КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН 64

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

В 2023 году внеплановые контрольные мероприятия проводятся исключительно по основаниям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 10.03.2022 N 336.

1. Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями статьи 19 настоящего Федерального закона предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

3. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Контроль за
деятельностью органов местного
самоуправления и долж­ностных лиц
местного самоуправления осуществляют
граждане, проживающие в пределах границ
муниципального образования. Граждане
вправе заслушивать отчеты депутатов и
выборных должностных лиц местного
са­моуправления на собраниях, сходах.
Такую форму контроля предусматри­вают
законы и положения субъектов Российской
Федерации о собраниях, сходах граждан
и старостах, о территориальном общественном
самоуправ­лении, уставы муниципальных
образований.

Контроль в форме
надзора за деятельностью органов
местного само­управления и должностных
лиц местного самоуправления осуществляет
прокуратура.

Прокуратура изучает
правовые нормативные акты органов
местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления и в случае
несоответствия их действующему
законодательству требует устранения
нарушений путем использования правовых
актов реагирования.

В случае выявления
противозаконных норм в нормативных
актах ме­стного самоуправления или
должностного лица местного самоуправле­ния
прокурором приносится протест субъекту,
издавшему такой норма­тивный акт.

Орган местного
самоуправления, должностное лицо
местного само­управления обязаны
рассмотреть протест прокурора и дать
ответ в пись­менной форме.

Прокурор может
внести представление в орган местного
самоуправ­ления или должностному
лицу местного самоуправления, которое
также должно быть рассмотрено органом
местного самоуправления, должност­ным
лицом местного самоуправления.

О результатах
рассмотрения представления и мерах,
принятых по ус­транению правонарушений,
орган местного самоуправления,
должност­ное лицо местного самоуправления
сообщают прокурору в письменной форме
в течение месяца со дня внесения
представления.

Прокурор вправе
выступать в качестве истца по гражданским
и арби­тражным делам в случае, если
пострадавшие по состоянию здоровья,
воз­расту или иным причинам не могут
лично отстаивать в суде или арбит­ражном
суде свои права и свободы, или при
невозможности участия в судебном
процессе граждан в силу того, что нарушены
права, например, всех граждан, проживающих
в границах муниципального образования,
отдельных коллективов или значительного
числа граждан.

Судебная практика
показывает, что прокуроры довольно
часто ис­пользуют свои полномочия по
опротестованию нормативно-правовых
актов органов местного самоуправления
в связи с их незаконностью. Это
свидетельствует о недостаточности
правовых знаний в системе местного
самоуправления, о слабой подготовке
муниципальных служащих, о не­хватке
кадров с юридическим образованием.

Контроль за
деятельностью органов местного
самоуправления осуще­ствляют органы
государственной власти.

Согласно ч. 2 ст.
132 Конституции Российской Федерации
государство осуществляет контроль за
органами местного самоуправления в
части ис­пользования ими материальных
и финансовых средств, выделенных для
реализации переданных им государственных
полномочий. Средства для реализации
государственных полномочий носят
целевой характер, поэто­му государство
вправе проверить правильное их
расходование.

Государственный
орган, предоставивший местному бюджету
субвен­цию в виде денежных средств,
вправе проконтролировать расходование
этих средств. Субвенция имеет целевое
назначение и направляется на выполнение
задач в установленные государством
сроки.

При выявлении
фактов использования этих средств не
по назначе­нию, орган государственной
власти, выделивший субвенции, вправе
изъ­ять такие средства обратно.

Государственные
органы вправе контролировать расходование
фи­нансовых средств, объединенных
для выполнения каких-либо совмест­ных
программ с органами местного самоуправления.

Органы государственной
налоговой службы вправе контролировать
деятельность муниципальных предприятий,
организаций в части упла­ты налогов
и иных платежей в государственные
бюджеты различных уровней.

Контроль и надзор
за деятельностью органов местного
самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления

1. Органы прокуратуры
Российской Федерации и другие
уполномоченные федеральным законом
органы осуществляют надзор за исполнением
органами местного самоуправления и
должностными лицами местного самоуправления
Конституции Российской Федерации,
федеральных конституционных законов,
федеральных законов, конституций
(уставов), законов субъектов Российской
Федерации, уставов муниципальных
образований, муниципальных правовых
актов.

2. Уполномоченные
органы государственной власти осуществляют
контроль за осуществлением органами
местного самоуправления и должностными
лицами местного самоуправления переданных
им отдельных государственных полномочий.

3. Органы местного
самоуправления и должностные лица
местного самоуправления, наделенные в
соответствии с уставом муниципального
образования контрольными функциями,
осуществляют контроль за соответствием
деятельности органов местного
самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления уставу
муниципального образования и принятым
в соответствии с ним нормативным правовым
актам представительного органа
муниципального образования.

Органы
государства осуществляют контроль в
отношении мест­ного самоуправления.
Так, контроль за соблюдением законности
воз­ложен на прокуратуру, соответствие
актов местного самоуправления конституции
(уставу) субъекта РФ контролируют
конституционные (уставные) суды субъектов
РФ, действует судебный контроль. Акты
органов муниципальных образований, не
соответствующие законода­тельству,
могут быть приостановлены или признаны
судом недейст­вующими. При определенных
условиях представительный орган
му­ниципального образования, как
указывалось выше, может быть рас­пущен
законом субъекта РФ, а глава муниципального
образования отрешен от должности главой
администрации субъекта РФ. Возмож­но
также временное осуществление органами
государственной вла­сти отдельных
полномочий органов местного самоуправления,
о чем тоже уже говорилось.

Органы
местного самоуправления несут
ответственность перед населением
муниципального образования, государством,
физически­ми и юридическими лицами
в соответствии с законами. Ответствен­ность
депутатов перед избирателями выражается
в праве последних досрочно отзывать
депутатов. Ответственность органов и
должност­ных лиц муниципального
образования перед государством наступает
только на основании решения суда. Органы
государства не вправе смещать должностных
лиц или распускать представительные
органы местного самоуправления по
своему усмотрению. Решение об этом
принимает суд в случае нарушения ими
Конституции РФ, федераль­ных законов,
конституций (уставов) и законов субъектов
РФ, устава муниципального образования,
а также в случае ненадлежащего ис­полнения
муниципальными органами и должностными
лицами пе­реданных им государственных
полномочий.

Ответственность
представительного органа муниципального
об­разования наступает после решения
суда, установившего противо­правность
его акта. Если такой акт не отменен в
течение срока, уста­новленного судом,
или не приняты меры по его исправлению,
суд ус­танавливает факт неисполнения
его решения. В течение одного меся­ца
после решения суда, установившего факт
неисполнения его решения, высшее
должностное лицо субъекта РФ вносит в
законода­тельный орган субъекта РФ
проект закона о роспуске представитель­ного
органа муниципального образования
(его может распустить так­же Президент
РФ). Закон о роспуске может быть обжало­ван
в суд в течение 10 дней.

Глава
муниципального образования, как уже
говорилось, может быть досрочно отозван
избирателями. Он может быть также
отрешен от должности правовым актом
высшего должностного лица субъек­та
РФ в случае издания главой муниципального
образования проти­воправного правового
акта, если эти противоречия не исправлены,
что опять-таки установлено судом; а
также правового акта (в том числе
ненормативного), который нарушает права
и свободы граждан, представляет собой
угрозу единству и территориальной
целостности Федерации, ее безопасности,
обороноспособности, единству правово­го
и экономического пространства. Отрешение
возможно и в том случае, если судом
установлено нецелевое расходование
субвенций из федерального бюджета или
бюджета субъекта РФ, и должностное лицо
не приняло в течение указанного судом
срока мер для исправ­ления положения.
Акт об отрешении во всех случаях не
может быть издан главой субъекта РФ в
срок, составляющий менее месяца со дня
последнего решения суда. Отрешение от
должности может быть об­жаловано в
суд.

В
таком же порядке осуществляется
отрешение от должности главы администрации
муниципального образования, его
исполни­тельного органа, если он
работает по контракту.

Ответственность
органов муниципального самоуправления
перед государством может выражаться
во временном изъятии у них некото­рых
полномочий и временном осуществлении
их государственными органами (органами
государственной власти субъекта РФ).
Изъятие полномочий возможно, если
муниципальные органы не созданы или
не могут быть созданы в связи со
стихийными бедствиями (в этих случаях
указанные последствия не являются
формой ответственно­сти). Временное
осуществление государственными органами
отдель­ных полномочий органов
муниципальных образований в качестве
от­ветственности возможно в случаях,
если; 1) если вследствие реше­ний,
действий (бездействия) органов- местного
самоуправления воз­никает просроченная
задолженность муниципального образования
по исполнению его долговых и (или)
бюджетных обязательств, пре­вышающая
30% собственных доходов муниципального
образования за финансовый год или 40%
всех бюджетных ассигнований (при
ус­ловии. что бюджетные обязательства
Федерации и соответствующего субъекта
РФ перед муниципальным образованием
выполнены); 2) при осуществлении
государственных полномочий, переданных
муни­ципальному образованию, допущено
нецелевое расходование бюд­жетных
средств или нарушение законов.

В
случаях отсутствия органов муниципального
образования по причине стихийных
бедствий высшее должностное лицо
субъек­та РФ на основании решения
представительного органа муниципаль­ного
образования, принятого не менее 2/3
голосов от установленной уставом
численности, принимает постановление
(указ и др.) о вре­менном осуществленнии
государственными органами отдельных
полномочий муниципального образования.
Такое постановление должно содержать:
перечень осуществляемых полномочий;
указание на исполнительные органы или
должностных лиц субъекта РФ, кото­рые
должны осуществлять полномочия; срок,
который не может пре­вышать периода,
необходимого для устранения препятствий,
порож­денных стихийным бедствием;
источники и порядок финансирова­ния
для временного осуществления передаваемых
полномо­чий. В этот период органами
субъекта РФ не могут осуществляться
полномочия органов местного самоуправления
по принятию устава муниципального
образования, внесению в него изменений,
установ­лению структуры органов,
преобразованию и изменению границ
му­ниципального образования.

Если
речь идет о задолженности муниципального
бюджета, то прежде всего этот факт
должен быть установлен решением
арбитраж­ного суда. Затем по ходатайству
представительного органа муници­пального
образования или его главы высшее
должностное лицо субъ­екта РФ вводит
на срок до одного года временное
финансовое управ­ление в муниципальном
образовании. Проводится восстановление
платежеспособности, предпринимаются
меры по реструктуризации просроченной
задолженности, разрабатывается проект
бюджета му­ниципального образования
на следующий финансовый год. Если при
этом имело место нецелевое использование
субвенций, то проводит­ся их изъятие.

Решения
высшего должностного лица субъекта РФ
о введении временного финансового
управления (равно как и в случае передачи
полномочий в условиях стихийных
бедствий) могут быть обжалова­ны в
суд.

Ответственность
органов местного самоуправления перед
населе­нием,
физическими и юридическими лицами
может иметь разные фор­мы. Она может
быть политической (досрочный отзыв
депутатов представительного органа,
главы муниципального образования), а
может иметь юридический характер. За
ущерб, причиненный физи­ческим и
юридическим лицам незаконными действиями
органов и должностных лиц муниципального
образования, они несут от­ветственность
в соответствии с нормами гражданского
права (в дан­ном случае речь идет об
ответственности в связи с должностным
по­ложением). Кроме того, лица, входящие
в состав муниципальных ор­ганов, за
свои действия несут ответственность
и как обычные гражда­не в уголовном,
административном, гражданско-правовом
порядке

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ
УПРАВЛЕНИИ

1. Органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 370-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2013 N 370-ФЗ, от 18.07.2017 N 171-ФЗ)

2.1. Органы государственного контроля (надзора) не вправе требовать от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 370-ФЗ)

2.2. Органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности.

При осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней.

Координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 370-ФЗ)

2.3. Плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации (далее – ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.

Органы государственного контроля (надзора) направляют в прокуратуру соответствующего субъекта Российской Федерации проекты ежегодных планов проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.

Указанные проекты рассматриваются прокуратурой субъекта Российской Федерации на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) с внесением предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.

Прокуратура субъекта Российской Федерации на основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов формирует ежегодный план не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок.

(часть 2.3 введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 370-ФЗ)

2.4. В ежегодный план включаются следующие сведения:

1) наименования и места нахождения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, деятельность которых подлежит проверкам;

2) наименования органов государственного контроля (надзора), планирующих проведение проверок;

3) цели и основания проведения проверок, а также сроки их проведения.

(часть 2.4 введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 370-ФЗ)

2.5. Ежегодный план подлежит размещению на официальных сайтах прокуратуры субъекта Российской Федерации и соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок.

(часть 2.5 введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 370-ФЗ)

В 2023 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся исключительно по основаниям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 10.03.2022 N 336.

2.6. Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 521-ФЗ)

(часть 2.6 введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 370-ФЗ)

2.7. Информация о плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством Российской Федерации.

(часть 2.7 в ред. Федерального закона от 19.02.2018 N 17-ФЗ)

2.8. Запрос органа государственного контроля (надзора) о предоставлении информации направляется руководителю органа местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления с учетом их полномочий. Непосредственное рассмотрение запроса осуществляется руководителем органа местного самоуправления, к компетенции которого относятся содержащиеся в запросе вопросы.

Срок, устанавливаемый органами государственного контроля (надзора) для предоставления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления информации по запросу указанных органов государственного контроля (надзора), составляет не менее 10 рабочих дней.

Сокращение срока предоставления информации допускается в случаях установления фактов нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе не предоставлять информацию по запросу органов государственного контроля (надзора), если эта информация ранее была предоставлена либо официально опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. При этом орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в ответе на запрос сообщают источник официального опубликования или размещения соответствующей информации.

(часть 2.8 введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 370-ФЗ)

2.9. Органы государственного контроля (надзора) при выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений и установлении сроков их исполнения обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.

(часть 2.9 введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 288-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 521-ФЗ)

3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.

4. Положения настоящей статьи не применяются в случаях, если федеральными законами установлен иной порядок организации и проведения контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, а также к мероприятиям по контролю (надзору), проводимым должностными лицами органов федеральной службы безопасности.

(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 298-ФЗ)

УДК 342.574 ББК Х400.7

ФОРМЫ И СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В. В. Чуманова

Южно-Уральский государственный университет, филиал в г. Златоусте

Конституция Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству. В структуру механизма государственного контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления, по мнению автора, входят административный контроль, судебный контроль и прокурорский надзор. В статье исследуются административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.

Автор отмечает, что конкретные порядок и формы контроля органами государственной власти за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов с учетом тех ограничений, которые заложены в Европейской Хартии местного самоуправления.

На основе сравнения действующих законов субъектов РФ о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями выявлены основные формы и способы административного контроля. Особое внимание уделено анализу законов Челябинской области, принятых в сфере местного самоуправления, и тем особым формам контроля, которые практикуются в области. Делается вывод, что административный контроль в сочетании с судебным и прокурорским надзором способен обеспечить действенность и эффективность системы местного самоуправления.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, государственные полномочия, административный контроль, формы и способы контроля.

Вопросы организации контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления приобретают особую значимость в настоящий период, когда идет становление новой системы местного самоуправления.

Демократия, власть, управление не могут быть эффективными без контроля. Не будет эффективным без контроля, как и без самостоятельности, и местное самоуправление. Эти принципы должны быть гармонично сбалансированы, находиться в диалектической взаимосвязи.

Сами по себе законы и муниципальные правовые акты, какими бы они совершенными ни были, не способны гарантировать точное и надлежащее их исполнение. Пресечь беззаконие и злоупотребление правом можно прежде всего на основе хорошо поставленного контроля за состоянием дел и исполнением принятых законов и решений.

Внешний контроль за деятельностью органов местного самоуправления в рамках системы публичного управления осуществляют

органы государственной власти. В структуре механизма государственного контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления можно выделить следующие основные формы: административный контроль, судебный контроль, прокурорский надзор.

Часть 2 ст. 132 Конституции РФ определяет основы разграничения предметов ведения и компетенции между государством и органами местного самоуправления: «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству». В данной конституционной норме заключена обязанность государства осуществлять контроль за реализацией переданных местным органам самоуправления полномочий силами государственных органов.

При этом следует учитывать существующие ограничения контроля деятельности ме-

стного самоуправления со стороны государства. Основы таковых заложены в Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года БТ8 № 122 (ст. 8):

1. Любой административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией или законом.

2. Любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, преследует лишь цели обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Тем не менее административный контроль может включать также контроль за целесообразностью, осуществляемый вышестоящими органами власти, в отношении задач, выполнение которых поручено органам местного самоуправления.

3. Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления должен осуществляться с соблюдением соразмерности между степенью вмешательства контролирующего органа и значимостью интересов, которые он намерен защищать.

Конкретные порядок, формы контроля органами государственной власти за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) должны устанавливаться федеральными законами и законами субъектов РФ о передаче полномочий.

На основе анализа действующих в настоящее время законов субъектов РФ о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями можно выделить наиболее часто указываемые формы и способы данного контроля:

1) дача указаний органам местного самоуправления по вопросам реализации передан-

ных полномочий. Органы государственной власти, по сути, получают возможность осуществлять отдельные исполнительно-распорядительные полномочия в отношении органов и должностных лиц местного самоуправления. Например, в соответствии с Законом Челябинской области от 23 августа 2007 г. № 189-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации предоставления дошкольного и общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» одной из форм осуществления контроля уполномоченными государственными органами является выдача письменных предписаний об устранении выявленных нарушений настоящего закона, обязательных для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления (п. 5 ч. 2 ст. 6);

2) согласование решений по вопросам осуществления соответствующих полномочий. В качестве примера может служить Закон Челябинской области от 25 января 2007 г. № 100-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по государственной поддержке негосударственных образовательных учреждений», определивший следующий объем прав и обязанностей уполномоченных государственных органов при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий (ч. 1 ст. 4):

— координация и методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий;

— изучение, обобщение, распространение опыта работы органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий, обеспечение на территории Челябинской области его единообразного применения;

— внесение предложений органам местного самоуправления по вопросам эффективного осуществления ими государственных полномочий, в том числе по структуре и штатной численности органов местного самоуправления, осуществляющих государственные полномочия;

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2015, vol. 15, no. 3, pp. 119-123

Чуманова В. В.

— предоставление органам местного самоуправления по их запросам необходимых материалов и документов, связанных с осуществлением государственных полномочий;

3) осуществление проверок и правовых экспертиз актов органов местного самоуправления, принимаемых в связи с исполнением переданных им отдельных государственных полномочий. В соответствии с Законом Челябинской области от 24 ноября 2005 г. № 430-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан» уполномоченные государственные органы Челябинской области в пределах своей компетенции производят контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий по социальной поддержке отдельных категорий граждан в следующих формах (ч. 2 ст. 8):

— проведение комплексных, тематических проверок и принятие в их ходе необходимых мер по устранению выявленных нарушений либо их предупреждению;

— отмена или приостановление действия муниципальных правовых актов, принятых по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, в случае их противоречия законодательству РФ и Челябинской области;

4) направление органами государственной власти запросов и получение документов и иной информации по вопросам реализации переданных полномочий. В законах о передаче полномочий содержатся указания о формах и порядке направления запросов государственных органов, сроках предоставления таких документов и т.п. К примеру, Закон Пензенской области от 23 декабря 2002 г. № 427-ЗПО «О порядке наделения органов местного самоуправления в Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области» предусматривает право органов государственной власти Пензенской области запрашивать и получать в срок до двух недель, а при чрезвычайных обстоятельствах (стихийные бедствия, катастрофы и т.д.) – в срок до трех дней, необходимые документы и другую информацию, касающуюся исполнения переданных полномочий (ч. 2 ст. 15);

5) заслушивание отчетов органов местного самоуправления. В частности Закон Челя-

бинской области от 22 декабря 2005 г. № 444-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями на подготовку проведения сельскохозяйственной переписи» устанавливает такие формы контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, как:

— заслушивание отчетов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления о результатах осуществления переданных государственных полномочий на подготовку проведения сельскохозяйственной переписи (п. 3 ч. 2 ст. 6);

— истребование устных и письменных объяснений по поводу нарушения либо неисполнения настоящего закона, а также другой информации для проведения проверок и ревизий (п. 4 ч. 2 ст. 6);

— проведение проверок и принятие в ходе проверок необходимых мер по устранению выявленных нарушений либо по их предупреждению;

— проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления в части расходования выделенных для исполнения полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния материальных и финансовых средств (п. 1, 2 ч. 2 ст. 7).

Таким образом, анализ федерального и регионального законодательства показывает, что вышеперечисленные формы и способы административного государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления наряду с судебным контролем и прокурорским надзором способны обеспечить действенность и эффективность всей системы местного самоуправления.

2. Коршунов, С. А. Косвенный государственный контроль деятельности местного самоуправления (на примере Республики Татарстан) // Журнал российского права. – 2006. -№ 9 // СПС «КонсультантПлюс».

Статья поступила в редакцию 1 июня 2015 г.

FORMS AND WAYS OF THE STATE CO NTROL OF LOCAL GOVERNMENTS ACTIONS

V. V. Chumanova

South Ural State University, branch in Zlatoust, Russian Federation

The author notes the concrete order and forms of control by public authorities of implementation of the separate state powers given to the local governments are established by the federal laws and laws of the subjects taking into account those restrictions which are put in the European Charter of local government.

Чуманова В. В. Формы и способы государственного контроля

Received 1 June 2015.

Чуманова, В. В. Формы и способы государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления / В. В. Чуманова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». – 2015. – Т. 15, № 3. – С. 119-123.

Chumanova V. V. Forms and ways of the state control of local governments actions ote. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2015, vol. 15, no. 3, pp. 119-123. (in Russ.)

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

в отношении совершеннолетних недееспособных

или не полностью дееспособных граждан

Подконтрольными субъектами при осуществлении контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если они наделены законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации по контролю за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, содержащими обязательные требования, являются Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве”, постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 927 “Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан”, приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 августа 2011 г. N 891н “О реализации пункта 17 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 927”, приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 250н “Об утверждении формы акта об обследовании условий жизни близкого родственника, выразившего желание стать опекуном или попечителем совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина”.

Государственная функция по контролю за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан исполняется Рострудом и его территориальными органами в соответствии со статьей 29.2 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и статьей 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и предусматривает проведение плановых и внеплановых проверок деятельности органов опеки и попечительства.

Специализированным структурным подразделением Федеральной службы по труду и занятости, созданным для реализации функций по обеспечению контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан является Управление предоставления социальных гарантий и организации государственного контроля качества оказания социальной помощи населению Федеральной службы по труду и занятости.

С целью совершенствования осуществления контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также увеличения количества контрольно-надзорных мероприятий с 1 января 2018 года указанный контроль осуществляют территориальные органы Роструда – государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации (82 государственные инспекции труда).

Всего в 2019 году территориальными органами Роструда организовано и проведено 113 проверок органов опеки и попечительства в 36 субъектах Российской Федерации.

Осуществление территориальными органами Роструда контроля за деятельностью органов опеки и попечительства позволило значительно увеличить количество контрольно-надзорных мероприятий.

В ходе проведения проверок Рострудом были выявлены отдельные нарушения в деятельности органов опеки и попечительства, в том числе по вопросам:

– ведения личных дел (нарушения выявлены в 19 субъектах Российской Федерации);

– подбора и учета кандидатов в опекуны (нарушения выявлены в 8 субъектах Российской Федерации);

– проведения проверок условий жизни недееспособных граждан (нарушения выявлены в 8 субъектах Российской Федерации);

– оформления отчетов опекунов (нарушения выявлены в 2 субъектах Российской Федерации).

По результатам проверок составлены акты и выдано 52 предписания об устранении выявленных нарушений.

Анализ результатов контрольной деятельности Роструда показал, что основными нарушениями в ходе проведения проверок органов опеки и попечительства являются нарушения в ведении личных дел, оформлении отчетов опекунов, также нарушения порядка подбора и учета кандидатов в опекуны.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим координацию деятельности органов опеки и попечительства на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, рекомендовано принять меры для оказания организационно-методической помощи органам опеки и попечительства по вопросам осуществления государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

В каких формах осуществляется контроль за деятельностью органов опеки и попечительства?

Статья 27 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», посвященная контролю за деятельностью органов опеки, носит целиком отсылочный характер. В ней указывается, что такой контроль осуществляют уполномоченные законодательством РФ и законами субъектов РФ органы и должностные лица.

В соответствии со ст.7 Закона г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства» (в ред. законов г. Москвы от 16 сентября 2009 г. № 33 и от 27 июня 2012 г. № 30) государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных полномочий г. Москвы в отношении лиц, признанных недееспособными, осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти г. Москвы в сфере здравоохранения.

Формами госконтроля согласно ст.8 Закона г. Москвы являются:

1) ревизия финансово-хозяйственной деятельности;

2) заслушивание информации, отчетов должностных лиц;

3) запрос необходимой информации;

4) проведение комплексных проверок;

5) выдача органам местного самоуправления и их должностным лицам обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;

6) экспертиза нормативных актов;

7) назначение уполномоченного должностного лица для наблюдения за реализацией данных полномочий г. Москвы.

Органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия органов опеки, должны представлять отчет об осуществлении указанных полномочий ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, – в орган, осуществляющий госконтроль. Ранее такие отчеты закон требовал представлять ежемесячно.

БесплатноеПредварительное исследование документов