Нормативно-правовая документация Школьной библиотеки
Скачать
Уровни нормативно-правовых документов современной школьной библиотеки
Документы федерального уровня
Документы регионального уровня (ссылки)
Документы муниципального уровня (ссылки)
Документы образовательных организаций (локальные)
Памятка по проверке состояния работы
школьной библиотеки в помощь библиотекарям
Необходимым условием развития библиотечной деятельности в настоящем и будущем является способность библиотекаря к стратегическому управлению, предполагающему умение смоделировать ситуацию, почувствовать необходимость изменений, разработать их стратегию, использовать надежные методы и воплотить эту стратегию в жизнь.
Школьная библиотека является структурным подразделением образовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. Руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке (набор регламентирующих документов см. в Приложении 1).
Деятельность библиотеки осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами образовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.
Повседневно взаимодействуя с учащимися, административно-педагогическим коллективом, родителями, библиотека выполняет следующие
– поддерживает и обеспечивает образовательные цели, сформулированные в концепции школы, осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе;
– предоставляет возможность использования информации вне зависимости от ее вида, формата, носителя;
– организовывает мероприятия, формирующие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
библиотеки соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Основные задачи библиотеки
Основные направления работы
Основные контрольные показатели работы
Планирование. Отчетность. Выполнение средних показателей работы
1. Наличие годового плана работы (за три учебных года):
2. Наличие статистического отчета (за три учебных года):
3. Выполнение средних показателей работы:
Организация книжного фонда. Учет. Сохранность
Повышение квалификации. Распространение опыта работы
общеобразовательного учреждения: сборник регламентирующих документов. – М., 2000.
Дейнеко И. В. Планирование и отчетность в работе школьной библиотеки: методические рекомендации / И. В. Дейнеко // Библиотека в школе.–2005.– №1.
справочник школьного библиотекаря. – СПб.: Профессия, 2001.
Документы, регламентирующие работу библиотеки
общеобразовательного учреждения РФ
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.).
2. Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.).
3. Конвенция ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН, 1989 г.).
4. Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек (2000 г.).
5. Конституция РФ (1993 г.).
6. Закон РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 г. за № 3266-1 с позднейшими изменениями и дополнениями).
7. Федеральный закон «О библиотечном деле» (21.07.1994 г.).
8. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения» 23.03.2004 г. за № 14-51-70/13).
9. Инструкция об учете библиотечного фонда (приложение 1 к приказу МО РФ № 2488 от 24.08.2000 г.).
10. Библиотека общеобразовательного учреждения: сборник регламентирующих документов (М., 2001):
11. Закон Ставропольского края от 17 мая 1996 года № 7-кз «О библиотечном деле» («Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края» 1996г., № 5
, ст.282);
12. Закон Ставропольского края от 10.11.2009 № 70-кз «Об обязательном экземпляре документов Ставропольского края» («Ставропольская правда» от 13.11.2009 г.№ 237-238);
13. Приказ министерства культуры Ставропольского края от 22 октября 2010 года № 645 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению доступа к справочно-поисковому аппарату государственных библиотек ставропольского края, их базам данных»;
Постановление губернатора Ставропольского края от 09 марта 2007 года № 123 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) в Ставропольском
15. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки Ставропольского края от 9 июня 2009 года.
16. Устав общеобразовательной школы и правила внутреннего распорядка.
17. Должностная инструкция работника библиотеки.
18. Договор о полной материальной ответственности.
19. Приказ директора школы о сохранности учебного (книжного) фонда.
20. Правила пользования школьной библиотекой.
21. Паспорт библиотеки по состоянию на год проверки.
22. План работы ШБ на учебный год.
23. Ежемесячный план работы ШБ на учебный год.
24. Перспективный план развития кабинета (библиотеки) на пять лет.
25. Концепция развития кабинета на пять лет.
26. Инструкция по технике безопасности в ШБ.
27. Инструкция по пожарной безопасности в ШБ.
локальные документы должны быть утверждены директором школы (подпись, печать).
Анкета заведующей библиотекой, библиотекаря
Тип (вид) ОУ
Квалификационная категория и срок предыдущей аттестации
Образование (что, когда, где окончил, специальность)
Стаж библиотечной работы
Стаж работы в данном ОУ
Награды, звания, год получения
Повышение квалификации (год, место прохождения, название курсов, количество часов)
Карта профессиональной карьеры заведующей библиотекой, библиотекаря
Статистические показатели работы библиотеки ОУ
_______ за три учебных года
Проверка организации книжного фонда
Проверка учетной документации школьной библиотеки
Проверка документов, регламентирующих работу школьной библиотеки
Проверка обеспечения оборудованием и техническими средствами
Дополнительная работа библиотеки
В связи с введением в апреле прошлого года моратория на проведение абсолютного большинства плановых проверок предпринимателей (на основании Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438; соответствующий запрет действовал до конца 2020 года) значительное их число было исключено из сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и ИП, который, напомним, ежегодно формируется Генеральной прокуратурой РФ (ознакомиться с ним можно на ее официальном сайте в разделе “Сводный план проверок”). Так, только из московского сегмента плана, по данным прокуратуры Москвы, было исключено более 5800 мероприятий.
Другие контрольно-надзорные мероприятия, в том числе, разумеется, внеплановые проверки по фактам причинения вреда жизни и здоровью граждан или угрозы причинения такого вреда, в целях проверки исполнения выданных предписаний о принятии мер по устранению нарушений и др., проводились, и, как отмечают представители бизнес-сообщества, самым активным надзорным органом был Роспотребнадзор. Что неудивительно, учитывая, что к его компетенции относится санитарно-эпидемиологический надзор. Сотрудники ведомства имеют право, в частности, беспрепятственно посещать и обследовать территории, помещения и другие объекты в целях проверки соблюдения ИП, руководством организаций и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на этих объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 1 ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ; далее – Закон № 52-ФЗ). Как сообщил в ходе состоявшегося позавчера на площадке ИД “Коммерсантъ” онлайн-семинара начальник отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания человека Управления Роспотребнадзора по Москве Алексей Худобородов, за прошлый год управление провело 19 133 таких мониторинговых обследования, в том числе на предмет соблюдения хозяйствующими субъектами “антиковидных” требований (почти половина обследованных объектов – торговые предприятия: 24,4% – продовольственные магазины, 20,7% – объекты непродовольственной торговли). Для сравнения: число плановых проверок, проведенных управлением, составило 671, внеплановых – 1877, и это, в свою очередь, значительно меньше, чем годом ранее: в 2019 году было проведено 1849 и 4976 проверок соответственно. По результатам мониторинговых обследований было вынесено 7906 предписаний, причем не только хозяйствующим субъектам, но и префектурам Москвы, и департаментам московского правительства.
В этом году плановые проверки проводятся, хотя и с некоторыми ограничениями – они перечислены в Постановлении Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969 (далее – Постановление № 1969). В частности, закреплено общее правило о непроведении плановых проверок субъектов малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр МСП. Исключения из этого правила сделаны, например, для организаций и ИП, деятельность или используемые производственные объекты которых относятся к категориям чрезвычайно высокого или высокого риска, I, II или III классу опасности опасных производственных объектов, для тех субъектов малого предпринимательства, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении наказания за грубое административное правонарушение и др. (п. 8 Постановления № 1969).
Однако поскольку до указанной даты контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в привычном режиме – на основании Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон № 294-ФЗ), а порядок проведения Роспотребнадзором некоторых мероприятий и вовсе регулируется другими законами, целесообразно обозначить несколько важных нюансов, которые помогут подготовиться к проверкам или иным надзорным мероприятиям ведомства.
Во-первых, поскольку в контрольно-надзорной деятельности уже несколько лет применяется риск-ориентированный подход (ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806), не стоит забывать о праве предпринимателей подать в контролирующий (надзорный) орган заявление об изменении присвоенных ранее его деятельности или используемым производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора). Данное заявление должно быть рассмотрено органом контроля (надзора) в течение 15 рабочих дней с даты его поступления, по результатам рассмотрения выносится решение либо об удовлетворении требования об изменении категории или класса опасности, что, соответственно, повлияет на частоту плановых проверок, либо об отказе в его удовлетворении (п. 17-22 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности). Такой отказ, разумеется, должен быть обоснованным.
Во-вторых, следует иметь в виду, что при проведении проверок в рамках ряда видов государственного контроля (надзора) должны использоваться проверочные листы – списки контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении проверяемым субъектом обязательных требований, составляющих предмет проверки (ч. 11.1-11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). В части государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого Роспотребнадзором, такие проверочные листы утверждены для проведения плановых проверок предприятий общественного питания, предприятий торговли, парикмахерских, салонов красоты, соляриев.
Кроме того, стоит помнить, что вне зависимости от предмета проверки в случае обнаружения сотрудниками Роспотребнадзора данных, указывающих на совершение проверяемым субъектом правонарушения, возбуждается дело об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП).
Так как одним из оснований проведения внеплановой проверки является выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований (п. 5.1 ст. 2, п. 2.1 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ), нелишним будет привести примеры таких индикаторов. К ним, как отметил Алексей Худобородов, относятся, в частности:
Также представитель Управления Роспотребнадзора по Москве напомнил, что действующее законодательство предусматривает необходимость проведения органами контроля (надзора) профилактических мероприятий (ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ), одним из которых является направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, и отметил, что данная мера активно используется ведомством. Однако в ряде случаев ее применение невозможно. Например, когда нарушение обязательных требований причинило вред жизни и здоровью граждан или создало угрозу причинения такого вреда (ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ). ” Если к нам поступило заявление о нарушении в области санитарного законодательства, реагируем не иначе как путем инициирования внеплановой проверки”, – подчеркнул Алексей Худобородов.
При осуществлении санитарного надзора Роспотребнадзор проверяет следующие “критические точки”.
Методические рекомендации МР 3.1/2.1.0195-20 опубликованы на сайте Роспотребнадзора 23 июня 2020 года.
Утверждаю Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав жителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А. Ю. Попова
3.1. Профилактика инфекционных болезней
2.1. Коммунальная гигиена
Рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19) в библиотеках
Деятельность библиотек возобновляется на основании решения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и по предложениям, предписаниям главных государственных санитарных врачей Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.
1. Перед открытием в помещениях библиотеки проводится влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств вирулицидного действия, разрешенных к применению в установленном порядке.
Система вентиляции очищается, проводится проверка эффективности ее работы.
2. Ограничиваются контакты между сотрудниками библиотеки разных отделов и функциональных групп, не связанных общими задачами и производственными процессами.
3. Обеспечивается рассадка сотрудников в рабочих кабинетах с учетом дистанции не менее 1,5 метров, в случае невозможности — организовывается посменная работа.
4. Ежедневно, перед началом работы библиотеки осуществляется контроль температуры тела работников библиотеки с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или признаками инфекционного заболевания.
5. Запрещается прием пищи на рабочих местах. Прием пищи осуществляется в столовой для сотрудников или специально выделенной комнате по заранее установленному графику с учетом соблюдения дистанции 1,5 метра.
6. При входе в библиотеку, а также на рабочих местах, в комнате приема пищи, читальных и компьютерных залах, иных мест возможного скопления посетителей, организовываются места обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей, в том числе, с помощью установленных дозаторов.
7. Сотрудники библиотеки обеспечиваются запасом одноразовых масок и перчаток (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок и перчаток не реже 1 раза в 3 часа), а также кожными антисептиками для обработки рук.
8. Осуществляется контроль за использованием сотрудниками библиотеки при обслуживании посетителей и при работе с книгами и журналами защитных масок и перчаток.
9. Рекомендуется установка защитных экранов в местах взаимодействия с посетителями (стойки выдачи книг), а также в читальных и компьютерных залах между посетителями.
10. Предусматривается возможность выдачи книг без контакта с человеком, в том числе путем внедрения сервиса предварительного заказа, подтверждение получения книги читателем онлайн.
11. Ограничивается доступ посетителей в залы обслуживания для самостоятельного выбора изданий до отмены ограничительных мероприятий, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (Сovid-19).
12. Организовывается прием книг после использования в короба (корзины), хранение осуществляется на специально отведенных полках, столах по возможности в отдельном помещении. Повторное использование возвращенных книг и журналов проводится через 5 дней.
13. Все издания, поступающие в библиотеку с целью комплектования фондов, в том числе в упакованном виде, хранятся в отдельном помещении и передаются для дальнейшей работы через 5 дней после получения (для посылок, бандеролей отчет хранения проводится с даты отправки).
14. В компьютерных залах проводится дезинфекция компьютерной мыши и клавиатуры после каждого посетителя. Используются одноразовые наушники.
15. Предоставление ручек и карандашей посетителям проводится через стойку выдачи книг с последующем возращением для дезинфекции.
16. Обеспечивается соблюдение социальной дистанции на расстоянии не менее 1,5 метра при нахождении посетителей и сотрудников, в том числе путем нанесения соответствующей разметки. По возможности необходимо открыть максимальное количество дверей внутри здания и между помещениями.
17. Рекомендуется организовать движение посетителей в читальных и компьютерных залах в одну сторону.
18. Посетители допускаются в помещения библиотеки при наличии гигиенической маски. Рекомендуется обеспечить возможность приобретения посетителями гигиенических масок и дезинфицирующих салфеток для обработки рабочих поверхностей и инвентаря.
19. Осуществляется сбор использованных масок и перчаток сотрудников и посетителей библиотеки в полиэтиленовые мешки с последующей утилизацией как ТБО.
20. Осуществляется ежедневная влажная уборка служебных помещений и мест общего пользования с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Работники, участвующие в уборке помещений, проходят инструктаж по применению дезинфицирующих средств.
21. Осуществляется влажная уборка с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия каждые 2 часа в туалетах, в том числе всех контактных поверхностей. Обеспечиваются в туалетах условия для соблюдения правил личной гигиены, устанавливаются дозаторы с кожными антисептиками для обработки рук.
22. Осуществляется дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, поручней лестниц, перил, поверхностей столов, стульев, выключателей, оргтехники и т.д.
23. Осуществляется, при наличии условий и возможностей, проветривание не реже чем 1 раз в два часа помещений библиотеки.
24. Организовывается информирование посетителей и сотрудников библиотеки путем размещения текстовой и визуальной информации о необходимости соблюдения посетителями библиотеки мер по предотвращению распространения коронавируса. Необходимая информация размещается на официальных сайтах библиотек.
25. Запрещается прием пищи посетителями при нахождении в библиотеке (за исключением воды).
26. Исключается проведение в помещениях библиотеки массовых мероприятий.
Все проводимые мероприятия организовываются с учетом настоящих рекомендаций.
27. Иные виды деятельности (общественное питание, торговля и др.) В помещениях библиотеки осуществляются после принятия решений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации о возобновлении такой деятельности на территориях субъектов с учетом санитарно-эпидемиологических требований и рекомендаций, разработанных для осуществления таких видов деятельности в условиях рисков распространения заболевания новой коронавирусной инфекции (Сovid-19).
Роспотребнадзор может проверить соблюдение санитарных норм в учебных заведениях, то есть, выполняются ли требования Федерального закона от 30 марта 1999 года N° 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. В статье 28 оговорены особые требования к условиям воспитания и обучения. Предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства, а также проводиться и приниматься:
Следует отметить, что статья 51 Закона РФ от 10 июля 1992 года N° 3266-1 “Об образовании” устанавливает требования к охране обучающихся и воспитанников. Например, ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и воспитанников несут должностные лица образовательных учреждений. То, как соблюдаются эти требования, также контролируются органами Роспотребнадзора.
Порядок проверок Роспотребнадзора, а также перечень полномочий конролеров приведены:
Проверку проводят специалисты территориальных органов Роспотребнадзора. Они имеют право беспрепятственно посещать проверяемые объекты, требовать документы, касающиеся предмета проверки и т.д. Но в начале проверяющие должны вручить предписание о проведении контрольных мероприятий и предъявить служебные удостоверения (в данном документе должен быть указан точный юридический адрес учреждения).
По окончании мероприятия составляется в двух экземплярах акт. Один из них вручается представителю учреждения. Если в ходе проверки будут выявлены нарушения, оформляется протокол. В этом случае учреждению может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Если ошибки не будут исправлены, материалы проверки рассматривает главный санитарный врач территориального органа Роспотребнадзора. Он может вынести мотивированное постановление о наложении административных штрафов или предупреждений, предъявить иск в суд и т.д.
Роспотребнадзор привлекает учебные заведения и их руководителей к ответственности по статье 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Эту статью по праву можно назвать “школьной”, так как она предусматривает ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения. Размер штрафа составит:
Эта статья применяется, если нарушены санитарные требования к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
На практике, в большинстве случаев нарушения связаны с тем, что у учебных заведений отсутствует имущество или оборудование , предусмотренное санитарными правилами, или само школьное здание не соответствует санитарным нормам.
Если в школе нет медпункта учреждение могут наказать. При проверке одной из школ выяснилось, что в ней отсутствует медицинский кабинет и штатный врач. Проверяющие сочли это нарушением и оштрафовали школу по статье 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях на 20 000 руб. Руководство не согласилось с таким решением. Аргументы были следующими: учебное заведение не является интернатом или школой полного дня, а значит, медицинский кабинет необязателен.
В отдельных случаях нарушения санитарного законодательства руководство школ пытается отнести на недостаточность бюджетного финансирования. Принимают ли арбитры во внимание такой довод?
Например, при проверке школы Роспотребнадзор выявил нарушения и учреждение было привлечено к ответственности по статье 6.7 Кодекса РФ Об административных правонарушениях.
На суде представители учебного заведения сослались на то, что избежать нарушений им помешала недостаточность бюджетного финансирования. Арбитров такие объяснения не удовлетворили (постановление ФАС Поволжского округа от 24 февраля 2010 года по делу N° А55-12200/2009).
Было установлено, что школа имела возможность соблюсти все правила и нормы санитарного законодательства, но для этого не были предприняты все зависящие от учреждения меры. А раз так, то это не исключает его вину (ч.2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях)
Суд отказался признать правонарушение малозначительным и освободить учреждения от ответственности по статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В некоторых случаях руководство учебного заведения за нарушение санитарных правил могут привлечь к уголовной ответственности. Она предусмотрена статьей 236 Уголовного кодекса РФ.
Если нарушение санитарных норм повлекло по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, то наказание может быть такое:
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, может караться:
Поскольку пренебрежительное отношение образовательного учреждения к исполнению своих публично-правовых обязанностей могло привести к существенной угрозе общественным отношениям (в данном случае здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию учащихся).
Однако недостаточность бюджетного финансирования все-таки может быть принята во внимание. При условии, если будет доказано, что учреждение выполнило все зависящие от него действия, чтобы не допустить нарушения санитарных правил. Например, если оно неоднократно обращалось в администрацию города с просьбами о выделении финансирования на ремонт помещения, но деньги так и не поступили.
Такую ситуацию рассмотрел ФАС Уральского округа, когда Роспотребнадзор привлек школу к ответственности за то, что помещение не соответствовало санитарным нормам. Судьи поддержали учреждение. Они указали, что со стороны учебного заведения были выполнены все возможные действия, чтобы не допустить нарушения санитарных правил (постановление ФАС Уральского округа от 9 февраля 2010 года N° Ф09-190/10-С1).
Изменились требования к проверкам в сфере образования. Теперь три вида контроля объединили в один, а значит, инспекторы запросят больше документов. Перечень документов для школы и детского сада возьмите в рекомендации. Там же – памятка с опорными точками проверки и два приказа: как подготовиться к контролю и устранить нарушения.
Что изменилось в проверке в сфере образования
Правительство установило новые правила надзора в сфере образования. Три вида контроля объединили в один. Изменили требования к периодичности проверок. Расширили перечень профилактических мероприятий. Разрешили вести фото-, видео- и аудио- фиксацию нарушений.
Объединили три вида контроля в один
С июля 2021 года запланированные проверки по надзору в сфере образования, контролю качества образования и лицензионному контролю проводят в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования. Больше не надо следить за тремя планами проверок и отвечать проверяющим на сходные вопросы. Достаточно найти в реестре проверок контрольное мероприятие по надзору в сфере образования и подготовиться. Инспекторы проверят, как вы соблюдаете общее законодательство в сфере образования, ФГОС общего образования и лицензионные требования. Таким образом, контрольное мероприятие охватит сразу три направления.
Установили периоды проверки в зависимости от оценки рисков
Теперь периодичность проверок зависит от категории риска, к которой отнесли школу или детский сад. Она указывает вероятность, с которой объект контроля может причинить ущерб во время своей деятельности. Выделяют три категории: высокого, среднего и низкого риска.
Контрольный орган присваивает их по критериям, установленным в приложении 1 к постановлению Правительства от 25.06.2021 № 997.
Если считаете, что присвоенная категория ошибочна, направьте сведения об этом в контрольный орган. В случае подтверждения сведений, проверяющие изменят категорию в течение пяти рабочих дней (п. 7 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Чем категория риска выше, тем чаще будут плановые проверки.
Периодичность плановых проверок в зависимости от категории риска
Один раз в три года
Документарная или выездная проверка
Один раз в четыре года
Проверять не будут
Расширили профилактические мероприятия
Чтобы минимизировать нарушения, ввели пять видов профилактических мероприятий. Контрольный орган обязан проводить их регулярно (п. 13 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.
Профилактические мероприятия в сфере образования
Размещают и актуализируют на официальном сайте и в личных кабинетах образовательных организаций в государственных информационных системах сведения по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в сфере образования и ФГОС общего образования, а также лицензионных требований
Обобщение правоприменительной практики
Обобщают правоприменительную практику на основе результатов проверок и готовят доклад. Размещают его на сайте после публичного обсуждения и утверждения руководителем
Ежегодно до 1 июня
Объявляют школе или детскому саду предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают принять меры.
Предостережение можно обжаловать в течение 10 рабочих дней – подать возражение. Если выяснится, что основания для предостережения не подтвердились, его отменят. Решение сообщат по почте, в том числе электронной
Когда получат сведения о готовящихся нарушениях требований в сфере образования или о том, что нарушения произошли, но нет подтверждения об ущербе
Консультируют на личном приеме или в ходе профилактического визита по вопросам, связанным с организацией и проведением госнадзора:
— периодичности и порядка проведения контроля; — порядка принятия решений по итогам контрольных мероприятий; — порядка обжалования решений контрольного органа в сфере образования.
Если поступит 10 и более однотипных обращений, проверяющие опубликуют ответ на сайте контрольного органа
Когда школа или детский сад обратится за консультацией
Проводят в форме профилактической беседы в образовательной организации или с помощью видео-конференц-связи.
В ходе визита инспектор информирует школу и детский сад об обязательных требованиях в сфере образования, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, видах и сути контрольных мероприятий.
О визите уведомят за пять рабочих дней – по почте, в том числе электронной.
Образовательная организация вправе отказаться от обязательного профилактического визита. Для этого надо уведомить контрольный орган за три рабочих дня до назначенной даты
Для организаций, которые:
— получили лицензию на образовательную деятельность – в течение одного года со дня начала деятельности; — имеют категорию высокого риска – в течение одного года со дня принятия такого решения
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь
Ввели фото-, видео- и аудиофиксацию
Во время опроса и осмотра инспекторы могут проводить фотосъемку, аудио- и видеозапись, чтобы зафиксировать доказательства нарушения обязательных требований.
При фотосъемке делают минимум два снимка каждого из выявленных нарушений. Аудио- и видеозапись проводят при необходимости. Правительство не установило, в каком порядке их проводить. Лишь закрепило, что использовать аудио- и видеозапись, так же как и фото, нужно с учетом требований законодательства о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны (п. 46 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).
Информацию о фотосъемке, аудио- и видеозаписи вносят в акт проверки.
Как подготовиться к проверке в сфере образования
Заранее подготовьте коллектив к надзору в сфере образования. Для этого разъясните работникам новые правила. Например, организуйте профильное собрание. Пригласите тех, кто обычно участвует в проверках контрольного органа. Например, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, руководителей методических объединений, ответственного за сайт – в школе, заместителя заведующего и старших воспитателей – в детском саду. Кратко расскажите об изменениях.
Раздайте работникам памятки с правилами проверок. Так им будет легче участвовать в контрольных мероприятиях.
Памятка. Опорные точки проверки в сфере образования
Издайте приказ, чтобы подготовить образовательную организацию к проверке. Определите ответственных. Поручите проконтролировать актуальность информации на сайте школы и детского сада, наличие локальных актов, выполнение требований Закона об образовании. Воспользуйтесь готовым образцом.