РАЗРЕШАЕТСЯ ЛИ ОБЩЕСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДИСТАНЦИОННОГО ГИА

Новости и аналитика

Горячие документы / Мониторинг законодательства

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26 августа 2022 г. N 924 “Об утверждении Порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников”

30 сентября 2022

Обновлена процедура получения статуса общественного наблюдателя при проведении ГИА и школьных олимпиад.

С 1 марта 2023 г. вводятся новые правила аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении ГИА по программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников. Они заменят порядок 2013 г. и будут действовать до 29 февраля 2028 г.

Аккредитацию проводят региональные органы исполнительной власти. Для ее получения совершеннолетний гражданин России лично подает заявление на бумажном носителе не позднее чем за 3 рабочих дня до даты проведения ГИА или не позднее чем за 10 рабочих дней до даты проведения этапа олимпиады. Решение об аккредитации принимается не позднее чем за 1 рабочий день.

Статус общественного наблюдателя подтверждается удостоверением.

Понесенные расходы общественным наблюдателям не возмещаются.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 сентября 2022 г. Регистрационный № 70296.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Памятка для общественного наблюдателя

Общественные наблюдатели присутствуют на всех этапах проведения ЕГЭ с целью обеспечения соблюдения порядка проведения Государственной итоговой аттестации (далее – ГИА).

Общественный наблюдатель должен заблаговременно ознакомиться с порядком проведения ЕГЭ, с правами и обязанностями общественного наблюдателя в пункте проведения экзаменов (далее – ППЭ).

Общественный наблюдатель должен явиться в ППЭ до начала экзамена (рекомендуемое время – 9.15) с паспортом и  удостоверением.

Средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации передать при входе на хранение руководителю ППЭ или другому ответственному сотруднику на все время своего присутствия в ППЭ.

Общественный наблюдатель предъявляет на входе в ППЭ организатору и сотруднику полиции паспорт и удостоверение, после чего проходит в ППЭ. Указанные документы рекомендуется держать при себе в течение всего времени пребывания в ППЭ.

В штабе ППЭ общественный наблюдатель регистрируется у руководителя ППЭ и получает  форму ППЭ 18-МАШ «Акт общественного наблюдения о проведении ЕГЭ в ППЭ».

Общественный наблюдатель выборочно запрашивает у присутствующих в ППЭ лиц документы, подтверждающие их полномочия. Он может свободно передвигаться по ППЭ, за исключением тех аудиторий, в которых уже присутствует другой общественный наблюдатель. При этом он не должен вмешиваться в работу и создавать помехи выполнению своих обязанностей организаторам, членам ГЭК и участникам ЕГЭ.

Общественный наблюдатель во время подготовки к проведению экзамена в ППЭ осуществляет контроль всех процедур.

Общественный наблюдатель не имеет права оказывать содействие участникам ЕГЭ.

Ключевыми людьми, с которыми общественный наблюдатель может и должен решать все возникающие вопросы на всех этапах проведения ЕГЭ, являются:

– члены Государственной экзаменационной комиссии (далее – ГЭК) – в случае их присутствия в  ППЭ;

–  руководитель ППЭ;

– федеральный инспектор (эксперт).

В случае выявления нарушений установленного порядка подготовки к проведению ЕГЭ общественный наблюдатель должен оперативно проинформировать о нарушении членов ГЭК, руководителя ППЭ и федерального инспектора (эксперта).

После окончания ЕГЭ общественный наблюдатель должен заполнить форму ППЭ 18-МАШ и передать ее  руководителю ППЭ. В случае выявления нарушений общественный наблюдатель должен отразить их так же в форме ППЭ 18-МАШ.

Также информация о выявленных нарушениях может быть передана общественным наблюдателем в письменном виде лично секретарю ГЭК Новосибирской области. Заявление подается в 2-х экземплярах, один из которых остается у общественного наблюдателя с пометкой о регистрации заявления.

Со всеми документами можно ознакомиться на сайте Государственного казённого учреждения Новосибирской области  «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» (http://nimro.ru/ ).

Методические материалы по общественному наблюдению при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

Коды пунктов проведения экзаменов

Порядокаккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников

С изменениями и дополнениями от

19 мая 2014 г., 12 января 2015 г., 6 апреля 2017 г.

1. Порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, в том числе при рассмотрении апелляций (далее – Порядок) определяет правила аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей в целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее – государственная итоговая аттестация), порядка проведения всероссийской олимпиады школьников (далее – ВсОШ) и порядка проведения олимпиад школьников, перечень и уровни которых утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации* (далее – олимпиады).

Настоящий Порядок не распространяется на проведение государственной итоговой аттестации в специальных учебно-воспитательных образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением и общеобразовательных организациях при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

2. Общественными наблюдателями при проведении государственной итоговой аттестации, в том числе при проведении экзаменов в пунктах проведения экзаменов, при обработке экзаменационных материалов в региональных центрах обработки информации, при проверке экзаменационных работ в местах работы предметных комиссий, при рассмотрении апелляций по вопросам нарушения установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации, несогласия с выставленными баллами в местах работы конфликтных комиссий (далее вместе – места проведения государственной итоговой аттестации), ВсОШ и олимпиад, в том числе при проведении ВсОШ и олимпиад, при проверке олимпиадных работ, при рассмотрении апелляций по итогам проведения ВсОШ и олимпиад (далее вместе – места проведения ВсОШ и олимпиад) (далее – общественные наблюдатели) признаются совершеннолетние граждане Российской Федерации (далее – граждане), получившие аккредитацию в соответствии с настоящим Порядком.

4. Деятельность общественных наблюдателей осуществляется на безвозмездной основе. Понесенные расходы общественным наблюдателям не возмещаются.

5. Аккредитацией граждан в качестве общественных наблюдателей признается наделение граждан статусом общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации, ВсОШ, олимпиад.

При проведении государственной итоговой аттестации граждане осуществляют общественное наблюдение с присутствием в местах проведения государственной итоговой аттестации и (или) дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий.

6. Аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляют:

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, при проведении на территориях субъектов Российской Федерации государственной итоговой аттестации, ВсОШ и олимпиад;

учредители образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющие в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации за пределами территории Российской Федерации (далее вместе – аккредитующие органы).

Абзац утратил силу с 14 мая 2017 г. – Приказ Минобрнауки России от 6 апреля 2017 г. N 312.

7. Аккредитация граждан осуществляется по их личным заявлениям. Заявление может быть подано также уполномоченным лицом на основании документа, удостоверяющего его личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

В заявлении указываются:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, пол, реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина, подавшего заявление, адреса регистрации и фактического проживания, контактный телефон;

б) форма осуществления общественного наблюдения (с присутствием в местах проведения государственной итоговой аттестации и (или) дистанционно, с использованием информационно-коммуникационных технологий) – для лиц, желающих получить аккредитацию в качестве общественного наблюдателя при проведении государственной итоговой аттестации;

в) населенный пункт, на территории которого гражданин желает присутствовать в качестве общественного наблюдателя в местах проведения государственной итоговой аттестации, местах проведения ВсОШ и олимпиад (за исключением граждан, желающих осуществлять общественное наблюдение в местах проведения государственной итоговой аттестации дистанционно с использованием информационно-телекоммуникационных технологий);

г) даты присутствия в местах проведения государственной итоговой аттестации, в местах проведения ВсОШ и олимпиад;

д) дата подачи заявления.

Указанные данные удостоверяются личной подписью лица, подавшего заявление.

Места проведения государственной итоговой аттестации для общественных наблюдателей, а также форма осуществления общественного наблюдения определяются аккредитующим органом с учетом пожеланий гражданина, указанных в его заявлении, и с учетом потребностей аккредитующих органов.

8. Заявление об аккредитации гражданина в качестве общественного наблюдателя при проведении государственной итоговой аттестации подается не ранее 1 февраля и не позднее чем за три рабочих дня до установленной в соответствии с законодательством об образовании даты проведения экзамена по соответствующему учебному предмету.

Заявление об аккредитации гражданина в качестве общественного наблюдателя при проведении ВсОШ и олимпиад подается не позднее чем за две недели до даты проведения соответствующего этапа ВсОШ и (или) этапа олимпиады, установленной в соответствии с порядками проведения ВсОШ, олимпиад, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации* (далее – порядки проведения ВсОШ, олимпиад), и (или) не позднее чем за две недели до даты рассмотрения апелляций по итогам проведения ВсОШ и олимпиад.

9. Решение об аккредитации гражданина в качестве общественного наблюдателя принимается аккредитующим органом не позднее чем за один рабочий день до установленной в соответствии с:

законодательством об образовании даты проведения экзамена по соответствующему учебному предмету;

порядками проведения ВсОШ, олимпиад даты проведения этапа ВсОШ и этапа олимпиады.

10. В случае выявления недостоверных данных, указанных в заявлении, возможности возникновения конфликта интересов, выражающегося в наличии у гражданина и (или) его близких родственников личной заинтересованности в результате аккредитации его в качестве общественного наблюдателя, аккредитующий орган в течение двух рабочих дней с момента получения заявления выдает гражданину (уполномоченному гражданином лицу на основании документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности) на руки или высылает по адресу фактического проживания, указанному в его заявлении, мотивированный отказ в аккредитации гражданина в качестве общественного наблюдателя.

11. Статус общественных наблюдателей подтверждается удостоверением общественного наблюдателя, выдаваемым аккредитующим органом.

В удостоверении общественного наблюдателя указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) общественного наблюдателя, форма осуществления общественного наблюдения в соответствии с подпунктом “б” пункта 7 настоящего Порядка (для лиц, желающих получить аккредитацию в качестве общественного наблюдателя при проведении государственной итоговой аттестации), реквизиты документа, удостоверяющего личность общественного наблюдателя, номер удостоверения, дата его выдачи, фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица, подписавшего удостоверение общественного наблюдателя. Удостоверение общественного наблюдателя заверяется печатью аккредитующего органа.

К удостоверению общественного наблюдателя прилагается график посещения мест проведения государственной итоговой аттестации и (или) мест проведения этапов ВсОШ и олимпиад и (или) график наблюдения за местами проведения государственной итоговой аттестации дистанционно с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Удостоверение общественного наблюдателя действительно до 31 декабря календарного года, в котором соответствующее удостоверение было выдано.

12. Удостоверение общественного наблюдателя в течение одного рабочего дня с момента принятия аккредитующим органом решения об аккредитации гражданина в качестве общественного наблюдателя выдается аккредитующим органом аккредитованному лицу (уполномоченному им лицу на основании документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности) на руки или высылается по адресу, указанному в его заявлении.

* Часть 3 статьи 77 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

В соответствии с пунктом 4.7 статьи 15 и подпунктом 11.1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 “Об образовании” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; № 28, ст. 2892; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; № 7, ст. 838; № 17, ст. 1932; № 27, ст. 3215; № 30, ст. 3808; № 49, ст. 6068, 6069, 6070; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 7, ст. 786; 2010, № 19, ст. 2291; № 46, ст. 5918; 2011, № 6, ст. 793; № 23, ст. 3261; № 27, ст. 3871) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Дулинова М. В.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 октября 2011 г. Регистрационный № 22118

Положение о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования

1. Настоящее Положение определяет систему общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования (далее – система общественного наблюдения), порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей, их права и обязанности.

Настоящее Положение не распространяется при проведении государственной (итоговой) аттестации, проводимой в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением и образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

2. Система общественного наблюдения представляет собой взаимодействие при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования (далее – государственная (итоговая) аттестация):

Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор);

органов, осуществляющих управление в сфере образования;

учредителей российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования;

имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности (далее – образовательные учреждения).

3. Общественными наблюдателями при проведении государственной (итоговой) аттестации и рассмотрении апелляций (далее – общественные наблюдатели) признаются совершеннолетние дееспособные граждане Российской Федерации (далее – граждане), получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Положением.

4. Общественными наблюдателями не могут быть работники:

учредителей российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования.

5. Деятельность общественных наблюдателей осуществляется на безвозмездной основе. Понесенные расходы общественным наблюдателям не возмещаются.

Порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей

6. Аккредитацией граждан в качестве общественных наблюдателей признается наделение граждан статусом общественных наблюдателей при проведении государственной (итоговой) аттестации и рассмотрении апелляций.

Аккредитация граждан осуществляется по их личным заявлениям с указанием конкретного места (пункта) проведения экзамена на один или несколько экзаменов по общеобразовательным предметам, включённым в государственную (итоговую) аттестацию, проводимую в любых формах, установленных законодательством Российской Федерации в области образования (далее – экзамен), и (или) на рассмотрение апелляций.

7. Аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляют:

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования;

органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;

учредители российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации и имеющих государственную аккредитацию (далее вместе – аккредитующие органы).

8. Аккредитация граждан в качестве общественных наблюдателей на экзамен по включённым в государственную (итоговую) аттестацию общеобразовательным предметам завершается не позднее чем за две недели до установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования даты проведения экзамена по соответствующему общеобразовательному предмету.

Аккредитация граждан в качестве общественных наблюдателей на рассмотрение апелляций о несогласии с выставленными отметками (баллами) завершается не позднее чем за две недели до даты рассмотрения апелляций.

В целях организованного обеспечения аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей уполномоченные органы, устанавливающие даты проведения экзаменов, а также конфликтные комиссии, устанавливающие даты рассмотрения апелляций, не позднее чем за месяц до начала проведения государственной (итоговой) аттестации направляют в аккредитующие органы графики проведения экзаменов и рассмотрения апелляций.

9. Заявление подается гражданином лично (уполномоченным гражданином лицом на основании документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности) в произвольной форме. В заявлении обязательно указываются:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии), адреса регистрации и фактического проживания, контактный телефон, реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина, подавшего заявление (уполномоченного гражданином лица с указанием реквизитов оформленной в установленном порядке доверенности);

б) место (пункт) проведения экзамена и (или) рассмотрения апелляции, в котором гражданин желает присутствовать в качестве общественного наблюдателя;

в) дата(ы) проведения экзамена(ов) и (или) дата(ы) рассмотрения апелляций, при проведении (рассмотрении) которых гражданин желает присутствовать в качестве общественного наблюдателя;

г) подпись гражданина об ознакомлении с порядком проведения государственной (итоговой) аттестации;

Подписью лица, подавшего заявление, фиксируется также:

наличие (отсутствие) близких родственников, проходящих государственную (итоговую) аттестацию в текущем году и образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

отсутствие трудовых отношений с органами (организациями), указанными в пункте 4 настоящего Положения.

К указанному заявлению прилагаются две фотографии лица, изъявившего желание аккредитоваться в качестве общественного наблюдателя, размером 3×4 см.

10. Решение об аккредитации гражданина в качестве общественного наблюдателя принимается аккредитующим органом в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления при наличии одновременно следующих условий:

гражданин не является работником органов (организаций), указанных в пункте 4 настоящего Положения;

отсутствует конфликт интересов, выражающийся в наличии у гражданина и (или) его близких родственников личной заинтересованности в результате аккредитации его в качестве общественного наблюдателя.

11. В случае выявления недостоверных данных, указанных в заявлении, возможности возникновения конфликта интересов аккредитующий орган в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления выдает гражданину (уполномоченному гражданином лицу на основании документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности) на руки или высылает по адресу фактического проживания, указанному в его заявлении, мотивированный отказ в аккредитации гражданина в качестве общественного наблюдателя.

12. Статус общественных наблюдателей подтверждается удостоверением общественного наблюдателя, выдаваемым аккредитующим органом.

В удостоверении общественного наблюдателя указывается фамилия, имя, отчество (при наличии) общественного наблюдателя, адрес места (пункта) проведения экзамена(ов) и(или) рассмотрения апелляции, дата проведения экзамена(ов) и (или) рассмотрения апелляции, где гражданин может присутствовать в качестве общественного наблюдателя, номер документа, дата выдачи документа, фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица, подписавшего удостоверение общественного наблюдателя. В удостоверение общественного наблюдателя вклеивается фотография общественного наблюдателя, заверенная печатью аккредитующего органа.

13. Удостоверение общественного наблюдателя в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления выдается аккредитующим органом аккредитованному лицу (уполномоченному им лицу на основании документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности) на руки или высылается по адресу, указанному в его заявлении.

III. Права и обязанности общественного наблюдателя

14. Общественный наблюдатель имеет право:

получать необходимую информацию и разъяснения от аккредитующего органа по вопросам порядка проведения государственной (итоговой) аттестации;

присутствовать на месте (в пункте) проведения экзамена, в том числе находиться в аудиториях, в которых проводится экзамен;

присутствовать при рассмотрении апелляций;

осуществлять наблюдение за проведением государственной (итоговой) аттестации и (или) рассмотрением апелляций в специально организованном месте (стол, стул, ручка, бумага);

незамедлительно информировать уполномоченного представителя государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации или экзаменационной комиссии о нарушениях установленного порядка проведения государственной (итоговой) аттестации на месте (в пункте) организации и проведения экзамена и (или) рассмотрения апелляции;

получать информацию от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, Рособрнадзора о принятых мерах по выявленным им фактам нарушения порядка проведения государственной (итоговой) аттестации и (или) рассмотрения апелляций.

15. Общественный наблюдатель не вправе:

нарушать ход проведения государственной (итоговой) аттестации, рассмотрения апелляций;

оказывать содействие или отвлекать обучающихся при выполнении ими экзаменационных работ (при рассмотрении апелляции);

в местах проведения государственной (итоговой) аттестации использовать средства связи и электронно-вычислительной техники (в том числе калькуляторы).

16. Общественный наблюдатель обязан:

при осуществлении общественного наблюдения иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и удостоверение общественного наблюдателя;

соблюдать установленный порядок проведения государственной (итоговой) аттестации.

При несоблюдении указанных обязанностей аккредитующий орган принимает решение о лишении гражданина аккредитации и изъятии удостоверения общественного наблюдателя.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2011 г. № 2235 “Об утверждении Положения о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования”

Текст приказа опубликован в “Российской газете” от 28 октября 2011 г. № 243

Установлено, как осуществляется общественное наблюдение при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших программы основного или среднего (полного) общего образования. Утвержденные правила не применяются в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением. Речь идет и об образовательных учреждениях УИС.

В рамках такого наблюдения взаимодействуют общественные наблюдатели, Рособрнадзор, органы, осуществляющие управление в сфере образования, имеющие госаккредитацию учреждения, реализующие основные программы среднего (полного) общего образования, независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности и др.

Определено, как аккредитуют физлиц в качестве таких наблюдателей. Граждане подают заявление, в котором указывают конкретное место проведения экзамена на 1 или несколько экзаменов по общеобразовательным предметам или рассмотрения апелляции. Установлен перечень данных, которые приводятся в заявлении.

Аккредитацию осуществляют региональные органы исполнительной власти, а также местного самоуправления, осуществляющие управление в этой области, учредители российских образовательных учреждений, расположенных за границей и имеющих госаккредитацию.

Названная процедура проводится минимум за 2 недели до дня экзамена (рассмотрения апелляций).

Решение принимается в течение 5 рабочих дней. В случае положительного результата гражданину выдается соответствующее удостоверение.

Закреплены права и обязанности общественного наблюдателя.

Когда и с какой целью появился на ЕГЭ институт общественного наблюдения?

Система общественного наблюдения появилась в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 57 «Об утверждении порядка проведения единого государственного экзамена», в целях усиления контроля за ходом проведения ЕГЭ и для обеспечения объективности результатов и соблюдения прав его участников.

Кто имеет право на общественный контроль проведения ЕГЭ и ОГЭ?

В соответствии с Положением о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования (утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2011 г №2235) общественными наблюдателями при проведении ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ (государственный выпускной экзамен) признаются совершеннолетние дееспособные граждане РФ, в установленном порядке получившие аккредитацию.

Кто не имеет права стать общественным наблюдателем?

Общественными наблюдателями в пункте проведения экзамена не могут быть работники:

– органов, осуществляющих управление в сфере образования;

– образовательных учреждений;

– учредителей российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории РФ.

Также общественным наблюдателем не могут быть родственники учеников, сдающих экзамен в данном пункте проведения экзамена (ППЭ).

Оплачивается ли деятельность общественного наблюдателя?

Что нужно сделать, чтобы получить статус общественного наблюдателя?

1. Лично подать заявление на аккредитацию в качестве общественного наблюдателя в аккредитующий орган, приложив 2 фотографии размером 3х4 см.

При этом необходимо помнить о том, что аккредитация заканчивается за 2 недели до даты соответствующего экзамена/даты рассмотрения апелляции (график проведения экзаменов и рассмотрения апелляций находится в аккредитующем органе), а само решение об аккредитации гражданина или об отказе в аккредитации принимается в течение 5 рабочих дней.

2. В случае положительного решения лицо, аккредитованное в качестве общественного наблюдателя, получает в управлении образования персональное удостоверение, заверенное печатью и подписью руководителя аккредитующего органа.

3. В случае отказа в аккредитации (если в заявлении указаны недостоверные данные или при наличии у гражданина личной заинтересованности в результате его аккредитации) в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления выдаётся мотивированный отказ в аккредитации гражданину лично или высылается по адресу фактического проживания.

Каковы права общественных наблюдателей?

– получать необходимую информацию и разъяснения от аккредитующего органа по вопросам порядка проведения экзаменов;

– присутствовать в пункте проведения ЕГЭ/ОГЭ/ как на этапе подготовки к экзамену в день проведения экзамена, так и на этапе проведения экзамена в аудитории ППЭ. Общественный наблюдатель имеет право покинуть аудиторию после окончания инструктажа участников экзамена или после окончания экзамена в данной аудитории. На ЕГЭ/ОГЭ общественный наблюдатель заполняет акт о результатах общественного контроля проведения экзамена в ППЭ;

– присутствовать при рассмотрении апелляций;

– незамедлительно информировать уполномоченного представителя ГЭК Вологодской области о нарушениях порядка проведения экзаменов;

– получать информацию о принятых мерах по выявленным им нарушениям при проведении экзаменов/рассмотрении апелляций.

В чём заключаются обязанности общественного наблюдателя?

– ознакомиться с нормативными правовыми и инструктивно-методическими документами, регулирующими проведение ЕГЭ, ОГЭ, порядок рассмотрения апелляций;

– пройти инструктаж по порядку проведения ЕГЭ/ОГЭ и (или) процедуре рассмотрения апелляций;

– иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и удостоверение общественного наблюдателя, подтверждающего его статус;

– соблюдать установленный порядок проведения экзаменов, режим информационной безопасности и требования работников ППЭ ЕГЭ и ГИА-9 в случае выполнения функций общественного наблюдателя в ППЭ;

– соблюдать установленную процедуру рассмотрения апелляций участников ЕГЭ и ОГЭ, выполнять указания председателя конфликтной комиссии;

– заполнить акт о результатах общественного контроля проведения ЕГЭ/ОГЭ в ППЭ в соответствии с памяткой по заполнению акта о результатах общественного контроля проведения ЕГЭ/ОГЭ в ППЭ;

– получить у помощника руководителя ППЭ отметку в удостоверении о времени посещений экзаменов и (или) у ответственного секретаря конфликтной комиссии отметку в удостоверении о дате, времени посещений заседаний конфликтной комиссии на рассмотрение апелляций;

– после посещения последнего экзамена или последнего заседания конфликтной комиссии передать своё удостоверение уполномоченному представителю РЭК в ППЭ (ОГЭ)/руководителю ППЭ (ЕГЭ) или ответственному секретарю конфликтной комиссии.

Что запрещается общественному наблюдателю?

– нарушать ход подготовки и проведения экзаменов, рассмотрения апелляций;

– входить или выходить из аудитории во время экзамена;

– оказывать содействие или отвлекать участников экзаменов при выполнении ими экзаменационных работ/ при рассмотрении апелляции;

– использовать средства мобильной связи и электронно-вычислительной техники (в том числе калькуляторы), а также фото- и видеоаппаратуру, портативные и карманные компьютеры.

При несоблюдении вышеуказанных требований общественный наблюдатель удаляется из аудитории организаторами ППЭ или уполномоченным ГЭК в данном ППЭ. Аккредитующий орган принимает решение о лишении гражданина аккредитации и изъятии удостоверения общественного наблюдателя.

Что должен увидеть общественный наблюдатель в ППЭ ЕГЭ/ОГЭ?

1. На входе в ППЭ дежурные проверяют у каждого входящего документы, удостоверяющие его право нахождения в ППЭ (пропуск), а также документы, удостоверяющие личность участников ЕГЭ/ОГЭ.

В случае отсутствия документов у участника ЕГЭ – одиннадцатиклассника и участника ОГЭ составляется протокол идентификации личности. Другие категории участников ЕГЭ без документов, удостоверяющих личность, не допускаются в ППЭ. Участник ЕГЭ/ОГЭ может пройти в ППЭ и при отсутствии у него пропуска на экзамен.

2. На каждом этаже ППЭ присутствуют организаторы-дежурные.

3. В день проведения экзамена в ППЭ обязательно присутствуют (помимо участников ЕГЭ): руководитель ППЭ, организаторы, уполномоченные представители ГЭК/РЭК, руководитель организации, на базе которой организован ППЭ (или уполномоченное им лицо), сотрудники правоохранительных органов, медицинские работники, ассистенты, оказывающие помощь участникам ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья.

В день проведения экзамена в ППЭ могут находиться представители средств массовой информации, которые присутствуют в аудиториях только до начала заполнения участниками ЕГЭ/ОГЭ бланков; общественные наблюдатели, лица, сопровождающие участников экзамена, представители Департамента образования Вологодской области или иные уполномоченные лица, в соответствии с распоряжением ГЭК/РЭК.

Присутствие других посторонних лиц в ППЭ не допускается.

4. В ППЭ определены специальные помещения для лиц, сопровождающих участников ЕГЭ и ОГЭ, представителей средств массовой информации, общественных наблюдателей.

5. Помещения, не задействованные в ЕГЭ и ОГЭ, закрыты и опечатаны.

6. К началу экзамена аудитории подготовлены следующим образом:

– закрыты стенды, плакаты и иные материалы с информационной и справочно-познавательной информацией по соответствующим общеобразовательным предметам;

– для каждого участника экзамена выделено отдельное рабочее место;

– для личных вещей участников экзамена выделено специальное место в аудитории.

7. В аудитории находятся только участники экзамена и организаторы в аудитории. На этапе инструктажа имеют право находиться общественные наблюдатели (не более 1 человека в аудитории), уполномоченный представитель ГЭК/РЭК.

8. Для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выделяется отдельная аудитория. В аудиториях, в которых присутствуют участники с ОВЗ, имеют право находиться ассистенты, оказывающие участникам ЕГЭ с ОВЗ необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие участникам ЕГЭ с ОВЗ занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание.

Во время проведения экзамена для участников ЕГЭ с ОВЗ в аудитории может быть организовано питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур. Участники ЕГЭ с ОВЗ могут в процессе сдачи экзамена пользоваться необходимыми им техническими средствами.

9. У участников экзамена, организаторов в аудиториях отсутствуют мобильные телефоны, иные средства связи, электронно-вычислительной техники, запрещенные к использованию на данном экзамене справочные материалы (перечень разрешенных к использованию дополнительных устройств и материалов содержится в приложении).

10. Доставочные спецпакеты ЕГЭ с индивидуальными комплектами участников ЕГЭ и пакеты с экзаменационными материалами и бланками регистрации участников ОГЭ доставлены в аудитории ППЭ без нарушения упаковки.

11. Организаторы в аудитории перед началом экзамена проводят с участниками экзамена инструктаж о порядке проведения экзамена, правилах заполнения бланков, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляций. Время проведения инструктажа не превышает 30 минут и не входит в продолжительность экзамена. После проведения инструктажа организатор в аудитории фиксирует на доске время начала и окончания экзамена (информация о продолжительности экзаменов указана в приложении).

12. Организаторы в аудитории не помогают участникам экзамена при выполнении экзаменационной работы. Организаторам запрещено оказывать содействие и помощь участникам ЕГЭ/ОГЭ при выполнении ими экзаменационной работы, а также комментировать ответы участников ЕГЭ/ОГЭ. Организатор отвечает на вопросы, связанные с правилами заполнения бланков ответов, но не отвечает на вопросы, связанные с содержанием заданий.

13. Участники экзамена не общаются друг с другом, не перемещаются по ППЭ без сопровождения организатора-дежурного по этажу.

По уважительной причине участник экзамена может выйти из аудитории, сдав бланки и экзаменационную работу организатору в аудитории.

14. Участники ЕГЭ могут пользоваться во время экзамена по отдельным предметам следующими дополнительными устройствами и материалами:

– на математике: линейкой;

– на физике: линейкой, непрограммируемым калькулятором;

– на химии: непрограммируемым калькулятором;

– на географии: линейкой, транспортиром, непрограммируемым калькулятором.

Участники ОГЭ могут пользоваться во время экзамена по отдельным предметам следующими дополнительными устройствами и материалами:

– на математике: справочными материалами, которые выдаются вместе с работой, и линейкой;

– на русском языке: орфографическим словарем;

– на физике: непрограммируемым калькулятором, экспериментальным оборудованием;

– на химии: периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева; таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимическим рядом напряжений металлов; непрограммируемым калькулятором.

– на биологии: линейкой и карандашом;

– на географии: линейкой, непрограммируемым калькулятором, атласами для 7, 8, 9 классов;

– на литературе: текстами художественных произведений и сборниками лирики.

15. Продолжительность ЕГЭ должна соответствовать установленным нормам для каждого предмета:

– математика, физика, литература, информатика и ИКТ – 3 часа 55 минут (235 минут),

– русский язык, история, обществознание – 3,5 часа (210 минут),

– биология, география, химия, иностранный язык – 3 часа (180 минут).

Продолжительность экзамена для участника ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья увеличивается на 1,5 часа (на основании поданного им заявления об участии в ЕГЭ).

Продолжительность ГИА-9 по предметам составляет:

– русский язык, математика, литература – 3 часа 55 минут (235 минут);

– физика, история, обществознание – 3 часа (180 минут);

– информатика и ИКТ, биология – 2,5 часа (150 минут);

– химия, география – 2 часа (120 минут);

– иностранные языки – 2 часа 16 минут (минимальное время на одного участника ОГЭ, максимальное время пребывания участника ГИА-9 на экзамене – 6 часов (360 минут).

16. По завершении ЕГЭ по предмету организаторы в аудитории должны пересчитать все бланки и КИМ и запечатать их в специальные возвратные доставочные пакеты в присутствии оставшихся участников ЕГЭ, передать их руководителю ППЭ.

По завершении ОГЭ по предмету организатор пересчитывает бланки участников и экзаменационные материалы и запечатывает их в доставочные пакеты (конверты), передает их руководителю ППЭ.

В чём должен убедиться общественный наблюдатель при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленной отметкой/ несогласии с результатами оценивания на заседании конфликтной комиссии?

1. Рассмотрение апелляций осуществляется своевременно и объективно.

2. Члены конфликтной комиссии выполняют возложенные на них функции на высоком профессиональном уровне, соблюдая этические и моральные нормы.

3. Рассмотрение апелляций проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.

4. Апеллянт подтверждает, что ему предъявлены изображения выполненной им экзаменационной работы.

5. Апеллянту предоставляется возможность удостовериться в правильности распознавания его экзаменационной работы, а также убедиться в том, что его экзаменационная работа проверена и оценена в соответствии с установленными по данному предмету критериями.

6. К рассмотрению апелляции привлекаются эксперты-члены предметной комиссии по предмету для соответствующих пояснений.

7. Комиссия по результатам рассмотрения апелляции принимает аргументированное решение об отклонении или удовлетворении апелляции.