Загружено с учебного портала все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.
28 октября 2022
Открытый банк текстов для итогового изложения
В Банке изложений размещены более 300 текстов, разработанных в 2014-2022 годах. В 2022/23 учебном году при проведении итогового изложения будут использованы тексты, включенные в Банк изложений. В дальнейшем Банк изложений будет пополняться новыми текстами.
В Банке изложений тексты систематизированы и распределены по трём разделам с учетом их содержательно-тематической направленности:
Раздел 1. Нравственные ценности (включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве; в текстах поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными отношениями).
Раздел 2. Мир природы (включены тексты о красоте окружающего мира, поведении животных, их дружбе с человеком; тексты побуждают задуматься об экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает человеку).
Раздел 3. События истории (включены страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, позволяющие вспомнить важные события отечественной истории мирного и военного времени, подвиги на фронте и в тылу).
Изложение, начинающееся словами «Что такое хорошая книга»
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. В-третьих, она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.
Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Эвалон гораздо лучше, чем путь домой.
Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них. Классическая литература – это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Естественно, читайте научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире, поможет вам определить свой путь в жизни, даст возможность саморазвитию. Надеемся, что эти доводы, приведённые в пользу чтения, сделают книгу вашим лучшим другом.
Микротемы к тексту «Что такое хорошая книга.»
1. Хорошая книга должна быть интересной, написанной богатым языком и иметь глубокий смысл.
2. Не стоит увлекаться одним жанром литературы.
3. Классическая и научно-популярная литература оказывает огромное влияние на развитие чувств и формирование взглядов человека, поэтому её непременно нужно читать.
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Короткий номер ФИПИ: FE03F7
5 сентября 2020
Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению
Сборник включает 200 текстов для подготовки к итоговому изложению.
Тексты дифференцируются по их содержательно-тематической направленности и распределяются по следующим пяти разделам сборника:
1. «Вечные ценности»2. «Родная природа»3. «Страницы великих биографий»4. «События Отечественной истории»5. «Великая Отечественная война»
В раздел 1 «Вечные ценности» включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, интеллигентности, милосердии как проявлениях человеческой личности, которые рассматриваются с философской, этической, психологической точек зрения и обращены к жизненным и литературным примерам.
Содержание раздела 2 «Человек и природа» составляют тексты, побуждающие задуматься о красоте родного края, о взаимоотношениях и взаимодействии людей с различными представителями мира природы, о жизненных уроках, которые преподает человеку природа.
Раздел 3 «Страницы великих биографий» представлен текстами о значимых эпизодах из жизни выдающихся и признанных во всем мире российских деятелей культуры, науки и техники – М. В. Ломоносова, И. А. Крылова, И. П. Кулибина, М. А. Чигорина, Г. Я. Седова, К. Э. Циолковского, Д. И. Менделеева, И. П. Павлова, С. П. Королева, Л. Д. Ландау, Ю. А. Гагарина и др.
В раздел 4 «События отечественной истории» включены тексты, касающиеся важных и ярких вех отечественной истории.
Основу раздела 5 «Великая Отечественная война» составляют тексты о героических защитниках нашей Родины, о тружениках тыла, о простых людях, способных к подвигу во имя победы над врагом и свободы Отечества.
1. В ЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
1.01. Д ОРОГА В ТЕАТР1.02. Н Е ПРЕДУСМОТРЕНО РАСПИСАНИЕМ1.03. С ОБАКИ НЕ ОШИБАЮТСЯ1.04. У ЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ1.05. К АК Я ПОКУПАЛ СОБАКУ1.06. К ОСМОНАВТ1.07. Т РОП1.08. П ЛОВЕЦ 1.09. Б ЕЛЫЙ ДОМИК 1.10. Л ЬДЫ 1.11. П ОЖАР 1.12. К АТЯ И ЕЁ КОМАНДА 1.13. М ЕЧТА 1.14. Л ЁТЧИК-ПАРАШЮТИСТ 1.15. К УСОК ХЛЕБА 1.16. Х УДОЖНИК 1.17. Р УКАВИЦЫ 1.18. П ИЛОТ 1.19. Г ВОЗДЬ 1.20. А РБУЗ 1.21. С ТАРИК С ТРУБКОЙ1.22. П ЕРВАЯ КЛУБНИКА 1.23. У КАЖДОГО СВОЁ СЧАСТЬЕ1.24. У ГОЩЕНИЕ 1.25. А РТЕМИЙ 1.26. Б АШМАКОВ 1.27. Г ОРЕ-РЫБОЛОВ 1.28. Б ЕГЛАЯ МАЛИНА 1.29. Д ЕДУШКИНЫ ОЧКИ 1.30. Н ЕОБЫЧНАЯ ПЯТНИЦА1.31. Ч УЖАЯ КАЛИТКА 1.32. П ИЧУГИН МОСТ 1.33. К ЛАД 1.34. Р ЫЦАРЬ ВАСЯ 1.35. К УЗОВОК 1.36. С ЛАВКА 1.37. Т АЙНА ЦЕНЫ 1.38. Ж АБА 1.39. Б УМАГА1.40. У ЛЫБКА1.41. Л АСКА 1.42. К РЫЛЬЯ МАТЕРИ 1.43. Н АСТОЯЩИЙ ДРУГ 1.44. С КОЛЬКО СТОИТ МЕЧТА? 1.45. С ТАРЫЕ ВИШНИ 1.46. К АПИТАН 1.47. Д УШЕВНАЯ СЕСТРА 1.48. Д НЕВНИК 1.49. К ОЛЛЕКЦИЯ 1.50. Б УМАЖНЫЕ ГОЛУБИ 1.51. Л ЮБИМАЯ ИГРУШКА 1.52. О ЗАБОТЕ 1.53. Д РУГ ДЕТСТВА 1.54. Р УСЛАН 1.55. Д ЕРЕВЦЕ 1.56. Ч УДО-КУЗНЕЦ 1.57. Т РУД ДЛЯ ЛЮДЕЙ
2. Ч ЕЛОВЕК И ПРИРОДА
2.01. Ф АЛЬШИВЫЙ ЗВЕРЬ 2.02. К РОЛИК 2.03. З АЩИТНИК ЗВЕРЕЙ2.04. Ф ОМА2.05. Д ОРОГА ДОМОЙ2.06. Ф ЁДОР2.07. С ОРОКА2.08. К ОШКА2.09. Ш АРОВАЯ МОЛНИЯ2.10. У НАС НА БАЛКОНЕ2.11. Л ЕСНАЯ ЗАГАДКА2.12. З ЛОДЕЙКА2.13. С КВОРЦЫ 2.14. О БЕЗЬЯНКА2.15. П РОДЕЛКИ ОБЕЗЬЯНКИ2.16. У СЛОНА2.17. Я ШКА2.18. М АНГУСТА2.19. Г ОСТИ2.20. Ё Ж2.21. М ЕДВЕДИ 2.22 ЛЕСНЫЕ ОЗЁРА 2.23. Г АЛКА2.24. М ЕДВЕЖОНОК 2.25. Л ЯГУШОНОК 2.26. С ТАРЫЙ ГРИБ2.27. М ЕДВЕДЬ 2.28. З АЙЧИШКИ 2.29. СЛОМАННОЕ КРЫЛО 2.30. Р ЫЖИК 2.31. В ОРИШКА2.32. Б АРСУЧОНОК2.33. К УКУШКИНЫ ЗАГАДКИ 2.34. М АЛИНКА2.35. С ЫЧ-ВОРОБЕЙ 2.36. Т РЯСОГУЗКИ 2.37. П ОБЕГ ОБЕЗЬЯНКИ 2.38. К ОТ И СТАРИК2.39. К АПАЛУХА 2.40. П РОКАЗЫ СТАРУХИ ЗИМЫ 2.41. Л ЕГЕНДА О СТАРИКЕ БАЙКАЛЕ И ЕГО ДОЧЕРИ АНГАРЕ 2.42. С КВОРЦЫ2.43. Д РУЗЬЯ 2.44. К ОТ ВОРЮГА2.45. С ТРАННЫЙ ПЁС 2.46. В ОЛЧАТА2.47. П РО СЛОНА 2.48. Щ УРКА 2.49. Л ИСТ КЛЁНА 2.50. Л ЮБОПЫТНЫЕ МЕДВЕЖАТА 2.51. К УЦЫЙ 2.52. В ОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ 2.53. П АМЯТНОЕ ЗНАКОМСТВО 2.54. П РОПАВШИЙ МЕДВЕДЬ 2.55. Р ЯБКА 2.56. С ТАРЫЙ БЛИНДАЖ 2.57. П ТИЦЫ В МИХАЙЛОВСКОМ 2.58. Я БЛОНЯ 2.59. Д РУЖБА 2.60. Р ЫБАЛКА 2.61. Б ЕЛКА 2.62. В ЗИМНЕМ ЛЕСУ 2.63. З ИМНИЙ ПОХОД 2.64. О РЛЫ
3. С ТРАНИЦЫ ВЕЛИКИХ БИОГРАФИЙ
3.01. С ПОСОБНЫЙ СТУДЕНТ 3.02. ОЛЕГ ПОПОВ 3.03. Л ЁТЧИК ТУМАНСКИЙ 3.04. К ОЛЬЦО АРКАДИЯ ГАЙДАРА 3.05. С ЛУЧАЙ С АРКАДИЕМ ГАЙДАРОМ 3.06. М ОИ ПУТЕШЕСТВИЯ 3.07. П ИРАТЫ 3.08. Ц ЕЛИ У ПУТЕШЕСТВИЙ 3.09. П ЕРВАЯ ПРЕМИЯ 3.10. У ДИВИТЕЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА3.11. К ОРРЕКТОР 3.12. И ВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ 3.13. П ЕРВАЯ ЖЕНЩИНА-КОСМОНАВТ3.14. А ННА АХМАТОВА 3.15. М НОГОЛИКИЙ КУПРИН 3.16. О ТЕЦ КОСМОНАВТИКИ 3.17. С ЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ 3.20. О ТКРЫТИЯ АЛЕКСАНДРА ПОПОВА 3.21. Г ЕНИАЛЬНЫЕ ДОГАДКИ МЕНДЕЛЕЕВА 3.22. Ш АХМАТИСТ ЧИГОРИН 3.23. С ЫН И ОТЕЦ ЧЕРЕПАНОВЫ 3.24. П УБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ М. В. Л ОМОНОСОВА 3.25. М АСТЕР КУЛИБИН 3.26. И ССЛЕДОВАТЕЛЬ ЦИОЛКОВСКИЙ 3.27. З ВОНКИЙ ТАЛЛЕР
4. С ОБЫТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
5. В ЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
5.01. Б РЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ5.02. М ОСКОВСКОЕ НЕБО5.03. С ТРАШНЫЙ КЛАД5.04. Ф РОНТОВОЙ КОНЬ5.05. П ЛЮШЕВЫЙ МЕДВЕЖОНОК5.06. О БОРОНА5.07. Т ЁТЯ ГРУНЯ5.08. И ВАН И ФРИЦЫ5.09. Т ЁПЛЫЙ ХЛЕБ 5.10. Б ЕРЁЗА5.11. С ОБАКА5.12. А ККУРАТНЫЙ ПОЧТАЛЬОН5.13. Д ЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА5.14. П ЛАТОЧЕК5.15. Л АСТОЧКИ 5.16. П ОДВИГ ТАЛАЛИХИНА 5.17. ПОДВИГ ДЕДА И ВНУКА5.18. Р АССКАЗ О НЕИЗВЕСТНОМ ГЕРОЕ 5.19. Т РЕУГОЛЬНОЕ ПИСЬМО 5.20. Л ЁНЯ ГОЛИКОВ5.21. О ПАСНЫЙ СУП5.22. К АПИТАН ГАСТЕЛЛО 5.23. З ЕЕЛОВСКИЕ ВЫСОТЫ5.24. Д ЯДЯ УСТИН5.25. Ч АСЫ5.26. М ЕШОК ОВСЯНКИ5.27. Л ЁГКИЙ ГРУЗ5.28. Х ЛЕБ5.29. В ОСАЖДЁННОМ ЛЕНИНГРАДЕ
Тип урока: комбинированный (повторение теории, обучение работе по сжатию текста, словарная работа, творческая работа) .
Сообщение темы и цели урока .
II. Вступительное слово учителя.
Рассказать о каком-то случае, событии в вашей жизни можно подробно со всеми деталями, а можно и кратко, т. е. самое главное, без подробностей и каких-либо моментов уточнения.
Например, о том, как мы всем классом отмечали день рождения родившихся осенью, можно написать на несколько страниц. А можно сообщить кратко: «В прошедшую пятницу вечером мы в своём кабинете отмечали день рождения тех, кто родился осенью».
Умение кратко и лаконично говорить очень важно в современной жизни. В каких ситуациях может это потребоваться? Это, например, обзор новых книг, вышедших из печати, или объявление программы передач по телевидению. На уроках литературы и русского языка вы научились выделять самое главное в текстах, именно эти умения помогут вам в написании сжатого изложения в 9 классе на экзамене в форме ГИА.
Как вы понимаете, что значит пересказать текст подробно, сжато?
Подробно – это близко к тексту.
Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме). Сжать можно за счет того, что мы исключим, уберем из текста детали (не нужные на наш взгляд подробности) или обобщим отдельные факты, действия.
III. Работа по памяткам написания изложений (есть у каждого учащегося).
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
IV. Проверка домашнего задания
Вы получили на дом текст, в котором должны были оставить только необходимую лексику, а слова, без которых могли обойтись, взять в скобки или подчеркнуть цветной пастой.
Два ученика читают получившиеся варианты, остальные проверяют, объясняя, почему убрали некоторые слова.
Каким способом вы сократили данный текст?
Все три абзаца сократили способом исключения.
Проверка данного задания после работы с учащимися по слайду.
Сегодня мы продолжим данную работу. Прослушайте текст, который у вас лежит на столах.
Чтение текста учителем.
(У учителя для урока уже выделено в тексте всё необходимое и заполнена таблица микротем. У учащихся текст дан без выделения абзацев, а таблица пустая. Её необходимо будет заполнить в ходе урока)
Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались школьные подруги. То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его лучших друзей — самых близких, самых нужных. В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым. Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретённых в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой открытости людям, непосредственности. Храните её во всём и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.
(По Д. С. Лихачёву)
Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались школьные подруги. То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его лучших друзей — самых близких, самых нужных.
В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым.
Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретённых в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой открытости людям, непосредственности. Храните её во всём и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.
(По Д. С. Лихачёву)
V. Анализ текста.
Беседа с учащимися по следующим вопросам:
1. Какова тема и главная мысль этого текста?
(Тема – дружба; основная мысль – настоящая дружба начинается с детства) В тетрадь по развитию речи пишем. Слайд 2 (на нём тема и идея текста)
2. Слайд 3 Определите тип речи текста. ( Повествование с элементом рассуждения)
3. А стиль? (Это текст публицистического стиля (обращение к публике, к читателю)
4. Где в этом рассказе экспозиция, где завязка? (1 и 2 предложения – экспозиция, с 3 – завязка)
6. Укажите развязку в тексте (не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иными и будете жить в другом мире)
7. На сколько смысловых частей можно разбить текст? (на 3) Слайд 4
8. Что можно сохранить, а что убрать как второстепенное в каждой части текста?
(Можно убрать из текста однородные члены, лексические повторы)
9. В какой части текста предложения можно объединить? (Последний абзац)
VI. Сжатие текста. 1 часть.
Подчеркните слова, без которых нельзя передать содержание 1-й части.
1) Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались школьные подруги. 2) То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. 3) Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно.4) Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его лучших друзей — самых близких, самых нужных. (25 слов)
Учитель. Способ сжатия?
Исключение. Слайд 5 – проверка
Учитель. Сформулируйте микротему. Запишем её таблицу.
Характер человека и круг его лучших друзей формируется в молодости.
Подчеркните слова, без которых нельзя передать содержание 2 части.
5) В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость. 6) Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым. (35 слов)
Слайд 6 – проверка
Учитель. Эту микротему пишем во второй строке таблицы.
В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость.
Подчеркните слова, без которых нельзя передать содержание 3 части.
7) Храните молодость до глубокой старости.8) Храните молодость в своих старых, но приобретённых в молодости друзьях.9) Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой открытости людям, непосредственности. 10) Храните её во всём и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иными» и будете жить в другом мире. ( 30 слов)
Слайд 7 – проверка
3-й пункт тезисного плана. Запишем его как микротему в листы.
До глубокой старости храните молодость в своих старых друзьях, в привычках, в своей открытости людям.
Пользуясь записями в тетради, перескажите весь текст сжато.
Имеете ли вы право добавлять в пересказ свои слова?
Ученик. Да, особенно, если это союзы или местоимения.
Учитель. Так как мы сдаём экзамен по русскому языку, обратим внимание на орфографию, чтобы написать изложение грамотно.
Критерии оценивания изложения вы знаете, они есть и у вас в пособиях.
Орфографическая и пунктуационная подготовка .
Выделите зелёной пастой в тексте окончания этих глаголов.
У существительных окончание –Е– пишется в Д.п. и П.п. 1-го склонения, в П.п. 2-го склонения, у разносклоняемых и существительных на –ИЯ-ИЕ-ИЙ в Т.п.
Посмотрите в пособие по подготовке к ГИА и скажите, в каком задании предлагается определить лексическое значение слова?
А определить средство выразительности текста?
– А 3.
Поможет ли вам в написании изложения задание В2?
-Да, потому что не всегда запомнишь точно словосочетание, а если понял смысл, можешь его записать по-другому.
РЕШИТЕ ТЕСТ (СЛАЙДЫ) с № 8
А 2. Укажите, в каком значении используется в предложении 4 слово формируется?
а) развивается б) определяется в) организовывается
А 3. В какой части текста встречается такое средство синтаксической выразительности, как анафора? ( в 3-й)
А 7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН»? (приобретённых)
В 2. Замените словосочетание душевное богатство, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (богатство души)
В 3. Выпишите грамматическую основу первого предложения третьего абзаца
(храните – односоставное.)
В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении № 5. ( Три)
Домашнее задание: (оно высвечивается на слайде, чтобы все учащиеся могли записать его)
VII. Итоги урока. Выставление оценок.
Готовые тексты сжатых изложений с микротемами и аудиозаписями ОГЭ 2023 по русскому языку 9 класс в удобном формате из открытого банка заданий сайта ФИПИ, которые могут встретиться на экзамене 6 июня.
Посмотреть новые изложения 2023 года
Все изложения ОГЭ 2023
1. Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека управлять поступками другого. Дерево, если ему не мешать, растет ровно вверх. Даже изгибаясь под препятствиями, оно старается тянуться вверх. И человек рано или поздно хочет выйти из повиновения, но покорные страдают сами и часто превращаются в тиранов. Если всегда командовать везде и всеми, то такие люди одиноки. Командиры на равных общаться не умеют. Они спокойны, когда люди беспрекословно выполняют распоряжения. Командиры сами несчастные люди, они и плодят несчастье. Командовать и управлять людьми – разные вещи. Тот, кто управляет, берет ответственность на себя. Все это сохраняет собственное психическое здоровье и здоровье окружающих .
2. Мы часто говорим о сложностях с воспитанием ребенка. Большая проблема – это ослабление семейных уз. Если в семье не заложили ничего прочного в нравственном смысле, то и у общества будут проблемы с этим гражданином. Другая крайность – чрезмерная родителями опека. Родители недодали ребёнку душевного тепла и стремятся оплатить свой долг материальными благами. Мир изменяется. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, если груз забот переложили на заботы на бабушек и дедушек или школу, то не стоит удивляться, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его становится плоской и сухой.
3 Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них – изменившийся уклад. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Раньше гости не тяготили хозяев. Теперь гостеприимство утратило свое значение. Частые встречи не являются спутниками дружбы. Встречи друзей становятся редкими. Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность общения. Мы стремимся обособиться, уединиться. Казалось бы, все это может свести потребность в дружбе к минимуму. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование дает нам уверенность в том , что есть с кем поделиться радостью и обратиться за помощью в трудную минуту.
4. Универсального рецепта того, как выбрать правильный путь в жизни не существует. Окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда учимся строить отношения с ровесниками. Но большинство важнейших решений мы принимаем в юности. Это самый ответственный период. В это время человек выбирает самое главное в жизни: друга, круг интересов, профессию. Такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить. Неверные решения без последствий не останутся. Успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет и упорно достигает намеченной цели.
5 Можно ли определить, что такое искусство? Нет. Искусство – это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто, что помогает оставить след в истории. Момент обращения человека к творчеству является величайшим открытием, потому что искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством, узнать и понять их. Язык искусства универсален, он дает возможность человечеству ощутить себя как единое целое. Вот почему ещё с глубокой древности к искусству относились как к могучей силе, способной передать образ времени и человека, будущим потомкам. ( По Ю. Бондареву)
6. Война была для детей жестокой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах. Они не обладали жизненным опытом и не понимали ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны. Оставшиеся в живых вернулись с войны, сохранив в себе чистый мир, став непримиримее к несправедливости, и добрее к добру. Память о войне должна жить, ведь главные участники истории — это Люди и Время. Не забывать Время – значит не забывать Людей, и наоборот.
7 Меня предал родной человек, лучший друг. Такие высказывания мы часто слышим. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается «булавочный укол друга». Многие терпят издевательство над собой, надеясь на то, что совесть проснется. Но у предателя ее нет. Предатель объясняет свой поступок интересами дела, совершая предательства до бесконечности. Предательство разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед возмездием, а кто-то старается все забыть, не обременяя себя эмоциями. В любом случае жизнь предателя становится пустой и бессмысленной. ( По М. Литваку)
9 Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём плохо. « Да не может быть!» – воскликнул человек. Алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни человек встречается с людьми, перепутавшими ориентиры нравственности. Нравственность — это путеводитель по жизни. Если ты будешь неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же. Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. Вы будете счастливы. Творят добро возвышенные натуры.
10 Есть ценности, которые со временем , становясь пылью времени. Но остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей является дружба. Люди часто употребляют это слово в своём языке, но мало кто может сформулировать, что такое дружба. Дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, доверии и готовности прийти друг другу на помощь. Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут редко видится, но оставаться близкими друзьями. Подобное постоянство– отличительная черта настоящей дружбы. ( Из Интернета)
11 Какой бы интересной ни была жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год. В детстве же счет времени ведется иначе. Ранние впечатления могут влиять на всю жизнь. Впечатления детства самые яркие. Это фундамент будущей духовной жизни. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, расцветут. Но биография души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве. Последующая жизнь сложна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся чертами характера и формирующих этот характер. Но всякое качество души взрослого и даже всякий его поступок были посеяны в детстве.
12 Неуверенность в себе – проблема древняя, но она привлекла внимание специалистов только в середине двадцатого века. И стало понятно: неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей – вплоть до серьёзных заболеваний и житейских проблем. А проблемы психологические? Неуверенность в себе может послужить почвой зависимости от чужого мнения. Зависимый чувствует себя неудобно: чужие оценки кажутся ему более важными и значимыми; каждый свой поступок он видит глазами окружающих, ему хочется одобрения ото всех. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненные ситуации. Как же преодолеть неуверенность в себе? Человек должен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.
13 Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами и сопровождает всю жизнь. В языке любого народа это слово, и на всех языках оно звучит ласково. Место матери в нашей жизни особое. Мы всегда несем ей свою радость , боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет. В сложных обстоятельствах мы вспоминаем маму, зовем ее на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». Сколько творцов создали замечательные произведения о маме! К сожалению, мы поздно понимаем, что забыли сказать много хороших слов своим мамам. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость всегда. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.
14 У каждого из нас были любимые игрушки, и у каждого есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства. В век компьютерных технологий реальные игрушки не привлекают такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на появляющиеся новинки, игрушка остается неповторимой в своём роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может играть и даже приобретать жизненный опыт. Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Ее необходимо выбирать тщательно, помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, а также систему ценностей. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.
15 Времена меняются. Приходят новые поколения, у которых, казалось бы, все не такое, как у прежних. Но трудноразрешимые личные вопросы остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей, волнует все то же: как обратить на себя внимание любимого, как отличить увлечение от любви. Юношеская мечта о любви – это мечта о взаимопонимании, ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками, показать свои качества и способности перед тем, кто готов понять. Любовь – это безграничное доверие двоих друг к другу, раскрывающее в каждом все лучшее. Настоящая любовь включает в себя дружеские отношения, но она всегда больше дружбы. Только в любви мы признаем за другим человеком право на то, что составляет наш мир.
16 В современном мире нет человека, не соприкасавшегося с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Особенно сильно воздействует на человека художественная литература. Соприкосновение с миром искусства доставляет нам бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях творцов только средство получения удовольствия. Значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше понять окружающий мир и самого себя. Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, пробуждает любовь к прекрасному. В трудные минуты люди обращаются к произведениям искусства, как к источнику духовной силы. ( По Г. И. Беленькому)
17 Всё дальше уходит в прошлое Великая Отечественная война, но память о ней жива. Нельзя забыть наш беспримерный подвиг и жертвы, принесённые ради победы над фашизмом. Военные годы по тяжести пережитого не сравнимы ни с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем ослабевает. Всё меньше становится ветеранов. Если в документах и в произведениях искусства не отразить стойкость народа, то прошлое забудется. А этого нельзя допустить! Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает искусство. О жизни и подвиге человека на войне созданы прекрасные произведения. Тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа. Но главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым и погибшим.
18 Мы часто желаем друг другу всего доброго, выражая свою человеческую сущность. Надо иметь силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение видеть по-доброму окружающих людей – это показатель культуры и результат огромной работы духа. Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять достоинство. Равнодушие к нуждающимся – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от него, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие и умение отличать безобидные слабости от пороков. Увеличение добра в мире – самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком новую задачу. Любовь и дружба, разрастаясь, обретают новые силы, а человек становится мудрее. По Д. С. Лихачёву
19 В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о взаимовыручке и взаимопомощи. А человеческое общество существует благодаря общему делу и помощи слабым. Неверно считать, что нет иных интересов, кроме собственных. И дело тут не в том, что это эгоистично, а в том, что в этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы. Индивидуализм разрушает общество и ослабляет нас. Сохранить и укрепить общество может только взаимная поддержка. И что же больше отвечает нашим интересам – взаимовыручка или эгоизм? Здесь двух мнений быть не может. Мы должны понимать друг друга, если хотим все вместе жить хорошо. Помогая людям, не надо ждать благодарности. Тогда и тебе в ответ помогут обязательно.
21 Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, а как дар. Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего. Это теплота, от которой сердце приходит в ответное движение. Человек, испытавший доброту, не может не ответить своею добротою. Это великое счастье – почувствовать в сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг человек находит в себе лучшее. Забывается «я», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для ненависти не остаётся места в душе.
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Я никогда не был большим любителем содержания птиц в неволе, но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы. Случалось, я держал у себя веселых чижей, всю зиму летавших свободно по комнатам нашей квартиры, радовавших меня своими песнями. Жили у меня краснозобые и важные снегири, нарядные и хлопотливые щеглы, но больше всех полюбился некогда живший у меня щур — веселая птичка с нарядной, брусничного цвета грудью.
Мой щур жил в небольшой клетке, подвешенной над окном. Клетка всегда была открыта, и щур мог летать по комнате свободно. Он сам прилетал в клетку, где лежал приготовленный для него корм. Особенно любил щур вкусные кедровые орешки. На моем письменном столе всегда лежало несколько его любимых орешков. Щурка — так мы все его называли — садился ко мне на стол. Я в пальцах раздавливал орешек и кормил щура с ладони.
Он очень любил сидеть на ветвистом лосином роге, прибитом к стене над моею головою. На этом лосином роге висели мое ружье и охотничьи принадлежности: патронташи, сумки, бинокль.
Щурка очень любил купаться. Каждый день я ставил на пол небольшую ванночку с чистой водой и любовался, как радостно купается мой щур. Искупавшись и отряхнувшись, закусив сладким орешком, он усаживался над моею головою и начинал тихонечко петь. Под его тихую песенку мне было приятно писать рассказы о лесных похождениях, о радостных неожиданных встречах. Он часто присаживался на мой стол, и каждый раз я угощал его сладким орешком. Иногда Щурка садился на мою пишущую машинку, пристально глядел на меня, как бы желая сказать ласковое и доброе словечко на птичьем своем языке.
Щур очень радовался, когда после прогулки я возвращался в свою рабочую комнату. Случалось, он садился на мое плечо и опять взлетал на свой любимый лосиный рог.
Так мы с ним прожили почти целую зиму. Однажды, перелетая с лосиного рога в клетку, щур вдруг упал на пол, забил крылышками, и мне показалось, что он умирает. Я поднял его с пола, положил на ладонь. Он скоро опомнился, пришел в себя и стал летать, по-прежнему петь и весело купаться. Болезненные припадки повторялись все чаще и чаще. Я догадался, что причиной их были любимые щуром кедровые орешки: питаясь маслянистыми орешками, он сильно ожирел.
Пришлось посадить щура на строгую диету и кормить его тертой морковкой и сушеными ягодами. После такого лечения щур скоро поправился и болезненные припадки больше не повторялись.
Я знал, что щуры плохо переносят неволю, не живут долго в клетке, и решил выпустить Щурку ранней весной. Когда весенний лес готовился одеваться, я вынес Щурку на опушку и выпустил на волю. Он сел на сучок ближнего дерева и, как бы прощаясь со мною, запел свою милую тихую песенку.
Признаюсь, мне было очень жалко моего друга щура и горько с ним расставаться.
На прощание я помахал ему рукою, и он скрылся в вершинах густого темного леса. (452 слова)
По И. Соколову-Микитову
Катя
Живописец написал бы ее портрет так: Катя стоит и улыбается, тонкие ее волосы растрепаны, будто ими шалит майский ветер, ситцевому платьицу приятно быть надетым на такую стройную девушку. Позади нее между облаками пробиваются теплые лучи солнца сквозь лазурь, под ногами — что-нибудь вроде подорожника с одуванчиками. Но самое важное в портрете — лицо: вопросительно приподнятые брови; уверенно вздернутый носик; сверкающие неугасаемой жизнью, мечтательные, умные, невинно страстные глаза; свежий, чуть-чуть припухлый рот. Лицо такое, что живописец, даже не закончив портрета, сам бы должен влюбиться в эту замечательную восемнадцатилетнюю девушку, если у него в голове есть хоть капля здравого смысла.
Катя не любила ничего несправедливого, жестокого и бурного. Иной человек от одного пустого любопытства соскочит с трамвая, чтобы вмешаться в какой-нибудь скандал на улице. Катя считала, что хорошо тогда, когда кругом дружелюбные люди, добрые, веселые, энергичные. От диких криков на улице у нее закатывалось сердце. Все злое она не принимала, оно было ни к чему в ее жизни.
Кате было восемнадцать лет, и она еще продолжала расти, поэтому и жизнь кругом нее также должна была расти. Катя верила, что все тяжелое и темное должно было исчезнуть, так же как на московских улицах исчезали гнилые домишки и на месте их быстро вырастали громады или «комплексы». Когда Катя рано поутру пробегала Красной площадью по пути в школу, ничто бы не могло убедить ее в том, будто золотые стрелки часов на башне двигаются к худой жизни. Ничего подобного! Время уверенно вело стрелки часов к Катиному счастью.
Но началась война. Нацистская душа вырвалась на свободу, чтобы досыта насладиться злом. Немцу-фашисту была, наконец, разрешена кровь, разрешено редкое «удовольствие» — убивать людей. Настал богатый праздник фашистского пиршества: идти с засученными рукавами, жечь, взрывать, топтать, вонзать, глядеть на дымы и дымы по горизонту, на зарева, зарева, глядеть на лужи крови, на искаженные предсмертным ужасом лица человеческие. « Вперед! — кричали фашисты. — Вот это полноценная жизнь!»
В это лето Катя окончила школу, но вместо университета пришлось служить. Война не пощадила ее семьи. Отец стал жаловаться на тошноту и слабость, в сентябре его отвезли в больницу, вскрыли живот и опять зашили. Через несколько дней он умер. У Катиной мамы стали трястись голова и руки. Брат ее Леонид ушел добровольцем с артиллерийским полком на фронт. Катя, как большинство московских девушек, добросовестно работала сначала в каком-то учреждении, потом на оборонном заводе. Когда немцы подходили к Москве, она копала вместе с другими траншеи и противотанковые рвы. Хотя одних фугасок да грохота зенитной артиллерии было достаточно, чтобы внушить ей вещественность войны, все же война не стала для нее ощутимо понятной, должно быть, потому, что такое великое зло не помещалось в ее светлом сердце.
Живописец теперь бы уже не стал, пожалуй, писать Катиного портрета. Она стала молчаливой, ходила глядя под ноги, сдвинув брови, точно все время напряженно думала и пыталась что-то понять. (452 слова)
По А. Толстому
Жизнь леса
Как-то бродил я с ружьем и собакой по березовым перелескам, охотился на вальдшнепов.
Неожиданно что-то захрустело вдали, затрещали сучья — вот ближе, ближе. Какой-то хриплый, отрывистый рев послышался в тишине. Ревел лесной великан — лось.
А вот и сам он показался на другом конце поляны и широким шагом направился через нее. Какой он могучий, с огромными рогами, будто несет на голове корявый пень с торчащими в стороны сучьями!
На его пути стояла молодая березка. Неожиданно лось изо всей силы ударил ее рогом. Раздался сухой треск будто угасшей свечи, золотая вершинка вспыхнула в последний раз, на землю посыпались листья. И вот уже вместо стройного деревца нелепо торчит обломанный белый стволик.
Лесной хозяин грузно зашагал дальше и скрылся из глаз. Но еще долго потом в чаще леса слышался хруст ветвей и глухой рев зверя.
Мне стало как-то не по себе. « Лесной житель, а сам же портит, ломает лес», — с досадой подумал я, еще раз взглянув на сломанную березку, которая уныло торчала посреди поляны.
Этот маленький, совсем незначительный случай почему-то надолго остался у меня в памяти. Увидишь, бывало, где-нибудь изуродованное деревце и сразу вспомнишь про ту лесную березку.
Так прошло больше года. Однажды весной я снова забрел на ту же поляну. Но теперь кругом все было совсем по-иному, не так, как в тот осенний вечер.
Было утро, весеннее утро в лесу. Роса еще не обсохла. Крошечные водяные капли повисли повсюду: на листьях, на цветах, на стеблях травы. Из-за вершин деревьев выглянуло солнце, и в тот же миг в каждой капле росы будто зажегся ослепительно яркий фонарик. Все они были разные: синие, розовые, голубые. Но больше всего розовых. Весь лес сиял розовым светом.
Как не похож был этот лес на тот, осенний! Теперь вся поляна была покрыта не желтыми опавшими листьями, а нежными весенними цветами. Это был настоящий праздник в лесу, праздник рождения новой жизни.
А вот посреди поляны и сломанная березка. За тот долгий срок, который прошел с нашей первой встречи, деревце уже успело оправиться. Вместо обломанной лосем верхушки оно выпустило вверх целый пучок тоненьких молодых побегов.
Я очень обрадовался, что деревце не погибло. На месте, где березка была сломана, побеги росли очень хорошо: будто кто-то начал плести зеленую корзиночку, заготовил прутья, собрал их в пучок, да не успел загнуть концы и как следует сплести их.
«Славная работа», — подумал я, трогая деревце. И вдруг из его густой зеленой вершины выпорхнула птица — лесная малиновка.
Я осторожно наклонил березку. Так и есть: в развилке ветвей было свито гнездо. Самочка малиновка сидит, затаившись в гнезде, а самец пристроился неподалеку среди ветвей и распевает громкую песню.
И тут я вспомнил старого лося и его «злую» проделку. Да он, оказывается, вовсе не погубил березку, не навредил лесу. Случилось совсем иное: лесной богатырь, сам не зная того, простонапросто помог птице устроить гнездышко. (453 слова)
По Г. Скребицкому