КАК СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Поступление в вуз

Что вы должны знать о нем

Вопросы теста проверяют знание теории литературы и художественного произведения, фрагмент которого предложен для анализа, умение использовать литературоведческие понятия и термины в речи.

Задания 5, 10 проверяют умение анализировать в единстве формы и содержания фрагмент произведения или стихотворение.

Задания 6, 11 проверяют умение сопоставить исходный текст с произведением отечественной (зарубежной) литературы.

Задание 12 проверяет умение писать сочинение на литературную тему.

Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения принял решение об изменении с 2022-2023 учебного года подхода к формированию комплектов тем итогового сочинения: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения.

В 2022-2023 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы (их более полутора тысяч). В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.

Направлений итогового сочинения больше не будет.

Порядок и процедура проведения итогового сочинения в новом учебном году не меняются.

Разделы и подразделы закрытого банка тем ИС

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.1.3. Познание человеком самого себя.1.4. Свобода человека и ее ограничения.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.2.2. Человек и общество.2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

3. Природа и культура в жизни человека3.1. Природа и человек.3.2. Наука и человек.3.3. Искусство и человек.

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

Образец комплекта тем

Каждый комплект будет состоять из шести тем – по две темы из каждого раздела банка.

Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается сочинение по системе «зачёт»/«незачёт». Рекомендуемый объем сочинения − от 350 слов, минимальный – не менее 250 слов. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание итогового изложения.

Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря.


КАК СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ФИПИ опубликовал структуру закрытого банка тем итогового сочинения.

В 2023/24 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут формироваться из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2022 и 2023 гг.

Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются.

Основная дата проведения итогового сочинения — 6 декабря.

3.1. Природа и человек.3.2. Наука и человек.3.3. Искусство и человек.3.4. Язык и языковая личность

В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:

темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения.

111. Какую жизненную цель можно назвать благородной?201. Могут ли юношеские мечты повлиять на дальнейшую жизнь человека?304. Как становятся героями на войне?405. Чем важен для современного человека опыт предыдущих поколений?509. Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?602. Реальное и виртуальное общение: в чём преимущества каждого из них?

Самое сложное и дорогое сочинение идёт под номером 17, за него дают 14 баллов.

Конкретного плана здесь нет, однако есть небольшие правила написания, о которых я и напишу. В идеале это сочинение должно содержать 200-250 слов, однако минимум идет уже с 150. Насчитали 150? Значит дальше не считаем. К тому же цитаты лучше не считать при подсчете слов.

Вот тут вы можете пустить в ход все свои знания по произведению: написать краткую историю создания, рассказать о героях по теме!, о произведении в целом. Но при этом не отходим от вопроса.

Вступление не должно получиться очень большим, как и само сочинение. Во время “полёта фантазии” не забываем, что нам его еще переписывать на бланк.

ПРИМЕР: “Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” затрагивает многие темы, одна из которых связана с дорогой. Она развивается в основном в лирических отступлениях.” – не могу сказать, что это является идеальным примером, но лучшее, что смогла найти в данный момент

2. Три тезиса.

Пока писала сочинения, поняла, что для 17 сочинения идеально будет написать три тезиса, то есть раскрыть вопрос с трех точек зрения. Если вопрос по лирике, то три стихотворения. Можно взять два стих-я и одну поэму. Если вопрос по прозе, то пишем три тезиса, которые будут связаны с вопросом.

В ЛИРИКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ТРИ СТИХ-Я! МОЖНО ВЗЯТЬ ДВА СТИХ-Я И ОДНУ ПОЭМУ.

Например, “Нужна ли героям М. Горького правда в пьесе “На дне”?”

1 тезис – правда Сатина2 тезис – правда Луки3 тезис – можно написать правду Бубнова, если помним; Если не помним, то отвечаем на поставленный вопрос, характеризуя самих людей, которые “на дне”.

Это просто пример, но меня за него еще никогда не ругали во время занятий, так что делюсь опытом.

Или, например, символический образ дороги в “Мёртвых душах”:

1. что такое дорога вообще2. на чем путешествует чичиков и что обозначает данный символ3. образ героя-путешественника

По негласному правилу должно быть 5-7 терминов для максимального балла по критерию (герой, роман и тд)

3. Вывод, в котором мы снова отвечаем на поставленный вопрос, но кратко!, не вдаваясь в подробный анализ, как сделали это в 3 тезисе.

Пример: “Таким образом, символический смысл дороги в поэме “мертвые души” – это символ человеческой души, жизненного пути человека.”

Рекомендации (написала их не я, однако в свое время они мне очень помогли):

1) используешь тезисную структуру. То есть всё должно быть чётко. Ты выражаешь какую-то конкретную (!) мысль, а потом её доказываешь цитатами или пересказом. Желательно в одной работе органично сочетать и то, и то) Если абстрактно, то это выглядит так:

Вася Пупкин — плохой ученик. Подтверждение этому можно найти там-то там-то (ссылаемся на пруфы). Таким образом, можно понять, что его поведение на уроках и успеваемость оставляют желать лучшего.

2) следишь за абзацами. Каждый тезис — новый абзац. Следишь за их размерами, за переходами, так ты не скатишься с мысли

3) постоянно смотришь на тему и думаешь, ответила ли ты на конкретно заданный вопрос в достаточной мере. Это очень важно)

4)следишь за речью

5) не забываешь про термины. Не только их упоминаешь, но и органично используешь. Пример:

С помощью эпитета “такого-то” автор передаёт такие-то ощущения, эмоции и тд. Это помогает в лучшей мере понять то-то.

Удачи в написании сочинений и на ЕГЭ!

Официальные критерии оценивания итогового сочинения 2023-2024 от ФИПИ.

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Требование №1. « Объём итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №1 и «незачёт» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию №2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Требование №2. « Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №2 и «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

1. « Соответствие теме»;2. « Аргументация. Привлечение литературного материала»;3. « Композиция и логика рассуждения»;4. « Качество письменной речи»;5. « Грамотность».

Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №5 «Грамотность»2

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных3.

1 При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М. Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

2 Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачёт» по одному из критериев № 3 или № 4. Итоговое сочинение в устной форме по критерию № 5 не проверяется.

3 На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках.

Последние материалы

По рекомендациям Рособрнадзора и Института Пушкина.

Сочинение в 11 классе 2023 года состоится 6 декабря. Узнайте про объем и требования к работе, чтобы не ошибиться!

Сочинение

Рекомендуемое количество слов в сочинении — от 350. Минимальное — 250. Если в сочинении меньше 250 слов, вы получите «незачет». Максимальное количество слов при этом не установлено. Можете написать «Войну и мир», только уложитесь в 3 часа 55 минут.

В подсчет включаются все слова, написанные без пробела, в том числе служебные. Например, «всё-таки» считается как слово, а «всё же» — уже как два.

Соблюдение количества слов — первое требование к работе.

Требования

Второе главное требование — самостоятельность написания. Нельзя списывать (целиком или фрагменты), даже если вы заучили чужой текст и воссоздали его во время сочинения по памяти.

Если сочинение признали несамостоятельным, вам поставят «незачет».

Критерии оценки

Если ваша работа соответствует основным требованиям (объем и самостоятельность), в ход идут критерии оценивания:

Чтобы поставили «зачет», надо получить положительный результат по первому и второму критерию (соответствие теме и аргументация), а также по еще одному — любому.

«Незачет» по критерию № 1 поставят, только если сочинение не соответствует заявленной теме, в нем нет ответа на поставленный вопрос или не прослеживается конкретной цели высказывания. Логические ошибки по этому критерию не учитываются — для них есть отдельный критерий.

В итоговом сочинении надо строить рассуждение и доказывая свою позицию с помощью аргументов (критерий № 2). А аргументы надо подкрепить примерами. Это могут быть примеры из личного опыта, но обязательно нужно использовать пример из опубликованного литературного произведения. Достаточно опоры на один текст. Это может быть художественное произведение, мемуары, публицистика, «научпоп», научная или документальная проза, дневники, очерки, критика, психологические и искусствоведческие книги и др. Словом, пример надо взять именно из литературы. Если у вас есть примеры из визуального искусства (живопись, комиксы), а из литературного — нет, за аргументацию поставят «незачет». Также «незачет» по критерию № 2 поставят, если в сочинении нет аргументации, искажено содержание выбранного текста либо книга просто упомянута (аргументы примером не подкрепляются).

«Незачет» по критерию № 3 («Композиция и логика рассуждения») ставят за грубые логические нарушения, которые мешают понять смысл сказанного, либо если отсутствует тезисно-доказательная часть.

«Незачет» по критерию № 4 («Качество письменной речи») получают те, у кого речевые ошибки также мешают понять смысл сочинения.

По критерию № 5 («Грамотность») правила оценивания довольно мягкие. Если на каждые 100 слов в среднем приходится пять или более ошибок, будет «незачет». Учитываются грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. Однотипные ошибки считаются за одну. Две негрубые ошибки — за одну грубую. Речевые ошибки в этом критерии не учитываются.

Имейте в виду, что у вузов, которые дают за итоговое сочинение до 10 дополнительных баллов, могут быть свои критерии оценки. Если вы собираетесь использовать свою работу при поступлении, заранее узнайте, какие требования есть в конкретном вузе. Например, вуз может требовать несколько литературных аргументов (а не один) или опоры не только на литературу, но и на театр, кино, живопись, исторические факты. Узнать о требованиях к сочинению, если его засчитывают как индивидуальное достижение, можно на официальных сайтах конкретных вузов.

Проверьте изменения, даты и темы итогового сочинения 2023 года.

Не забывайте, что итоговое сочинение может принести вам до 10 дополнительных баллов ЕГЭ при поступлении в вуз!

Чтобы научиться писать сочинение настолько хорошо, ознакомьтесь с советами Института Пушкина, как писать сочинение.

Минимальный балл для вуза

Для поступления в вуз потребуется набрать минимум 32 тестовых балла.

Распространённые ошибки и как с ними справиться

Подмена вопроса при ответе

— Используйте ключевые слова вопроса в начале и конце ответа: это поможет размышлять в заданном направлении.

— Обращайте внимание на вопросительное слово: не стоит искать причины явления, если спрашивают «какой» или «как».

— Если не помните инициалов автора, не пишите их, достаточно указать фамилию.

— Готовясь к экзамену, запоминайте написание терминов и имён героев: Болконский, Мери, Бэла.

— Избегайте объёмного цитирования: приводите детали, которые точно помните.

Пересказ вместо анализа произведения

— Приводите пример из произведения, который точно иллюстрирует ваши тезисы, и обращайте внимание не только на то, что сказал автор, то есть на содержание, но и как он это сказал, то есть на форму произведения.

— При ответе на вопрос 6

анализируйте только те примеры, которые помогают сопоставить последние в заданном вопросом направлении.

— Перед написанием ответа или сочинения сформулируйте тезисы на черновике. Проверьте, не говорите ли вы об одном и том же.

— Приводите примеры из произведения точно под тезис — не пишите ничего лишнего.

— В сочинении проверьте наличие основных частей — вступления, основной части, заключения — и логичных переходов между ними.

Какие задания будут на экзамене

– В ЕГЭ по литературе две части. Первая – 11 вопросов, вторая – развернутое сочинение не менее 200 слов, на выбор предлагается пять тем. В ЕГЭ будут задания трех уровней – базового, повышенного и высокого. Первая часть – задания базового и повышенного уровней. Сочинение считается заданием высокого уровня сложности. Примерное время выполнения сочинения – два часа.

“В первой части экзамена надо детально разобраться с двумя текстами, ответить на вопросы. Первый текст представляет собой фрагмент из эпического, лиро-эпического, драматического произведения. Второй текст – законченный полностью текст лирического произведения. Тут нужен целостный анализ, – пояснил Сергей Зинин. – Вторая часть – полноценное сочинение”.

Советы по написанию сочинения

1. Внимательно прочитайте тему сочинения, подчеркните ключевые слова и, если тема обзорная, обратите внимание на ограничения: эпоху, род, жанр, количество произведений.

2. Набросайте на черновике тезисы к выбранной теме. Их должно быть не меньше двух: это поможет вам раскрыть тему глубоко и многосторонне и убережёт от повторов мысли, которые являются логическими ошибками.

3. К каждому тезису приведите эпизод, художественные детали или характеристики героев. Подумайте, какие термины (два и более) вы могли бы использовать для анализа примеров из произведения.

4. Напишите вступление к сочинению, используя ключевые слова темы. Обязательно укажите автора и название произведения.

5. Перечитайте вступление, мысленно проговорите слово «значит» и напишите заключение.

6. Пересчитайте слова в сочинении — их должно быть не меньше 200. Проверьте написание слов и расстановку знаков препинания. Сомневаетесь — меняйте конструкцию предложения или подбирайте синонимы. Невозможно проверить то, что вы не написали!

Речевые ошибки, за которые могут снизить баллы

– Неоправданный повтор одного и того же слова или однокоренных слов,

– неточное словоупотребление,

– немотивированное употребление стилистически сниженных конструкций и слов,

– необоснованный пропуск слова,

– неуместное употребление слов (особенно местоимений).

Новое в заданиях

– В задании 9 не указывается точное количество правильных ответов. Раньше надо было найти 3 правильных из 5. Теперь правильных ответов может быть и 2, и 4. Например, дается сонет Шекспира в переводе Маршака, и вам надо выбрать из предложенного перечня (анафора, метафора, гротеск, инверсия, эпитет) все (!) названия художественных средств, использованных в тексте.

Чем можно пользоваться на ЕГЭ

На ЕГЭ по литературе можно пользоваться орфографическим словарем.

Продолжительность экзамена

3 часа 55 минут. Рекомендуется не более двух часов потратить на первую часть, остальное время – на сочинение.

Всё главное об итоговом сочинении.

В декабре все ученики 11 классов и экстерны пойдут на итоговое сочинение. Работа является допуском к ЕГЭ. Вот всё, что вы должны знать о ней.

Даты итогового сочинения

Итоговое сочинение всегда пишут в первую среду декабря: 6 декабря 2023 года.

Пересдачи итогового сочинения / дополнительные дни итогового сочинения состоятся:

Напомним, раньше вторая пересдача итогового сочинения в 11 классе выпадала на первую рабочую среду мая. В 2023/2024 году ее даты измененили, и теперь пересдача назначена на апрель.

Продолжительность итогового сочинения

Продолжительность итогового сочинения — 3 часа 55 минут.

Изменения итогового сочинения

Критерии оценивания итогового сочинения в 11 классе в 2023 году не меняются.

Что дает итоговое сочинение

Итоговое сочинение в 11 классе дает допуск к ЕГЭ.

А еще во многих вузах за хорошо написанное сочинение вы сможете получить до 10 дополнительных баллов ЕГЭ. Если вузы учитывают сочинение, они обычно сами его проверяют. Также именно вузы решают, сколько баллов за него начислять.

Кстати, посмотрите, куда можно поступить по вашим ожидаемым баллам ЕГЭ. Это покажет калькулятор ЕГЭ, он бесплатный.

Как сдать итоговое сочинение

Чтобы сдать итоговое сочинение, нужно, чтобы оно соответствовало требованиям и критериям оценки:

Темы итогового сочинения

Темы итогового сочинения каждый год берут из закрытого банка. Всего их порядка 1,5 тысяч.

Однако структура банка тем для итогового сочинения в 11 классе открытая. Вот она:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом1.3. Познание человеком самого себя1.4. Свобода человека и ее ограничения

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции2.2. Человек и общество2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

3. Природа и культура в жизни человека

3.1. Природа и человек3.2. Наука и человек3.3. Искусство и человек3.4. Язык и языковая личность

В каждый комплект традиционно попадают по две темы из каждого раздела:


КАК СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Получай информацию первым!

Максимальный первичный балл на ЕГЭ по литературе — 55.

За правильный ответ в тесте вы получаете 1 балл. Всего за тест можно получить 7 баллов.

За задание 5

можно получить до 6 баллов. Для этого необходимо точно ответить на выбранный вами вопрос, аргументировать свои мысли, обратившись к анализу фрагмента произведения или стихотворения, и не сделать ни одной логической и речевой ошибки.

За задание 6

можно получить до 8 баллов. Для этого необходимо выбрать одно произведение, указав название и автора, убедительно сопоставить с исходным текстом в заданном направлении, аргументировав свои мысли анализом примеров из сравниваемых произведений. Логических и речевых ошибок быть не должно.

За задание 12 можно получить до 15 баллов. Для этого тема должна быть раскрыта глубоко и многосторонне, примеры из произведений проанализированы с использованием не менее двух терминов; сочинение написано логично и, желательно, без речевых ошибок: на максимальный балл допускается не более одной речевой ошибки.

По критерию «Грамотность» можно получить до 5 баллов. Для этого необходимо:

Во время экзамена разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Как устроен ЕГЭ по литературе

Экзамен состоит из двух частей.

Первая часть включает в себя два комплекта заданий, относящихся к фрагменту драматического, прозаического, лиро-эпического или лирического произведения. Каждый комплект состоит из теста (задания 1–4; 7–9) и двух заданий (5–6 и 10–11 соответственно), требующих развёрнутого ответа. Задания 5 и 10 состоят из двух вопросов, необходимо ответить на один из них.

Задания 1–6 формулируются к фрагменту драматического, прозаического, лиро-эпического произведения, указанного в кодификаторе.

Задания 7–11 формулируются к любому стихотворению отечественного или зарубежного поэта, указанного в кодификаторе.

Вторая часть состоит из пяти тем — задание 12.1–12.5, на одну из которых нужно написать сочинение.

Три темы формулируются по творчеству или отдельному произведению авторов, указанных в кодификаторе, одна носит обзорный характер и предполагает самостоятельный выбор произведений для аргументации, последняя тема ориентирована на связь литературы с другими видами искусства.

При ответе на вопросы 6, 11 или написании сочинения можно привлекать произведения зарубежных авторов, если это оговаривается в формулировке задания.

На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется не более двух часов отвести на выполнение заданий первой части, а остальное время — на выполнение задания второй части.

Темы сочинения ЕГЭ по литературе (примеры от ФИПИ)

– Какую роль сыграл Порфирий Петрович в судьбе Раскольникова?

– Какие советы Вы были дали художнику, иллюстрирующему рассказ А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”?

– Роль ремарок в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”

– Ваши рекомендации художнику-иллюстратору романа Л. Н. Толстого “Война и мир” (С опорой на текст произведения)

– Какие рекомендации Вы дадите исполнителю роли Базарова в экранизации романа И. С. Тургенева “Отцы и дети (с опорой на текст произведения)

– Как в творчестве А. А. Ахматовой раскрывается тема личности и истории?

– Какие эпизоды Вы бы выбрали для иллюстрации сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (с опорой на текст произведения)

– Своеобразие любовной темы в лирике Б. Ш. Окуджавы (С опорой на текст произведения. Не менее трех стихотворений).

Первичные и тестовые баллы ЕГЭ по литературе

Работа оценивается в первичных баллах. За задания первой части с кратким ответом можно получить максимум 7 баллов, за задания этой же первой части с развернутым ответом – 28. Максимальный первичный балл за сочинение – 18. Итого 53. Потом эти баллы переводят в стобалльную шкалу.

Объем сочинения ЕГЭ по литературе

Рекомендуемый объем сочинения – 250-350 слов, сочинение меньше 200 слов не оценивается.

Средний балл ЕГЭ по литературе

По данным за 2022 год, средний балл ЕГЭ по литературе – 78,3.