На недавнем вебинаре, посвященном диагностике профессиональных дефицитов учителей математики Севастополя, прозвучал вопрос от педагога: «Зачем проводится столько тестов и проверочных мероприятий для педагогов?»
Комментирует Наталья Васильевна Алтыникова, директор по развитию ГК «Просвещение»:
«Именно поэтому мы и проводим сейчас единую федеральную оценку компетенций, чтобы в дальнейшем минимизировать количество проверок для учителей и оставить только те, что действительно точечно помогут педагогу повысить уровень своих компетенций – и, соответственно, уровень образовательных результатов школьников. Мы намерены выйти на снижение количества диагностических мероприятий в сторону качества, в сторону адресности.
У меня тоже есть такая позиция: если учитель показывает стабильно высокие результаты обучающихся, то к этому учителю вопросов нет. Для успешных педагогов посещение курсов повышения квалификации должно быть исключительно добровольным.
Собственно, и сейчас мы будем рекомендовать вам программы, направленные на устранение дефицитов, а вы уж сами смотрите, пойдете вы на эти обучающие мероприятия или нет. Может быть, вы увидите свои слабые места и решите: «Лучше открою свои старые лекции и сам подтяну эти дефициты». А может быть, вы найдете какие-то информационные материалы в сети и самостоятельно поднимите уровень своих компетенций».
Другими словами, федеральная оценка компетенций, которая реализуется Рособрнадзором в последние годы, является тем самым переходным этапом, без которого не обойтись для упорядочения и сокращения разнообразных проверок в школах.
В то же время педагоги Севастополя заявили о сложности совмещения большого количества диагностик, курсов повышения квалификации и рабочего процесса в школе. Переходный этап, характеризующийся значительным увеличением ежедневной нагрузки, даётся учителям нелегко.
https://youtube.com/watch?v=g6o_Osaz6Qs%3Ffeature%3Doembed
Если вы работаете в школе, то наверняка слышали о Наталье Васильевне Алтыниковой.
Ее официальная должность – директор по развитию группы компаний «Просвещение»; фактически же Наталья Васильевна занимается самыми острыми проблемами современной школы – спасает учителей от страшной бюрократической нагрузки, меняет устаревшую систему аттестации педагогов, готовит кадровый резерв руководителей системы образования. Именно ей поручают сложные федеральные проекты, связанные с диагностикой компетенций учителей по всей России.
За несколько лет Наталье Васильевне удалось добиться поразительных успехов. Если вначале педагоги воспринимали любые попытки единого тестирования в штыки, то теперь десятки тысяч учителей из разных регионов охотно записываются на апробацию модели оценки компетенций. На семинарах Наталья Васильевна не только слушает отчеты экспертов, но и обязательно спрашивает самих участников: а что вы на самом деле думаете об этом проекте? какие вопросы показались сложными? что хотелось бы изменить?
Ее недавняя победа – законопроект о снижении документарной нагрузки учителей. Наталья Васильевна провела огромную работу по анализу документооборота между школами и различными ведомствами; и предложила в десять раз (!) сократить список отчетов, которые учитель предоставляет каждый год. Законопроект уже рассматривается Государственной думой. С 1 сентября жизнь российских учителей станет гораздо менее бюрократизированной.
Наталья Васильевна не понаслышке знает о проблемах, существующих в отечественных школах. За плечами – 25 лет работы в системе образования, солидный перечень званий: кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. В 1996 году она с отличием окончила естественно-географический факультет Новосибирского государственного педагогического университета с квалификацией «Учитель биологии и химии», девять лет работала преподавателем естественнонаучных дисциплин в Новосибирском педагогическом колледже №2.
Важный этап в жизни Натальи Васильевны – работа в должности проректора по стратегическому развитию НПГУ. Благодаря ее идеям имя этого вуза зазвучало по всей стране. При этом она успевала и преподавать. Вот лишь несколько отзывов ее студентов:
Все, кто общается с Натальей Васильевной лично, отмечают ее внимательность, доброжелательность, интеллигентный юмор, удивительный ораторский дар и при этом – умение слушать.
Немного о личном. У Натальи Васильевны есть сын, который уже получает высшее образование. Она любит путешествовать и заниматься спортом. Многие говорят о том, что Наталья Васильевна могла бы сделать карьеру фотомодели или бизнес-леди – но, к счастью, она выбрала сферу образования!
Фотографии из открытого аккаунта Натальи Алтыниковой в социальной сети.
В рамках просветительского онлайн-марафона для школьников «Найди свое призвание!» директор по развитию ГК «Просвещение» Наталья Васильевна Алытникова рассказала про свой педагогический опыт, а также подробно остановилась на плюсах и минусах профессии, объяснила, какие существуют направления и специальности в образовательной сфере, осветила глобальные тренды в образовании.
Видео будет интересно не только тем, кто думает о поступлении в педагогический вуз, но и уже действующим учителям – вы наверняка посмотрите на свою работу новыми глазами. Ведь педагогическое образование дарит человеку неограниченные возможности!
https://youtube.com/watch?v=8iSCABsTXOI%3Ffeature%3Doembed
Личная история успеха: «Я всю жизнь работаю в образовании. К счастью, для меня никогда не стоял вопрос, кем стать. Я с детства понимала, что хочу быть учителем, и с самого начала шла по этой траектории: закончила педагогический класс, поступила в педагогический университет, дальше работала учителем, потом преподавателем в педагогическом колледже. Затем защитила кандидатскую диссертацию и пошла работать в педагогический университет преподавателем, потом стала проректором университета и трудилась на этой должности десять лет. Постепенно стала руководить федеральными проектами в сфере образования, затем меня пригласили в Москву, где я возглавила Институт стратегии развития образования. Полтора года назад я стала директором по развитию Госкорпорации «Просвещение», что дает мне возможность придумывать различные идеи в сфере образования, упаковывать их в проекты, реализовывать по всей стране. Главная цель моей работы – способствовать тому, чтобы система образования развивалась и давала наилучшие результаты. Я очень люблю свою профессию и ни дня не пожалела, что выбрала этот путь».
Педагогическая профессия сегодня: «Для того, чтобы работать в сфере образования, необязательно быть учителем-предметником. Есть много других интересных профессий: тренеры, воспитатели, педагоги-дефектологи, вожатые, педагоги дополнительного образования детей и взрослых, преподаватели колледжей и вузов, руководители образовательных организаций, социальные педагоги, тьюторы и сотрудники органов управления образованием».
Педагогическая профессия завтра: «Мы все больше уходим в цифровизацию образования. На арену начинают выходить новые педагогические профессии: куратор онлайн-платформы, инструктор по интернет-серфингу, веб-психолог, разработчик образовательных траекторий, лайфстайл-тренер (физрук будущего), техник образовательных игровых сред, игротехник (сценарист игр), специалист по проектам (ментор стартапов), профориентолог, разработчик образовательного контента, социотехнолог (специалист по коммуникации)».
Какие преимущества дает педагогическое образование: «Педагог – это всегда лидер. Человек, который ведет за собой. Педагогическое образование развивает в вас лидерские качества, дает им максимально раскрыться. И когда ты лидер, то ты привлекаешь к себе внимание, добиваешься большего успеха и получаешь конкурентное преимущество на рынке труда. Педагог – это хороший коммуникатор; он должен выстраивать взаимодействие с детьми, родителями, начальством; это все очень разные категории людей. Все учителя – прекрасные актеры с поставленным голосом и грамотной речью. А еще педагогическое образование помогает вам стать инноватором и исследователем, постоянно повышать свою квалификацию. Это особый образ мышления, нацеленный на саморазвитие».
Профессиональное развитие: «Бытует мнение, что если ты пришел в школу учителем, ты на всю жизнь так им и останешься, никакого роста тут быть не может – сидишь в одном и том же кабинете сорок лет подряд, скучаешь. Это большой миф, большое заблуждение. Все зависит только от тебя. Если ты к чему-то стремишься, в образовании есть огромное количество возможностей для каждого работника. Вертикальное профессиональное развитие – это движение по карьерной лестнице, по должностям. Сначала ты учитель, потом заместитель директора, потом директор школы, потом пошел в органы управления образованием и затем стал министром. Есть и горизонтальное профессиональное развитие, не связанное с должностями. Можно быть не просто учителем, а экспертом, разработчиком учебников и стандартов развития образования, победителем конкурсов, иначе говоря – звездой сферы образования. Самое главное – чего ты хочешь в жизни, чем тебе интересно заниматься».