КАКОЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

Новое в заданиях

– В задании 9 не указывается точное количество правильных ответов. Раньше надо было найти 3 правильных из 5. Теперь правильных ответов может быть и 2, и 4. Например, дается сонет Шекспира в переводе Маршака, и вам надо выбрать из предложенного перечня (анафора, метафора, гротеск, инверсия, эпитет) все (!) названия художественных средств, использованных в тексте.

Какие задания будут на экзамене

– В ЕГЭ по литературе две части. Первая – 11 вопросов, вторая – развернутое сочинение не менее 200 слов, на выбор предлагается пять тем. В ЕГЭ будут задания трех уровней – базового, повышенного и высокого. Первая часть – задания базового и повышенного уровней. Сочинение считается заданием высокого уровня сложности. Примерное время выполнения сочинения – два часа.

“В первой части экзамена надо детально разобраться с двумя текстами, ответить на вопросы. Первый текст представляет собой фрагмент из эпического, лиро-эпического, драматического произведения. Второй текст – законченный полностью текст лирического произведения. Тут нужен целостный анализ, – пояснил Сергей Зинин. – Вторая часть – полноценное сочинение”.

Темы сочинения ЕГЭ по литературе (примеры от ФИПИ)

– Какую роль сыграл Порфирий Петрович в судьбе Раскольникова?

– Какие советы Вы были дали художнику, иллюстрирующему рассказ А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”?

– Роль ремарок в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”

– Ваши рекомендации художнику-иллюстратору романа Л. Н. Толстого “Война и мир” (С опорой на текст произведения)

– Какие рекомендации Вы дадите исполнителю роли Базарова в экранизации романа И. С. Тургенева “Отцы и дети (с опорой на текст произведения)

– Как в творчестве А. А. Ахматовой раскрывается тема личности и истории?

– Какие эпизоды Вы бы выбрали для иллюстрации сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (с опорой на текст произведения)

– Своеобразие любовной темы в лирике Б. Ш. Окуджавы (С опорой на текст произведения. Не менее трех стихотворений).

Объем сочинения ЕГЭ по литературе

Рекомендуемый объем сочинения – 250-350 слов, сочинение меньше 200 слов не оценивается.

Продолжительность экзамена

3 часа 55 минут. Рекомендуется не более двух часов потратить на первую часть, остальное время – на сочинение.

Чем можно пользоваться на ЕГЭ

На ЕГЭ по литературе можно пользоваться орфографическим словарем.

Средний балл ЕГЭ по литературе

По данным за 2022 год, средний балл ЕГЭ по литературе – 78,3.

Первичные и тестовые баллы ЕГЭ по литературе

Работа оценивается в первичных баллах. За задания первой части с кратким ответом можно получить максимум 7 баллов, за задания этой же первой части с развернутым ответом – 28. Максимальный первичный балл за сочинение – 18. Итого 53. Потом эти баллы переводят в стобалльную шкалу.

Минимальный балл для вуза

Для поступления в вуз потребуется набрать минимум 32 тестовых балла.

Речевые ошибки, за которые могут снизить баллы

– Неоправданный повтор одного и того же слова или однокоренных слов,

– неточное словоупотребление,

– немотивированное употребление стилистически сниженных конструкций и слов,

– необоснованный пропуск слова,

– неуместное употребление слов (особенно местоимений).

Единый госэкзамен по литературе в этом году пройдёт 26 мая, его планируют сдавать свыше 63 000 школьников. Результаты ЕГЭ по литературе необходимы для поступления на журналистику, издательское и библиотечное дело, документоведение и архивное дело, филологию и лингвистику, а также на широкий круг гуманитарных направлений — от дизайна до эстрадного искусства.

Структура ЕГЭ-2023 по литературе

Экзамен разделён на две части. Первая — тест из 11 вопросов: 9 базового уровня сложности (с кратким ответом) и 2 повышенного (с развёрнутым ответом), посвящённые анализу двух текстов. Первый — фрагмент из эпического, лиро-эпического или драматического произведения. Второй — законченное лирическое произведение.

В заданиях базового уровня может потребоваться, например, установить соответствия между персонажем и цитатой или определить стихотворный размер произведения.

В заданиях с развёрнутым ответом придётся письменно порассуждать над текстом. Задание 10 дано в двух вариантах — экзаменуемый может выбрать тот, что ему ближе. Последнее задние тестовой части — на сопоставление: к исходному тексту необходимо подобрать другое произведение со схожей проблематикой, указав сходства и различия.

Вторая часть экзамена — сочинение объёмом не менее 200 слов. Верхней границы нет, но эксперты рекомендуют уложиться в 250–350 слов. На выбор испытуемому предложат пять тем. Некоторые из них находятся на стыке литературы и других искусств, например:

«Какие рекомендации Вы дадите исполнителю роли Базарова в экранизации романа И. С. Тургенева „Отцы и дети“ (с опорой на текст произведения)?»;

«Роль ремарок в пьесе А. П.Чехова „Вишнёвый сад“»;

«Какие эпизоды Вы бы выбрали для иллюстрации сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (с опорой на текст произведения)?».

Что изменилось в ЕГЭ по литературе в 2023 году

Теперь в задании 9 не указано количество верных ответов. Например, предлагается выбрать из списка названия художественных приёмов, использованных в стихотворном отрывке. Если раньше было чётко прописано «выберите три из пяти», теперь верных ответов может быть и два, и три, и четыре.

Руководитель команды разработчиков КИМ ЕГЭ по литературе Сергей Зинин призывает испытуемых обратить внимание на новые критерии оценки сочинения, а именно на его соответствие заявленной теме.

Критерии оценивания ЕГЭ-2023 по литературе

Максимум за первую часть экзамена можно получить 35 баллов — 7 за вопросы с кратким ответом и 28 за задания с развёрнутым. Высшая оценка за сочинение — 18 баллов. Всего на экзамене можно получить 53 первичных балла, которые будут равняться 100 тестовым баллам при поступлении.

Минимальный проходной балл в вузах — 32 тестовых балла (то есть 14 первичных), но всё зависит от конкурса: в прошлом году средний балл по литературе составил 78,3 тестовых балла.

Правила и продолжительность

Экзамен длится 3 часа 55 минут. Эксперты советуют выделить на тестовую часть не больше двух часов, чтобы оставить достаточно времени на сочинение, с учётом минут, которые потребуются, чтобы переписать текст с черновика на экзаменационный бланк.

Помимо стандартного набора предметов — паспорта, ручки, бутылки воды без этикетки, шоколада или другого лёгкого перекуса, на экзамене разрешается использовать орфографический словарь.

В этой статье:

Изменения в ЕГЭ по литературе — 2024Структура ЕГЭ по литературе — 2024Как получить высокий балл на ЕГЭ по литературе


КАКОЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

ЕГЭ по литературе — 2024: всё, что нужно знать об экзамене

Изменения в ЕГЭ по литературе — 2024

За все годы существования ЕГЭ литература практически не менялась, если сравнивать с другими предметами. Лишь 2022 год ознаменовался достаточно серьезной перестройкой экзамена: поменялась структура, стали оценивать грамматику, добавили зарубежную литературу.

В 2024 году сценарий повторяется. Экзамен по литературе претерпел ряд значительных изменений:

1. Сократили количество заданий с кратким ответом: вместо 7 стало 6. Это значит, что «легкие» баллы получить стало сложнее.

2. Поменяли формулировку задания 11.4 — одного из больших сочинений на выбор. Если раньше можно было привлекать любые произведения из русской и зарубежной литературы, то теперь КИМ предлагает только 3 авторов на выбор.

3. Уточнили критерии оценивания сочинений:

4. Сократилось количество произведений в кодификаторе. Из него убрали первую половину XIX века с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем и выделили 12 основных произведений, по которым могут быть вопросы:

Произведения не самые простые, при этом без остальных текстов в любом случае не обойтись — они точно потребуются в сочинениях на сопоставление (6 и 11) и в большом сочинении (11.1–11.5). Также в КИМ ежегодно добавляются лирические произведения вне кодификатора — представители ФИПИ указывают, что перечень поэтов носит открытый характер.

5. В связи со всеми изменениями максимальный балл за всю работу уменьшился с 53 до 48. Что это значит? Уменьшились шансы на ошибку, ведь «стоимость» одного первичного балла увеличилась. В среднем 1 первичный балл стоит 2–4 вторичных, поэтому потеря из-за ошибки может быть весьма ощутимой.

При этом есть понимание, на каких произведениях лучше сделать акцент. Однако это уточнение может содержать ловушку: сосредоточившись на 12 текстах, вы рискуете не справиться с заданиями, которые требуют большего литературного кругозора.

Изменений в ЕГЭ по литературе — 2024 действительно много. Если не учитывать их, есть риск потерять несколько первичных баллов, которые могут стоить поступления. Поэтому на своих занятиях по подготовке к экзамену я подробно рассказываю, как правильно решать обновленные задания. Ведь когда меняется вопрос, меняются и особенности ответа на него.

Структура ЕГЭ по литературе — 2024

Экзамен состоит из двух частей. Максимальный первичный балл, который можно набрать, — 48.

Первая часть

Содержит 10 заданий, 6 из которых с кратким ответом и 4 — так называемые мини-сочинения.

Первую часть экзамена можно условно разделить на 2 блока:

Вопросы по отрывку из эпического, драматического или лироэпического произведения

Если предложенное стихотворение большое, в КИМ поместят только его часть.

Например, на занятиях со своими учениками я подробно разбираю самые неожиданные темы из ЕГЭ по литературе. Мы находим и сопоставляем несколько стихотворений, рассказов или романов из русской и зарубежной литературы. А еще учимся формулировать ответ так, чтобы эксперты не придрались ни к одному слову.

Вторая часть

С этого года имеет 5 вопросов (несколько лет назад их было всего 3), из которых по личным предпочтениям нужно выбрать только один и написать объемное сочинение не менее 200 слов. Вот примеры тем из демонстрационного варианта ЕГЭ-2024:


КАКОЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

Как получить высокий балл на ЕГЭ по литературе

Формула успеха простая: теоретическая база + знание структуры экзамена. Когда-то она помогла набрать мне 98 баллов, а теперь помогает готовить учеников, которые, как и вы, мечтают поступить на бюджет в лучшие вузы страны.

Задания с коротким ответом

Главное — знать, как и к чему готовиться. Например, романа-эпопеи «Война и мир» из 4 томов боятся все ученики, но на экзамене из него встретятся только 4 темы. Мы это знаем благодаря отделу исследований и разработок в MAXIMUM Education — он проанализировал все варианты по литературе за время существования ЕГЭ! На онлайн-курсах по подготовке к ЕГЭ мы не только рассказываем необходимую информацию, но и учим применять ее на практике.

Один человек не справится с таким глубоким погружением в аналитику — у нас этим занимаются 200 специалистов. Благодаря статистике мы смогли выявить и упрощающие методы решения заданий. Например, в заданиях с кратким ответом достаточно обратить внимание на ключевые слова и тут же записать верный ответ. Также на экзамене встречается не весь объем литературных терминов, а определенный (и достаточно небольшой) перечень, который необходимо заучить.

За 5 лет практики я видела много учеников с хорошим художественным слогом. Но при подготовке их часто обходили не столь талантливые, но разбирающиеся в критериях ребята. Дело в том, что проверяющий эксперт выступает в роли такого же компьютера — и оценивает сочинения по четко установленным требованиям. Если вы эти требования хорошо знаете и выполняете, успех гарантирован.

Поэтому на своих занятиях по подготовке к ЕГЭ по литературе я всегда объясняю каждый критерий простым языком. Мои ученики четко понимают, какие темы им нужно раскрыть при решении каждого задания. А еще они узнают о типичных ошибках, которые школьники часто совершают, и понимают, как их избежать. Так что после такой подготовки к ЕГЭ мои выпускники обходят даже тех, кто способен перечислить крестьян Коробочки по именам!

ОГЭ по литературе — уникальный экзамен. В нем нет ни одного задания с кратким ответом, все вопросы предполагают развернутое рассуждение. Ни удача, ни «метод тыка» здесь не помогут. Но сдать этот экзамен реально — за годы работы мы с коллегами нашли формулу успеха. Достаточно знать структуру экзамена и иметь теоретическую базу. В этой статье подробнее расскажем о том, как подготовиться к ОГЭ по литературе в 2023 году.

Структура ОГЭ по литературе — 2023Зачем сдавать литературу в 9 классе Связь ОГЭ и ЕГЭ по литературе Что нужно запомнить


КАКОЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

Структура ОГЭ по литературе — 2023

ОГЭ по литературе — 2023 состоит из двух частей. В первой части четыре небольших сочинения, во второй — одно объемное.

Часть 1

В этот раздел входят 4 задания с развернутым ответом. Задания 1 и 2 относятся к лироэпическому, эпическому или драматическому отрывку. Они направлены на знание произведения и умение анализировать текст. В каждом случае можно выбрать один вопрос из двух.


КАКОЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

КАКОЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

Задание 3 в ОГЭ по литературе — 2023 связано с лирическим произведением (стихотворением). В нем нужно проанализировать текст, но уже с учетом особенностей поэзии. Можно выбрать один из двух вопросов:


КАКОЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

В задании 4 один вопрос: нужно сравнить текст исходного стихотворения с другим, которое приводится ниже в этом задании. В первых трех заданиях просили написать «3-5 предложений», здесь рекомендуют «5-8». Это задание повышенной сложности, оно оценивается в 8 баллов. А за каждое из первых трех заданий дают по 6 баллов.


КАКОЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

Часть 2

Здесь есть всего одно задание — объемное сочинение (не менее 200 слов). Составители предлагают 5 тем на выбор.


КАКОЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

Чтобы хорошо написать сочинение, нужно разбираться в композиции произведения, средствах выразительности (метафора, эпитет и т. д.), литературных терминах, направлениях, жанрах, понятиях вроде авторской позиции, идеи, проблематики. Это вещи, без которых невозможно написать ни одно сочинение. На наших курсах это проходят на первых занятиях, так как мы используем метод ключевых слов.

Что касается произведений, здесь выбор достаточно большой: от Ломоносова и Пушкина до Маяковского и Шекспира. Полный список можно найти в кодификаторе. Впрочем, для успешной сдачи экзамена знать произведения досконально не нужно. Достаточно изучить только те моменты и темы, которые встречаются на ОГЭ по литературе — именно этому я и учу на курсах по подготовке к экзамену.

Зачем сдавать литературу в 9 классе

Литература нужна для большинства творческих профессий: от режиссера и хореографа до архитектора и дизайнера. Даже если вы хотите петь, необходимо сдавать литературу. Еще этот ЕГЭ понадобится для таких популярных профессий, как филолог и журналист.

Подготовиться к ЕГЭ по литературе достаточно сложно. Чтобы набрать высокий балл, надо изучить теоретическую базу и много практиковаться (вы уже видели, что весь экзамен построен на развернутых ответах). Нужно не просто читать все подряд, а уделять внимание именно темам, необходимым для экзамена. Недостаточно просто писать сочинения — нужно тренироваться, опираясь на критерии, по которым вас будут оценивать. На курсах MAXIMUM Education я ежегодно помогаю ученикам, которые обладают хорошим слогом и даже писательским талантом, но без знания критериев не могут набрать высокий балл.

Даже победители олимпиад по литературе не всегда хорошо сдают экзамен, потому что не умеют работать с форматом. О ГЭ и ЕГЭ сильно связаны, и, готовясь к литературе в 9 классе, вы значительно повышаете шансы на успех в будущем.

Связь ОГЭ и ЕГЭ по литературе

Несмотря на это, ОГЭ по литературе существенно проще и отлично подходит для начального этапа подготовки к ЕГЭ.

Что нужно запомнить

ОГЭ — это не лотерея и не рулетка. Выигрывает тот, кто правильно готовится. Актуальные учебники, логичная программа, стабильное расписание и отличный преподаватель — вот составляющие вашего успеха на экзамене. В учебном центре MAXIMUM Education вы сможете выбрать удобный для вас формат подготовки — в группе или индивидуально, онлайн или в классе.

Вы будете заниматься у тех, кто сам сдал ОГЭ на высокий балл, получите полную информационную поддержку от экспертов по поводу экзамена, апелляций, поступления и даже работы со стрессом. Переходите по ссылке и найдите оптимальный курс для ваших целей!

Экзамены

В Минпросвещения и Рособрнадзоре разъяснили ситуацию. Так, в 2022-2023 годах приняли единые для всей России Федеральные образовательные программы (ФОП). По предмету “Литература” она построена так, что ученики 5-9 классов изучают в основном классику, написанную до середины 19 века: Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других писателей, а у старшеклассников по программе начинается изучение литературы второй половины 19 – начала 21 веков.

В Рособрнадзре особо отметили, что знания произведений золотого века проверяется на ОГЭ после 9 класса.

– В программу старшей школы включены лучшие произведения советской литературы. При этом для выполнения заданий ЕГЭ по литературе можно привлекать не только изученные в 10 и 11 классах произведения, но и тексты из программы основной школы – вершинные произведения древнерусской литературы, литературы 18 и первой половины 19 веков, – прокомментировали в Минпровещения.

Кроме того, школьнику необходимо написать итоговое сочинение, чтобы его допустили к ЕГЭ. Среди тем есть и произведения все тех же классиков золотого века литературы – Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других писателей.

“РГ” решила пообщаться с учителями русского языка и литературы и узнать, как они оценивают нововведения.

Камила Аглеева, учитель русского языка и литературы, Уфа:

– Не секрет, что произведения Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя легче читаются и воспринимаются детьми. Тогда как в литературе 20 и 21 веков много различных течений, в которых еще надо разобраться. Мне кажется, что детям проще готовиться к сдаче экзамена, имея уверенность в том, что часть произведений они отлично знают. Но отсутствие писателей первой половины 19 века в кодификаторе (списке основных текстов) ЕГЭ совершенно не означает, что остальные произведения читать не надо. Некоторые вопросы в проектном КИМе составлены так, что ответить на них без знания золотого века невозможно.

Инна Пешкова, учитель русского языка и литературы из гимназии № 25, Ставрополь:

– При подготовке к экзамену учащиеся и учителя ориентируются на так называемый кодификатор. Кодификатор – это обязательный для изучения документ, где перечислены термины и произведения, которые необходимо изучить к экзамену. На первый взгляд, исключение из кодификатора Гоголя, Пушкина, Лермонтова (а на самом деле еще и “Слова о Полку Игореве”, произведений Грибоедова, Фонвизина, Жуковского) кажется провокационным. Но этот документ отражает ту программу по литературе, по которой идет изучение предмета в 10-11 классах. А там изучение начинается со второй половины 19 века.

Вышеперечисленные авторы изучаются в 8-9 классах. Но сами авторы и произведения включены в задания ЕГЭ по литературе, как мы это видим в демоверсии, и что следует из пояснения Рособрнадзора. Что это значит для учеников, учителей и репетиторов, готовящих ребят к экзамену? Что для качественной подготовки к экзамену ученику необходимо повторить и этих авторов, так как задания, отсылающие к их творчеству, из экзамена никуда не пропали.

А из статистики проверки работ учащихся на ЕГЭ в заданиях с возможным выбором литературного материала видно, что ребята часто обращаются именно к произведениям первой половины 19 века, то есть к Пушкину, Лермонтову, Гоголю, Грибоедову. Кроме того, для меня пока остается неясным, будут ли использоваться тексты произведений этих авторов в заданиях не с правом выбора литературного материала, а в тех заданиях, где для анализа представлен конкретный фрагмент какого-либо произведения или лирическое стихотворение.

Мария Суровцева, учитель русского языка и литературы, эксперт ЕГЭ, Ростов-на-Дону:

– Нет причин для паники! Лично я положительно отношусь к изменениям, потому что теперь меньше обязательных к прочтению произведений (некоторым это может облегчить подготовку), а ушедшие дополнили список желательных.

Никто не отменяет знание классики русской литературы и не выкидывает ее из программы. Как и раньше, учащиеся могут приводить примеры из нее, но в тесте и темах сочинений эти произведения не попадутся. По моему мнению, экзамен по литературе стал даже проще и понятнее. Будет меньше ситуаций, когда одному ученику попадался Пушкин или Лермонтов, и он легко выполнял задания, а другому, например, Шукшин или Распутин, до произведений которых при подготовке он мог просто не дойти. Соответственно, и баллы ученики получали разные. Теперь же четко известны произведения, которые попадутся на экзамене, а приводить примеры в заданиях, которые этого требуют, мы можем из классики. Список книг стал короче, но необходимость иметь широкий литературный кругозор тем, кто решил сдавать этот ЕГЭ, не отпала.

Максим Пратусевич, директор Президентского физико-математического лицея № 239, Санкт-Петербург:

– Мои литераторы по данному поводу не очень переживают. Е ГЭ по литературе не является обязательным для поступления в вузы, поэтому по всей стране его сдают не так уж и много выпускников. Что касается новых материалов, то из них все-таки следует, что произведения Пушкина и Лермонтова знать надо и использовать придется.

Как устроен экзамен

Итоговый экзамен по литературе в 9 классе состоит из двух частей. Первая часть подразумевает работу с текстом, а во второй части нужно написать сочинение объёмом не менее 200 слов.

В первой части 3 задания.

В заданиях 1 и 2 нужно прочитать приведённый фрагмент текста и ответить на вопросы. Ответ должен состоять из 3–5 связных предложений. Это примерный объём: можно написать и 6–7 предложений, а можно уложиться в 2. Главное не количество, а качество.

В задании 3 необходимо сравнить фрагменты двух произведений и сформулировать ответ из 5–8 предложений.

Во второй части от вас требуется написать сочинение объёмом не менее 200 слов на одну из четырёх предложенных тем. Здесь количество слов — условие обязательное.

Часть 2 . 13 баллов.

Максимальное количество баллов за весь экзамен — 33.

Экзамен по литературе в 11 классе состоит из двух частей и 17 заданий.

В первой части 16 заданий.

Задания 1–9 относятся к приведённому в бланке фрагменту эпического, лиро-эпического или драматического произведения. В заданиях 1–7 нужно дать краткий ответ, задания 8–9 требуют развёрнутого ответа объёмом 5–10 предложений. Здесь также указан примерный объём, считать предложения эксперты не будут.

Задания 10–16 относятся к приведённому лирическому произведению.

Во второй части задание одно — написать сочинение объёмом не менее 200 слов на одну из четырёх предложенных тем.

Часть 2. 14 баллов.

Максимальное количество баллов за весь экзамен — 58.

Как готовиться

Перечитайте произведения, которые вы проходили в предыдущих классах. С тех пор как вы изучали программу средней школы, прошло несколько лет: вы изменились, повзрослели, стали больше знать и лучше понимать классику. Перечитывая книги, вы посмотрите на них под новым углом, освежите в памяти содержание и будете готовы к самым неожиданным вопросам на экзамене.

Запоминайте главное

Просто читать книги для сдачи экзамена недостаточно. Необходимо заранее проанализировать произведения, записать и запомнить наиболее важные моменты, которые понадобятся для ответов на вопросы.

Проза

1. По каждому произведению составьте таблицу и выучите наизусть информацию, которая в ней содержится.


КАКОЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

2. Разберитесь в системе образов.

Составьте схему или интеллектуальную карту с обозначением всех героев, начиная с главного. Из схемы должно быть сразу понятно, какое отношение персонажи имеют друг к другу, откуда они появились в сюжете, как взаимодействуют с главным героем.

3. Обращайте внимание на характер и личные качества главных персонажей.

Составьте список ярких цитат из монологов, в которых герой демонстрирует личные качества, и значимых эпизодов, раскрывающих характер героя. Разберитесь, в чём суть монолога и фрагмента, каково его значение в изображении персонажа.

Поэзия

Для каждого стихотворения из кодификатора составьте таблицу:


КАКОЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

Чтобы быстрее запомнить цитаты, используйте карточки. На небольшом листе бумаги или картона напишите с одной стороны автора и название стихотворения, с другой стороны — цитату из него. Берите карточки с собой в транспорт, повторяйте материал в любое свободное время, пока не выучите все нужные цитаты.

Ознакомьтесь с требованиями к экзамену

Они содержатся в демоверсиях ОГЭ и ЕГЭ по литературе, выложенных на сайте ФИПИ. В требованиях подробно изложено, чего именно ждут от вас на экзамене и что хотят видеть в ваших работах.

Зная требования, вы сможете выучить нужный материал во время подготовки и самостоятельно проверить свою работу на экзамене. Выполняя типовые экзаменационные задания, обязательно делайте такую проверку на соответствие критериям. Основные требования — это полнота раскрытия темы, использование цитат и ссылок на произведение, применение теоретико-литературных терминов.

Изучите литературную критику и биографии авторов

Чтобы успешно проанализировать приведённый текстовый отрывок или раскрыть тему сочинения, вам понадобится знать не только тексты, но и критику. Она позволит посмотреть на текст с другой точки зрения, как будто его читали не вы, а третий человек. Все основные критические статьи упоминаются в школьной программе.

Ознакомьтесь с первоисточниками, а не с кратким пересказом.

Знание критики также поможет ответить на вопросы вроде: «Какие ещё произведения этого автора получили неоднозначную оценку современников?»

Не помешает и знание исторического контекста, особенно если автор был свидетелем исторических событий, отражённых в произведении. Например, поэма Александра Блока «Двенадцать» понимается лучше, если вспомнить, что автор жил в революционном Петрограде.

Используйте теоретико-литературные понятия

Недостаточно знать, что такое метафора, эпитет или лирический герой. Необходимо к месту употреблять эти понятия при анализе произведения. Составьте список необходимых понятий, опираясь на школьную программу и кодификатор. Помните о том, что знать нужно не только сам термин, но и все понятия, которые с ним связаны: например, сюжет и фабула. Используйте теоретические понятия, когда пишете тренировочные сочинения и выполняете типовые экзаменационные задания.

Как действовать на экзамене

✔️ Внимательно читайте текст задания.

Много ошибок школьники допускают из-за невнимательности: например, в задании спрашивают, как решается конфликт, а выпускник отвечает, где он решается. Каждое слово в формулировке задания имеет значение.

✔️ Обязательно аргументируйте свой ответ примерами из текста.

При этом можно использовать не только приведённый отрывок, но и другие эпизоды из тех же произведений.

✔️ Не искажайте авторскую позицию.

В художественной литературе не всегда всё однозначно, и порой об авторской позиции спорят даже литературоведы. Однако подобные спорные вопросы не выносятся на экзамен, и ломать над ними голову вам не придётся. По всем произведениям школьной программы заранее известна «каноническая» авторская позиция — она прописана в учебнике и статьях критиков. Отклоняться от неё или оспаривать её на экзамене не стоит.

✔️ Не стремитесь выразить своё мнение.

Упоминать о вашем отношении к произведению или героям нужно лишь в том случае, если вас прямо об этом спрашивают. Например, если тема вашего сочинения: «Кто из героев „Войны и мира“ Льва Толстого вам наиболее интересен и почему?», при ответе необходимо опираться на текст, а не на собственные эмоции.

Настаивать на собственной трактовке темы, идеи или проблематики произведения на экзамене вообще не стоит, даже если такая трактовка у вас есть и вы можете обосновать её цитатами из текста. Проверяющему важно, чтобы вы правильно передали авторскую позицию, а не продемонстрировали собственное понимание.

✔️ Избегайте логических, фактических и речевых ошибок.

Следите за точностью ссылок на текст и правильностью употребления слов, излагайте мысль последовательно, не перескакивая с одного на другое. Не используйте разговорную лексику и канцеляризмы.

Как выполнять задания 9 и 16

Если вам достался вопрос, ответ на который сразу не приходит в голову, не паникуйте.

Выполняя задание 9, сосредоточьтесь и начните перебирать в памяти эпические или драматические произведения, которые вы знаете. Лучше делать это письменно. Не бойтесь потратить на это время — так вы, в конечном итоге, справитесь быстрее. Берите ручку и выписывайте в столбик названия произведений. В этот момент вы будете автоматически прокручивать в голове их содержание и анализировать его на предмет «подходит или не подходит». Без списка мысли путаются и такой анализ невозможно провести быстро. Перебирая произведения письменно, вы успокоитесь и обязательно вспомните, где происходили нужные вам события или встречался требуемый образ.

Выполняя задание 16, относящееся к поэзии, не переписывайте все известные вам стихи подряд, это займёт слишком много времени. Задавайте себе наводящие вопросы: кто мог об этом писать, в стихотворениях на какую тему этот образ мог встречаться? Если нужен образ звёзд, записываем всех, в чьих стихах встречаются пейзажи и описания природы, а потом вспоминаем конкретные стихотворные строки.

Как писать сочинение

Вы получите за сочинение максимальное количество баллов, если:

Основная часть

Например, тема — любовная лирика Михаила Лермонтова. Чтобы её раскрыть, выпишите названия трёх стихотворений поэта о любви и проанализируйте их. Вы получите минимум три абзаца осмысленного, содержательного текста и рассмотрите три аспекта указанной темы, что вполне достаточно для её раскрытия.

Это могут быть фрагменты, эпизоды, образы, события, поступки героев, которые иллюстрируют вашу мысль.

Они должны соответствовать теме. Если это тема любви в творчестве поэта, подойдут термины «любовная лирика», «лирический герой», «метафора», «сравнение».

Избегайте простого пересказа и словоблудия — так называемой «воды». Они обеспечивают объём, но не помогают раскрыть тему, а время отнимают. Следите за тем, чтобы правильно передать позицию автора.

Вступление и заключение

Переходите к вступлению и заключению после написания основной части.

Вступление должно быть кратким — не более двух-трёх предложений. Не используйте штампы и пустые, ничего не значащие фразы: «великий русский поэт», «известное произведение», «все мы знаем» и тому подобные. Они замусоривают текст и тратят ваше время.

Во вступлении можно сказать об актуальности темы или проблемы для самого автора, для всего человечества или для вас лично, упомянуть исторические факты или факты биографии автора. Можно заходить через сюжет: «Тема семьи — одна из главных в романе М. А. Шолохова „Тихий Дон“».

В качестве подсказки используйте ключевые слова в формулировке темы. Возьмём тему «Над какими философскими вопросами размышляет Ф. Тютчев в своих стихотворениях?». Ключевые слова здесь — «философские вопросы». Значит, во вступлении можно говорить о том, что такое философская лирика и какое место она занимает в поэзии вообще и в творчестве Тютчева в частности.

Ещё один вариант начала — кратко перечислить мысли, которые вы раскроете в основной части. К примеру, если тема — «Семья в романе М. А. Шолохова „Тихий Дон“», во вступлении можно не просто указать, что она важна для писателя, но и перечислить, на примере каких семей мы видим события начала XX века.

Заключение состоит из двух-четырёх предложений, в которых необходимо подвести итог и сделать краткий вывод из всего вышесказанного. В заключении не должно быть никакой новой информации. Вернитесь к теме, перечитайте её. Теперь пишите заключение. Здесь можно ещё раз кратко повторить основные тезисы или написать о том, как повлияло на вас творчество автора.

Не забудьте несколько раз медленно прочитать черновик. Возможно, где-то прячутся речевые или даже фактические ошибки.

Сколько бы сочинений вы ни написали за учебный год, задание 11 в ЕГЭ по литературе все равно остается одним из самых сложных на экзамене. В статье объясняю, как оценивается ваше сочинение, какую тему лучше выбирать и по какому алгоритму писать текст, чтобы получить высокую оценку.

Из чего состоит 11 задание ЕГЭ по литературеКак выбрать тему сочиненияКак оценивается сочинениеАлгоритм решения


КАКОЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

Узнать, как справляться со всеми частями экзамена, разобраться в ловушках ЕГЭ и отработать самые сложные задания — все эти задачи я помогаю решить на курсах подготовки к ЕГЭ MAXIMUM Education. На сайте представлены разные форматы занятий, которые позволят школьнику получить всю нужную теорию и потренироваться на заданиях образца ФИПИ. До встречи на уроках!

Из чего состоит 11 задание ЕГЭ по литературе

Это задание самое дорогое и одно из самых сложных в ЕГЭ по литературе. Оно представляет собой большое сочинение объемом не менее 200 слов — в отличие от четырех предыдущих мини-сочинений. Сдающий выбирает одну из пяти предложенных тем.

Вот пример из демоверсии ФИПИ 2024 года:

С этого года, согласно изменениям ФИПИ, вопросы начинаются со второй половины XIX века. Пушкин, Лермонтов, Гоголь и другие ранние писатели либо вообще не попадутся в ЕГЭ, либо встретятся в качестве одного из вариантов, как в вопросе 11.4.

Как выбрать тему сочинения

Ориентируйтесь на свои знания и личные предпочтения. Писать сочинение по любимому произведению всегда проще, если вы хорошо его знаете. Но в этом случае есть риск уйти от вопроса в лишние рассуждения, и тогда снимут баллы за критерий К4 — композицию и логику. Чтобы этого избежать, сначала подготовьте план с тезисами. Так вы будете знать, что вам есть что сказать и не словите ступор на середине сочинения, а также сможете придерживаться логики изложения и темы.

Не советую брать тему 11.5, хотя она зачастую привлекает школьников своей более творческой формулировкой. Но именно из-за этого есть риск пуститься в полет фантазии и не набрать высокого балла. Например, моему ученику попалась тема «На что бы вы обратили внимание, разрабатывая киноадаптацию пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад”»?». И он как будущий режиссер пустился в рассуждения о свете и монтаже, забыв, что ЕГЭ — это проверка знаний по литературе. Любой вопрос независимо от формулировки предлагает проверку базового набора знаний по произведению, а не вашего воображения.

Как оценивается сочинение

Задание 11 ЕГЭ оценивается по 8 критериям и максимально может принести ученику 18 баллов.

К1 — глубина раскрытия темы — 3 балла.

Это значит, что ученик пишет по заданной теме, не подменяя ее, и раскрывает ее глубоко. Использование 2–3 тезисов помогает раскрыть проблему с разных сторон и избежать поверхностности.

К2 — аргументация — 3 балла.

Для наивысшего балла ученик должен опираться на важные элементы сюжета, при этом не уходя в пересказ. Также здесь важно соблюдать фактическую точность, то есть не путать факты, правильно писать фамилии, и не искажать авторскую позицию. Лучший способ проверить себя — подтверждать каждый тезис аргументами: если аргумент не подбирается, значит, вы пишете не то.

К3 — использование литературных терминов — 3 балла.

В сочинении важно использовать литературные термины: жанр, направления, средства выразительности, психологизм и пр. Но для получения наивысшего балла по этому критерию как минимум 2 термина должны быть не просто упомянуты, но и включены в анализ, помогая развитию вашей мысли.

Например:В романе Лермонтова «Герой нашего времени» показана проблема лишнего человека — термин использован. Так как произведение Лермонтова «Герой нашего времени» написано в направлении реализм, которому соответствует противоречивость героев, Печорин также представляет собой противоречивую натуру и его поведение нельзя трактовать однозначно — термин использован и включен в анализ, если вопрос был про характер Печорина.

К4 — композиция и логика — 3 балла.

Для получения максимального балла необходимо, чтобы мысль ученика не повторялась, не было логических противоречий, все части сочинения были последовательны и связаны. Для этого я рекомендую писать план и придерживаться структуры «введение — основная часть — заключение», использовать слова-связки.

К5 — речевая точность — 3 балла.

Отсутствие речевых ошибок: лексических повторов, просторечий и др. Одну ошибку вам могут простить, но не более.

К6 — орфография — 1 балл.

С 2024 года могут простить только 1 ошибку.

К7 — пунктуация — 1 балл.

К8 — грамматика — 1 балл.

Алгоритм решения

Чтобы сэкономить время, избежать страха белого листа и получить максимальный балл, советую пользоваться алгоритмом.


КАКОЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

1. Выбрать тему, основываясь на своих знаниях или личных предпочтениях.

2. Набросать на черновике план, который будет содержать 3 основных тезиса, раскрывающих заданную тему.

3. Записать введение: 2–3 предложения. Есть несколько способов:

4. Записать основную часть, используя план. Формула успеха: 3 тезиса + аргументация под каждый тезис. Например: «Является ли Болконский романтическим героем?» 1-й тезис: кто такой романтический герой; 2-й тезис: характеристика Андрея Болконского; 3-й тезис: Болконский — герой реализма.

5. Записать заключение — краткий ответ на вопрос «К какому выводу я пришел на основании всего, что написал выше?».

6. Проверить сочинение на речевые, фактические и другие ошибки.

Лайфхак 1

Задайте себе вопросы на тему сочинения, 7–10 штук. Последовательно отвечая на них, вы придете к основному ответу и напишете основную часть. Например: «Почему Базаров и Павел Кирсанов являются антагонистами?» Кто такой антагонист? Каким показан Базаров? Каким Кирсанов? Каких взглядов они придерживаются? О чем спорят? Какая идея произведения? Почувствуйте себя детективами, которые нитка за ниткой распутывают сложное дело 🧐

Лайфхак 2

При проверке не старайтесь учесть всё, а выберите один критерий для вычитывания. Например, сейчас вы проверяете только на речевые ошибки, не смотря на логику, суть, композицию. Наш мозг не многозадачный, при попытке проверить сразу всё, вы упустите множество ошибок.

После сочинения дайте себе передышку, перейдя к другим заданиям, а уже после возвращайтесь к проверке. Без этого замыленный взгляд может пропустить ошибки.