Особенности антикоррупционной политики в России
ОСОБЕННОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ В РОССИИ
смещение баланса интересов представителей власти и граждан при
правоприменительной практике:
антикоррупционная политика сводится преимущественно к борьбе со
взяточничеством;
отсутствуют действенные, жесткие санкции в отношении должностных лиц по
большинству антикоррупционных мер – не считая взяточничества – (при том,
что граждан, например, за неуплату любого штрафа можно привлекать к
ответственности в виде административного ареста до 15 суток);
по другим видам экономических преступлений, где не участвуют
должностные лица, предприниматели в ряде случаев привлекаются к аресту
несмотря на запрещающие президентские поправки;
сообщения о фактах коррупции, имеющие широкий общественный
резонанс, остаются без должного внимания правоохранительных органов и
прокуратуры противодействие общественному антикоррупционному
контролю.
слепое копирование зарубежных законодательных моделей без учета
институциональной среды (пример – попытки воспроизвести американскую
модель Федеральной контрактной системы в России).
Коррупциогенные факторы
КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ
Широта дискреционных полномочий
2. Определение компетенции по формуле «вправе»
3. Завышенные требования к лицу, предъявляемые для
реализации принадлежащего ему права
4. Злоупотребление правом заявителя
5. Выборочное изменение объема прав
6. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества
7. Юридико-лингвистическая коррупциогенность
8. Принятие НПА органа исполнительной власти «сверх
компетенции»
9. Заполнение законодательных пробелов при помощи НПА
органа исполнительной власти
1.
Этапы становления антикоррупционного законодательства
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Акт о противодействии иностранным коррупционным практикам (Foreign
Corrupt Practices Act) – США, 1977 г.
Межамериканская конвенции против коррупции (Inter-American
Convention against Corruption (OAS Convention),1996 г.
Конвенция ОЭСР о борьбе с дачей взяток иностранным
государственным должностным лицам при осуществлении
международных деловых операций, 1997 г.
Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за
коррупцию, 1999 г.
Конвенция Организации Объединенных Наций против
транснациональной организованной преступности, 2000 г.
Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию,
1999 г. Ратифицирована РФ в 2006 г.
Конвенция ООН против коррупции, 2003 г. Ратифицирована РФ в 2006 г.
Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц
при осуществлении ими международных сделок, 1997 г. Ратифицирована
РФ в 2012 г.
Закон Великобритании «О борьбе со взяточничеством» (Bribery Act 2010
г.).
Высшая школа экономики, Москва, 2012
14
Классификация коррупции
КЛАССИФИКАЦИЯ КОРРУПЦИИ
Коррупция на международном уровне (связана с подкупом
иностранных
должностных
лиц,
отмыванием
доходов
и
международной преступностью).
– Коррупция на национальном уровне:
в негосударственном секторе (в бизнесе и общественных
организациях);
коррупция в государственном секторе:
– в бюджетных организациях (образование и здравоохранение);
– в органах власти:
– Низовая и верхушечная (большая коррупция в высших
эшелонах власти);
– Горизонтальная и вертикальная (восходящая и нисходящая);
– Бытовая (в отношении граждан);
– Деловая (в отношении бизнеса).
Мировые рейтинги конкурентоспособности
МИРОВЫЕ РЕЙТИНГИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Положение России в рейтинге Всемирного экономического
форума по индексу глобальной конкурентоспособности (всего 133
государства):
2016 год – 66 место;
2017 год – 67 место (между Ираном и Шри-Ланкой).
В рейтинге стран БРИК в 2017 году Россия заняла четвертое
место (Бразилия – 48 место, Индия – 59, Китай- 29).
размер внутреннего рынка – 9 место;
независимость судов – 122 место;
прозрачность госполитики – 124 место;
защита прав собственности -133 место;
доверие полиции – 133 место.
Коррупции может быть
подвержено
любое должностное лицо,
обладающее дискреционной
властью в сфере
распределения каких-либо не
принадлежащих ему ресурсов
по своему усмотрению
(чиновник, депутат, судья,
сотрудник правоохранительны
х органов, администратор
и т. д.). Главным стимулом к
коррупции является
возможность получения
экономической прибыли
(ренты), связанной с
использованием властных
полномочий, а главным
сдерживающим фактором —
риск разоблачения
и наказания.
Оценка антикоррупционной политики в России – Global Integrity
Global Integrity – международная некоммерческая организация, которая
отслеживает тенденции в вопросах управления и коррупции по всему
миру.
Доклад Global Integrity за 2009 г.:
общая оценка антикоррупционной политики в России – 71 балл
из 100 (посредственная ситуация с коррупцией);
оценка правоприменительной практики – 56 баллов из 100
(плохо);
независимость судов при рассмотрении коррупционных дел –
67 баллов из 100 (посредственно);
эффективность правоохранительных органов по борьбе с
коррупцией – 33 балла из 100 (очень плохо).
Исследование Фонда Бертельсманна – 3 балла из 10.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
24
Влияние коррупции на предпринимательский климат
По данным международных исследований в странах, не
относящихся к рыночной экономике, рост коррупции на 1
процент приводит к снижению прироста фирм на 3 процента.
(Фишман, Свеннсон – 2007)
Проблемы порождаемые коррупцией:
– сложность реализации законных прав, высокие
трансакционные издержки,
– нарушения в конкуренции,
– избыточное госрегулирование,
– проблемы защиты прав собственности,
– возможность быть привлеченным к ответственность без
совершения нарушений.
Это приводит к снижению инвестиционной привлекательности
страны и снижению предпринимательской инициативы.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
7
ВЛИЯНИЕ КОРРУПЦИИ НА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ
По данным международных исследований в странах, не относящихся к
рыночной экономике, рост коррупции на 1 процент приводит к снижению
прироста фирм на 3 процента. ( Фишман, Свеннсон – 2007)
Проблемы порождаемые коррупцией:
сложность реализации законных прав, высокие трансакционные издержки,
нарушения в конкуренции,
избыточное госрегулирование,
проблемы защиты прав собственности,
возможность быть привлеченным к ответственность без совершения
нарушений.
Это приводит к снижению инвестиционной привлекательности страны и
снижению предпринимательской инициативы.
Внешний механизм
Внутренние
механизмы действуют
посредством
стимулирования четкого
разграничения
исполняемых
обязанностей.
Осуществляется надзор
уполномоченных органов
за должностными
лицами, которые
работают автономно.
действует независимо от
исполнительных органов
власти. Например,
такими
контролирующими
средствами могут
выступать судебная
система, средства
массовой информации,
свобода слова.
Группа стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО)
ГРУППА СТРАН ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ
(ГРЕКО)
Создана в 1999 году для мониторинга антикоррупционных стандартов Совета
Европы в странах-членах.
Задачи ГРЕКО:
усовершенствовать методы борьбы с коррупцией в странах, вступивших в
данную организацию;
создать базу для обмена позитивным опытом в области предотвращения и
выявления случаев коррупции.
Результаты работы – доклад об имплементации антикоррупционных стандартов
Совета Европы.
Разделы доклада:
проведение страной политики, направленной против коррупции, в
государственных органах;
выделение средств для политических партий;
независимость судебной власти от государства;
создание и развитие анти-коррупционных институтов;
иммунитет от судебного преследования;
взаимосвязь коррумпированных представителей власти с организованной
преступностью и отмыванием денег.
Предъявление избыточных требований к бизнесу
Незаконные, избыточные требования, как правило,
имеют целью:
– Коррупционное вымогательство
– Уничтожение бизнеса (в интересах конкурентов,
с целью захвата ресурсов, в качестве мести за
жалобы на госорганы)
Обращения бизнеса по поводу предъявления
должностными лицами незаконных требований
должны расследоваться как коррупционные
деяния.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
8
Виды коррупции
Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых
граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан
и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории
также относится кумовство (непотизм).
Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса.
Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться
заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и
верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у
власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в
осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам
избирателей.
Национальные планы противодействия коррупции
Национальные планы противодействия корруцпии утверждались в 2008, 2010 и
2012 гг.
Действующий Национальный план на 2012-2013 гг. предусматривает комплекс
мер для Правительства РФ, ФОИВов, Генеральной прокуратуры РФ, других ветвей
власти:
противодействие конфликту интересов;
снижение экономической заинтересованности в коррупционных преступлениях;
образовательные
программы,
направленные
антикоррупционного мировоззрения;
на
формирование
формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупционному
поведению;
разработать проект федерального закона об общественном контроле;
создание эффективной системы обратной связи, позволяющей государству
корректировать проводимую антикоррупционную политику;
формирование механизмов общественного контроля за деятельностью
государственных учреждений.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
21
Опасность коррупции для предпринимательства
1
Коррупция всегда наносит ущерб общественным интересам – прямой или
косвенный.
2
Коррупция приводит к существенному сокращению общественных благ
вследствие прямого расхищения средств государственных и муниципальных
бюджетов либо их неэффективного или нецелевого использования.
3
Коррупция
приводит
к
снижению
стимулов
к
добросовестному
предпринимательству, бегству капитала, утеканию наиболее ценных
человеческих ресурсов.
4
Коррупция особенно ощутимо отражается на рядовых гражданах страны, не
имеющих возможности обеспечить себе надлежащую правовую защиту.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
6
В задачи Совета в соответствии с Указом Президента РФ входит
– подготовка предложений Президенту Российской
Федерации, касающихся выработки и реализации
государственной политики в области противодействия
коррупции;
– контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных
Национальным планом противодействия коррупции.
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИЗБЫТОЧНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К БИЗНЕСУ
Незаконные, избыточные требования, как правило,
имеют целью:
– Коррупционное вымогательство
– Уничтожение бизнеса (в интересах конкурентов, с
целью захвата ресурсов, в качестве мести за
жалобы на госорганы)
Обращения бизнеса по поводу предъявления
должностными лицами незаконных требований
должны расследоваться как коррупционные деяния.
Средства борьбы с коррупцией в основное
подразделяются на два вида –
предупредительные или мягкие методы, и
реакционные или жесткие методы. В число
мягких методов входят, например, обучение,
персональная политика (напр. ротация) и
организационно-культурное развитие, а также
определенные механизмы контроля. К числу
жестких методов можно отнести законы и
наказания. В борьбе разных государств против
коррупции применяются различные методы.
В Российской Федерации приняты федеральные
законы «О противодействии коррупции» (2008 г.),
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных
правовых актов и проектов нормативных правовых
актов» (2009 г.),законы, регламентирующие
государственную и муниципальную службу,
соответствующие нормы административного,
гражданского и уголовного права; нормативноправовые акты Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации,
федеральных министерств и ведомств.
Восприятие коррупции бизнесом
данным исследования ОПОРЫ РОССИИ «Малый бизнес и
По
коррупционные отношения» 2/3 предпринимателей являются
жертвами коррупции и не более 1/3 – инициаторами.
Опрос на Съезде ТПП РФ (2011):
– По результатам – 82% предпринимателей главной проблемой
назвали коррупцию.
Индекс ОПОРЫ РОССИИ 2010-2011:
Доля компаний, не наблюдающих в своем регионе коррупцию
всего 10 %;
Средний уровень коррупционных издержек бизнеса – 5 % выручки;
Коррупция принимается как данность, а незаконные выплаты уже
давно стали статьями издержек многих компаний;
Деятельность контролирующих и правоохранительных органов
воспринимается бизнесов как более вредная, чем столкновение с
криминалом.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
11
• Положение России в рейтинге Всемирного экономического
форума по индексу глобальной конкурентоспособности (всего
133 государства):
• 2011 год – 66 место;
• 2012 год – 67 место (между Ираном и Шри-Ланкой).
• В рейтинге стран БРИК в 2012 году Россия заняла четвертое
место (Бразилия – 48 место, Индия – 59, Китай- 29).
размер внутреннего рынка – 9 место;
независимость судов – 122 место;
прозрачность госполитики – 124 место;
защита прав собственности -133 место;
доверие полиции – 133 место.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
10
Презентация на тему
Коррупция Презентация подготовлена учеником 11 «В» класса ЗВЕРЕВЫМ ВЕНИАМИНОМ
Коррупция – подкуп, развращение взятками должностных лиц.
НЕОЛОГИЗМЫ- ЖАРГОНИЗМЫ, ВОШЕДШИЕ В НАШУ РЕЧЬ В РАСЦВЕТ КОРРУПЦИИ:МОХНАТАЯ РУКА,СУНУТЬ В ЛАПУ, НА ХЛЕБ С МАСЛОМ, ПРОЕХАТЬ ЗА СЧЕТ ПРОФСОЮЗА, ПОДМАЗАТЬ, БЛАТ, ИЗ-ПОД ПРИЛАВКА.
ИСТОРИЯ КОРРУПЦИИ XIII векВ России, первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят из русских летописей.
ИСТОРИЯ КОРРУПЦИИ XV век Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. Судебник 1497 г устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь, торговую казнь (битьё кнутом). Судебник расширил круг деяний, признавшихся уголовно наказуемыми: крамола, «церковная татьба» (святотатство), ябедничество; дал понятие преступления, а также особо опасного преступления.
ИСТОРИЯ КОРРУПЦИИ XVI векВо время правления Ивана IV, впервые ввелась смертная казнь в наказание за чрезмерность во взятках.
ИСТОРИЯ КОРРУПЦИИ XVII векВо время правления Алексея Михайловича, в Соборном Уложении 1649г, появилась статья «Наказание за преступление, попадающее под понятие коррупция».
ИСТОРИЯ КОРРУПЦИИ XVIII векПри Петре I в России был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I совместно с коллегиями ввёл деятельность Тайной канцелярии (Тайной полиции)
ИСТОРИЯ КОРРУПЦИИ XIX векПущин И. И. служил в Московском надворном суде, боролся с взяточничеством. По словам современников был «первым честным человеком, который сидел когда-либо в русской казенной палате».
ИСТОРИЯ КОРРУПЦИИ 1826гПравление Николая I: коррупция стала механизмом государственного управления, но было создано III отделение для безопасности императора и борьбы с преступностью.
ИСТОРИЯ КОРРУПЦИИ 1918гПо декрету о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества.
ИСТОРИЯ КОРРУПЦИИ 1922 гПо Уголовному кодексу за взяточничество – расстрел1957гОфициальная борьба приостановлена, так как коррупция считалась редким явлением.
Многие люди благодаря тому, что коррупция существует, добились своих целей:поднялись по служебной лестнице;улучшили материальное положение;выучились в престижном ВУЗе;получили элитные медицинские услуги и т.д.
Коррупция: за и против ЗАЭКОНОМИЯ ВРЕМЕНИ (не надо стоять в очереди)УВЕРЕННОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ (поступление в ВУЗ без конкурса)МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ (получение квартиры)УСТРОЕННОСТЬ В ЖИЗНИ (зависть со стороны окружающих) ПРОТИВСТРАДАЮТ ДРУГИЕ (не могут попасть к врачу)СНИЖЕНИЕ САМООЦЕНКИ (не верят в достижение цели)ПОТЕРЯ ВЕРЫ В СПРАВЕДЛИВОСТЬ (перестают стремиться к движению вперед)ОБИДА НА ВЕСЬ МИР
Владимир Путин, премьер-министр РФ: «Коррупция деморализует общество, разлагает власть и госаппарат». Дмитрий Медведев,Президент РФ: «Хватит ждать! Коррупция превратилась в системную проблему».
Сколько стоит обойти закон В наиболее концентрированном виде коррупция представлена в так называемом рейдерстве – захвате чужой собственности при помощи подкупа «государевых слуг». Вот лишь некоторые расценки на их «услуги» (в долларах): Получение справок и копий документов о предприятии – 1,5 – 5 тыс. Приостановка работы предприятия пожарным надзором – от 15 тыс. Проведение проверки органами Роспотребнадзора – от 5 тыс. Возбуждение уголовных дел против руководства и акционеров – от 50 тыс. Комплекс следственных действий (обыски, допросы пр.) – от 50 тыс. Отмена прокурором постановления следователя (ОВД, УБЭП) о возбуждении уголовного дела (об отказе в возбуждении) – от 50 тыс. Изъятие оригиналов документов и их «случайная» утрата – от 30 тыс. Инициирование дела о банкротстве – от 20 тыс. Налоговые проверки, штрафы, арест средств на счетах – от 10 тыс. Ускоренная регистрация перехода прав собственности на актив – от 25 тыс. Перенос судебного заседания – от 10 тыс. Выгодное рейдеру решение суда – от 35 тыс.
1 июня 2011 года Госдума приняла в первом чтении президентский законопроект по борьбе с коррупциейОн обязывает чиновников и депутатов каждый год предоставлять сведения о доходах и имуществе своей семьи, наказывает увольнением за неполную декларацию или скрытое участие в работе бизнес-структур.
Какие предложения Кремля утвердила ГосдумаДекларировать доходы должны не только чиновники, но и их супруги и несовершеннолетние дети. Максимальный размер подарков госслужащим -5000 руб. В случае конфликта личных и служебных интересов чиновник обязан проинформировать руководство. Чиновник должен докладывать о ставших известными ему фактах коррупции со стороны коллег по службе. В течение 2 лет после отставки чиновник не может без разрешения занимать должности в компаниях, которые курировал по долгу службы. В качестве наказания для коррупционера предусмотрена конфискация имущества, нажитого незаконным путём.
Спасибо за внимание !
Оценка антикоррупционной политики – ГРЕКО
РФ выполнена только треть рекомендаций по
антикоррупционной политики. В частности, не выполнено:
улучшению
мониторинг эффективности
гражданским обществом;
антикоррупционных
мер
случаи
коррупции
должны
рассматриваться
преступления (только уголовная ответственность);
как
разработать четкие
должностных лиц;
обеспечить предотвращение конфликта интересов на
практике;
ввести уголовную ответственность юридических лиц за
коррупционные действия
Высшая школа экономики, Москва, 2012
критерии
лишения
иммунитета
23
Положительные и отрицательные примеры реализации антикоррупционных мер
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ
РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ МЕР
Положительные примеры:
публичные закупки;
система
государственного
контроля
(надзора)
в
сфере
предпринимательства в соответствии с ФЗ-294, в том числе согласование
внеплановых проверок с прокуратурой, ограничения по частоте
проведения проверок;
упрощение
некоторых
административных
процедур
(введение
уведомительного порядка начала ряда видов деятельности, сокращение
лицензируемых видов деятельности);
возможность получения ряда государственных и муниципальных услуг в
электронном виде, повышение качества оказания отдельных
государственных услуг;
принятие ряда эффективных административных регламентов.
Отрицательные примеры:
антикоррупционная экспертиза;
декларации должностных лиц;
защита заявителей о коррупции.
Нереализованные меры конвенций
1
Не реализованы:
не ратифицирована статья 20 Конвенции ООН – ответственность за
незаконное обогащение;
2
отсутствует специальная уголовная ответственность за обещание взятки;
3
отсутствует уголовная ответственность юридических лиц;
4
отсутствует уголовная ответственность за ряд правонарушений в сфере
бухгалтерского учета;
5
законодательная защита заявителей (как физических, так и юридических
лиц), заявляющих о фактах коррупции и сотрудничающих со следствием;
6
отсутствует сотрудничество правоохранительных органов разных стран
в целях повышения эффективности правоприменительных мер для
борьбы с коррупционными преступлениями.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
22
ВВЕДЕНИЕ
1. Определение коррупции
2. Виды коррупции
3. Способы и методы борьбы с
коррупцией
4. Нормативно-правовая база
противодействия коррупции в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировые рейтинги в России
МИРОВЫЕ РЕЙТИНГИ В РОССИИ
Индекс восприятия коррупции 2011 г. – 2,1 балл.
Россия опустилась в рейтинге с 147 (2008) на 154
место (2010) из 178 – между Папуа-Новой Гвинеей и
Таджикистаном.
Барометр мировой коррупции 2011 г. ( Трансперенси
Интернешнл) – уровень коррупции за 3 года
повысился.
Исследование Freedom house за 2010 г. – 26-27 место
из 29 стран с переходной экономикой.
Антикоррупционная политика
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Антикоррупционная
политика
взаимодополняющих мер:
законодательных,
экономических,
политических,
–
это
комплекс
информационных,
организационных,
предпринимаемых
государством
и
гражданским
обществом в целях противодействия коррупции.
Спасибо за внимание!!!
Антикоррупционная политика
взаимодополняющих мер:
–
это
комплекс
законодательных,
экономических,
политических,
информационных,
организационных,
предпринимаемых государством и гражданским
обществом в целях противодействия коррупции.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
13
Понятия коррупции (другие)
Коррупция – это деструктивная по отношению к действующим
на данной территории общественным нормам и
господствующей морали система социальных связей, которые
характеризовались использованием должностных полномочий
для получения материальной и (или) нематериальной выгоды.
Коррупция – это разновидность оппортунистического поведения
наделенного властью лица, возникающая вследствие высокого
уровня асимметрии информации между ним и гражданами
(затрудненного контроля со стороны граждан).
Коррупция – это девиантное, отклоняющееся от
общепринятого, поведение управляющей элиты,
проявляющееся в нелегитимном использовании ею социальных
благ.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
3
Понятие противодействии коррупции
ПОНЯТИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления,
институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в
пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и
последующему устранению причин коррупции (профилактика
коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и
расследованию коррупционных правонарушений (борьба с
коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных
правонарушений.
Определение коррупции
Корру́пция (от лат. corrumpere — растлевать, лат.
corruptio — подкуп, порча, растление, продажность,
разложение) — термин, обозначающий обычно
использование должностным лицом
своих властных полномочий и доверенных ему прав,
а также связанных с этим официальным статусом
авторитета, возможностей, связей в целях личной
выгоды, противоречащее
законодательству и моральным установкам.
Коррупцией называют также подкуп должностных
лиц, их продажность, подкупность.
Конвенция совета Европы об уголовной ответственности за коррупцю
КОНВЕНЦИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ ОБ УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦЮ
Предусматривает регулярный контроль ее соблюдения
посредством ежегодного мониторинга со стороны Группы
государств против коррупции (ГРЕКО).
Принята в 1999 г. Ратифицирована РФ в 2006 г.
Необходимость специальной защиты заявителей о коррупции.
Криминализация следующих коррупционных деяний
подкуп (активный и пассивный);
использование служебного положения в корыстных целях;
отмывание доходов;
ответственность юридических лиц и др.
Создана в 1999 году для мониторинга антикоррупционных стандартов
Совета Европы в странах-членах.
Задачи ГРЕКО:
усовершенствовать методы борьбы с коррупцией в странах, вступивших в
данную организацию;
создать базу для обмена позитивным опытом в области предотвращения
и выявления случаев коррупции.
Результаты работы – доклад об имплементации антикоррупционных
стандартов Совета Европы.
Разделы доклада:
•проведение страной политики, направленной против коррупции, в
государственных органах;
•выделение средств для политических партий;
•независимость судебной власти от государства;
•создание и развитие анти-коррупционных институтов;
•иммунитет от судебного преследования;
•взаимосвязь коррумпированных представителей власти с
организованной преступностью и отмыванием денег.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
17
«Коррупция и борьба с ней в России
Выполнила: студентка гр 8301
Деспилдей С. Х
Проверил: Аюшеев Д. Н
ПОнятия коррупции (правовые)
ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИИ (ПРАВОВЫЕ)
-Коррупция (Справочный документ ООН о международной борьбе с коррупцией) злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.
Для международных конвенций характерен широкий взгляд на коррупцию, не
сводимый ко взяточничеству, а включающий в себя широкий спектр корыстных
служебных злоупотреблений.
-Коррупция (Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции») – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение
взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное
использование физическим лицом своего должностного положения вопреки
законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег,
ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных
имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление
такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Способы борьбы с коррупцией
Борьба с коррупцией в России – очень
сложное предприятие. Склонностью к
этому преступлению пронизаны
практически все сферы
жизнедеятельности. Если
ликвидировать коррумпированные
органы власти, то это создаст иные
проблемы. Поэтому с рассматриваемой
проблемой необходимо бороться. Важно
правильно применять способы ее
ликвидации.
Коррупция в России
Структура выступления Объем коррупции; Социокультурные особенности коррупции в России; Социальные и экономические эффекты коррупции; Региональные особенности коррупции (на примере Краснодарского края); Тенденции развития коррупционных механизмов; Направления антикоррупционной деятельности.
Понятие коррупции (в соответствии с ФЗ «О противодействии коррупции»)а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте “а” настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Проблема определения коррупцииОпределение через имущественную выгоду ограничивает понятие коррупции. Согласно результатов контент-анализа региональных печатных СМИ, в период 2005-2008 гг., 16% сообщений от общего числа публикаций, размещенных PR-службой Законодательного Собрания Краснодарского края, посвящены деятельности коммерческих структур, которые представляют действующие депутаты.
Объем коррупцииПо данным Всемирного банка, ежегодно в мире в форме взяток выплачивается около 1 трлн. $; По оценке фонда ИНДЕМ, объем деловой коррупции в России – около 316 млрд. долларов в год; Коррупция неравномерно распределена в мире: Россия находится в одной группе с Албанией и Нигерией; Балльный показатель коррупции в России в 4 раза выше, чем в Финляндии и Сингапуре.
Динамика коррупции в РоссииОбъем деловой коррупции (т.е. коррупции в отношениях бизнеса и власти) в 2001-2005гг. вырос в 9 раз.
Социокультурные особенности коррупции в России Восприятие ее в общественном сознании в качестве оправданной необходимости: Взятки в России вымогаются только в 30% случаев; В имперском законодательстве существовало различие санкций за «мздоимство» и «лихоимство».
Экономические эффекты коррупцииДополнительные затраты бизнеса (накануне начала административной реформы издержки бизнеса составляли около 7,5% от выручки); Дополнительные затраты населения в результате бытовой коррупции; Рост престижного потребления коррупционеров и, как результат, «вымывание» средств из реального сектора российской экономики; Необъективность и непрозрачность взаимодействий бизнеса и власти; Ухудшение качества государственного и муниципального управления (в частности, неэффективность бюджетных расходов).
Социальные эффекты коррупцииТорможение роста качества жизни социально ущемленных групп; Усиление социального расслоение (рост децильного коэффициента); Усиление недоверия граждан к власти; Рост социальной депривации, что особенно опасно в условиях кризиса, поскольку создает условия для массовых протестных действий.
Пример влияния коррупции на качество жизниПо результатам исследования Южного регионального ресурсного центра, коррупционная нагрузка на цену квадратного метра жилья на первичном рынке составляет в Краснодарском крае около 40%; «очищенная от коррупции» цена метра жилья на Кубани составляет около 15 тысяч рублей.
Что входит в коррупционную нагрузку на новое жилье?Коррупционные издержки на получение разрешения на строительство; Коррупционные нагрузки на покупку земли; Коррупция при приобретении строительных материалов (если строительная организация не имеет своего производства стройматериалов): коррупционные издержки производителей стройматериалов включены в их цену.
Уровень коррупции регионально глубоко дифференцированКраснодарский край в рейтинге коррупционной активности ФОМ занимает 2 место (с Татарстаном) – 41% жителей заявил, что регулярно включаются в коррупционные схемы; В крае отсутствует ряд формальных показателей, свидетельствующих о наличии политической воли противодействия коррупции.
Индикаторы «политической воли»Отсутствие региональной программы противодействия коррупции (есть план мероприятий); Отсутствие обязательной внешней экспертизы проектов административных регламентов оказания государственных услуг и выполнения государственных функций; Отсутствие открытых для общества обобщений результатов антикоррупционной деятельности в крае; Низкое качество Закона Краснодарского края «О противодействии коррупции в Краснодарском крае».
Проблемы краевого антикоррупционного законаОтсутствие дополнительных по отношению к федеральному законодательству механизмов противодействия; Отсутствие такого направления деятельности, как снижение административных барьеров; Отсутствие закрепления системного внешнего (негосударственного) участия в противодействии коррупции.
Сильная сторона краевого законаНаличие статьи 7. « Независимая антикоррупционная экспертиза» 1. Институты гражданского общества, граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Краснодарского края (их проектов), муниципальных правовых актов (их проектов), за исключением имеющих индивидуальный характер. 2. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должно содержать выявленные в нормативном правовом акте (его проекте) коррупциогенные факторы и способы их устранения. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, принявшим (издавшим) нормативный правовой акт (его проект), в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения заключения направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует указание способа устранения выявленных коррупциогенных факторов.
В то же время:По обращению Общественного совета при ГУВД к губернатору (решение Совета от 16.06.2010г.) в настоящее время создана рабочая группа и обсуждается новая редакция Закона Краснодарского края «О противодействии коррупции»
Результаты отсутствия политической волиПолучение пакета разрешительных документов на крупный и средний бизнес – до 30% акций; Трудоустройство в ОГВ и ОМСУ на уровень «ведущий специалист» – от 3000$; Получение регистрации, права на работу при отсутствии законных оснований – около 6000.
Развитие коррупционных механизмовПереход (возврат) коррупционного оборота к бивалютной корзине в ходе кризиса; Возникновение и развитие практики продажи должностей во власти на определенный срок; Неисполнение подчиненными прямых указаний начальников, если эти указания противоречат их коррупционным интересам.
Стратегия наступления коррупцииКоррупция в России становится все более системной: в коррупционный оборот посредством «вертикальных схем» включаются должностные лица, которые не хотят этого (или же эти люди уходят из системы власти); Идейно в стране побеждает ущербная идея победы коррупции исключительно силами власти: механизмы внешнего противодействия коррупции в своей массе являются имитационными.
Пример имитацииОтвет зам. главы города Сочи О. В. Ясюка от 19.07.2010г. №6370/01-02-12 на запрос о предоставлении дополнительной информации для проведения независимой антикоррупционной экспертизы: отказ с обоснованием «все нормативно-правовые акты администрации города Сочи проходят независимую антикоррупционную экспертизу».
Стратегия и направления антикоррупционной обороныСтратегия – массовое введение детализированных антикоррупционных процедур и широкого общественного контроля. Направления: Дополнения и корректировка антикоррупционного законодательства; Восстановление системы сдержек и противовесов между ветвями власти; Сокращение и упорядочение функционала исполнительной власти на уровне субъектов РФ и МСУ; Внедрение системы внешнего контроля за имущественным положением представителей власти; Практическая реализация федеральных законов о раскрытии информации о деятельности государственной и муниципальной власти.
Главная проблема сегодняшнего дня: регламенты оказания услугПо результатам деятельности прокуратуры края в первом полугодии 2010г.: среди наиболее распространенных коррупциогенных факторов в нормативных актах органов местного самоуправления: широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения; наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); отсутствие или неполнота административных процедур -отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
Спасибо за внимание Для России отношение к коррупции – это выбор между долгосрочной и краткосрочной перспективами. Сегодня коррупция удобна многим, борьба с ней требует большого напряжения. Но стратегически коррупция подрывает конкурентоспособность страны в условиях усиления конкуренции на международной арене.
Конвенция ООН против коррупции
КОНВЕНЦИЯ ООН ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
Цели Конвенции:
содействие принятию и укрепление мер по противодействию коррупции;
поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической
помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней;
поощрение честности и неподкупности, ответственности публичных должностных лиц.
Принята 2003 г. Ратифицирована РФ в 2006г.
Введение понятий «публичное должностное лицо», «доходы от преступления»
специально для коррупционных преступлений.
Меры по предупреждению коррупции (вовлечение населения в процессы
принятия решений, образовательные программы, создание атмосферы
нетерпимости в отношении коррупции).
Меры по противодействию коррупции (в сфере публичных закупок, меры в
отношении судов и прокуратуры, участие общества и др.).
Меры по криминализации коррупционных деяний (взяточничество, подкуп,
незаконное обогащение, воспрепятствие правосудию, защита
свидетелей).
Меры по международному сотрудничеству.
Фгбоу во «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. Филиппова»
ФГБОУ ВО «БУРЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ИМ. В.Р. Ф ИЛИППОВА»
Презентация на тему:
Коррупция и антикоррупционная
политика в современной России
Выполнила: Монгуш Х. А.
Проверил: Аюшеев Д. Н.
Улан-Удэ 2017г
Оценка антикоррупционной политики(ГРЕКО)
ОЦЕНКА АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ(ГРЕКО)
РФ выполнена только треть рекомендаций по улучшению антикоррупционной
политики. В частности, не выполнено:
мониторинг
обществом;
эффективности
антикоррупционных
мер
гражданским
случаи коррупции должны рассматриваться как преступления (только
уголовная ответственность);
разработать четкие критерии лишения иммунитета должностных лиц;
обеспечить предотвращение конфликта интересов на практике;
ввести уголовную ответственность юридических лиц за коррупционные
действия
ВОСПРИЯТИЕ КОРРУПЦИИ БИЗНЕСОМ
По данным исследования ОПОРЫ РОССИИ «Малый бизнес и
коррупционные отношения» 2/3 предпринимателей являются
жертвами коррупции и не более 1/3 – инициаторами.
Опрос на Съезде ТПП РФ (2016):
По результатам – 82% предпринимателей главной проблемой
назвали коррупцию.
Индекс ОПОРЫ РОССИИ 2015-2016:
Доля компаний, не наблюдающих в своем регионе коррупцию всего 10 %;
Средний уровень коррупционных издержек бизнеса – 5 % выручки;
Коррупция принимается как данность, а незаконные выплаты уже давно
стали статьями издержек многих компаний;
Деятельность
контролирующих
и
правоохранительных
органов
воспринимается бизнесов как более вредная, чем столкновение с
криминалом.
Антикоррупционная политика и институты
Институты – разработанные людьми наборы правил,
структурирующие их взаимодействие (Д. Норт):
формальные институты (законы, конституции),
неформальные (договоры, обычаи и добровольно принятые
кодексы поведения, процедуры соответствий и ограничений).
Антикоррупционная политика предполагает создание условий для
трансформации институтов в направлении повышения их
эффективности и доминирования формальных норм и правил над
неформальными.
Условия для трансформации институтов при реализации
антикоррупционной политики:
неотвратимость санкций, наличие механизмов принуждения,
запретов и ограничений;
контроль третьей стороны, включая широкий общественный
контроль.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
18
Национальная стратегия противодействия коррупции
Утверждена указом Президента РФ в 2010 г. В 2012 г. в нее вносились
изменения.
Целью стратегии является искоренение причин и условий, порождающих
коррупцию в российском обществе.
Принципы стратегии:
признание коррупции одной из системных угроз безопасности;
использование мер по предупреждению коррупции, по уголовному
преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по
минимизации и ликвидации последствий коррупции.
Основные направления стратегии:
обеспечение участия институтов гражданского общества;
повышение эффективности деятельности ФОИВ;
устранение коррупциогенных факторов;
расширение системы правового просвещения населения;
периодическое исследование состояния коррупции и эффективности
антикорруцпионных мер;
совершенствование организационных основ антикоррупционной
экспертизы.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
20
Роль предпринимательских объединений
контроль третьей стороны;
business advocacy – зонтичная защита прав
отдельных предпринимателей;
устранение
избыточного
регулирования
предпринимательской деятельности;
содействовие открытости и прозрачности
государственной
политики
по
предпринимательству;
ограничение коррупционного лоббизма.
Важный инструмент участия бизнес-объединений – общественноконсультативные советы при органах власти.
На федеральном уровне в советах учатсвуют Деловая Россия,
РСПП, ОПОРА РОССИИ, ТПП России,.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
31
Научно-исследовательский институт
Высшая школа экономики
Коррупция и антикоррупционная
политика в современной России
Крылова Дина Владимировна,
Президент Межрегионального Общественного
Фонда «Деловая перспектива»
Москва
14 января 2013 г.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
Этапы коррупции в России
1 этап – пассивная коррупция (первая половина 90-х) – пассивность
чиновников, взятки как способ повысить эффективность их работы в
условиях рынка. Предмет коррупционных отношений – получение
незаконных преимуществ и уход от наказания за правонарушения.
2 этап – активная коррупция. Выстраивание административных
барьеров, вытеснение криминала из крышевания бизнеса.
Превращение права в товар. (вторая половина 90-х). Рейдерство
через банкротство.
3 этап – активная системная коррупция. Формирование разветвленных
коррупционных
рынков.
Предметом
коррупции
становится
возможность
реализации
законных
прав
гражданами
и
предпринимателями.
(2000-2003
годы).
Рейдерство
через
корпоративные захваты.
4 этап – агрессивная коррупция. Формирование устойчивых связей
правоохранителей, судей и коррумпированных руководителей
территорий и отраслей. Превращение права в инструмент
дискриминации. (с 2003 года). Рейдерство через уголовные дела.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
12
Этапы коррупции в Росии
ЭТАПЫ КОРРУПЦИИ В РОСИИ
1 этап – пассивная коррупция (первая половина 90-х) – пассивность
чиновников, взятки как способ повысить эффективность их работы в
условиях рынка. Предмет коррупционных отношений – получение
незаконных преимуществ и уход от наказания за правонарушения.
2 этап – активная коррупция. Выстраивание административных барьеров,
вытеснение криминала из крышевания бизнеса. Превращение права в
товар. (вторая половина 90-х). Рейдерство через банкротство.
3 этап – активная системная коррупция. Формирование разветвленных
коррупционных рынков. Предметом коррупции становится возможность
реализации законных прав гражданами и предпринимателями. (2000-2003
годы). Рейдерство через корпоративные захваты.
4 этап – агрессивная коррупция. Формирование устойчивых связей
правоохранителей, судей и коррумпированных руководителей территорий
и отраслей. Превращение права в инструмент дискриминации. (с 2003
года). Рейдерство через уголовные дела.
Практика привлечения к ответственности
Максимальное
наказание
Возбуждено уголовных
дел в 2010 году (МВД)
Лиц привлечено к
ответственности в 2010
году (МВД)
Получение взятки – ст. 290
УК РФ
Лишение свободы
(до 15 лет)
7747
2488
Дача взятки – ст. 291 УК РФ
Лишение свободы
(до 12 лет)
4265
3855
Злоупотребление
должностными
полномочиями – ст. 285 УК
РФ
Лишение свободы
(до 10 лет)
4687
1679
Злоупотребление
полномочиями – ст. 201 УК
РФ
Лишение свободы
(до 10 лет)
1588
630
За дачу взятки привлекается к ответственности больше граждан, чем за
получение взятки.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
28
Спасибо за внимание!
Высшая школа экономики, Москва, 2012
Коррупция на международном уровне (связана с подкупом
иностранных должностных лиц, отмыванием доходов и
международной преступностью).
на национальном уровне:
– Коррупция
в негосударственном секторе (в бизнесе и общественных
организациях);
коррупция в государственном секторе:
– в бюджетных организациях (образование и здравоохранение);
– в органах власти:
– Низовая и верхушечная (большая коррупция в высших
эшелонах власти);
– Горизонтальная и вертикальная (восходящая и
нисходящая);
– Бытовая (в отношении граждан);
– Деловая (в отношении бизнеса).
Высшая школа экономики, Москва, 2012
5
Недостатки антикоррупционной политики в России
Низкие угрозы наказуемости за коррупцию для представителей власти:
за
нецелевое
использование
административная ответственность;
бюджетных
средств
установлена
за взяточничество к лишению свободы приговаривается 1 чиновник из 25, в
отношении которых возбуждено уголовное дело (причина – коррупция в
правоохранительных органах и судах);
тенденция к принятию законов, смягчающих ответственность чиновников –
пример, принудительные работы для взяточников;
отсутствует уголовная ответственность за незаконное обогащение, что
существенно затрудняет преследование за коррупцию;
проверка достоверности деклараций о доходах чиновников не обязательна;
законодательством не предусмотрена неизбежность наказания для
государственного служащего, представившего декларацию о доходах,
содержащую недостоверные сведения;
отсутствуют жесткие дисциплинарные
и административные
ответственности в отношении ситуации конфликта интересов.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
меры
27
Коррупция (Справочный документ ООН о международной борьбе с
коррупцией) – злоупотребление государственной властью для
получения выгоды в личных целях.
Для
международных
конвенций
характерен
широкий
взгляд
на
коррупцию,
не
сводимый
ко
взяточничеству, а включающий в себя
широкий спектр корыстных служебных
злоупотреблений.
Коррупция (Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О
противодействии
коррупции»)
злоупотребление
служебным
положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление
полномочиями, коммерческий подкуп
либо
иное
незаконное использование физическим
лицом своего должностного положения
вопреки законным интересам общества
и
государства
в
целях
получения
выгоды в виде денег, ценностей, иного
или услуг имущественного 2
Высшая школаимущества
экономики, Москва, 2012
Нормативно-правовая база противодействия коррупции в Российской Федерации включает в себя
– международные нормативно-правовые
акты;
– нормативно-правовые акты Российской
Федерации;
– законы и иные нормативно-правовые
акты субъектов Российской Федерации;
– нормативные акты органов местного
самоуправления.
Этапы становления антикоррупционного законодательства в России
В 2006 г. Ратифицированы Конвенция Организации Объединенных Наций
против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенция Совета Европы об
уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года.
В целях реализации конвенций принят Федеральный закон от 25.12.2008
№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Указ Президента РФ от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по
ликвидации административных ограничений при осуществлении
предпринимательской деятельности».
В соответствии с указом :
принят Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля»;
принят Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности»;
при ФОИВах образованы координационные (совещательные) органы по
вопросам МСП.
В 2010 г. введена процедура оценки регулирующего воздействия проектов
НПА.
В 2009 г. приняты указы Президента РФ, определяющие порядок
декларирования должностными лицами доходов.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
19
Понятие противодействия коррупции
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции»
Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, институтов гражданского общества,
организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
• а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и
последующему устранению причин коррупции (профилактика
коррупции);
• б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и
расследованию коррупционных правонарушений (борьба с
коррупцией);
• в) по минимизации и (или) ликвидации последствий
коррупционных правонарушений.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
4
1. Широта дискреционных полномочий
2. Определение компетенции по формуле «вправе»
3. Завышенные требования к лицу, предъявляемые для
реализации принадлежащего ему права
4. Злоупотребление правом заявителя
5. Выборочное изменение объема прав
6. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества
7. Юридико-лингвистическая коррупциогенность
8. Принятие НПА органа исполнительной власти «сверх
компетенции»
9. Заполнение законодательных пробелов при помощи НПА
органа исполнительной власти
Высшая школа экономики, Москва, 2012
29
Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию
Предусматривает
регулярный
контроль
ее
соблюдения посредством ежегодного мониторинга
со стороны Группы государств против коррупции
(ГРЕКО).
Принята в 1999 г. Ратифицирована РФ в 2006 г.
Необходимость специальной защиты заявителей
коррупции.
Криминализация следующих коррупционных деяний:
о
подкуп (активный и пассивный);
использование служебного положения в корыстных
целях;
отмывание доходов;
ответственность юридических лиц и др.
Высшая школа экономики, Москва, 2012
16