ОТ ЧЕГО ПРЕДОСТЕРЕГАЮТ АНТИУТОПИИ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ

Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?

В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?

Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?

Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?

Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?

Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?

Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?

От чего предостерегают человечество антиутопии?

Какие возможности человека расширяет технический прогресс?

Шаги цивилизации: обретения и потери.

Согласны ли Вы со словами А. А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

Почему человек постоянно стремится заглянуть в будущее?

Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?

Какие открытия, на Ваш взгляд, изменили судьбу человечества?

Какую профессию Вы бы назвали профессией будущего?

Какая угроза способна объединить человечество?

От чего Вы хотели бы предостеречь своих далёких потомков?

О чём Вас заставляет задуматься научная фантастика?

Какое достижение научно-технического прогресса Вы считаете самым важным и почему?

Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?

Согласны ли Вы с мнением, что самое эффективное изобретение в истории — книга?

Какими нравственными качествами должен обладать современный учёный?

Согласны ли Вы с тем, что новые технологии делают жизнь человека проще?

Согласны ли Вы с тем, что новые технологии усложняют жизнь человека?

Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше?

Человек науки – каким он должен быть?

Как защитить Землю от негативных последствий технического прогресса?

Доступность информации в цифровую эпоху: за и против.

Мешает ли прогресс взаимопониманию между поколениями?

Стал ли человек другим в эпоху технологий?

Технический прогресс на службе у человека или наоборот?

Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования?

Возможно ли остановить стремление человека к техническому прогрессу?

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2022-2023. П ОЛНЫЙ СПИСОК ВСЕХ ТЕМ И НАПРАВЛЕНИЙ ПО ГОДАМ И ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ.

Многие писатели обращаются к жанру антиутопии для того, чтобы предостеречь человечество от совершения ошибок. Помещая в повествование негативные тенденции развития общества, авторы показывают, что может произойти, если люди будут жить согласно тем или иным идеям.

Над тем, от чего предостерегают человечество антиутопии, заставляют задуматься многие художественные произведения.

В романе-антиутопии Дж. Оруэлла «1984» показано тоталитарное государство, которое подавляет личности граждан при помощи достижений научно-технического прогресса. Показывая, что Большой Брат сохраняет единоличную власть благодаря переписыванию истории, постоянной слежке за населением с помощью телекранов, которые стоят в каждом доме, работе полиции мыслей, которая вычисляет тех, кто совершает мыслепреступления, стиранию у людей неугодных власти мыслей и имплантации ложных воспоминаний и любви к Большому Брату. Дж. Оруэлл показывает, что технический прогресс становится оружием в руках тоталитарного режима власти. То, что технологии используются для того, чтобы сохранить власть в своих руках, а не для того чтобы улучшить жизнь общества, заставляет задуматься над тем, что достижения технологии не всегда приносят человечеству пользу, что они способны оказывать негативное влияние на развитие цивилизации. В романе показано, что технологии могут расширять возможности лишь некоторой группы людей, остальных делая несвободными. Дж. Оруэлл призывает со всей серьезностью и ответственностью относиться к достижениям науки и техники, следить за тем, чтобы они не использовались ради достижения чьих-то корыстных целей.

Антиутопией можно считать и рассказ Р. Брэдбери «Улыбка». Через образы людей, которые с раннего утра стоят в очереди к картине Моны Лизы для того, чтобы плюнуть на нее, которые с явным удовольствием уничтожают данную картину, автор демонстрирует стремление людей отказаться от прошлого. Читатель понимает, что картина Моны Лизы – не единственное, что уничтожают люди для того, чтобы порвать все связи с прошлым. Но что же происходит с героями, которые отказываются от прошлого и пытаются жить исключительно настоящим? Р. Брэдбери рисует образ разрушенного города, выражая мысль о том, что без культуры, без прошлого во всех его проявлениях человечество регрессирует и деградирует. Большинство персонажей в рассказе – жестокие люди, у которых наблюдается даже животное начало. Они не созидают, а, наоборот, только уничтожают то, что было создано до них, обрекая самих себя на разруху. Рассказ «Улыбка» предостерегает человечество от ошибки разрыва связи с прошлым, автор выражает мысль о том, что для прогресса необходимы и опыт прошлого, и культура.

Таким образом, антиутопические художественные произведения предостерегают людей от различных опасностей: например, «1984» Дж. Оруэлла – об опасности достижений научно-технического прогресса, которые могут выступать в качестве орудия тоталитарного государства, ограничивающего свободы людей; а «Улыбка» Р. Брэдбери – от опасности отказа от прошлого и культуры.

Время — злейший враг любого человека. Оно неумолимо несется вперед, порой даже не успеваешь насладиться моментом. К сожалению, как скоротечно время понимаешь только в старости. Единственное, над чем время не властно — это воспоминания. Лишь их не способно отобрать время. Многие скажут, что воспоминания исчезают из памяти со временем, но это не так. Все важное остается с нами, что так дорого сердцу и душе. И в конце концов, на смертном одре у нас остаются именно они: счастливые или нет, приятные или не очень, но они есть и их нужно ценить.

Поспорить с быстротечностью времени увы нельзя. Данное утверждение легко подтверждается примерами из литературы. В рассказе К. Г. Паустовского «Бег времени» повествуется о художнике Лаврове, которому предложили написать пейзаж Волги. Он отправляется в плавание на пароходе, где знакомится с девушкой-штурманом Александрой. Ни раз художник хотел, чтобы Саша остановила пароход, дабы написать картину, но девушка отказывала.

После упрека Лаврова в сторону девушки, в том, что она не ценит красоту окружающего мира, она ему ответила, как любит и ценит красоту природы, но также для нее прекрасны сложность и стройность движения поездов, самолетов, пароходов по стране. Ведь если перестанет работать одна деталь, то нарушится ход всего механизма. Позже, когда Лавров обдумал ее слова, осознал насколько правдивы слова. Просто ответы были на поверхности, а он и не замечал. Ход времени остановить нельзя, также, как и нельзя остановить теплоход, так как это нарушит красоту его движений и во многом противоречит законам мироустройства.

В рассказе же Бунина «Господин из Сан-Франциско» более ясно выражена мысль, что время остановить невозможно. Оно не подвластно, не считается с планами и желаниями людей. Главный герой богат, известен, с высоким чином, пятидесяти восьми лет. Он много работал, чтобы к этому возрасту добиться всего этого, но забыв при этом про жену и дочь. В итоге устав от такой жизни, он решает наконец отдохнуть. С женой и дочерью отправляется в путешествие на два года по Европе, Африке и Азии. Господин пользуется нажитым богатством: плывет на лучшем теплоходе, ест лучшую еду, его обслуживают квалифицированные работники.

Благодаря своему состоянию он везде желанный гость. Но к сожалению, невозможно вернутся в прошлое и исправить то, что уже совершенно. Прибыв на Кипр, господин умирает, так и не познав прелести жизни и поняв одну простую вещь: нельзя откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, ведь время нельзя хранить, оно уходит безвозвратно.

Таким образом, ни любовь, ни богатство, ни даже вера не сможет остановить времени. Жить необходимо здесь и сейчас, не откладывая ничего на потом.

Антиутопия — это фантастическое произведение, которое раскрывает негативный сценарий будущего. Авторы показывают, к чему ведут тенденции, которые замечены ими в настоящем. Они предостерегают человека от безответственного отношения к технологиям, которые могут до неузнаваемости изменить мир. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим некоторые литературные примеры.

В современном мире возникает такая проблема, как зависимость от гаджетов. Люди не могут обойтись без них и утопают в виртуальном мире. Такую ситуацию мы видим в произведении Рэя Брэдбери «Вельд». Родители бьют тревогу: их дети не выходят из комнаты развлечений в умном доме. Благодаря технологиям в этом помещении воспроизводятся все фантазии людей. Реалистичность эффектов поражает. Мать и отец даже находили в детской окровавленные остатки своей одежды. Находки пугали супругов. Но при попытке отключить зловещие функции дети заперли маму и папу в комнате. С ними расправились африканские звери. А мальчик и девочка продолжили жить, как будто ничего не произошло. Налицо негативное влияние виртуальной реальности на детскую психику: юные герои впали в зависимость от технологий и потеряли все нравственные ориентиры.

Зависимость от технологий Рэй Брэдбери осудил и в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди будущего потеряли самостоятельность суждений и способность мыслить, потому что доверили свое сознание вездесущим гаджетам. Милдред, жена главного героя, дня не может провести без экранов, которые развешены по всему дому. Герои теле-шоу заменили женщине всех близких и друзей. Она считает их своей настоящей семьей. От реального своего мужа она давно отдалилась. Гай и Милдред не общаются и не проводят времени вдвоем. Им просто не о чем говорить, потому что их внутренние миры пусты. В них нет ничего, кроме проекций виртуальных образов. Поэтому в решающий момент Милдред без сомнений предает Гая и отрекается от него. Из-за зависимости от фальшивого мира она потеряла все моральные ценности и ориентиры. Героиня потеряла человеческий облик и превратилась в рабыню цифрового божества, которое руководило всеми ее действиями. Вот от чего нас предостерегает антиутопия.

Таким образом, люди должны с осторожностью впускать в свою жизнь технологии. Они не должны заменять ему вечные человеческие ценности. Особенно важно оградить от негативного влияния виртуальной реальности детей, чья психика еще не сформирована до конца. Прогресс только тогда пойдет на пользу, когда мы будем относиться к нему ответственно и сознательно.

Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?

Многие писатели, поднимая в своих художественных произведениях социально-политические проблемы и рассуждая о путях общественного развития, обращались к жанру антиутопии. Критикуя те или иные модели развития, авторы показывали, к каким негативным последствиям они могут привести. Помещая в центр повествования негативный сценарий развития цивилизации, писатели выражали мысль о том, что именно регресс ожидает человечество, если оно будет следовать утопическим идеям об идеальной жизни. С помощью демонстрации негативных сценариев авторы предостерегали человечество от возможных ошибок.

К жанру антиутопии для того, чтобы показать, к каким негативным последствиям могут привести те или иные модели развития цивилизации, обращались многие отечественные и зарубежные писатели.

В повести Дж. Оруэлла «Скотный двор» критикуется идея всеобщего равенства. Казалось бы, своеобразная революция животных, живущих на ферме, имела благие цели: избавиться от гнета человека и сделать так, чтобы все животные имели равные права. Однако из-за того, что власть оказалась в руках свиньи Наполеона, жизнь животных, наоборот, ухудшилась. Принцип «Все животные равны» переформулировался в принцип «Все животные равны, но некоторые животные равнее». « Скотный двор» делился на постоянно трудящихся рабов, не имеющий право голоса, и на тех, кто управлял их жизнями, все новые законы подстраивая под себя. В повести показано, что большинству животным не удалось избавиться от гнета, и если раньше они находились под контролем человека Джонса, то теперь ими управляли такие же животные, как и они. Свинья Наполеон и его приближенные сначала, как и все остальные животные, выступали против особенностей жизни людей, но в итоге они начали вести такую же жизнь: они расхаживали на двух ногах, веселились, смеялись, играли в карты, распивали спиртные напитки и др. Дж. Оруэлл показал, что абсолютное равенство невозможно, что всегда будут те, кто воспользуется сложившейся ситуацией для получения власти в собственные руки.

К жанру антиутопии обращается и У. Голдинг в романе «Повелитель мух». Действие романа происходит в XX веке, автор намекает на угрозу ядерной войны, то есть перед читателем представлена высокотехнологическая цивилизация. Но в условиях развития науки и техники дети, герои романа, оказываются на необитаемом острове, где нет никаких технологий. У. Голдинг выступает против утопической идеи возвращения человечества к жизни в природе без технологий. Автор показывает, что в живущих на необитаемом острове детях просыпается животное начало, которое становится причиной разделения общества на две группы, конфликтующие друг с другом. Жизнь наедине с природой, как показывает автор, не всегда хороша, Джек и его товарищи убивают тех, кто не согласен с их принципами. И только в финале романе, где на необитаемый остров приплывают взрослые, у которых наблюдались достижения технического прогресса, выражена надежда на то, что общество изменится к лучшему.

Таким образом, писатели обращаются к жанру антиутопии для того, чтобы показать, что жизнь согласно утопическим идеям не так хороша, как кажется, что она может привести к негативным последствиям.

Понравилось сочинение? А вот еще

Антиутопия — это мир, где власти стремятся к идеальному обществу, которое можно контролировать, но в результате это приводит к отрицательным последствиям. В своих романах авторы показывают как ужасен и абсурден антиутопичный мир. Не один писатель писал о технологиях и техническом процессе, которым может привести к ужасным последствиям. Жизнь в такой реальности — это нанесение вреда окружающему миру и его обитателям.

Рэй Брэдбери в своем романе «451 градус по Фаренгейту» отобразил к чему может привести технический процесс и зависимость от технологий. Зависимость привела к тому, что люди больше не способны мыслить самостоятельно и полностью доверяют гаджетам. Жена главного героя не может жить без экранов, ей больше не нужно общением с друзьями и семьей. Экраны — это все, что ей необходимо.

С мужем больше нет близости, в отношениях нет общения, тепла, любви — они совершенно чужие друг другу люди, живущие под одной крышей. Не о чем говорить, полная пустота внутри. Милдред без сомнений предает мужа. Пожарник больше не герой, спасатель, а простой вредитель, уничтожитель книг и неугодных домов. Книга — ценный источник знаний, который оказался под запретом и подлежит уничтожению. Мир без общения, чувств, духовного просвещения обречен на погибель.

Страшный сценарий тот, где искажается личность человека, торжествует диктатура власти, а люди лишены выбора. Олдос Хаксли в антиутопическом романе «О дивный новый мир» показал именно такой сценарий. Изображено общество, которое не может прожить и дня без наркотического препарата под названием «сома». Отказ от препарата приведет к развитию тревожности. Суточная доза необходима, чтобы сохранять спокойствие в обыденных ситуациях.

Автор показывает, что зависимость от опасных веществ и наркотиков может в будущем стать обыденной. Это не единственная тема романа — писатель показывает о разделении общества на классы: альфы, беты, дельты, гаммы, эпсилоны. Власть с самого младенчества вкладывает им в голову ненависть к чужому клану, общаться они должны только между собой. Это прямой раскол в обществе, который может стать реальным.

Таким образом, писатели-фантасты несут предостережение людям о катастрофах, которые никак нельзя допустить. Антиутопия — это мир, где полностью отсутствуют ценности, сеется ненависть между людьми, все идет к расколу. Технический процесс — это хорошо, но когда к нему подходят ответственно и без фанатизма.

Каждый человек хочет добиться признания в обществе, ведь это вполне естественный путь реализации своего потенциала. Однако многие люди в попытках завоевать одобрение общества становятся его рабами и теряют себя. Как не допустить этого? Только верность своим убеждениям и готовность отстоять их, даже несмотря на недовольство коллектива, помогут личности сохранить себя и свою самобытность. Подтверждение этому мы находим в литературе.

Когда человек слишком зависим от мнения социума и старается понравиться ему любой ценой, он неизбежно теряет лучшие качества в погоне за ложными идеалами. Это доказал М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Общество может повлиять на личность не самым лучшим образом. Навязанные им эталоны вполне могут быть ложными и фальшивыми ценностями. Григорий Печорин стал жертвой социума, который внушил герою свою извращенную мораль. Он рано разочаровался в дружбе и любви, не искал призвания и дела всей своей жизни. Праздность, лицемерие, погоня за чинами и наградами — вот основные черты дворянского общества того времени. Именно этими пороками оно заражало юнош, которые охотно растрачивали силы своей души на однообразные развлечения, выжигающие искренние чувства. « Лучшие мои чувства, боясь насмешки я похоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать» — говорил о себе герой. Так, общество заставило Григория играть по правилам того времени: он подстроился под ложные представления о норме и не смог реализовать свой потенциал. Почему он стал так себя вести? Он хотел понравиться и добиться признания в обществе, однако в погоне за ним утратил самые лучшие свойства души.

Однако решение у этой проблемы есть: каждый человек может найти свой путь, познавая себя — свои возможности, склонности, мечты, но не гоняясь за одобрением толпы. Например, Пьер Безухов, герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», постоянно думал о своем предназначении в жизни и искал его. В самом начале своего пути он сделал много ошибок: женился не по любви, попал в дурную компанию, сорил деньгами и предавался разврату. Все эти ложные идеалы внушило ему общество. Он шел по его тропе в надежде понравиться и заслужить одобрение. Но если другой человек удовлетворился бы поверхностными и примитивными наслаждениями, то он винил себя в просчетах и порочных наклонностях, стремился от них избавиться. Несмотря на осуждение толпы, он пробовал себя во многих начинаниях: вступил в масонскую ложу, делал преобразования в своем огромном хозяйстве, принимал участие в Бородинском сражении и даже хотел убить Наполеона. Все эти направления не дали герою желаемой гармонии с миром и самим собой. Однако напряженные поиски и приобретенные знания помогли ему найти свой путь в браке, семье и государственных делах. Он женился по любви, завел детей, стал продумывать реформы в стране. Это и стало его дорогой в жизни, которая открылась ему на определенном этапе развития. Значит, для обретения своего пути нужно оставаться верным себе и своим идеалам, не прислушиваясь к мнению окружения. И успех придет сам собой, когда человек сам будет определять его содержание.

Таким образом, человек не должен мчаться за толпой и повторять ее ошибки, лишь бы получить признание. Нужно идти своей тропой и формулировать свое понимание успеха, чтобы оно соответствовало не эфемерным эталонам кого-то там, а потребностям души. Это и есть путь к счастью и гармонии, а не мучительный поиск соответствия ложным стандартам.

Цель литературы, и в том числе, антиутопий, как одного из жанров, – сделать человека более счастливым, гармоничным, духовным. Фантастические произведения, описывающие негативный сценарий будущего, предостерегают нас от неразумного использования современных технологий. Антиутопии ярко показывают, каким ужасным может стать мир, если люди забудут о вечных ценностях.

Бездумное следование достижениям прогресса может вызвать серьезные природные катаклизмы, которые уничтожат нашу планету и человечество. Безответственное отношение к научным достижениям, например, созданию новых вирусов, мыслящих роботов, искусственного интеллекта может привести к непоправимым последствиям. Отказ от культуры, искусства, исторического наследия также чревато духовной деградацией человечества и, соответственно, его гибелью.

Если внимательно приглядеться к современному миру, то можно почувствовать, как некоторые из произведений Рея Бредбери, Е. И. Замятина, Джорджа Оруэлла, Олдоса Хаксли, братьев Стругацких и других писателей-антиутопистов воплощаются в реальность.

В жанре антиутопии есть поистине гениальные произведения, над которыми мы должны задуматься уже сегодня, чтобы избежать трагедий. Настоящим шедевром я считаю роман Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Автор описывает, что станет с миром, если в нем будут уничтожены все книги. С первого класса учителя внушали нам, что книга – источник знаний. На самом деле, все намного сложнее. Книга – также и источник духовности, исторического наследия, которое мы не должны забывать. В противном случае мы повторим печальную судьбу граждан, описанную в романе Рея Бредбери. Мы превратимся в зомбированных потребителей-марионеток, бездумно смотрящих телевизионные шоу днями напролет. Как Милдред, жена главного героя Гая Монтэга, мы будем несчастны, но не сможем осознать беду в полном масштабе. С улыбкой на лице мы будем кончать жизнь самоубийством, обесценивая себя как личность. Финал романа «451 градус по Фаренгейту» оптимистичен, потому что Рей Бредбери – великий гуманист. Он дарит надежду на спасение, которую воплощают Кларисса, Гай Монтэг и другие «преступники», отказывающиеся сжигать книги и заучивающие их наизусть, чтобы сохранить и передать потомкам бесценные знания, культуру и нравственные заповеди.

Таким образом, антиутопии предостерегают нас от неконтролируемого использования достижений технического прогресса. Мы несем ответственность за все, что создаем и обязаны предугадать возможные негативные последствия. Любые изобретения следует применять во благо человечества, руководствуясь, в первую очередь, нравственными принципами.

Итоговое сочинение. Направления, реальные темы, аргументы, образцы готовых сочинений

Внутренний мир человека меняется и развивается на протяжении всей его жизни. Постепенно он становится все более сложным, а умение разбираться в себе — все более необходимым. У каждого человека есть как хорошие, так и плохие личностные качества, ему нужно отличать одно от другого. И, конечно, для достижения взаимопонимания между людьми им необходимо научиться открываться другим и, в свою очередь, принимать и понимать этих других. Этому учит сама жизни и книги.

Аргументы из жизни:

Аргументы из литературы:

1. В повести Александра Грина «Алые паруса» рассматривается два внутренних мира — юной и мечтательной Ассоль и другого мечтателя, но более практичного — Артура Грэя. Грэй с детства влюбляется в море и сбегает из дома, чтобы стать моряком. Он проходит через многочисленные испытания, чтобы стать капитаном. И Грин демонстрирует читателю его внутренний мир очень интересным способом — он говорит, что Грей не возит «скучные» товары, даже если это прибыльно. У него душа романтика и он по-настоящему грезит морем: «Артур Грэй родился с живой душой, совершенно несклонной продолжать линию фамильного начертания» — так говорит о нем писатель.

Ассоль, дочь моряка, выросла возле моря. Однажды ее отец сделал на продажу кораблик с алыми парусами, а встречный старичок сказал, что на корабле с такими парусами приплывет ее возлюбленный. Основа внутреннего мира Ассоль — это ее мечтательность, поэтому ее судьба могла быть только такой. И Грэй воплощает эту мечту в жизнь — забирает ее на свой корабль с алыми парусами. Он очарован внутренним миром своей Ассоль, хотя и знает его только по рассказам местных жителей, которые вообще-то считают ее чудачкой.

2. Нигде Гоголь так четко и ясно не высказывается о внутреннем мире своих героев, как в «Старосветских помещиках». В этой повести он описывает простых и незамысловатых людей — Афанасия Ивановича и Пульхерию Ивановну. Они помещики, которые живут в собственном маленьком имении. У них никогда не было детей, но они безмерно обожают друг друга.

Внутренний мир этих людей, которые могли бы показаться скучными, Гоголь описывает именно через любовь, причем не только друг к другу, но и к ближнему — они всегда с удовольствием принимают гостей и потчуют их самым лучшим, что у них есть, так что все вспоминают о них с удовольствием. Когда Пульхерия Ивановна умирает, Афанасий Иванович постепенно чахнет от тоски по ней, ведь жена оставляла весь его внутренний мир. Он превращается в тень самого себя и перед смертью просит похоронить его рядом с супругой.

3. Повесть Рэя Бредбери «Вино из одуванчиков» посвящена детству, тому времени, когда как раз формируется внутренний мир человека. У Дугласа Споллинга лето ассоциируется с приключениями и волшебством — и именно они и происходят с им каждый день. Свобода, счастье и новые теннисные туфли — вот три составляющих внутреннего мира Дугласа в его двенадцать лет. А вино из одуванчиков — это символ и вкус трех месяцев, которые окажут важное влияние на всю дальнейшую жизнь героя, который воспринимает этот напиток как закупоренное в бутылке лето.

4. Антуан де Сент-Экзюпери написал повесть-сказку «Маленький принц» как аллегорию, но можно смело говорить о том, что вся она посвящена внутреннему миру человека. Автор размышляет о любви, о дружбе, о горечи утраты, о том, как люди становятся скучными и перестают любить. Маленький принц путешествует по другим планетам, на каждой из которых живет один человек — так Экзюпери показывает, что в своем внутреннем мире человек всегда наедине только с собой. А Маленький принц — это воплощение других людей, которые заглядывают на твою планету.

Повесть заставляет задуматься о том, что же стоит показывать и как видит другой человек твой внутренний мир. Ведь если он кажется привлекательным тебе, это вовсе не значит, что так и есть. В этом смысле показательна история географа, который никогда не путешествовал, а вместо этого записывает рассказы других путешественников. И действительно, есть люди, которые бедность своего внутреннего мира восполняют за счет заемных истин.

5. Роман Харуки Мураками «Хроники заводной птицы» входит в классику мировой литературы. Центральная фигур произведения — Тору Окада, человек, который начинает искать смысл своей жизни после того, как остается наедине с собой. Когда он сидит в засохшем колодце в заброшенном доме по соседству, он получает экстрасенсорные способности — и тут несложно увидеть, что Мураками так показывает способность чувствовать других людей, сопереживать им.

Еще одной важной нитью сюжета является история японского военного, который рассказывает ему о том времени, когда Япония оккупировала Китай. Этот человек полностью оголяет перед Тору свой внутренний мир. « Способен ли один человек до конца понять другого? Мы можем потратить массу времени и усилий, пытаясь узнать другого человека, а как близко удается нам в результате подобраться к его сущности?» — вот как размышляет об этом герой.

Интересно, что в романе внутренние изменения героя начинаются с внешних — от него уходит жена и у него пропадает кот. Эти два события подталкивают его к тому, чтобы покопаться в себе. И в итоге он возвращается в свое исходное состояние покоя, как самое естественное для его внутреннего мира. Тору — воплощение пассивности, и Мураками показывает, что вся деятельность, которой он занимался на протяжении романа, для него несвойственна. Он как бы оказывается постоянно втянут во внутренние миры других людей.

6. Наверное, нет более аллегорической и в то же время более буквальной книги о внутреннем мире человека, чем повесть Франца Кафки «Превращение». Написанная в начале 20 века, за более чем сто лет она не утратила своей популярности.

Это история о коммивояжере по имени Грегор Замза, который однажды утром обнаруживает, что стал насекомым. И хотя внешне он больше не человек, он полностью осознает себя как личность, До своего превращения он много и тяжело работал, чтобы обеспечить не только себя, но и родителей и сестру. И в тот момент, когда он нуждается в своей семье, она практически отворачивается от него. Даже сестра по мере того. как заканчиваются заработанные Грегором деньги, постепенно перестает о нем заботится. И когда несчастное насекомое со внутренним миром человека умирает, все чувствуют облегчение и даже счастье.

Интересно, что единственным человеком, который нормально относился к Грегору, была нанятая уже после его превращения уборщица — она разговаривает с ними и считает его внешний вид нормой. Так Кафка показывает, что посторонние люди, которые не видели, как человек растет и взрослеет, у которых не было от него никаких ожиданий, часто способны понять его лучше, чем собственная семья.

7. Несмотря на то, что в творчестве Михаила Булгакова «Записки юного врача» занимают не центральное место, они все же представляют собой интересные размышления писателя о человеческой душе и внутреннем мире. Цикл рассказов посвящен молоденькому врачу, который сразу после получения образования отправляется в крошечную деревенскую больницу. У него нет практического опыта и ему страшно, но постепенно он закаляется благодаря нелегкой врачебной практике. И его внутренний мир тоже претерпевает изменения — юный врач становится не только смелее, но и циничнее. В то же время труд сельского врача описывается писателем как благородный и мудрый. Этими двумя качествами постепенно пополняется и внутренний мир героя.

Молодой врач закаляется не только в борьбе с болезнями, он также сражается и с малограмотностью местного населения, которое поначалу не доверяет ему, но постепенно все налаживается. В итоге из захолустной больницы врач уезжает помудревшим, со значительным духовным багажом и существенно расширившимся внутренним миром. « И тут произошла интересная вещь: все прежние темные места сделались совершенно понятными, словно налились светом, и здесь, при свете лампы, ночью, в глуши, я понял наконец, что значит настоящее знание» — так, немного иронически, описывает Булгаков начало внутренних изменений в своем герое.

8. Одно из классических произведений английской литературы — это роман Фрэнсис Бернетт «Таинственный сад». Несмотря на то, что история посвящена детям, она очень глубокая и может послужить отличным путеводителем по тому, как сделать свой мир светлее и прекраснее.

Таинственный сад в мрачном поместье — это в определенном смысле символ. После смерти жены хозяин поместья запирает этот сад — как запирает и свою душу от любви, в том числе и к собственному ребенку. Арчибальд Крейвен путешествует по миру, пока в поместье чахнет его сын Колин. Но появление Мэри Леннокс, которая потеряла родителей во время эпидемии холеры в Индии, все меняет. Она не только находит дверь в таинственный сад, она также будит душу Колина. Вместе с Диланом Соуэрби они укрепляют тело и вместе с тем обращаются к своему внутреннему миру с помощью особой молитвы, которую придумали сами — и от того она особенно искренняя.

Писательница показывает, как постепенно изменяются ее герои, как богатее их внутренний мир и как он зацветает, подобно саду. И все это — не чудо. а результат упорной работы. Мысль. которую она выражает, довольно простая, но удивительно мудрая: «Позволить тяжелой или дурной мысли забраться в ваш мозг так же опасно, как позволить микробам скарлатины забраться в ваше тело» — а значит, человек не должен этого допускать.

9. В творчестве Умберто Эко роман «Таинственное пламя царицы Лоанны» занимает особое место, ведь в нем писатель практически в прямом смысле пускает читателей в свой внутренний мир. Это глубоко автобиографическое произведение, где Эко воплощает себя в герое, потерявшем память. Чтобы ее восстановить, он отправляется в дом своего детства. И там постепенно он модет восстановить, что с ним происходило.

На самом же деле Умберто Эко показывает свое собственное взросление. Это уникальное путешествие в чужую душу, причем максимально искреннее. Детство Эко прошло во времена Муссолини, так что часть его коллекции — это пропагандистские детские журналы и комиксы.

Гуляя по местам, которые должны быть ему знакомы и погружаясь в книги и журналы, которые он раньше читал, герой все же не может вернуть себе воспоминания — то. что составляло самую его суть, его внутренний мир. И Эко показывает, что человек без внутреннего мира все равно. что мертв, так что ему остается только умереть в физическом смысле.

10. В романе Антона Макаренко «Флаги на башнях» много человечности. Он рассказывает о буднях детской трудовой колонии, куда главный герой романа, которым по сутиявляется сам Макаренко, собирает беспризорников. У него особый подход к воспитанию, он не собирается воспитывать детей со сложными судьбами под одну гребенку. Главное для Макаренко — сформировать внутренний мир каждого своего воспитанника, дать ему твердую цель в жизни и веру в себя.

Макаренко показывает в своей книге чудо, но это чудо, которое и педагоги, и сами дети формируют собственным ежедневным трудом. Им действительно сложно, но итог того стоит — коллектив, в котором дети могут быть по-настоящему счастливы, так что даже если приходит человек с улицы, он постепенно перевоспитывается силой этого самого коллектива: «Иногда наказать человека — значит выразить ему уважение».

В то же время Макаренко показывает, что и в такой среде есть место мелочности и желанию сделать гадость, есть подлецы, лентяи и трусы. Всем им дается шанс исправиться, но не все они правильно им пользуются.

Итоговое сочинение. Направления, реальные темы, аргументы, образцы готовых сочинений.

Антиутопия — это произведение, в котором рассматривается негативный сценарий развития цивилизации. Писатели используют такой метод демонстрации будущего, чтобы обратить наше внимание на возникшую в настоящем тенденцию, которая может привести человечество к краху. Чтобы точнее раскрыть тему, приведу литературные примеры.

Вспомним произведение Е. Замятина «Мы». Автор изобразил тоталитаризм, который в 20-е годы прошлого века не был такой уж маловероятной перспективой. Он объединил в своей книге все те тенденции развития общества, которые видел своими глазами. В то время зарождался авторитарный режим в СССР, Италии, Германии и латиноамериканских странах. Это тревожило творческую интеллигенцию, которая чувствовала возникшее напряжение. Свобода личности активно подавлялась, цензура уничтожала инакомыслие, отдельный человек признавался всего лишь винтиком в государственной системе. Поэты, журналисты, правозащитники, гражданские активисты, писатели становились жертвами репрессий. Ту же картину мы видим в романе: люди лишились даже имен, теперь у каждого есть только номер. Все выглядят и живут одинаково, боятся высунуться и проявить себя. Даже права на создание семьи у героев отняли. Им остается только работать во благо правительства и тешить себя иллюзиями об отвлеченном идеале — строительстве Интеграла. А в реальности его альтернативой был социализм. Зачем автор написал эту книгу в таком формате? Очевидно, он хотел привлечь внимание соотечественников к тому, что происходит в стране, чтобы люди не допустили возникновения тоталитаризма.

Советский сценарий волновал не только русских авторов. О нем написал Джордж Оруэлл в антиутопии «1984». Уинстон Смит жил в условиях полного контроля со стороны «Большого брата». Нищета, тотальная слежка, отсутсвие прав и свобод — все это объяснялось вечной войной, в которую были втянуты все государства. Регулярно враги и друзья менялись местами, а история переписывалась, благодаря чему граждане не могли увидеть, что их обманывают, и война давно превратилась в театр. Большинство населения и не способно было делать такие выводы. Они были по умолчанию лишены образования и зажаты в тисках бедности. В такой стране никто не мог помешать элите присваивать все богатства и подавлять народную инициативу. Именно такую ситуацию мы наблюдали во время мировых войн, которые затормаживали развитие народов и только вредили людям. Автор обратил наше внимание на то, к чему может привести возникновение авторитарных режимов. Их агрессивная политика разрушит мир — такова мораль антиутопии.

Таким образом, антиутопия — это отличный способ заставить людей задуматься о том, что необходимо изменить в настоящем, чтобы будущее не было мрачной иллюстрацией из фантастической книги. Благодаря этому жанру человек вовремя осознал, что строительство социализма — не повод для организации ГУЛАГа и не оправдание массовых казней.