РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.

Задание ЕГЭ по биологии

Установите соответствие между характеристиками и органоидами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) внутриклеточное пищеварение

Б) удаление жидких продуктов метаболизма

В) создание тока воды

Г) лизис бактерий

Д) органоид из центральной полости и приводящих каналов

Е) возможность автотрофного питания

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4



Добавить в избранное

P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

о вашей находке 😉

При обращении указывайте id этого вопроса – 20087.

Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.

Задание ЕГЭ по биологии

Каким номером на рисунке обозначено животное, у которого отсутствует нервная регуляция?



Добавить в избранное

P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

о вашей находке 😉

При обращении указывайте id этого вопроса – 20024.

Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.

Задание ЕГЭ по биологии

Установите соответствие между характеристиками и органоидами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) фагоцитоз

Б) штопорообразное движение

В) цикл Кальвина

Г) фотолиз воды

Д) удаление избытка воды

Е) поддержание постоянного осмотического давления

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4



Добавить в избранное

Верный ответ: 341122

Под цифрами:

1) Хлоропласт – обеспечивает процесс фотосинтеза: фотолиз воды (Г) – разложение воды под действием солнечного света в световой фазе фотосинтеза, цикл Кальвина (В) – идет в темновой фазе фотосинтеза, в ходе цикла Кальвина происходит синтез глюкозы

2) Сократительная вакуоль – наполняется жидкостью, при сокращении удаляет избыток воды из клетки (Д), поддерживает постоянное осмотическое давление (Е)

3) Пищеварительная вакуоль (фагосома) – участвует в процессе фагоцитоза (А): твердые вещества окружаются цитоплазматической мембраной со всех сторон и заключаются в пузырек – пищеварительную вакуоль (фагосому), которая сливается с первичной лизосомой

4) Реснички – органоид движения, биение ресничек обеспечивает штопорообразное движение (Б) инфузории-туфельки

Под всеми цифрами:

1 – хлоропласт эвглены зеленой

2 – сократительная вакуоль инфузории (солнце внутри простейшего 🙂 – функция: удаление из клетки избытка воды, поддержание постоянного осмотического давления (гомеостаз)

3 – пищеварительная вакуоль амебы

4 – реснички инфузории (органоид движения)

5 – ядро эвглены (размножается простым продольным делением)

6 – макронуклеус или вегетативное ядро (большое ядро) инфузории, контролирующее все процессы жизнедеятельности, кроме полового размножения – конъюгации

7 – жгутик эвглены зеленой (органоид движения)

8 – микронуклеус инфузории или генеративное ядро (малое ядро) инфузории, контролирующее процесс полового размножения – конъюгацию

P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

о вашей находке 😉

При обращении указывайте id этого вопроса – 19963.

Установите соответствие между характеристиками и организмами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) способны существовать в анаэробных условиях

Б) в клетке присутствуют лизосомы, клетка способна к фагоцитозу

В) захватывают пищу фагоцитозом

Г) клетки не способны к движению

Д) имеет сократительную вакуоль

Е) клетки покрыты оболочкой из хитина

1) дрожжи

2) амеба



Добавить в избранное

Верный ответ: 122121

Вторичная лизосома амебы называется пищеварительной вакуолью.

P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

о вашей находке 😉

При обращении указывайте id этого вопроса – 5149.

Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуры клеток, участвующие в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?

Задание ЕГЭ по биологии



Добавить в избранное

1) Под буквой А изображен фагоцитоз (захват клеткой твердых пищевых частиц, бактерий), под буквой Б – пиноцитоз (захват клеткой жидкости)

2) В этих процессах активно участвует плазматическая мембрана клетки

3) Фагосома (фагоцитарный пузырек), содержащий бактерию, сливается с первичной лизосомой, после чего бактерия подвергается расщеплению – на данном фагосома называется вторичная лизосома

4) Когда бактерия окажется полностью расщепленной, образуется остаточное тельце (непереваренные остатки), которое удаляется из клетки, а образовавшиеся в результате пищеварения мономеры поступают в цитоплазму

P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

о вашей находке 😉

При обращении указывайте id этого вопроса – 5050.


Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще





Скопировать ссылку на результаты поиска

Добавить в вариант

РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Ко­рал­ло­вые рифы об­ра­зу­ют­ся в ре­зуль­та­те жиз­не­де­я­тель­но­сти


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Ко­ло­нии ко­рал­лов об­ра­зу­ют жи­вот­ные, ко­то­рые от­но­сят­ся к типу


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Ки­шеч­ная (га­страль­ная) по­лость медуз

1) про­стая меш­ко­об­раз­ная

2) раз­делённая на пе­ред­ний и зад­ний от­де­лы

4) не вы­ра­же­на


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Сколь­ко пар глаз у паука-кре­сто­ви­ка


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Какой газ вы­де­ля­ют при ды­ха­нии про­стей­шие


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Какие ве­ще­ства скап­ли­ва­ют­ся в со­кра­ти­тель­ных ва­ку­о­лях про­стей­ших

1) пи­та­тель­ные ве­ще­ства

2) не­пе­ре­ва­рен­ные остат­ки пищи

3) жид­кие ко­неч­ные про­дук­ты об­ме­на ве­ществ

4) кис­ло­род и азот


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Вы­бе­ри­те про­стей­шее, ко­то­рое не может пи­тать­ся как рас­те­ние


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Про­стей­шие жи­вот­ные – эу­ка­ри­о­ты, так как их клет­ки

1) имеют оформ­лен­ное ядро

2) имеют обо­лоч­ку из клет­чат­ки

3) со­дер­жат со­кра­ти­тель­ные ва­ку­о­ли

4) со­дер­жат ДНК, за­мкну­тую в коль­цо


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Клет­ки про­стей­ших имеют наи­боль­шее сход­ство с клет­ка­ми

3) мно­го­кле­точ­ных жи­вот­ных

4) од­но­кле­точ­ных рас­те­ний


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

У каких про­стей­ших име­ет­ся цел­лю­лоз­ная кле­точ­ная стен­ка?

1) толь­ко па­ра­зи­ти­че­ских

2) толь­ко у сво­бод­но жи­ву­щих прес­но­вод­ных

3) толь­ко у сво­бод­но жи­ву­щих мор­ских

4) у рас­ти­тель­ных од­но­кле­точ­ных


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Слож­ность стро­е­ния кле­ток про­стей­ших свя­за­на с тем, что это

1) па­ра­зи­ти­че­ские ор­га­низ­мы

2) од­но­кле­точ­ные ор­га­низ­мы

4) древ­ние ор­га­низ­мы


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

4) со­кра­ти­тель­ную ва­ку­оль


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Какие про­стей­шие об­ра­зу­ют ко­ло­нии

4) ин­фу­зо­рия ту­фель­ка


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

В про­цес­се пи­ще­ва­ре­ния у че­ло­ве­ка белок рас­щеп­ля­ет­ся на

2) гли­це­рин и жир­ные кис­ло­ты

4) уг­ле­кис­лый газ, воду и ам­ми­ак


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

В свёрты­ва­нии крови участ­ву­ют


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

В про­цес­се пи­ще­ва­ре­ния у че­ло­ве­ка белок рас­щеп­ля­ет­ся на

2) гли­це­рин и жир­ные кис­ло­ты

4) уг­ле­кис­лый газ, воду и ам­ми­ак


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

За­бо­ле­ва­ние СПИ­Дом вы­зы­ва­ют


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

В эко­си­сте­ме хвой­но­го леса к кон­су­мен­там вто­ро­го по рядка от­но­сят

4) поч­вен­ных бак­те­рий


В про­цес­се пла­сти­че­ско­го об­ме­на

1) более слож­ные уг­ле­во­ды син­те­зи­ру­ют­ся из менее слож­ных

2) жиры пре­вра­ща­ют­ся в гли­це­рин и жир­ные кис­ло­ты

3) белки окис­ля­ют­ся с об­ра­зо­ва­ни­ем уг­ле­кис­ло­го газа, воды, азот­со­дер­жа­щих ве­ществ

4) про­ис­хо­дит осво­бож­де­ние энер­гии и син­тез АТФ


Пла­сти­че­ский обмен в клет­ке ха­рак­те­ри­зу­ет­ся

1) рас­па­дом ор­га­ни­че­ских ве­ществ с осво­бож­де­ни­ем энер­гии

2) об­ра­зо­ва­ни­ем ор­га­ни­че­ских ве­ществ с на­коп­ле­ни­ем в них энер­гии

3) вса­сы­ва­ни­ем пи­та­тель­ных ве­ществ в кровь

4) пе­ре­ва­ри­ва­ни­ем пищи с об­ра­зо­ва­ни­ем рас­тво­ри­мых ве­ществ





Скопировать ссылку на результаты поиска

Добавить в вариант

РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

К про­ка­ри­о­там от­но­сят­ся

1) ви­ру­сы и бак­те­рио­фаг

2) бак­те­рии и си­не­зе­ле­ные

3) во­до­рос­ли и про­стей­шие

4) грибы и ли­шай­ни­ки


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Ор­га­низ­мы, клет­ки ко­то­рых не имеют оформ­лен­но­го ядра, ми­то­хон­дрий, ап­па­ра­та Голь­д­жи, от­но­сят к груп­пе


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

В клет­ках каких ор­га­низ­мов со­дер­жит­ся в де­сят­ки раз боль­ше уг­ле­во­дов, чем в клет­ках жи­вот­ных


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Ор­га­но­ид, от­гра­ни­чен­ный от ци­то­плаз­мы одной мем бра­ной, со­дер­жа­щий мно­же­ство фер­мен­тов, ко­то­рые рас­щеп ляют слож­ные ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства до про­стых, мо­но­ме­ров,  —


Син­тез каких про­стых ор­га­ни­че­ских ве­ществ в ла­бо­ра­то­рии под­твер­дил воз­мож­ность абио­ген­но­го воз­ник­но­ве­ния бел­ков


Функ­ция про­стых уг­ле­во­дов в клет­ке  —

3) хра­не­ние на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции

4) уча­стие в био­син­те­зе белка


В клет­ках каких ор­га­низ­мов со­дер­жит­ся в де­сят­ки раз боль­ше уг­ле­во­дов, чем в клет­ках жи­вот­ных?


Из­бы­точ­ное ко­ли­че­ство уг­ле­во­дов в ор­га­низ­ме при­во­дит к

1) отрав­ле­нию ор­га­низ­ма

2) их пре­вра­ще­нию в белки

3) их пре­вра­ще­нию в жиры

4) рас­щеп­ле­нию на более про­стые ве­ще­ства


Раны и ца­ра­пи­ны на коже за­жи­ва­ют бла­го­да­ря


Какие ор­га­низ­мы син­те­зи­ру­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских с ис­поль­зо­ва­ни­ем энер­гии света


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Вы­бе­ри­те про­стей­шее, ко­то­рое может пи­тать­ся как рас­те­ние

4) зе­ле­ная эв­гле­на


Пар­те­но­ге­нез ха­рак­те­рен для


Хитин со­дер­жит­ся в кле­точ­ных обо­лоч­ках


В про­цес­се фо­то­син­те­за рас­те­ния

1) обес­пе­чи­ва­ют себя ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми

2) окис­ля­ют слож­ные ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства до про­стых

3) по­гло­ща­ют ми­не­раль­ные ве­ще­ства кор­ня­ми из почвы

4) рас­хо­ду­ют энер­гию ор­га­ни­че­ских ве­ществ


Фо­то­син­тез, в от­ли­чие от био­син­те­за белка, про­ис­хо­дит в клет­ках

2) со­дер­жа­щих хло­ро­пла­сты

3) про­стей­ших жи­вот­ных

4) плес­не­вых гри­бов


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Для клас­са од­но­доль­ных рас­те­ний в от­ли­чие от дву­доль­ных ха­рак­тер­но

1) на­ли­чие плода, за­щи­ща­ю­ще­го се­ме­на от не­бла­го­при­ят­ных усло­вий

2) на­ли­чие цвет­ков 3-член­но­го типа с про­стым око­ло­цвет­ни­ком или без око­ло­цвет­ни­ка

3) двой­ное опло­до­тво­ре­ние и раз­ви­тие семян из се­мя­за­чат­ка

4) раз­но­об­ра­зие спо­со­бов рас­про­стра­не­ния пло­дов, семян


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Наи­бо­лее про­стое стро­е­ние среди выс­ших рас­те­ний имеют мхи, так как у них

2) не­вет­вя­щий­ся сте­бель с уз­ки­ми ли­стья­ми

3) об­ра­зу­ет­ся много спор

4) есть воз­ду­хо­нос­ные клет­ки


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Ха­рак­тер­ный при­знак рас­те­ния се­мей­ства слож­но­цвет­ных (аст­ро­вых)  — со­цве­тие


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Про­стые ли­стья с цель­ной ли­ней­ной ли­сто­вой пла­стин­кой ха­рак­тер­ны для


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Ко­рал­ло­вые рифы об­ра­зу­ют­ся в ре­зуль­та­те жиз­не­де­я­тель­но­сти

Простейшие – одноклеточные организмы? Безусловно, ни о каких тканях, органах не может идти
и речи – но это совершенно не означает, что у простейших не идут процессы газообмена,
выделения, транспорта питательных веществ – все они идут, но по-особенному.

У простейших одна клетка выполняет все функции целого организма, поэтому клетки имеют сложное
строение. Клетки обладают всеми основными жизненными функциями: раздражимостью, размножением,
обменом веществ.

Строение простейшего - амебы

Строение клетки простейшего

Форма клетки простейших постоянная, окружена пелликулой – наружным, уплотненным слоем цитоплазмы, который поддерживает постоянную
форму. У некоторых простейших (амеба, на рисунке выше) пелликула отсутствует и форма клетки непостоянная, растекающаяся.

Клетка простейших является эукариотической – имеет оформленное ядро, обособленное ядерной
мембраной от цитоплазмы. В цитоплазме многих простейших выделяют эктоплазму (периферический наружный, более плотный слой цитоплазмы)
и эндоплазму (внутренний зернистый слой цитоплазмы, менее плотный, подвижен).

Типичным для эукариотов является набор органоидов в клетке: митохондрии, эндоплазматический ретикулум (сеть), аппарат (комплекс) Гольджи,
запасные питательные вещества (гликоген, жировые включения), рибосомы, лизосомы.

Сократительные вакуоли

Особенностью строения, является наличие в клетке простейших сократительных вакуолей, которые служат для поддержания осмотического давления.
В клетку простейших постоянно поступает избыток воды, и, чтобы клетку не разорвало от повышенного давления, вода постоянно удаляется из клетки.
Таким образом, функцию выделения выполняют сократительные вакуоли.

Работа сократительных вакуолей

Работа сократительной вакуоли подчинена определенному механизму. Сначала лучистые канальцы, расположенные вокруг вакуоли, накапливают воду.
При скоплении в них достаточно большого количества воды они изливают ее в центральную полость – сократительную вакуоль. Вакуоль сокращается
и избыток воды удаляется из клетки во внешнюю среду, таким образом, разрыв клетки предотвращается.

Хемотаксис

Поскольку нервная система отсутствует, раздражимость у простейших осуществляется с помощью хемотаксиса. Хемотаксис – движение подвижных организмов под влиянием одностороннего раздражения
химическими веществами. Хемотаксис может быть положительным (движение по направлению к химическому веществу) или отрицательным (движение в обратном направлении,
от химического вещества).

Пищеварительная система также отсутствует, ее функция передана пищеварительным вакуолям. Тип питания – внутриклеточный, осуществляется с помощью
фагоцитоза (от греч. phago – ем) – захват и переваривание твердых пищевых частиц, и пиноцитоза (от греч. pino – пью) – захват и транспортировка жидкости.

На рисунке ниже показаны стадии фагоцитоза. Фагоцитоз был открыт Мечниковым И. И., создателем фагоцитарной теории иммунитета. Отмечу, что адгезия (от лат.
adhaesio – прилипание) – сцепление между клеткой и твердой пищевой частицей (другой клеткой, например бактерией), которую она собирается поглотить.

Фагоцитоз

Дыхание

Очевидно, что органов дыхания у простейших нет. Простейшие дышат всей поверхностью клетки.

Размножение

У простейших возможно бесполое и половое размножение. Бесполое осуществляется с помощью деления (митоз), шизогонией, спорообразованием (мейоз). Половое – с помощью копуляции и конъюгации.

Шизогония (от греч. schizo – разделяю) – множественное бесполое размножение, при котором, вследствие деления без разрыва цитоплазматической мембраны,
клетка становится многоядерной, а затем распадается на множество дочерних клеток (соответственно количеству ядер).

Шизогония простейших

Копуляция (от лат. copulatio – совокупление) – слияние как плазмы, так и ядер обеих копулирующих гаплоидных (n) особей.

Конъюгация (от лат. conjugatio – соединение) –
временное соединение двух особей, которые при этом обмениваются частями своего ядерного аппарата и цитоплазмой. В ходе конъюгации инфузорий объединяются их пронуклеусы, образовавшиеся в результате деления малого ядра (микронуклеуса) мейозом. После конъюгации происходит энергичное деление особей.

Конъюгация у инфузорий

Значение простейших

Простейшие являются звеном в цепи питания. Фитопланктон (продуценты) – создатели органических веществ, служащие пищей для многих организмов. Зоопланктон
(консументы) – питаются фитопланктоном и сами служат пищей для других организмов. Часть простейших являются причинами многих паразитарных заболеваний
человека, растений и животных.

Простейшие паразиты

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение
(в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования,
обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию


.

Демонстрационная версия ЕГЭ—2021 по биологии

При вы­пол­не­нии за­да­ний с крат­ким от­ве­том впи­ши­те в поле для от­ве­та цифру, ко­то­рая со­от­вет­ству­ет но­ме­ру пра­виль­но­го от­ве­та, или число, слово, по­сле­до­ва­тель­ность букв (слов) или цифр. Ответ сле­ду­ет за­пи­сы­вать без про­бе­лов и каких-либо до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов. Дроб­ную часть от­де­ляй­те от целой де­ся­тич­ной за­пя­той. Еди­ни­цы из­ме­ре­ний пи­сать не нужно.

Если ва­ри­ант задан учи­те­лем, вы мо­же­те впи­сать или за­гру­зить в си­сте­му от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний с крат­ким от­ве­том и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей ста­ти­сти­ке.

Версия для печати и копирования в MS Word

Рас­смот­ри­те пред­ло­жен­ную схему клас­си­фи­ка­ции видов из­мен­чи­во­сти. За­пи­ши­те в от­ве­те про­пу­щен­ный тер­мин, обо­зна­чен­ный на схеме зна­ком во­про­са.

РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ


Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Ме­то­ды био­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Био­ло­гия как наука» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Уров­ни ор­га­ни­за­ции живой при­ро­ды» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.


В со­ма­ти­че­ской клет­ке тела рыбы 56 хро­мо­сом. Какой набор хро­мо­сом имеет спер­ма­то­зо­ид рыбы? В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко ко­ли­че­ство хро­мо­сом.

В не­ко­то­рой мо­ле­ку­ле ДНК на долю нук­лео­ти­дов с аде­ни­ном при­хо­дит­ся 18%. Опре­де­ли­те про­цент­ное со­дер­жа­ние нук­лео­ти­дов с ци­то­зи­ном, вхо­дя­щих в со­став мо­ле­ку­лы. В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко со­от­вет­ству­ю­щее число.


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ
Все пе­ре­чис­лен­ные ниже при­зна­ки, кроме двух, ис­поль­зу­ют­ся для опи­са­ния изоб­ражённой на ри­сун­ке клет­ки. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

3)  спо­соб­ность к фо­то­син­те­зу

4)  спо­соб­ность к фа­го­ци­то­зу

5)  спо­соб­ность к био­син­те­зу белка

Все пе­ре­чис­лен­ные ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния мо­ле­ку­лы ДНК. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1)  со­сто­ит из двух по­ли­нук­лео­тид­ных цепей, за­кру­чен­ных в спи­раль

2)  пе­ре­но­сит ин­фор­ма­цию к месту син­те­за белка

3)  в ком­плек­се с бел­ка­ми стро­ит тело ри­бо­со­мы

5)  в ком­плек­се с бел­ка­ми об­ра­зу­ет хро­мо­со­мы


Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми и эта­па­ми энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А)  рас­щеп­ле­ние глю­ко­зы в ци­то­плаз­ме

Б)  син­тез 36 мо­ле­кул АТФ

В)  об­ра­зо­ва­ние мо­лоч­ной кис­ло­ты

Г)  пол­ное окис­ле­ние ве­ществ до СО 2
и Н 2
О

Д)  об­ра­зо­ва­ние пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты

ЭТАПЫ ЭНЕР­ГЕ­ТИ­ЧЕ­СКО­ГО ОБ­МЕ­НА

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:


Опре­де­ли­те со­от­но­ше­ние фе­но­ти­пов у по­том­ков при мо­но­ги­брид­ном скре­щи­ва­нии двух ге­те­ро­зи­гот­ных ор­га­низ­мов при пол­ном до­ми­ни­ро­ва­нии. Ответ за­пи­ши­те в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр, по­ка­зы­ва­ю­щих со­от­но­ше­ние по­лу­чив­ших­ся фе­но­ти­пов, в по­ряд­ке их убы­ва­ния.

По изоб­ражённой на ри­сун­ке ро­до­слов­ной опре­де­ли­те ве­ро­ят­ность (в про­цен­тах) рож­де­ния в браке, от­ме­чен­ном циф­рой 1, ребёнка с при­зна­ком, про­явив­шим­ся при пол­ном его до­ми­ни­ро­ва­нии. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ


Все при­ведённые ниже тер­ми­ны, кроме двух, ис­поль­зу­ют­ся для опи­са­ния по­ло­во­го раз­мно­же­ния ор­га­низ­мов. Опре­де­ли­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми био­ло­ги­че­ских яв­ле­ний и фор­ма­ми из­мен­чи­во­сти, ко­то­рые эти при­ме­ры ил­лю­стри­ру­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А)  по­яв­ле­ние бе­ло­гла­зых мух дро­зо­фил у крас­но­гла­зых ро­ди­те­лей

Б)  по­яв­ле­ние мыши-аль­би­но­са у серых ро­ди­те­лей

В)  фор­ми­ро­ва­ние у стре­ло­ли­ста ли­стьев раз­ных форм в воде и на воз­ду­хе

Г)  по­яв­ле­ние у ребёнка цвета глаз од­но­го из ро­ди­те­лей

Д)  умень­ше­ние раз­ме­ра ко­ча­на ка­пу­сты при не­до­стат­ке влаги

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между струк­ту­ра­ми и за­ро­ды­ше­вы­ми лист­ка­ми, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке циф­ра­ми 1, 2, из ко­то­рых эти струк­ту­ры фор­ми­ру­ют­ся: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Г)  глад­кая мы­шеч­ная ткань

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Если в про­цес­се эво­лю­ции у жи­вот­но­го сфор­ми­ро­вал­ся го­лов­ной мозг, изоб­ражённый на ри­сун­ке, то этому жи­вот­но­му при­су­щи

3)  кож­ные по­кро­вы с че­шуй­ка­ми или щит­ка­ми

4)  не­по­сто­ян­ная тем­пе­ра­ту­ра тела

6)  раз­ви­тие за­ро­ды­ша в матке

Из­вест­но, что бак­те­рия ту­бер­кулёзная па­лоч­ка  — аэроб­ный, мик­ро­ско­пи­че­ский, па­то­ген­ный ор­га­низм
. Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже тек­ста три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию пе­ре­чис­лен­ных выше при­зна­ков бак­те­рии.

Раз­ме­ры ту­бер­кулёзной па­лоч­ки со­став­ля­ют в длину 1–10 мкм, а в диа­мет­ре 0,2–0,6 мкм.

Ор­га­низм не­по­дви­жен и не спо­со­бен об­ра­зо­вы­вать споры.

При тем­пе­ра­ту­ре выше 20 °C во влаж­ном и тёмном месте со­хра­ня­ет жиз­не­спо­соб­ность до 7 лет.

Для сво­е­го раз­ви­тия ор­га­низм нуж­да­ет­ся в на­ли­чие кис­ло­ро­да.

Ту­бер­кулёзная па­лоч­ка яв­ля­ет­ся па­ра­зи­ти­че­ским ор­га­низ­мом.


В при­ро­де ор­га­низм рас­про­стра­ня­ет­ся не толь­ко с кап­ля­ми жид­ко­сти, но и вет­ром.


Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и ор­га­на­ми рас­те­ния, ко­то­рые вы­пол­ня­ют эти функ­ции: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А)  осу­ществ­ле­ние ми­не­раль­но­го пи­та­ния

В)  син­тез ор­га­ни­че­ских ве­ществ из не­ор­га­ни­че­ских

Е)  по­гло­ще­ние уг­ле­кис­ло­го газа и вы­де­ле­ние кис­ло­ро­да

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:


Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность рас­по­ло­же­ния си­сте­ма­ти­че­ских так­со­нов рас­те­ния, на­чи­ная с са­мо­го круп­но­го так­со­на. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.


Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Во время бега в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1)  уси­ли­ва­ет­ся син­тез желчи клет­ка­ми пе­че­ни

2)  оста­нав­ли­ва­ет­ся био­син­те­за белка в ске­лет­ных мыш­цах

3)  сни­жа­ет­ся ар­те­ри­аль­ное дав­ле­ние

4)  уси­ли­ва­ет­ся при­ток крови к коже

6)  по­вы­ша­ет­ся ак­тив­ность сим­па­ти­че­ско­го от­де­ла нерв­ной си­сте­мы

РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Вы­бе­ри­те три верно обо­зна­чен­ные под­пи­си к ри­сун­ку «Стро­е­ние уха». За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1)  на­руж­ный слу­хо­вой про­ход


Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ти­па­ми ткани че­ло­ве­ка: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Б)  вы­пол­ня­ет функ­цию опоры и пи­та­ния

В)  об­ра­зу­ет на­руж­ный по­кров кожи

Д)  со­сто­ит из тесно при­ле­га­ю­щих кле­ток

Е)  об­ра­зу­ет серое ве­ще­ство спин­но­го мозга

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:


Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка при пе­ре­ва­ри­ва­нии пищи. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1)  ин­тен­сив­ное вса­сы­ва­ние воды

2)  на­бу­ха­ние и ча­стич­ное рас­щеп­ле­ние бел­ков

3)  на­ча­ло рас­щеп­ле­ния крах­ма­ла

4)  вса­сы­ва­ние ами­но­кис­лот и глю­ко­зы в кровь

5)  рас­щеп­ле­ние всех био­по­ли­ме­ров пищи до мо­но­ме­ров


Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те три пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния мор­фо­ло­ги­че­ско­го кри­те­рия вида сосны обык­но­вен­ной. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Сосна обык­но­вен­ная  — све­то­лю­би­вое рас­те­ние.

Она имеет вы­со­кий строй­ный ствол, крона фор­ми­ру­ет­ся толь­ко вб­ли­зи вер­хуш­ки.

Сосна растёт на пес­ча­ных поч­вах, ме­ло­вых горах.

У неё хо­ро­шо раз­ви­ты глав­ный и бо­ко­вые корни, ли­стья иг­ло­вид­ные, по две хво­ин­ки в узле на по­бе­ге.

На мо­ло­дых по­бе­гах раз­ви­ва­ют­ся зе­ле­но­ва­то-жёлтые муж­ские шишки и крас­но­ва­тые жен­ские шишки.

Пыль­ца пе­ре­но­сит­ся вет­ром и по­па­да­ет на жен­ские шишки, где про­ис­хо­дит опло­до­тво­ре­ние.


Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми объ­ек­тов и ме­то­да­ми изу­че­ния эво­лю­ции, в ко­то­рых ис­поль­зу­ют­ся эти при­ме­ры: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А)  за­клад­ка жа­бер­ных дуг в он­то­ге­не­зе че­ло­ве­ка

Б)  остан­ки зве­ро­зу­бых яще­ров

В)  фи­ло­ге­не­ти­че­ский ряд ло­ша­ди

Г)  сход­ство за­ро­ды­шей клас­сов по­зво­ноч­ных

Д)  срав­не­ние флоры перм­ско­го и три­а­со­во­го пе­ри­о­дов

МЕ­ТО­ДЫ ИЗУ­ЧЕ­НИЯ ЭВО­ЛЮ­ЦИИ

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:


Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Устой­чи­вость эко­си­сте­мы влаж­но­го эк­ва­то­ри­аль­но­го леса опре­де­ля­ет­ся. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1)  боль­шим ви­до­вым раз­но­об­ра­зи­ем

3)  боль­шой чис­лен­но­стью хищ­ни­ков

4)  раз­ветвлёнными пи­ще­вы­ми се­тя­ми

5)  ко­ле­ба­ни­ем чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций

6)  за­мкну­тым кру­го­во­ро­том ве­ществ


Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эко­ло­ги­че­ски­ми фак­то­ра­ми, ко­то­рые этими при­ме­ра­ми ил­лю­стри­ру­ют­ся: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А)  по­вы­ше­ние дав­ле­ния ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха

Б)  из­ме­не­ние ре­лье­фа эко­си­сте­мы, вы­зван­ное зем­ле­тря­се­ни­ем

В)  из­ме­не­ние чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции зай­цев в ре­зуль­та­те эпи­де­мии

Г)  вза­и­мо­дей­ствие между вол­ка­ми в стае

Д)  кон­ку­рен­ция за тер­ри­то­рию между сос­на­ми в лесу

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:


Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность эво­лю­ци­он­ных про­цес­сов, про­ис­хо­див­ших на Земле, в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1)  выход ор­га­низ­мов на сушу

2)  воз­ник­но­ве­ние фо­то­син­те­за у про­ка­ри­от

3)  фор­ми­ро­ва­ние озо­но­во­го экра­на

4)  абио­ген­ный син­тез ор­га­ни­че­ских ве­ществ

5)  по­яв­ле­ние кле­точ­ных форм жизни


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ
Рас­смот­ри­те ри­су­нок с изоб­ра­же­ни­ем ба­боч­ки берёзовой пя­де­ни­цы и опре­де­ли­те тип при­спо­соб­ле­ния, форму есте­ствен­но­го от­бо­ра и на­прав­ле­ние эво­лю­ции, ко­то­рые при­ве­ли к по­яв­ле­нию тёмной формы при из­ме­не­нии усло­вий (ги­бе­ли ли­шай­ни­ков). За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя тер­ми­ны, при­ведённые в спис­ке. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин из пред­ло­жен­но­го спис­ка.

Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу «Струк­ту­ры клет­ки». За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя тер­ми­ны, при­ведённые в спис­ке. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­вой, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин из пред­ло­жен­но­го спис­ка.


Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу «Вы­жи­ва­ние птен­цов сквор­ца в за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства яиц в клад­ке».

Вы­жи­ва­ние птен­цов сквор­ца в за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства яиц в клад­ке

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ва­нии ана­ли­за пред­став­лен­ных дан­ных. За­пи­ши­те в от­ве­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны вы­бран­ные утвер­жде­ния.

1)  Оп­ти­маль­ное ко­ли­че­ство яиц в клад­ке  — 5, что обес­пе­чи­ва­ет мак­си­маль­ное вос­про­из­ве­де­ние осо­бей в дан­ной по­пу­ля­ции сквор­цов.

2)  Ги­бель птен­цов объ­яс­ня­ет­ся слу­чай­ны­ми фак­то­ра­ми.

3)  Чем мень­ше в клад­ке яиц, тем ниже смерт­ность птен­цов сквор­ца.

4)  Чем мень­ше птен­цов в гнез­де, тем чаще ро­ди­те­ли кор­мят каж­до­го из птен­цов.

5)  Ко­ли­че­ство яиц в клад­ке за­ви­сит от кли­ма­ти­че­ских фак­то­ров и на­ли­чия корма.

Про­ана­ли­зи­руй­те гра­фик ско­ро­сти раз­мно­же­ния мо­лоч­но­кис­лых бак­те­рий.

РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ва­нии ана­ли­за по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов. Ско­рость раз­мно­же­ния бак­те­рий

1)  все­гда прямо про­пор­ци­о­наль­на из­ме­не­нию тем­пе­ра­ту­ры среды.

2)  за­ви­сит от ре­сур­сов среды, в ко­то­рой на­хо­дят­ся бак­те­рии.

3)  за­ви­сит от ге­не­ти­че­ской про­грам­мы ор­га­низ­ма.

4)  в ин­тер­ва­ле от 20 до 36 °C по­вы­ша­ет­ся.

5)  умень­ша­ет­ся при тем­пе­ра­ту­ре выше 36 °C в связи с де­на­ту­ра­ци­ей части бел­ков в клет­ке бак­те­рии.

Про­ана­ли­зи­руй­те ги­сто­грам­му, в ко­то­рой пред­став­ле­ны по­зво­ноч­ные жи­вот­ные, со­став­ля­ю­щие пи­ще­вой ра­ци­он оби­та­ю­ще­го в тундре жи­вот­но­го Z. За­пи­ши­те в от­ве­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны вы­бран­ные утвер­жде­ния.

РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ва­нии

ана­ли­за пред­став­лен­ных дан­ных.

Жи­вот­ное Z можно от­не­сти к

2)  кон­су­мен­там II−IV по­ряд­ков


Из­вест­но, что кон­цен­тра­ция солей в плаз­ме крови со­от­вет­ству­ет кон­цен­тра­ции 0,9% хло­ри­да на­трия в фи­зио­ло­ги­че­ском рас­тво­ре. В стек­лян­ный ста­кан, за­пол­нен­ный рас­тво­ром по­ва­рен­ной соли, по­ме­сти­ли эрит­ро­ци­ты. Срав­ни­те изоб­ра­же­ния нор­маль­но­го эрит­ро­ци­та в плаз­ме (рис. А) и эрит­ро­ци­та в рас­тво­ре (рис. Б). Объ­яс­ни­те на­блю­да­е­мое яв­ле­ние. Опре­де­ли­те кон­цен­тра­цию соли в ста­ка­не (0,9%, более 0,9%, менее 0,9%).

РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Из­вест­но, что в рас­ти­тель­ных клет­ках при­сут­ству­ют два вида хло­ро­фил­ла: хло­ро­филл a
и хло­ро­филл b
. Учёному, для изу­че­ния их струк­ту­ры, не­об­хо­ди­мо раз­де­лить эти два пиг­мен­та. Какой метод он дол­жен ис­поль­зо­вать для их раз­де­ле­ния? На чём ос­но­ван этот метод?

Ана­ли­за ре­зуль­та­тов на­ру­ше­ния сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния генов поз­во­ля­ет опре­де­лить по­сле­до­ва­тель­ность рас­по­ло­же­ния генов в хро­мо­со­ме и со­ста­вить ге­не­ти­че­ские карты. Ре­зуль­та­ты мно­го­чис­лен­ных скре­щи­ва­ний мух дро­зо­фил по­ка­за­ли, что ча­сто­та на­ру­ше­ния сцеп­ле­ния между ге­на­ми А
и В
со­став­ля­ет 5%, между ге­на­ми А
и С
  — 11%, между ге­на­ми С
и В
  — 6%. Пе­ре­ри­суй­те пред­ло­жен­ную схему фраг­мен­та хро­мо­со­мы на лист от­ве­та, от­меть­те на ней вза­им­ное рас­по­ло­же­ние генов А
, В
, С
и ука­жи­те рас­сто­я­ние между ними. Какая ве­ли­чи­на при­ня­та за еди­ни­цу рас­сто­я­ния между ге­на­ми?

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.

На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


Какие про­цес­сы изоб­ра­же­ны на ри­сун­ках А и Б? На­зо­ви­те струк­ту­ру клет­ки, участ­ву­ю­щую в этих про­цес­сах. Какие пре­об­ра­зо­ва­ния в клет­ке далее про­изой­дут с бак­те­ри­ей на ри­сун­ке А?

РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

На ри­сун­ках изоб­ра­же­ны ске­лет и от­пе­ча­ток пе­рьев и ре­кон­струк­ция вы­мер­ше­го жи­вот­но­го, оби­тав­ше­го 150–147 млн лет назад.

РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Ис­поль­зуя фраг­мент «Гео­хро­но­ло­ги­че­ской таб­ли­цы», опре­де­ли­те, в какой эре и каком пе­ри­о­де оби­тал дан­ный ор­га­низм? Это жи­вот­ное ино­гда от­но­сят к пти­цам, но оно имело не­ко­то­рые при­зна­ки, не­ха­рак­тер­ные для со­вре­мен­ных птиц. Пе­ре­чис­ли­те те из них, ко­то­рые видны на ри­сун­ках (не менее трёх при­зна­ков).

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.

На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

Все же­ле­зы ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка де­лят­ся на три груп­пы: же­ле­зы внеш­ней, внут­рен­ней и сме­шан­ной сек­ре­ции. Сек­ре­ты, об­ра­зу­ю­щи­е­ся во всех же­ле­зах внеш­ней сек­ре­ции, через вы­вод­ные про­то­ки по­сту­па­ют на по­верх­ность тела.
Сек­ре­ты желёз внут­рен­ней сек­ре­ции по про­то­кам по­сту­па­ют в кровь.


Же­ле­зы внут­рен­ней сек­ре­ции – эн­до­крин­ные же­ле­зы – вы­де­ля­ют био­ло­ги­че­ски ак­тив­ные ре­гу­ля­тор­ные ве­ще­ства – гор­мо­ны.

Гор­мо­ны ре­гу­ли­ру­ют обмен ве­ществ, вли­я­ют на рост и раз­ви­тие ор­га­низ­ма, участ­ву­ют в ре­гу­ля­ции всех ор­га­нов и си­стем ор­га­нов, про­цес­сов, про­те­ка­ю­щих на кле­точ­ном уров­не.

Гор­мон под­же­лу­доч­ной же­ле­зы – ин­су­лин – ре­гу­ли­ру­ет со­дер­жа­ние глю­ко­зы в крови.

Гор­мон щи­то­вид­ной же­ле­зы – ад­ре­на­лин – по­вы­ша­ет воз­бу­ди­мость нерв­ной си­сте­мы, уча­ща­ет сер­деч­ные со­кра­ще­ния.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.

На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


В 1724 г. ан­глий­ский ис­сле­до­ва­тель Сте­фан Хейлз провёл экс­пе­ри­мент, в ко­то­ром ис­поль­зо­вал ветки од­но­го рас­те­ния, оди­на­ко­вые со­су­ды с водой и из­ме­ри­тель­ный ин­стру­мент  — ли­ней­ку. Он уда­лил с веток раз­ное ко­ли­че­ство ли­стьев и по­ме­стил ветки в со­су­ды с рав­ным ко­ли­че­ством воды, а затем по­сто­ян­но из­ме­рял уро­вень воды. Через не­ко­то­рое время С. Хейлз об­на­ру­жил, что уро­вень воды в раз­ных со­су­дах из­ме­нял­ся не­оди­на­ко­во.

По­че­му уро­вень воды в со­су­дах из­ме­нил­ся не­оди­на­ко­во? В ре­зуль­та­те каких про­цес­сов про­изо­шло из­ме­не­ние уров­ня воды? Какие струк­ту­ры листа обес­пе­чи­ва­ют эти про­цес­сы?

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.

На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


Какие про­цес­сы жи­во­го ве­ще­ства био­сфе­ры обес­пе­чи­ва­ют от­но­си­тель­ное по­сто­ян­ство кон­цен­тра­ции кис­ло­ро­да и азота в ат­мо­сфе­ре? Ука­жи­те не менее четырёх про­цес­сов и по­яс­ни­те их зна­че­ние.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.

На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


Из­вест­но, что ком­пле­мен­тар­ные цепи нук­ле­и­но­вых кис­лот ан­ти­па­рал­лель­ны (концу в одной цепи со­от­вет­ству­ет 3ʹ- конец дру­гой цепи). Син­тез нук­ле­и­но­вых кис­лот на­чи­на­ет­ся с 5ʹ- конца. Ри­бо­со­ма дви­жет­ся по иРНК

в на­прав­ле­нии от 5ʹ- к 3ʹ- концу. Все виды РНК син­те­зи­ру­ют­ся на ДНК- мат­ри­це. Фраг­мент мо­ле­ку­лы ДНК, на ко­то­рой син­те­зи­ру­ет­ся уча­сток цен­траль­ной петли тРНК, имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов (ниж­няя цепь  — мат­рич­ная):

Уста­но­ви­те нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность участ­ка тРНК, ко­то­рый син­те­зи­ру­ет­ся на дан­ном фраг­мен­те и опре­де­ли­те ами­но­кис­ло­ту, ко­то­рую будет пе­ре­но­сить эта тРНК в про­цес­се био­син­те­за белка, если тре­тий три­плет с 5ʹ конца со­от­вет­ству­ет ан­ти­ко­до­ну тРНК. Ответ по­яс­ни­те. Для ре­ше­ния за­да­ния ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода. При на­пи­са­нии нук­ле­и­но­вых кис­лот ука­зы­вай­те на­прав­ле­ние цепи.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.

На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


У уток при­зна­ки хох­ла­то­сти и ка­че­ства опе­ре­ния ауто­сом­ные не­сцеп­лен­ные. В го­мо­зи­гот­ном до­ми­нант­ном со­сто­я­нии ген хох­ла­то­сти вы­зы­ва­ет ги­бель эм­бри­о­нов.

В скре­щи­ва­нии хох­ла­тых с нор­маль­ным опе­ре­ни­ем уток и хох­ла­тых с нор­маль­ным опе­ре­ни­ем се­лез­ней часть потом­ства по­лу­чи­лась без хо­хол­ка и с шел­ко­ви­стым опе­ре­ни­ем. При скре­щи­ва­нии по­лу­чен­ных в пер­вом по­ко­ле­нии хох­ла­тых уток с нор­маль­ным опе­ре­ни­ем (го­мо­зи­гот­ных) и се­лез­ней с таким же ге­но­ти­пом, по­лу­чи­лось две фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы по­том­ков. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­тель­ских осо­бей, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы по­лу­чен­но­го потом­ства в пер­вом и во вто­ром скре­щи­ва­ни­ях. Опре­де­ли­те и по­яс­ни­те фе­но­ти­пи­че­ское рас­щеп­ле­ние в пер­вом и во вто­ром скре­щи­ва­ни­ях.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.

На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.


Каталог заданий по темам

. Прогноз результатов эксперимента

. Решение биологических расчётных задач

. Многообразие организмов

. Многообразие организмов

. Многообразие организмов

. Основные систематические категории

. Организм человека и гигиена человека

. Эволюция живой природы

. Экосистемы и присущие им закономерности

. Среды жизни. Биосфера

. Человек и его здоровье

. Биологические системы и их закономерности

. Анализ текстовой и графической информации

. Человек и многообразие организмов

. Эволюция и экологические закономерности

. Задача по цитологии

. Задача по генетике


Дополнительные задания для подготовки

Задания Д11. Многообразие и систематика растений

Задания Д1. Биологические термины и понятия

Задания Д1. Биология как наука

Задания Д2. Клетка: состав строение, функции

Задания Д3. Метаболизм клетки

Задания Д4. Клетка как биологическая система

Задания Д4. Клетка. Деление клеток

Задания Д5. Воспроизведение организмов. Онтогенез

Задания Д5. Жизненный цикл клетки

Задания Д6. Генетика. Наследственность

Задания Д7. Генетические закономерности

Задания Д8. Воспроизведение организмов. Онтогенез

Задания Д9. Многообразие организмов

Задания Д10. Многообразие и систематика растений

Задания Д10. Царства Бактерии, Грибы, Лишайники, Растения


Задания Д12. Основные типы беспозвоночных

РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ Задания Д13. Хордовые животные


Задания Д15. Эволюция живой природы


Задания Д16. Внутренняя среда организма человека

Задания Д16. Движущие силы эволюции

Задания Д18. Гигиена человека

Задания Д19. Эволюция живой природы

РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ Задания Д20. Общебиологические закономерности

Задания Д20. Человек и его здоровье

Задания Д20. Эволюция живой природы

Задания Д21. Макроэволюция. Результаты эволюции

Задания Д22 C1. Планирование, проведение и анализ результата эксперимента

Задания Д22 C2. При­ме­не­ние знаний в прак­ти­че­ских ситуациях

Задания Д22. Экологические факторы

Задания Д23. Экосистема, ее компоненты. Экология

Задания Д24 C2. Задание на анализ биологической информации

Задания Д24 C3. Задание на анализ биологической информации

Задания Д25. Общебиологические закономерности

Задания Д27 C6. Задача по цитологии

Задания Д27. Многообразие организмов и человек

Задания Д28 C5. Задача по генетике

Задания Д28. Надорганизменные системы и эволюция мира

Задания Д29. Сопоставление объектов и явлений

Задания Д30. Сопоставление объектов и явлений

Задания Д31. Сопоставление объектов и явлений

Задания Д32. Сопоставление объектов и явлений

Задания Д33. Установление последовательности

Задания Д34. Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого

Задания Д35. Органы и системы органов

Мы знаем в чем причина низких баллов в 2023 году.

МЫ ЗНАЕМ КАК ИСПРАВИТЬ ЭТО В 2024 ГОДУ

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ от Университета «Синергия»

РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Собрал необходимые материалы по всем предметам и уже разделили их по блокам, вопросам, вариантам и типам заданий на экзамене. В разделах есть официальная информация к изучению — кодификатор, спецификация ФИПИ, демоверсии, КИМ (пробные варианты) и многое другое.

РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Для удобства информация распределена по номерам заданий демоверсий 2024 года. Материал изложен полно, но кратко. Простым языком. Есть наглядные примеры для понимания, схемы, таблицы для запоминания.

РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Это удобное пособие для быстрой подготовки к экзаменам: просто выбирайте задание, которое вызвало больше всего затруднений или вопросов, и тренируйтесь. В каждом листе есть список заданий, которые вы можете пройти самостоятельно, также правильные ответы с пояснениями (обоснованиями).

РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ по биологии и химии

  • Кандидат биологических наук
  • Закончила МГУ имени М. В. Ломоносова
  • Старший научный сотрудник кафедры общей экологии и гидробиологии МГУ Биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Эксперт ЕГЭ по биологии

За 20 лет преподавания на биофаке МГУ ни одного провала — мои ученики пополнили ряды МГУ имени М. В. Ломоносова (биофак, психфак, медфак), I-II-III Медицинские институты, РУДН и даже далекий китайский Шенчжень!
Использую оригинальные курсы и авторские методики преподавания: деловые игры, круглые столы, конференции для школьников и студентов, дополнительные курсы и кружки, научно-исследовательские и проектные работы.

В «Синергии» отвечает за:

  • Разработку учебно-методических пособий, дидактических и наглядных материалов по химии и биологии, и их оперативной корректировке;
  • Организацию проведения методических экспериментов, внедрение в учебный процесс методических достижений и новых технологий обучения.





Скопировать ссылку на результаты поиска

Добавить в вариант

РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Ко­ло­нии ко­рал­лов об­ра­зу­ют жи­вот­ные, ко­то­рые от­но­сят­ся к типу


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Ки­шеч­ная (га­страль­ная) по­лость медуз

1) про­стая меш­ко­об­раз­ная

2) раз­делённая на пе­ред­ний и зад­ний от­де­лы

4) не вы­ра­же­на


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Какой газ вы­де­ля­ют при ды­ха­нии про­стей­шие


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Какие ве­ще­ства скап­ли­ва­ют­ся в со­кра­ти­тель­ных ва­ку­о­лях про­стей­ших

1) пи­та­тель­ные ве­ще­ства

2) не­пе­ре­ва­рен­ные остат­ки пищи

3) жид­кие ко­неч­ные про­дук­ты об­ме­на ве­ществ

4) кис­ло­род и азот


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Вы­бе­ри­те про­стей­шее, ко­то­рое не может пи­тать­ся как рас­те­ние


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Про­стей­шие жи­вот­ные – эу­ка­ри­о­ты, так как их клет­ки

1) имеют оформ­лен­ное ядро

2) имеют обо­лоч­ку из клет­чат­ки

3) со­дер­жат со­кра­ти­тель­ные ва­ку­о­ли

4) со­дер­жат ДНК, за­мкну­тую в коль­цо


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Клет­ки про­стей­ших имеют наи­боль­шее сход­ство с клет­ка­ми

3) мно­го­кле­точ­ных жи­вот­ных

4) од­но­кле­точ­ных рас­те­ний


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

У каких про­стей­ших име­ет­ся цел­лю­лоз­ная кле­точ­ная стен­ка?

1) толь­ко па­ра­зи­ти­че­ских

2) толь­ко у сво­бод­но жи­ву­щих прес­но­вод­ных

3) толь­ко у сво­бод­но жи­ву­щих мор­ских

4) у рас­ти­тель­ных од­но­кле­точ­ных


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Слож­ность стро­е­ния кле­ток про­стей­ших свя­за­на с тем, что это

1) па­ра­зи­ти­че­ские ор­га­низ­мы

2) од­но­кле­точ­ные ор­га­низ­мы

4) древ­ние ор­га­низ­мы


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

4) со­кра­ти­тель­ную ва­ку­оль


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

Какие про­стей­шие об­ра­зу­ют ко­ло­нии

4) ин­фу­зо­рия ту­фель­ка


РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ

В про­цес­се пи­ще­ва­ре­ния у че­ло­ве­ка белок рас­щеп­ля­ет­ся на

2) гли­це­рин и жир­ные кис­ло­ты

4) уг­ле­кис­лый газ, воду и ам­ми­ак


В про­цес­се пи­ще­ва­ре­ния у че­ло­ве­ка белок рас­щеп­ля­ет­ся на


2) гли­це­рин и жир­ные кис­ло­ты


4) уг­ле­кис­лый газ, воду и ам­ми­ак

За­бо­ле­ва­ние СПИ­Дом вы­зы­ва­ют

Вы­бе­ри­те три пра­виль­ных от­ве­та из шести. Рас­те­ния се­мей­ства ли­лей­ных можно узнать по

1)  цвет­кам трех­член­но­го типа с про­стым око­ло­цвет­ни­ком

РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ 2)  цвет­кам пя­ти­член­но­го типа с двой­ным око­ло­цвет­ни­ком

3)  ви­до­из­ме­нен­ным под­зем­ным по­бе­гам в виде лу­ко­виц и кор­не­вищ


4)  ви­до­из­ме­нен­ным на­зем­ным по­бе­гам в виде усов и ла­за­ю­щих стеб­лей

5)  об­ра­зо­ва­нию пло­дов  — ягоды или ко­ро­боч­ки

6)  об­ра­зо­ва­нию пло­дов  — ореха или струч­ка

РЕШУ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ПРОСТЕЙШИЕ Вы­бе­ри­те три пра­виль­ных от­ве­та из шести. Рас­те­ния се­мей­ства ро­зо­цвет­ных от­ли­ча­ют­ся от рас­те­ний се­мей­ства ка­пуст­ных (кре­сто­цвет­ных) на­ли­чи­ем

1)  цвет­ка пя­ти­член­но­го типа с двой­ным око­ло­цвет­ни­ком

2)  цвет­ка че­ты­рех­член­но­го типа с двой­ным око­ло­цвет­ни­ком

3)  плода  — яб­ло­ка, ко­стян­ки

4)  плода  — струч­ка или стру­чоч­ка

5)  раз­но­об­раз­ных ли­стьев: слож­ных, про­стых

6)  ниж­них ли­стьев, об­ра­зу­ю­щих при­кор­не­вую ро­зет­ку


Вы­бе­ри­те три пра­виль­ных от­ве­та из шести. Для клас­са Од­но­доль­ные ха­рак­тер­ны при­зна­ки:

1)  моч­ко­ва­тая кор­не­вая си­сте­ма

2)  стерж­не­вая кор­не­вая си­сте­ма

3)  жил­ко­ва­ние ли­стьев па­рал­лель­ное или ду­го­вое

4)  жил­ко­ва­ние ли­стьев сет­ча­тое

5)  ли­стья все­гда про­стые

6)  раз­ви­тие из за­ро­ды­ше­во­го ко­реш­ка явно вы­ра­жен­но­го глав­но­го корня


Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Вы­бе­ри­те при­зна­ки, от­но­ся­щи­е­ся к про­стей­шим жи­вот­ным

1)  клет­ка  — це­лост­ный ор­га­низм

2)  ор­га­нел­лы пе­ре­дви­же­ния вре­мен­ные или по­сто­ян­ные

3)  эу­ка­ри­о­ти­че­ские од­но­кле­точ­ные ор­га­низ­мы

4)  про­ка­ри­о­ти­че­ские од­но­кле­точ­ные ор­га­низ­мы

6)  ре­а­ги­ру­ют на из­ме­не­ние окру­жа­ю­щей среды с по­мо­щью ре­флек­са


1)  слож­ны­ми пи­ще­вы­ми це­пя­ми;

2)  про­сты­ми пи­ще­вы­ми це­пя­ми;

3)  от­сут­стви­ем ви­до­во­го раз­но­об­ра­зия;

4)  на­ли­чи­ем есте­ствен­но­го от­бо­ра;

5)  за­ви­си­мо­стью от де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка;


Какое зна­че­ние в жизни про­стей­ших имеют цисты?