Исследование провёл Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО). Речь идёт о результатах проведённой в 2022-м общероссийской оценки по модели PISA.
Общероссийскую оценку по модели PISA проводят с 2019 года. В 2022-м она охватила 1664 школы и 9043 ребёнка. В основном это были учащиеся 9-х (69%) и 10–11-х классов (25%). Ещё 2% — семиклассники и восьмиклассники, 5% — учащиеся первых-вторых курсов колледжей.
Оценка проводится по аналогии с оригинальным международным исследованием Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В России эту оценочную процедуру ввели ещё до того, как ОЭСР отказалась проводить PISA-2022 у нас в стране, и организовывали её независимо от международной. Это позволило проводить оценку чаще, чем PISA: если PISA проходит раз в три года, то внутрироссийская оценка — ежегодно.
Как и международное исследование, российский аналог оценивает уровень читательской, математической и естественно-научной грамотности. Систему их оценки тоже заимствовали у ОЭСР — выделяют шесть уровней владения для каждого вида грамотности. Пороговым уровнем считают второй. Если он не достигнут, то это расценивается как недостаточное развитие у подростка базовых навыков — то есть означает учебную неуспешность. Достижение пятого и шестого уровней, в свою очередь, сигнализирует о высоких компетенциях.
По сравнению с результатами 2021 года, средние баллы по всем трём видам грамотности улучшились. Наибольший прирост замечен по естественно-научной грамотности — разница составила восемь баллов.
С самого начала проведения общероссийской оценки её результаты сравнивают с PISA за 2018 год — это последняя волна исследования, по которой есть данные. Следующую провели в 2022-м, её результаты огласят только в конце 2023-го (в 2021-м исследование отменили из-за коронавируса), однако Россия в той волне уже не участвовала, то есть сравнить наши результаты с показателями школьников из других стран конкретно в рамках PISA не получится.
Согласно данным ФИОКО, с 2018 года результаты российских школьников выросли по всем изучаемым направлениям. Правда, по математической и естественно-научной грамотности в 2019 и 2020 годах соответственно было временное снижение.
Пороговых значений не достигли довольно многие участники исследования.
Доли участников общероссийской оценки по модели PISA, не достигших пороговых результатов
То есть по сравнению с 2021 годом этот показатель улучшился по всем видам грамотности.
Что касается самых высоких уровней (пятого и шестого в сумме), то их тоже достигло больше ребят, чем в 2021-м.
Доли участников общероссийской оценки по модели PISA, достигших пятого и шестого уровней грамотности
Наибольший прирост замечен по естественно-научной грамотности — более чем в два раза. Однако всё равно при этом доля ребят, достигших самых высоких уровней (пятого и шестого в сумме) по естественно-научной грамотности, остаётся существенно ниже (3,3%), чем по читательской (7,4%) и математической (11,1%).
В рамках исследования аналитики рассчитали разницу в баллах, которые получили 25% лучших и 25% худших работ, и она оказалась значительной:
По сравнению с 2021-м результаты по первым двум показателям улучшились: годом ранее они составляли 224 и 226 баллов соответственно. А вот по естественно-научной грамотности результат немного ухудшился — в 2021-м разрыв составлял 181 балл.
Стоит отметить, что результаты по базовым уровням (второй, третий и четвёртый) отражены в отчёте в виде единого блока. Поэтому неясно, сколько участников продемонстрировали каждый из уровней, хотя это была бы очень показательная информация: одно дело, если доли распределены равномерно или с перевесом в пользу третьего и четвёртого уровней, и другое ― если численный перевес у второго уровня.
Напомним, после отказа ОЭСР проводить PISA-2022 в России итоги общероссийской оценки заменяют результаты оригинального исследования в списке показателей мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований и прочих оценочных процедур.
Кстати, в марте Минпросвещения сообщило, что средневзвешенное место России в группе международных исследований ― 10,5, а плановым значением был показатель в 13,25.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
>>>ОБ ИССЛЕДОВАНИИ<<<
Исследование «Оценка по модели PISA» проводится в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в образовательных организациях, утвержденной совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (https://fioco.ru/metod).
Федеральным организатором исследования «Оценка по модели PISA» в 2023 году является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт оценки качества образования» (ФГБУ «ФИОКО»).
Цель исследования — изучение способности 15-летних обучающихся ОО использовать свои знания и навыки в области чтения, математики и естественных наук для решения ими реальных задач в различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных отношениях.
Оценка навыков обучающихся в рамках исследования проводится по трем направлениям:
Помимо обработки результатов когнитивного теста исследование предполагает сбор контекстных данных, способствующих лучшему пониманию факторов, влияющих на результаты обучения. Изучение этих факторов позволяет предложить меры по устранению их негативного влияния на результаты обучения или по усилению их позитивного воздействия. Контекстные данные собираются через анкетирование. В каждом цикле исследования формируется общероссийская и региональная выборки ОО.
В общероссийскую выборку ежегодно входят 43 субъекта Российской Федерации. Результаты общероссийской оценки репрезентируют страну в целом. В региональную выборку входят 14-15 субъектов Российской Федерации. Результаты региональной оценки репрезентативны по каждому из участвующих регионов и могут сравниваться с результатами общероссийской оценки.
Проект «Оценка по модели PISA» стартовал в 2019 году. В 2023 году проводится очередной цикл исследования. К 2025 году в региональной оценке по модели PISA примут участие все субъекты Российской Федерации.
Узнать подробнее об исследовании и его результатах в предыдущие годы можно на специальной странице ФГБУ «ФИОКО» ссылка.
>>>НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ<<<
logo fioko
Created with Sketch.
logo
Created with Sketch.
4 октября 2021 г. 14:43:00
ФГБУ “ФИОКО” публикует отчет по результатам анализа динамики результатов исследования “Оценка по модели PISA” 2019-2020.
Полный текст отчета по ссылке (1280 Kb) и в разделе, посвященному результатам международных исследований.
Фоновая картинка
Отображать в календаре:
Разработка информационного ресурса –
ФГБУ ФИОКО
2018-2023ФГБУ Федеральный институт оценки качества образования
Единый телефон службы тех.поддержки8 (800) 301-34-36
В этом году Россия не будет участвовать в международном исследовании по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на Рособрнадзор.
Соответствующее решение приняла Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), под эгидой которой и проводилось исследование. Кроме того, она отменила проведение в России других своих исследований — и
«Российская система школьного образования является самодостаточной и может функционировать и развиваться без участия в сравнительных международных исследованиях, — заявили в ведомстве. — К тому же за время участия в совместных с ОЭСР исследованиях накоплен большой опыт, который, безусловно, пойдёт на пользу отечественному образованию».
Там уточнили, что организация в России исследований и , которые проводятся Международной ассоциацией по оценке учебных достижений, продолжится.
Напомним, международное тестирование PISA проводится среди 15-летних подростков и проверяет их на грамотность чтения (в том числе тут имеется в виду понимание и критическая оценка сложных текстов), математическую, естественно-научную и компьютерную грамотность. То есть можно сказать, что в целом — на функциональную грамотность. Это тестирование проходит раз в три года и позволяет отслеживать изменения не только в результатах учащихся, но и в системах образования. В 2015 году в исследовании приняли участие 70 стран, в 2018‑м — 79.
Рособрнадзор намерен провести осенью Общероссийскую оценку знаний — отечественный аналог по модели PISA. Как сообщается, главное отличие будет в том, что эту оценку можно будет проводить «вне графика».
«Остальное — модели заданий, форма проведения, расчёты результатов — соответствует основному исследованию PISA. Система перевода баллов, полученных участниками оценки по модели PISA, в итоговую шкалу исследования PISA позволяет сравнивать результаты с результатами других стран», — пояснили в ведомстве.
Согласно распространившемуся в соцсетях письму Рособрнадзора, Общероссийская оценка знаний пройдёт в октябре. Информацию по её проведению ведомство пообещало направить региональным органам исполнительной власти, которые отвечают за управление в сфере образования, — после того как в критерии оценки качества общего образования на основе международных исследований будут внесены изменения.
В целом приостановка участия России в исследовании PISA была ожидаемой — исследование проходит под эгидой ОЭСР, а в конце февраля ОЭСР сообщила, что прекращает переговоры о вступлении России в неё.
Результаты PISA не только помогали понять, как меняются успехи российских школьников от года к году, но и позволяли оценить позицию страны среди других государств по уровню функциональной грамотности подростков.
Чтобы рассчитать средневзвешенное место России при оценке качества школьного образования, используются результаты международных исследований PISA, PIRLS и TIMSS. И поскольку ОЭСР решила прекратить проведение PISA в России, методологию расчёта этого показателя теперь надо корректировать. Как это будет сделано — пока неясно, остаётся ждать разъяснений Рособрнадзора.
С одной стороны, ведомство заявило, что данные Общероссийской оценки можно будет сопоставить с итогами PISA. А это значит, что в теории для расчёта средневзвешенного места России мало что изменится. С другой — без независимого контроля и анализа международного тестирования этот показатель может оказаться менее объективным.
Ранее стало известно, что прекращение сотрудничества с зарубежными партнёрами может затронуть нацпроект «Образование». Кроме того, по той же причине от российских учёных больше не будут требовать публикаций в зарубежных изданиях. Например, Минобрнауки уже изменило требования к публикационной продуктивности учёных, снизив их почти в три раза.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в ходе прошедшей 27 ноября пресс-конференции подвела первые итоги исследований качества образования в регионах России по модели PISA, прошедших в 2019-2020 годах.
Вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития Российской Федерации на ближайшие годы. Определяться положение России по качеству образования относительно других стран будет как средневзвешенное место в международных исследованиях PISA, PIRLS и TIMSS.
PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование проводится циклами раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру: проверяется их математическая и естественнонаучная грамотность, а также грамотность чтения. Инструментарий исследования PISA включает в себя тест и анкету для учащегося, а также анкету для администрации школы. Разработка ОЭСР «PISA для школ» (PISA-for-Schools) позволяет использовать инструментарий PISA вне цикла основного международного исследования, получая при этом сопоставимые данные с международной шкалой PISA предыдущего цикла. Чтобы получать данные о состоянии системы образования России и видеть динамику, в 2019-2024 годах ежегодно будут проводиться общероссийская и региональная оценки по модели PISA.
«PISA – самое сложное исследование для наших школьников, где имеющиеся результаты пока находятся не на том уровне, который нам бы хотелось видеть. Улучшение результатов наших школьников в этом международном исследовании способно серьезно повысить позиции России по качеству общего образования по сравнению с другими странами», – отметил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе пресс-конференции.
Проект стартовал осенью 2019 года. Тогда оценку по стандартам PISA прошли школы 14 регионов, в исследовании приняли участие почти 65 тысяч учащихся из 1400 образовательных организаций. В общероссийской выборке участвовали около 10 тысяч учащихся из 200 школ.
Осенью 2020 года прошел второй этап исследования. В нем также приняли участие 14 регионов, где работу выполнили более 39 тысяч учащихся из 1400 школ. В общероссийской выборке поучаствовали более 6 тысяч школьников из 190 образовательных организаций. Проведение исследования в 2020 году столкнулось со сложностями, вызванными эпидемиологической ситуацией. В нем не смогли принять участие школы Москвы. Исследование проводилось в очном формате.
Итоги исследования 2019 года подведены. Участвовавшие в нем регионы получили индивидуальные отчеты, содержащие как информацию по каждой школе-участнице, так и данные, призванные поддержать развитие региональных систем управления образованием в целом. Результаты исследования 2020 года станут известны в марте-апреле следующего года.
Участники пресс-конференции рассказали об основных выводах, полученных по итогам исследования 2019 года. Оно показало прямую зависимость результатов PISA от таких факторов, как развитие в школе системы профориентации, кружков и другой внеурочной и проектной деятельности, материальной базы. Также на результаты серьезное влияние оказывают мотивация, дисциплина, уверенность в себе, любознательность и удовлетворенность жизнью у школьников, их отношения с учителями и профессионализм учителей. Чувствительным фактором является наличие доступа школы к высокоскоростному интернету, который учителя могут использовать для подготовки и организации уроков.
Также в рамках исследования был проведен опрос о степени удовлетворенности качеством общего образования обучающихся, их родителей, руководителей и педагогических работников образовательных организаций. В опросе приняли участие 9874 респондентов из 14 субъектов Российской Федерации. В категории обучающихся значение данного показателя в различных регионах колеблется от 78,9% до 90,0%, в категории родителей – от 79,8% до 83,1%, в категории педагогические работники – от 71,7% до 83,2%, а в категории руководителей – от 74,1% до 86,1%.
Проведенное исследование позволило выявить в каждом регионе наиболее успешные школы и изучить те практики, которые они используют в своей работе. Эти практики легли в основу организации методической поддержки школ с низкими образовательными результатами в рамках проекта «500+».
Челябинская область приняла участие в исследованиях по модели PISA в 2019 и 2020 годах. Итоги исследования 2019 года подведены. Участвовавшие в нем регионы получили индивидуальные отчеты, содержащие как информацию по каждой школе-участнице, так и данные, призванные поддержать развитие региональных систем управления образованием в целом. Результаты исследования 2020 года станут известны в марте-апреле следующего года.
В 2021 году исследование будет продолжено.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки информирует о реализации мероприятий по проведению региональной и общероссийской оценки по модели PISA в субъектах Российской Федерации в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденными совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 6 мая 2019 г. № 590/219 с изменениями от 24.12.2019 № 1718/716.
Список субъектов Российской Федерации, принимающих участие в общероссийской и региональной оценке по модели PISA в 2020 году:
Результаты российских 15-летних школьников по читательской, математической и естественно-научной грамотности в 2021 году улучшились по сравнению с показателями предыдущего года. Об этом свидетельствуют данные о результатах общероссийской̆ оценки по модели PISA-2021, опубликованного на сайте Федерального института оценки качества образования (ФИОКО).
По результатам общероссийской оценки по модели PISA в 2021 году, средний балл по читательской грамотности составил 497 баллов (21 место в мире, рост на 5 баллов по сравнению с 2020 годом), математической – 498 баллов (24 место, рост на 4 балла), естественно-научной – 476 баллов (34 место, рост на 4 балла).
В исследовании приняли участие 6439 обучающихся 200 образовательных организаций из разных регионов России. От Челябинской области участие в общероссийской оценке по модели PISA в 2021 году приняли 183 обучающихся из пяти образовательных организаций Челябинской области: 4 школы из Верхнеуральского, Карталинского муниципальных районов, Магнитогорского, Челябинского городских округов и одна профессиональная образовательная организация Миасского городского округа.
PISA (Programme for International Student Assessment) – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений, которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Оценка по модели PISA позволяет проводить оценку качества общего образования и получать результаты по международной шкале PISA вне циклов и расписания оригинального исследования. Накопленный за время проведения оценки опыт позволяет проводить исследование на базе российских технологий без участия ОЭСР.
Результаты PISA, наряду с итогами сравнительных международных исследований PIRLS и TIMSS, лежат в основе расчета показателя вхождения России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования. С 2019 года ежегодно проводится общероссийская оценка качества образования по модели PISA с целью отслеживания динамики этих результатов.
Список субъектов Российской Федерации, принимающих участие в общероссийской и региональной оценке по модели PISA в 2021 году:
PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.
В Российской Федерации данное исследование легло в основу Оценки по модели PISA, которая проводится в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта “PISA for Schools” (PISA для школ).
Каковы цели проекта PISA для школ (тестирование на основе PISA)?
Проект PISA для школ преследует две основные цели:
Проект предусматривает оценивание на уровне школы для оперативного обсуждения знаний, умений, навыков и компетенций, которые актуальны в быстро меняющемся мире, а также дает учителям и школьным координаторам ценный межнациональный опыт того, как можно их развивать.
Проект PISA для школ направлен:
Информация об исследовании в различные годы:
Субъекты РФ – участники исследования «Оценка по модели PISA» в 2022 году (общероссийская и региональная выборки)
Субъекты РФ – участники исследования Оценка по модели PISA в 2021 году (общероссийская и региональная выборки)
Субъекты РФ – участники исследования Оценка по модели PISA в 2020 году (общероссийская и региональная выборки)
Отчеты по исследованию:
Оценка по модели PISA. Динамика результатов 2019-2020 гг.
Больше информации доступно на странице с отчетами по международным сопоставительным исследованиям (МСИ)
Результаты Российской Федерации в оценке по модели PISA в 2019-2020 годах:
Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) опубликовал большой отчёт о результатах проведённой в 2021-м общероссийской оценки по модели PISA.
Общероссийскую оценку по модели проводят с 2019 года. В 2021-м исследование охватило почти 1,6 тысячи школ и 6439 детей. В основном это были учащиеся 9-х классов (70%) и 10–11-х (24%). Ещё 1% — семиклассники и восьмиклассники, 5% — первые-вторые курсы СПО.
Процедура проведения оценки аналогична той, что предусмотрена оригинальным исследованием ОЭСР. Однако оно позволяет не зависеть от расписания PISA и может проводиться чаще, что позволяет отслеживать изменения в успехах российских школьников, происходящие от года к году (международное исследование проходит раз в три года).
Отечественный мониторинг проводят по традиционным для PISA направлениям — речь о , и грамотности. Так же, как и в оригинальном исследовании, в российской оценке выделяют шесть уровней владения для каждого вида грамотности. Пороговым уровнем считается второй — если он не достигнут, это говорит о недостаточно развитых базовых навыках, то есть об учебной неуспешности. А достижение пятого и шестого уровней сигнализирует о высоких компетенциях.
Большая доля учащихся, которые не смогли преодолеть порог, свидетельствует о неэффективной работе по профилактике низких результатов.
По сравнению с итогами 2020 года все показатели повысились.
Источник данных и инфографики: ФИОКО
Стоит отметить, что с начала проведения исследования, данные которого сравнивают с итогами последней волны PISA, которая прошла в 2018 году, показатели непрерывно росли только по читательской грамотности. По математической балл просел в 2019-м, но затем увеличился и превысил показатель 2018-го.
А вот с естественно-научной грамотностью дела обстоят хуже — в 2020-м результаты российских школьников были ниже, чем в 2019-м. И хотя по итогам прошлого года балл по этому виду грамотности вырос, он всё ещё ниже, чем в 2019-м.
Если сравнивать результаты российских школьников за 2021 год с успехами ребят из других стран в 2018-м, то 497 баллов по читательской грамотности обеспечивают России 21-е место в мире по ней, 498 по по математической — 24-е, а 476 по естественно-научной — 34-е.
Пороговых значений не достигло довольно много участников исследования:
Но в сравнении с 2020 годом эти доли по всем видам грамотности сократились.
Самых высоких уровней (пятого и шестого в сумме) достигли:
По сравнению с 2020-м эти доли остались почти неизменными.
Разница между 25% лучших и 25% худших результатов оказалась внушительной:
Что касается участников исследования, которые достигли и превысили пороговые значения, но недотянули до самых высоких уровней (то есть показали знания второго-четвёртого уровней), то их насчитывается:
Стоит отметить, что результаты по базовым уровням отражены в отчёте в виде единого блока, поэтому неясно, какие доли участников продемонстрировали каждый из уровней. Если предположить, что большая часть ребят относятся ко второму и третьему уровням, то у большинства российских подростков уровень подготовки всё же слабоватый. А вот если значительная доля ребят показала знания четвёртого уровня, то это действительно повод для радости.
В рамках общероссийской оценки по модели PISA школы делят в зависимости от результатов их учеников на:
Доли школ с высокими и низкими результатами оказались одинаковыми — по 27%, остальные 47% продемонстрировали средние результаты.
Кроме того, есть ещё понятие рисковых школ. К ним относят те, где не менее 30% учащихся происходят из семей с низким уровнем социально-экономического и культурного статуса. Такие школы делят на резильентные и нерезильентные. Разница в том, что резильентные показывают высокие образовательные результаты, несмотря на большую концентрацию детей из группы учебного риска.
По итогам исследования 2021 года к рисковым отнесли 40% учреждений-участников, резильентными из них признаны 9,5%. Плохая новость: рисковых школ стало больше, чем раньше. Согласно отчёту ФИОКО о проведении мониторинга в 2019–2020 годах, доли рисковых школ составляли тогда 33,6% и 28,7% соответственно.
Правда, доля резильентных школ среди рисковых в этом году выше: в 2020-м их было всего 3,4%, в 2019-м — 4,2%. Но стоит ли это рассматривать как хорошую новость — вопрос. Возможно, эффект не в том, что прежние рисковые школы стали показывать лучшие результаты, а в том, что часть школ с хорошими результатами попали теперь в категорию рисковых.
Нужно иметь в виду, что численность обучающихся рисковых школ в общероссийской выборке примерно в два раза меньше, чем численность обучающихся нерисковых школ (33% и 66% соответственно). Дело в том, что среди рисковых преобладают школы небольшой численности, расположенные в сельских населённых пунктах и малых городах.
Кроме того, исследование касается целого ряда школьных факторов, которые могут оказать влияние на результаты учащихся. Среди них, например, дефициты профессиональных компетенций учителей, уровень вовлечённости родителей в жизнь школы, мотивация изучения предмета и предметная самооценка обучающихся. Эти данные строились на основе опросов представителей администрации школ.
Так, школы, испытывающие проблемы с учебной мотивацией детей, показывают более низкие результаты. Но в то же время даже мотивированные к самостоятельной работе ученики не получают достаточной поддержки для развития своих навыков в слабой школе, где у учителей не хватает профессиональных компетенций.
Кроме того, в отчёте сделано предположение, что школы с низкими результатами формируют у детей представления о пользе изучения предметов не за счёт развития соответствующих способностей и построения связей между образовательной программой и реальным миром, а за счёт более формальных и пустых установок вроде «Учёба — это важно».
«В условиях, когда отметка является конечным продуктом работы учителя с обучающимся, в отсутствие развивающей обратной связи и возможности правильно интерпретировать свой результат, объективность и развивающий потенциал оценивания заметно снижаются», — говорится в исследовании.
Среди факторов, влияющих на образовательные результаты, названо также развитие профориентационных практик в школе. Среди школ с высокими результатами больше доля тех, что имеют высокий уровень разнообразия таких практик. Исследователи объясняют это тем, что хорошая профориентационная работа помогает детям ставить собственные образовательные цели. Особенно это важно для детей, которые находятся в зоне риска низких образовательных результатов. Проще говоря, ребёнок, понимающий, кем он хочет стать, с большей охотой учится, потому что у него появляется цель, ради которой он это делает.
Но для сильной профориентационной практики, отмечается в отчёте, школам нужна помощь муниципальных органов власти. Вообще в целом в отчёте приведено множество рекомендаций, как помочь слабым школам стать успешнее.
Напомним, после отказа ОЭСР проводить PISA-2022 в России итоги общероссийской оценки заменят результаты оригинального исследования в списке показателей мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований и прочих оценочных процедур.