ИТОГОВОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ 11 КЛАСС

28 октября 2022

Открытый банк текстов для итогового изложения

В Банке изложений размещены более 300 текстов, разработанных в 2014-2022 годах. В 2022/23 учебном году при проведении итогового изложения будут использованы тексты, включенные в Банк изложений. В дальнейшем Банк изложений будет пополняться новыми текстами.

В Банке изложений тексты систематизированы и распределены по трём разделам с учетом их содержательно-тематической направленности:

Раздел 1. Нравственные ценности (включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве; в текстах поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными отношениями).

Раздел 2. Мир природы (включены тексты о красоте окружающего мира, поведении животных, их дружбе с человеком; тексты побуждают задуматься об экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает человеку).

Раздел 3. События истории (включены страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, позволяющие вспомнить важные события отечественной истории мирного и военного времени, подвиги на фронте и в тылу).

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека 2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня 5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества. Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема. Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др. Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня. Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника. Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина. Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника. При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

5 сентября 2020

Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению

Сборник включает 200 текстов для подготовки к итоговому изложению.

Тексты дифференцируются по их содержательно-тематической направленности и распределяются по следующим пяти разделам сборника:

1. «Вечные ценности»2. «Родная природа»3. «Страницы великих биографий»4. «События Отечественной истории»5. «Великая Отечественная война»

В раздел 1 «Вечные ценности» включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, интеллигентности, милосердии как проявлениях человеческой личности, которые рассматриваются с философской, этической, психологической точек зрения и обращены к жизненным и литературным примерам.

Содержание раздела 2 «Человек и природа» составляют тексты, побуждающие задуматься о красоте родного края, о взаимоотношениях и взаимодействии людей с различными представителями мира природы, о жизненных уроках, которые преподает человеку природа.

Раздел 3 «Страницы великих биографий» представлен текстами о значимых эпизодах из жизни выдающихся и признанных во всем мире российских деятелей культуры, науки и техники – М. В. Ломоносова, И. А. Крылова, И. П. Кулибина, М. А. Чигорина, Г. Я. Седова, К. Э. Циолковского, Д. И. Менделеева, И. П. Павлова, С. П. Королева, Л. Д. Ландау, Ю. А. Гагарина и др.

В раздел 4 «События отечественной истории» включены тексты, касающиеся важных и ярких вех отечественной истории.

Основу раздела 5 «Великая Отечественная война» составляют тексты о героических защитниках нашей Родины, о тружениках тыла, о простых людях, способных к подвигу во имя победы над врагом и свободы Отечества.

1. В ЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ

1.01. Д ОРОГА В ТЕАТР1.02. Н Е ПРЕДУСМОТРЕНО РАСПИСАНИЕМ1.03. С ОБАКИ НЕ ОШИБАЮТСЯ1.04. У ЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ1.05. К АК Я ПОКУПАЛ СОБАКУ1.06. К ОСМОНАВТ1.07. Т РОП1.08. П ЛОВЕЦ 1.09. Б ЕЛЫЙ ДОМИК 1.10. Л ЬДЫ 1.11. П ОЖАР 1.12. К АТЯ И ЕЁ КОМАНДА 1.13. М ЕЧТА 1.14. Л ЁТЧИК-ПАРАШЮТИСТ 1.15. К УСОК ХЛЕБА 1.16. Х УДОЖНИК 1.17. Р УКАВИЦЫ 1.18. П ИЛОТ 1.19. Г ВОЗДЬ 1.20. А РБУЗ 1.21. С ТАРИК С ТРУБКОЙ1.22. П ЕРВАЯ КЛУБНИКА 1.23. У КАЖДОГО СВОЁ СЧАСТЬЕ1.24. У ГОЩЕНИЕ 1.25. А РТЕМИЙ 1.26. Б АШМАКОВ 1.27. Г ОРЕ-РЫБОЛОВ 1.28. Б ЕГЛАЯ МАЛИНА 1.29. Д ЕДУШКИНЫ ОЧКИ 1.30. Н ЕОБЫЧНАЯ ПЯТНИЦА1.31. Ч УЖАЯ КАЛИТКА 1.32. П ИЧУГИН МОСТ 1.33. К ЛАД 1.34. Р ЫЦАРЬ ВАСЯ 1.35. К УЗОВОК 1.36. С ЛАВКА 1.37. Т АЙНА ЦЕНЫ 1.38. Ж АБА 1.39. Б УМАГА1.40. У ЛЫБКА1.41. Л АСКА 1.42. К РЫЛЬЯ МАТЕРИ 1.43. Н АСТОЯЩИЙ ДРУГ 1.44. С КОЛЬКО СТОИТ МЕЧТА? 1.45. С ТАРЫЕ ВИШНИ 1.46. К АПИТАН 1.47. Д УШЕВНАЯ СЕСТРА 1.48. Д НЕВНИК 1.49. К ОЛЛЕКЦИЯ 1.50. Б УМАЖНЫЕ ГОЛУБИ 1.51. Л ЮБИМАЯ ИГРУШКА 1.52. О ЗАБОТЕ 1.53. Д РУГ ДЕТСТВА 1.54. Р УСЛАН 1.55. Д ЕРЕВЦЕ 1.56. Ч УДО-КУЗНЕЦ 1.57. Т РУД ДЛЯ ЛЮДЕЙ

2. Ч ЕЛОВЕК И ПРИРОДА

2.01. Ф АЛЬШИВЫЙ ЗВЕРЬ 2.02. К РОЛИК 2.03. З АЩИТНИК ЗВЕРЕЙ2.04. Ф ОМА2.05. Д ОРОГА ДОМОЙ2.06. Ф ЁДОР2.07. С ОРОКА2.08. К ОШКА2.09. Ш АРОВАЯ МОЛНИЯ2.10. У НАС НА БАЛКОНЕ2.11. Л ЕСНАЯ ЗАГАДКА2.12. З ЛОДЕЙКА2.13. С КВОРЦЫ 2.14. О БЕЗЬЯНКА2.15. П РОДЕЛКИ ОБЕЗЬЯНКИ2.16. У СЛОНА2.17. Я ШКА2.18. М АНГУСТА2.19. Г ОСТИ2.20. Ё Ж2.21. М ЕДВЕДИ 2.22 ЛЕСНЫЕ ОЗЁРА 2.23. Г АЛКА2.24. М ЕДВЕЖОНОК 2.25. Л ЯГУШОНОК 2.26. С ТАРЫЙ ГРИБ2.27. М ЕДВЕДЬ 2.28. З АЙЧИШКИ 2.29. СЛОМАННОЕ КРЫЛО 2.30. Р ЫЖИК 2.31. В ОРИШКА2.32. Б АРСУЧОНОК2.33. К УКУШКИНЫ ЗАГАДКИ 2.34. М АЛИНКА2.35. С ЫЧ-ВОРОБЕЙ 2.36. Т РЯСОГУЗКИ 2.37. П ОБЕГ ОБЕЗЬЯНКИ 2.38. К ОТ И СТАРИК2.39. К АПАЛУХА 2.40. П РОКАЗЫ СТАРУХИ ЗИМЫ 2.41. Л ЕГЕНДА О СТАРИКЕ БАЙКАЛЕ И ЕГО ДОЧЕРИ АНГАРЕ 2.42. С КВОРЦЫ2.43. Д РУЗЬЯ 2.44. К ОТ ВОРЮГА2.45. С ТРАННЫЙ ПЁС 2.46. В ОЛЧАТА2.47. П РО СЛОНА 2.48. Щ УРКА 2.49. Л ИСТ КЛЁНА 2.50. Л ЮБОПЫТНЫЕ МЕДВЕЖАТА 2.51. К УЦЫЙ 2.52. В ОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ 2.53. П АМЯТНОЕ ЗНАКОМСТВО 2.54. П РОПАВШИЙ МЕДВЕДЬ 2.55. Р ЯБКА 2.56. С ТАРЫЙ БЛИНДАЖ 2.57. П ТИЦЫ В МИХАЙЛОВСКОМ 2.58. Я БЛОНЯ 2.59. Д РУЖБА 2.60. Р ЫБАЛКА 2.61. Б ЕЛКА 2.62. В ЗИМНЕМ ЛЕСУ 2.63. З ИМНИЙ ПОХОД 2.64. О РЛЫ

3. С ТРАНИЦЫ ВЕЛИКИХ БИОГРАФИЙ

3.01. С ПОСОБНЫЙ СТУДЕНТ 3.02. ОЛЕГ ПОПОВ 3.03. Л ЁТЧИК ТУМАНСКИЙ 3.04. К ОЛЬЦО АРКАДИЯ ГАЙДАРА 3.05. С ЛУЧАЙ С АРКАДИЕМ ГАЙДАРОМ 3.06. М ОИ ПУТЕШЕСТВИЯ 3.07. П ИРАТЫ 3.08. Ц ЕЛИ У ПУТЕШЕСТВИЙ 3.09. П ЕРВАЯ ПРЕМИЯ 3.10. У ДИВИТЕЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА3.11. К ОРРЕКТОР 3.12. И ВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ 3.13. П ЕРВАЯ ЖЕНЩИНА-КОСМОНАВТ3.14. А ННА АХМАТОВА 3.15. М НОГОЛИКИЙ КУПРИН 3.16. О ТЕЦ КОСМОНАВТИКИ 3.17. С ЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ 3.20. О ТКРЫТИЯ АЛЕКСАНДРА ПОПОВА 3.21. Г ЕНИАЛЬНЫЕ ДОГАДКИ МЕНДЕЛЕЕВА 3.22. Ш АХМАТИСТ ЧИГОРИН 3.23. С ЫН И ОТЕЦ ЧЕРЕПАНОВЫ 3.24. П УБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ М. В. Л ОМОНОСОВА 3.25. М АСТЕР КУЛИБИН 3.26. И ССЛЕДОВАТЕЛЬ ЦИОЛКОВСКИЙ 3.27. З ВОНКИЙ ТАЛЛЕР

4. С ОБЫТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

5. В ЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

5.01. Б РЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ5.02. М ОСКОВСКОЕ НЕБО5.03. С ТРАШНЫЙ КЛАД5.04. Ф РОНТОВОЙ КОНЬ5.05. П ЛЮШЕВЫЙ МЕДВЕЖОНОК5.06. О БОРОНА5.07. Т ЁТЯ ГРУНЯ5.08. И ВАН И ФРИЦЫ5.09. Т ЁПЛЫЙ ХЛЕБ 5.10. Б ЕРЁЗА5.11. С ОБАКА5.12. А ККУРАТНЫЙ ПОЧТАЛЬОН5.13. Д ЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА5.14. П ЛАТОЧЕК5.15. Л АСТОЧКИ 5.16. П ОДВИГ ТАЛАЛИХИНА 5.17. ПОДВИГ ДЕДА И ВНУКА5.18. Р АССКАЗ О НЕИЗВЕСТНОМ ГЕРОЕ 5.19. Т РЕУГОЛЬНОЕ ПИСЬМО 5.20. Л ЁНЯ ГОЛИКОВ5.21. О ПАСНЫЙ СУП5.22. К АПИТАН ГАСТЕЛЛО 5.23. З ЕЕЛОВСКИЕ ВЫСОТЫ5.24. Д ЯДЯ УСТИН5.25. Ч АСЫ5.26. М ЕШОК ОВСЯНКИ5.27. Л ЁГКИЙ ГРУЗ5.28. Х ЛЕБ5.29. В ОСАЖДЁННОМ ЛЕНИНГРАДЕ