МОНИТОРИНГ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проводит мониторинг правоприменительной практики части 4 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в основной период проведения единого государственного экзамена в 2023 году.

Сбор информации будет осуществляться согласно прилагаемой форме (Приложение 1) в Информационной системе, обеспечивающей автоматизацию контрольно-надзорной деятельности за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования (АКНД ПП). Указанная информация должна быть внесена в АКНД ПП в соответствии с прилагаемыми рекомендациями (Приложение 2) в срок до 21 августа 2023 года.

Разъяснения по заполнению формы и техническая поддержка АКНД ПП предоставляются через службу технической поддержки ФГБУ “Федеральный институт оценки качества образования”: https://fioco.ru/tech_support, тел.: 8 (800) 301-34-36.

Приложение: в электронном виде.

Новости и аналитика

Горячие документы / Мониторинг законодательства

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 октября 2022 г. N 1077 “Об утверждении формы задания на проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), формы акта по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования”

18 ноября 2022

Контроль (надзор) в сфере образования: определена форма задания на проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований.

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся на основании заданий. Рособрнадзор утвердил формы:

– задания на проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований в рамках контроля (надзора) в сфере образования;

– акта по результатам такого наблюдения.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 ноября 2022 г. Регистрационный № 70987.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

В целях дальнейшего совершенствования деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проводит мониторинг правоприменительной практики части 4 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в период проведения государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена в 2021 году (в основной и дополнительный периоды).

Сбор указанной информации будет осуществляться в информационной системе, обеспечивающей автоматизацию контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях (далее – автоматизированная система сбора отчетности (обязательна для заполнения). Отчетная информация должна быть внесена в указанную систему в соответствии с рекомендациями, представленными в приложении, в срок до 20 сентября 2021 года.

Разъяснения по заполнению форм и техническая поддержка автоматизированной системы сбора отчетности предоставляются через службу технической поддержки ФГБУ “ФИОКО” http://www.fioco.ru/apply и по телефону: 8 (800) 301-34-36.

При осуществлении государственного контроля (надзора) без взаимодействия с контролируемыми лицами проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в  соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 56 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”, подпунктом “в” пункта 26 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от25 июня 2021 г. № 997).

Управление по контролю и надзору в сфере образования министерства образования и науки Нижегородской области при наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) проводит сбор, анализ данных об объектах государственного контроля (надзора), имеющихся у контрольного (надзорного) органа в сфере образования, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных информационных системах, данных из сети “Интернет”, иных общедоступных данных:

Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) будут выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, контрольным (надзорным) органом могут быть приняты следующие решения:

Справочно: мониторинг правоприменения законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере образования и науки, проводился в соответствии с пунктом 3 плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2016 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 1664-р.

В качестве головного исполнителя по выполнению данной плановой позиции определено Минобрнауки России. В качестве соисполнителей – иные федеральные органы исполнительной власти (в рамках компетенции), высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Поступившие материалы были проанализированы на предмет актуальности и целесообразности внесения изменений в федеральное законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты МВД России.

Изучение правоприменительной практики в указанной сфере осуществлялось с использованием имеющихся в МВД России материалов о результатах деятельности структурных подразделений (в том числе статистической информации), поступивших заключений экспертов и сведений от образовательных и научных организаций системы МВД России.

Обобщенные данные о состоянии правоприменения оценивались в соответствии с Методикой.

В ходе проведения мониторинга правоприменения установлено отсутствие необходимости внесения изменений в действующее законодательство, а также ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие указанную сферу деятельности.

Во исполнение Указа N 599 в 2016 – 2017 гг. изданы приказы МВД России:

от 3 августа 2016 г. N 447 “Об учреждении именных стипендий для обучающихся образовательных организаций, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации” (зарегистрирован в Минюсте России 29 августа 2016 года, регистрационный N 43458), который вступил в силу с 1 января 2017 года;

от 18 октября 2016 г. N 660 “Об утверждении Перечня дополнительных вступительных испытаний при приеме в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении МВД России” (зарегистрирован в Минюсте России 10 ноября 2016 года, регистрационный N 44290);

от 30 марта 2017 г. N 174 “Об утверждении Порядка предоставления обучающимся общеобразовательных организаций со специальными наименованиями “суворовское военное училище”, “кадетский корпус”, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, права на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом” (зарегистрирован в Минюсте России 19 апреля 2017 года, регистрационный N 46435).

При изучении информации по показателям, установленным в пункте 9 Методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих указанные правоотношения, не выявлены.

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования.

2. Информация о системе образования включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся системы образования, данные мониторинга системы образования и иные данные, получаемые при осуществлении своих функций федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.

С 01.09.2024 в ч. 3 ст. 97 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 468-ФЗ).

3. Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках оценки качества образования, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В рамках мониторинга в системе образования осуществляется аккредитационный мониторинг, предметом которого является систематическое стандартизированное наблюдение за выполнением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, аккредитационных показателей.

(в ред. Федеральных законов от 02.12.2019 N 403-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.09.2024 ст. 97 дополняется ч. ч. 3.1 и 3.2 (ФЗ от 04.08.2023 N 468-ФЗ).

4. Организация мониторинга системы образования осуществляется федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.

5. Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, включая порядок осуществления аккредитационного мониторинга и применения его результатов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

6. Анализ состояния и перспектив развития образования подлежит ежегодному опубликованию в виде итоговых (годовых) отчетов и размещению в сети “Интернет” на официальных сайтах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

Досье на проект

В соответствии с частью 3 статьи 21, частью 2 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007), пунктом 1, подпунктом 5.2.18 пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5344; 2022, N 1, ст. 175), пунктами 2, 61 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5385), приказываю:

1. Утвердить форму задания на проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить форму акта по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Е. Е. Семченко.

Приложение N 1к приказу Федеральной службыпо надзору в сфере образования и наукиот _____________ N ________

(место составления задания)

Заданиена проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования

1. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится в отношении:

(фамилии, имена, отчества (при наличии) индивидуальных предпринимателей и (или) наименования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), их индивидуальные номера налогоплательщика, адреса (в том числе филиалов, обособленных структурных подразделений)

2. На проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) уполномочены:

(фамилии, имена, отчества (при наличии) должностных лиц (должностного лица), уполномоченных (уполномоченного) на проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований

(мониторинга безопасности), должности (должность)

3. Срок проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности):

(дата или период времени проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований

4. Перечень обязательных требований, соблюдение которых подлежит оценке в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности):

(ссылки на нормативные правовые акты и их структурные единицы, содержащие обязательные требования, соблюдение которых подлежит оценке в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности)

(фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, непосредственно подготовившего проект задания, должность, контактный телефон, электронный адрес (при наличии)

Приложение N 2к приказу Федеральной службыпо надзору в сфере образования и наукиот _____________ N ________

(время составления акта)

Актпо результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки федерального государственного контроля (надзора) в сфере образованияN ____________

1. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проведено в соответствии с заданием на проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования от “____” ___________ _______ г. N _______.

2. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проведено:

3. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проведено в отношении:

4. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводилось:

5. При проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) были рассмотрены следующие материалы, документы и сведения:

(указываются рассмотренные при проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) материалы, документы и сведения, в том числе: а) находившиеся в распоряжении контрольного (надзорного) органа; б) полученные посредством межведомственного информационного взаимодействия; в) содержащиеся в государственных информационных системах; г) данные из информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”; д) иные общедоступные данные (указать источник)

6. По результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) установлено:

(сведения о результатах наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), в том числе о выявлении фактов причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований (при наличии)

7. К настоящему акту прилагаются:

(копии документов, иных материалов, подтверждающих нарушения обязательных требований

либо признаки нарушений обязательных требований)

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся на основании заданий. Рособрнадзор разработал форму:

– задания на проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований в рамках федерального госконтроля (надзора) в сфере образования;

– акта по результатам такого наблюдения.

В соответствии с частью 3 статьи 21, частью 2 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007), пунктом 1, подпунктом 5.2.18 подпункта 5.2 пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5344; 2022, N 1, ст. 175), пунктами 2, 61 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5385), приказываю:

1. Утвердить форму задания на проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить форму акта по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Е. Е. Семченко.

Приложение N 1к приказу Федеральной службыпо надзору в сфере образования и наукиот 17.10.2022 N 1077

“__” ____________ _______ г.                  N  ________________________

1. Наблюдение за  соблюдением  обязательных  требований  (мониторинг

2. На проведение наблюдения за соблюдением  обязательных  требований

3. Срок проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований

4. Перечень обязательных  требований,  соблюдение  которых  подлежит

оценке  в  ходе  наблюдения  за   соблюдением   обязательных   требований

____________________________________   ___________   ____________________

(должность руководителя (заместителя    (подпись)    (инициалы, фамилия

руководителя) Федеральной службы                        руководителя

по надзору в сфере образования                        (заместителя

и науки, принявшего решение                          руководителя)

о проведении наблюдения

Приложение N 2к приказу Федеральной службыпо надзору в сфере образования и наукиот 17.10.2022 N 1077

__________________________                       “__” ____________ 20__г.

(место составления акта)                         (дата составления акта)

безопасности)  проведено  в  соответствии  с   заданием   на   проведение

наблюдения   за   соблюдением   обязательных   требований    (мониторинга

безопасности) при осуществлении Федеральной службой по  надзору  в  сфере

образования и науки федерального государственного  контроля   (надзора) в

сфере образования от “__” ____________ _____г. N ________.

2. Наблюдение за  соблюдением  обязательных  требований  (мониторинг

3. Наблюдение за  соблюдением  обязательных  требований  (мониторинг

4. Наблюдение за  соблюдением  обязательных  требований  (мониторинг

5. При проведении наблюдения за соблюдением обязательных  требований

(мониторинга  безопасности)   были   рассмотрены   следующие   материалы,

и сведения, в том числе: а) находившиеся в распоряжении контрольного

г) данные из информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;

6. По результатам наблюдения за соблюдением обязательных  требований

7. К настоящему акту прилагаются:

требований либо признаки нарушений обязательных требований)

_______________________________    _____________       __________________

(должность должностного лица,        (подпись)         (инициалы, фамилия

проводившего наблюдение                              должностного лица)

Проект новой структуры нормативного регулирования в сфере образования (далее – Проект) отражает основные тенденции совершенствования нормативного регулирования в рамках процедур «регуляторной гильотины», вместе с тем в целях совершенствования принципиальных подходов к осуществлению контрольно-надзорной деятельности представляется целесообразным учесть в Проекте следующие моменты.

1. Классификация рисков и установление «категорий риска».

Проект в разделе 2.2 предусматривает «социально значимые риски», которые подразделяются по уровням образования.

При этом степень значимости соответствующих рисков и отнесения их к той или иной «категории риска», предполагающей, как следствие, частоту проведения плановых проверок, не может рассматриваться как однозначная.

В подпункте 2.1.2 «Социально значимые риски в сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования» высокая категория риска присвоена только «недоступному образованию», а «небезопасному образованию» присвоена средняя категория риска. При этом очевидным является то, что жизнь и здоровье обучающихся и работников являются высшей ценностью и риски, связанные с их безопасностью должны быть наиболее значимыми.

Однако в подпункте 2.2.3 «Социально значимые риски в сфере среднего профессионального образования» «небезопасному образованию» присвоена вообще низкая категория риска, предусматривающая проведение плановых проверок 1 раз в 6 лет, в то время как по такой категории риска как «недоступное образование» частота плановых проверок 1 раз в 3 года.

Интересен и тот факт, что в подпункте 2.2.4 «Социально значимые риски в сфере высшего образования» высокой категории риска нет вообще.

При этом следует отметить, что согласно разделу 2.3 «Возможные источники социально значимых рисков» такой социально значимый риск как «недоступное образование» по источникам риска – это:

В то время как такой социально значимый риск как «небезопасное образование» по источникам риска – это, в том числе:

Представляется очевидным не соотносимость данных социально значимых рисков в части отнесениях их к соответствующим категориям.

В перечне социально значимых рисков также предусмотрен такой риск как «неучет мнения и индивидуальных потребностей обучающегося». При этом возникает вопрос о том, почему выделяется именной такой риск? Почему нет риска – «неучет мнения и академических прав педагогических работников»? Если мы говорим о защите прав и законных интересов участников образовательных правоотношений, то ими являются не только обучающееся.

В свою очередь согласно разделу 2.3 «Возможные источники социально значимых рисков» складывается из таких категорий как «неучет мнения и индивидуальных потребностей обучающегося» и «непредоставление обучающимся возможности высказывать мнение и оценки, влиять на осуществление образовательного процесса», а предлагаемым способом выявления последнего предполагаются жалобы граждан.

В этом смысле соответствующие предложения видятся не бесспорными и требуют соответствующей корректировки.

2. Исключение государственного контроля качества как административной процедуры.

В Проекте, с одной стороны, говорится о том, что (стр. 17 п. 2.2) «Некачественное образование − риск, связанный с необеспечением образовательной организацией необходимых условий для получения качественного образования. В рамках образовательного законодательства риск может быть предотвращен или минимизирован в случае соблюдения требований к обеспечению учебниками и учебными пособиями, организации государственной итоговой аттестации, практики, установления количества зачетных единиц; проведения мониторинга качества образовательных программ и оценочных процедур».

Однако понятие «условия для получения качественного образования» никак не определено. Установление формальных оснований, обеспечивающих выполнение данного условия, по сути своей будет является аналогом процедуры государственной аккредитации.

При этом ранее было дано содержательно иное определение (стр. 4-5 Термины и определения): «Федеральный государственный контроль качества образования – деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер».

Содержание определения понятия «федеральный государственный контроль качества образования» в своих значимых элементах отличается от понятия «некачественное образование», поскольку говорит об оценке не «условий для получения образования», а об оценке собственно результатов образования, то есть «содержания и качества подготовки».

Вместе с тем в рамках процедур «регуляторной гильотины» представляется целесообразным полностью отказаться от государственного контроля качества образования в качестве особой государственной административной функции (процедуры), затрагивающей всех участников образовательных правоотношений.

3. Корректировка структуры мониторинга системы образования.

Рассматривая вопросы мониторинга системы образования, необходимо учитывать, какие правовые последствия влекут результаты мониторинга. Если мониторинг системы образования рассматривается как инструмент контроля, по результатам которого могут быть проведены проверочные мероприятия, то представляется целесообразным исключить из схемы мониторинга все пункты, посвященные «независимой оценке качества образования» (п. 2.4.3.1), национальным и международным исследованиям качества образования (п. 2.4.3.2), «Исследования качества среднего профессионального образования, осуществляемые негосударственными агентствами и ассоциациями» (п. 2.4.3.3) и пр. В целом представляется, что описанная в Проекте схема «мониторинга» (п. 2.4.3) не отвечает представленной ранее схеме контролируемых государством рисков в сфере образовательных правоотношений.

4.1. Раздел «Термины и определения»: при характеристике социальных рисков и риск-ориентированного подхода нет единства терминологии: где-то используется только термин «ущерб», где-то «вред, ущерб»; где-то говорится об «охраняемых законом ценностях», где-то об «охраняемых законом ценностях в сфере образования».

4.2. Раздел 1.5 «Способы государственного регулирования»: к способам государственного регулирования относятся способы, реализуемые (помимо органов государственной власти и местного самоуправления) общественными и общественно-профессиональными объединениями. При таком подходе представляется неоднозначным отсутствие в качестве субъектов такой деятельности самих образовательных организаций, имеющих право регламентировать образовательную деятельность посредством локальных нормативных актов.

4.3. Раздел 2.4.1. « Государственный контроль (надзор) в сфере образования»: несмотря на то, что в Проекте говорится об индикаторах риска как конкретных, имеющих количественное выражение сведениях, в данном разделе основания для внеплановых проверок описаны расплывчато, без каких-либо количественных составляющих.

Директор Центра исследований контрольно-надзорной деятельности, доцент кафедры административного и финансового права СПбГУ, к.ю.н. Е.А. Дмитрикова

Профессор кафедры трудового и социального права СПбГУ д.ю.н. Н.И. Дивеева

Первый заместитель по правовым вопросам проректора – руководителя Аппарата ректора СПбГУ А. А. Соловьев

В целях дальнейшего совершенствования деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проводит мониторинг правоприменительной практики части 4 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в период проведения единого государственного экзамена в 2020 году (в основной и дополнительный периоды).

Сбор указанной информации будет осуществляться в информационной системе, обеспечивающей автоматизацию контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях (далее – автоматизированная система сбора отчетности (обязательна для заполнения). Отчетная информация должна быть внесена в указанную систему в соответствии с методическими рекомендациями, представленными в приложении, в срок до 16 сентября 2020 года.

Разъяснения по заполнению форм и техническая поддержка автоматизированной системы сбора отчетности предоставляются по телефонам: 8 (800) 301-34-36 и через единое окно подачи заявок в службу технической поддержки: https://fioko.ru/apply.

Приложение: на 4 л., формы в электронном виде

Рекомендации по заполнению отчетной информации о правоприменительной практике по части 4 статьи 19. 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Отчетная информация о правоприменительной практике по части 4 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в основной и дополнительный периоды проведения единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) (включая резервные дни) представлена в виде 7 таблиц, которые необходимо заполнить.

Таблица 1. Сведения о ППЭ

В таблице 1 указываются сведения о пунктах проведения экзаменов (далее – ППЭ), в которых проводился единый государственный экзамен.

Значение графы 2 должно быть меньше или равно значению графы 1.

Таблица 2. Общие сведения о выявленных нарушениях

В таблице 2 в графах 1-22 указываются сведения о количестве выявленных нарушений пунктов Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказами Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 (в редакции от 11.06.2020) (далее – Порядок проведения ЕГЭ).

В графе 1 “Всего” указывается общее количество выявленных нарушений пунктов Порядка проведения ЕГЭ.

В графах 2-21 вносятся сведения о количестве выявленных нарушений каждого из указанных пунктов Порядка проведения ЕГЭ.

В графе 22 указываются сведения о количестве выявленных нарушений пунктов Порядка проведения ЕГЭ, не указанных в графах 2-21.

Значение графы 1 “Всего” является суммой значений граф 2-22.

Таблица 3. Сведения об иных нарушениях Порядка проведения ЕГЭ

В таблицу включаются сведения об иных нарушениях Порядка проведения ЕГЭ, указанных в графе 22 “Иное” таблицы 2.

В случае выявления более 2-х видов нарушений в таблице 3 добавляются строки, а в графе 1 продолжается их нумерация.

В случае отсутствия указанных нарушений таблица не заполняется.

Сумма всех значений, указанных в графе 4, должно быть равно значению графы 22 таблицы 2.

Таблица 4. Общие сведения о принятых решениях по выявленным нарушениям при проведении ЕГЭ

В таблице 4 представляются сведения о составленных протоколах об административных правонарушениях по части 4 статьи 19.30 КоАП РФ.

В графах 1-3 указывается количество протоколов об административных правонарушениях, составленных в отношении должностных и физических лиц.

В графы 4-9 вносятся сведения о делах, переданных на рассмотрение в суд.

В графы 10-15 вносятся сведения о делах, переданных на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Значение графы 1 “Всего” является суммой значений граф 2 и 3.

Значение графы 1 “Всего” является суммой значений граф 4 и 10.

Значение графы 4 “Всего” является суммой значений граф 5, 7, 8, 9.

Значение графы 10 “Всего” является суммой значений граф 11, 13, 14, 15.

Значение графы 6 “Сумма” не должно быть меньше произведения графы 5 “Количество” и 3 тыс. руб., а также не должно превышать произведения графы 5 “Количество” и 40 тыс. руб.

Значение графы 12 “Сумма” не должно быть меньше произведения графы 11 “Количество” и 3 тыс. руб., а также не должно превышать произведения графы 11 “Количество” и 40 тыс. руб.

Таблица 5. Перечень иных случаев правоприменительной практики

В таблицу включаются сведения о делах, переданных на рассмотрение в суд и в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, указанных в графах 9 и 15 таблицы 4.

При наличии более 2-х случаев правоприменительной практики в таблице добавляются строки, а в графе 1 продолжается их нумерация.

В случае отсутствия указанных случаев правоприменительной практики таблица не заполняется.

Сумма всех значений, указанных в графе 3, должна быть равна значению графы 9 таблицы 4.

Сумма всех значений, указанных в графе 4, должна быть равна значению графы 15 таблицы 4.

Таблица 6. Выявленные нарушения по пункту 65 Порядка проведения ГИА

В таблицу 6 включаются сведения о нарушениях пункта 65 Порядка проведения ГИА.

В графах 1-3 указывается общее количество составленных протоколов об административных правонарушениях, составленных в связи с выявлением нарушений пункта 65 Порядка проведения ГИА.

В графах 4-36 включаются сведения о количестве выявленных нарушений пункта 65 Порядка проведения ГИА, явившихся основанием для составления протоколов об административных правонарушениях.

Значение графы 1 является суммой значений граф 2 и 3.

Значение графы 1 должно быть меньше или равно значению графы 4.

Значение графы 2 должно быть меньше или равно значению графы 5.

Значение графы 3 должно быть меньше или равно значению графы 6.

Значение графы 4 является суммой значений граф 5 и 6.

Значение графы 4 является суммой значений граф 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34.

Значение графы 5 является суммой значений граф 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35.

Значение графы 6 является суммой значений граф 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 33, 36.

Значение графы 7 является суммой значений граф 8 и 9.

Значение графы 10 является суммой значений граф 11 и 12.

Значение графы 13 является суммой значений граф 14 и 15.

Значение графы 16 является суммой значений граф 17 и 18.

Значение графы 19 является суммой значений граф 20 и 21.

Значение графы 22 является суммой значений граф 23 и 24.

Значение графы 25 является суммой значений граф 26 и 27.

Значение графы 28 является суммой значений граф 29 и 30.

Значение графы 31 является суммой значений граф 32 и 33.

Значение графы 34 является суммой значений граф 35 и 36.

Таблица 7. Перечень иных нарушений пункта 65 Порядка проведения ГИА

В таблицу включаются сведения об иных нарушениях, указанных в строке 2.10 Таблицы 6.

В случае выявления более 2-х видов нарушений в таблице добавляются строки, а в графе 1 продолжается их нумерация.

Сумма всех значений, указанных в графе 3, должна быть равна значению, представленному в строке 2.10 графы 3 таблицы 6.

Сумма всех значений, указанных в графе 4, должна быть равна значению, представленному в строке 2.10 графы 4 таблицы 6.

Сумма всех значений, указанных в графе 5, должна быть равна значению, представленному в строке 2.10 графы 5 таблицы 6.

Сведения о ППЭ (Таблица 1)

Рособрнадзор проводит мониторинг правоприменительной практики по выявлению нарушений порядка проведения ЕГЭ в 2020 г. Разъяснен порядок сбора информации. Ее нужно представить до 16 сентября 2020 г.

Обзор документа

Умышленное искажение результатов ГИА и олимпиад школьников, нарушение порядка проведения ГИА влечет административные штрафы.

Рособрнадзор проводит мониторинг правоприменительной практики в период проведения ГИА по программам среднего общего образования в форме ЕГЭ и ГВЭ в 2021 г.

Отчетная информация должна быть внесена в автоматизированную систему сбора отчетности до 20 сентября 2021 г.