МИХАЙЛОВСКИЙ СЕМЕН ИЛЬИЧ И МИХАЙЛОВСКИЙ СЕМЕН ИЛЬИЧ

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 апреля 2021 года; проверки требуют 15 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Михайловский.

Семён Ильи́ч Михайло́вский (род. 12 марта 1961, Ленинград) — российский искусствовед, историк архитектуры, куратор, академик Российской академии художеств (2017), ректор Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина (с марта 2010). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2019).

МИХАЙЛОВСКИЙ Семен Ильич


МИХАЙЛОВСКИЙ СЕМЕН ИЛЬИЧ И МИХАЙЛОВСКИЙ СЕМЕН ИЛЬИЧ

Искусствовед, историк архитектуры, куратор
Родился 12 марта 1961 года в Ленинграде. Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Член-корреспондент (2007г.), академик Российской академии художеств (Отделение искусствознания и художественной критики, 2017г.).

Образование: Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, факультет теории и истории искусств (1984г.); аспирантура факультета архитектуры (1987г.).

Выставочная деятельность: о

рганизатор и куратор выставок в России, КНР, США, Италии, Испании, Финляндии, Швеции, Тайване; комиссар Павильона России на Венецианской биеннале (2014 и  2016гг.).

Государственные и общественные награды: почетная грамота Министерства юстиции РФ (2011г.); почетная грамота Митрополита Санкт-Петербургского Владимира (2013г.); благодарность Российской академии художеств (2013г.); высшая ведомственная награда МЮ РФ (Медаль Анатолия Кони, 2013г.); благодарность Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ(2014г.); Орден Звезды Италии (2015г.); Лауреат Премии Правительства РФ (2017).

Возврат к списку

версия для печати


МИХАЙЛОВСКИЙ СЕМЕН ИЛЬИЧ И МИХАЙЛОВСКИЙ СЕМЕН ИЛЬИЧ

МИХАЙЛОВСКИЙ СЕМЕН ИЛЬИЧ И МИХАЙЛОВСКИЙ СЕМЕН ИЛЬИЧ

В марте вы стали ректором. Поделитесь своими планами.

Избегая радикальных изменений, придать системе академического художественного образования большую осмысленность, отформатировать учебные программы, но главное – повысить общий культурный уровень. Еще провести ряд выставок, например академической школы живописи и рисунка в Русском музее. Мне важно привлечь к школе внимание не только артсообщества, но и широкой аудитории любителей искусства. Также планируем конференцию «Академия художеств в Эрмитаже», поскольку на протяжении веков мы очень тесно связаны: кроме того, что в фондах музея находятся произведения учеников академии, его хранителями работали многие наши профессора – живописцы, граверы. Как с вашим приходом изменятся учебные программы?

Студент должен не только владеть ремеслом, но и иметь представление о том, что происходило и происходит в мировом искусстве. Островное положение, самоизоляция непродуктивны. Нам нужно найти цивилизованные формы общения с миром. В академии должны учить видеть, думать, решать сложные задачи. С другой стороны, если мы отойдем от академических основ, то утратим наш особый статус, превратимся в лучшем случае в среднеевропейскую школу свободных искусств. Хотя бы потому, что у нас пока нет условий для создания полноценной школы современного искусства и все отчаянные попытки омоложения не приведут к значимым результатам. Я не сторонник радикальных мер. Надо действовать осторожно, но уверенно, создать институт с чувством собственного достоинства. Я избран на пять лет, так что время реформировать систему без ощутимых потерь у меня есть.

Стать ректором Академии художеств всегда было вашей мечтой?

Мечтать стать космонавтом – это мне понятно, а вот ректором – было бы странно. Даже не знаю, кем я хотел стать, хотя всегда был близок к искусству. Помню, в детстве выпускал рисованный журнал некоего вымышленного государства, у меня имелась даже его карта. Были король и королева, работал кабинет министров, мы создали театр марионеток, сценарии для которого сочиняла моя мама, детский писатель.

У вас есть любимые места в Петербурге?

Я вырос в доме, который выходит окнами на Пять углов, и навсегда запомнил, как ранним утром по потолку тянулись причудливые тени от усов троллейбуса. С этим местом связаны сладкие воспоминания моего детства. Поэтому, когда я покупал квартиру и мне предложили Пять углов, я немедленно согласился. А вы, наверное, думали, я скажу, что люблю Дворцовую площадь, Невский проспект? Для меня ценны не архитектурные ансамбли, а ощущения, связанные с тем или иным местом. Вообще, я в равной степени и петербуржец, и москвич. Сначала в Москву переехали мои дед и бабушка, потом мама с отчимом, потом жена с дочкой. Им там хорошо, ну и слава богу. Петербург – замечательный город, но это не повод считать его жителей людьми исключительных качеств. И в плане художественной активности наш город довольно аморфный. Статус культурной столицы до сих пор поддерживается Эрмитажем, Русским музеем, Мариинским театром и потрясающей архитектурой, которая, заметим, создана не нами и даже не нашими отцами.

Чем вы занимаетесь для души?

Мне нравится путешествовать, быть в дороге. Я люблю промежуточное состояние: уже не здесь, еще не там. Мне хорошо в автомобиле, самолете, поезде, еще лучше в аэропорту. Я обожаю вокзалы, где постоянно кто-то приезжает, отъезжает, – там сосредоточено столько чувств. Я ценю это ощущение ожидания. Очень хорошо себя чувствую в Венеции, где был бесконечное число раз и все равно стремлюсь туда вернуться. Самое восхитительное – это когда ты еще не попал в сам город, но уже приближаешься на катере к лагуне.

У нас сложился образ профессора как человека, уделяющего мало внимания своему внешнему виду, а вы, можно сказать, франт.

Я считаю, что прилично выглядеть нужно всегда. Внешний облик говорит о том, насколько уважительно человек относится к окружающим. Другое дело, что ты должен быть одет уместно и по возможности естественно. Помню, как на вручение Притцкеровской премии в Эрмитаже все пришли в смокингах и бабочках, взятых напрокат. Выглядели как пингвины. Это было очень смешно. Я, конечно, понимаю – блэк тай, но не стоит заигрываться. Чем планируете заниматься помимо ректорства?

Мне очень хочется написать какой-нибудь труд. Не знаю, найдется ли сейчас время, может, только через пять лет. Я все время читал лекции по советской архитектуре и хотел бы сделать о ней книгу. Отдать рукопись в типографию, получить тираж, вдохнуть запах бумаги и типографской краски. Потому что пока сказано много, а написано мало. Вот и сейчас, смотрите, сколько времени мы тратим на слова.

«Петербург может прожить и без современного искусства»


МИХАЙЛОВСКИЙ СЕМЕН ИЛЬИЧ И МИХАЙЛОВСКИЙ СЕМЕН ИЛЬИЧ

4 февраля в рамках премии «Петербург будущего» журнала «Собака.ru» в ЦВЗ «Манеж» прошел паблик-ток самого известного каллиграфа страны Покраса Лампаса и ректора Академии художеств, комиссара павильона России на Венецианской биеннале Семена Михайловского на тему «Как встроить современное искусство в Петербург и как встроить Петербург в современное искусство». Мы записали самые интересные цитаты.


МИХАЙЛОВСКИЙ СЕМЕН ИЛЬИЧ И МИХАЙЛОВСКИЙ СЕМЕН ИЛЬИЧ

О сочетании современного и академического искусства

Семен Михайловский: Я считаю, что одно не противоречит другому, нельзя сказать: вот этот человек академический, а этот современный. Люди могут свободно перемещаться из одной темы в другую, из одного сюжета в другой.

Когда мы делали выставку «Христос в темнице», то хотели, чтобы она была чувственной, чтобы в ней были переживания. И нам понадобились более современные, понятные инструменты. Но не было так: «Давай сделаем выставку просто современной!» Когда люди выпячивают современность, они либо очень старые и им хочется быть молодыми, либо они хотят дистанцироваться от классического, устоявшегося и быть продвинутыми. Но любое соединение должно быть естественно и происходить по согласию сторон.

О художественном образовании

Семен Михайловский: У нас в Академии художеств тоже есть инструменты: кисточки, карандаши, циркули, линейки, компьютеры, они очень помогают художникам. Что касается продвижения – мы этим не увлекаемся. Это бы заняло очень много времени, и мы плохо представляем, что здесь нужно, я не понимаю, что значит продвигать.

Я не сторонник революции в системе образования. В Академии необходимо людям создать обстановку, атмосферу и чуть-чуть внедрять одно, второе, третье. Здесь нельзя совершать резкие необдуманные действия. Если ты талантливый человек, ты просуществуешь в любой системе. Если ты рассоришься со всеми, что ты в конце получишь?

Покрас Лампас: Когда я учился на рекламе, я ушел с последнего курса, когда понял, что мне быстрее развиваться самому. Все, что связано с новыми медиа и новой средой интернета – это скорее про то, как ты мыслишь, как коммуницируешь, как взаимодействуешь. И этому не всегда нужно у кого-то учиться. Система образования отстает от трендов, даже те функции, которыми мы пользуемся, появляются так быстро, что традиционная среда не успевает к ним приспосабливаться.

О том, как сейчас стать художником

Покрас Лампас: Когда я решил стать художником, что я начал делать в первую очередь? Я увидел, что та часть искусства, которой я интересовался – граффити, пост-граффити, стрит-арт – в России очень медленно развивается. И я стал ездить в Европу и отсматривать, как там художники взаимодействуют с галереями, как выставки рекламируются в печатных и интернет-медиа, как выстраивается ценовая политика и под влиянием чего она меняется. На основе этих данных я принимал взвешенные решения: как я буду продавать свои работы, как буду действовать.

Семен Михайловский: Да, все абсолютно правильно. Мы шли сюда, я думал, что я буду прагматиком, все буду бубнить, а собеседник будет романтиком. А тут я сижу как ученик на уроке.


МИХАЙЛОВСКИЙ СЕМЕН ИЛЬИЧ И МИХАЙЛОВСКИЙ СЕМЕН ИЛЬИЧ

О новых инструментах в искусстве

Покрас Лампас: С новыми поколениями приходит новые инструменты. Сейчас есть новая среда, в которой можно очень круто высказаться. Поэтому сейчас даже уличные проекты завязаны на том, как медиа это подхватят. Бэнкси взлетел на этом – не потому что он сделал что-то невероятное, а потому что его работы срезонировали. Недавно продали полотно, написанное нейросетью, за 400 000. Это живописный портрет, написанный искусственным интеллектом. И там уже началась война: кто придумал этот код, из каких источников он взят.

Семен Михайловский: Для меня вершиной всегда были Бельгийцы в Антверпене, где до сих пор рисуют от руки, я приходил к ним – они занимаются тканями, изучают национальный костюм. В Антверпене очень традиционная школа. У них были возможности, связанные с текстильной промышленностью, но они работают по-старому.

О консервативности петербургской Академии

Семен Михайловский: К нам приезжают изучать ремесло, мы это сохраняем и этим отличаемся от других. Хотя есть Флорентийская, Американская академии – они даже более последовательно классические, чем мы, потому что у нас были 1980-е годы модернизма. Я считаю, что каждая академия должна иметь свое лицо.

О коммерциализации искусства

Покрас Лампас: Любой художник зависит от денег. Конечно, можно и просто делать прекрасные фигурки, но если мы хотим говорить об успешном художнике, который делает что-то сам, то здесь два варианта: либо тебе кто-то сверху дает деньги, либо ты их зарабатываешь. Если ты хочешь что-то сказать, нужно сделать так, чтобы твой голос имел вес, потому что приходят за тобой, а не за твоими руками. Ты же не ремесленник, ты творец. При этом коммерческая история – это история про широкую аудиторию, таким образом мы можем говорить про важные вещи.

Семен Михайловский: Мы гоняемся за широкой аудиторией, в мне кажется, что не нужно к ней стремиться, нужно стараться найти понимание и говорить с человеком, который заинтересован, придти к тихой речи. Самые великие вещи говорятся шепотом. Широкая аудитория – это инфекция.

О бренде Петербурга

Покрас Лампас: Не надо бояться широкой аудитории. Когда мы говорим о звездах в искусстве, например, Малевиче, мы говорим о туристическом облике страны и города. Громкие выставки нужны, чтобы Петербург функционировал, музеи развивались и аудитория росла.

При этом, если мы инвестируем только в зарубежных звезд, привозя их работы к нам, это гораздо хуже для истории нашего искусство, потому что нам нужно растить своих художников, вкладываться в них. Чтобы их потом везли на Запад – это успешная стратегия для всех: и для художника, и для страны, и для куратора.

Семен Михайловский: Петербург – это город-музей, здесь старое искусство. Я люблю все эти классические вещи. Но я не вижу здесь конфликта – у нас может появиться какое-то современное искусство.

Но Петербург может прожить и без него, он такой благополучный, что все проекты здесь застопорились. Новая сцена Мариинского театра, башня «Газпрома» – все эти попытки коллабораций ничего не дали. Должны быть обстоятельства, а их сейчас в Петербурге нет – слабые галереи, нет коллекционеров. Но из-за этого не нужно переживать. Нет и нет. Зато снежок идет, набережные красивые. Замечательный город.

Покрас Лампас: Я в Петербург переехал, потому что здесь никто не переживает. Мне он по настроению очень нравится, но выходит такая тенденция, что здесь я пишу полотна, и они уезжают за границу. У меня нет полотен в Петербурге вообще. Я считаю, что это надо поменять. Когда мы строим комьюнити, мы должны в него вкладывать важные для нас ценности. Хочется не просто брать, но и отдавать. У Петербурга огромный потенциал, здесь много талантливых дизайнеров, художников. Пусть в контексте огромного исторического пласта наш вклад будет небольшим, но все же стоит озвучить, что мы хотим влиять на город.

Почему в Петербурге нет музея современного искусства

Семен Михайловский: Есть сильное сопротивление, сквозь тернии все доходит до нас, невероятными усилиями. Не было возможности, не сложились обстоятельства. Зато есть «Манеж», где люди могут реализовать свой проект. Есть «Музей современного петербургского искусства». Вопрос не в месте, а в том, чем его наполнять. Музей современного искусства создается огромными усилиями, для этого нужна невероятная синергия и амбиции.

Покрас Лампас: Я согласен с Семеном Ильичом, наполнять пока действительно нечем. Я говорю о точечных инструментах, которые помогут молодым художникам вырасти и дадут им возможность создавать полотна. Нет смысла создавать музей, просто чтобы он был. У нас есть сильные музеи с именами, которые берут на себя поток людей, интересующихся искусством. Просто куда-то рядом, вокруг можно встраивать площадки и экспериментировать. Опять же «Манеж» – идеальный пример того, как это развивается. И тут важный момент: я бы не недооценивал важность молодого современного искусства – потом оно станет не хуже, чем классика. Важно это растить, поддерживать.

Семен Михайловский: Я согласен, в городе много талантливых людей. Надо обратить на них внимание и как-то поддержать. В этом отчасти моя миссия – в меру своих возможностей их показываем в Венеции или «Манеже».

Российский искусствовед. Историк архитектуры. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. Ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина. Академик Российской академии художеств.

Семен Михайловский родился 12 марта 1961 года в городе Санкт-Петербург. После окончания школы, до 1984 года учился на факультете теории и истории искусств Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина по специальности «искусствовед». Через пять лет успешно окончил аспирантуру кафедры истории и теории архитектуры Института имени Ильи Репина, после чего занял должность доцента кафедры теории и истории архитектуры.

Семен Ильич в 2000 году выступал сокуратором выставки «Руины Рая» в Павильоне России на «Венецианской биеннале». Дважды избирался проректором по внешним связям Института имени Ильи Репина. В 2005 году стал Советником Фонда Соломона Гуггенхайма. В 2009 году Семен Михайловский избран ректором Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина.

В 2013 году реализовал первую часть проекта «Петербургская академическая школа: от Репина до наших дней» – «Советский неореализм. С 1953 по 1968 года», в 2014 году вторую часть «После войны. С 1945 по 1956 года». В этом же году стал комиссаром павильона России на биеннале в итальянском городе Венеция выставки «Fair Enough», удостоенной премии «Special Mention».

Семен Михайловский является куратором, сокуратором, организатором выставок российского искусства в городах Стокгольм, Венеция, Тайпей, Майями, Шанхай, Гуанчжоу, Равенна, Болонье, Рим. Член Президиума Совета при Президенте России по культуре и искусству, Совета по культуре при Губернаторе города Санкт-Петербург и Президиума Российской академии художеств.

Семен Ильич удостоен званий «Почетный профессор Московского архитектурного института», «Профессор Академии художеств Гуанчжоу».

Указом Президента России Владимира Путина от 17 июля 2019 года, за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность Семен Ильич Михайловский удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.

Приказом министерства культуры России от 11 ноября 2019 года Семен Михайловский покинул пост комиссара павильона Российской Федерации на Венецианской биеннале. Данная должность перешла к директору фонда современного искусства V-A-C Терезе Иароччи Мавике.

Награды Семена Михайловского

Почетная грамота Министерство юстиции Российской Федерации (2011 год)

Медаль Анатолия Кони (2013 год)

Почетная грамота Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского (2013 год)

Благодарность Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ (2014 год)

Кавалер ордена Звезды Италии (2015 год, Италия)

Honoris Causa Туринской Академии Художеств (2016 год)

Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2017 год)

Почетная грамота Министерства иностранных дел Японии (2018 год)

Медаль МВД России «За вклад в укрепление правопорядка» (2018 год)

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (17 июля 2019 года) – за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность

Общественная Деятельность Семена Михайловского

Член Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга

Член Совета по вопросам градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге при Правительстве Санкт-Петербурга и Президиума Российской академии художеств.

Посол Международного культурного проекта «Русские сезоны» под эгидой Правительства РФ

Почетный профессор Центральной академии изящных искусств в Пекине

Почетный профессор Римской академии изящных искусств

Председатель Попечительского совета ЦВЗ «Манеж» в Санкт-Петербурге.

Член Оргкомитета Санкт-Петербургского международного культурного форума (руководитель секции «Изобразительное искусство»).

Член Общественного совета при Главном следственном управлении Следственного комитета РФ по городу Санкт-Петербургу.

Действительный член Российской академии художеств.

Семья Семена Михайловского

Жена – Ольга Ильинична. Дочь – Мария.

Связанные новости и события

Дата рождения: 12 марта 1961 года (62 года)

Семен Михайловский

12.03.1961, Ленинград

Искусствовед. Историк архитектуры. Куратор

В 1984 окончил с отличием факультет теории и истории искусств и в 1987 аспирантуру факультета архитектуры Института имени И. Е. Репина. С 2005 -проректор по внешним связям. С 2009 -ректор. Доцент кафедры теории и истории архитектуры.

Действительный член Российской академии художеств (2017). Почётный профессор Московского архитектурного института. Профессор Академии художеств Гуанчжоу. H ONORIS CAUSA Туринской Академии художеств (2016).

Организатор и куратор выставок в России, КНР, США, Италии, Испании, Финляндии, Швеции, Тайване. В 2014 и с 2016  комиссар Павильона России на Венецианской биеннале.

Член Президиума Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Председатель Попечительского совета “ЦВЗ Манеж” в Санкт-Петербурге. Председатель Экспертного совета 7 Московской международной биеннале современного искусства. Член Оргкомитета Санкт-Петербургского международного культурного форума (руководитель секции “изобразительное искусство”). Член Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга. Член Общественного совета при Главном следственном управлении Следственного комитета РФ по городу Санкт-Петербургу.

Лауреат Премии Правительства РФ (2017).

Орден Звезды Италии (ORDINE DELLA STELLA D’ITALIA), 2015. Высшая ведомственная награда МЮ РФ (Медаль Анатолия Кони), 2013.

Благодарность Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, (2014). Почетная грамота Министерства юстиции РФ (2011). Почетная грамота Митрополита Санкт-Петербургского Владимира (2013). Благодарность Российской академии художеств (2013).

Заслуженный деятель искусств РФ (2019)

Преподавательский состав


МИХАЙЛОВСКИЙ СЕМЕН ИЛЬИЧ И МИХАЙЛОВСКИЙ СЕМЕН ИЛЬИЧ

Руководство

В 1984 году окончил с отличием Институт имени И. Е. Репина (факультет теории и истории искусств), квалификация «искусствовед»; в 1989 году — аспирантуру кафедры истории и теории архитектуры (факультет архитектуры). Доцент кафедры истории и теории архитектуры.

Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, Совета по вопросам градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге при
Правительстве Санкт-Петербурга и Президиума Российской академии художеств.

Почетный профессор Московского архитектурного института

Член Совета по культуре и искусству при Губернаторе Санкт-Петербурга (2022 год)

В 2002—2004, 2006—2009 годах — проректор по внешним связям Института имени И. Е. Репина. В 2005 году — советник Фонда Соломона Р. Гуггенхайма (Нью Йорк).

Куратор, сокуратор, организатор выставок российского искусства в Стокгольме (Академия художеств), Венеции (Павильон России на Венецианской биеннале), Тайпее (Тайвань), Майями (в рамках Art Basel Miami Beach), Шанхае, Гуанчжоу (Академия художеств), Равенне (Пинакотека), Болонье (Академия художеств), Риме (Академия художеств), Урбино (Дом Рафаэля), Мадриде (Академия художеств), Сеуле (Дом Литературы).

В 2000 году был сокуратором выставки «Руины Рая» в Павильоне России на Венецианской биеннале (Звезда Золотого Льва за лучшие фотографии).

В 2014 году был комиссаром Павильона России на биеннале в Венеции (выставка «Fair Enough» удостоена Special Mention).

В 2013 году реализовал первую часть проекта «Петербургская академическая школа: от Репина до наших дней» — «Советский неореализм. 1953—1968» (Санкт-Петербург, Москва, Турку), а в 2014 году вторую часть — «После войны. 1945—1956».

С 2015 по 2019 год — Комиссар Павильона России на Венецианской биеннале.