Правительство РФ — главный государственный орган исполнительной власти. Все, что придумывают законодатели, так или иначе исполняет правительство.
От его действий зависят практически все сферы общественной жизни: экономика, медицина, образование, наука, оборона и даже сохранение традиционных ценностей.
Расскажу, как устроено и какие функции выполняет правительство.
Как устроено правительство РФ
В Советском Союзе функции правительства выполнял Совет министров СССР, а в РСФСР, входившей в состав Союза, — Совет министров РСФСР. В 1992 году его переименовали в Совет министров Российской Федерации, а после принятия в 1993 году новой конституции — уже в правительство РФ.
Что такое исполнительная власть
Исполнительная — одна из трех независимых ветвей власти, которая реализует принятые законы и другие обязательные документы.
В России принцип разделения властей закреплен в Конституции: исполнительная, законодательная и судебная власти должны работать самостоятельно, а все государственные органы — действовать в рамках своей компетенции.
При этом власти взаимосвязаны и образуют единый государственный механизм. То есть, например, если законодатель решает повысить налоги, то правительство будет технически реализовывать это решение.
Состав правительства определяет президент вместе с Госдумой, а общие положения и полномочия с 1993 года закрепляет Конституция. После поправок 2020 года рядом с утверждением, что исполнительную власть в стране осуществляет правительство, появилось дополнение: «под общим руководством президента Российской Федерации».
Систему министерств утверждает президент, а правительство руководит большинством из них. Министерства — это правительственные учреждения исполнительной ветви власти, которые действуют во вверенных им отраслях и управляют подчиненными им службами. Так, Минприроды управляет Росводресурсами и Рослесхозом, Минцифры — Роскомнадзором и Почтой России, а Минтранс — Росавтодором и Росавиацией.
Также, например, государственные вузы и Российская академия наук входят в структуру Минобрнауки, государственные больницы — в Минздрав, а все полицейские участки — в состав МВД.
Напрямую правительство не управляет Министерством иностранных дел и МВД — ими руководит президент.
Правительство может не только исполнять законы, но и предлагать свои: большая часть законопроектов, ставших законами, принадлежит именно ему. Например, правительство вносило практически все антисанкционные законопроекты.
Судьба законопроектов в России
Работа правительства охватывает, можно сказать, все области жизни общества. Вот чем, согласно Конституции и конституционному закону, оно занимается.
Разработка и исполнение федерального бюджета. Федеральный бюджет — это документ о доходах и расходах на государственные функции. Все госорганы работают по бюджету, который верстает правительство. Федеральный бюджет вместе с бюджетами регионов входит в консолидированный бюджет страны.
Федеральный бюджет утверждается законом: за него голосуют депутаты Госдумы, затем сенаторы в Совете Федерации, после его подписывает президент.
В федеральный бюджет не входят внебюджетные фонды: пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования. Тем не менее бюджеты этих фондов на рассмотрение в Госдуму тоже представляет правительство.
Как планируют федеральный бюджет
Налоговая, таможенная, денежно-кредитная и инвестиционная политика. Налогами занимается Федеральная налоговая служба, таможней — Федеральная таможенная служба, они подчинены Минфину.
Работой по денежно-кредитной и инвестиционной политике главным образом занимается Минфин во взаимодействии с Центральным банком — при этом банк остается независимым.
Социальная политика, в том числе культура, наука, образование и здравоохранение. Правительство руководит обязательным социальным страхованием, социальным обеспечением и защитой граждан, включая людей с инвалидностью. А также оказывает адресную поддержку, например малоимущим или семьям с детьми, индексирует пенсии, пособия и выплаты.
Еще правительство занято пенсионным обеспечением граждан — через Минтруд курирует ПФР.
Соцполитикой главным образом занимаются Минкульт, Минпросвещения, Минобрнауки, Минздрав, Минтруд, а также Минприроды.
Как правительство приводит в действие законы
В России часто случается, что парламент принимает закон, который лишь в общих чертах регулирует тот или иной вопрос. Детали поручают утвердить правительству. Так законодатель передает свои права регулирования исполнительной власти.
Например, законодатель написал в законе об образовании, что программы образовательных организаций должны опираться на федеральные государственные стандарты. А правила их разработки и утверждения определяет правительство. Оно приводит закон в действие и принимает детальные документы: образовательные стандарты для школ и колледжей разрабатывает Минпросвещения, а для вузов — Минобрнауки.
Экономика. Правительство обеспечивает единые экономические правила и свободу экономической деятельности в стране, прогнозирует социально-экономические изменения и через госпрограммы развивает отрасли экономики. Еще занимается миграционными процессами, вопросами мобилизационной экономики и оборонного производства, а также инвестиционной и технологической политикой, развивает предпринимательство, защищает отечественного производителя. Кроме того, правительство управляет федеральной собственностью.
Например, правительство выдвигает кандидатов в советы директоров компаний с государственным участием вроде «Роснано», принимает решения об участии государства в акционерных обществах, утверждает план приватизации федеральной собственности и регулирует естественные монополии — такие как РЖД. Главным образом за это ответственно Минэкономразвития.
Семейная, детская и молодежная политика. Правительство защищает семьи, детей и институт брака — только как союз мужчины и женщины. Помогает решать их проблемы и создает условия для воспитания детей, заботится о детях, оставшихся без попечения родителей, а также духовно, нравственно и интеллектуально развивает молодое поколение — воспитывает в них патриотизм, гражданственность и уважение к старшим.
Здравоохранение. Правительство должно делать медицину доступной и качественной, укреплять общественное здоровье и вовлекать людей в здоровый образ жизни. Государственные больницы и поликлиники — учреждения Минздрава.
Также оно реализует права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие, развивает физическую культуру, курорты и санатории.
Трудовые отношения. Правительство защищает права граждан на труд, гарантирует МРОТ не менее прожиточного минимума и борется с безработицей.
Институты гражданского общества. Также правительство должно помогать институтам гражданского общества, в том числе НКО: вместе разрабатывать государственную политику, способствовать волонтерству и сотрудничать с общественными и религиозными организациями.
Наука, образование и культура. Правительство поддерживает научно-технологическое развитие страны и ее научный потенциал. Занимается всеми уровнями государственного образования, поддерживает изучение русского языка и охраняет культурные ценности.
Охрана окружающей среды и природопользование. Правительство защищает окружающую среду и биоразнообразие от техногенного влияния, следит за экологическим благополучием граждан, рациональным использованием природных ресурсов и развивает минерально-сырьевую базу страны. Предотвращает аварии, катастрофы и ликвидирует последствия стихийных бедствий — этим главным образом занимается МЧС.
С 2020 года правительство также развивает систему экологического просвещения, создает условия для «воспитания экологической культуры» и растит в обществе ответственное отношение к животным.
Защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. Правительство также должно обеспечивать безопасность граждан и их собственности, общества и государства, бороться с преступностью и следить за общественным порядком, в том числе в цифровой сфере. Оно развивает материально-техническую базу правоохранительных органов и помогает обеспечить работу судов. Суды при этом относятся к независимой судебной ветви власти, то есть правительство только создает условия для их работы.
Для решения этих задач есть Министерство внутренних дел, которым руководит президент, а также входящая в МВД полиция и другие надзорные органы, которые следят за порядком. Например, Рособрнадзор следит за сферой образования, Роскомнадзор — за связью и СМИ, а Росприроднадзор — за природопользованием.
В стране есть и другие госорганы, которые следят за законностью и безопасностью: прокуратура, следственный комитет и ФСБ. Они не входят в состав правительства, тем не менее оно также должно контролировать работу ФСБ.
Министерство юстиции организует систему исполнения уголовных наказаний через ФСИН, регулирует и регистрирует адвокатуры, нотариальные палаты, НКО, а также руководит федеральной службой судебных приставов.
Оборона страны и безопасности государства. Правительство защищает суверенитет и территориальную целостность страны, обеспечивает ее оборону и безопасность — оснащает , развивает оборонно-промышленный комплекс, а также предоставляет соцгарантии военнослужащим.
Еще правительство должно поддерживать и укреплять международный мир, не допускать иностранного вмешательства во внутренние дела, стеречь границы и руководить гражданской обороной. Для этого есть МВД и МИД, которые, хоть и находятся в ведении президента, входят в состав правительства.
Внешняя политика. Правительство представляет Россию за границей и в международных организациях, регулирует ВЭД, заключает международные договоры, выполняет по ним обязательства и следит, чтобы другие стороны этих договоров делали самое.
Еще оно занимается международным научным и культурным сотрудничеством, а также отстаивает геополитические интересы государства и защищает соотечественников за рубежом.
Законотворчество. Правительство дает заключения и отзывы о законопроектах, а также может вносить в Госдуму свои инициативы.
Другие задачи, возложенные президентом. Президент издает специальные документы — поручения правительству. Они могут касаться разных вопросов по всем направлениям его работы. Например, 1 сентября 2022 года президент поручил правительству внести изменения в законодательство по налоговому вычету за инвестиции в российские быстрорастущие технологические компании.
Кто входит в состав правительства
Правительство возглавляет председатель. Также туда входят его заместители и федеральные министры — они возглавляют министерства.
Сейчас, в октябре 2022 года, председатель правительства — Михаил Мишустин. Его утвердили на этом посту 16 января 2020 года. Он сменил Дмитрия Медведева — некогда президента РФ.
У председателя 11 заместителей — они курируют работу правительства по своим отраслям. Также в правительстве 21 министр.
Состав правительства РФ в октябре 2022 года
Председателя правительства назначает президент с одобрения Госдумы: после избрания или после роспуска прежнего правительства он вносит кандидатуру председателя в Госдуму, а та должна утвердить решение.
Если Госдума трижды не согласится с кандидатом, президент все равно назначает председателя, а Госдуму распускает и объявляет новые выборы. При этом президенту не обязательно предлагать разные кандидатуры. В 1998 году Борис Ельцин выдвигал на пост председателя Сергея Кириенко — ныне первого заместителя руководителя администрации президента. Госдума не согласилась дважды. Ельцин внес кандидатуру Кириенко в третий раз — и Госдума приняла назначение.
После назначения председатель, если он стал им не в результате отставки предыдущего, предлагает Госдуме состав правительства — заместителей и министров. С кандидатурами, одобренными Госдумой, президент больше не может не согласиться, он обязан назначить указанных людей на должности. Однако Госдума может не согласиться с составом правительства — также трижды. Если это произойдет, президент получает право распустить Госдуму и назначить предложенных председателем кандидатов самостоятельно.
Правительство собирается на срок до вступления в должность вновь избранного президента. Даже если это один и человек. Например, Владимир Путин после избрания на третий срок в 2012 году назначил председателем правительства Дмитрия Медведева, на четвертый срок повторил назначение — в 2018 Медведев вновь стал председателем.
Но правительство может быть распущено и раньше, если заявит о своем роспуске самостоятельно или Госдума вынесет ему вотум недоверия. С такими решениями должен согласиться президент.
Если президент не примет решение Госдумы о роспуске, а она в течение трех месяцев продолжит настаивать на недоверии правительству, президент может распустить либо правительство, либо саму Госдуму. Таким образом, если Госдума хочет сохранить свой состав, ей придется согласиться с решениями президента.
Повлиять на работу правительства
От решений правительства зависит жизнь всех людей в стране, а бюджетники — например учителя, врачи, чиновники, пожарные — нередко напрямую связаны с их исполнениями.
При этом в России работа правительства напрямую зависит от решений президента: он может изменить состав правительства или дать ему конкретные поручения. Нередко законы передают правительству право самостоятельно определять, как регулировать ту или иную сферу жизни в стране, а затем через министерства самостоятельно и реализовывать такие решения.
Обычному человеку повлиять на работу правительства сложно, но можно стараться влиять на парламент: депутаты избираются на выборах и принимают законы, по которым правительство работает.
Утратил силу – Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О Правительстве Российской Федерации
Принят Государственной Думой 11 апреля 1997 года
Одобрен Советом Федерации 14 мая 1997 года
(в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря
1997 г. N 3-ФКЗ – Собрание законодательства Российской Федерации,
1998, N 1, ст. 1; Федерального конституционного закона от 19 июня
2004 г. N 4-ФКЗ – Собрание законодательства Российской Федерации,
2004, N 25, ст. 2478; Федерального конституционного закона от 3
ноября 2004 г. N 6-ФКЗ – Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 45, ст. 4376; Федерального конституционного
закона от 1 июня 2005 г. N 4-ФКЗ – Собрание законодательства
Российской Федерации, 2005, N 23, ст. 2197; Федерального
конституционного закона от 30 января 2007 г. N 1-ФКЗ – Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 6, ст. 680;
Федерального конституционного закона от 2 марта 2007 г. N 3-ФКЗ –
Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 10, ст.
1147; Федерального конституционного закона от 25 декабря 2008 г. N
5-ФКЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52,
ст. 6206; Федерального конституционного закона от 30 декабря 2008
г. N 8-ФКЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2009,
N 1, ст. 3; Федерального конституционного закона от 29 января 2010
г. N 1-ФКЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2010,
N 5, ст. 458; Федерального конституционного закона от 22 июля 2010
г. N 4-ФКЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2010,
N 30, ст. 3984; Федерального конституционного закона от 28 декабря
2010 г. N 8-ФКЗ – Собрание законодательства Российской Федерации,
2011, N 1, ст. 1; Федерального конституционного закона от 3 декабря
2012 г. N 4-ФКЗ – Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 50, ст. 6938; Федерального конституционного закона от 7 мая
2013 г. N 2-ФКЗ – Собрание законодательства Российской Федерации,
2013, N 19, ст. 2293; Федерального конституционного закона от 7 мая
2013 г. N 3-ФКЗ – Собрание законодательства Российской Федерации,
2013, N 19, ст. 2294; Федерального конституционного закона от 12
марта 2014 г. N 5-ФКЗ – Собрание законодательства Российской
Федерации, 2014, N 11, ст. 1088; Федерального конституционного
закона от 23 мая 2015 г. N 4-ФКЗ – Собрание законодательства
Российской Федерации, 2015, N 21, ст. 2979; Федерального
конституционного закона от 14 декабря 2015 г. N 6-ФКЗ – Собрание
законодательства Российской Федерации, 2015, N 51, ст. 7228;
Федерального конституционного закона от 3 июля 2016 г. N 6-ФКЗ –
Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст.
4153; Федерального конституционного закона от 3 июля 2016 г. N
8-ФКЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27,
ст. 4155; Федерального конституционного закона от 28 декабря 2016
г. N 12-ФКЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017,
N 1, ст. 3)
ГЛАВА I. О БЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правительство Российской Федерации – высший
исполнительный орган государственной
власти Российской Федерации
Правительство Российской Федерации является органом
государственной власти Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную
власть Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации является коллегиальным
органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в
Российской Федерации.
Статья 2. Правовая основа деятельности Правительства
Российской Федерации
Правительство Российской Федерации осуществляет свою
деятельность на основе Конституции Российской Федерации,
федеральных конституционных законов, федеральных законов и
нормативных указов Президента Российской Федерации.
Статья 3. Основные принципы деятельности Правительства
Российской Федерации
Правительство Российской Федерации в своей деятельности
руководствуется принципами верховенства Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных
законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей,
ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и
гражданина.
Статья 4. Деятельность Правительства Российской Федерации
по организации исполнения законов и иных
правовых актов
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий
организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных
конституционных законов, федеральных законов, указов Президента
Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации,
осуществляет систематический контроль за их исполнением
федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает
меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
Статья 5. ( Исключена Федеральным конституционным законом от 31
декабря 1997 г. N 3-ФКЗ – Собрание законодательства Российской
Федерации, 1998, N 1, ст. 1)
ГЛАВА II. С ОСТАВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
Статья 6. Состав Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации состоит из членов
Правительства Российской Федерации – Председателя Правительства
Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства
Российской Федерации и федеральных министров.
В соответствии с указами Президента Российской Федерации
заместители Председателя Правительства Российской Федерации и
федеральные министры могут замещать должности полномочных
представителей Президента Российской Федерации в федеральных
округах (часть вторая введена Федеральным конституционным законом
от 29 января 2010 г. N 1-ФКЗ – Собрание законодательства Российской
Федерации, 2010, N 5, ст. 458).
Статья 7. Назначение Председателя Правительства Российской
Федерации и освобождение от должности
Председателя Правительства Российской Федерации
Председатель Правительства Российской Федерации назначается
Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской
Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо
вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на
постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории
иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией
Российской Федерации (в ред. Федерального конституционного закона
от 1 июня 2005 г. N 4-ФКЗ – Собрание законодательства Российской
Федерации, 2005, N 23, ст. 2197; Федерального конституционного
закона от 30 января 2007 г. N 1-ФКЗ – Собрание законодательства
Российской Федерации, 2007, N 6, ст. 680).
Председатель Правительства Российской Федерации освобождается
от должности Президентом Российской Федерации:
по заявлению Председателя Правительства Российской Федерации
об отставке;
в случае невозможности исполнения Председателем Правительства
Российской Федерации своих полномочий.
Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и
Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от
должности Председателя Правительства Российской Федерации в день
принятия решения.
Освобождение от должности Председателя Правительства
Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку
Правительства Российской Федерации.
Статья 8. Исполнение обязанностей Председателя
Правительства Российской Федерации
В случае временного отсутствия Председателя Правительства
Российской Федерации его обязанности исполняет один из заместителей
Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с
письменно оформленным распределением обязанностей.
В случае освобождения от должности Председателя Правительства
Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе до
назначения нового Председателя Правительства Российской Федерации
поручить исполнение обязанностей Председателя Правительства
Российской Федерации одному из заместителей Председателя
Правительства Российской Федерации на срок до двух месяцев.
Статья 9. Назначение на должность и освобождение от должности
заместителей Председателя Правительства
Российской Федерации и федеральных министров
Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и
федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от
должности Президентом Российской Федерации по предложению
Председателя Правительства Российской Федерации.
Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и
федеральные министры назначаются из числа граждан Российской
Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо
вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на
постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории
иностранного государства (в ред. Федерального конституционного
закона от 30 января 2007 г. N 1-ФКЗ – Собрание законодательства
Российской Федерации, 2007, N 6, ст. 680).
Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и
федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.
Статья 10. Сведения о доходах, расходах и об имуществе членов
Правительства Российской Федерации,
их супругов и несовершеннолетних детей
(наименование в ред. Федерального конституционного закона от
25 декабря 2008 г. N 5-ФКЗ – Собрание законодательства Российской
Федерации, 2008, N 52, ст. 6206; Федерального конституционного
закона от 3 декабря 2012 г. N 4-ФКЗ – Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 50, ст. 6938)
Председатель Правительства Российской Федерации, заместители
Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные
министры обязаны при назначении на должность, а впоследствии
ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным
финансовым годом, представлять в налоговые органы Российской
Федерации сведения о являющихся объектами налогообложения доходах,
ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем на праве
собственности им, их супругам и несовершеннолетним детям, а также о
своих обязательствах имущественного характера и об обязательствах
имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей.
Налоговые органы Российской Федерации направляют эти сведения
Президенту Российской Федерации и в Федеральное Собрание. Такие
сведения могут быть опубликованы (в ред. Федерального
конституционного закона от 25 декабря 2008 г. N 5-ФКЗ – Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6206).
Член Правительства Российской Федерации в случаях и порядке,
которые установлены Федеральным законом “О контроле за
соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и
иных лиц их доходам” и нормативными указами Президента Российской
Федерации, представляет (в ред. Федерального конституционного
закона от 23 мая 2015 г. N 4-ФКЗ – Собрание законодательства
Российской Федерации, 2015, N 21, ст. 2979):
сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги
(супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по
приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости,
транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в
уставных (складочных) капиталах организаций) (в ред. Федерального
конституционного закона от 23 мая 2015 г. N 4-ФКЗ – Собрание
законодательства Российской Федерации, 2015, N 21, ст. 2979);
сведения об источниках получения средств, за счет которых
совершена сделка, указанная в абзаце втором настоящей части.
(Часть вторая введена Федеральным конституционным законом от 3
декабря 2012 г. N 4-ФКЗ – Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 50, ст. 6938)
Контроль за соответствием расходов члена Правительства
Российской Федерации, расходов его супруги (супруга) и
несовершеннолетних детей общему доходу члена Правительства
Российской Федерации и его супруги (супруга) за три последних года,
предшествующих совершению сделки, осуществляется в порядке,
предусмотренном указами Президента Российской Федерации (часть
третья введена Федеральным конституционным законом от 3 декабря
2012 г. N 4-ФКЗ – Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 50, ст. 6938).
Статья 11. Ограничения, связанные с пребыванием в составе
Правительства Российской Федерации
Члены Правительства Российской Федерации не вправе:
быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной
Думы, депутатами законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами
выборных органов местного самоуправления;
замещать другие должности в органах государственной власти и
органах местного самоуправления, за исключением случаев,
установленных федеральными конституционными законами, федеральными
законами и указами Президента Российской Федерации (в ред.
Федерального конституционного закона от 29 января 2010 г. N 1-ФКЗ –
Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 5, ст.
458);
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через
доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим
субъектом независимо от его организационно-правовой формы, если
иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с
федеральными законами, им не поручено участвовать в управлении этой
организацией (в ред. Федерального конституционного закона от 23 мая
2015 г. N 4-ФКЗ – Собрание законодательства Российской Федерации,
2015, N 21, ст. 2979);
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме
преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом
преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может
финансироваться исключительно за счет средств иностранных
государств, международных и иностранных организаций, иностранных
граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации, международными договорами
Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе
федеральных органов государственной власти с государственными
органами иностранных государств, международными и иностранными
организациями (в ред. Федерального конституционного закона от 2
марта 2007 г. N 3-ФКЗ – Собрание законодательства Российской
Федерации, 2007, N 10, ст. 1147);
быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в
органах государственной власти;
использовать в неслужебных целях информацию, средства
материально-технического, финансового и информационного
обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена
Правительства Российской Федерации;
получать в связи с осуществлением своих полномочий от
физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным
законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в
том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;
принимать без разрешения Президента Российской Федерации
почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия
иностранных государств;
выезжать в служебные командировки за пределы Российской
Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением
служебных командировок, осуществляемых в соответствии с
законодательством Российской Федерации, международными договорами
Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности
федеральных органов государственной власти с государственными
органами иностранных государств, международными и иностранными
организациями;
входить в состав органов управления, попечительских или
наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих
неправительственных организаций и действующих на территории
Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не
предусмотрено законодательством Российской Федерации,
международными договорами Российской Федерации или договоренностями
на взаимной основе федеральных органов государственной власти с
государственными органами иностранных государств, международными и
иностранными организациями (абзац введен Федеральным
конституционным законом от 2 марта 2007 г. N 3-ФКЗ – Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 10, ст. 1147);
открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные
средства и ценности в иностранных банках, расположенных за
пределами территории Российской Федерации, владеть и (или)
пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Данный запрет
распространяе тся на супруг (супругов) и несовершеннолетних детей
членов Правительства Российской Федерации. Контроль за соблюдением
членами Правительства Российской Федерации, их супругами и
несовершеннолетними детьми данного запрета осуществляется в
порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации.
Понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в
значении, указанном в Федеральном законе “О запрете отдельным
категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные
денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за
пределами территории Российской Федерации, владеть и (или)
пользоваться иностранными финансовыми инструментами” (абзац введен
Федеральным конституционным законом от 7 мая 2013 г. N 3-ФКЗ –
Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст.
2294; в ред. Федерального конституционного закона от 28 декабря
2016 г. N 12-ФКЗ – Собрание законодательства Российской Федерации,
2017, N 1, ст. 3).
Статья 11-1. Обязанности, налагаемые на членов Правительства
Российской Федерации в целях предотвращения или
урегулирования конфликта интересов
Член Правительства Российской Федерации обязан:
сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента
Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при
исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может
привести к конфликту интересов, а также принимать меры по
предотвращению или урегулированию такого конфликта;
передавать на время своего пребывания в составе Правительства
Российской Федерации находящиеся в его собственности ценные бумаги
(доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в
доверительное управление в соответствии с гражданским
1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.
1. Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.
1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.
1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.
Неформально должность часто называется премьер-министр, хотя в Конституции Российской Федерации такое название отсутствует.
С 16 января 2020 года председателем Правительства Российской Федерации является Михаил Владимирович Мишустин (с 30 апреля по 19 мая 2020 на время болезни премьера исполняющим обязанности являлся Андрей Рэмович Белоусов).
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» и Регламентом Правительства Российской Федерации председатель Правительства России выполняет следующие функции:
Председатель правительства РФ входит по должности в:
Помимо основных обязанностей и функций главы правительства, прописанных в законе, председатель Правительства Российской Федерации с 2012 года возглавляет следующие координационные и совещательные органы при правительстве Российской Федерации:
Также председатель Правительства Российской Федерации является:
Порядок назначения и освобождения от должности
Кандидатом на должность председателя Правительства России может быть исключительно гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства.
Предложение о кандидатуре председателя Правительства России вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного президента Российской Федерации или после отставки председателя Правительства России, либо в течение недели со дня отклонения предыдущей кандидатуры Государственной Думой.
Государственная Дума рассматривает представленную президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
После трёхкратного отклонения представленных кандидатур председателя Правительства России Государственной Думой президент Российской Федерации самостоятельно назначает председателя Правительства России, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Государственная Дума не может быть распущена на этом основании только в последние шесть месяцев нахождения президента в должности и во время действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной Думой процедуры импичмента президенту России.
Конституция Российской Федерации не предусматривает увольнения президентом одного только председателя правительства;
Согласно пункту 5 статьи 117 Конституции Российской Федерации, Президент вправе:
После изменений в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 06.11.2020, была модифицирована статья 7 настоящего закона «О Правительстве Российской Федерации» из которой было убрано следующее положение:
«Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения.»
Это означает что данная норма носила императивный характер, после изменения данной статьи, ее убрали. Следовательно можно сделать вывод, что в данный момент норма носит уведомительный характер, что в свою очередь не несет ее обязательности для Президента.
Исполнение обязанностей президента
В соответствии с Конституцией России, во всех случаях, когда президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет председатель правительства. Исполняющий обязанности президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
Список председателей правительства Российской Федерации
Ниже представлен список председателей Правительства России и исполняющих их обязанности после 1991 года. « И. о.» означает «исполняющий обязанности».
Диаграмма пребывания в должности
Ниже представлены результаты голосования депутатов парламента пост-советской России (до 1993 года Съезда народных депутатов, с 1993 года Государственной Думы) по вопросу о даче президенту Российской Федерации согласия на назначение кандидата председателем Правительства Российской Федерации.
Информация проверена на 14 октября 2023.
Председатели Комитета министров, с 1906 года Совета министров Российской империи
Председатели Временного правительства России
Председатели Совета народных комиссаров, с 1946 года Совета министров СССР
Председатели правительства Российской Федерации