ПЛАН СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ РАССУЖДЕНИЯ НА ЭКЗАМЕНЕ

Вторая часть ЕГЭ по русскому языку всегда пугала многих. В этом году произошли изменения в критериях оценивания и вопросов, как писать сочинение, стало еще больше. Как же получить заветные 24 балла за сочинение? Давайте разберемся.

В первую очередь нужно понять, что будут проверять. Это поможет взглянуть на собственное сочинение глазами экзаменатора. Всего существует 12 критериев оценки. Они разделяются на три блока. Первый касается содержания работы:

Формулировка проблемы данного текста. 1 балл

* Текст известного русского писателя (публициста, прозаика и т.д. см., что написано об авторе в конце текста ) ФИО заставил меня задуматься над проблемой ( сочетание слова проблема с сущ. в Р.п.), например, над проблемой отцов и детей; над проблемой роли книги в жизни человека.)+ сформулировать вопрос по проблеме и записать в форме вопросительного предложения.

Пояснение к примерам (художественный текст)

Пояснение к примерам (публицистический текст)

2-ой пример-иллюстрация с указанием и пояснением.

Указать и проанализировать смысловую связь между примерами .

Отражение позиции автора ( рассказчика). 1 балл

Сформулировать и обосновать своё отношение к позиции автора по проблеме текста.1 балл (Ответ на вопрос: почему я согласен/не согласен с позицией автора)

Заключение (достаточно одного предложения)

Объём сочинения – не менее 150 слов. Максимальное количество баллов за всю письменную работу – 25.

Готовые речевые клише к сочинению ЕГЭ по русскому языку.

Содержание части сочинения

Вступление + формулировка проблемы

Вопрос, над которым размышляет автор
+

Два примера – иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания

Примеры – иллюстрации:

проблемы исходного текста

Первый пример + пояснение к примеру Второй пример + пояснение к примеру

Пояснение к примерам:

Связь между примерами

(противопоставление, сравнение, причина –
следствие, вывод,
уступка) + проанализировать эту связь!!!

Позиция автора

Ответ на проблемный вопрос, данный автором текста

Собственная позиция

Мой ответ на этот вопрос + обоснование (литературные аргументы, опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту)

Мое отношение к позиции автора:

Обоснование собственной позиции:

Вывод – обобщение
моего рассуждения

Не совсем верно было бы говорить о том, что в сочинении ЕГЭ обязательно нужно определенное количество абзацев. В критериях оценивания и рекомендациях ФИПИ ничего об этом не говорится. Однако структура сочинения должна придерживаться плана.

Главное, чтобы все структурные части четко следовали друг за другом в логичной последовательности. Каждой отдельной мысли должен отводиться один абзац. Если в одной микротеме затронуто несколько тем, или наоборот одна тема растянута на несколько абзацев, то можно потерять 2 балла за Критерий 5 (Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения)

Не забывай, что самое первое и самое важное – правильно определить проблему текста. За этот критерий (К1) дается всего 1 балл, но если ты выберешь неправильную проблему (не главную или ту, которая не раскрывается в тексте), то потеряешь целых 8 баллов. При неверной формулировке проблемы ставится 0 баллов за критерии 1 – 4.

План написания сочинения. Е ГЭ-2022 по русскому языку

1 абзац Формулировка проблемы данного текста. 1 балл

* Текст известного русского писателя (публициста, прозаика и т.д. см., что написано об авторе в конце текста ) ФИО заставил меня задуматься над проблемой ( сочетание слова проблема с сущ. в Р.п.), например, над проблемой отцов и детей; над проблемой роли книги в жизни человека.)+ сформулировать вопрос по проблеме и записать в форме вопросительного предложения.

* Раскрывая проблему, ФИО (автора текста) обращает внимание читателя на главного героя (рассказчика, героя-рассказчика) повествования, который ( кратко пересказываем сюжет и подводим к примеру-иллюстрации).

* Эти события автор описывает, чтобы + мини- вывод

3 абзац 2-ой пример-иллюстрация с указанием и пояснением.

4 абзац Указать и проанализировать смысловую связь между примерами .

* Почему – же герой так поступает? Ответ на этот вопрос мы находим далее.

5. Определение понятия

5 абзац Отражение позиция автора ( рассказчика). 1 балл

В художественном тексте авторская позиция выражена косвенно (не прямо)

Сформулировать и обосновать своё отношение к позиции автора по проблеме текста.1 балл (Ответ на вопрос: почему я согласен/не согласен с позицией автора)

7 абзац Заключение (достаточно одного предложения)

1. Вступление (подведение к проблеме).

2. Формулировка проблемы исходного текста.

а) формулируем проблему в виде повествовательного предложения:

– В предложенном для анализа тексте К. Г. Паустовский рассматривает проблему (чего?)- Автор этого текста, К. Г. Паустовский, обращает внимание читателей на проблему (чего?)- Текст К. Г. Паустовского заставил меня задуматься над проблемой (чего?)- Предложенный для анализа текст К. Г. Паустовского посвящен проблеме (чего?)- В тексте К. Г. Паустовского рассматривается проблема (чего?)

б) формулируем проблему в виде вопросительного предложения:

– Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, что значит, кого и т.д.)? Над этим вопросом предлагает нам задуматься К. Г. Паустовский.- Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, что значит, кого и т.д.)? Этой проблеме посвящен текст К. Г. Паустовского.- Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, что значит, кого и т.д.)? Эту проблему рассматривает в своем тексте К. Г. Паустовский.- Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, что значит, кого и т.д.)? Такова проблема, над которой предлагает нам поразмышлять К. Г. Паустовский.

а) переход к первому примеру- иллюстрации:

б) пояснение примера:

в) второй пример-иллюстрация

г) пояснение примера

д) смысловая связь между примерами:

– дополняют друг друга- противопоставляются один другому- сравнивают информацию- подводят к выводу и т.п.

е) пояснение этой смысловой связи и переход к позиции автора

4. Позиция автора – это итог его размышлений по проблеме:

5. Выражение собственного отношения к позиции автора по проблеме исходного текста (привести доказательства из жизненного опыта, художественной литературы, научной, кинофильма, спектакля и т.п.)

План написания сочинения-рассуждения  ЕГЭ – 2022

(подведение к  проблеме)

-В предложенном для анализа тексте К. Г. Паустовский рассматривает проблему (чего?)

– Автор этого текста, К. Г. Паустовский,  обращает внимание читателей на проблему (чего?)

б) формулируем  проблему в виде вопросительного предложения:

– Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, что значит, кого и т.д.)?  Над этим вопросом предлагает нам задуматься К. Г. Паустовский.

а)  переход к первому примеру- иллюстрации:

-дополняют друг друга

5. Выражение собственного отношения к позиции автора по проблеме исходного текста (привести доказательства из жизненного опыта, художественной литературы, научной,  кинофильма, спектакля и т.п.)

– Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор.

– Почему точка зрения К. Г. Паустовского кажется мне верной?

– Можно завершить рассуждения цитатой, например: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро)

Формулировка проблемы возможна в двух вариантах: с помощью конструкции ПРОБЛЕМА (чего?) + СУЩ. В РОД. П. – здесь важно не перепутать понятия «тема» и «проблема» (проблема более конкретна); или с помощью риторического вопроса. Риторический вопрос – наиболее удачная формулировка, ведь последующее рассуждение будет являться ответом на него. Так гораздо проще проследить за тем, что ты не отклонился от темы.

К чему должен стремиться писатель, создавая свои произведения? Именно над этой сложной эстетической проблемой размышляет известный русский писатель К. Г. Паустовский.

Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме, автор отмечает тот факт, что люди не замечают красоты вокруг, невнимательны к прекрасным вещам, которыми полон наш мир (предложение 8). Противопоставляя обыденности силу искусства, К. Г. Паустовский вспоминает историю из жизни, когда экспериментальное произведение помогло ему «ощутить с большей силой ту поэзию обыкновенного дождя, которую я раньше плохо замечал», и показывает читателям, как сильно кинокартина повлияла на его восприятие мира.

Позиция автора обычно расположена в конце текста. Можно пересказать своими словами авторское отношение, если оно прослеживается по логике текста, а можно процитировать предложение, если авторская позиция проговаривается там прямо.

По мнению К. Г. Паустовского, задача писателей заключается в том, чтобы напомнить людям о красоте мира.

Собственное отношение к позиции автора. Выражаем согласие с авторской позицией (можно и не согласиться, но обосновать будет сложнее). Обосновать свое отношение можно любым способом: привести пример из жизни/истории/кино/литературы. Будет достаточно всего несколько предложений.

Я разделяю точку зрения автора, потому что считаю, что действительно художник должен в своих произведениях в первую очередь подчеркнуть, насколько прекрасен мир. Например, в рассказе В. Короленко «Слепой музыкант» главному герою музыка помогла открыть для себя жизнь народа, красоту родной земли и стать прекрасным пианистом.

Заключение – это не повторение вступления другими шаблонными словами. Это некое обобщение, вывод из вашего рассуждения.

Возможно, не каждое произведение искусства будет чему-то учить, но каждое непременно должно затронуть определенные струны души своего зрителя, читателя или слушателя.

Вы можете использовать приведенный ваше шаблон сочинения ЕГЭ при подготовке.

План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2023

Давайте познакомимся с самой структурой данного экзамена. Он состоит из двух частей: тестовой и письменной. Сегодня нас интересует именно письменная часть ЕГЭ по русскому языку, то есть

Что ФИПИ хотят увидеть в сочинении?

В этом сочинении, согласно ФИПИ, от вас требуется:

Максимальный балл за

Но при этом сочинение не должно:

При несоблюдении двух этих пунктов вся ваша работа оценивается в 0 баллов.

Структура (план) сочинения:

Это план, при помощи которого вы сможете определить проблему.

Иногда в определении проблемы помогают  В них могут быть намёки на возможную проблему. используйте этот способ только как подсказку.

Типичные клише для постановки проблемы

Клише для написания примера-иллюстрации

Для публицистического текста

Для художественного текста

Клише для пояснения примера-иллюстрации

Пример иллюстрации с пояснением:

Сама связь — 1-2 предложения, находящихся после 2 комментария.

Клише для связи

Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают правильное отношение человека к своей профессии. Пояснение смысловой связи.

Проанализировать связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении и т.д. В идеале следует охарактеризовать каждый пример.

Позиция / мнение автора

В этом пункте вы должны чётко определить позицию автора – она должна продолжать проблему

Клише для написания мнения автора

В этом пункте вы должны написать своё мнение о проблеме.

Клише для собственного мнения

«Трудно не согласится с автором, ведь именно наши внутренние качества оберегают нас от совершения ужасных поступков».

Собственное мнение подтверждаем любым из способов обоснования : примеры из литературы (художественной, публицистической, научной);примеры из истории; обобщённые примеры; конкретные примеры из жизни («случаи»).

Вывод – это 1-2 предложения, подводящих итог вашей работе. Он должен следовать за проблемой и не вводить новых идей.

Клише для вывода

«Таким образом, автор побудит задуматься о том, что человек должен любить иуважать свою профессию».

Разбор критериев оценивания.

Здесь твоя главная задача – правильно сформулировать проблему текста, то есть найти вопрос, на который автор пытается найти ответ. Иногда это просто: например, в тексте задается риторический вопрос или прямым текстом проговаривается то, что волнует автора. Иногда задача осложняется тем, что проблем может быть несколько. Как найти главную и не ошибиться? Во-первых, обрати внимание на позицию автора. Она обязательно будет раскрыта с помощью аргументов – примеров из жизни, литературы (то, что должен будешь сделать и ты). Чему они посвящены? На чём «зациклен» автор? Если проблем несколько, то обрати внимание на структуру текста – с чего автор начал, чем заканчивает. Обычно, если проблем несколько, это значит, что автор связывает одну с другой, делает из них цепочку. О чём он начал говорить? Что из заявленного более масштабно, глобально, абстрактно? Это и будет самым важным.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Поскольку по данному критерию можно получить достаточно большое количество баллов, это будет самая важная и объемная часть структуры сочинения.

Отражение позиции автора исходного текста.

Твоя задача – в паре предложений сказать, в чем заключается позиция автора. Как он сам относится к тому, о чём пишет? Здесь можно пересказать вывод, к которому приходит автор текста – его можно найти в конце.

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.

Это еще одно важное изменение в сочинении 2024 года. Теперь тебе нужно выразить свое отношение к позиции автора (а не к проблеме, как было раньше). Нет необходимости в литературных аргументах, что одновременно радует и пугает многих. На самом деле все не так страшно. 1 балл вы не получите только в том случае, если формально выразите согласие или несогласие с автором.

Во втором блоке внимание уделяется речевому оформлению сочинения на ЕГЭ по русскому языку, то есть его форме.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Как писать сочинение ЕГЭ? Твоё сочинение должно быть последовательным, логичным – чтобы достичь этого, нужно правильно разделить его на абзацы. Для этого нужно держать в голове композицию. Об этом ниже.

Точность и выразительность речи.

Твоя задача – продемонстрировать точность формулировок и их разнообразие. Если твои предложения будут построены одинаково, а слова в них будут постоянно повторяться, это повлияет на оценку.

В третий блок входят критерии, проверяющие грамотность.

Соблюдение орфографических норм.

С этим блоком всё просто (и при этом сложно): избегай ошибок любого рода. Тщательно проверяй все знаки препинания, сложные слова и трудные части слов (суффиксы, приставки, чередующиеся корни). Не допускай стилистических ошибок – проверь, нет ли в твоём шаблоне сочинения примеров слов или конструкций, которыми ты грешишь в повседневных разговорах с друзьями (просторечий, сленга, жаргонизмов). Слова с высокой стилистической окраской тоже лучше не употреблять – исключи архаизмы, книжные слова. Пиши максимально просто и нейтрально. Если не сомневаешься в каком-то слове или конструкции предложения – переформулируй. Разбей сложное предложение на два простых, замени союз из нескольких слов простым однословным. После многократного чтения работы глаз «замыливается», ты перестаёшь замечать свои ошибки. Воспользуйся приёмом корректоров: перечитай текст с конца. Так нарушится его логическая структура, а потому ошибки и неточности станут явными. Будь деликатным в своём тексте, обходи стороной острые углы – твоя задача не агрессивно доказать свою правоту, оскорбить оппонента, а выразить мнение и получить за это хорошую оценку. И проверь факты – правильно ли ты указал произведения и имена писателей в литературных аргументах? Не перепутал ли год исторического события? Ты уверен в достоверности приводимых научных данных? Вот те вопросы, которые ты должен себе задать.

Указанные выше критерии помогут тебе составить композицию текста, то есть сделать его последовательным и логичным. Для каждой части структуры есть определённые клише, которые можно выучить и использовать. Чем больше ты будешь писать тренировочных сочинений, тем проще тебе будет. Это задание представляет собой шаблон, который нужно заполнить (печально, но факт). По сути, твоя задача сводится лишь к постановке проблемы, поиску тезисов и аргументов к ним.