ФИНАЛЬНЫЙ ТЕСТ 2023 Г

Последние материалы

Как меняется итоговое сочинение в 2023/2024 учебном году.

В 2023/2024 учебном году 11 классы, как обычно, будут писать итоговое сочинение. Именно оно является допуском к ЕГЭ. Вот какими будут даты, темы и изменения в итоговом сочинении — 2024.

Сочинение 2024

Итоговое сочинение традиционно пишут в первую среду декабря.

В этом учебном году первая среда декабря — это 6 декабря.

Таким образом, вероятнее всего, итоговое сочинение 2023/2024 года состоится 6 декабря.

Вы можете заработать до 10 дополнительных баллов ЕГЭ за хорошо написанное итоговое сочинение и использовать их как индивидуальные достижения при поступлении в вуз

Как правило, вузы сами оценивают поданные абитуриентами работы и могут дать за итоговое сочинение до 10 баллов к ЕГЭ.

В 2023/2024 учебном году комплекты тем будут формировать из закрытого банка тем итогового сочинения. Он включает в себя порядка 1500 вариантов, так что вызубрить их все в любом случае не получилось бы.

При этом изменятся дополнительные сроки итогового сочинения (изложения). Вторую пересдачу теперь организуют во вторую среду апреля (было — первая рабочая среда мая). В 2024 году этот день выпадает на 10 апреля.

Критерии оценки не меняются.

Структура закрытого банка тем сочинения является открытой. Вот она:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом1.3. Познание человеком самого себя1.4. Свобода человека и ее ограничения

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции2.2. Человек и общество2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

3. Природа и культура в жизни человека

3.1. Природа и человек3.2. Наука и человек3.3. Искусство и человек3.4. Язык и языковая личность

А вот как выглядит пример комплекта тем итогового сочинения в 2023/2024 году (как видите, там присутствует по две темы из каждого раздела):


ФИНАЛЬНЫЙ ТЕСТ 2023 Г

Получай информацию первым!

Сочинение по литературе

(Техника написания: теория и практика)

Членение на абзацы. Варианты «мостиков»

Однажды в книге Л. С. Айзермана «Сочинение о сочинениях» я прочитала легенду о судьбе словесника. В ней рассказывалось, что, когда родился учитель литературы, у его колыбели собрались добрые феи.

– Ты будешь вечно юн, – так начала своё предсказание одна из них, – ибо всю жизнь проведёшь среди юных и молодых.

– Тебя ждёт жизнь, полная красоты и поэзии, тебе предстоит жить в мире образов, созданных величайшими мастерами слова, – продолжила вторая.

– Ты узнаешь, что такое настоящее счастье: увидишь плоды труда своего, – пообещала третья.

Но вместе с добрыми феями к колыбели словесника подошла и злая. Она предрекла:

Действительно, для многих словесников проверка ученических тетрадей – тяжёлый труд, однообразный, утомительный, отнимающий много сил и времени. А как горько порой сознавать, что все уроки литературы для кого-то из учеников прошли совершенно бесследно, ведь вместо сочинения, интересной самостоятельной работы, перед тобой механически переписанные страницы из учебных пособий, в лучшем случае – компиляция. Здесь нет места уму, душе, желанию самоутвердиться, «высказать себя».

О том, как научить детей писать сочинения по литературе, задумалась не сразу. В начале педагогической работы, следуя указаниям методичек, просто давала темы сочинений по изученному произведению, кратко комментировала их и назначала сроки сдачи работ.

Сочинению надо учить! И потратить на это нужно не один-два урока. Необходима систематическая работа над техникой написания. Вот почему в течение уже многих лет веду факультативный курс «Как писать сочинение на литературную тему» в 8-9 классах. Если нет возможности в проведении подобного курса, ищу время на обычных уроках для обучения технике написания сочинений. Это трудно, но, повторю, сочинению надо учить, прежде чем давать задание написать его.

Сочинение – это творческая работа. Можно ли вообще научить и научиться писать сочинения? Многие мои коллеги считают, что для создания творческой работы нужен особый дар, талант. Он или есть, или его нет. Не помогут никакие схемы.

Каждый раз, приступая к занятиям по овладению техникой написания сочинения, провожу анкетирование среди учащихся. Вопрос один: «Как вы относитесь к сочинению по литературе? Аргументируйте свой ответ». Прислушаемся к словам учеников и подумаем, что мучает их: отсутствие одарённости или отсутствие определённых навыков.

Итак, «нет эмоций», «не знаю, как начать и как закончить», «что писать-то», «всё кажется важным», «где взять свои (мысли)», «получается пересказ», «долгий процесс», «не так процитировал», «не так оформил эпиграф», «не сделал мостик». Всё это, или почти всё, вопросы, касающиеся именно техники написания сочинения. Об одарённости дети не думают. Значит, считают, что вполне могут научиться писать сочинение, если овладеют какими-то приёмами. Задача учителя – поддержать учеников, помочь им.

Следует оговориться, что когда речь идёт о творчестве, трудно обойтись без споров, но единого рецепта нет и быть не может. Сочинение предполагает некоторую долю субъективности и в изложении, и в оценке, но каждый ученик должен знать законы построения текста, обладать дисциплиной мысли – техникой написания. Возможно, тогда предсказание феи («Ты будешь проверять тетради») потеряет свой зловещий смысл, а работа по проверке тетрадей будет приносить радость от встречи с новыми открытиями.

В данной работе мы ставим перед собой следующую : обобщить и систематизировать опыт работы в обучении школьников основным приёмам и методам написания сочинений на литературную тему. Для этого постараемся решить такие

1. проанализировать типы тем сочинений по литературе и виды их классификаций;

2. рассмотреть виды вступлений и заключений;

3. по возможности установить функции «мостиков» (переходов);

Глава I. Сочинения по литературе. Основные требования.

Кажется, что с определением основного понятия данной работы – сочинение – нет проблем: все учащиеся представляют, что это такое. Но именно «представляют». Чёткого определения дать, как правило, не могут. Возможно, здесь кроется начало тех ошибок, которые дети допускают в своих работах.

Обратимся к словарям. Итак, сочинение – это

Итак, не рассуждение вообще, а изложение мыслей на тему, предложенную учителем. Порой же приходится читать что-то об авторе, о произведении, но не размышление на тему. В определении, приведённом выше, есть ещё одно важное замечание: «изложение мыслей должно быть «правильным», т.е., видимо, логичным.

Изложение своих мыслей встречается достаточно редко, гораздо чаще обнаруживается переписывание чужих. Но самим определением отрицается всё чужое.

В этом определении, кроме подчёркнутых ранее, есть и указание на стиль школьного сочинения.

Необходимо обратиться и к методической литературе, так как учитель придерживается тех требований, которые изложены в ней.

Нужно помнить также и следующее:

– свои мысли – это основа сочинения, но возможно и изложение мыслей автора произведения, критиков, читателей.

– необходимо иметь в виду время создания произведения, условия написания, мировоззрение автора.

– уместное использование литературной терминологии демонстрирует компетенцию пишущего, определяет содержательность работы, глубину и полноту раскрытия темы.

1. степень самостоятельности,

2. соответствие теме. Правильное, полное, глубокое освещение темы,

3. наличие главной, ведущей мысли, являющейся ответом на вопрос, поставленный темой,

4. логически последовательное изложение мыслей,

5. аргументированность (соотношение констатирующих и обоснованных суждений),

7. умение отбирать необходимый материал,

8. обоснованное использование цитат,

9. абзацное членение текста,

10. стилевое единство, выразительность речи, эмоциональность,

11. точность в изложении литературных и исторических фактов,

12. жанровое своеобразие.

Эти требования для учащихся оформляются обычно в виде памятки, которая вклеивается в тетрадь по литературе.

И ещё существует, на наш взгляд, один вопрос, который необходимо обсудить с учащимися, прежде чем приступать к обучению технике написания сочинения. Зачем вообще учиться писать сочинения? Вспомним, что даже на выпускном школьном экзамене, на вступительном экзамене во многие вузы сдаётся не сочинение, а изложение.

Во-вторых, на самых престижных факультетах различных вузов сохранена прежняя форма сдачи экзамена по русскому языку и литературе – сочинение.

Кроме этих узких, практических, задач необходимо иметь в виду, что хороший специалист должен уметь написать доклад, статью, резюме, отстоять правоту своих убеждений.

Сочинение называют и школой развития речи. Безусловно, правильная грамотная речь часто является показателем общей культуры человека.

Хочется отметить, что сочинение – это, как писала ученица О. Белозёрова (см. стр. 6), «возможность высказать то, что на душе».

Глава II. Работа над темой сочинения.

Тема – предмет, основное содержание

рассуждения, изложения, творчества.

Из словаря С. И. Ожегова

Ещё с начальной школы дети знают: тема – это то, о чём говорится в тексте. Тем не менее, самой распространённой ошибкой в работах, даже старшеклассников, является уход, отклонение от темы. Роковое «сочинение не на тему» напрочь отвергает весь труд учащихся. Думаем, что знание типов тем может помочь учащимся правильно понимать формулировки.

В учебной, методической литературе нет единой классификации тем. И всё же обратимся к ним, попробуем найти рациональное зерно для работы с учащимися.

В добавление к этим типам авторы данной классификации называют ещё несколько:

– сочинение – проблема.

– сочинение на свободную тему.

Особо выделяют сочинение в виде словесного рисования и рецензию на спектакль.

Итак, мы наблюдаем дробление тем – характеристик и выделение (как не основных) сочинения – проблемы и сочинения на свободную тему. Когда же   называются   словесное   рисование   (кстати,   встречается  оно  редко)  и рецензия, на наш взгляд, речь идёт уже не о типах тем, а о жанрах.

Подобные классификации представлены и в других трудах. В работе М. Бойко, кроме сочинений-характеристик называется сочинение разбор. В книге А. В. Майоровой выделены три сочинения-характеристики (нет обобщающей характеристики), сочинение-выявление личной точки зрения (хотя, на наш взгляд, это «выявление» требуется в любой работе), сочинение-выявление идейного смысла, сочинение, в котором будут раскрываться художественные особенности произведения.

2. Анализ отдельного эпизода.

3. Характеристика персонажа (индивидуальная, сравнительная, групповая).

4. Анализ идейного содержания.

5. Характеристика художественных особенностей.

6. Сопоставление литературных фактов, явлений.

7. Проблемные темы.

8. Письменные работы обобщающего характера.

11. Сочинение – письма, дневники, посвящения, стихи, рассказы.

12. Новеллы, сказки.

Отдельно называются сочинения на свободные темы.

1. Характеристика одного героя.

2. Характеристика двух литературных героев.

3. Характеристика группы героев.

4. Обобщённая характеристика литературного типа.

II. Сочинение литературно-критическое.

III. Сочинение на «свободную» тему.

И всё же кажется, что для учеников такая классификация вряд ли окажется необходимой.

3. Темы описательные.

4. Цитатные темы.

5. Сравнительная характеристика.

6. Темы свободные, темы для самовыражения.

В своей работе мы опираемся именно на классификацию Л. Ф. Сураевой, причём чаще имея в виду деление по характеру формулировок и типу суждения.

Важна и работа над каждым словом формулировки. Неточное, приблизительное понимание темы, упущенное из виду слово, ведёт к неполноте раскрытия, к подмене одной темы другой. О внимательном отношении к слову писал С. Островой:

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть,

Слово тебе сотворит добро.

Умение «вслушаться», «вникнуть», «не позабыть» ни одного слова формулировки – путь к успешному раскрытию темы.

Следует научить детей и правильно выбирать тему из нескольких предложенных. Надо учесть следующие обстоятельства:

Не всегда возможно учесть все обстоятельства, часто одно из них становится главным.

Глава III. Идея сочинения.

С понятием идеи (главной мысли) учащиеся также знакомятся в начальной школе: это то, что хотел сказал автор. Но их представление об идее, как правило, ещё более поверхностное, чем представление о теме.

Иногда главная мысль заключена уже в формулировке. Например, «Чацкий и Репетилов – герой и пародия». Это тема – тезис, здесь не надо искать идею, она выражена, её нужно лишь доказать.

В теме-вопросе идея не выражена, но путь её нахождения определён. Ответ на вопрос заголовка и будет идеей сочинения.

Все остальные темы требуют поиска главной мысли. И вот здесь важно уметь задавать себе вопросы, анализировать выбранный материал. Например, «Барская Москва в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума». Здесь автор сочинения должен поставить перед собой вопросы: «Что значит «барская»?», «Кто из героев комедии является представителем барской Москвы?», «Что характерно для этих героев?», «Как Грибоедов относится к представителям барской Москвы?». Общим ответом на эти вопросы будет, например, такой: «А. С. Грибоедов стремится разоблачить (отношение автора) пустоту, паразитизм жизни (то, что характерно его героям) московского дворянства (представителей барской Москвы).

Надо помнить, что автор работы вправе излагать своё видение, понимание идеи. Так, например, несколько направлений видения, идеи существует в такой формулировке темы: «Революционный романтизм раннего творчества М. Горького». Одно направление – романтические рассказы писателя звали к преобразованию жизни, второе – раскрыть художественное своеобразие романтизма молодого Горького.

В процессе работы первоначальный замысел может меняться. При раскрытии темы «Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» ученик в начале работы идею видел в следующем: доказать присутствие романтических и реалистических черт в названном произведении. Впоследствии пришёл к мысли, романтические черты имеют внешнее проявление. Суть повествования – в реалистичности изображаемого. Ракурс раскрытия темы сразу изменился: «Герой нашего времени», несмотря на присутствие романтических признаков, – реалистическое произведение.

В любом случае идея (она, как правило, формулируется и доказывается в основной части сочинения) должна быть для учащегося чётко обозначена ещё до написания работы. Иначе, что доказывать?

Глава IV. Подбор материала.

Может произойти и другое. Работа перегружается материалом, многие мысли излагаются поверхностно, как бы второпях.

Ученикам важно показать, что подбор материала – это достаточно длительный процесс (для домашнего сочинения), требующий определённых умственных усилий, хорошей памяти, внимания, наблюдательности. Здесь обязательна работа с книгой. На наш взгляд, в этом процессе и происходит непосредственно сочинительство, после него останется выразить словами всё то, что появилось при подборе материала, на бумаге.

Что же надо подбирать, прежде чем непосредственно писать сочинение? Обратимся к таблице.

Важно, перелистывая произведения, отмечать или выписывать нужные , делать закладки.

Цитаты в сочинении по литературе часто воспринимаются как доказательства. Но необходимо помнить и о том, что перегруженность текста сочинения цитатами может вызвать упрёки в мыслительной скудости или несамостоятельности. Не должно быть и слишком длинных цитат. Логическую ошибку проверяющий может увидеть в цитате, которая просто дублирует мысль приведённую выше, не уточняя её, не развивая, не продолжая. В одной из работ нам, например, встретилось: «Сергей Есенин готов был воспевать родину:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть Земли

С названьем кратким «Русь».

Дублирование мысли здесь явное.

Рассказывая детям о цитировании, напомним, что частичное цитирование – самый удачный способ цитирования на вступительных экзаменах, когда текстами пользоваться нельзя, а в памяти какие-то кусочки авторских выражений сохранились. Сыграет здесь определённую роль и знание отрывков из художественных произведений, особенно стихотворений, наизусть.

При подборе цитат возможно и обращение к публицистическим или критическим статьям. Важно умело использовать отрывки из этих статей, обязательно делая ссылку на автора, не присваивая себе чужих мыслей, иначе обвинения в несамостоятельности не избежать.

Своеобразным видом цитирования является эпиграф. Поиски его должны тоже проходить в момент подбора материала, если ученик хочет, чтобы эпиграф действительно передавал основную мысль сочинения, делал её ярче, выпуклее. В роли эпиграфа могут быть приведены слова из анализируемого художественного произведения, публицистической или критической статьи. Это может быть и афоризм, пословица, поговорка, даже строки из песни.

И об оформлении цитат, и о записи эпиграфа ученикам следует напомнить.

Вот что, например, получилось у учеников 10 класса при размышлении над темой: «Обломовы: «Наше имя – легион!»»:

– что значит слово «легион»?

– какие черты свойственны Обломову и обломовым

– найти эпизод, где звучит данная цитата

– Обломов о Захаре: «Да ты больше Обломов, чем я сам!»

– сон Обломова: обитатели Обломовки (мать, отец, крестьяне)

– обломовщина в Пшеницыной

– я – Обломов!

– режиссёр Н. С. Михалков о притягательности Обломова

– обломовщина «ядовита»

– о Гончарове современники говорили «Мистер Де Лень»

– черты Обломова в Пенкине, Волкове, Судьбинском, Алексееве

– обломовщина в Штольце

-обломовых так много, а обломовщина так ядовита, что противопоставить ей некого и противостоять невозможно

– А. С. Пушкин: «Родов дряхлеющих обломок (и по несчастью не один)»

– обыграть фамилию героя (от глагола обломить)

Е. Кутахина: «Слова Пушкина не возьму: они мне не очень понятны по отношению к самому поэту. Не буду и обыгрывать фамилию героя. Не думаю, что надо писать о Пшеницыной: у неё всё-таки, пусть небольшая, но цель в жизни есть, да и трудится она постоянно. Я – не Обломов, следовательно, об этом говорить не буду. Рассказывать о чертах, свойственных Обломову, тоже не стоит, подробно во всяком случае. Они и так будут ясны из других рассуждений, сопоставлений. О значении слова «легион» скажу, но кратко, одним предложением. Остальное, наверное, сохраню».

Хочется обратить внимание, что при таком подходе к предложенной теме (при условии прочтения романа И. А. Гончарова) ученикам приходится задумываться не над вопросом: «Что бы ещё написать?», а над вопросом «Что можно не писать?». Подобная работа в классе над темой сочинения постепенно приводит к тому, что ученик и самостоятельно называет 5-7 мыслей, которые он потом будет раскрывать, а то и больше.

А если теперь весь отобранный материал (положения, подтемы) пронумеровать, получится план сочинения.

Глава V. Составление плана.

Когда суть дела обдумана заранее,

Слова приходят сами собой.

По сути, эта операция нами уже описана. Тем не менее, необходимо сказать о ней ещё несколько слов, подчеркнув необходимость составления плана.

Но план – подвижное явление. Если есть необходимость его изменить, следовательно, это можно и надо сделать.

Думается, не следует от учащихся требовать «парадных» заголовков при составлении плана для написания сочинения. Иное дело составление плана как самостоятельное задание. Иначе для подбора нужного слова или его синонима (порой слова, не несущего для заголовка основной смысл) уходит очень много времени. Но план в черновике должен быть обязательно, он дисциплинирует ход мыслей. Здесь можно вспомнить, что слово «сочинение» происходит от древнерусского «чин», порядок. Порядок в изложении мыслей, безусловно, необходим. А при переписывании работы на чистовик план всё время должен быть перед глазами.

Глава VI. Вступление к сочинению.

Начало – полдела откачало.

И всё же попробуем ответить на вопрос, как начать сочинение.

В современной методической литературе о сочинениях не так часто принято говорить о вариантах вступлений. Если же всё же речь об этом ведётся, то настолько по-разному, что утверждать о существовании традиционных вступлений не приходится.

Первый зачин, предложенный Е. Ильиным, в детских работах встречается чаще, чем остальные. Обычно он переписан из критической литературы и никакого отношения к теме сочинения не имеет, наоборот, уводит ученика от темы к изложению сухих фактов.

Зачины «От я», «Киношный», «Дневниковый» требуют личностной позиции, поэтому их можно объединить.

2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом),

3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме),

4. сравнительное (проведение литературных параллелей),

Упоминает Н. П. Морозова и такое вступление, когда ученик сразу отвечает на вопрос, поставленный темой, он «берёт быка за рога».

В школьной практике мы даём ученикам такие варианты вступлений:

7. «взять быка за рога»

Были и такие сочинения, где дети описывали обложку книги во вступлении, комментировали тему или эпиграф. Следовательно, можно к семи названным вариантам зачинов добавить

8. описание обложки

Называет В. Н. Мещеряков и способы начинать текст. Самые интересные из них

– мемуарный приём,

– монтаж информации по контрасту: должное и сущее,

ожидаемое и свершившееся,

возможное и реальное,

– монтаж фактуальной информации,

– обращение к информационному запасу коммуниканта,

– обзор аспекта деятельности героя,

– обзорная характеристика предмета обсуждения,

– призыв к совоспоминаниям,

– приглашение к диалогу,

– призыв к сопредставлению,

– призыв к сопереживанию,

– подведение к теме,

– сопряжение фактов по контрасту,

– характеристика через впечатления современников,

Учащиеся важно показать достоинства и недостатки предложенных вариантов, продемонстрировать примеры зачинов. Необходимо, чтобы к вступительным экзаменам в вуз, ученики определили те варианты зачинов, которые им удаются, не требуют больших затрат сил и времени.

Глава VII. Варианты заключений.

Конец – всему делу венец.

Вариантов заключений в большинстве методических работ предлагается два: заключение-вывод и заключение-следствие.

Практика показывает, что на самом деле и цитатным, и личностным. Интересны заключения, имеющие открытый характер.

Удачными, на наш взгляд, являются концовки, перекликающиеся с зачинами (при кольцевой композиции). Слова почти те же, а мысль должна звучать обязательно новая.

Заканчивая разговор о вступлении и заключении, напомним ученикам о том, что объём этих частей должен составлять

часть от всего сочинения.

Глава VIII. Членение на абзацы. Варианты «мостиков»

(переходов от одной части к другой).

Когда речь заходит об абзацном членении текста, вспоминается история, поведанная нам К. Г. Паустовским, о старом корректоре, который сумел «раздёрганный спутанный» рассказ А. Соболя превратить в «прозрачную литую прозу». Что же он сделал? Расставил знаки препинания и выделил абзацы.

На наш взгляд, от выделения в сочинении только трёх абзацев (вступление, основная часть, заключение) надо отказываться ещё в среднем звене. Учащиеся должны понимать, что в абзаце раскрывается одна тема. Каждое предложение как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с другой.

Но и абзацы необходимо связывать между собой. « Закон сцепления» может действовать по-разному.

Однообразие переходов лишает работу живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью.

Глава IX. Выражение личной позиции.

Личностная позиция проявляется не в присутствии фраз: «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется». Правда, и эти обороты могут быть употреблены вполне удачно. Личность ученика должна проявляться во всём: в выборе темы, её раскрытии, подборе аргументов и примеров. Вот тогда можно увидеть пристрастия ученика, его отрицательное отношение к чему-либо, можно увидеть личность.

Данные фразы, указывает автор, свойственны научно-популярному жанру. Мы считаем, что многие из них можно использовать и в школьном сочинении по литературе.

Одним из способов придания работе индивидуального, неповторимого характера является введение ассоциативности: увидеть, объяснить сходство  сюжетных эпизодов, образов, мыслей, переживаний, поступков или рассмотреть их контрастное изображение. Своеобразием обладают и те работы, в которых ученик делает попытку сопоставить прочитанное и увиденное. Мы говорим о привлечении других видов искусства: живописи, музыки, кино. Такие включения в текст основного сочинения демонстрируют эрудицию автора, его желание глубоко проникнуть в суть проблемы.

Сопоставление может быть свёрнутым (беглым), может быть и достаточно развёрнутым.

Вот пример достаточно удачного, на наш взгляд, обращения к киноэкранизации.

Ученик доказывал в сочинении мысль о том, что в романе И. А. Гончарова «Обломов» с первых глав понятно, что главный герой никогда не изменит привычный образ жизни. Дальше шло следующее: «Я окончательно убедился в своей точке зрения, когда посмотрел фильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», где есть такой эпизод: Обломова усаживают на велосипед, привезённый Штольцем из-за границы. Илья Ильич отказывается кататься, сопротивляется, но устоять перед жестокой настойчивостью друга не может. Сначала медленно, затем быстрее и быстрее по кругу едет велосипед, на котором сидит Обломов. Он кричит, просит Штольца остановиться, умоляет, приказывает. Его слышат и не слышат. Слышат его голос, но не понимают, что Обломов не годится для быстрого бега жизни, для суеты и волнения. Нет такого эпизода в романе, но как верно эта езда на велосипеде передаёт характер героя. Смотрю фильм и убеждаюсь в том, что Обломов никогда не будет подобен суетливым Судьбинскому, Пенкину, Волкову, да и Штольцу тоже».

Теперь о полемике. Всегда интересно читаются сочинения, в которых поднимаются спорные вопросы, и автор отстаивает свою точку зрения. Можно ввести в работу воображаемого оппонента. Справедливость того или иного суждения тогда доказывается живее, эмоциональнее.

Неповторимость работе придают и лирические отступления. Они, сюжетно выпадая из текста, могут включать в себя раздумья ученика над, казалось бы, посторонними темами, выражают его идеалы, нравственную позицию, таким образом, помогают понять самого автора сочинения. Но смысловая связь между текстом и лирическим отступлением, конечно же, должна присутствовать.

Глава X. Работа над черновиком. Переписывание сочинения.

Писать хорошо – это вычёркивать

Ответственный момент – работа над черновиком. Писать его надо так, чтобы на полях, между строк или на одной стороне листа оставалось место для исправлений. Во время проверки черновика надо:

2. убедиться, что идея проходит через всё сочинение,

3. проверить, правильно ли выделены абзацы,

4. постараться избежать общих фраз (Замените имена и названия. Получится? Следовательно, сочинение состоит из общих фраз),

5. сделать стилистическую и речевую правку,

6. сверить цитаты с текстом произведения,

7. проверить орфографию и пунктуацию.

При переписывании сочинения надо помнить, что сначала указывается число, название работы. Затем без кавычек тема (исключение представляют цитаты). Эпиграф пишется в правом верхнем углу без кавычек, обязательно указывается без скобок фамилия автора, после неё точка не ставится. План в чистовой вариант переписывать не рекомендуется. Чистые строчки нигде не оставляются.

Необходимо обращать внимание на ясность начертаний, правильность переносов. Чтобы меньше было исправлений, сначала надо прочитать предложение целиком, а потом его переписывать.

Техника написания сочинения, о которой здесь шла речь, думается, позволит учителю облегчить его труд. Следование описанным этапам в творческой работе приучит школьников вдумываться в прочитанное, излагая затем свои мысли и чувства логично и грамотно.

Не стоит рассматривать всё предложенное как что-то универсальное или формальное, ведь речь всё-таки идёт о творчестве. В данной работе даны лишь рекомендации как понять тему, обозначить идею, отобрать материал, рассмотрев варианты вступлений и заключений.

Если сейчас мы попытались осветить теоретическую сторону вопроса, то в будущем планируем работу над его практическим решением.

Нам представляется также, что в дальнейшем интересно рассмотреть и жанровое своеобразие школьных сочинений.

Исчерпать же затронутую тему, на наш взгляд, невозможно. Тем более, у каждого своё видение того, чему и как надо учить (да и оно меняется с опытом работы), чтобы предсказание злой феи «Ты будешь проверять тетради» потеряло своё коварство и приобрело радостный характер нетерпеливого ожидания, чтобы слова из знаменитой песни «А у нас стряслась беда: сочиненье скоро!» потеряли свою актуальность.

Список использованной литературы

I. 1. Ожегов  С. И.  и  Шведова  Н. Ю.  Толковый  словарь  русского  языка. М., 1992.

2. Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1984.

3. Толковый  словарь  русского языка. В 4 т. Под ред. проф. Д.Ушакова. М.,1996.

II. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.//Сб. приказов и инструкций МП РСФСР. 1984. № 31.

III. 1. Айзерман Л. С. Сочинение о сочинениях. М., 1986.

2. Айзерман Л. С. Школьник пишет сочинение. М., 1986.

3. Бойко    М. И.   Сочинение    по    литературе   в  средней   школе.   Киев:    Радяньска школа, 1973.

4. Геймбух  Е. Ю.  Сочинение:  Просто?  Сложно? Попробуй написать. М., 2001.

5. Грекова   Е. В.   Алгоритм   сочинения//Пособие  для  абитуриентов  и школьников,  или  как  научиться  писать  сочинение  без  репетитора  и шпаргалки. М., 1995.

6. Грекова  Е. В.  Методические  указания  по работе над сочинениями. М., 1985.

7. Гринина-Земскова  А. М.  Сочинению  надо  учить  //  Вопросы теории и практики. Волгоград, 1970.

8. Гринина-Земскова А. М. Обучение сочинениям разных жанров//В помощь руководителям факультативов. Волгоград, 1969.

9. Дегожская А. С. Сочинение в 5-8 классе. Пособие для учителя. М.-Л., Просвещение, 1965.

10. Дубинская  М. С. Обучение сочинениям на литературную тему. Киев,1988.

11. Жирова Т. В., Федченко В. В. Сочинение  и  изложение в 5-8 классах. М., Феникс, 2005.

12. Ильин Е. Н. Как сдать экзамен по литературе. М., Школа-пресс, 1995.

13. Как  работать над сочинением//Методическое пособие к письменному экзамену по русскому языку и литературе. Саратов, 1988.

14. Калганова   Т. А.   Сочинения   различных  жанров  в  старших  классах. М., Просвещение, 1997.

15. Каменская Л. Я. Школьное сочинение по литературе. М., Просвещение, 1994.

16. Китаев Н. Н. Критерии оценки ученических сочинений. М., 1961.

17. Колокольцев Н. В. Обучение изложениям и сочинениям на уроках литературного чтения//Итоги наблюдений и эксперимента. М., 1955.

18. Кременская И. К. Работа над сочинением. М., 1986.

19. Кременская И. К. Роль плана в сочинении//Русская речь. 1978. № 2.

20. Крундышев А. А. Как работать над сочинением//Пособие для учащихся национальной школы. С.-П., 1992.

21. Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова. М., Просвещение, 1990.

22. Лосева   Л. М.   Как   строится   текст //Пособие для учителей. М., Просвещение, 1980.

23. Майорова  А. В. Письменные  работы  по литературе  в  8 классе. Рига, 1973.

24. Малышева Л. М. Рифы и мифы вступительных экзаменов. М., 1994.

25. Методические  указания  к факультативному курсу «Теория и практика сочинений  различных  жанров»  (7-8 классы).  Пособие  для учителя//Составители Т. А. Ладыженская, Т. С. Зеркалова. М., Просвщение, 1986.

26. Мещеряков   В. Н.   Жанры  школьных  сочинений.  Теория  и  практика написания. М., Флинта: Наука, 1999.

27. Мещеряков   В. Н.   Учимся   начинать   и   заканчивать  текст:  учебное пособие. М., Флинта: Наука, 2004.

28. Морозова Н. П. Учимся писать сочинение. М., Просвещение, 1987.

29. Мурашов  А. А.  Как  сердцу высказать себя?//Диалог со школьником и  абитуриентом накануне сочинения. М., 1994.

30. Обернихина   Т. А.  Сочинение  на  литературную  тему.  Методическое пособие для учителя. М., Аркти, 2000.

31. Озеров Ю. А. Раздумья перед сочинением. М., 1990.

32. Озеров  Ю. А. Экзаменационные сочинения на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы. М., Школа-пресс, 1994.

33. Орлов  Б. А.  Как писать сочинения по литературе. Пособие  для учащихся 8 класса. М., Просвещение, 1977.

34. Пожилова Л. В., Сафиуллин Я. Г. Как работать над сочинением. Казань, 1978.

35. Пустовалов П. С. Русская речь. 1974. № 4.

36. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград, 2002.

37. Сураева  Л. Ф.  Как  писать  сочинения//В помощь старшеклассникам, абитуриентам и учителям литературы. Иваново, 1993.

38. Фогельсон И. А. Литература учит. 9 класс. М., Просвещение, 1990.

39. Шолохов  Н. И. Сочинения учеников средней школы. Пособие для студентов и учителей. Горький, 1977.

Примерное тематическое планирование факультативного курса

«Особенности сочинения по литературе: что писать и как писать».

Цели и задачи курса:

–    ознакомление с техникой написания творческих работ;

–    побуждение учащихся к внимательному чтению художественной литературы;

–    развитие письменной речи учащихся;

–    подготовка старшеклассников к выпускным и вступительным экзаменам;

1. Введение.   Задачи курса                                                                              1 час

Анкетирование учащихся «Какие затруднения я

испытываю при написании сочинения по литературе».

2. Введение.   Анализ результатов анкетирования.                                       1 час

Основные требования к сочинению по литературе.

3. Классификация ошибок.                                                                               1 час

4. Тема сочинения.                                                                                            1 час

Как выбрать тему.

5. Практическое занятие.                                                                                  1 час

Анализ предложенных тем.

6. Идея сочинения.                                                                                            1 час

Сопоставление двух понятий: тема и идея.

7. Практическое занятие.                                                                                  1 час

Учимся определять тему и идею.

8. Подбор материала к сочинению.                                                               2 часа

9. Практическое занятие.                                                                                2 часа

10. Композиция сочинения.                                                                             1 час

11. Варианты вступлений.                                                                              2 часа

12. Практическое занятие.                                                                              2 часа

Тренировка в создании разных видов вступлений.

13. Варианты заключений.                                                                               1 час

14. Практическое занятие.                                                                              2 часа

Создание различных вариантов заключений.

15. Варианты переходов. ( Связь между абзацами).                                       1 час

16. Практическое занятие.                                                                                1 час

Овладение различными способами связи абзацев.

17. Выражение личной позиции.                                                                   3 часа

18. Работа над речью.                                                                                      2 часа

Классификация речевых и грамматических ошибок.

19. Практическое занятие.                                                                              3 часа

20. Работа над черновиком.                                                                              1 час

21. Практическое занятие.                                                                                1 час

«Моя коллекция эпиграфов».

22. Резерв. Обычно используется для подготовки                                     3 часа

К конкретным сочинениям по литературе.

Возможные задания для практических занятий

Отработка понятий «тема» и «идея».

Объясните ваш выбор темы сочинения.

1. Идея теории Раскольникова и её «проверка» в романе.

2. Слушая песни о войне.

3. Человек или вещь Лариса с пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».

4. Тема Родины в творчестве русских поэтов-классиков.

– Сопоставьте темы (шире-уже, описание-повествование-рассуждение).

1. Исповедь     как     средство     характеристики     героя.     (По   роману

М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. « Герой нашего времени» как исследование духовного мира человека.

3. Молодой герой первой трети XIX века.

4. Есть ли у Печорина друзья?

5. Анализ   эпизода   «Погоня   за  Верой».  (По   роману  М. Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени»).

– Расположите   данные   вам   темы   в   таком   порядке,  чтобы  каждая

последующая тема была шире предыдущей.

– Определите тип темы.

1. Суровая правда войны в творчестве Л. Н. Толстого.

2. Мне жаль Вас, господин Печорин.

3. « Для      каждого      возраста      Пушкин      имеет      у     себя     нечто

4. Почему « не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий?»

5. Лариса Огудалова и Катерина Кабанова. (по пьесам А. Н. Островского.)

– Найдите главное слово темы.

1. Мой Пушкин.

2. Какая  дорога  ведёт  к Храму? (Размышления о настоящем, прошлом и

будущем нашей страны.)

3. Противопоставление   истинного   и  ложного  патриотизма  в  романе

Л. Н. Толстого «Война и мир».

4. Проблемы нравственности в современной прозе.

5. « Я   жить   хочу,   чтоб   мыслить   и   страдать» . ( По  произведениям

– В  каких  направлениях  могут  раскрываться  данные темы (предложите

– Прочитайте сочинение. Какие его части не имеют отношения к теме.*

– Сформулируйте тему и идею сочинения

1. Образ вишнёвого сада в комедии А. П. Чехова.

2. « Униженные      и     оскорблённые»     в     романе     Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание».

3. Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого.

– Правильно    ли    понята    тема    и    идея   сочинения   в работах   ваших

– В каких заголовках звучит идея.

2. Лирический герой В. Высоцкого.

3. Тема Родины в творчестве А. Ахматовой.

4. Маяковский – лирик.

5. « Русь  моя,  жизнь  моя,  вместе  ль  нам  маяться?» (По произведениям

Отработка умения составлять план работы.

– Соответствует ли план теме сочинения. Если нет, внесите исправления.

I. Повесть И. С. Тургенева «Ася» – « чистое золото поэзии». Произведение

Тургенева в оценке русской критики.

II. Почему    Н. А. Некрасов    назвал    повесть   «Ася»   «чистым   золотом

III. Какую ошибку допустил господин Н.?

– Соответствует ли сочинение плану?*

– Подберите   материал  к  теме:  «Пушкин  «как  сатирический  писатель,

каким он явился в Онегине».

– К данной теме подберите героев, черты их характера, о которых можно

говорить,    эпизоды:    «Высший    суд    –    суд   совести»    (По    роману

Ф. Д. Достоевского «Преступление и наказание».)

– К предложенному плану сформулируйте тему.

1. Влияние судьбы поэта на его творчество.

2. Герой Жуковского.

3. Изображение природы.

4. Двоемирие в произведениях поэта.

5. Своеобразие романтизма Жуковского.

– Расположите   в  определённой  последовательности  следующие  пункты

плана к теме сочинения: «Барская Москва в комедии А. С. Грибоедова».

≈ отношение знати к свободному выбору занятий

≈ кто принадлежит к фамусовскому обществу

≈ какими путями московские аристократы составили себе богатство

≈ отношение ко всему иностранному

≈ положение в этом обществе передового человека

≈ что ценится в фамусовском обществе

≈ можно ли утверждать, что московское барство – «век минувший».

Формирование умения писать вступления и заключения.

– Какие варианты вступлений (заключений) возможно подобрать к теме?

«Знание     человеческого     сердца     –    основная    сила    его    таланта»

( Н. Г. Чернышевский).     По     одному     или     нескольким    произведениям

– Какие  варианты  вступлений  (заключений)  не  целесообразны для темы:

«Семья Болконских и семья Ростовых»?

– К предложенному сочинению напишите вступление (заключение).*

– Напишите  несколько  возможных  вариантов  вступлений (заключений) к

теме:  «Жестокие  сторон   военного  времени  в  «Конармии»  И. Бабеля».

Объясните их «плюсы» и «минусы».

– Подходят   ли   предложенные   вам  варианты  вступлений  (заключений)

Членение текста на абзацы. Построение переходов.

– Установите связь между абзацами разными способами.*

– Разбейте текст на абзацы.*

– Найдите «мостики» в тексте, охарактеризуйте их.*

– Прочитайте «мостик». Какие две мысли (абзацы) может он свзывать?

≈ В характере каждого человека есть положительные  качества,  есть  и

отрицательные.      Идеальных      людей      нет.      Характер      героини

А. И. Солженицына тоже не прост. («Матрёнин двор».)

– Сопоставьте  черновик  и  чистовой вариант сочинения. Какие изменения

– Доработайте предложенный вам черновик.*

– Попробуйте объяснить пометки учителя, проверившего сочинения.*

Пожалуй, самым эффективным способом работы над сочинением на литературную тему является рецензирование (здесь отрабатываются сразу почти все умения). Ученик может рецензировать чужие работы, проанализировать рецензию учителя, написать авторецензию – очень полезный вид задания. В своей работе мы приводим планы рецензий, разработанных Н. И. Шолоховым в книге «Сочинения учеников средней школы. Пособие для студентов и учителей». Но каждый учитель может отнестись к этим планам лишь как к рекомендуемым.

ПЛАН РЕЦЕНЗИИ СОЧИНЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО ТИПА

а)   нужен  ли  эпиграф;   б)  соответствует  ли  он  теме;  в) является  ли

меткой формулировкой идеи;

а) является ли план конкретизацией идеи, сформулированной в

1. Считаем, что учитель должен не только ставить порой безликие оценки, но и обязательно писать рецензию на сочинение. Иначе ученик может остаться равнодушным к выставленным отметкам.

б) логична  ли намеченная планом последовательность раскрытия темы

(особое    внимание   обратить   на   вступление   и   заключение,   их

соответствие теме и соразмерность);

в)   логично   ли    и    грамотно    ли    (в   стилистическом   отношении)

сформулированы и расположены пункты плана;

г) соответствует  ли  сочинение плану; подчинено ли оно ведущей идее;

является     ли     сочинение    системой    доводов    и    доказательств,

структурно организованных этой идеей.

1) каков лексико-фразеологический багаж автора сочинения;

2) не пользуется ли он языковыми трафаретами и штампами;

3) соответствуют ли степень и языковые средства эмоциональности речи содержанию сочинения и натуре автора (т.е. эмоциональность естественна или искусственна).

ПЛАН РЕЦЕНЗИИ СОЧИНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО ТИПА

1) имеется  ли  в  сочинении  картинно-образная  система. В какой мере

она  изображает  явления  жизни,  к  которым автор задумал выразить

2) как  выражено  это  отношение:  самой  картинно-образной системой,

выразительно-изобразительными       средствами,      в       лирических

отступлениях или в форме логического рассуждения.

1) в какой мере выразительно-изобразительные средства соответствуют

эмоционально-образному содержанию сочинения и натуре автора;

3. Внешнее оформление.

Зачины, в которых устанавливаются и в общем виде характеризуются проблемы или основные темы текста

Зачины, в которых устанавливается предмет обсуждения или выделяется аспект обсуждения темы

Тематический зачин

Фактуальные зачины

Зачины, вводящие социально-исторический фон, предпосылаемый главной текстовой информации

Зачины, вводящие реально-бытовой фон, соотносящийся далее с темами и концептами текста

Зачины, вводящие литературно-критический фон, упреждающий главную текстовую информацию

Концептуальные зачины

формируется главная мысль и/или основные положения текста

Зачины-цитаты, вводящие идею текста

Зачины, представляющие собой гипотезу автора текста

Грекова Е. В. Методические указания по работе над сочинением. М., 1985.

Дубинская М. С. Обучение сочинениям на литературную тему. Киев, 1988.

Майорова А. В. Письменные работы по литературе в 8 классе. Рига, 1973.