КТО ВЫДАЕТ АККРЕДИТАЦИЮ ВУЗАМ

Что такое аккредитация учебных заведений? Нужна ли аккредитация для ДПО

Источник фото gpointstudio/freepik

В новостях часто мелькают заголовки о том, что то или иное образовательное учреждение лишилось аккредитации. Что это означает? Нужна ли аккредитация учреждению дополнительного образования (ДПО) и как проверить, есть ли у него лицензия? Если вы планируете поступать куда-либо, эта информация может вам пригодиться.

Что такое Реестр образовательных учреждений?


КТО ВЫДАЕТ АККРЕДИТАЦИЮ ВУЗАМ

Designed by rawpixel-com/Freepik

Это перечень образовательных организаций, подтвердивших свое соответствие стандартам образовательной деятельности и получивших соответствующую лицензию.

Он формируется на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Данные об учреждениях, внесенных в реестр, представлены на сайте Рособнадзора.

Общая информация

Обучение специалистов строго регламентируется законодательными актами. Основной закон профессионального образования — 273-ФЗ, в котором указаны главные требования к условиям обучения. Однако, это не единственный регламент, который необходимо учитывать при получении образования.

Многие центры ДПО пренебрегают образовательными стандартами в угоду быстрой прибыли. Специалистам это вредит больше, чем учебному центру. Причинами становятся штрафы на работника и организацию, а также изъятие образовательного документа — влечет дополнительные затраты на обучение.

Чтобы избежать проблем с документами, проверками и штрафами, необходимо правильно выбрать центр ДПО для обучения.

Последствия «покупки» образовательных документов

По закону подделка документов влечет наказание вплоть до уголовной ответственности. Даже при простых нарушениях образовательного процесса могут последовать штрафы по статье 19.30 КоАП:

По вышеуказанным примерам даже изменение учебного плана не по установленным правилам станет причиной штрафа в размере до 100 тысяч рублей. За «покупку» диплома штраф достигает 200 тысяч, а в худшем случае лишение свободы.

Случаи уже имеют место в судебной практике. В Апелляционном определении Алтайского краевого суда от 8 сентября 2015 года (дело № 33-8586/2015) было удовлетворено требование о признании диплома недействительным с последующим его уничтожением лишь по отправленному скану документа при трудоустройстве.

Другие примеры судебных решений по незаконным документам с подробными постановлениями читайте по ссылке.


КТО ВЫДАЕТ АККРЕДИТАЦИЮ ВУЗАМ

Источник фото freepik

Об аккредитации учреждения дополнительного профессионального образования

Часто встречается утверждение о том, что образовательное учреждение должно быть обязательно аккредитовано (якобы образовательной лицензии недостаточно).

Согласно части 1 статьи 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

А теперь смотрим пункт 3 статьи 12 этого же Федерального закона:

а) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена; б) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

Мы видим, что дополнительные образовательные программы к основным не относятся. Это видно из следующего пункта 4:

А это значит, что образовательному учреждению, которое предлагает дополнительное профессиональное образование, аккредитация не нужна. Достаточно стандартной образовательной лицензии.

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.

2. Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

3. Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 166-ФЗ)

5. На основе результатов профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ организациями, которые проводили такую аккредитацию, могут формироваться рейтинги аккредитованных ими образовательных программ с указанием реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 166-ФЗ)

6. Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, в том числе формы и методы оценки этих образовательных программ при ее проведении, правила обращения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в организацию, проводящую указанную аккредитацию, с целью ее получить, срок, на который аккредитуются такие образовательные программы, основания лишения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются организацией, которая проводит указанную аккредитацию.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 166-ФЗ)

7. Организации, которые проводят общественную аккредитацию и профессионально-общественную аккредитацию, обеспечивают открытость и доступность информации о проведении соответствующей аккредитации и ее результатах, в том числе посредством размещения указанной информации на своих официальных сайтах в сети “Интернет”.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 166-ФЗ)

8. Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.

9. Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства.

10. Формирование и ведение перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть 10 введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 166-ФЗ)

. Государственная аккредитация образовательной деятельности

1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, за исключением образовательных программ дошкольного образования, программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), образовательных программ, реализуемых в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушением интеллекта, и основных программ профессионального обучения.

2. Целью государственной аккредитации является подтверждение аккредитационным органом соответствия качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, установленным аккредитационным показателям.

3. Аккредитационные показатели представляют собой совокупность обязательных требований, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом к качеству образования.

4. Аккредитационные показатели могут устанавливаться по основным образовательным программам, относящимся к одному уровню образования, одному направлению подготовки, профессии, специальности, одной области образования, области и виду профессиональной деятельности, укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки. Аккредитационные показатели, методика расчета и применения аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам начального, основного и среднего общего образования и образовательным программам среднего профессионального образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Аккредитационные показатели, методика расчета и применения аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

5. Государственная аккредитация проводится аккредитационным органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

6. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, а также при государственной аккредитации образовательной деятельности индивидуального предпринимателя, зарегистрированного на территории одного субъекта Российской Федерации и осуществляющего образовательную деятельность на территории других субъектов Российской Федерации, организует проведение государственной аккредитации образовательной деятельности во взаимодействии с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

7. При проведении государственной аккредитации по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.

8. При проведении государственной аккредитации по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования, либо каждому направлению подготовки, специальности, профессии, либо укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, либо области образования или виду профессиональной деятельности, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы, в соответствии с заявлением организации, осуществляющей образовательную деятельность.

9. Формы заявлений о государственной аккредитации образовательной деятельности и перечень прилагаемых к ним документов, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, направляемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, требования к заполнению, оформлению и порядку подачи в аккредитационный орган заявлений о государственной аккредитации образовательной деятельности, порядок их приема аккредитационным органом, случаи и основания, при наличии которых аккредитационный орган принимает решение о возврате заявлений о государственной аккредитации образовательной деятельности и прилагаемых к ним документов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Межведомственные запросы о предоставлении документов и (или) информации, находящихся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, направляются аккредитационным органом с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

10. Образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, имеют право обратиться с заявлением о государственной аккредитации по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности или одновременно с заявлением о получении лицензии на осуществление образовательной деятельности по данным программам (внесении изменений в реестр лицензий).

11. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеют право обратиться с заявлением о государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ при наличии в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающихся, прошедших промежуточную аттестацию по соответствующим образовательным программам не менее чем за один год обучения по этим образовательным программам.

12. В день принятия решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом в государственную информационную систему “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам” вносится запись, подтверждающая наличие государственной аккредитации образовательной деятельности, заверенная усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица аккредитационного органа. Государственная аккредитация образовательной деятельности действует бессрочно, за исключением случая, указанного в настоящей части. Срок действия государственной аккредитации образовательной деятельности иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации, составляет:

1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;

2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

13. За государственную аккредитацию образовательной деятельности, внесение изменений в сведения, содержащиеся в государственной информационной системе “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам”, на основании заявлений организаций, осуществляющих образовательную деятельность, внесение в государственную информационную систему “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам” записи, подтверждающей наличие временной государственной аккредитации образовательной деятельности, уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Взимание платы за предоставление выписки из указанной государственной информационной системы не допускается.

14. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, предоставляется временная государственная аккредитация образовательной деятельности по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией и которые имели государственную аккредитацию, без проведения аккредитационной экспертизы, предусмотренной частью 17 настоящей статьи. Срок действия временной государственной аккредитации образовательной деятельности составляет один год. В день принятия решения о предоставлении временной государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационный орган вносит в государственную информационную систему “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам” запись, заверенную усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица аккредитационного органа, подтверждающую наличие временной государственной аккредитации образовательной деятельности.

15. Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, которым установлены контрольные цифры приема на обучение по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам по профессиям, специальностям и направлениям подготовки либо укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, предоставляется временная государственная аккредитация образовательной деятельности сроком на два года по образовательным программам, относящимся к соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки либо укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, без проведения аккредитационной экспертизы, предусмотренной частью 17 настоящей статьи. В день принятия решения о предоставлении временной государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационный орган вносит в государственную информационную систему “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам” запись, заверенную усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица аккредитационного органа и подтверждающую наличие временной государственной аккредитации образовательной деятельности.

16. При прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действие государственной аккредитации образовательной деятельности прекращается со дня внесения соответствующей записи в реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности. В день прекращения действия лицензии на осуществление образовательной деятельности в государственную информационную систему “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам” в автоматическом режиме вносятся сведения о прекращении действия государственной аккредитации образовательной деятельности.

17. Государственная аккредитация проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

18. Предметом аккредитационной экспертизы является подтверждение соответствия качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам установленным аккредитационным показателям.

19. Аккредитационный орган привлекает к аккредитационной экспертизе экспертов и (или) экспертные организации. Эксперты, экспертные организации, в том числе эксперты таких организаций, не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты, в том числе эксперты экспертных организаций, также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при участии в аккредитационной экспертизе в отношении такой организации. Порядок аккредитации, привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к аккредитационной экспертизе, а также ведения реестра экспертов и экспертных организаций, в том числе квалификационные требования к экспертам и экспертным организациям, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с участием в аккредитационной экспертизе расходов производятся в порядке и размерах, которые установлены Правительством Российской Федерации.

20. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети “Интернет”.

21. Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации осуществляется в срок, не превышающий двадцати пяти рабочих дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

22. Аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации по заявленным к государственной аккредитации основным образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования, либо каждому направлению подготовки, специальности, профессии, либо укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, либо области образования, области или виду профессиональной деятельности, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы, в соответствии с заявлением организации, осуществляющей образовательную деятельность, при несоответствии таких основных образовательных программ аккредитационным показателям.

23. Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.

24. Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности в том числе устанавливаются:

1) порядок разработки, согласования и утверждения аккредитационных показателей;

2) порядок проведения аккредитационной экспертизы;

3) порядок принятия решения о государственной аккредитации, об отказе в государственной аккредитации или о лишении государственной аккредитации, в том числе с участием коллегиального органа аккредитационного органа;

4) требования к порядку предоставления запроса о выдаче выписки из государственной информационной системы “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам” в целях подтверждения записи о государственной аккредитации образовательной деятельности, порядку формирования и выдачи указанной выписки, в том числе в электронном формате с нанесенным на нее двухмерным штриховым кодом, содержащим в кодированном виде адрес страницы в сети “Интернет” с размещенными на ней записями в государственной информационной системе “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам”, содержащими сведения об организации, получившей государственную аккредитацию образовательной деятельности, а также форма и состав сведений, содержащихся в выписке из указанной государственной информационной системы;

5) основания и порядок внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственной информационной системе “Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам”;

6) особенности проведения аккредитационной экспертизы при проведении государственной аккредитации:

а) образовательной деятельности по профессиональным образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, и профессиональным образовательным программам в области информационной безопасности;

б) образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;

в) образовательной деятельности, организуемой в форме практической подготовки обучающихся;

г) образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

д) образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, в части подтверждения образовательного ценза педагогических работников таких образовательных организаций;

е) образовательной деятельности загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации;

7) порядок учета сведений о результатах мониторинга в системе образования, независимой оценки качества образования и качества подготовки обучающихся, независимой оценки условий осуществления образовательной деятельности, профессионально-общественной аккредитации, сведений из отчетов организации, осуществляющей образовательную деятельность, о самообследовании, применяемый при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности.

Зачем нужна лицензия образовательному учреждению?

Если заведение, предоставляющее образовательные услуги, не имеет лицензии (лицензия отозвана или не получена вообще), оно не имеет права никого учить. Соответственно, любой документ об образовании не несет юридической силы (не действителен).

Важна и аккредитация учебного заведения, которая влияет на возможность выдавать документы государственного образца.

Но это еще не все. Даже если официальный документ не требуется, и вы хотите получить какие-то знания просто для себя, факт отсутствия лицензии должен настораживать. Организация, которая отвечает за предоставленные услуги, заинтересована работать официально. Если никакой лицензии нет, это может означать, что у организации проблемы с законом, либо просто нет необходимой материальной базы, педагогического состава, нет подходящих помещений. Образно говоря, новые знания будут получены в «шарашкиной конторе» с «филькиной грамотой» на выходе.

Вот затем, чтобы не оказаться в такой ситуации, и нужно проверять наличие лицензии. А значит, следует обратиться к Реестру образовательных учреждений.

Аккредитация учреждений образования

Начнем с того, что в России действуют федеральные образовательные стандарты – это эталон, которого обязаны придерживаться все учебные заведения в стране. Так вот, государственная аккредитация учреждений образования является своеобразным знаком качества. Она подтверждает, что учебное заведение обучает своих студентов именно в соответствии с федеральным стандартом, преподаватели на занятиях дают нужные знания, организация обеспечена материально-техническими средствами, учебными пособиями и методическим материалом.

Кроме вузов, процедуре подвергаются организации, которые обучают по программам среднего профобразования в сферах ядерной энергетики, обороны, транспорта и связи, безопасности. Качество подготовки студентов не проверяется.

Как правило, аккредитация учреждения проводится раз в пять-шесть лет (конкретных программ – после их выпуска). После этого образовательная организация может пройти аккредитацию повторно. При этом, если у учебного заведения есть филиалы, каждый из них должен быть аккредитован отдельно.

Занимается аккредитованием и выдачей лицензий на образовательную деятельность Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), а все данные заносятся в специальный Реестр образовательных учреждений.

Проверить лицензию на образовательную деятельность у Рособрнадзора онлайн


КТО ВЫДАЕТ АККРЕДИТАЦИЮ ВУЗАМ

КТО ВЫДАЕТ АККРЕДИТАЦИЮ ВУЗАМ

КТО ВЫДАЕТ АККРЕДИТАЦИЮ ВУЗАМ

Вы можете увидеть, что лицензия действует – или не действует, аннулирована, приостановлена полностью, либо частично.

Бывают случаи, когда информации о лицензии нет вообще. Проверьте правильность введения данных. Если ошибки нет, это означает, что лицензия поддельная.

Также необходимо помнить, что лицензию должен иметь как головной вуз, так и все его филиалы.

3 главных правила выбора учебного центра

По закону любой центр ДПО обязан получить лицензии для ведения образовательной деятельности. Без регистрации в департаменте образования и получения соответствующих разрешений учреждение не может обучать специалистов. У центра ДПО должны быть:

Все документы заверены печатью и подписью уполномоченного лица из департамента образования.

Проверить наличие лицензий у центра ДПО можно на официальном сайте Рособрнадзора

Выдаваемые документы

По 273-ФЗ после курсов дополнительного образования все учреждения, включая вузы, выдают документы установленного образца. После переподготовки специалисты получают диплом, после повышения квалификации — удостоверение. На сайтах центров ДПО должны быть сканы образцов выдаваемых документов.

Строгих требований к внешнему виду у дипломов и удостоверений установленного образца нет. Образовательное учреждение самостоятельно выбирает оформление документов. Печать также ставится с символикой организации. Это единственные отличия документов государственного и установленного образца. Оба варианта позволяют официально работать по освоенной профессии и соответствуют требованиям 273-ФЗ.

И вузы, центры ДПО сегодня выдают только документы установленного образца о дополнительном профессиональном образовании.


КТО ВЫДАЕТ АККРЕДИТАЦИЮ ВУЗАМ

Регистрация документов в ФИС ФРДО

C 01.01.2019 в автоматизированную систему сбора данных был включен модуль для внесения информации по документам о дополнительном профобразовании. Ф ИС ФРДО — это федеральная информационная система сведений о документах об образовании. С 2019 года лицензированные центры ДПО были включены в реестр и должны вносить информацию по выданным дипломам и удостоверениям.

В ФИС ФРДО содержатся данные об организации, типе документа, его серия и номер, а также подробная информация об учебном плане.

Сведения о курсах обучения в реестре стали создавать проблемы с выдаваемыми документами при изменении программ:

Информация в ФИС ФРДО позволит проверить соответствие программ минимальным требованиям образовательных регламентов и профстандартов. Если учебный центр исключит дисциплины, необходимые для подготовки специалиста к работе, документ могут аннулировать. Комплекс тем составляется на основе трудовых функций специалиста по профстандарту.

Чтобы избежать проблем с образовательными документами, учебный центр обязан соблюдать требования образовательных регламентов. Если проверяющие органы или работодатели захотят получить подробную информацию о пройденных специалистом курсах, они смогут в любой момент проверить данные по ФИС ФРДО. Система не ограничивает доступ к информации лицам, имеющим электронный ключ (цифровую подпись).

ФИС ФРДО была создана с целью защиты образовательных документов от подделок. Если в систему внесены данные, подделать документ уже не получится. Только лицензированные центры, имеющие цифровую подпись, могут вносить информацию, которая тщательно проверяется администрацией сайта.


КТО ВЫДАЕТ АККРЕДИТАЦИЮ ВУЗАМ

Как избежать мошенников при выборе центра дополнительного профессионального образования (ДПО)?

Официальные учебные центры должны:

Что делать, если организации нет в Реестре образовательных учреждений?

Если организация не представлена в реестре, значит, она не обращалась за лицензией или лишилась ее по той или иной причине. То есть ее деятельность незаконна. С ней не стоит связываться вообще.

Должна ли быть аккредитация у учреждений ДПО?

В России сейчас довольно много учебных центров и автономных некоммерческих организаций, которые занимаются повышением квалификации или профессиональной переподготовкой.

Для начала стоит пояснить: аккредитация и лицензия – это не одно и то же. Лицензия у учебного заведения должна быть в обязательном порядке, будь то вуз, колледж, учебный центр по профпереподготовке. Она подтверждает, что компания имеет право чему-то учить, а дипломы и сертификаты, которые она выдает, действительны и имеют юридическую силу. Это очень важно при дальнейшем трудоустройстве.

Однако с 2011 года Рособрнадзор вообще не проводит государственную аккредитацию программ ДПО (дополнительного профессионального образования). С этого времени подобным учебным центрам запрещено выдавать дипломы государственного образца – только установленного. Впрочем, учебное заведение имеет право добровольно подать документы на профессионально-общественную аккредитацию, которая фактически определяет его престижность. Закон «Об образовании» определяет общественную аккредитацию как «признание качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов и рынка труда».

Такую аккредитацию проводит уже не Рособрнадзор, а работодатели и их объединения (Профаккредагентство, Нацаккредцентр, Агентство оценки и развития профессионального образования).

Внимание уделяется в первую очередь качеству конкретных программ подготовки. Общественную аккредитацию можно пройти по любым программам как в отечественных, так и в иностранных и международных организациях. В состав комиссии имеют право входить даже студенты. Процедура экспертизы проходит по договору организации с оценщиком.

Базовая модель общественной аккредитации в России – сертификация на соответствие международным стандартам качества (основной стандарт – ISO 9001). Более 250 российских организаций уже получили признание в международной сети органов по сертификации. Свидетельство о прохождении общественной аккредитации также можно запросить в организации или проверить на ее сайте.

Важно: общественная аккредитация учреждений допобразования не приравнивается к государственной и не дает предусмотренные ею «льготы».

Вопрос – ответ

Что такое Реестр образовательных учреждений?

Сюда входит перечень учебных заведений, подтвердивших соответствие своих образовательных программ федеральным стандартам. Есть также реестры лучших вузов страны, аккредитованных образовательных организаций и Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». Однако они вторичны по отношению к Реестру образовательных организаций.

Как проверить, есть ли учебное заведение в Реестре?

Для проверки лицензии следует зайти на официальный сайт Рособрнадзора (obrnadzor.gov.ru), перейти в раздел “Государственные услуги” и перейти на вкладку “Лицензирование образовательной деятельности”. Там следует выбрать раздел “Сводный реестр лицензий” и вбить в соответствующем поле название учебного заведения. Кроме того, лицензирующие документы, как правило, находятся на сайте самой образовательной организации

Зачем нужна лицензия?

Наличие лицензии даёт право учебному заведению набирать учеников и осуществлять свою деятельность. Без лицензии, либо с просроченными документами делать это запрещено. Итоговый документ об образовании будет недействителен (не будет иметь юридической силы).

https://youtube.com/watch?v=O3uSp4r7beE%3Ffeature%3Doembed

Нужна ли лицензия для обучения по программам дополнительного профессионального образования (ДПО)?

Да, нужна. В законе выделяют три вида дополнительного профессионального образования:

Если образовательная организация проводит обучение хотя бы по одной из них, она по итогам должна выдавать документ об обучении (аттестат, диплом о профпереподготовке, удостоверение о повышении квалификации), следовательно, должна иметь право на выдачу подобных документов.

Поэтому любое учреждение ДПО обязано получить лицензию. Все необходимые документы должны быть размещены на сайте организации.

Если учреждение занесено в реестр, значит, у него все хорошо?

На данный момент – да. Но нужно понимать, что хотя лицензии имеют неограниченный срок действия, их могут отозвать или приостановить при обнаружении серьезных нарушений законодательства. Все это обязательно будет отражено в Реестре образовательных учреждений.

Поэтому информацию нужно периодически проверять.

Как найти лицензию на образовательную деятельность

Если организация работает законно, то на её сайте должны быть документы о лицензировании. Как правило, это сканированные копии (сама лицензия и приложение к ней), в которых указаны:

Если таких документов нет или возникли сомнения в их подлинности, стоит проверить, находится ли организация в Реестре образовательных учреждений на сайте Рособрнадзора. У реестров есть электронные версии, доступ к которым бесплатный.

На что еще обратить внимание?

Выше были указаны основные правила выбора учебного заведения. Однако на качестве обучения также сказываются и другие особенности работы центров ДПО. При выборе организации стоит дополнительно учитывать:

Также важно, чтобы в договорах на образовательные услуги не было дополнительных платных условий. Если организация берет деньги за пересдачи экзаменов, изготовление документов или другие обязательные процедуры, с вас просто возьмут лишние деньги.

Какие бывают реестры образовательных учреждений?


КТО ВЫДАЕТ АККРЕДИТАЦИЮ ВУЗАМ

Designed by gpointstudio/Freepik

В поиске информации можно столкнуться с множеством различных реестров:

Но все эти списки вторичны по отношению к Реестру образовательных учреждений и не так важны. Ведь в конечном счете главное – не статус учебного заведения и не его престижность, а полученные знания и легальность документа об образовании, на которое вы потратили много времени, сил и, возможно, денег.

Правила обучения в центре ДПО

Не только выбор образовательного учреждения сказывается на качестве обучения. Сегодня существует ряд факторов, которые повлияют на итоговый результат. Это обусловлено требованиями 273-ФЗ, ФГОС по специальностям, информацией в ФИС ФРДО и другими условиями профессионального обучения.

Лицензированные центры ДПО учитывают все требования законодательства. Однако наличие дополнительных услуг в учреждениях, может ввести специалистов в заблуждение об условиях обучения. Например, возможность составления персонального учебного плана. Индивидуальные программы также должны соответствовать требованиям регламентов.

О требованиях к образовательным программам

При наличии открытой образовательной лицензии центр ДПО имеет право составлять индивидуальные учебные планы для подготовки специалистов. Однако нужно учитывать ряд условий и ограничений. В частности:

Помимо минимальных сроков, важно учитывать проверку знаний, на которую выделяется дополнительно 2 часа и более.

Название программы. В образовательном документе указывается профиль обучения (специальность). К наименованию учебных планов предъявляются требования — профиль должен соответствовать профстандарту. Однако учебные центры могут корректировать названия в рамках группы занятий и наименования должностей по регламенту.

Например, в профстандарте педагога-дефектолога есть разделения на специальности: учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог. Название программы можно изменить только в рамках указанных наименований должностей.

Именно эти сведения чаще всего стали проверять по ФИС ФРДО. Во многих центрах ДПО все еще пренебрегают требованиями образовательных регламентов, внося в учебный план любые дисциплины под ограниченное количество часов.

Даже если центр ДПО может сделать это, не спешите указывать требования к каждой нужной теме. Если пройденную вами программу проверят и выявят нарушения, образовательный документ станет недействительным. В худшем случае могут последовать штрафы.

При заказе персональных программ стоит довериться методистам и преподавателям центра ДПО. Они составят курс на основе регламентов, включая профстандарты и ФГОС по специальности, а также учтут ваши пожелания к учебному плану.

О дистанционном обучении

По ряду профессий полностью дистанционное обучение разрешили уже давно. Это официально прописано в 273-ФЗ. Если работа не связана с опасными производственными условиями или другими рисками, можно учиться через интернет. При этом в итоговых документах формат обучения не прописывается, а дипломы и удостоверения не отличаются от документов, выдаваемых после очных курсов.

Как проверить лицензию на образовательную деятельность учреждения?

Designed by cookie_studio/Freepik

Любое обучение предполагает не только приобретение знаний, но и получение документа, который подтверждает образование. Однако если у образовательной организации нет аккредитации или лицензии, такой документ может быть не востребован у работодателей и даже не иметь юридической силы. Поэтому так важно проверять наличие аккредитации и лицензии в Реестре образовательных учреждений.

Как проверить аккредитацию у учебного заведения?


КТО ВЫДАЕТ АККРЕДИТАЦИЮ ВУЗАМ

Источник фото standret/freepik

Информация о наличии образовательной лицензии и аккредитации в обязательном порядке должна находиться на сайте учебного заведения. Еще один способ – заглянуть в Реестр организаций с аккредитованными программами: http://isga.obrnadzor.gov.ru/accredreestr/.

Худшее, что может случиться со студентами – это если вуз (ссуз) не прошёл государственную аккредитацию в установленные сроки. В этом случае учить он имеет право и даже может выдать диплом об образовании. Только вот будет он уже не государственного, а установленного образца.

В этом случае учредитель учебного заведения должен перевести в другой вуз (ссуз) ровно на такую же образовательную программу, где аккредитация имеется. Если аккредитации лишился филиал учебного заведения, то доучиться можно пройти в головном учреждении.

Обязательна ли аккредитация образовательного учреждения?

Обучать студентов без аккредитации по основным образовательным программам учреждение может. Однако ему запретят:

Как проверить лицензию на ДПО

Учреждение ДПО должно в обязательном порядке разместить информацию о лицензии на своем сайте. Как правило, учебные центры выкладывают и сканы документов со всеми сведениями. Их можно проверить также на сайте Рособрнадзора в Реестре образовательных учреждений.