МОСКВА, 4 мая. / ТАСС/. Итоговое сочинение в дополнительный срок 4 мая будут писать более 5,7 тыс. человек, сообщила пресс-служба Рособрнадзора.
“Четвертого мая пройдет последний дополнительный срок написания итогового сочинения (изложения) в 2022 году. Участие в нем примут более 5,7 тыс. человек, в основном выпускники текущего года. Сочинение в этот день пройдет для выпускников из всех регионов России, кроме Пензенской области, а также для обучающихся заграншкол”, – говорится в сообщении.
Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11-х классов допуском к государственной итоговой аттестации. Обучающиеся с ограничениями по здоровью вправе писать изложение. Большинство выпускников уже написали итоговое сочинение и изложение в основной срок 1 декабря и в дополнительный срок 2 февраля.
Сочинение 4 мая будут писать обучающиеся, получившие “незачет”, не явившиеся на итоговое сочинение или не завершившие его написание ранее по уважительным причинам, 5,5 тыс. участников будут в этот день писать сочинение, 224 выпускника – изложение.
Во время написания участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
4 мая 2022
Все темы итогового сочинения дополнительного периода 4 мая 2022 года.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
141. Что влечёт человека в путешествие?142. С каким спутником легко в дороге?143. Можно ли совершить путешествие, не выходя из дома?144. Куда бы Вы хотели отправиться в путешествие и почему?145. Зачем человеку путешествия?146. Чем могут быть ценны путевые заметки?148. Какое из путешествий Вам запомнилось и почему?149. В чём достоинства и недостатки виртуального путешествия?150. Какие открытия таит в себе дорога?151. Что значит – заблудиться на дорогах жизни?153. Какую пользу приносят человеку путешествия?
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
241. Согласны ли Вы с тем, что новые технологии делают жизнь человека проще?242. Согласны ли Вы с тем, что новые технологии усложняют жизнь человека?243. Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше?244. Человек науки – каким он должен быть?245. Как защитить Землю от негативных последствий технического прогресса?246. Доступность информации в цифровую эпоху: за и против.247. Мешает ли прогресс взаимопониманию между поколениями?248. Стал ли человек другим в эпоху технологий?250. Технический прогресс на службе у человека или наоборот?251. Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования?252. Возможно ли остановить стремление человека к техническому прогрессу?
3. Преступление и наказание – вечная тема
341. В чём разница межу наказанием и местью?343. Согласны ли Вы с тем, что милосердие превыше суда?344. Согласны ли Вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Наказанием лжеца оказывается то, что он сам никому больше не может верить»?345. Как Вы понимаете слова пушкинского героя: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?347. Когда безответственность приводит к преступлению?348. Как Вы понимаете известное высказывание «всё тайное становится явным»?349. Почему так опасно «переступить черту»?350. Преступление со спокойной совестью: возможно ли оно?351. Почему говорят, что дорога в ад вымощена благими намерениями?352. Какие последствия влечёт за собой преступление для духовного мира человека?353. Пренебрежение какими нравственными ценностями чаще всего приводят к преступлению?
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
441. Мои предпочтения в мире кино (литературы, театра, музыки).443. Обо всех и обо мне – подлинное творение искусства.444. В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?445. Произведение искусства – зеркало или окно в мир?446. Какое художественное произведение (музыка, фильм, спектакль) я могу назвать своим «учебником жизни»?447. Художественное произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое заставило меня переживать.449. Произведение, адресованное моему поколению.450. Моя любимая книга (музыка, фильм, спектакль).451. Можно ли лучше понять самого себя, знакомясь с произведением искусства (книгой, музыкой, фильмом, спектаклем)?452. Обращаясь к искусству, я ищу героев, похожих на меня, или хочу быть похожим на героев?453. Чем мне понравился фильм (книга, музыка, спектакль)?
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
3 мая 2023
Все темы итогового сочинения дополнительного периода 3 мая 2023 года.
«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
141. От чего зависит счастье?142. Согласны ли Вы с пословицей: «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается»?143. Согласны ли Вы с утверждением героя романа М. А. Булгакова: «Трусость – самый страшный порок»?144. Что такое счастье?145. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?146. Что значит победа над самим собой?147. В чём проявляется любовь к жизни?149. Существует ли что-то, неподвластное времени?150. Как Вы понимаете утверждение героя романа «Война и мир» Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить»?151. Когда гордость становится разрушительной для человека?153. Какую роль в жизни человека играет мечта?241. Как соотносятся понятия «великодушие» и «широта души»?242. Почему в любви важно понимать и прощать?243. Возможно ли полное взаимопонимание между людьми?244. Почему важно уметь сострадать другому?246. Нуждается ли истинная любовь во взаимности?247. Какого человека называют великодушным?249. Важно ли понимание души другого человека?250. Почему нельзя быть равнодушным к проявлениям зла?251. В чём заключается сила доброты?252. Почему важно научиться прощать?253. Дружба в жизни человека.
«Семья, общество, Отечество в жизни человека»
341. Что дом может рассказать о своём хозяине?342. Мифы и правда о моём поколении.343. Согласны ли Вы с тем, что в каждом человеке обязательно есть что-то интересное?344. В какой дом хочется приходить снова и снова?345. Бывает ли так, что один прав, а все ошибаются?346. Какой должна быть родительская любовь?347. Кому или чему можно принести клятву на верность?348. Что связывает Ваших сверстников с поколением отцов и дедов?349. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?351. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?353. Какие проблемы в жизни общества нельзя решить с помощью денег?441. Герои книг, пример которых меня вдохновляет.442. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?443. Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений?444. Как Вы понимаете слова М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?445. Какого человека можно назвать героем своего времени?446. Как связаны гражданский долг и личное счастье?448. Почему обществу необходимы перемены?450. Почему многие люди боятся перемен в общественной и личной жизни?451. Событие, к которому нельзя остаться равнодушным.452. Может ли один человек оказывать влияние на всё общество?453. В чём может проявляться любовь к своему Отечеству?
«Природа и культура в жизни человека»
542. Человек и «братья наши меньшие» в искусстве.543. Почему нельзя допускать ошибок по отношению к природе?544. Почему Ф. И. Тютчев назвал природу «сфинксом»?545. Почему мир природы часто противопоставляют миру людей?546. Почему весенний пейзаж так часто запечатлён в произведениях искусства?547. Чем мир живой природы привлекателен для писателя?548. Чем опасно равнодушное отношение к природе?549. Шаги цивилизации: обретения и потери.551. Природа – «храм» или «мастерская»?552. Какое достижение научно-технического прогресса Вы считаете самым важным и почему?553. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?641. Книга, которая подсказала мне верную дорогу в жизни.642. К какому художественному произведению (музыке, фильму, спектаклю) я захочу обратиться ещё раз?643. Кто из героев литературы Вам интересен и почему?644. Может ли искусство что-либо изменить в этом мире?645. Какое произведение искусства, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?646. Какие книги Вы читаете с удовольствием?647. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?649. Какие черты характера помогают человеку реализовать свой дар?650. « Беседовать с писателями других веков – почти то же, что путешествовать» (Р. Декарт).652. Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше понять себя?653. Должно ли искусство быть гражданственным?