ПГУПС ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА 1

Факультеты ПГУПС

Институт инженеров путей сообщения — высшее техническое учебное заведение Российской империи.

Имел официальные названия:

В настоящее время правопреемником Института инженеров путей сообщения Российской империи является Петербургский государственный университет путей сообщения.

Институт был создан в составе Корпуса инженеров путей сообщения согласно высочайшему манифесту Александра I от 20 ноября 1809 года:

Для преподавания назначались: 2 профессора чистой математики, 2 профессора прикладной и строительной математики, профессор гидрографии рек, профессор рисовального искусства и архитектуры — все профессора должны были иметь чин не ниже майора. Первыми были утверждены преподаватели математики: В. И. Висковатов и И. С. Резимон.

В сентябре 1810 года в газетах Санкт-Петербурга и Москвы были опубликованы объявления о приёме по экзамену желающих учиться в институте. Первоначально планировалось принять только 30 человек, но дополнительно было принято ещё 8 — в качестве сверхкомплектных слушателей «без права ношения институтской формы». В числе первых 30 воспитанников были: Фёдор Рерберг, сыновья Г. А. Строганова — Николай, Сергей и Александр, Андрей Готман, Сергей и Матвей Муравьёвы-Апостолы, Карл Розенкампф, Густав Гасфорд, Сергей Лихардов, Лазарь Лазарев. Торжественное открытие института состоялось 1 () ноября 1810 года.

Для оценки на экзаменах в институте была принята система, которая учитывала неодинаковую важность предметов: степень познания каждого предмета определялась оценкой от 0 до 10, но «смотря по важности предмета полученные баллы умножались на 3 и на 2». Первый экзамен производился весной 1811 года по математике, начертательной геометрии и рисованию; «баллы первой умножались на 3, а второй на два — при десятибалльной системе; за аресты делался вычет от 1 до 0,5 балла; за пропущенные лекции по 0,1 балла». Из числа экзаменовавшихся 20 человек были переведены в следующее отделение.

Первоначально предполагалось 2 отделения с двухгодичным обучением в каждом, но уже на второй год Бетанкур вышел с предложением иметь в институте 4 одногодичных отделения (названных бригадами): сверхкомплектных (подготовительное отделение, в котором в числе специальных предметов изучались только арифметика, алгебра и геометрия), воспитанников, прапорщиков, подпоручиков.

После кончины главного директора — принца Георгия Ольденбургского (декабрь 1812) институт перешёл под непосредственное попечительство императора Александра I, в то время как управление всеми остальными делами по ведомству Путей сообщения было передано инженер-генералу Де-Воланту.

В 1823 году Институт инженеров путей сообщения был сделан закрытым, по образцу военных кадетских корпусов и на первый план были поставлены военные науки. Обучение производилось в 4-х классах: «два класса воспитанников под названием портупей-прапорщиков, класс прапорщиков и класс подпоручиков» — с 4-го по 1-й. Портупей-прапорщиков могло быть 72 (40 казённокоштных и 32 своекоштных); прапорщиков и подпоручиков — по 24 воспитанника. Выпускники, успешно окончившие курс, производились в поручики; учившиеся за казённый счёт должны были не менее шести лет служить по ведомству Путей сообщения. Руководство института составляли инспектор, директор и его помощник, которые вместе с одним из профессоров и одним ротным командиром составляли Совет института. Кроме этого, по учебной части, составлялась конференция из четырёх профессоров.

С 5 сентября 1834 года обязанности директора, вместо уволенного по болезни П. П. Базена, стал временно исполнять И. С. Резимон, — до назначения директором института К. И. Потье, который вышел в отставку 6 октября 1836 года. После Потье 9 октября 1836 года директором института был назначен А. Д. Готье. В этот период «институт сохранял первенство между всеми высшими учебными заведениями и пользовался сочувствием публики, постоянно посещавшей публичные в нём испытания».

В 1843 году сменился Главноуправляющий путями сообщения и публичными знаниями: вместо умершего К. Ф. Толя был назначен граф П. А. Клейнмихель. Осенью последовала смена руководства Института инженеров путей сообщения: «для введения более строгих порядков» 15 октября 1843 года вместо А. Д. Готье был назначен генерал-майор В. Ф. Энгельгардт. Одновременно, помощник директора генерал-майор В. Н. Лермантов был «уволен от службы с мундиром и пансионом полного оклада», а 25 ноября того же года помощник директора по учебной части генерал-майор Я. А. Севастьянов был назначен членом Совета путей сообщения. Вместо Лермантова помощником директора был назначен Г. Ф. Гогель.

С 1844 года в институт стали принимать «только одних действительных дворян и отнюдь не свыше тринадцатилетнего возраста»; при этом к образовательным задачам добавлялась функция воспитания детей. В связи с этим была изменена учебная структура. Институт разделялся на 8 классов: с 8 по 5 классы — общеобразовательные; 4-й специальный теоретический и по два 3-х и 2-х специальных теоретических — для инженеров и для архитекторов; два 1-х практических класса — инженерный и архитекторский. 1-й и 2-й старшие классы (и для инженеров, и для архитекторов) были офицерскими; в шести младших обучались воспитанники.

После 1848 года началось значительное пополнение библиотеки и кабинетов (физического, минералогического, модельного) института; было построено новое здание для химической лаборатории.

В этот период исчезло из практики наказаний в институте телесное наказание. Срок обязательной отработки для казённокоштных студентов был снижен с 10 до 6 лет. Офицерам, прошедшим курс института в чине поручика было предоставлено право, по примеру военных инженеров, носить золотой аксельбант до чина полковника включительно (1859). Данное право было распространено и на офицеров, окончивших курс с чином подпоручика (1861). Музей института был открыт для публики (1862). Музей включал шесть экспозиций: моделей инженерных и архитектурных сооружений и механизмов, строительно-рабочих инструментов, физический, геодезический, минералогический и образцов строительных материалов. Особое внимание привлекала экспозиция моделей, как единственная в России и одна из самых богатых в Европе.

Широко был отмечен 50-летний юбилей института 23 ноября () 1859 года.

В 1864 году состоялось последнее производство в военные чины (в поручики) выпускников Института Корпуса инженеров путей сообщения. С 1865 года окончившие курс института выпускались (в соответствии с Положением 1864 года) гражданскими инженерами с чинами коллежского секретаря и губернского секретаря.

Знак об окончании института

В 1864 году было утверждено новое положение об институте, в 99 параграфах которого подробно оговаривалась его деятельность, как открытого учебного заведения. В институте введено 12 кафедр: по строительному искусству, гражданской архитектуре, практической механике, геодезии, высшей математике, аналитической механике и начертательной геометрии с приложениями. По числу кафедр в институте определён профессорский штат: шесть ординарных и шесть экстраординарных профессоров. Число преподавателей определяется Конференцией института в соответствии с потребностями, число репетиторов — восемь, распределяемых по предметам преподавания.

Конференции института были предоставлены достаточно широкие полномочия, включая избрание профессоров и преподавателей и их увольнение. В институте введено пятилетнее образование и обязательное изучение одного из иностранных языков. Окончившие институт и сдавшие выпускные экзамены получают диплом на звание гражданского инженера с правом производства строительных работ. В зависимости от оценок, полученных на выпускных экзаменах, выпускники при вступлении в службу получают чин коллежского или губернского секретаря. Имя первого по оценкам заносится на мраморную доску. Форма одежды служащих не отличалась от формы всех служащих по ведомству Путей сообщения.

С 1866 года по императорскому указу для выпускников института путей сообщения был введён серебряный знак, сохраняемый для всех чинов, включая генеральский.

В 1877 году институту присваивается имя императора: Институт инженеров путей сообщения императора Александра I в связи со 100-летней годовщины со дня рождения императора.

Состав учащихся института (1865—1879):

В январе 1880 года по высочайшему повелению были закрыты первый и второй курсы института. Причинами закрытия послужили чрезмерное число поступающих в институт и учащихся в нём при том, что Министерству путей сообщения требовалось значительно меньшее число инженеров, чем, например, выпуски 1875 и 1876 годов (109 и 123 инженера, соответственно). Также были ужесточены условия приёма в институт и введены квоты на поступающих для различных учебных округов:

Состав учащихся института (1880—1889):

С введением нового Положения резко увеличилось число желающих поступить в институт.

С 1924 года — Институт инженеров путей сообщения (с 1949 им. академика В. Н. Образцова).

Имена трёх лучших учащихся каждого выпуска заносились на мраморные доски:

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (сокращ. — ПГУПС) — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования.

Главный корпус расположен по адресу: Московский проспект, дом № 9.

Монета Банка России

Институт при Бетанкуре

Институт на момент открытия был кадетским корпусом, тесно связанным с ведущими вузами столицы, такими, как Академия наук, Главное инженерное училище Российской империи и созданный позднее Петербургский университет. Институт был закрытым полувоенным учебным заведением, срок обучения в нём вместе с гимназическим этапом обучения составлял восемь лет. Выпускникам присваивалось звание инженера путей сообщений, они были поручиками (по первому разряду) и подпоручиками (по второму разряду).

Первым руководителем института в должности генерального инспектора был Августин Августинович Бетанкур (1758—1824).

При Институте под руководством профессора П. И. Собко для научно-учебных целей была организована первая в России механическая лаборатория.

Таким образом, Институт являлся первым российским техническим высшим учебным заведением в области транспорта, перешедшим на стандарт высшего инженерного образования с пятилетним курсом обучения в 1864, но на протяжении долгого времени не имел факультетов и готовил инженеров путей сообщений широкого профиля — специалистов по проектированию, строительству и эксплуатации всех дорожных и гидротехнических сооружений.

1826—1851 годы. Подготовка и создание железных дорог

С 1835 года М. С. Волков, профессор Института (в прошлом — выпускник), ввёл раздел «О построении железных дорог», и с этого момента Институт стал готовить инженеров для строительства железных дорог. Учебные занятия по курсу прикладной механики вели профессор Б. Клапейрон и инженеры путей сообщений П. П. Мельников, А. Г. Добронравов, Н. Ф. Ястржембский.

Профессор М. С. Волков, выступая за строительство железных дорог и понимая значимость этого изобретения для страны, ратовал за просветительскую работу в рамках института.

В 1831 году в институте началось чтение публичных лекций. Профессор Г. Ламе прочитал две лекции «Построение железных дорог в Англии», в которых он обосновал экономическую выгодность строительства железных дорог. Материал для этих лекций был собран во время командировки в Англию. Ему противостоял профессор института М. Дестрем, убеждённый сторонник развития водных путей сообщений, который читал лекции «Причины невозможности устройства железных дорог в России».

Кроме того, на действующей дороге велась большая научная работа, включавшая в себя теоретические разработки основ железнодорожного дела и экспериментальная работа по сбору статистических данных постоянного использования железнодорожных машин и механизмов.

Корпус на углу Московского пр. и наб. Фонтанки, построенный в 1952 г. по проекту архитектора В. И. Кузнецова

После создания Николаевской дороги в 1851 году

С 1924 года — Институт инженеров путей сообщения (с 1949 им. академика В. Н. Образцова).

На основании приказа РВС СССР № 606, от 9 июня 1925 года при Ленинградском институте инженеров путей сообщения (ЛИИПС) было сформировано Отделение военных сообщений (с 1931 года — Военно-транспортный факультет).

В начале 1930-х Ленинградский институт инженеров путей сообщения был переименован в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), а на базе его факультетов в 1929—1931 были созданы четыре самостоятельных транспортных вуза:

С середины 1930-х при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта существовали Высшие курсы командного состава.

В 1954 году слит с Ленинградским электротехническим институтом железнодорожного транспорта.

В 1993 году институт получил статус университета и стал называться Петербургский государственный университет путей сообщения.

На базе ПГУПСа действует единственный в России Институт пром. и гор. транспорта.

Для прочтения лекций в Институт приглашались известные в мировой практике учёные:

В разные годы здесь работали:

Также имеется геолого-геодезическая база.

В структуре университета работают специализированные институты:

Деятельность Корпуса выпускников, образованного в 2015 году, направлена на создание условий для повышения эффективности реализации профессионального и интеллектуального потенциала выпускников Университета, установлению между выпускниками разных лет культурных, научных и деловых связей, содействие в развитии Университета как центра образования, науки, культуры, осуществляющего подготовку высококвалифицированных специалистов, соответствующих по своему уровню ведущим отечественным и зарубежным учебным заведениям. Корпус выпускников основан на добровольном членстве выпускников Университета разных лет, которое не предусматривает обязательных вступительных и членских взносов, и действует на основе принципов самоуправления, законности и гласности. Членами корпуса выпускников являются: Друзь А. А., Морозов В. Н., Зайцев А. А., Валинский О. С., Голоскоков В. Н., Краснощёк А. А., Верховых Г. В., Гарюгин В. А.

Университет владеет собственной спортивной инфраструктурой. На Кронверкском проспекте расположен Дом физической культуры ПГУПС, являющийся центром спортивно-массовой работы со студентами и сотрудниками Университета. Здесь проходят факультетские соревнования, чемпионаты вузов Санкт-Петербурга и вузов Федерального агентства железнодорожного транспорта. На базе Дома физической культуры проводятся занятия по фитнесу, плаванию, силовым единоборствам, спортивно-техническим и игровым видам спорта, а также работают спортивные и фитнес-секции (по плаванию, мини-футболу, волейболу, баскетболу, теннису, тяжёлой атлетике, аэробике, йоге и т. д.)

Помимо Дома физической культуры имеются спортивные площадки кафедры физической культуры, находящейся в главном корпусе университета на Московском проспекте, спортивная площадка в Юсуповском саду, а также спортивный зал общежития № 1.

На кафедре физической культуры имеются такие спортивные отделения как единоборства и тяжёлая атлетика, лёгкая атлетика, общая физическая подготовка, плавание, специальная медицинская группа, спортивные игры футбол и художественная гимнастика.

В университете есть студенческий Спортивный Клуб «Северные Сапсаны», в работу которого входит проведение мероприятий, освещение соревнований и успехов сборных команд и популяризация спорта, а также команда по чирлидингу.

Ознакомиться с правилами приема и условиями обучения

Правила приема в ПГУПС устанавливаются университетом самостоятельно и урегулируют вопросы приёма
(в том числе зачисления), не урегулированные законодательством об образовании.

Выбрать направление подготовки

Университет, в соответствии с лицензией, осуществляет образовательную деятельность по
образовательным программам среднего профессионального образования, программам высшего
образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры,
программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Собрать документы

Для поступления на обучение необходимо предъявить в приёмную комиссию ряд обязательных документов,
подтверждающих наличие соответствующего образования, гражданства, состояния здоровья, а также
дополнительных документов, в зависимости от условий поступления.

Подать заявление

Поступающий подтверждает своё желание на поступление (участие в конкурсе) подачей необходимых
документов в приёмную комиссию с подписанием заявления на имя ректора университета.

Следить за конкурсом

Все поступающие, подавшие документы, отражаются в пофамильных списках (на сайте приемной комиссии),
с указанием условий поступления и количества баллов. По окончании приема документов списки
формируются по убыванию конкурсных баллов.

Подать согласие на зачисление

Для того, чтобы быть зачисленным, необходимо, не позднее установленных правилами приема сроков,
подать в приемную комиссию заявление о согласии на зачисление с указанием одной конкретной
специальности (направления), выбранной для зачисления из указанных в заявлении о приеме.

В дни зачисления издаются приказы ректора и публикуются на сайте в разделе “Приказы”.