КОТОРЫЙ ОРГАНИЗУЕТ ОКОНЧАТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ И ФАЙЛ ЗАЯВКИ ПОРЯДОК ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 февраля 2021 года; проверки требуют 19 правок.

Госуда́рственная ито́говая аттеста́ция (ГИА) — обязательный экзамен, завершающий освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего и основного общего образования в Российской Федерации.

Об особенностях итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, см. ст. 5 ФЗ от 17.02.2023 N 19-ФЗ.

1. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

2. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.

3. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

3.1. Итоговая аттестация по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) проводится в форме оценки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук на предмет ее соответствия критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

4. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.

5. Формы, порядок (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы и порядок проведения (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по образовательным программам высшего образования – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

7. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

8. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации, а также итоговой аттестации по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

9. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования создаются:

1) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации на территориях субъектов Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации за пределами территории Российской Федерации.

10. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования создаются в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам.

11. При проведении государственной итоговой аттестации, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, в сети “Интернет”) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

12. Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации осуществляется:

1) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, в том числе совместно с учредителями образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 631-ФЗ)

3) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при проведении государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по соответствующим образовательным программам.

13. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (далее – единый государственный экзамен), а также в иных формах, которые могут устанавливаться:

1) для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

2) для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и выбравших экзамен по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации для прохождения государственной итоговой аттестации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, в порядке, установленном указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

14. Методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, организация разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, обеспечения этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий, а также организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, определение минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

15. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, предоставляется право присутствовать при проведении государственной итоговой аттестации и направлять информацию о нарушениях, выявленных при проведении государственной итоговой аттестации, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляют:

1) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования на территориях субъектов Российской Федерации;

2) учредители образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющие в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации.

16. К проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, а также итоговой аттестации по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) привлекаются представители работодателей или их объединений.

17. Обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования.

30. Рособрнадзор в рамках проведения ГИА осуществляет следующие функции:

обеспечивает ОИВ, учредителей, МИД России и загранучреждения комплектами тем итогового сочинения (текстами для итогового изложения) и разрабатывает критерии оценивания итогового сочинения (изложения);

определяет дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения) на основании обращения ОИВ в случае невозможности проведения в установленные сроки итогового сочинения (изложения) на территориях субъектов Российской Федерации по объективным причинам;

утверждает председателей ГЭК и заместителей председателей ГЭК по представлению ОИВ;

согласует кандидатуры председателей предметных комиссий по учебным предметам по представлению председателей ГЭК;

определяют и представляют на согласование председателю ГЭК руководителей пунктов проведения экзаменов (далее – ППЭ);

определяют и утверждают составы организаторов ППЭ, членов ГЭК, технических специалистов, экзаменаторов-собеседников для проведения ГВЭ в устной форме (далее – экзаменаторы-собеседники), ассистентов для лиц, указанных в пункте 53 настоящего Порядка (далее – ассистенты);

по согласованию с председателем ГЭК определяют места регистрации на сдачу ЕГЭ, места расположения ППЭ, распределяют между ними участников экзаменов, руководителей и организаторов ППЭ, членов ГЭК, технических специалистов, экзаменаторов-собеседников и ассистентов;

определяют порядок проведения, а также порядок проверки итогового сочинения (изложения);

определяют места, порядок и сроки хранения, уничтожения оригиналов бланков итогового сочинения (изложения);

разрабатывают экзаменационные материалы для проведения ГИА по родному языку и родной литературе;

организуют информирование участников экзаменов и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения итогового сочинения (изложения), ГИА через образовательные организации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов “горячих линий” и ведения раздела на официальных сайтах в сети “Интернет” ОИВ или специализированных сайтах;

организуют информирование участников ЕГЭ о сроках, местах и порядке подачи заявлений об участии в ЕГЭ, о месте и сроках проведения ЕГЭ, о порядке проведения экзаменов, в том числе об основаниях для удаления с экзамена, изменения или аннулирования результатов ЕГЭ, о ведении во время экзамена в ППЭ и аудиториях видеозаписи, о порядке подачи и рассмотрения апелляций, о времени и месте ознакомления с результатами ЕГЭ, а также о результатах ЕГЭ;

обеспечивают подготовку и отбор специалистов, привлекаемых к проведению ГИА, в соответствии с требованиями настоящего Порядка;

обеспечивают информационную безопасность при хранении, использовании и передаче экзаменационных материалов, в том числе определяют места хранения экзаменационных материалов, лиц, имеющих к ним доступ, принимают меры по защите КИМ от разглашения содержащейся в них информации;

обеспечивают проведение ГИА в ППЭ в соответствии с требованиями настоящего Порядка;

обеспечивают обработку и проверку экзаменационных работ в соответствии с настоящим Порядком;

обеспечивают ознакомление участников экзаменов с результатами экзаменов по всем учебным предметам в устанавливаемые настоящим Порядком сроки.

32. Учредители, МИД России и загранучреждения обеспечивают проведение ГИА за пределами территории Российской Федерации, в том числе:

участвуют в деятельности ГЭК, предметных и конфликтной комиссий, создаваемых для проведения ГИА за пределами территории Российской Федерации;

определяют и представляют на согласование председателю ГЭК руководителей ППЭ;

определяют и утверждают составы организаторов ППЭ, членов ГЭК, технических специалистов, экзаменаторов-собеседников и ассистентов;

организуют информирование обучающихся и их родителей (законных представителей), выпускников прошлых лет по вопросам организации и проведения итогового сочинения (изложения), ГИА через образовательные организации, загранучреждения, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов “горячих линий” и ведения раздела на официальных сайтах в сети “Интернет” учредителей и загранучреждений или специализированных сайтах;

осуществляют аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей;

обеспечивают обработку экзаменационных работ в соответствии с требованиями настоящего Порядка;

обеспечивают ознакомление обучающихся и выпускников прошлых лет с результатами экзаменов по всем учебным предметам в устанавливаемые настоящим Порядком сроки.

33. В целях информирования граждан о порядке проведения итогового сочинения (изложения), ГИА в средствах массовой информации, в которых осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на официальных сайтах ОИВ, учредителей, загранучреждений, образовательных организаций и (или) специализированных сайтах публикуется следующая информация:

о сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения (для участников ЕГЭ) – не позднее чем за два месяца до дня проведения итогового сочинения (изложения);

о сроках и местах подачи заявлений на сдачу ГИА, местах регистрации на сдачу ЕГЭ (для участников ЕГЭ) – не позднее чем за два месяца до завершения срока подачи заявления;

о сроках проведения итогового сочинения (изложения), экзаменов – не позднее чем за месяц до завершения срока подачи заявления;

о сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций – не позднее чем за месяц до начала экзаменов;

о сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения), экзаменов – не позднее чем за месяц до дня проведения итогового сочинения (изложения), начала ГИА.

34. Организационное и технологическое обеспечение проведения экзаменов за пределами территории Российской Федерации, обеспечение деятельности по эксплуатации федеральной информационной системы, проведение централизованной проверки экзаменационных работ, выполненных на основе КИМ, осуществляются уполномоченной организацией.

Организационное и технологическое обеспечение проведения экзаменов на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе обеспечение деятельности по эксплуатации региональных информационных систем и взаимодействию с федеральной информационной системой, обработки экзаменационных работ участников экзаменов, осуществляется РЦОИ.

35. Состав ГЭК формируется из представителей ОИВ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, учредителей, МИД России и загранучреждений, органов местного самоуправления, образовательных организаций, научных, общественных организаций и объединений, а также представителей Рособрнадзора.

36. Председатель ГЭК, утверждаемый Рособрнадзором, осуществляет общее руководство и координацию деятельности ГЭК по подготовке и проведению экзаменов, в том числе:

организует формирование состава ГЭК;

утверждает руководителей ППЭ по представлению ОИВ, учредителей, МИД России и загранучреждений;

согласует предложения ОИВ, учредителей, МИД России, загранучреждений по местам регистрации на сдачу ЕГЭ, местам расположения ППЭ и распределению между ними участников экзаменов, руководителей и организаторов ППЭ, членов ГЭК, технических специалистов, экзаменаторов-собеседников и ассистентов;

согласует места регистрации на сдачу ЕГЭ, места расположения ППЭ и распределение между ними участников экзаменов, руководителей и организаторов ППЭ, членов ГЭК, технических специалистов, экзаменаторов-собеседников и ассистентов по представлению ОИВ, учредителей, МИД России и загранучреждений;

по представлению председателей предметных комиссий организует формирование составов предметных комиссий, представляет на согласование в Рособрнадзор кандидатуры председателей предметных комиссий;

по представлению председателей предметных комиссий определяет кандидатуры членов предметных комиссий для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;

принимает решение о направлении членов ГЭК в ППЭ, РЦОИ, предметные комиссии и конфликтную комиссию для осуществления контроля за проведением экзаменов, а также в места хранения экзаменационных материалов;

после каждого экзамена рассматривает информацию, полученную от членов ГЭК, общественных наблюдателей, должностных лиц Рособрнадзора (включая иных лиц, определенных Рособрнадзором), ОИВ, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, и иных лиц о нарушениях, выявленных при проведении экзаменов, принимает меры по противодействию нарушениям настоящего Порядка, в том числе организует проведение проверок по фактам нарушения настоящего Порядка, принимает решение об отстранении лиц, нарушивших Порядок, от работ, связанных с проведением экзаменов;

рассматривает результаты проведения экзаменов и принимает решения об утверждении, изменении и (или) аннулировании результатов экзаменов в случаях, устанавливаемых настоящим Порядком;

принимает решения о допуске (повторном допуске) к сдаче экзаменов в случаях, устанавливаемых настоящим Порядком.

37. Члены ГЭК:

обеспечивают соблюдение настоящего Порядка, в том числе по решению председателя ГЭК не позднее чем за две недели до начала экзаменов проводят проверку готовности ППЭ, обеспечивают доставку экзаменационных материалов в ППЭ в день экзамена, осуществляют контроль за проведением экзаменов в ППЭ, РЦОИ, местах работы предметных комиссий и конфликтной комиссии, а также в местах хранения экзаменационных материалов;

осуществляют взаимодействие с лицами, присутствующими в ППЭ, РЦОИ, в местах работы предметных комиссий и конфликтной комиссии, по обеспечению соблюдения требований настоящего Порядка;

в случае выявления нарушений настоящего Порядка принимают решение об удалении с экзамена участников экзамена, а также иных лиц, находящихся в ППЭ, по согласованию с председателем ГЭК принимают решение об остановке экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ.

38. Проверка ответов участников экзамена (в том числе устных ответов) на задания экзаменационной работы, предусматривающие развернутый ответ, осуществляется предметными комиссиями по соответствующим учебным предметам.

Состав предметных комиссий субъектов Российской Федерации по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям (далее – эксперты):

наличие высшего образования;

соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;

наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);

наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету.

Состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором, формируется из членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации, представленных председателями ГЭК субъектов Российской Федерации, членов Комиссий по разработке КИМ, а также из других лиц, отвечающих требованиям, установленным пунктом 38 настоящего Порядка.

39. Общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель. Кандидатуры председателей предметных комиссий, создаваемых в субъектах Российской Федерации, согласовываются Рособрнадзором.

Председатель предметной комиссии:

представляет председателю ГЭК предложения по составу предметной комиссии;

представляет председателю ГЭК кандидатуры членов предметных комиссий, направляемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;

по согласованию с руководителем РЦОИ формирует график работы предметной комиссии;

осуществляет консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ (в том числе устных ответов);

взаимодействует с руководителем РЦОИ, председателем конфликтной комиссии, Комиссией по разработке КИМ;

представляет в ОИВ информацию о случаях нарушения экспертом настоящего Порядка.

40. Рассмотрение апелляций участников экзамена осуществляется конфликтной комиссией, в состав которой не включаются члены ГЭК и предметных комиссий. Состав конфликтной комиссии формируется из представителей ОИВ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, учредителей, МИД России, органов местного самоуправления, образовательных организаций, научных, общественных организаций и объединений.

принимает и рассматривает апелляции участников экзамена по вопросам нарушения настоящего Порядка, а также о несогласии с выставленными баллами;

по представлению председателя предметной комиссии привлекает к рассмотрению апелляции о несогласии с выставленными баллами эксперта предметной комиссии по соответствующему учебному предмету для установления правильности оценивания ответов на задания экзаменационной работы, предусматривающие развернутый ответ участника экзамена, подавшего указанную апелляцию;

принимает по результатам рассмотрения апелляции решение об удовлетворении или отклонении апелляции участника экзамена;

информирует участников ГИА и (или) их родителей (законных представителей), а также участников ЕГЭ, подавших апелляции, и ГЭК о принятых решениях не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующих решений.

Общее руководство и координацию деятельности конфликтной комиссии осуществляет ее председатель.

41. Решения ГЭК и конфликтных комиссий оформляются протоколами. В случае равенства голосов решающим является голос председателя ГЭК, конфликтной комиссии.

42. В целях содействия проведению экзаменов образовательные организации:

направляют своих работников для работы в качестве руководителей и организаторов ППЭ, членов ГЭК, предметных комиссий, конфликтной комиссии, технических специалистов, ассистентов, экзаменаторов-собеседников и осуществляют контроль за участием своих работников в проведении экзаменов;

под подпись информируют работников, привлекаемых к проведению экзаменов, о сроках, местах и порядке проведения экзаменов, в том числе о ведении в ППЭ и аудиториях видеозаписи, об основаниях для удаления из ППЭ, о применении мер дисциплинарного и административного воздействия в отношении лиц, привлекаемых к проведению экзаменов и нарушивших Порядок;

под подпись информируют участников ГИА и их родителей (законных представителей) о сроках, местах и порядке подачи заявлений на прохождение ГИА, в том числе в форме ЕГЭ, о местах и сроках проведения экзаменов, о порядке проведения экзаменов, в том числе об основаниях для удаления с экзамена, изменения или аннулирования результатов экзаменов, о ведении во время экзамена в ППЭ и аудиториях видеозаписи, о порядке подачи и рассмотрения апелляций, о времени и месте ознакомления с результатами экзаменов, а также о результатах экзаменов.

43. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения экзаменов аккредитованным общественным наблюдателям предоставляется право:

при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и удостоверения общественного наблюдателя присутствовать на всех этапах проведения экзаменов, в том числе при обработке экзаменационных материалов в РЦОИ, при проверке экзаменационных работ в местах работы предметных комиссий, при рассмотрении апелляций о нарушении настоящего Порядка и о несогласии с выставленными баллами в месте работы конфликтной комиссии;

Экзамены проводятся в досрочный, основной и дополнительный периоды. В каждом из периодов проведения экзаменов предусматриваются резервные сроки.

45. Лица, повторно допущенные в текущем учебном году к сдаче экзаменов по соответствующим учебным предметам в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, а также участники экзаменов, у которых совпали сроки проведения экзаменов по отдельным учебным предметам, участвуют в экзаменах по соответствующим учебным предметам в резервные сроки.

46. Для обучающихся, экстернов, обучающихся СПО, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных ОО, экзамены по их желанию могут проводиться в досрочный период, но не ранее 1 марта, в формах, устанавливаемых настоящим Порядком.

47. Для выпускников прошлых лет ЕГЭ проводится в досрочный период, но не ранее 1 марта, и (или) в резервные сроки основного периода проведения ЕГЭ.

Участие в ЕГЭ выпускников прошлых лет в иные сроки проведения ЕГЭ допускается только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально, и соответствующего решения ГЭК.

48. Г ИА в форме ГВЭ для обучающихся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, освобождаемых от отбывания наказания не ранее чем за три месяца до начала ГИА, проводится в сроки, определяемые ОИВ, по согласованию с учредителями таких учреждений, но не ранее 20 февраля текущего года.

49. Перерыв между проведением экзаменов по обязательным учебным предметам, сроки проведения которых установлены в соответствии с пунктом 44 настоящего Порядка, составляет не менее двух дней.

50. В продолжительность экзамена по учебным предметам не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (настройка необходимых технических средств, используемых при проведении экзаменов, инструктаж участников экзамена, печать экзаменационных материалов, выдача участникам экзаменационных материалов, заполнение ими регистрационных полей бланков).

При продолжительности экзамена более четырех часов организуется питание обучающихся и экстернов.

51. По решению председателя ГЭК повторно допускаются к сдаче экзамена в текущем учебном году по соответствующему учебному предмету в резервные сроки:

участники ГИА, получившие на ГИА неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов;

участники экзамена, не явившиеся на экзамен по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

участники экзамена, не завершившие выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

участники экзамена, апелляции которых о нарушении порядка проведения ГИА конфликтной комиссией были удовлетворены;

участники экзамена, чьи результаты были аннулированы по решению председателя ГЭК в случае выявления фактов нарушений Порядка, совершенных лицами, указанными в пунктах 59 и 60 настоящего Порядка, или иными (в том числе неустановленными) лицами.

Участники ГИА, получившие неудовлетворительный результат на ЕГЭ по математике, вправе изменить выбранный ими ранее уровень ЕГЭ по математике для повторного участия в ЕГЭ в резервные сроки.

Для рассмотрения апелляций в каждом регионе РФ создаются конфликтные комиссии, которые обеспечивают объективность оценки экзаменационных работ и разрешение спорных вопросов, возникающих при проведении ГИА.

Апелляцию о нарушении установленного Порядка проведения ГИА участник может подать в случае, если возникли обстоятельства, которые нарушили его права. Такая апелляция подается только в день проведения экзамена и только до выхода из ППЭ. Если апелляция была удовлетворена, то результат ГИА аннулируется и участнику предоставляется возможность пройти ГИА по соответствующему предмету в другой (резервный) день.

Апелляцию о несогласии с результатами ГИА можно подать в течение 2-х рабочих дней после официального объявления результатов экзамена и ознакомления с ними участника ГИА.

При рассмотрении апелляции вместо участника ГИА или вместе с ним могут присутствовать его родители (законные представители). В случае, если участник ГИА или его родитель (законный представитель) не явился на апелляцию, её рассмотрение проходит без их участия. Результатом рассмотрения апелляции может быть:

Накануне каждого экзамена руководитель ППЭ, технический специалист и член ГЭК проверяют готовность ППЭ к экзамену: наличие отвечающих требованиям аудиторий и оборудования. В день проведения экзамена член ГЭК доставляет запечатанные экзаменационные материалы в ППЭ и передает их руководителю ППЭ. Руководитель ППЭ до 09.45 по местному времени передает организаторам в аудиториях все необходимые материалы — бланки, КИМ и другое. В 10.00 по местному времени организаторы в аудитории проводят инструктаж участников ГИА по заполнению бланков ГИА, после чего объявляют начало экзамена.

В течение экзамена участникам нельзя переговариваться, ходить по аудитории, перемещаться по ППЭ без сопровождения организатора вне аудитории. Если участника поймают за списыванием, то его удаляют с экзамена. В аудиториях ППЭ ведется видеонаблюдение, а в туалетах устанавливаются средства подавления сотовой связи.

С 2000 года ГИА в форме ЕГЭ в качестве эксперимента проводилась в некоторых регионах Российской Федерации, а с 2009 года стала обязательной. В том же году появляется такая форма ГИА как ГВЭ, применяемая для контроля знаний обучающихся определённых категорий (см. — ГВЭ).

В 2004—2013 годах на добровольной основе проводилась апробация ГИА для выпускников 9-х классов. Поскольку специальной аббревиатуры для обозначения экзамена в 9-х классах в этот период ещё не существовало, то в народном сознании само понятие «ГИА» прочно закрепилось именно за итоговой аттестацией девятиклассников. Только с 2014 года, когда ГИА-9 стала обязательной, появилось понятие «ОГЭ» — основной государственный экзамен.