ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА

“Основной закон о земле”, принятый Всероссийским Учредительным Собранием, отменял частную собственность на землю с формулировкой “на всегда”.

Федеративная республика — федерация с республиканской формой правления. В федеративной республике действует разделение властных полномочий между федеральными и республиканскими органами.

Запрос «Федерация» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Субъе́кт федера́ции — политическое образование, имеющее ряд признаков государства, но не имеющее государственного суверенитета.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 февраля 2018 года; проверки требуют 10 правок.

  • ↑ CIA World Factbook: Austria, 14 May 2009
  • ↑ CIA World Factbook: Bosnia and Herzegovina, 14 May 2009
  • ↑ CIA World Factbook: Brazil, 14 May 2009
  • ↑ CIA World Factbook: Ethiopia, 14 May 2009
  • ↑ CIA World Factbook: Germany, 14 May 2009
  • ↑ CIA World Factbook: India, 14 May 2009
  • ↑ CIA World Factbook: Mexico, 14 May 2009
  • ↑ CIA World Factbook: Nepal, 14 May 2009
  • ↑ CIA World Factbook: Nigeria, 14 May 2009
  • ↑ CIA World Factbook: Pakistan, 14 May 2009
  • ↑ CIA World Factbook: Russia, 14 May 2009
  • ↑ CIA World Factbook: Switzerland, 14 May 2009
  • ↑ CIA World Factbook: United States, 14 May 2009
  • ↑ CIA World Factbook: Venezuela, 14 May 2009
  • ↑ The CIA World Factbook officially dated October 15, 1991

Федеративной республикой является государство со сложной структурой и двухуровневой системой органов власти и законодательной деятельностью. Это объединение нескольких территориальных образований, которые имеют юридическую и политическую самостоятельность. То есть государственно-территориальные единицы федерации не обладают суверенитетом, но имеют достаточно большие полномочия в сфере внутренней политики. Еще один признак – ни одна из этих республик не имеет право свободно выйти из состава объединения.

Федеративные республики имеют республиканскую форму правления. Иными словами, органы власти выбираются на определенный срок либо формируются парламентом. Основное отличие республиканской формы правления от других форм – выборность главы государства, никакой наследственной передачи власти не предусмотрено.


ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА

Российская Демократическая Федеративная Республика не успела обзавестись собственной конституцией. Роль временной конституции играли положения о земствах и положение о выборах во Всероссийское Учредительное Собрание, принятое Временным Правительством. До принятия конституции власть принадлежала Всероссийскому Учредительному Собранию в центре и земским собраниям на местах. Всероссийское Учредительное Собрание и земские собрания избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании всеми гражданами старше 20 лет, без различия пола, религии и национальности.

По проекту конституции, составленному комиссией, в которую входили преимущественно члены Конституционно-Демократической Партии, Россия объявлялась федеративной республикой во главе с президентом, избираемым парламентом на 1 год.

Гражданские права и обязанности

В число полномочий парламента, помимо собственно законодательной власти, входило также избрание президента России большинством голосов в обеих палатах.

Таким образом, президент предполагался как выборная (парламентом) замена императора.

После Февральской революции 1917 Временное правительство сохранило всю систему губернских учреждений, только губернаторы были заменены губернскими комиссарами (в уездах — соответственно уездные комиссары), однако с преобладанием дворянско-помещичьего состава. Одновременно с этим формировалась система Советов, противостоящая местным властям Временного правительства.

Провозглашена Всероссийским Учредительным собранием 6 января 1918 года. 7 января 1918 года Всероссийский центральный исполнительный комитет советов рабочих и крестьянских депутатов издал декрет о роспуске Всероссийского Учредительного Собрания, а 13 января 1918 года Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов окончательно распустил Всероссийское Учредительное собрание. Всероссийское Учредительное собрание не признало законным свой роспуск.

8 июня 1918 года в Самарской, Казанской, Уфимской, Симбирской и Саратовской губерниях солдатами Чехословацкого корпуса все члены Российской Коммунистической Партии были вычищены из местных советов рабочих и крестьянских депутатов, а государственная власть на этих территориях перешла к Комитету членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч) и его исполнительному органу – Совету Управляющих Ведомствами в центре и к земским собраниям и их исполнительным органам – земским управам на местах. 8 сентября начало работу Государственное совещание в Уфе, которое 23 сентября 1918 года избрало Временное Всероссийское правительство, которому должна была принадлежать государственная власть в России до открытия заседаний Всероссийского Учредительного Собрания.

18 ноября 1918 года Александр Колчак арестовал половину членов Временного Всероссийского Правительства и большинство членов Комитета членов Всероссийского Учредительного Собрания, а позже заявил, что он не признаёт Всероссийское Учредительное Собрание, избранное в ноябре 1917 года, что означало также и непризнание Российской Демократической Федеративной Республики. Большая часть членов Всероссийского Учредительного Собрания не признало акты Колчака. Уже в начале 1919 года начали формироваться партизанские боевые организации. 5 января 1920 года Колчак был свергнут в ходе восстания в Иркутске, организованного Политическим Центром, в который вошли члены Партии Социалистов-Революционеров и Российской Социал-Демократической Рабочей Партии, после чего руководящие органы этих партий приняли решение не восстанавливать Российскую Демократическую Федеративную Республику, а создать новое государство с аналогичным государственным и общественным строем, которое было создано 6 апреля того же года Съездом трудящихся Прибайкалья и получило название Дальневосточная Республика.

Основные признаки федеративного государстваПравить

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений, не выйдя из состава федерации (сецессии). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти являются федерациями.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

Федеративные государства, существовавшие в прошломПравить

Одна из самых «старейших» федеративных республик, носившая официальное название – Республика Семи Объединенных Нижних Земель. Просуществовал союз достаточно длительное время: с 1581 по 1795 гг. – 214 лет. Федерация занимала не более 40 тыс. км2, с населением около 1,8 миллионов жителей. Тем не менее, в нее входило 9 провинций:

А также провинция Ландшафт Дренте. Она не имела даже представителя в Генеральных штатах. Однако значилась с полноценным провинциальным статусом и законодательным органом в своем регионе. В составе еще были Генеральные земли – территории, которые не вошли ни в одну провинцию, руководство ими осуществлялось непосредственно Генеральными Штатами.

Факторы федерализации государства

Существует ряд предпосылок, которые самостоятельно или в своей совокупности становятся причинами постепенной федерализа́ции государства. Так, важнейшим фактором является территориальный. Разделение государственной территории естественными барьерами, такими как горные цепи или проливы и иные большие водные объекты может способствовать федерализации, однако она будет иметь место только в совокупности с фактором накопления индивидуальных черт внутри тех территорий, которые отделены от основной. В ином случае, если явных культурных различий нет, то федерализация далеко не является неизбежной.

Безусловно, важнейшей предпосылкой возможной федерализации в будущем является многонациональность государства. Однако здесь, помимо культурных различий между народами, важно ещё и наличие у народов желания получить национальную независимость, реализовать своё право на самоопределение в пределах государства, не отделяясь от него.

Страна с федеральным принципом правления

В этом списке лишь 1 страна – Швейцария. Несмотря на то, что государство по размеру территорий занимает только 132-е место в мире, уровень жизни здесь достаточно высокий. И ЧР в 2015 году достиг уровня 0,917. В республике 20 кантонов и 6 полукантонов. В свою очередь, эти территориальные единицы могут делиться на округа, общины и города.

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют:

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие федерации Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции ) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

Современные федеративные государства

Современные федеративные государства на карте мира, показаны зелëным

Вымышленные федерации довольно часто встречаются в вымышленных фантастических вселенных.
Яркие примеры вымышленных федераций:

Исторические примеры

Естественно, что самый яркий пример – СССР. Государство просуществовало 69 лет: с 1922 по 1991 гг. Страна занимала самую большую площадь в сравнении с другими государствами: около 1/6 обитаемой суши всей планеты.

Образовалось она на территории Российской империи, не включая Финляндию, но частично занимая Польское царство и ряд других государств. С 1989 года начался процесс распада федерации. Он сопровождался острым сопротивлением и противостоянием внутри как в центральной власти, так и на местном уровне. В итоге в марте 1991 году был проведен референдум (только в 9 из 15 республик). По итогам голосования выяснилось, что за сохранение федерации, пускай и в обновленном составе – 2/3 проголосовавших. Но после Августовского путча власти уже не могли сохранить прежние границы. В декабре того же года была подписана декларация о прекращении существования Советского Союза.

В состав СССР входило 15 республик, к примеру – Российская федеративная социалистическая республика. Эта аббревиатура употреблялась еще в отношении независимого государства с 1917 по 1922 гг. Название в официальных документах появилось в 1918-м. В дальнейшем РСФСР вошла в состав Советского Союза.

На уровне Конституции СССР понятие Советская федеративная социалистическая республика было введено в 1936 году. В основном законе самой страны аббревиатура появилась через год.


ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Малайзия).

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, США, Германия). В национальных — по национальному признаку (например, бывшие федерации Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации образуются путём заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного отстаивания общих интересов (например, Швейцарский союз, Тринадцать колоний).

По степени централизации:

Центр и субъекты в Конституциях федераций

В Конституциях различных федеративных моделей мира отражаются разные способы разграничения предметов ведения федерального центра и субъектов государства. В каких-то странах полномочия распределяются в пользу субъектов по остаточному принципу, в каких-то, наоборот, таким образом определяются полномочия центра. Выделяют следующие модели конституционного распределения полномочий:

Парламентские государства

Федеративные республики с такой формой правления характеризуются перевесом полномочий в сторону парламента. Правительство страны отвечает за свои действия перед ним, а не перед президентом.

Смешанный тип правления

Это список представлен двумя странами:

Форма правления предполагает достижение оптимального равновесия в полномочиях парламента и президента.

Значение словосочетания «федеративная республика»


ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: головотяп — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «федеративный»

На границе Европы и Азии:

В настоящее время единственной официальной мягкой федерацией является Эфиопия. Европейский союз обладает чертами мягкой федерации, однако не считается государством в смысле международного права. Также черты мягкой федерации ярко выражены у Швейцарии, но формально она является конфедерацией.

Чехословацкая Социалистическая Республика

Это государство тоже является историческим примером федерации. Просуществовала она около 30 лет. Хотя конституционный закон о Чехословацкой федерации был принят только в 1969 году, когда унитарную форму упразднили и произошло преобразование в федерацию. В составе было только 2 республики – Чешская и Словацкая. В 1993 году союз распалась, и появились две новых суверенных государственных единицы – Чехия и Словакия.

Связанные понятия

Парламентская монархия или парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. При парламентской монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Правящая партия — политическая партия, которая в условиях парламентской республики и пропорциональной избирательной системы получила право на создание (формирование) правительства.

Фо́рма госуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.

Сою́з госуда́рств, Коали́ция — политический, военно-политический или экономический союз нескольких государств, создаваемый для защиты общих интересов, обеспечения совместной безопасности, коллективной обороны или для согласованной подготовки и ведения коалиционной войны. Образуется на основе двусторонних или многосторонних соглашений, договоров, пактов.

Упоминания в литературе

Федеративное устройство имеют такие государства, как Нигерия, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия и т. д.

Полное наименование государства – Германия. Форма государства – федеративная республика с демократическим политическим режимом. В состав федерации входят 16 земель: Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург-Передняя Померания, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония-Анхальт, Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия. Независимым государством Германия стала 18 января 1871 года. Конституция федерации – Основной закон ФРГ. Глава государства – президент, однако реальная исполнительная власть находится в руках правительства во главе с федеральным канцлером. Законодательная власть представлена однопалатным парламентом (бундестагом).

Таким образом, современная Индия представляет собой , где федерации построены по национальному и языковому признакам, главой государства является президент, а исполнительную власть фактически осуществляет Совет министров во главе с премьером. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту (народной палате и Совету штатов), судебные и административные органы всех штатов и федераций составляют единую систему.

Подавляющее большинство развивающихся стран являются унитарными. В некоторых из них вводилась федерация, но она просуществовала недолго (Федерация Мали, Республика Соединенных Штатов Индонезии, Камерун).

Федеративное государство – объединение нескольких государственных образований или национальных государственных образований, обладающих признаками государственности. Оно обладает территорией, состоящей из территорий ее субъектов. Количество субъектов в федеративных государствах различно. Федеративное государство может быть многонациональным, например, как Российская Федерация, или малонациональным, например, как Германия. Субъектами федеративного государства могут быть по наименованию: штат, край, область, земля. Субъекты обладают административно-территориальным делением, территориальной границей субъекта. Они имеют собственные законы, которые не должны противоречить федеральным законам, принципам права и законодательства федеративного государства. Применяются так называемые рамочные законы. Федеративное государство обладает органами власти самой федерации и органами государственной власти субъекта. Разграничение ведения федерации и ее субъектов закрепляется в конституции или ином нормативном правовом акте. Существует при этом исключительная компетенция только федерации, к которой отнесены наиболее значимые, важные для всех субъектов, вопросы, а также исключительная компетенция субъектов. Двухуровневая законодательная и государственно-властная организация предполагает наличие палаты в федеральном двухпалатном парламенте. Субъекты имеют право принятия собственной конституции, которая не может противоречить федеративной конституции. Двухуровневая система налогов отражает необходимость финансово-экономической поддержки субъекта для решения вопросов управления территорией этого образования.

Связанные понятия (продолжение)

Принцип невмешательства — международное обязательство не вмешиваться в вопросы, относящиеся исключительно к внутренней компетенции независимой страны. Эта обязанность соотносится с понятием суверенитета и выражает основные практические последствия суверенитета для других государств.

Политическое соглашение (англ. Treaty; agreement, contract) — договоренность, как правило, письменная, о взаимных обязанностях сторон, о взаимодействии субъектов политического процесса.

Дуалистическая монархия (от лат. dualis «двойственный») или исполнительная монархия (англ. executive monarchy) — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией или конституционными актами, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

Надгосударственность, наднациональность — правовое качество международной организации, позволяющее ей, в соответствии с утверждённой государствами-членами процедурой, принимать решения обязательного характера, в том числе без прямого согласия на то заинтересованного государства.

Балканизация — процесс распада государства или федерации, сопровождаемый дальнейшей фрагментацией вновь образованных политических субъектов, которые вступают в конфликтные отношения друг с другом вплоть до гражданской войны. Термин является производным от названия европейского региона Балканы, который в 1817—1912 из единого пространства под властью Османской империи превратился в несколько небольших государств.

Респу́блика — в ряде государств название административно-территориальных единиц, имеющих республиканскую форму правления, обладающих определённым уровнем суверенитета во внутренних делах. Правовой и юридический статус республики, а также объём и уровень компетенции его властей определяются конституцией федерации. Кроме того, в некоторых странах республики имеют собственные конституции.

Великая народная ску́пщина сербского народа в Черногории или Подгорицкая скупщина (серб. Velika narodna skupština srpskog naroda u Crnoј Gori, Podgorička skupština) — собрание народных представителей Черногории, состоявшееся в городе Подгорице в ноябре 1918 года и принявшее решение об объединении с Сербией.

Либертарный муниципализм (иногда либертарный коммунализм) — идея политической организации, основанной на системе общих собраний и практике прямой демократии. Термин был введен теоретиком либертарного социализма Мюрреем Букчиным, и с тех пор используется для описания системы, в которой либертарные учреждения прямой демократии должны быть противопоставлены государству, а впоследствии и заменить его конфедерацией свободных муниципалитетов, или свободных коммун.

Конституция Португалии (порт. Constituição portuguesa) — основной закон страны. Ныне действующая Конституция принята в 1976 году после революции гвоздик. В её текст были внесены поправки в 1982, 1989, 1992, 1997, 2001, 2004 и 2005 годах.

Реставрация (лат. restavratio — восстановление) в политике — восстановление существовавшего ранее общественного строя.

Президентские выборы — выборы главы государства с республиканской формой правления. В ходе президентских выборов избиратели решают, кто будет возглавлять государство в течение срока, предписанного основным законом (конституцией) страны. Полномочия президента каждой страны прописываются также в конституции: в некоторых странах Президент является главой государства и выполняет преимущественно церемониальные функции.

Немецкий народный конгресс (ННК) (нем. Deutscher Volkskongress) — представительная общественная организация, созданная в Советской зоне оккупации Германии после Второй мировой войны (1939—1945), которая впоследствии стала политическим ядром ГДР.

Каудили́зм (исп. caudillo — «предводитель» или «вождь», официальный титул испанского диктатора Франко) — режим личной власти диктаторов в Испании (до 1975 года) и ряде стран Латинской Америки, установленный посредством военного переворота и опирающийся непосредственно на военную силу. Также «каудильо» могут называться политические лидеры, обладающие неограниченной властью на местах.

Режим капитуляций — правовой режим, в соответствии с которым государство предоставляет гражданам (подданным) другого государства на своей территории преимущества по сравнению со своими гражданами (подданными).

Договор о Европейском союзе (англ. Treaty on European Union, TEU) — один из основных договоров Европейского союза, наряду с Договором о функционировании Европейского союза (TFEU). Договор TEU образует основу законодательства ЕС, устанавливая общие принципы реализации целей, для которых создан ЕС, управления его центральными институтами (таких как Комиссия, Парламент и Совет), а также правил внешней политики и политики безопасности.

Октябрьский диплом (нем. Oktoberdiplom) — австрийский конституционный закон от 20 октября 1860 года.

Ломейские конвенции, Ломейские соглашения (англ. Lome Conventions) — ряд соглашений о преференциях для стран Африки, бассейна Карибского моря и Тихого океана (АКТ), заключённых Европейским союзом с целью установления особых торгово-экономических отношений с этими странами.

Больша́я Ита́лия (итал. Grande Italia), или Импе́рская Ита́лия (Italia Imperiale) — амбициозный проект, задуманный в фашистской Италии и впервые озвученный губернатором Додеканеса Чезаре-Мария де Векки в 1936 году.

Респу́блика (лат. res publica — «общественное дело») — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, в большинстве случаев исключающей наследственный или иной, невыборный способ передачи власти.

Тактика салями (венг. szalámitaktika, англ. salami tactics, salami-slice strategy) — политическая тактика постепенной советизации и пошагового прихода к власти просоветских коммунистических сил в странах Восточной Европы в 1944—1949 годах.

Конститу́ция (от лат. constitutio «устройство, установление, сложение») — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конститу́ция — учредительный документ государства, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путём референдума.

Таможенный союз Европейского союза (англ. European Union Customs Union) — таможенный союз стран Европейского союза и ряда других стран, важная составляющая общего рынка.

Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных, логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона. Может пониматься как процессуальный аспект законотворчества или, в широком толковании термина, совпадать с этим понятием, обозначая деятельность по подготовке и принятию законов.

Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.

Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.

Парламентский контроль — контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.

Рейнская республика (нем. Rheinische Republik) — объявленная в результате Рурского конфликта независимая республика. Она состояла из территорий, названных Север, Юг и Рур с региональными столицами соответственно в Аахене, Кобленце и Эссене.

На данный момент в состав ООН входит 193 государства-члена и 2 государства-наблюдателя. Святой Престол (Ватикан) и Государство Палестина являются субъектами международного права и постоянными наблюдателями-не членами ООН.

Автоно́мия (др.-греч. αὐτονομία — «самозаконие») — самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных (сделанных, составленных им самим) принципов.

Наследственная монархия — тип монархии, наиболее распространённый в наше время, когда престол передаётся в рамках одной династии автоматически согласно порядку престолонаследия.

Права меньшинств — правовой термин, касающийся соблюдения прав человека в отношении определенного меньшинства. Другое значение касается системы коллективного права в отношении группы меньшинства. Изначально под меньшинствами имелись в виду исключительно национальные меньшинства.

Федерати́вное устро́йство — способ территориальной организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой и другими образованиями в мире.

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

Упоминания в литературе (продолжение)

В Германия после Второй мировой войны построение органов местного самоуправления во многом определялось политикой оккупационных властей. В английской оккупационной зоне действовал так называемый Северогерманский устав муниципального совета, проводивший строгую границу между законодательной властью (муниципальным советом) и исполнительной властью (администрацией). В зонах, контролируемых американцами, применялся Южногерманский устав муниципального совета во главе с сильным избираемым в ходе прямых выборов бургомистром, в одном лице объединявшим функции председателя муниципального совета и главы администрации. Во французской оккупационной зоне появился Рейнский устав бургомистра, согласно которому избираемый муниципальным советом бургомистр становился одновременно и главой администрации. В советской оккупационной зоне (в дальнейшем ГДР) тиражировалась модель советов.

Для контролирующих органов Германии характерно, что их деятельность на всех уровнях парламентского, правительственного и ведомственного контроля четко регламентирована и взаимообусловлена, что позволяет достигать большого взаимодействия и предельно ясного определения функций и полномочий, обязанностей и ответственности.

Статья 23 (первоначальная редакция) Основного закона Германия от 23 мая 1949 г. гласила: «Настоящий Основной закон распространяется в первую очередь на территории земель Бадена, Баварии, Бремена, Большого Берлина, Гамбурга, Гессена, Нижней Саксонии, Северной Рейн-Вестфалии, Рейнланд-Пфальца, Шлезвиг-Гольштейна, Вюртемберг-Бадена и Вюртемберг-Гогенцоллерна. В остальных частях Германии он вступает в силу по их присоединении». Последнее положение статьи исходило из перспективы присоединения к ФРГ территории так называемых «восточных» земель.

В Германии действует Федеральный закон «О нотариальной деятельности» от 24 февраля 1961 г. (с изменениями и дополнениями), согласно которому нотариальная палата осуществляет надзор за соблюдением нотариусами своих профессиональных обязанностей. Но по требованию управлений юстиции земель, суда или иного судебного учреждения палаты предоставляют свои заключения по делам нотариусов. Нотариальная палата не имеет права отказать в предоставлении документов суду и органам юстиции. В данном случае не нотариальная палата выступает инициатором дисциплинарного производства, а соответствующее государственное учреждение. Более того, компетенция нотариальных палат по принятию решений на основании результатов проверок строго ограничена. При ненадлежащем исполнении нотариусами своих служебных обязанностей она выносит им предупреждения, или так называемые предостережения. Если, по мнению палаты, таких мер недостаточно, она может ходатайствовать перед управлением юстиции о наложении более жестких дисциплинарных взысканий, а также штрафов и отстранении от должности.

Парламент в федеративном государстве

Обязательным признаком федерации и одновременно её характерной чертой является наличие двухпалатного парламента. Нижняя палата, как правило, избирается на всенародном голосовании, а верхняя, в которой осуществляется представительство субъектов государства, может формироваться разными способами.

Одним из путей формирования верхней палаты является проведение выборов представителей в субъектах федерации. Таким образом представители регионов избираются, например, в США, Швейцарии, Бразилии и др.

Второй способ рекрутирования представителей субъектов — пропорциональное населённости субъекта количество представителей, избираемых в легислатуре. Данная система действует в Австрии.

Президентские республики

Особенностью такого федеративного управления является то, что в стране значительную роль играет президент. В его руках сконцентрированы полномочия главы правительства и государства. Охарактеризовать такую форму правления еще можно как дуалистическая республика. Иными словами, исполнительная власть сосредоточена в президентских руках, а законотворческая деятельность отдана на откуп парламенту.

Современные реалии

На сегодняшний день в мире насчитывается 23 федеративных государства. Республики представлены в виде парламентских, президентских, смешанных и федеративных форм.