ЛИЦЕНЗИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Примерный порядок действий

для получения лицензии на ведение образовательной деятельности

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

Для осуществления образовательной деятельности медицинской организации необходимо получить лицензию на образовательную деятельность, для чего:

1. Внести изменения в Устав организации (раздел Виды деятельности), прописав в нем возможность занятия образовательной деятельностью, воспитательной деятельностью, образовательно-воспитательной работы с детьми, находящимися на санаторно-курортном лечении (лечении) согласно возрастной программе (в зависимости от специфики деятельности учреждения и типа программы).

Данные изменения согласовываются с Минземимущества РБ и утверждаются Минздравом РБ, их также необходимо зарегистрировать в налоговом органе (для учреждений г. Уфа: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №39 по РБ, г. Уфа, ул. Красина, д. 52). Таким образом, после внесения изменений в Едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться сведения об осуществлении образовательной деятельности в разделе «Сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности: Сведения о дополнительных видах деятельности».

Некоторые коды ОКВЭД в зависимости от специфики учреждения (типа используемой образовательной программы), содержатся в «ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.:

80.10.2 Начальное общее образование (у санатория «Толпар»)

80.10.3   Дополнительное образование детей (у санатория «Радуга»)

80.21.1   Основное общее образование (у санатория «Толпар»)

80.4 Образование для взрослых и прочие виды образования (у санатория «Радуга»)

80.42 Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки (у санатория «Радуга»)

2. Необходимо разработать простейшую образовательную программу (к примеру, основного, начального общего образования либо дополнительного образования, в зависимости от специфики учреждения) минимальной продолжительностью 5 часов. Программа обсуждается на педагогическом (медицинском) совете, утверждается руководителем организации.

3. Выделить помещение с необходимыми оборудованием и инвентарем (учебный класс). В случае необходимости и при финансовых затратах составить смету.

4. Получить заключения в ГУ МЧС России по РБ (г. Уфа, ул. 8 Марта, д. 12/1) и Управлении Роспотребнадзора по РБ (г. Уфа, ул. Р. Зорге, д. 58) (возможно также показать уже имеющиеся заключения для получения одобрения в рамках процедуры лицензирования). Услуги предоставляются бесплатно.

5. Далее необходимо подать в Обрнадзор РБ (г. Уфа, ул. Цюрупы, д. 100/102) заявление и документы по списку.

необходимых документов для подачи в лицензирующий орган

Заявление о предоставлении лицензии

Копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ (представляются заверенными в нотариальном порядке или с предъявлением оригинала)

Справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам

Копии документов, подтверждающих наличие условий для питания                            и охраны здоровья обучающихся, а для образовательной организации – сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников (представляются засвидетельствованными

Копия заключений о соответствии требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических правил

Справка о наличии разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ

Справка о наличии специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (при наличии таких обучающихся)

Копия положения о филиале (представляются засвидетельствованными                        в нотариальном порядке или с предъявлением оригинала)

Копия положения о структурном подразделении (в случае если в качестве соискателя лицензии выступает организация, осуществляющая обучение, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ) (представляются засвидетельствованными в нотариальном порядке или с предъявлением оригинала)

Доверенность организации (если документы сдает уполномоченное лицо организации)

Документ об оплате государственной пошлины (7500 руб.)

БИК 048073001 Отделение – НБ Республика Башкортостан

Код бюджетной классификации 87610807082011000110

Кроме того, необходимо заполнить справку о педагогических и научных работниках.

Все документы подписываются руководителем организации.

Обращаем внимание, что теперь допускается наличие педагогических работников как в штате лицензиата, так и привлечение их на ином законном основании.

К сведению: для получения лицензии соискателю более не нужно представлять копии учредительных документов.

Информация с официального сайта Обрнадзора РБ о предоставлении государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности

Перечень необходимых документов для скачивания в электронном виде

Подготовлен специалистами Рескома профсоюза

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

от 28 ноября 2019 г. N 02-194

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон об образовании) установлено, что обучение детей, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации (далее – обучающиеся, находящиеся на длительном лечении), может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

При этом порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, уполномоченному органу государственной власти необходимо разработать соответствующий нормативный правовой акт.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” с учетом особенностей, установленных Федеральным законом об образовании.

Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии и лицензиату при реализации образовательной деятельности, установлены Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966.

Специфика осуществления образовательной деятельности в условиях медицинских организаций не позволяет в полном объеме выполнять отдельные лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии или лицензиату на осуществление образовательной деятельности, поскольку такие организации созданы для выполнения других задач (основной вид деятельности – медицинская деятельность). При этом при получении обучающимся, находящимся на длительном лечении, образования на дому лицензионные требования к жилой площади, на которой проживает ребенок, не предъявляются и, соответственно, жилой объект лицензированию не подлежит.

В этой связи Рособрнадзор считает возможным рассматривать обучающихся, находящихся на длительном лечении и получающих образование в медицинских организациях, как обучающихся, получающих образование на дому.

При осуществлении образовательной деятельности в условиях медицинских организаций обучающиеся прикрепляются к образовательной организации, которая организует их обучение в медицинской организации. Обучение осуществляется по индивидуальным учебным планам в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Индивидуальные учебные планы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Часть учебных предметов может быть освоена с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

В целях оказания методической поддержки специалистам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителям образовательных и медицинских организаций, педагогам, специалистам психолого-педагогического профиля, социальным работникам и родителям при организации образовательной деятельности обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, разработаны Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации (утверждены Минздравом России 17 октября 2019 г., Минпросвещения России 14 октября 2019 г.).

Популярные статьи и материалы

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

от 17 апреля 2015 г. N 01и-623/15

МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”) является лицензируемым видом деятельности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” лицензированию подлежит не только медицинская деятельность, осуществляемая юридическими лицами в качестве основного вида деятельности, но и медицинская деятельность юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы, осуществляемая наряду с основной (уставной) деятельностью.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ) охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 N 822н “Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях” утверждено Положение об отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. Положение содержит рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” Росздравнадзор осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по лицензированию медицинской деятельности медицинских организаций с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений и о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

При этом пунктом 11 статьи 2 названного Федерального закона установлено, что медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в установленном порядке. Положения упомянутого Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.

В рамках исполнения национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 (IV. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни), Росздравнадзором разработан и осуществляется с 01.07.2014 мониторинг состояния лицензирования медицинской деятельности в образовательных учреждениях. Контроль за проведением указанного мониторинга возложен на территориальные органы Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации.

Органам управления в сфере образования в субъектах Российской Федерации рекомендовано принять меры к исполнению ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” и ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Территориальные органы Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации в соответствии с п. 7.1.2.1 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.12.2012 N 1040н, уполномочены осуществлять государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности посредством проведения проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, прав граждан в сфере здравоохранения.

В адрес руководителей субъектов Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах Росздравнадзором направлены письма с анализом ситуации в образовательных учреждениях по вопросу лицензирования медицинской деятельности в медицинских кабинетах школ и детских садов в целях принятия необходимых мер для решения указанной проблемы.

Благодаря совместной деятельности территориальных органов Росздравнадзора с органами управления здравоохранения и образования субъектов Российской Федерации удалось добиться приведения медицинских кабинетов образовательных учреждений в соответствие с лицензионными требованиями и значительного роста количества полученных лицензий на осуществление медицинской деятельности (далее – лицензии) в образовательных учреждениях.

По данным органов управления образования и здравоохранения в субъектах Российской Федерации, предоставленным в рамках мониторинга, на 01.01.2015 общее количество образовательных учреждений в Российской Федерации составляет 145 965, в том числе 72 981 дошкольное образовательное учреждение и 72 984 общеобразовательных учреждения, из них имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности 60% (88 003) образовательных учреждений. Из них в 29.3% случаев (26 204 учреждения) лицензии предоставлены непосредственно образовательным учреждениям, в большинстве случаев – в 70.2% (61 799) учреждений – медицинским организациям для осуществления медицинской деятельности в медицинских кабинетах по месту нахождения образовательных учреждений.

В ряде субъектов Российской Федерации приняты законодательные меры регулирования взаимодействия заинтересованных ведомств в процессе лицензирования указанной деятельности. Так, Парламентом Кабардино-Балкарской Республики принято решение об обеспечении совместной деятельности Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики с администрациями муниципальных образований по передаче штатных единиц медицинских работников образовательных учреждений учреждениям здравоохранения Республики, оснащению медицинских кабинетов образовательных учреждений в соответствии с требованиями и передаче их на праве безвозмездного пользования медицинским учреждениям. Обязанности по лицензированию медицинских кабинетов образовательных учреждений возложены на медицинские учреждения.

Департаментом образования города Москвы и Департаментом здравоохранения города Москвы издан совместный приказ от 08.07.2014 N 506/623 “О передаче функций медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, в медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы”.

о наличии лицензий на осуществление медицинской

Как видно из представленной таблицы, наибольшее количество лицензий получено образовательными учреждениями Центрального федерального округа – 27 279, что составляет 90.1% от общего количества медицинских учреждений округа. Наибольшее количество образовательных учреждений зарегистрировано в Приволжском округе, однако соответствие условий осуществления медицинской деятельности лицензионным требованиям установлено и подтверждено предоставлением лицензии только в 55.7% учреждений округа.

Крайне низкий процент лицензирования, согласно предоставленным данным, в Северо-Кавказском федеральном округе – 12.8% учреждений получили лицензии. В Крымском федеральном округе – ни одно из 2 498 образовательных учреждений не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Среди субъектов Российской Федерации наибольшее количество медицинских кабинетов признано соответствующими лицензионным требованиям в образовательных учреждениях Московской области: лицензии предоставлены 5 729 учреждениям из 6 537 (87.6%), при этом все медицинские кабинеты образовательных учреждений переданы в пользование медицинским организациям.

Получили лицензии на осуществление медицинской деятельности все образовательные учреждения Ростовской области: лицензии предоставлены 4 816 учреждениям, в том числе 144 лицензии предоставлены непосредственно образовательным учреждениям, 4 672 лицензии – медицинским учреждениям по адресу образовательных учреждений; в Новгородской области – всеми 253 функционирующими образовательными учреждениями получены лицензии, в том числе в 144 учреждениях – непосредственно образовательными учреждениями, в 109 учреждениях деятельность осуществляется на основании лицензий, полученных медицинскими организациями.

Наиболее высокий удельный вес учреждений, получивших лицензии от общего количества образовательных учреждений субъекта, регистрируется в Архангельской области – 99.6% (1 095 из 1 099 учреждений), в Республике Коми – 99% (1 535 из 1 552), в Амурской области – 98.3% (1 162 из 1 182), в Ульяновской области – 98% (856 из 874).

Наиболее активно осуществляется лицензирование в дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ) – лицензии предоставлены на осуществление медицинской деятельности почти 70% (50 391) учреждений, в том числе в 41% случаев (20 769) – лицензии предоставлены непосредственно ДОУ, в 59% случаев лицензии предоставлены медицинским организациям для осуществления медицинской деятельности в медицинских кабинетах ДОУ.

Среди общеобразовательных учреждений лицензии получены на осуществление медицинской деятельности в 37 612 медицинских кабинетах (51.5%).

Основными причинами отсутствия лицензии у образовательных учреждений являются: несоответствие медицинских кабинетов санитарно-эпидемиологическим требованиям, неукомплектованность штатов медицинских работников.

В целом ряде субъектов Российской Федерации в настоящее время осуществляется реорганизация сети образовательных учреждений в форме присоединения, что влечет необходимость переоформления предоставленных лицензий.