ОБЩЕСТВЕННОМУ НАБЛЮДАТЕЛЮ ПАМЯТКА

Когда и с какой целью появился на ЕГЭ институт общественного наблюдения?

Система общественного наблюдения появилась в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 57 «Об утверждении порядка проведения единого государственного экзамена», в целях усиления контроля за ходом проведения ЕГЭ и для обеспечения объективности результатов и соблюдения прав его участников.

Кто имеет право на общественный контроль проведения ЕГЭ и ОГЭ?

В соответствии с Положением о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования (утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2011 г №2235) общественными наблюдателями при проведении ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ (государственный выпускной экзамен) признаются совершеннолетние дееспособные граждане РФ, в установленном порядке получившие аккредитацию.

Кто не имеет права стать общественным наблюдателем?

Общественными наблюдателями в пункте проведения экзамена не могут быть работники:

– органов, осуществляющих управление в сфере образования;

– образовательных учреждений;

– учредителей российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории РФ.

Также общественным наблюдателем не могут быть родственники учеников, сдающих экзамен в данном пункте проведения экзамена (ППЭ).

Оплачивается ли деятельность общественного наблюдателя?

Деятельность общественных наблюдателей осуществляется на безвозмездной основе. Понесенные расходы общественным наблюдателям не возмещаются.

Что нужно сделать, чтобы получить статус общественного наблюдателя?

1. Лично подать заявление на аккредитацию в качестве общественного наблюдателя в аккредитующий орган, приложив 2 фотографии размером 3х4 см.

При этом необходимо помнить о том, что аккредитация заканчивается за 2 недели до даты соответствующего экзамена/даты рассмотрения апелляции (график проведения экзаменов и рассмотрения апелляций находится в аккредитующем органе), а само решение об аккредитации гражданина или об отказе в аккредитации принимается в течение 5 рабочих дней.

2. В случае положительного решения лицо, аккредитованное в качестве общественного наблюдателя, получает в управлении образования персональное удостоверение, заверенное печатью и подписью руководителя аккредитующего органа.

3. В случае отказа в аккредитации (если в заявлении указаны недостоверные данные или при наличии у гражданина личной заинтересованности в результате его аккредитации) в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления выдаётся мотивированный отказ в аккредитации гражданину лично или высылается по адресу фактического проживания.

Каковы права общественных наблюдателей?

Общественный наблюдатель имеет право:

– получать необходимую информацию и разъяснения от аккредитующего органа по вопросам порядка проведения экзаменов;

– присутствовать в пункте проведения ЕГЭ/ОГЭ/ как на этапе подготовки к экзамену в день проведения экзамена, так и на этапе проведения экзамена в аудитории ППЭ. Общественный наблюдатель имеет право покинуть аудиторию после окончания инструктажа участников экзамена или после окончания экзамена в данной аудитории. На ЕГЭ/ОГЭ общественный наблюдатель заполняет акт о результатах общественного контроля проведения экзамена в ППЭ;

– присутствовать при рассмотрении апелляций;

– незамедлительно информировать уполномоченного представителя ГЭК Вологодской области о нарушениях порядка проведения экзаменов;

– получать информацию о принятых мерах по выявленным им нарушениям при проведении экзаменов/рассмотрении апелляций.

В чём заключаются обязанности общественного наблюдателя?

Общественный наблюдатель обязан:

– ознакомиться с нормативными правовыми и инструктивно-методическими документами, регулирующими проведение ЕГЭ, ОГЭ, порядок рассмотрения апелляций;

– пройти инструктаж по порядку проведения ЕГЭ/ОГЭ и (или) процедуре рассмотрения апелляций;

– иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и удостоверение общественного наблюдателя, подтверждающего его статус;

– соблюдать установленный порядок проведения экзаменов, режим информационной безопасности и требования работников ППЭ ЕГЭ и ГИА-9 в случае выполнения функций общественного наблюдателя в ППЭ;

– соблюдать установленную процедуру рассмотрения апелляций участников ЕГЭ и ОГЭ, выполнять указания председателя конфликтной комиссии;

– заполнить акт о результатах общественного контроля проведения ЕГЭ/ОГЭ в ППЭ в соответствии с памяткой по заполнению акта о результатах общественного контроля проведения ЕГЭ/ОГЭ в ППЭ;

– получить у помощника руководителя ППЭ отметку в удостоверении о времени посещений экзаменов и (или) у ответственного секретаря конфликтной комиссии отметку в удостоверении о дате, времени посещений заседаний конфликтной комиссии на рассмотрение апелляций;

– после посещения последнего экзамена или последнего заседания конфликтной комиссии передать своё удостоверение уполномоченному представителю РЭК в ППЭ (ОГЭ)/руководителю ППЭ (ЕГЭ) или ответственному секретарю конфликтной комиссии.

Что запрещается общественному наблюдателю?

– нарушать ход подготовки и проведения экзаменов, рассмотрения апелляций;

– входить или выходить из аудитории во время экзамена;

– оказывать содействие или отвлекать участников экзаменов при выполнении ими экзаменационных работ/ при рассмотрении апелляции;

– использовать средства мобильной связи и электронно-вычислительной техники (в том числе калькуляторы), а также фото- и видеоаппаратуру, портативные и карманные компьютеры.

При несоблюдении вышеуказанных требований общественный наблюдатель удаляется из аудитории организаторами ППЭ или уполномоченным ГЭК в данном ППЭ. Аккредитующий орган принимает решение о лишении гражданина аккредитации и изъятии удостоверения общественного наблюдателя.

Что должен увидеть общественный наблюдатель в ППЭ ЕГЭ/ОГЭ?

1. На входе в ППЭ дежурные проверяют у каждого входящего документы, удостоверяющие его право нахождения в ППЭ (пропуск), а также документы, удостоверяющие личность участников ЕГЭ/ОГЭ.

В случае отсутствия документов у участника ЕГЭ – одиннадцатиклассника и участника ОГЭ составляется протокол идентификации личности. Другие категории участников ЕГЭ без документов, удостоверяющих личность, не допускаются в ППЭ. Участник ЕГЭ/ОГЭ может пройти в ППЭ и при отсутствии у него пропуска на экзамен.

2. На каждом этаже ППЭ присутствуют организаторы-дежурные.

3. В день проведения экзамена в ППЭ обязательно присутствуют (помимо участников ЕГЭ): руководитель ППЭ, организаторы, уполномоченные представители ГЭК/РЭК, руководитель организации, на базе которой организован ППЭ (или уполномоченное им лицо), сотрудники правоохранительных органов, медицинские работники, ассистенты, оказывающие помощь участникам ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья.

В день проведения экзамена в ППЭ могут находиться представители средств массовой информации, которые присутствуют в аудиториях только до начала заполнения участниками ЕГЭ/ОГЭ бланков; общественные наблюдатели, лица, сопровождающие участников экзамена, представители Департамента образования Вологодской области или иные уполномоченные лица, в соответствии с распоряжением ГЭК/РЭК.

Присутствие других посторонних лиц в ППЭ не допускается.

4. В ППЭ определены специальные помещения для лиц, сопровождающих участников ЕГЭ и ОГЭ, представителей средств массовой информации, общественных наблюдателей.

5. Помещения, не задействованные в ЕГЭ и ОГЭ, закрыты и опечатаны.

6. К началу экзамена аудитории подготовлены следующим образом:

– закрыты стенды, плакаты и иные материалы с информационной и справочно-познавательной информацией по соответствующим общеобразовательным предметам;

– для каждого участника экзамена выделено отдельное рабочее место;

– для личных вещей участников экзамена выделено специальное место в аудитории.

7. В аудитории находятся только участники экзамена и организаторы в аудитории. На этапе инструктажа имеют право находиться общественные наблюдатели (не более 1 человека в аудитории), уполномоченный представитель ГЭК/РЭК.

8. Для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выделяется отдельная аудитория. В аудиториях, в которых присутствуют участники с ОВЗ, имеют право находиться ассистенты, оказывающие участникам ЕГЭ с ОВЗ необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие участникам ЕГЭ с ОВЗ занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание.

Во время проведения экзамена для участников ЕГЭ с ОВЗ в аудитории может быть организовано питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур. Участники ЕГЭ с ОВЗ могут в процессе сдачи экзамена пользоваться необходимыми им техническими средствами.

9. У участников экзамена, организаторов в аудиториях отсутствуют мобильные телефоны, иные средства связи, электронно-вычислительной техники, запрещенные к использованию на данном экзамене справочные материалы (перечень разрешенных к использованию дополнительных устройств и материалов содержится в приложении).

10. Доставочные спецпакеты ЕГЭ с индивидуальными комплектами участников ЕГЭ и пакеты с экзаменационными материалами и бланками регистрации участников ОГЭ доставлены в аудитории ППЭ без нарушения упаковки.

11. Организаторы в аудитории перед началом экзамена проводят с участниками экзамена инструктаж о порядке проведения экзамена, правилах заполнения бланков, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляций. Время проведения инструктажа не превышает 30 минут и не входит в продолжительность экзамена. После проведения инструктажа организатор в аудитории фиксирует на доске время начала и окончания экзамена (информация о продолжительности экзаменов указана в приложении).

12. Организаторы в аудитории не помогают участникам экзамена при выполнении экзаменационной работы. Организаторам запрещено оказывать содействие и помощь участникам ЕГЭ/ОГЭ при выполнении ими экзаменационной работы, а также комментировать ответы участников ЕГЭ/ОГЭ. Организатор отвечает на вопросы, связанные с правилами заполнения бланков ответов, но не отвечает на вопросы, связанные с содержанием заданий.

13. Участники экзамена не общаются друг с другом, не перемещаются по ППЭ без сопровождения организатора-дежурного по этажу.

По уважительной причине участник экзамена может выйти из аудитории, сдав бланки и экзаменационную работу организатору в аудитории.

14. Участники ЕГЭ могут пользоваться во время экзамена по отдельным предметам следующими дополнительными устройствами и материалами:

– на математике: линейкой;

– на физике: линейкой, непрограммируемым калькулятором;

– на химии: непрограммируемым калькулятором;

– на географии: линейкой, транспортиром, непрограммируемым калькулятором.

Участники ОГЭ могут пользоваться во время экзамена по отдельным предметам следующими дополнительными устройствами и материалами:

– на математике: справочными материалами, которые выдаются вместе с работой, и линейкой;

– на русском языке: орфографическим словарем;

– на физике: непрограммируемым калькулятором, экспериментальным оборудованием;

– на химии: периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева; таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимическим рядом напряжений металлов; непрограммируемым калькулятором.

– на биологии: линейкой и карандашом;

– на географии: линейкой, непрограммируемым калькулятором, атласами для 7, 8, 9 классов;

– на литературе: текстами художественных произведений и сборниками лирики.

15. Продолжительность ЕГЭ должна соответствовать установленным нормам для каждого предмета:

– математика, физика, литература, информатика и ИКТ – 3 часа 55 минут (235 минут),

– русский язык, история, обществознание – 3,5 часа (210 минут),

– биология, география, химия, иностранный язык – 3 часа (180 минут).

Продолжительность экзамена для участника ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья увеличивается на 1,5 часа (на основании поданного им заявления об участии в ЕГЭ).

Продолжительность ГИА-9 по предметам составляет:

– русский язык, математика, литература – 3 часа 55 минут (235 минут);

– физика, история, обществознание – 3 часа (180 минут);

– информатика и ИКТ, биология – 2,5 часа (150 минут);

– химия, география – 2 часа (120 минут);

– иностранные языки – 2 часа 16 минут (минимальное время на одного участника ОГЭ, максимальное время пребывания участника ГИА-9 на экзамене – 6 часов (360 минут).

16. По завершении ЕГЭ по предмету организаторы в аудитории должны пересчитать все бланки и КИМ и запечатать их в специальные возвратные доставочные пакеты в присутствии оставшихся участников ЕГЭ, передать их руководителю ППЭ.

По завершении ОГЭ по предмету организатор пересчитывает бланки участников и экзаменационные материалы и запечатывает их в доставочные пакеты (конверты), передает их руководителю ППЭ.

В чём должен убедиться общественный наблюдатель при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленной отметкой/ несогласии с результатами оценивания на заседании конфликтной комиссии?

1. Рассмотрение апелляций осуществляется своевременно и объективно.

2. Члены конфликтной комиссии выполняют возложенные на них функции на высоком профессиональном уровне, соблюдая этические и моральные нормы.

3. Рассмотрение апелляций проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.

4. Апеллянт подтверждает, что ему предъявлены изображения выполненной им экзаменационной работы.

5. Апеллянту предоставляется возможность удостовериться в правильности распознавания его экзаменационной работы, а также убедиться в том, что его экзаменационная работа проверена и оценена в соответствии с установленными по данному предмету критериями.

6. К рассмотрению апелляции привлекаются эксперты-члены предметной комиссии по предмету для соответствующих пояснений.

7. Комиссия по результатам рассмотрения апелляции принимает аргументированное решение об отклонении или удовлетворении апелляции.

1. Наблюдателей вправе назначить инициативная группа по проведению референдума, политические партии, иные общероссийские общественные объединения, зарегистрированные в соответствии с федеральным законом, а также инициативные агитационные группы. В пределах территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования наблюдателя вправе назначить соответствующее межрегиональное, региональное общественное объединение, зарегистрированное в установленном федеральным законом порядке. В пределах территории муниципального образования наблюдателя вправе назначить соответствующее местное общественное объединение, зарегистрированное в установленном федеральным законом порядке.

2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, обладающий правом на участие в референдуме. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, а также судьи, прокуроры.

3. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, политической партией, иным общественным объединением. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка референдума, наименование комиссии референдума, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. В случае направления наблюдателя инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой не требуется и проставление печати. Направление действительно при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

4. Указанное в части 3 настоящей статьи направление может быть предъявлено в участковую комиссию в любое время со дня ее первого заседания и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, в иную комиссию референдума – в период с начала голосования на участках референдума до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах референдума, в том числе о результатах повторного подсчета голосов участников референдума.

5. В каждую участковую комиссию инициативная группа по проведению референдума, инициативная агитационная группа, политическая партия, иное общественное объединение могут назначить несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении участковой комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной инициативной группы по проведению референдума, одной инициативной агитационной группы, одной политической партии, одного иного общественного объединения.

6. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списком участников референдума;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего участка референдума в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона;

3) наблюдать за выдачей бюллетеней участникам референдума;

4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума, числа бюллетеней, выданных участникам референдума, погашенных бюллетеней, открепительных удостоверений, голосов участников референдума на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в бюллетенях отметки участников референдума;

6) визуально знакомиться при подсчете голосов участников референдума с любым заполненным или незаполненным бюллетенем; наблюдать за составлением комиссией референдума протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона;

7) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;

8) знакомиться с протоколами комиссии референдума, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих комиссий референдума об итогах голосования, о результатах референдума, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах референдума, получать от соответствующей комиссии референдума заверенные копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие комиссии референдума либо составленных этими комиссиями в период, указанный в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона, в том числе копии списка лиц, присутствовавших при голосовании, либо изготавливать копии указанных протоколов и иных документов, при этом по требованию наблюдателя комиссия референдума обязана заверить указанные копии;

9) обжаловать решения и действия (бездействие) участковой или иной комиссии референдума, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую комиссию референдума или в суд;

10) присутствовать при повторном подсчете голосов участников референдума в соответствующих комиссиях референдума;

11) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества. Если наблюдатель направлен инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой, это также может быть указано на нагрудном знаке. Если наблюдатель направлен политической партией, иным общественным объединением, на нагрудном знаке может быть указано наименование политической партии, иного общественного объединения.

7. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать участникам референдума бюллетени;

2) расписываться за участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеня;

3) заполнять за участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетень;

4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете бюллетеней, проводимом членами комиссии референдума с правом решающего голоса;

6) совершать действия, препятствующие работе комиссии референдума;

7) проводить агитацию среди участников референдума;

8) участвовать в принятии решений комиссией референдума.

При проведении голосования и установлении итогов голосования на заседаниях избирательных комиссий всех уровней вправе присутствовать общественные наблюдатели, направленные кандидатами, избирателями, избирательными объединениями, общественными объединениями, а также иностранные (международные) наблюдатели.

Общественные наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Общественные наблюдатели, направленные кандидатами, избирателями, избирательными объединениями и общественными объединениями, представляют соответствующей избирательной комиссии уведомление произвольной формы за подписью уполномоченного представителя общественного или избирательного объединения либо кандидата, подтверждающее направление общественного наблюдателя для наблюдения за работой избирательной комиссии, и документ, удостоверяющий личность общественного наблюдателя. Уведомление о направлении наблюдателя избирателями подписывается не менее чем пятью избирателями соответствующего муниципального образования.

Предварительное уведомление избирательных комиссий о предполагаемом присутствии общественных наблюдателей не требуется.

Общественные наблюдатели имеют право: находиться в день голосования на избирательных участках (в том числе на избирательных участках, находящихся в воинских частях, больницах, санаториях, домах отдыха и закрытых административно-территориальных образованиях), в помещении участковой избирательной комиссии с начала ее работы до подписания ее членами протокола об итогах голосования; присутствовать при проведении голосования в тех случаях, когда оно проводится вне помещения для голосования; знакомиться с итогами голосования и получать в избирательных комиссиях всех уровней заверенную копию протокола об итогах голосования.

Общественные наблюдатели, присутствующие на заседаниях избирательных комиссий и на участках для голосования, не имеют права вмешиваться в работу избирательных комиссий.

Памятка для общественного наблюдателя

Общественные наблюдатели присутствуют на всех этапах проведения ЕГЭ с целью обеспечения соблюдения порядка проведения Государственной итоговой аттестации (далее – ГИА).

Общественный наблюдатель должен заблаговременно ознакомиться с порядком проведения ЕГЭ, с правами и обязанностями общественного наблюдателя в пункте проведения экзаменов (далее – ППЭ).

Общественный наблюдатель должен явиться в ППЭ до начала экзамена (рекомендуемое время – 9.15) с паспортом и  удостоверением.

Средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации передать при входе на хранение руководителю ППЭ или другому ответственному сотруднику на все время своего присутствия в ППЭ.

Общественный наблюдатель предъявляет на входе в ППЭ организатору и сотруднику полиции паспорт и удостоверение, после чего проходит в ППЭ. Указанные документы рекомендуется держать при себе в течение всего времени пребывания в ППЭ.

В штабе ППЭ общественный наблюдатель регистрируется у руководителя ППЭ и получает  форму ППЭ 18-МАШ «Акт общественного наблюдения о проведении ЕГЭ в ППЭ».

Общественный наблюдатель выборочно запрашивает у присутствующих в ППЭ лиц документы, подтверждающие их полномочия. Он может свободно передвигаться по ППЭ, за исключением тех аудиторий, в которых уже присутствует другой общественный наблюдатель. При этом он не должен вмешиваться в работу и создавать помехи выполнению своих обязанностей организаторам, членам ГЭК и участникам ЕГЭ.

Общественный наблюдатель во время подготовки к проведению экзамена в ППЭ осуществляет контроль всех процедур.

Общественный наблюдатель не имеет права оказывать содействие участникам ЕГЭ.

Ключевыми людьми, с которыми общественный наблюдатель может и должен решать все возникающие вопросы на всех этапах проведения ЕГЭ, являются:

– члены Государственной экзаменационной комиссии (далее – ГЭК) – в случае их присутствия в  ППЭ;

–  руководитель ППЭ;

– федеральный инспектор (эксперт).

В случае выявления нарушений установленного порядка подготовки к проведению ЕГЭ общественный наблюдатель должен оперативно проинформировать о нарушении членов ГЭК, руководителя ППЭ и федерального инспектора (эксперта).

После окончания ЕГЭ общественный наблюдатель должен заполнить форму ППЭ 18-МАШ и передать ее  руководителю ППЭ. В случае выявления нарушений общественный наблюдатель должен отразить их так же в форме ППЭ 18-МАШ.

Также информация о выявленных нарушениях может быть передана общественным наблюдателем в письменном виде лично секретарю ГЭК Новосибирской области. Заявление подается в 2-х экземплярах, один из которых остается у общественного наблюдателя с пометкой о регистрации заявления.

Со всеми документами можно ознакомиться на сайте Государственного казённого учреждения Новосибирской области  «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» (http://nimro.ru/ ).

Методические материалы по общественному наблюдению при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

Коды пунктов проведения экзаменов

Памятка общественному наблюдателю

В целях обеспечения открытости и прозрачности процедур единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ), а также информирования общественности о ходе проведения, ее представители привлекаются к участию в системе общественного наблюдения за проведением ЕГЭ.

Аккредитация общественных наблюдателей осуществляется в соответствии с Положением об аккредитации общественных наблюдателей за проведением единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена в Кировской области (далее – Положение), утвержденным департаментом образования Кировской области.

В качестве общественных наблюдателей в пунктах проведения ЕГЭ (далее – ППЭ) не могут выступать лица, родственники которых сдают экзамен в данном ППЭ.

Работник, член родительского комитета, член попечительского совета образовательного учреждения не может быть допущен в качестве общественного наблюдателя в ППЭ, в котором сдают экзамен выпускники образовательного учреждения, которое он представляет.

Деятельность общественных наблюдателей осуществляется на общественных началах; понесенные расходы общественным наблюдателям не возмещаются.

Положение, а также итоги работы общественных наблюдателей доводятся до сведения общественности, в том числе через средства массовой информации.

Права и обязанности общественного наблюдателя

1. Общественный наблюдатель имеет право:

ознакомиться с нормативными правовыми актами, регулирующими проведение ЕГЭ, инструкциями по вопросам организационно-технологического обеспечения ЕГЭ;

присутствовать в день проведения экзамена в ППЭ, в том числе находиться в аудиториях на одном, нескольких или на всех этапах подготовки и проведения экзамена (рассадки экзаменующихся, процедуры вскрытия пакетов

с контрольными измерительными материалами, инструктажа экзаменующихся, заполнения экзаменующимися бланков ответов, упаковки организаторами пакетов с заполненными бланками ответов и отправки в региональный центр обработки информации (далее – РЦОИ);

входить и выходить из любой аудитории до официального объявления начала экзамена;

направить в государственную экзаменационную комиссию (далее – ГЭК) и орган управления образованием (далее – ОУО) сообщение в письменной форме о замеченных нарушениях в ходе проведения экзамена в ППЭ, а также свои предложения по совершенствованию организации проведения ЕГЭ.

2. Общественный наблюдатель при посещении ЕГЭ обязан:

иметь с собой при посещении ППЭ и предъявлять организаторам документ, удостоверяющий личность, и удостоверение общественного наблюдателя;

получить отметку в удостоверении общественного наблюдателя о дате и времени всех посещений им ППЭ, заверенную подписью руководителя ППЭ;

сделать отметку в протоколе проведения экзамена в данном ППЭ

о наличии или отсутствии замечаний;

соблюдать установленный порядок проведения ЕГЭ, режим информационной безопасности, требования организаторов в ППЭ.

3. Общественный наблюдатель не вправе:

вмешиваться в ход подготовки и проведения ЕГЭ;

входить или выходить из аудитории во время экзамена (заполнения экзаменующимися бланков ответов);

оказывать содействие или отвлекать экзаменующихся при заполнении бланков ответов во время экзамена, в том числе, задавать вопросы, делать замечания;

пользоваться в ППЭ средствами мобильной связи, фото и видеоаппаратурой.

При нарушении вышеуказанных требований общественный наблюдатель удаляется из аудитории организаторами в ППЭ.

4. Общественный наблюдатель несет ответственность за злоупотребление своим положением в целях удовлетворения корыстной или иной личной заинтересованности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Последнее обновление: 02.12.2022 17:14:36

Положение об аккредитации общественных наблюдателей

1. Общие положения

1.1. Положение об аккредитации общественных наблюдателей за проведением единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена в Кировской области (далее – Положение) разработано на основании Порядка проведения единого государственного экзамена, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009 № 57, Порядка проведения государственного выпускного экзамена, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 № 70.

1.2. Положение определяет порядок аккредитации общественных наблюдателей за проведением единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена (далее – экзамен), права и обязанности общественных наблюдателей.

1.3. Положение доводится до сведения общественности, в том числе через средства массовой информации.

2. Порядок аккредитация общественных наблюдателей

2.1. В качестве общественных наблюдателей могут быть аккредитованы следующие лица:

– работники средств массовой информации;

– члены родительских комитетов общеобразовательных учреждений;

– члены попечительских советов образовательных учреждений;

– члены общественных объединений и организаций;

– работники образовательных учреждений;

– представители органов государственной власти.

2.2. Вышеуказанные лица не могут выступать в качестве общественных наблюдателей в пунктах проведения экзаменов (далее – ППЭ) в случаях:

– если их близкие родственники сдают экзамен в данном ППЭ;

– если они являются специалистами по тому же общеобразовательному предмету (или по родственному общеобразовательному предмету), по которому проводится экзамен в ППЭ.

2.3. Аккредитацию общественных наблюдателей осуществляют департамент образования Кировской области и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее – МОУО).

2.4. Лицо, желающее приобрести статус общественного наблюдателя, заполняет заявление по форме согласно Приложению № 2.

2.5. Работники средств массовой информации, члены общественных объединений и организаций города Кирова, представители органов государственной власти подают заявления в областное государственное  учреждение «Центр оценки качества образования» (далее – ЦОКО), остальные лица – в соответствующий МОУО.

2.6. Прием заявлений и аккредитация общественных наблюдателей завершаются не позднее, чем за три дня до начала первого экзамена.

2.7. Аккредитующий орган оформляет удостоверение по форме согласно Приложению № 3. Аккредитованный общественный наблюдатель получает удостоверение лично.

3. Права и обязанности общественного наблюдателя

3.1. Общественный наблюдатель имеет право:

– присутствовать в день проведения экзамена в ППЭ, в том числе находиться в аудитории на одном, нескольких или на всех этапах подготовки и проведения экзамена (во время рассадки участников экзамена, процедуры вскрытия пакетов с контрольными измерительными материалами, инструктажа участников экзамена, заполнения участниками экзамена бланков ответов (выполнения экзаменационной работы), упаковки экзаменационных материалов и отправки доставочных пакетов с экзаменационными материалами в пункты первичной обработки информации);

– направить в государственную экзаменационную комиссию Кировской области или департамент образования Кировской области справку о выявленных им нарушениях при организации и проведении экзамена в ППЭ, в котором он присутствовал в качестве общественного наблюдателя.

Работники средств массовой информации присутствуют в аудиториях только на этапе проведения инструктажа с участниками экзамена и вскрытия доставочных пакетов с экзаменационными материалами до момента начала заполнения бланков участниками экзамена.

3.2. Общественный наблюдатель обязан:

– ознакомиться с нормативными правовыми и инструктивно-методическими документами, регулирующими проведение экзамена;

– пройти соответствующий инструктаж по порядку проведения экзамена;

– иметь при посещении ППЭ и предъявлять организаторам ППЭ документ, удостоверяющий личность, и удостоверение общественного наблюдателя;

– соблюдать установленный порядок проведения экзамена, режим информационной безопасности, требования организаторов в ППЭ;

– получить отметку в удостоверении общественного наблюдателя о дате и времени посещения им ППЭ;

– сделать отметку в протоколе проведения экзамена в данном ППЭ о наличии или отсутствии замечаний.

3.3. Общественный наблюдатель не вправе:

– вмешиваться в ход подготовки и проведения экзамена;

– входить или выходить из аудитории во время экзамена ;

– оказывать содействие или отвлекать участников экзамена во время экзамена, в том числе задавать вопросы, делать замечания;

– пользоваться в аудитории средствами мобильной связи, иных средств связи, электронно-вычислительной техникой, фото и видеоаппаратурой при нахождении в аудитории во время проведения экзамена.

При нарушении вышеуказанных требований общественный наблюдатель может быть удален организаторами ППЭ из аудитории.

Настоящая инструкция разработана для граждан, получивших аккредитацию в качестве общественных наблюдателей в соответствии с Порядком аккредитации граждан и планирующих осуществлять общественное наблюдение при проведении ГИА в ППЭ.

Общественный наблюдатель знакомится со следующими нормативными правовыми актами и методическими документами:

приказ Минобрнауки России от 26.08.2022 N 924 “Об утверждении Порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников” (вступит в силу 1 марта 2023 года);

приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 N 190/1512 “Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования”;

Методические рекомендации по подготовке и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов в 2023 году;

Методические рекомендации по подготовке, проведению и обработке материалов единого государственного экзамена в региональных центрах обработки информации субъектов Российской Федерации в 2023 году;

Методические рекомендации по организации систем видеонаблюдения при проведении ГИА в 2023 году;

Методические рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2023 году;

Методические рекомендации по работе конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2023 году;

Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в 2023 году;

Методические рекомендации по организации и проведению государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования в 2023 году;

Методические рекомендации по подготовке и проведению единого государственного экзамена по учебному предмету “Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)” в компьютерной форме в 2023 году;

нормативные документы ОИВ, в том числе Положение о региональной системе общественного наблюдения субъекта Российской Федерации.

Общественным наблюдателям предоставляется право:

присутствовать на всех этапах проведения экзамена;

свободно перемещаться по ППЭ (при этом в аудитории может находиться только один общественный наблюдатель);

направлять информацию о нарушениях Порядка, выявленных при проведении экзаменов, в Рособрнадзор, ОИВ, ГЭК, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;

оставлять свои личные вещи в Штабе ППЭ;

находиться в помещении для общественных наблюдателей, расположенном в ППЭ;

присутствовать при печати ЭМ в аудитории;

присутствовать в Штабе ППЭ при составлении членом ГЭК акта об удалении с экзамена лиц, допустивших нарушение Порядка;

участвовать в проверке сведений о нарушении Порядка, изложенных участником экзамена в апелляции о нарушении Порядка, организованной членом ГЭК.

В случае присутствия в ППЭ нескольких общественных наблюдателей им рекомендуется до начала экзамена распределиться с учетом оптимального охвата ППЭ общественным наблюдением (присутствие в аудиториях, Штабе ППЭ, коридорах и т.д.).

Общественный наблюдатель находится в ППЭ не менее 50% времени, установленного единым расписанием проведения ЕГЭ, ГВЭ по соответствующему учебному предмету.

В день проведения экзамена в ППЭ общественному наблюдателю запрещается:

а) пользоваться средствами связи за пределами Штаба ППЭ;

б) использовать в Штабе ППЭ средства связи не по служебной необходимости;

в) оказывать содействие участникам экзаменов, в том числе передавать им средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;

г) вмешиваться в работу руководителя ППЭ, организаторов, членов ГЭК, иных работников ППЭ (при выполнении ими своих обязанностей), а также участников экзаменов (при выполнении экзаменационной работы).

Общественный наблюдатель обязан соблюдать Порядок. За нарушение Порядка общественный наблюдатель удаляется из ППЭ членами ГЭК.