Поскольку нервная система отсутствует, раздражимость у простейших осуществляется с помощью хемотаксиса. Хемотаксис – движение подвижных организмов под влиянием одностороннего раздражения
химическими веществами. Хемотаксис может быть положительным (движение по направлению к химическому веществу) или отрицательным (движение в обратном направлении,
от химического вещества).
Пищеварительная система также отсутствует, ее функция передана пищеварительным вакуолям. Тип питания – внутриклеточный, осуществляется с помощью
фагоцитоза (от греч. phago – ем) – захват и переваривание твердых пищевых частиц, и пиноцитоза (от греч. pino – пью) – захват и транспортировка жидкости.
На рисунке ниже показаны стадии фагоцитоза. Фагоцитоз был открыт Мечниковым И. И., создателем фагоцитарной теории иммунитета. Отмечу, что адгезия (от лат.
adhaesio – прилипание) – сцепление между клеткой и твердой пищевой частицей (другой клеткой, например бактерией), которую она собирается поглотить.
Дыхание
Очевидно, что органов дыхания у простейших нет. Простейшие дышат всей поверхностью клетки.
Размножение
У простейших возможно бесполое и половое размножение. Бесполое осуществляется с помощью деления (митоз), шизогонией, спорообразованием (мейоз). Половое – с помощью копуляции и конъюгации.
Шизогония (от греч. schizo – разделяю) – множественное бесполое размножение, при котором, вследствие деления без разрыва цитоплазматической мембраны,
клетка становится многоядерной, а затем распадается на множество дочерних клеток (соответственно количеству ядер).
Копуляция (от лат. copulatio – совокупление) – слияние как плазмы, так и ядер обеих копулирующих гаплоидных (n) особей.
Конъюгация (от лат. conjugatio – соединение) –
временное соединение двух особей, которые при этом обмениваются частями своего ядерного аппарата и цитоплазмой. В ходе конъюгации инфузорий объединяются их пронуклеусы, образовавшиеся в результате деления малого ядра (микронуклеуса) мейозом. После конъюгации происходит энергичное деление особей.
Значение простейших
Простейшие являются звеном в цепи питания. Фитопланктон (продуценты) – создатели органических веществ, служащие пищей для многих организмов. Зоопланктон
(консументы) – питаются фитопланктоном и сами служат пищей для других организмов. Часть простейших являются причинами многих паразитарных заболеваний
человека, растений и животных.
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение
(в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования,
обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию
.
Демонстрационная версия ЕГЭ—2021 по биологии
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
В соматической клетке тела рыбы 56 хромосом. Какой набор хромосом имеет сперматозоид рыбы? В ответе запишите только количество хромосом.
В некоторой молекуле ДНК на долю нуклеотидов с аденином приходится 18%. Определите процентное содержание нуклеотидов с цитозином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
3) способность к фотосинтезу
4) способность к фагоцитозу
5) способность к биосинтезу белка
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль
2) переносит информацию к месту синтеза белка
3) в комплексе с белками строит тело рибосомы
5) в комплексе с белками образует хромосомы
Установите соответствие между процессами и этапами энергетического обмена: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) расщепление глюкозы в цитоплазме
Б) синтез 36 молекул АТФ
В) образование молочной кислоты
Г) полное окисление веществ до СО 2
и Н 2
О
Д) образование пировиноградной кислоты
ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
По изображённой на рисунке родословной определите вероятность (в процентах) рождения в браке, отмеченном цифрой 1, ребёнка с признаком, проявившимся при полном его доминировании. Ответ запишите в виде числа.
Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания полового размножения организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между примерами биологических явлений и формами изменчивости, которые эти примеры иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) появление белоглазых мух дрозофил у красноглазых родителей
Б) появление мыши-альбиноса у серых родителей
В) формирование у стрелолиста листьев разных форм в воде и на воздухе
Г) появление у ребёнка цвета глаз одного из родителей
Д) уменьшение размера кочана капусты при недостатке влаги
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, из которых эти структуры формируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Г) гладкая мышечная ткань
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то этому животному присущи
3) кожные покровы с чешуйками или щитками
4) непостоянная температура тела
6) развитие зародыша в матке
Известно, что бактерия туберкулёзная палочка — аэробный, микроскопический, патогенный организм
. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии.
Размеры туберкулёзной палочки составляют в длину 1–10 мкм, а в диаметре 0,2–0,6 мкм.
Организм неподвижен и не способен образовывать споры.
При температуре выше 20 °C во влажном и тёмном месте сохраняет жизнеспособность до 7 лет.
Для своего развития организм нуждается в наличие кислорода.
Туберкулёзная палочка является паразитическим организмом.
В природе организм распространяется не только с каплями жидкости, но и ветром.
Установите соответствие между функциями и органами растения, которые выполняют эти функции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) осуществление минерального питания
В) синтез органических веществ из неорганических
Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Во время бега в организме человека
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) усиливается синтез желчи клетками печени
2) останавливается биосинтеза белка в скелетных мышцах
3) снижается артериальное давление
4) усиливается приток крови к коже
6) повышается активность симпатического отдела нервной системы
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) наружный слуховой проход
Установите соответствие между характеристиками и типами ткани человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Б) выполняет функцию опоры и питания
В) образует наружный покров кожи
Д) состоит из тесно прилегающих клеток
Е) образует серое вещество спинного мозга
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) интенсивное всасывание воды
2) набухание и частичное расщепление белков
3) начало расщепления крахмала
4) всасывание аминокислот и глюкозы в кровь
5) расщепление всех биополимеров пищи до мономеров
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида сосны обыкновенной. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Сосна обыкновенная — светолюбивое растение.
Она имеет высокий стройный ствол, крона формируется только вблизи верхушки.
Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах.
У неё хорошо развиты главный и боковые корни, листья игловидные, по две хвоинки в узле на побеге.
На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки.
Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение.
Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) закладка жаберных дуг в онтогенезе человека
Б) останки зверозубых ящеров
В) филогенетический ряд лошади
Г) сходство зародышей классов позвоночных
Д) сравнение флоры пермского и триасового периодов
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) большим видовым разнообразием
3) большой численностью хищников
4) разветвлёнными пищевыми сетями
5) колебанием численности популяций
6) замкнутым круговоротом веществ
Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) повышение давления атмосферного воздуха
Б) изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясением
В) изменение численности популяции зайцев в результате эпидемии
Г) взаимодействие между волками в стае
Д) конкуренция за территорию между соснами в лесу
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность эволюционных процессов, происходивших на Земле, в хронологическом порядке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) выход организмов на сушу
2) возникновение фотосинтеза у прокариот
3) формирование озонового экрана
4) абиогенный синтез органических веществ
5) появление клеточных форм жизни
Рассмотрите рисунок с изображением бабочки берёзовой пяденицы и определите тип приспособления, форму естественного отбора и направление эволюции, которые привели к появлению тёмной формы при изменении условий (гибели лишайников). Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Проанализируйте таблицу «Структуры клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке».
Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) Оптимальное количество яиц в кладке — 5, что обеспечивает максимальное воспроизведение особей в данной популяции скворцов.
2) Гибель птенцов объясняется случайными факторами.
3) Чем меньше в кладке яиц, тем ниже смертность птенцов скворца.
4) Чем меньше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов.
5) Количество яиц в кладке зависит от климатических факторов и наличия корма.
Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Скорость размножения бактерий
1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.
2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии.
3) зависит от генетической программы организма.
4) в интервале от 20 до 36 °C повышается.
5) уменьшается при температуре выше 36 °C в связи с денатурацией части белков в клетке бактерии.
Проанализируйте гистограмму, в которой представлены позвоночные животные, составляющие пищевой рацион обитающего в тундре животного Z. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании
анализа представленных данных.
Животное Z можно отнести к
2) консументам II−IV порядков
Известно, что концентрация солей в плазме крови соответствует концентрации 0,9% хлорида натрия в физиологическом растворе. В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните изображения нормального эритроцита в плазме (рис. А) и эритроцита в растворе (рис. Б). Объясните наблюдаемое явление. Определите концентрацию соли в стакане (0,9%, более 0,9%, менее 0,9%).
Известно, что в растительных клетках присутствуют два вида хлорофилла: хлорофилл a
и хлорофилл b
. Учёному, для изучения их структуры, необходимо разделить эти два пигмента. Какой метод он должен использовать для их разделения? На чём основан этот метод?
Анализа результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А
и В
составляет 5%, между генами А
и С
— 11%, между генами С
и В
— 6%. Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А
, В
, С
и укажите расстояние между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами?
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования в клетке далее произойдут с бактерией на рисунке А?
На рисунках изображены скелет и отпечаток перьев и реконструкция вымершего животного, обитавшего 150–147 млн лет назад.
Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм? Это животное иногда относят к птицам, но оно имело некоторые признаки, нехарактерные для современных птиц. Перечислите те из них, которые видны на рисунках (не менее трёх признаков).
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
Все железы организма человека делятся на три группы: железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают на поверхность тела.
Секреты желёз внутренней секреции по протокам поступают в кровь.
Железы внутренней секреции – эндокринные железы – выделяют биологически активные регуляторные вещества – гормоны.
Гормоны регулируют обмен веществ, влияют на рост и развитие организма, участвуют в регуляции всех органов и систем органов, процессов, протекающих на клеточном уровне.
Гормон поджелудочной железы – инсулин – регулирует содержание глюкозы в крови.
Гормон щитовидной железы – адреналин – повышает возбудимость нервной системы, учащает сердечные сокращения.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В 1724 г. английский исследователь Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент — линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменялся неодинаково.
Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы?
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие процессы живого вещества биосферы обеспечивают относительное постоянство концентрации кислорода и азота в атмосфере? Укажите не менее четырёх процессов и поясните их значение.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (концу в одной цепи соответствует 3ʹ- конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5ʹ- конца. Рибосома движется по иРНК
в направлении от 5ʹ- к 3ʹ- концу. Все виды РНК синтезируются на ДНК- матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь — матричная):
Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте и определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5ʹ конца соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
У уток признаки хохлатости и качества оперения аутосомные несцепленные. В гомозиготном доминантном состоянии ген хохлатости вызывает гибель эмбрионов.
В скрещивании хохлатых с нормальным оперением уток и хохлатых с нормальным оперением селезней часть потомства получилась без хохолка и с шелковистым оперением. При скрещивании полученных в первом поколении хохлатых уток с нормальным оперением (гомозиготных) и селезней с таким же генотипом, получилось две фенотипические группы потомков. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Определите и поясните фенотипическое расщепление в первом и во втором скрещиваниях.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.
Каталог заданий по темам
. Прогноз результатов эксперимента
. Решение биологических расчётных задач
. Многообразие организмов
. Многообразие организмов
. Многообразие организмов
. Основные систематические категории
. Организм человека и гигиена человека
. Эволюция живой природы
. Экосистемы и присущие им закономерности
. Среды жизни. Биосфера
. Человек и его здоровье
. Биологические системы и их закономерности
. Анализ текстовой и графической информации
. Человек и многообразие организмов
. Эволюция и экологические закономерности
. Задача по цитологии
. Задача по генетике
Дополнительные задания для подготовки
Задания Д11. Многообразие и систематика растений
Задания Д1. Биологические термины и понятия
Задания Д1. Биология как наука
Задания Д2. Клетка: состав строение, функции
Задания Д3. Метаболизм клетки
Задания Д4. Клетка как биологическая система
Задания Д4. Клетка. Деление клеток
Задания Д5. Воспроизведение организмов. Онтогенез
Задания Д5. Жизненный цикл клетки
Задания Д6. Генетика. Наследственность
Задания Д7. Генетические закономерности
Задания Д8. Воспроизведение организмов. Онтогенез
Задания Д9. Многообразие организмов
Задания Д10. Многообразие и систематика растений
Задания Д10. Царства Бактерии, Грибы, Лишайники, Растения
Задания Д12. Основные типы беспозвоночных
Задания Д13. Хордовые животные
Задания Д15. Эволюция живой природы
Задания Д16. Внутренняя среда организма человека
Задания Д16. Движущие силы эволюции
Задания Д18. Гигиена человека
Задания Д19. Эволюция живой природы
Задания Д20. Общебиологические закономерности
Задания Д20. Человек и его здоровье
Задания Д20. Эволюция живой природы
Задания Д21. Макроэволюция. Результаты эволюции
Задания Д22 C1. Планирование, проведение и анализ результата эксперимента
Задания Д22 C2. Применение знаний в практических ситуациях
Задания Д22. Экологические факторы
Задания Д23. Экосистема, ее компоненты. Экология
Задания Д24 C2. Задание на анализ биологической информации
Задания Д24 C3. Задание на анализ биологической информации
Задания Д25. Общебиологические закономерности
Задания Д27 C6. Задача по цитологии
Задания Д27. Многообразие организмов и человек
Задания Д28 C5. Задача по генетике
Задания Д28. Надорганизменные системы и эволюция мира
Задания Д29. Сопоставление объектов и явлений
Задания Д30. Сопоставление объектов и явлений
Задания Д31. Сопоставление объектов и явлений
Задания Д32. Сопоставление объектов и явлений
Задания Д33. Установление последовательности
Задания Д34. Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого
Задания Д35. Органы и системы органов
Мы знаем в чем причина низких баллов в 2023 году.
МЫ ЗНАЕМ КАК ИСПРАВИТЬ ЭТО В 2024 ГОДУ
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ от Университета «Синергия»
Собрал необходимые материалы по всем предметам и уже разделили их по блокам, вопросам, вариантам и типам заданий на экзамене. В разделах есть официальная информация к изучению — кодификатор, спецификация ФИПИ, демоверсии, КИМ (пробные варианты) и многое другое.
Для удобства информация распределена по номерам заданий демоверсий 2024 года. Материал изложен полно, но кратко. Простым языком. Есть наглядные примеры для понимания, схемы, таблицы для запоминания.
Это удобное пособие для быстрой подготовки к экзаменам: просто выбирайте задание, которое вызвало больше всего затруднений или вопросов, и тренируйтесь. В каждом листе есть список заданий, которые вы можете пройти самостоятельно, также правильные ответы с пояснениями (обоснованиями).
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ по биологии и химии
- Кандидат биологических наук
- Закончила МГУ имени М. В. Ломоносова
- Старший научный сотрудник кафедры общей экологии и гидробиологии МГУ Биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова
Эксперт ЕГЭ по биологии
За 20 лет преподавания на биофаке МГУ ни одного провала — мои ученики пополнили ряды МГУ имени М. В. Ломоносова (биофак, психфак, медфак), I-II-III Медицинские институты, РУДН и даже далекий китайский Шенчжень!
Использую оригинальные курсы и авторские методики преподавания: деловые игры, круглые столы, конференции для школьников и студентов, дополнительные курсы и кружки, научно-исследовательские и проектные работы.
В «Синергии» отвечает за:
- Разработку учебно-методических пособий, дидактических и наглядных материалов по химии и биологии, и их оперативной корректировке;
- Организацию проведения методических экспериментов, внедрение в учебный процесс методических достижений и новых технологий обучения.
Скопировать ссылку на результаты поиска
Добавить в вариант
Колонии кораллов образуют животные, которые относятся к типу
Кишечная (гастральная) полость медуз
1) простая мешкообразная
2) разделённая на передний и задний отделы
4) не выражена
Какой газ выделяют при дыхании простейшие
Какие вещества скапливаются в сократительных вакуолях простейших
1) питательные вещества
2) непереваренные остатки пищи
3) жидкие конечные продукты обмена веществ
4) кислород и азот
Выберите простейшее, которое не может питаться как растение
Простейшие животные – эукариоты, так как их клетки
1) имеют оформленное ядро
2) имеют оболочку из клетчатки
3) содержат сократительные вакуоли
4) содержат ДНК, замкнутую в кольцо
Клетки простейших имеют наибольшее сходство с клетками
3) многоклеточных животных
4) одноклеточных растений
У каких простейших имеется целлюлозная клеточная стенка?
1) только паразитических
2) только у свободно живущих пресноводных
3) только у свободно живущих морских
4) у растительных одноклеточных
Сложность строения клеток простейших связана с тем, что это
1) паразитические организмы
2) одноклеточные организмы
4) древние организмы
4) сократительную вакуоль
Какие простейшие образуют колонии
4) инфузория туфелька
В процессе пищеварения у человека белок расщепляется на
2) глицерин и жирные кислоты
4) углекислый газ, воду и аммиак
В процессе пищеварения у человека белок расщепляется на
2) глицерин и жирные кислоты
4) углекислый газ, воду и аммиак
Заболевание СПИДом вызывают
Выберите три правильных ответа из шести. Растения семейства лилейных можно узнать по
1) цветкам трехчленного типа с простым околоцветником
2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником
3) видоизмененным подземным побегам в виде луковиц и корневищ
4) видоизмененным наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей
5) образованию плодов — ягоды или коробочки
6) образованию плодов — ореха или стручка
Выберите три правильных ответа из шести. Растения семейства розоцветных отличаются от растений семейства капустных (крестоцветных) наличием
1) цветка пятичленного типа с двойным околоцветником
2) цветка четырехчленного типа с двойным околоцветником
3) плода — яблока, костянки
4) плода — стручка или стручочка
5) разнообразных листьев: сложных, простых
6) нижних листьев, образующих прикорневую розетку
Выберите три правильных ответа из шести. Для класса Однодольные характерны признаки:
1) мочковатая корневая система
2) стержневая корневая система
3) жилкование листьев параллельное или дуговое
4) жилкование листьев сетчатое
5) листья всегда простые
6) развитие из зародышевого корешка явно выраженного главного корня
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите признаки, относящиеся к простейшим животным
1) клетка — целостный организм
2) органеллы передвижения временные или постоянные
3) эукариотические одноклеточные организмы
4) прокариотические одноклеточные организмы
6) реагируют на изменение окружающей среды с помощью рефлекса
1) сложными пищевыми цепями;
2) простыми пищевыми цепями;
3) отсутствием видового разнообразия;
4) наличием естественного отбора;
5) зависимостью от деятельности человека;
Какое значение в жизни простейших имеют цисты?