ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ PISA

Количество стран-участниц в исследовании PISA

* В международном отчете указывается место страны с учетом стандартного отклонения.

Фоновая картинка

Разработка информационного ресурса –
ФГБУ ФИОКО

2018-2023ФГБУ Федеральный институт оценки качества образования

Единый телефон службы тех.поддержки8 (800) 301-34-36

Тестирование PISA-2022/ Ознакомительные материалы

Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) подготовила набор материалов с примерами вопросов из предыдущих циклов исследования PISA. Ниже представлены два раздела:

Первый включает в себя общую информацию о проведении исследования

Второй включает в себя набор материалов с примерами вопросов по математике, естественным наукам и чтению.

Ознакомление с общей информацией об оценке PISA и примерами вопросов поможет вам подробнее узнать о типах вопросов, включенных в исследование PISA. Настоящие примеры вопросов были включены в предыдущие циклы исследования PISA. Сопроводительный текст объясняет цель вопроса и дает ответ на каждый вопрос.

Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности РЭШ

Открытый банк заданий оценки естественнонаучной грамотности

Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач

Электронный банк заданий по финансовой грамотности

Электронный банк заданий по читательской грамотности

Электронный банк заданий по математической грамотности

Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности

Электронный банк заданий по глобальным компетенциям

Электронный банк заданий по креативному мышлению

Главная

PISA

Задания для подготовки к PISA

Банк заданий

Банк
электронных заданий по оценке функциональной грамотности на портале «Российская
электронная школа» (

Сборник
буклетов и постеров по формированию
функциональной “грамотности” в области здоровья

Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный
Институтом стратегии развития образования РАО

МБОУ “СОШ № 10”
188801, Выборгский район, Ленинградская область, г. Выборг, ул. Рубежная д.31
+7 (813)7829663, +7 (813)78295-60

Версия для слабовидящих


ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ PISA

Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Министерство образования Новосибирской области ведут изучение качества образования школьников.

Вы хорошо знаете, что школа постоянно контролирует уровень подготовки учеников по всем предметам, но важно также оценивать умения детей применять полученные знания на практике, в самостоятельной жизни. Одним из лучших исследований в этой области является «Международная программа по оценке образовательных достижений школьников» – PISA, оценивающее качество образования учеников 15-летнего возраста именно с точки зрения их готовности использовать полученные в школе знания на практике. Это массовое исследование, в последнем исследовании приняли участие школьники из 79 стран.

Задания PISA не похожи на стандартные школьные. Детям не нужно будет вставлять пропущенные буквы или определять части речи, исследовать функции или решать уравнения, применять формулы или воспроизводить законы. Им придется разобраться в том, стоит ли доверять информации из текста, что в тексте важно, а что просто является отвлекающим внимание фоном. Они должны будут рассчитать финансовые затраты на покупки или поездки и выбрать оптимальные варианты. Перед ними встанет необходимость разобраться в том, как объяснить происходящие явления.

Это все, конечно, потребует определенных предметных знаний, но эти знания нужно будет не пересказывать, не воспроизводить, а использовать.

Чтобы формулировки и структура заданий не были неожиданными для участников исследования, предлагаем познакомиться с примерами прошлых лет и попробовать выполнить их. Важно помнить, что все задания в ходе исследования выполняются в электронном формате. Попробуйте выполнить некоторые задания вместе ребенком.

В октябре-ноябре текущего года в 14 субъектах Российской Федерации будет проведено исследование «Региональная оценка по модели PISA» и в 43 субъектах – «Общероссийская оценка по модели PISA». Исследование проводится в компьютерной форме. На выполнение заданий отводится 2 часа. После исследования ученикам будет предложена анкета, ответы на вопросы которой могут занять примерно 30 минут. Вопросы анкеты касаются отношения учащихся к школе, их понимания будущего (образование и карьера), осведомленности о глобальных проблемах, существующих в мире, и т. д.

Обращаем ваше внимание, что по результатам исследования не принимаются решения, влияющие на судьбу ребенка (например, о переводе в следующий класс или получении аттестата)!

Информируем о том, что в 2021 году обучающиеся Свердловской области примут участие в проведении региональной оценки по модели PISA.

11 октября 2021г. в  нём  примут участие обучающиеся 9 и 10 класса нашей школы ( в соотвествии сдатами рождения- 7 человек).

Информационная справка по проведению исследования «Региональная оценка по модели PISA»

Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования на основании использования международных практик проводят в марте текущего года в субъектах Российской Федерации исследование качества образования «Региональная оценка по модели PISA» и «Общероссийская оценка по модели PISA».

В чем смысл международного сравнительного исследования PISA?

Его цель — выяснить и оценить уровень использования метапредметных компетенций для решения поставленных задач. Исследование проводится по трем содержательным направлениям.

Читательская грамотность: ? анализ информации, представленной в нескольких текстах; ? критическое осмысление содержания представленных текстов для получения достоверной информации.

Математическая грамотность: ? анализ информации графиков, диаграмм, таблиц для понимания истинности или ложности утверждения; ? решение реальных проблем, включающих экономию затрат и экологические риски, средствами математики.

Естественнонаучная грамотность: ? научное объяснение явлений; ? научная интерпретация данных и доказательств; ? понимание и анализ информации, представленной в различных контекстах (личном, научном, профессиональном, общественном).

Исследование проводится в компьютерной форме, задания по всем направлениям представлены в электронном виде.

Умения, проверяемые в ходе исследования (поиск информации, понимание, оценивание), лежат в основе функциональной грамотности.

Идеи PISA сопоставимы с концепцией ФГОС, которая определяет функциональную грамотность как «сочетание предметных, метапредметных и личностных результатов образования».

Важность исследования связана с тем, что, по мнению авторитетных специалистов в области образования, «функционально грамотной человек способен участвовать в эффективном индивидуальном или коллективном решении задач, требующих достаточного уровня грамотности в области чтения, письма и счета, а также применять свои навыки для личного или общественного развития».

Формулировка и структура заданий PISA значительно отличаются от заданий в российских учебниках. Учащимся для выполнения заданий, выявляющих их компетенции, предлагаются практические ситуации, связанные с личной, повседневной или школьной жизнью, работой и спортом, жизнью общества.

Приказ Министерства образования и науки Республики Алтай № 931 от 15.09.2021 г. ” Об организации работы по повышению функциональной

Приказ БУ ДПО РА “ИПКиППРО РА” № 180 от 16.09.2021 г. ” О закреплении ответственных по реализации  Плана мероприятий по повышению

Приказ МБОУ “Средняя школа №7 г. Горно – Алтайска” № 230 от 22.09.2021г. ” О назначении ответственных за организацию работы

Cсылка на примеры заданий по математической грамотности PISA разных лет:

Ссылка на примеры заданий по естественнонаучной и финансовой грамотности PISA разных лет:

Ссылка на примеры заданий по читательской грамотности PISA 2018

Международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся. P ISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет.

Исследование проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным координатором реализации исследования   PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».

Программа оценивает математическую, естественно-научную, читательскую, финансовую грамотность школьников, их креативность. Слово «грамотность» здесь использовано в широком смысле, то есть не просто знание о чем-то, но и понимание действия, умение его использовать.

Программа оценивает обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Оценивание проводится раз в три года.

Что показывают результаты? Она показывает, насколько школьники не просто умеют читать, а читать и понимать написанное (а это важнейший навык, без которого невозможно по-настоящему освоить ни один школьный предмет).

Программа позволяет оценить эффективность изменений и образовательных решений за три года, понять, куда идти дальше, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников российских школ.

3 декабря 2019 г. стали известны результаты 7-го цикла международного сравнительного исследования по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Международный отчет включает в себя результаты 79 стран, включая данные по Республике Беларусь, которая впервые присоединилась к исследованию в цикле 2018 года.

PISA (Programme for International Student Assessment) проводится с 2000 г. с периодичностью один раз в три года. Заказчиком исследования является Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Co-operation and Development).

Целью программы PISA является оценка и сравнение национальных систем общего среднего (базового) образования в странах-участницах. В рамках исследования оцениваются способности обучающихся использовать приобретенные к моменту окончания базовой школы знания и опыт для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В исследовании PISA принимают участие обучающиеся в возрасте примерно 15 лет.

В период с 04 апреля по 08 мая 2018 г. на базе 236 учреждений образования в Республике Беларусь впервые было организовано проведение основного этапа международного сравнительного исследования PISA-2018.

Выборка учреждений образования, которые приняли участие в основном этапе тестирования PISA-2018, осуществлялась случайным образом организацией WESTAT (США) на основе предоставленной информации о всех учреждениях образования, в которых обучаются 15-летние подростки. Выборка 15-летних учащихся, которые приняли участие в тестировании, (также случайным образом) осуществлялась в соответствии с Техническими стандартами PISA с использованием специального программного обеспечения в режиме постоянной синхронизации с сервером международных подрядчиков.

Тестирование проходило в компьютерном формате. Для проведения тестирования было использовано программное обеспечение, разработанное и предоставленное международным подрядчиком PISA организацией ETS (США). Тестовые материалы и опросники были подготовлены на русском и белорусском языках. Выбор языка представления теста и опросника в ходе проведения основного этапа исследования PISA-2018 осуществлялся участниками тестирования на добровольной основе.

Контроль за ходом проведения тестирования во всех участвующих учреждениях образования осуществлялся национальными и международными наблюдателями.

Тесты PISA состоят из трех основных направлений исследования (читательская грамотность, математическая и естественнонаучная грамотность). В каждом цикле исследования одно из направлений является основным. В цикле 2018 года основным направлением являлась читательская грамотность.

Международное сравнительное исследование PISA-2018 для участников из Республики Беларусь включало в себя:

– когнитивную (тестовую) часть по читательской, математической и естественнонаучной грамотности (длительностью 2 часа с пятиминутным перерывом);

– анкетирование участника тестирования (35 минут);

– анкетирование руководителя учреждения образования, принявшего участие в исследовании (30 минут).

По итогам международного сравнительного исследования PISA-2018 Республика Беларусь имеет достойные результаты. Учащиеся нашей страны продемонстрировали достаточно высокий уровень компетенций по всем трем направлениям исследования, тем самым определив позицию страны в первой половине общемирового рейтинга с результатами, существенно превосходящими средние общемировые показатели.

Читательская грамотность рассматривается в исследовании PISA-2018 как способность человека понимать, оценивать и использовать тексты, осмысливать их и быть вовлеченным в процесс чтения для достижения своих целей, расширения своих знаний и возможностей, всестороннего участия в жизни общества.

Читательская грамотность являлась основным направлением исследования в цикле 2018 года.

Тестируемые Республики Беларусь достигли положительных результатов, набрав 474 балла (что соответствует 35-36 позиции в мировом рейтинге) и опередив школьников Израиля, Турции, Словакии, Греции, Сербии, Черногории, Румынии, Украины, Казахстана, Молдовы, Мальты, Люксембурга, ОАЭ, Азербайджана и др.

Средний общемировой показатель по читательской грамотности составил 454 балла.

С учетом статистической погрешности результаты обучающихся Республики Беларусь по читательской грамотности статистически значимо не отличаются от результатов участников из Италии, Венгрии, Исландии, Литвы, Хорватии, Латвии и Российской Федерации.

В международном отчете результаты стран-участниц сравнительного исследования PISA-2018 изначально представлены в двух таблицах. В первой таблице представлены страны-члены ОЭСР в порядке убывания результата по направлению «Читательская грамотность». Во второй таблице представлены результаты стран-партнеров программы PISA-2018 (т. е. стран, не являющихся членами ОЭСР) также в порядке убывания результата по направлению «Читательская грамотность». Республика Беларусь занимает в данной таблице восьмое место. При этом следует иметь в виду, что впереди на четырех позициях располагаются отдельно взятые урбанизированные административные территории Китая. Таким образом, среди стран, не являющихся членами ОЭСР, вслед за несколькими административными территориями Китая и Сингапуром Республика Беларусь занимает пятое место, с результатом, который статистически значимо не отличается от результатов Российской Федерации и Хорватии, занявших четвертое и третье места среди данной группы стран (см. таблицу 2).

В соответствии с целями исследования PISA-2018 математическая грамотность – это способность человека к математическим рассуждениям, а также к формулировке, использованию и интерпретации математических знаний для решения задач в различных контекстах реального мира.

Учащиеся Республики Беларусь достаточно успешно справились с большей частью заданий по математической грамотности, набрав 472 балла.

Средний общемировой показатель по математической грамотности составил 459 баллов.

Данный результат позволил Республике Беларусь опередить в мировом рейтинге учащихся Хорватии, Израиля, Турции, Мальты, Украины, Греции, Казахстана, Сербии, Малайзии, Болгарии, ОАЭ, Румынии, Черногории, Молдовы, Азербайджана (Баку), Грузии и др.

С учетом статистической погрешности, результаты обучающихся Республики Беларусь по итогам исследования PISA-2018 по математической грамотности можно признать фактически равными с результатами их сверстников из Соединенных Штатов Америки. Результаты обучающихся Республики Беларусь незначительно отличаются от участников из таких стран, как Испания, Венгрия, Литва.

Общий итог исследования PISA-2018 по математической грамотности показал, что уровень подготовки учащихся нашей страны хоть и несколько ниже, но все же практически соответствует среднему уровню школьников стран ОЭСР.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека ориентироваться в вопросах, связанных с естественными науками, готовность воспринимать новейшие естественнонаучные достижения и использовать их для созидательной деятельности. Учебные предметы естественнонаучного цикла занимают важное место в формировании ключевых интеллектуальных и личностных качеств обучающихся, необходимых для жизни в современном обществе.

Данное направление исследования PISA-2018 отличалось наличием нестандартных заданий с элементами компьютерного моделирования. Несмотря на новизну представления подобных заданий, учащиеся Республики Беларусь успешно справились с большей частью тестовых заданий, набрав 471 балл.

Учащиеся Республики Беларусь продемонстрировали более высокий уровень естественнонаучных компетенций, чем их сверстники из Италии, Турции, Словакии, Израиля, Украины, Сербии, Мальты, Греции, Казахстана, Болгарии, ОАЭ, Азербайджана (г. Баку) и др.

С учетом статистической погрешности результаты обучающихся Республики Беларусь по естественнонаучной грамотности статистически значимо не отличаются от результатов участников из Хорватии, Исландии, Люксембурга, Российской Федерации.

Средний общемировой показатель по естественнонаучной грамотности составил 458 баллов.

Таким образом, результаты проведения международного сравнительного исследования свидетельствуют о том, что все учреждения образования Республики Беларусь, принявшие в нем участие, показали достойные результаты. Некоторые учреждения образования (гимназии и лицеи) показали результаты, не уступающие лидерам общемирового рейтинга. В целом первый опыт участия в международном исследовании качества среднего образования для нашей страны является успешным. Анализ полученных данных в совокупности с результатами национальных исследований позволит выработать ряд конкретных, выверенных мероприятий по дальнейшему развитию общего среднего образования, повышению его качества.

Таблица 1. Результаты исследования PISA-2018


ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ PISA

ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ PISA

ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ PISA

ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ PISA

Таблица 2. Результаты стран-партнеров PISA-2018 (читательская грамотность)


ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ PISA

Материалы по оценке глобальных компетенций

1. Задание «Миграция птиц»

2. Задание «Бег в жаркую погоду»

3. Задание «Исследование склонов долины»

4. Задание «Метеороиды и кратеры»

5. Задание «Рациональное рыбоводство»

Материалы семинаров и вебинаров

Познакомьтесь с другими образцами заданий:

Важно помнить, что все задания в ходе исследования выполняются в электронном формате. Попробуйте выполнить некоторые задания вместе с ребенком. Исследование проводится в компьютерной форме. На выполнение заданий отводится 2 часа. После исследования ученикам будет предложена анкета, ответы на вопросы которой могут занять примерно 30 минут. Вопросы анкеты касаются отношения учащихся к школе, их понимания будущего (образование и карьера), осведомленности о глобальных проблемах, существующих в мире, и т. д. Никакие личные данные детей не передаются в центр исследования. На школьном уровне доступа к результатам или данным анкеты никто не имеет, так как работа выполняется обезличено, на специальном сайте и не сохраняется в школе.

ЧТО ТАКОЕ PISA?

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?». Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЕСD). Исследование проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 года. Данное исследование в России осуществляется Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования совместно с Федеральным институтом оценки качества образования при активном участии Министерства просвещения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием регионов, участвующих в исследовании. Работа проводится в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Также обращаем внимание, что в настоящее время разработаны Интернетресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:

1. Электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/ . Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa .

4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf .

5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). Ф ГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

8. Курсы повышения квалификации Академии «Просвещение» («Формирование функциональной грамотности обучающихся как одна из приоритетных задач школы») https://academy.prosv.ru/courses.

9. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся https://www.youtube.com/watch?v=_om_kIhu7G8&list=PLnnzDpmIo7A13kVCwJiaO_n xx2QyNUZUQ;