КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных федеральных органов исполнительной власти и их полномочий осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. К полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), относятся:

1) разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

2) организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности. Перечень видов федерального государственного контроля (надзора) и федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ)

3) разработка административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности (за исключением деятельности федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти в области внешней разведки, федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации). Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 04.11.2022 N 427-ФЗ)

4) организация и проведение мониторинга эффективности федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

5) осуществление других предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий.

В соответствии с
Конституцией РФ, исполнительная власть
– это ветвь государственной власти,
призванная исполнять закон. В связи с
этим, исполнительная власть, будучи
самостоятельной ветвью государственной
власти РФ, является в то же время
подконтрольной.

В научной литературе
контроль рассматривается кК функция
государственного управления, и как
определенный этап в управленческом
цикле, и как способ обеспечения законности.
Сущность и назначение контроля заключается
в следующем:

-объектом контроля
является как законность, так и
целесообразность деятельности
подконтрольного объекта;

-наблюдение за
функционированием соответствующего
подконтрольного объекта;

-получение
объективной и достоверной информации
о состоянии законности и дисциплины в
подконтрольном объекте;

-принятие мере по
предотвращению и устранению нарушений
законности и дисциплины;

– выявление причин
и условий, способствующих правонарушениям;

-принятие мер по
привлечению к ответственности лиц,
виновных в нарушении законности и
дисциплины.

Применительно к
сфере исполнительной власти РФ основным
содержанием государственного контроля
является обеспечение законности. Поэтому
государственный контроль в сфере
исполнительной власти рассматривают
как основной способ обеспечения
законности. Законность как всеобщее
требование неукоснительного соблюдения
и исполнения действующего права
последовательно распространяется на
все сферы деятельности органов
исполнительной власти образует особый
общественно-политический режим.
Содержание этого режима применительно
к отдельным сферам деятельности органов
исполнительной власти можно охарактеризовать
следующим образом:

1. законность
является важнейшим принципом
правотворческой деятельности органов
исполнительной власти. Ее последовательное
проведение означает, что органы
исполнительной власти принимают
нормативно-правовые акты в пределах
своей компетенции, с осуществлением
установленных законом или иным
нормативно-правовым актом правотворческих
процедур и в установленной форме.
Принимаемые нормативно-правовые акты
последовательно согласуются с КРФ и
федеральными законами.

2. на стадии
правоприменения принцип законности
означает строгое соответствие органов
исполнительной власти и должностных
лиц действующим законам, иным
нормативно-правовым актам, которыми
закреплена их компетенция, порядок
разрешения дел и пересмотра актов
применения права, вступивших в законную
силу.

3. в сфере
государственного принуждения законность
означает активную деятельность органов
государства и должностных лиц по
решительному пресечению любых нарушений
прав и свобод граждан, а также принятие
иных мер, способствующих реализации
норм права в конкретных правоотношениях.

Таким образом,
законность представляет собой
политико-правовой режим деятельности
органов государства, в котором органы
исполнительной власти и должностные
лица единообразно понимают и применяют
действующие законы и иные нормативно-правовые
акты, а также неукоснительно исполняют
и соблюдают их наряду с гражданами и их
объединениями.

Контроль в сфере
исполнительной власти осуществляется
Президентом РФ как лично, так и через
соответствующие структуры. Согласно
ст. 85 КРФ Президент РФ может использовать
согласительные процедуры для разрешения
разногласий между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ, а также между
органами государственной власти
субъектов РФ. В случае не достижения
согласованного решения он может передать
разрешение спора на рассмотрение
соответствующего суда. Также Президент
РФ вправе приостанавливать действие
актов органов исполнительной власти
субъектов РФ в случае противоречия этих
актов КРФ и федеральным законам,
международным обязательствам РФ или
нарушения прав и свобод человека и
гражданина до решения этого вопроса
соответствующим судом.

Кроме того, в
соответствии с Указом Президента РФ от
9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной
власти» Президент РФ руководит
деятельностью 20 федеральных органов
исполнительной власти. Руководство
указанными федеральными органами
исполнительной власти включает в себя
и контроль за их деятельностью со стороны
Президента РФ. А именно: заслушивание
отчетов руководителя соответствующего
органа исполнительной власти, присутствие
на заседаниях коллегий и совещаниях,
организация проверок деятельности.

Контроль в сфере
исполнительной власти осуществляется
Президентом РФ также через соответствующие
структуры. Основной такой структурой
является Главное контрольное управление
Президента РФ как самостоятельное
подразделение Администрации Президента.
Другой структурой, посредством которой
осуществляется президентский контроль
в сфере исполнительной власти, является
институт полномочных представителей
Президента РФ в федеральных округах. В
соответствии с положением о полномочном
представителе Президента РФ одной из
основных его задач является организация
контроля за исполнением в федеральном
округе решений федеральных органов
государственной власти. Еще одним
подразделением Администрации Президента
РФ, полномочным осуществлять контрольные
функции, является Главное территориальное
управление Президента РФ.

Контроль – система
наблюдения и проверки функционирования
объекта с целью устранения отклонений
от заданных параметров.

1)
между контролирующим органом
(должностным
лицом) и
подконтрольным объектом в большинстве
случаев существуют отношения подчиненности
или подведомственности;

2)
объектом контроля является
законность и целесообразность деятельности
контролируемого
(контролирующий вправе вмешиваться
в текущую административно-хозяйственную
деятельность контролируемого);

3)
контролирующий часто наделяется
правом отменять решения контролируемого);

4)
в соответствующих случаях
контролирующий вправе применять меры
дисциплинарного воздействия к
контролируемому за допущенные нарушения.

2)
контроль органов законодательной
(представительной)
власти;

3)
контроль органов исполнительной
власти;

Контрольные полномочия
Президента (определяет
основные направления внутренней и
внешней политики государства,
претворение в жизнь которой
возлагается на органы исполнительной
власти).

Президент осуществляет
контрольные полномочия
(при формировании Правительства и
других федеральных органов исполнительной
власти, при
назначении должностных лиц;
вправе председательствовать на
заседаниях Правительства,
руководить деятельностью федеральных
органов исполнительной власти,
ведающих делами обороны,
безопасности,
внутренних дел,
юстиции,
иностранных дел,
предотвращения чрезвычайных
ситуаций).

Президент осуществляет
постоянный контроль за законностью
актов органов исполнительной власти
(им могут быть отменены постановления
и распоряжения Правительства в случае
их противоречия КРФ,
ФЗ и указам Президента;
в определенных случаях он вправе
приостановить действие актов высшего
должностного лица субъекта РФ,
органов исполнительной власти
субъектов).

Контроль в сфере
исполнительной власти Президент
осуществляет лично и через соответствующие
структурыПолномочные представители
Президента в федеральных округах
(вправе запрашивать и получать
сведения, документы
и материалы от федеральных и региональных
органов власти,
участвовать в работе органов
исполнительной власти региона)
(через них обеспечивается контроль
в регионах за выполнением федеральных
законов, указов
и распоряжений Президента)
(по результатам контроля они
представляют Президенту аналитические
и иные материалы об экономических,
социальных и политических процессах
в регионе и вносят свои предложения).

2)
Контроль органов законодательной
(представительной)
власти.

СФ осуществляет
контроль (при
утверждении указов Президента о введении
военного положения,
чрезвычайного положения,
за решением Президентом вопроса о
возможности использования Вооруженных
Сил за пределами РФ).

Контрольные полномочия
ГД в сфере исполнительной власти
(дача согласия Президенту на
назначение Председателя Правительства;
решение вопроса о доверии Правительству;
выдвижение обвинения против
Президента для отрешения его от
должности).

Одна из наиболее
важных форм контроля за исполнительной
властью – рассмотрение и утверждение
ФС представляемого Правительством РФ
бюджета РФ.

Для осуществления
контроля за исполнением федерального
бюджета образуется Счетная палата,

Контроль органов
исполнительной власти.

Правительство РФ
(в пределах своей компетенции
организует исполнение ФКЗ,
ФЗ, нормативных
указов Президента,
международных договоров РФ,
осуществляет систематический
контроль за их исполнением органами
исполнительной власти РФ и субъектов
РФ, принимает
меры по устранению нарушений действующего
законодательства).

Правительство вправе
(отменять или приостанавливать акты
федеральных органов исполнительной
власти; направлять
в законодательные (представительные)
органы и органы исполнительной
власти субъектов РФ проекты своих
решений по вопросам совместного ведения
РФ и субъектов РФ).

Правительство
(обеспечивает соблюдение федеральными
органами исполнительной власти прав
органов исполнительной власти субъектов
РФ и способствует их взаимодействию;
разрешает споры и устраняет
разногласия между ними;
вносит предложения Президенту о
приостановлении действия актов органов
исполнительной власти субъектов РФ в
случае их противоречия КРФ,
ФКЗ, ФЗ,
международным обязательствам РФ).

Федеральные
министерства и иные федеральные органы
исполнительной власти могут
осуществлять межотраслевой
(надведомственный)
и отраслевой (внутриведомственный)
контроль (для
некоторых органов контроль является
основной деятельностью (Федеральная
антимонопольная служба,
Федеральная служба по тарифам),
большинство – осуществляют контроль
по отраслям и сферам своей деятельности
(контроль
осуществляют федеральные службы)).

Для осуществления
межотраслевых контрольных функций
создаются также специализированные
инспекции, специальные
структурные подразделения внутри
федеральных органов исполнительной
власти (межотраслевой
контроль осуществляется за определенными
сферами деятельности не подчиненных
органов и должностных лиц).

Отраслевой контроль
проводится органами одной отрасли или
сферы в отношении подчиненных им органов
и должностных лиц по всем вопросам
исполнительной и распорядительной
деятельности.

В субъекта РФ
контрольными полномочиями наделены
администрации,
соответствующие министерства,
управления и другие органы
исполнительной власти.

Методы контроля
органов исполнительной власти
(ревизии; проверки
фактического состояния дел;
заслушивание отчетов должностных
лиц; проверка
сообщений печати,
жалоб, актов
управлений).

2. Особые
экономические зоны – это территории,
которые
государство наделяет особым юридическим
статусом и экономическими льготами для
привлечения российских и зарубежных
инвесторов в приоритетные для России
отрасли.

В
России системное развитие особых
экономических зон началось в 2005
году,
с
момента принятия Федерального
Закона
об ОЭЗ 22.07.2005

Цель
создания особых экономических зон –
развитие
высокотехнологичных отраслей экономики,
импортозамещающих
производств,
туризма
и санаторно-курортной
сферы, разработка
и производство новых видов продукции,
расширение
транспортно-логистической
системы.

На
территории ОЭЗ действует особый режим
осуществления предпринимательской
деятельности:

Федеральное агентство
по управлению особыми экономическими
зонами – федеральный орган
исполнительной власти,
осуществляющий функции по
оказанию государственных услуг и
правоприменительные функции в сфере
управления особыми экономическими
зонами, а
также по контролю за выполнением
соглашений о ведении промышленно-производственной
или технико-внедренческой
деятельности (осуществляет
свою деятельность непосредственно и
через свои территориальные органы и
подведомственные организации).

1)
осуществляет управление особыми
экономическими зонами,
проводит отбор заявок на их
создание,
организует ведение банка
земельных участков,
отведенных для их создания,
и объектов недвижимости,
находящихся на их территории;

2)
управляет и распоряжается
объектами недвижимости,
находящимися на территории
особых экономических зон,
земельными участками в пределах
территории особой экономической зоны;

3)
осуществляет мониторинг
реализации соглашений о создании особых
экономических зон,
регистрацию юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей в
качестве резидентов особой экономической
зоны, контроль
за исполнением ими соглашения о ведении
промышленно-производственной
или технико-внедренческой
деятельности;

4)
ведет реестр резидентов особой
экономической зоны.

Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) государственный контроль (надзор) – деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также – юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих космическую деятельность, в соответствии с федеральными законами осуществляются Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос”. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, государственного портового контроля, федерального государственного пробирного надзора, а также контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

2) федеральный государственный контроль (надзор) – деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (вида федерального государственного контроля (надзора) устанавливается утверждаемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации положением о виде федерального государственного контроля (надзора), положением о лицензировании конкретного вида деятельности в части регулирования порядка организации и осуществления лицензионного контроля (далее – положение о виде федерального государственного контроля (надзора) либо принятым в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора). Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении вида федерального государственного контроля (надзора) устанавливаются административным регламентом осуществления вида федерального государственного контроля (надзора), а при осуществлении вида федерального государственного контроля (надзора) органами федеральной службы безопасности, органами государственной охраны, органами внешней разведки Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, – нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти в области внешней разведки, федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

3) региональный государственный контроль (надзор) – деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (вида регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении вида регионального государственного контроля (надзора) устанавливаются административным регламентом осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (вида регионального государственного контроля (надзора);

4) – деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами;

Информация об изменениях

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4.1

4.1) – территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности;

5) мероприятие по контролю – действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда;

5.1) индикаторы риска нарушения обязательных требований – утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, параметры, соответствие которым или отклонение от которых, выявленные при проведении указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Федерального закона мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, сами по себе не являются доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения и могут являться основанием для проведения внеплановой проверки;

6) – совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;

7) – юридические лица, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю. В целях настоящего Федерального закона к экспертным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю;

8) уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности – документ, который представляется зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) и посредством которого такое юридическое лицо, такой индивидуальный предприниматель сообщают о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и ее соответствии обязательным требованиям;

9) – граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в целях привлечения органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 427-ФЗ)

(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ)

4) муниципальный контроль – деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 03.07.2016 N 277-ФЗ, от 03.08.2018 N 316-ФЗ)

4.1) производственные объекты – территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности;

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ)

(в ред. Федеральных законов от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 13.07.2015 N 246-ФЗ, от 03.07.2016 N 277-ФЗ)

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ)

6) проверка – совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;

7) экспертные организации – юридические лица, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю. В целях настоящего Федерального закона к экспертным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 94-ФЗ)

9) эксперты – граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в целях привлечения органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.

(п. 9 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 160-ФЗ)

“Положения о федеральном государственном контроле (надзоре)”
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ

Внимание! Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля (см. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 N 448, Письма Минэкономразвития России).

В справочном материале содержатся:

1. Положения о федеральном государственном контроле (надзоре), относящиеся к сфере применения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ

2. Порядки организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти

3. Иные положения (правила) о федеральном государственном контроле (надзоре)

Кроме того, в справочный материал включены:

– индикативные показатели для федерального государственного контроля (надзора);

– исчерпывающие перечни сведений, которые могут запрашиваться должностными лицами

– Единый реестр видов контроля, размещенный по адресу: https://ervk.gov.ru/

– Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, размещенный на официальном сайте Генпрокуратуры: https://proverki.gov.ru/portal

– Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых с 01.07.2021 применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб. С 01.01.2023 применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб в отношении всех видов федерального государственного контроля (надзора) (ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ).

– Жалобу на решение контрольного органа можно подать в электронной форме через ЕПГУ с помощью сервиса “Жалоба на решение контрольного органа” по адресу https://knd.gosuslugi.ru/

– Типовые формы документов, используемых контрольным (надзорным) органом.

– Правила формирования и Правила подготовки ежегодного плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год.

– О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (см. Приказ Генпрокуратуры России от 02.06.2021 N 294).

– Особенности осуществления на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области отдельных видов федерального государственного контроля (надзора), утв. Постановлением Правительства РФ от 15.02.2023 N 227.

– Особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2023 N 402.

– Справочную информацию: “Перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении контрольно-надзорных полномочий федеральными органами исполнительной власти”.

– Справочную информацию: “Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов)”.

– Обзор: “Реформа контроля и надзора: что изменилось с 1 июля 2021 года”.