К ОДНОЙ ИЗ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОТНОСЯТ

Центр оценки качества образования

Центр оценки качества образования был создан в 1994 г. в соответствии с постановлением Президиума РАО на базе лаборатории по оценке общеобразовательной подготовки школьников и ВНИКа “Международная оценка” Института общеобразовательной школы РАО.

Отдельный сайт Центра: http://centeroko.ru

Национальная программа повышения финансовой грамотности граждан: http://finance.instrao.ru

Важнейшими задачами Центра являются

Особенность работы Центра проявляется в интеграции усилий специалистов научных подразделений института и сотрудников Центра в разработке единых подходов к оценке образовательных достижений учащихся.

Основные положения подготовленных методических рекомендаций по разработке инструментария, разработанное программное обеспечение экспериментально проверяются при проведении всероссийских и региональных мониторинговых исследований в начальной, основной и средней школе.

Результаты проводимых исследований совместно с предметными центрами и лабораториями используются для корректировки требований образовательных стандартов за курс начальной, основной и средней школы.

Коллектив Центра, начиная с 1988 г., ведет исследования по сравнительной оценке общеобразовательной подготовки школьников в рамках исследований, проводимых различными международными организациями: Американской службой педагогического тестирования (1988-1991) – ETS (Educational Testing Service), Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association of Evaluation of Educational Achievements) с 1991 г. и Организацией экономического сотрудничества и развития – OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) с 1998 г.

Международные сравнительные исследования по оценке качества образования имеют большое научное и практическое значение. Совместно с ведущими специалистами мира разрабатываются методики исследований по проведению кросс-национальных исследований по оценке учебных достижений, по разработке инструментария исследований, по формированию репрезентативной выборки учащихся, по обработке и анализу результатов исследования. На основе результатов исследований готовятся аналитические материалы о состоянии образования в России, формируются банки данных исследования (банк инструментария, банк школ России, банк результатов исследования и др.); разрабатывается программное обеспечение по формированию выборки учащихся, вводу и анализу результатов исследования.

Начиная с 1988 года, специалисты Центра оценки качества образования участвовали в проведении в России следующих международных исследований: международного исследования достижений в области образования – IAEP-II (1988-1991), международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (с 1991 г.: TIMSS-1995, 1999, 2003, 2007, 2011, 2015), международного исследования по иностранным языкам LES (1995-1997), международного исследования по обществоведческому образованию CIVIC (1999, 2000), второго международного исследования по информационным технологиям в обучении – SITES (1997 – 2007), международной программе по оценке учебных достижений – OECD-PISA (c 1998 г. P ISA-2000, 2003, 2006, 2009, 20012, 2015), международного исследования PIRLS “Изучение качества чтения и понимания текста” (с 2000 г.: 2001, 2006, 20011). Одновременно с международными исследованиями на представительных выборках, формируемых для международных исследований, проводятся всероссийские и региональные мониторинговые исследования, например, Всероссийское обследование по математике и русскому языку в начальной и основной школе (1995, 2011), Республика Татарстан €“ TIMSS-1999, Смоленская область  PIRLS-2001, Пермский край €“ PISA-2012).

Основные усилия специалистов Центра сконцентрированы не только на проведении исследований в России в соответствии с международными требованиями, но и на использование результатов для повышения качества российского образования.

В рамках эксперимента по модернизации структуры и содержания общего среднего образовании в 2001-2004 годах Центр проводил мониторинг образовательных достижений в регионах страны (более 41000 учащихся начальной школы и 43000 учащихся 9-10 классов из более 1500 образовательных учреждений 65 регионов)

В 2001 г. сотрудники Центра совместно с представителями шести предметных лабораторий (русского языка, физики, биологии, географии, истории и обществоведения) приняли участие в конкурсе контрольных измерительных материалов (КИМ) для единого государственного экзамена. Победив в конкурсе, сотрудники Центра вместе со специалистами-предметниками составили основу Федеральных предметных комиссий ЕГЭ и тестологического обеспечения ЕГЭ и ГИА.

С 2006 г. определилось новое направление работы Центра – оценка достижения требований образовательных стандартов второго поколения. В рамках данного разработаны общие подходы к оценке образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС, модель оценки качества образования в соответствии с ФГОС, ведутся региональные мониторинги качества образования, в которых принимают участие около половины субъектах РФ.

Сотрудники Центра

В настоящее время сотрудники Центра проводят совместно с регионами и отдельными школами мониторинг по оценке качества образования в начальной и основной школе. Более подробно с направлениями мониторинга и экспериментальными материалами, разработанными сотрудниками Центра, можно ознакомиться на сайте Центра www.centeroko.ru


К ОДНОЙ ИЗ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОТНОСЯТ

Россия переходит к национальной системе оценке качества образования

год педагога и наставника

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

сн_образование, сергей кравцов, общество

Год педагога и наставника, СН_Образование, Сергей Кравцов, Общество

Россия переходит к национальной системе оценке качества образования

“У нас по результатам тех исследований, в которых мы участвовали, Российская Федерация занимает первое место по качеству начальной школы, мы входим в число лидеров по качеству естественно-научного образования”, – сказал Кравцов.

Кравцов подчеркнул, что сейчас Россия переходит к национальной системе оценке качества образования.

Информация о материале

Информационный портал общероссийской системы оценки качества общего образования в сети Интернет

Общероссийская система оценки качества общего образования (ОСОКОО)

Одним из ведущих приоритетов национальной образовательной политики является создание общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО), включающей независимые объективные формы оценки и контроля. Общероссийская система оценки качества общего образования создается с целью совершенствования системы управления качеством образования в России, а также обеспечения всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях ее развития.

Под общероссийской системой оценки качества образования понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и  их систем, качества образовательных программ с учётом запросов основных потребителей образовательных услуг.

Создание ОСОКОО направлено на решение следующих задач:

В рамках создания ОСОКОО значительная роль отводится совершенствованию системы оценки образовательных достижений учащихся. В настоящее время в России оценка образовательных достижений учащихся осуществляется в ходе:

Видеоролик «Оценочные процедуры в образовании»


К ОДНОЙ ИЗ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОТНОСЯТ

ЕСОКО – единая система оценки качества образования

В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО). По словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзор) Сергея Кравцова, ЕСОКО на уровне Российской Федерации дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей.

Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур, среди которых важное место занимают процедуры государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 11-х классах, основного государственного экзамена (ОГЭ) в 9-х классах.

В ЕСОКО наряду с государственными экзаменами включены Всероссийские проверочные работы (ВПР) и Национальные исследования качества образования (НИКО).

Важной частью ЕСОКО является участие обучающихся России в международных исследованиях качества образования с целью совершенствования процесса обучения, использования самых передовых образовательных технологий.

В представленной брошюре «Единая система оценки качества образования» (ЕСОКО) дается общая информация об исследованиях федерального и международного уровней, которые позволяют вести мониторинг достижений обучающихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать различные проблемы системы образования

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N СК-228/03

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ N 01-169/08-01

ПИСЬМО от 6 августа 2021 года

Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки была создана межведомственная рабочая группа по рассмотрению вопроса оптимизации количества проводимых в общеобразовательных организациях проверочных и иных диагностических работ, в состав которой вошли представители Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Комитета Государственной Думы по образованию и науке, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и научного сообщества (далее — рабочая группа).

По итогам проведенной работы подготовлены рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году.

Направляем указанные рекомендации для использования в работе с муниципальными органами управления образованием и общеобразовательными организациями.

Министр просвещения Российской Федерации С. С. КРАВЦОВ

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А. А. МУЗАЕВ

1.1. Понятие оценочных процедур

В настоящих рекомендациях рассматриваются контрольные, проверочные и диагностические работы, которые выполняются всеми обучающимися в классе одновременно и длительность которых составляет не менее тридцати минут. Все перечисленные виды работ называются оценочными процедурами.

Под контрольной или проверочной работой в данных рекомендациях понимается форма текущего контроля успеваемости или промежуточной аттестации обучающихся, реализуемая в рамках образовательного процесса в общеобразовательной организации и нацеленная на оценку достижения каждым обучающимся и/или группой обучающихся (классом, всеми классами образовательной организации, всеми образовательными организациями муниципалитета или субъекта Российской Федерации и т.д.) требований к предметным и/или метапредметным результатам обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — ФГОС) при освоении образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.

Под диагностической работой в данных рекомендациях понимается форма оценки или мониторинга результатов обучения, реализуемая в рамках учебного процесса в общеобразовательной организации и нацеленная на выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся, включая достижение каждым обучающимся и/или группой обучающихся (классом, всеми классами образовательной организации, всеми образовательными организациями муниципалитета или субъекта Российской Федерации и т.д.) требований к предметным и/или метапредметным, и/или личностным результатам обучения в соответствии с ФГОС, а также факторы, обусловливающие выявленные результаты обучения.

1.2. Уровни оценочных процедур

В настоящее время в Российской Федерации сложилась практика организации и проведения оценочных процедур трех уровней.

Федеральные оценочные процедуры

Согласно части 3 статьи 97 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках оценки качества образования, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Организация мониторинга системы образования осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (часть 4 статьи 97 Федерального закона N 273-ФЗ).

Результаты национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результаты участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях относятся к Перечню обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (далее — Постановление).

Согласно пункту 5 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных Постановлением, Рособрнадзор осуществляет сбор и обработку результатов, а также организацию проведения национальных и международных исследований качества образования, иных аналогичных оценочных мероприятий.

Мониторинг вышеуказанных данных осуществляется в соответствии с Показателями мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях, утвержденными приказом Рособрнадзора, Минпросвещения России, Минобрнауки России от 18.12.2019 N 1684/694/1377 (далее — Приказ).

В соответствии с методикой расчета показателя, утвержденной Приказом, расчет показателя «Доли обучающихся образовательных организаций, достигших минимального уровня подготовки» осуществляется на основании результатов всероссийских проверочных работ (далее — ВПР).

Согласно пункту 10 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286, и пункту 9 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287, требования к предметным результатам формулируются с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований).

Таким образом, на основании вышеуказанных норм Рособрнадзор осуществляет мониторинг системы образования путем проведения на регулярной основе всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования (диагностические работы), а также обеспечивает участие образовательных организаций Российской Федерации в международных сравнительных исследованиях качества образования (диагностические работы).

Результаты проводимых на федеральном уровне оценочных процедур могут быть использованы для анализа и организации учебно-методической работы на региональном и муниципальном уровнях, на уровне образовательной организации.

Региональные оценочные процедуры

Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, среди которых:

разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;

обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в большинстве субъектов Российской Федерации принята практика проведения оценочных процедур регионального уровня.

Оценочные процедуры, проводимые общеобразовательной организацией

В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации.

Формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяется локальными нормативными актами образовательной организации (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ)

В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 N 115, освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность, порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно.

2. Рекомендации по упорядочиванию оценочных процедур

При планировании оценочных процедур на региональном уровне и на уровне образовательной организации необходимо учитывать наличие информации, получаемой в ходе федеральных оценочных процедур, и избегать дублирования по содержанию различных оценочных процедур.

2.1. В целях упорядочивания системы оценочных процедур, проводимых в общеобразовательной организации (далее — ОО), рекомендуется:

а) проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году;

б) не проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании;

в) не проводить для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день;

г) исключить ситуации замещения полноценного учебного процесса в соответствии с образовательной программой многократным выполнением однотипных заданий конкретной оценочной процедуры, проведения «предварительных» контрольных или проверочных работ непосредственно перед планируемой датой проведения оценочной процедуры;

д) при проведении оценочной процедуры учитывать необходимость реализации в рамках учебного процесса таких этапов, как проверка работ обучающихся, формирование массива результатов оценочной процедуры, анализ результатов учителем, разбор ошибок, допущенных обучающимися при выполнении работы, отработка выявленных проблем, при необходимости — повторение и закрепление материала;

е) не использовать для проведения оценочных процедур копии листов с заданиями, полученные в результате ксерографии (возможно использование материалов, распечатанных на принтере с высоким разрешением, типографских бланков, учебников, записей на доске и т.п.).

Эффективным способом планирования работы, позволяющим минимизировать нагрузку обучающихся, является составление единого для ОО графика проведения оценочных процедур (далее — график) с учетом учебных периодов, принятых в ОО (четверть, триместр и т.д.), а также перечня учебных предметов.

2.2. В целях обеспечения открытости и доступности информации о системе образования ОО рекомендуется:

а) сформировать единый для ОО график на учебный год либо на ближайшее полугодие с учетом оценочных процедур, запланированных в рамках учебного процесса в ОО, и оценочных процедур федерального и регионального уровней, документы о проведении которых опубликованы на момент начала учебного года либо на момент начала полугодия (график может быть утвержден как отдельным документом, так и в рамках имеющихся локальных нормативных актов ОО, устанавливающих формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся);

б) разместить сформированный график не позднее чем через 2 недели после начала учебного года либо после начала полугодия, на которое формируется график, на сайте ОО на главной странице подраздела «Документы» раздела «Сведения об образовательной организации» в виде электронного документа.

График может быть скорректирован при наличии изменений учебного плана, вызванных:

участием ОО в проведении национальных или международных исследований качества образования в соответствии с Приказом в случае, если такое участие согласовано после публикации ОО графика;

другими значимыми причинами.

При участии ОО в проведении национальных или международных исследований качества образования в соответствии с Приказом график корректируется с сохранением условий, указанных в подпунктах «б — е» пункта 2.1 настоящих рекомендаций.

В случае корректировки графика его актуальная версия размещается на сайте ОО.

Путин подписал закон о повышении статуса системы оценки образования

федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (рособрнадзор)

общество, россия, владимир путин, федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (рособрнадзор)

Президент Путин подписал закон о повышении статуса системы оценки качества образования

Соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Реализация закона позволит урегулировать вопросы взаимодействия участников мероприятий по оценке качества образования, а также осуществлять возложенные на Рособрнадзор полномочия в части проведения мониторинга системы образования на территории РФ.

Закон устанавливает, что к мероприятиям по оценке качества образования, проводимым в рамках осуществления мониторинга системы образования, наряду с национальными и международными сопоставительными исследованиями качества общего образования относятся региональные сопоставительные исследования качества общего образования.

Федеральным законом предусмотрено, что региональные сопоставительные исследования качества общего образования проводятся по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования.


К ОДНОЙ ИЗ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОТНОСЯТ