ОТКРЫТАЯ НАУКА

Уже долгое время весь мир обсуждает различные аспекты открытой науки и открытого доступа. По этому поводу собираются конференции, публикуются статьи, а эту октябрьскую неделю представители научного сообщества и вовсе решили всецело посвятить обсуждению принципов, успехов и будущего открытого доступа.

Если вы все пропустили и не представляете, о чем идет речь, этот текст для вас. Мы постараемся коротко объяснить, что же так сильно волнует ученых во всем мире в последние годы. А тем, кто уже «в теме», предлагаем окончательно разобраться с ошибкой, которую порой совершают даже уважаемые спикеры — открытая наука и открытый доступ не одно и тоже. Разница есть и она важна.

Почему дискуссия вокруг открытой науки (или открытого доступа) важна?

Сегодня можно наблюдать, как постепенно изменяется исследовательская культура. Ученые стали выражать больше недоверия к тому, чем занимаются их коллеги (подробнее об этом явлении вы можете прочитать в статье «Доверяют ли исследователи работам друг друга?»). Не только ученые, но и обычные люди стали интересоваться, чем же все-таки заняты исследователи. Некоторые даже переходят к более радикальным методам и размышляют о штурме секретных военно-научных баз, например, небезызвестной зоны 51 в США.

Недоверие и стремление к открытости процесса исследований привели к тому, что теперь в научном сообществе стало модным обсуждать и предлагать пути развития и распространения открытой науки. Несмотря на свою провокационность, слово «модно» в этом случае имеет позитивный смысл, ведь на сегодняшний день практически все крупные исследовательские группы и учебные организации по всему миру объединились для того, чтобы сделать процессы исследования открытыми и более понятными для широкой публики и, в том числе, для студентов и молодых исследователей. Почему это важно конкретно для вас? Теперь во время обучения можно не только усваивать навыки и знания непосредственно на занятиях, но также, благодаря ресурсам открытой науки, свободно следить за изменением и развитием профессиональных исследований по своей специализации. Благодаря этому вы можете стать более компетентными, а значит, и востребованными на рынке труда.

Что такое открытый доступ и почему его путают с открытой наукой?

Открытый доступ связан как с начальным, так и с конечным этапом исследования. Часто случается, что работа над проблемой была закончена, но в итоге результаты этой работы недоступны для других исследователей в силу разных обстоятельств, в том числе и финансовых (ведь покупка дорогостоящих информационных ресурсов вроде Scopus или EBSCO доступна не всем). Из-за этого порой учёным приходится делать такую же работу практически заново. И вместо того, чтобы приступить к новому проекту, ученые вынуждены решать проблемы, которые возможно кто-то уже давно преодолел. Для того, чтобы этого избежать, необходимо публиковать и делиться результатами исследования в открытом доступе, чтобы другие исследователи без всяких ограничений могли узнать о результатах проделанной работы и сосредоточиться на решении новых задач, а не повторять уже сделанные ошибки или тестировать тупиковые гипотезы. Таким образом решаются две проблемы, которые могут возникнуть у исследователя. Первая связана с отсутствием достаточного количества информации для исследования, а вторая с проблемой распространения результатов своей работы, поскольку мало кто занимается трудоемкой научной работой ради того, чтобы результаты исследования остались неизвестными для общественности.

Открытый доступ гарантирует, что любые исследователи по всему миру имеют равные возможности изучения своевременных результатов и методов исследований других ученых. Благодаря открытому доступу, нет необходимости тратить большие деньги на покупку дорогостоящих подписок, а также пользоваться небезопасными пиратскими инициативами. Помимо этого, сами исследователи получают больше выгоды от того, что результаты их работы располагаются в открытом доступе, ведь в таком случае их статью быстрее найдут, прочитают гораздо больше людей. Таким способом повышается ценность и результативность науки в целом. Открытый доступ безусловно важный элемент открытой науки, однако один доступ не покрывает весь комплекс проблем и вопросов, которые возникают в процессе изменений исследовательской культуры и далее мы попытаемся объяснить почему.

Что же такое открытая наука?

Если говорить коротко, то открытая наука подразумевает полную прозрачность всего исследовательского процесса, а не только возможность свободно знакомиться с его результатами в форме статей в журналах или книг.

Открытую науку принято считать зонтичным термином, но что это значит в реальности, не всегда понятно. На самом деле, открытая наука подразумевает целое движение, целью которого является изменение исследовательской культуры во всем мире как в ценностном, так в и техническом отношении. Далее поговорим отдельно о каждом из этих аспектов.

Технические средства, которые продвигает открытая наука

Для того, чтобы разобраться с техническими средствами открытой науки, представим себе процесс исследования.

Допустим, ученые объединились для того, чтобы исследовать какую-то из проблем человечества. Изначально им необходимо собрать большой массив данных, которые бы послужили основой для исследования. Где их взять? Раньше ученым приходилось ограничиваться лишь тем, что они успели накопить самостоятельно или же покупать информацию у отдельных структур. Однако сегодня, благодаря открытой науке, ученые могут воспользоваться открытыми данными. Например, для исследования современных глобальных экономических проблем можно воспользоваться массивами данных о неравенстве в мире, в регионах и в отдельных странах (в качестве примера можно привести базу World Inequality Database, где собрана информация по неравенству с 1980 по 2014 годы). Кроме того, многие собирают информацию самостоятельно, а потом открывают ее для коллег. Благодаря таким проектам ученые могут ставить более сложные и комплексные задачи.

Открытое программное обеспечение

Следующим шагом к настоящей открытой науке является выбор программного обеспечения, ведь ученые не могут обрабатывать огромные собранные массивы вручную, иначе исследования отнимали бы бесконечное количество времени и мир не скоро порадовался бы новым открытиям. Принципы открытой науки предполагают использование учеными программ с открытым исходным кодом. Почему это так важно? В первую очередь для того, чтобы можно было изменять, дополнять и исправлять ошибки, возникающее в процессе использования программ. Более того, открытый исходный код программы позволит понять, как именно ученые обрабатывали данные, какие сложности у них возникали и как их можно преодолеть в будущем, тем самым давая возможность воспроизводства случайных ошибок или злонамеренных искажений.

Для того, чтобы исключить не только технические, но и содержательные ошибки в исследовании, открытая наука предполагает возможность изучить промежуточные этапы работы над темой, а также промежуточные отчеты и полученные результаты для всех уровней исследования. Открытый процесс дает возможность ученым по всему миру объединяться и делиться мнениями относительно реализуемого проекта. В свою очередь прозрачность всех процессов исследования должны обезопасить научное сообщество от недобросовестных ученых и неосознанных ошибок. Технически, если кто-то совершит неверный подсчет и анализ, или начнет пользоваться результатами чужого труда, это сразу станет совершенно понятно, поскольку прозрачность процесса исследования предполагает больший контроль и внимательность со стороны научного сообщества.

Ценности, которые продвигает открытая наука

Зачастую на конференциях и собраниях, посвященных открытой науке (или открытому доступу, поскольку многие не замечают разницу) принято обсуждать техническую составляющую. Представители журналов, университетов или просто увлеченные исследователи много рассказывают о том, как должен действовать ученый в новых условиях, какие технические средства применять. Практичный подход конечно важен, но что же в делать в том случае, если ученый не понимает, для чего ему все это нужно? Открытая наука базируется на ценностях, которые должен осознавать каждый член современного научного сообщества.

Открытая наука предполагает, что каждый ученый или просто человек, желающий погрузиться в изучение той или иной темы, имеет равные права и равные возможности для изучения всех процессов исследовательской работы других людей. Помимо этого, открытая наука продвигает принципы прозрачности и доступности информации. Также открытая наука развивает справедливое и честное отношение к научной работе и конечным результатам исследований. Цель открытой науки заключается не только в стремлении к равному для всех и доступной для критической оценки исследовательской деятельности, но и в том чтобы, благодаря объединению и профессиональной коммуникации, добиться от науки решения мировых проблем, которые касаются каждого. Открытая наука позволяет ученым делиться идеями и объединяться для решения сложных задач, которые требуют многоступенчатого подхода. Именно поэтому ценности, которые продвигает открытая наука, должны оставаться предметом обсуждения для того, чтобы исследователи делились своей работой не по принуждению, а «открыто», во всех смыслах этого слова.

Открытый доступ является важным элементом общего стремления сделать все процессы исследования открытыми, но все же не основным. Открытая наука на данный момент объединяет все элементы новой исследовательской культуры, и поэтому мы надеемся, что теперь у вас не возникнет затруднений в определении различий между открытой наукой и открытым доступом.

Анастасия Маслова, сотрудница отдела поддержки исследований Научной библиотеки РАНХиГС, г. Москва

Становление журнальной системы

Создатель arXiv Пол Гинспарг в 2006 году

Участники первой конференции по открытому доступу в Будапеште, 2001 год

Роберт Мертон, чьи взгляды легли в основу движения за открытую науку, вторая половина XX века

Открытые образовательные ресурсы

Ориентировочный бюджет программы «Горизонт 2020» по оценке 2013 года

Геморрагическая лихорадка Эбола

Финансовая сторона вопроса

Возможное использование науки во вред

Инфраструктура открытой науки

Логотип портала КиберЛенинка, 2020 год

Логотип портала PubMed, 2020 год

Журналы открытого доступа

Создательница Sci-Hub Александра Элбакян в 2010 году

Научные знания по свободной лицензии. Генеральная конференция ЮНЕСКО утвердила документ об «открытой науке»

Время на прочтение

Некоммерческая организация Creative Commons (CC) горячо приветствует единогласное утверждение Рекомендации ЮНЕСКО по открытой науке (UNESCO Recommendation on Open Science) на 41-й Генеральной конференции ЮНЕСКО. Этот знаковый документ является важным шагом на пути к созданию мира, в котором обмен научными данными изначально будет открытым и инклюзивным.

Для CC большая честь быть частью глобального сообщества, которое разрабатывало, анализировало и пересматривало Рекомендацию. Мы твердо убеждены, что открытый доступ к знаниям является необходимым, хотя и недостаточным условием для решения больших комплексных проблем. Улучшенный обмен научными статьями, данными и научными образовательными ресурсами является необходимым условием для достижения прогресса в достижении Целей устойчивого развития ООН, глобальных вызовов, с которыми мы сталкиваемся сегодня.


ОТКРЫТАЯ НАУКА

Как показали пандемия COVID и изменение климата, существует серьезная необходимость ускорить прогресс в создании, обмене и распространении научных знаний. Рекомендации ЮНЕСКО по открытой науке и открытым образовательным ресурсам — это международные принципы, которыми могут руководствоваться правительства стран, спонсоры, образовательные учреждения, ученые, педагоги и организации гражданского общества, работая над созданием мира, в котором открытый доступ к знаниям является одним из основных прав человека.

Рекомендация устанавливает международный стандарт, определяющий понятия «открытая наука» и соответствующие правила и практики, направленные на улучшение обмена знаниями в мировом научном сообществе. В ней подробно описаны семь областей деятельности:

На сайте Рекомендации по открытой науке можно найти подробную информацию о мультистейкхолдерных консультациях, консультативном комитете по открытой науке и глобальном партнерстве ЮНЕСКО в области открытой науки.

Конечно, принятие Рекомендации по открытой науке — это только первый шаг. Настоящая работа заключается в действиях. Для повсеместной успешной реализации потребуется, чтобы правительства: дали приоритет этой работе, установили партнерские отношения с международными неправительственными организациями и другими заинтересованными сторонами, работающими в области открытой науки, а также сотрудничали с другими правительствами и заимствовали их опыт. Creative Commons готова к партнерству с национальными правительствами, ЮНЕСКО, неправительственными организациями и глобальным исследовательским сообществом для реализации действий, описанных в данной Рекомендации, чтобы построить лучшее будущее для всех.

UPD: Проект рекомендации от 8 сентября доступен на русском (21 страница).

Открытая наука и открытое образование

Ученый должен знать и уметь много вещей, от которых невозможно прочитать в книгах. Как можно, например, научиться методикам проведения экспериментального исследования? В литературе можно прочитать о специфике эксперимента как метода познания, о его основных этапах и т. п., но почти невозможно прочитать о специфике применения эксперимента для решения конкретных познавательных задач. Такие моменты составляют так называемое «личностное знание» (М. Полани), которое в большинстве случаев вообще не может быть выражено словами и усваивается учеными лишь в процессе совместной работы.
Одной из ярких тенденций развития современной методологии науки является интерес к столько к выявлению общего, сколько к реконструкции уникального. Широкое распространение получили работы, в которых подробно — шаг за шагом — описывается процесс того или иного научного открытия. Безусловно, такие книги очень полезны для ученых: они позволяют восстановить контекст, в котором совершалось открытие и помогают лучше понять природу научного поиска.
Благодаря Интернету у ученых появились новые возможности для обмена знаниями и опытом. Наиболее прогрессивные представители научного сообщества стали размышлять о возможности эффективного использования новейших форм Интернет-коммуникации в исследовательской работе. Одним из таких ученых стал американский химик Жан-Клод Брэдли, известный как автор концепции «открытой науки» (Open Notebook Science).

Что такое «открытая наука»?

Идея «открытой науки» предельно проста и заключается в максимальной прозрачности: каждый шаг ученого отражается в открытых и общедоступных Интернет источниках (как правило, в специальных научных блогах). Вся публикуемая информация открыта для дальнейшего использования: на ее основе другие авторы могут писать собственные статьи, ее можно перепроверять и корректировать и т. п. В последнее время многие сторонники «открытой науки» (в том числе и ее основатель Жан-Клод Брэдли) предпочитают формат wiki: он позволяет лучше отображать, какие исследовательские процедуры осуществлялись в конкретные промежутки времени.
Налицо сходства с идеологией разработки программного обеспечения с открытым кодом (приверженцы «открытой науки» отмечают, что философия OpenSource Software оказала на них самое непосредственное влияние).

Зачем все это нужно?