ЕВГЕНИЙ СЕМЧЕНКО РОСОБРНАДЗОР БИОГРАФИЯ

Особенности приема первоклассников в этом году

В эфире Радио «Комсомольская правда» директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения Евгений Семченко рассказывает подробности

– Да, сейчас будет самый настоящий «Родительский вопрос». Я – Александр Милкус. Со мной Дарья Завгородняя.

– Мы вас приветствуем!

И мы будем сейчас задавать вопросы директору Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Евгению Евгеньевичу Семченко. Здравствуйте!

– Добрый день!

А. Милкус:- Хорошо, что мы с вами встречаемся спустя четыре дня после того, как началась запись детей в первый класс по новым правилам. Относительно новым правилам. Есть вопросы со стороны родителей, со стороны школ. Давайте коротко: в чем особенности нового положения? Зачем его нужно было принимать?

– В течение последних лет поступали множество вопросов, предложений, замечаний к действующему порядку, который вызывал у родителей беспокойство, необходимость присутствия с самой поздней ночи перед сроком начала приема документов и так далее.

Мы постарались за 2020 год все эти замечания учесть. И у нас есть ряд особенностей 2021 года по приему детей в первый класс.

Два этапа зачисления. Первый этап проходит с первого апреля по тридцатое июня. Он предназначен для детей, которые пользуются внеочередным, первоочередным правом зачисления. И для детей, которые проживают на прикрепленной к школе территории.

Второй этап, который будет проходить с шестого июля по пятое сентября, он предназначен для всех остальных детей, в том числе, детей, не проживающих на прикрепленной территории. И проводится он только в случае, если остались свободные места после первого этапа.

Важный нюанс этого года – преимущественное зачисление братьев и сестер в ситуации, когда один из них уже обучается в этой школе. Вне зависимости от места проживания. Если первый ребенок в школе, эта школа не прикреплена к району, один из детей там обучается – брат и ли сестра, то второй зачисляется туда же. Главное, что этим правом могут воспользоваться дети, которые из одной семьи. И совместно проживают.

– Вот про это люди и спрашивают. Некоторые школы уже стали требовать справку о родстве! В документе, в положении ничего про эту справку не говорится.

– Каждый из детей вписан в паспорт родителей. И документ о совместном проживании, где регистрация, выписка из домовой книги и так далее. Тут не надо, обращаюсь ко всем нашим коллегам из системы образования, проявлять лишних инициатив. И требовать от родителей гигантское количество справок. У нас два принципа, на основе которых мы подготовили этот документ – открытость и справедливость. Весь процесс приема заявления, зачисления должен быть открытым и справедливым.

– И еще одна проблема, которая всплыла. Вот популярная школа, допустим, в ней 80 мест. Подали заявления 120 человек. Это не льготники – прикрепленные к территории. И директор вроде бы поставил в очередь тех, кто первыми подали заявления. Но это же не гонки! И второй вариант – льготники могут подать позже, те же братья, сестры и тому подобное. И получается, что человек, даже если подал заявление, он еще не факт, что оказался в этой школе. И решение можно дать до 1 июля аж, а потом в течение лета гонять с документами, если он в эту школу не попал. И его вышибли пришедшие люди, которые принесли документы о льготах позже. И как быть?

– Первое. Мне не очень нравится подход по поводу вышибли – не вышибли.

– Это вузовский такой подход.

Нам нужно понять, что речь идет о приеме в первый класс. И обучение в первом классе школа должна находиться максимально близко к месту проживания ребенка.

Второй момент. Когда мы говорим о престижных школах, это попахивает какой-то такой сегрегацией на элиту и всех остальных. Задача региональных органов управления образования, муниципальных органов управления образования – обеспечить равенство возможностей и сопоставимое качество обучения во всех школах на своей территории, не разделяя их на элитные и нет.

В нормативных документах в законе Российской Федерации закреплено четко, что невозможен какой-то индивидуальной отбор в первый класс. Поэтому такая ситуация, связанная с временем подачи заявления, она была, есть и, очевидно, будет. Невозможно требовать экзамены, собеседования для первоклашек, мы понимаем, что это не адекватная мера. Единственный путь, о котором мы говорим последние десятилетия – прекратить разделять систему образования на элитный сегмент и все остальные сегменты.

Коллеги, мы помним ряд школ в Москве еще с советских времен, когда появилась возможность приобретать жилье, многие родители, чтобы попасть в ту или иную школу, покупали специально квартиру в этом районе. Ну, это нонсенс.

Еще раз. У нас во всех школах должно быть обеспечено равное или примерно равное качество обучения. Мы говорим про начальную школу.

А. Милкус:- И еще один вопрос. Есть в положении фраза о льготах для судей, прокуроров и работников прокуратуры. Они поступают по льготам только в школы с интернатами.

– Я понимаю, но вот нас спрашивают: это сотрудники прокуратуры любые? Секретарь, машинистка, помощник судьи? Или это только люди, которые имеют погоны, условно говоря.

– Эти детали и по работникам прокуратуры, по работникам Следственного комитета, по военнослужащим, по работникам полиции, органов Внутренних дел, они уже детально раскрываются в соответствующих законах, кто это может быть.

– Мне бы хотелось понять, допустим, родители узнали, что второго июля ребенок не попал в школу, куда подали документы, что делать родителям? Пошагово. Например, вдруг такое случилось.

– Обратится в муниципальный или региональный орган управления образования. Получить информацию о других школах или если такая информация у родителей есть, подать заявление во втором этапе приема документов.

– Вот сейчас сообщение пришло из Новосибирска: «У нас чтобы попасть в престижную школу, надо перед директором на голове постоять!».

– Все равно будет понятие престижных школ. Люди все равно будут делить учителей на плохих и хороших

– У нас нет плохих учителей, коллеги! Это неправильный подход. О чем мы говорим?

– Как донести это до людей?

– Мне кажется, что любой адекватный взрослый человек это должен понимать по умолчанию. Это же учитель! Как он может быть плохим?! Это категорически неприемлемо!

– Спасибо, Евгений Евгеньевич!

Итак, мы говорили о новых правилах приема в школы, в первый класс. Я две секунды прокомментирую. Люди пишут: «Евгений Евгеньевич сказал, что нет плохих учителей. А учитель, нарисовавший двойку на лбу ребенка, хороший?». Нет, не хороший. Поэтому этот учитель уже в школе не работает.

Я хочу поделиться, что делают сейчас в московских школах. Есть привычка, что 1 «А» – хороший. И если ребенка определили в 1 «Г», это вот уже совсем не хорошо. И что делают в Москве, подготовив сильных учителей начальной школы? Идет жеребьевка, мы не знаете, к какому учителю ваш ребенок попадет. Школа выбирает, как говорят сейчас наши подростки, рандомно или случайным образом. И соблюдается справедливость.

В эфире Радио «Комсомольская правда» директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Евгений Семченко рассказал подробности

– В студии Александр Милкус и Дарья Завгородняя. Начнем с важной темы для родителей старшеклассников. Поговорим про некое облегчение или ослабление режима выпускных экзаменов, государственной итоговой аттестации, которое планируется, о котором было подписано постановление премьером Михаилом Мишустиным.

У нас на связи директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения России Евгений Евгеньевич Семченко.

– Ситуация с коронавирусной инфекцией уже второй учебный год диктует нам свои суровые законы. И наша задача, как органа, осуществляющего государственную политику в сфере общего образования, максимально обеспечить права детей всех категорий и объективность проведения экзаменов. В чем это будет выражаться?

Все выпускники девятых классов в этом учебном году будут сдавать экзамены по русскому языку и математике в форме основного государственного экзамена.

– Как и в прошлые годы?

– Нет, в прошлом году ГИА-9 не было, а до коронавирусной ситуации так и было. Два обязательных экзамена, но чуть-чуть в другой форме. В форме основного экзамена. Предметы по выборы в этом году девятиклассниками сдаваться не будут. Но они должны будут сдать контрольную работу по предмету, который выберут сами.

– Да, одну контрольную работу.

– И это будет засчитано как результат ОГЭ?

– Контрольная работа? Мы дали право каждому субъекту, исходя из своей конкретной ситуации, которая у них будет складываться, принять решение по изменению даже количества заданий в этой контрольной работе, изменению времени и учету результатов. Каждый субъект в этом году решил это сам.

– А когда это может быть известно?

– Это будет известно в самое ближайшее время. Потому что вчера, действительно, мы увидели всей страной информацию о подписании постановления. Текст до нас будет доведен завтра. У нас уже подготовлены вместе с нашими коллегами из Рособрнадзора проекты документов, которые выйдут вслед этому постановлению. И они будут изданы в ближайшее время. Нам нужно увидеть текст постановления. Вы знаете, что в нормативных документах важно каждое слово и каждая запятая.

– Но в общем концепцию мы понимаем. Сдаются русский и математика в девятом классе.

– В форме основного экзамена.

– Вы подчеркиваете – основного экзамена. В чем отличие?

– Он отличается. Раньше у нас же ГИА-9 итоговая аттестация проходила как бы в двух формах. Поэтому это чуть-чуть скорректированная форма основного экзамена.

– Она не принципиальна? Учителя знают, как к этому готовить?

– Конечно. По форме тут ничего нового нет.

– И один экзамен, который выбирает регион или школьник? Простите, не экзамен, контрольная работа.

– А чем он должен руководствоваться? Тем, что он будет куда-то поступать?

– В том числе, конечно. В колледж или в дальнейшем в профильный десятый-одиннадцатый классы.

– Понятно. А с одиннадцатыми тогда в чем отличие?

– С одиннадцатыми ситуация следующая. Я напомню ситуацию прошлого года. В прошлом году тем детям, кто не поступал в вузы, аттестаты выдавались по текущей успеваемости, по отметкам. Сейчас, если ребенок не планирует поступать в вуз, то он должен сдать два обязательных предмета в форме государственного выпускного экзамена – русский и математику.

– Уже нет деления на профильную и базовую?

– Нет. Базовая математика в этом году не проводится для одиннадцатиклассников.

– То есть общий экзамен по математике, как и было лет пять назад?

– Да. Для не поступающих в вузы – два обязательных экзамена: русский язык и математика. А для тех, кто поступает в вузы, они должны будут сдать один экзамен по русскому языку обязательный. Только один обязательный – русский язык в форме ЕГЭ. и дополнительно к русскому два, три или четыре предмета, в зависимости от того, в какое количество вузов ребята поступают, какие предметы в эти вузы требуются в качестве вступительных экзаменов.

– То есть гуманитарии могут уже сейчас танцевать веселые танцы, потому что математику им сдавать не нужно, если они будут поступать на гуманитарные специальности?

– Конечно. Если я не поступаю в вуз, только два экзамена – русский и математика в форме ГВЭ. Если я поступаю в вуз, то я должен буду сдать русский язык для получения аттестата, и мне его уже выдадут. И если я его сдам на 70 баллов и более, я претендовал на медаль, то мне эту медаль выдадут «За особые успехи в учении». И далее к русскому я выбираю, допустим, я поступал в свое время на экономический, выбираю обществознание и математику.

– По сути дела, математика в этом году для 11-х классов стала предметом по выбору?

– Да. Она стала предметом только для тех, кто поступает в вуз, где требуется математика.

– В прошлом году была сложная ситуация с коронавирусом, перенесли сроки сдачи ЕГЭ на июль. Сейчас, по-моему, ситуация стабилизировалась. Будут ли в ближайшее время объявлены сроки и будет ли досрочная волна, как это было до пандемии?

– Перед сроками буквально коротко я бы еще об одном предложении, особенности по медалям сказал. В этом году для получения медалей детям нужно будет сдать русский язык, если он сдается в форме ЕГЭ для поступающих в вузы, на 70 баллов. Если они не поступают в вузы, то им нужно будет получить две пятерки по русскому и математике в форме ГВЭ – государственного выпускного экзамена.

А детишки с ОВЗ, кстати, это касается и 11-х, и 9-х классов, они могут по своему желанию для получения аттестата выбрать не два предмета, а один – русский или математику.

Теперь по срокам. Примерные даты известны. Досрочного периода не будет. Основной период будет проходить с 31 мая по 25 июня. При этом экзамен в форме ЕГЭ по русскому будет проходить в два дня из-за эпидемиологической ситуации и ограничений. Будут резервные сроки. Будет дополнительный период проведения экзаменов, как это проходило в прошлом году. с 12 июля по 17 июля. И будет сентябрьский этап – только для тех детей, кто не сдал ГВЭ и не получил аттестат.

– Давайте подчеркнем, что пока эти сроки не объявлены, ситуация с пандемией может меняться. Мы говорим о примерных сроках, которые могут быть.

– Это ориентировочные сроки. И плюем, что называется, через левое плечо и стучим по дереву, чтобы у нас ничего не поменялось.

– Сейчас мы выходим из пандемии, вакцинируется население, и так далее. При стабилизации ситуации примерно эти сроки.

– И последний момент. Обращу внимание на то, что в ближайшее время после выхода всей нормативной документации будет дано время для корректировки предметов, которые дети уже выбрали или планируют выбрать, или планируют изменить в связи с особенностями сдачи итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах.

– Раньше ребята до 1 марта или 1 февраля должны были определиться. Сейчас у них более гибкая ситуация. Они могут определиться попозже.

– Смогут скорректировать свой выбор, безусловно.

– Вопрос с надеждой от некоторой части нашего населения. Давно уже говорилось о том, чтобы как-то скорректировать ЕГЭ. То, что сейчас у нас такие изменения, это надолго? Или только на этот год?

– Эти особенности только на один год. Что будет в следующем году, я предлагаю дожить. Я надеюсь, что все будет нормально, и мы вернемся к традиционной форме его проведения, к традиционным срокам, датам. Но это не отметает ситуацию, связанную с возможной корректировкой как формы, так и содержания ЕГЭ.

«Мы хотим получать права, не имея обязанностей, но с образованием так не пройдет»

Александр Милкус и Дарья Завгородняя поговорили с представителем Минпросвещения Евгением Семченко о всероссийских проверочных работах, о новых стандартах для учителей и учебниках для школьников.

https://youtube.com/watch?v=wDbWPLubqF4%3Fautoplay%3D0%26start%3D0%26rel%3D0

Мы предлагаем полный текст радиопередачи.

– В студии Александр Милкус и Дарья Завгородняя. Программа «Родительский вопрос». Говорим про образование. В гостях у нас Евгений Евгеньевич Семченко, директор департамента государственной политики управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации.

– Добрый день.

– Будем говорить о проблемах, о том, что происходит в нашем образовании. Самая горячая тема июля этого года – ЕГЭ. Очень много по этому поводу в очередной раз споров. Если говорить честно, каждый год вокруг ЕГЭ идут разговоры. Но в этом году – особенно. Люди уже привыкли по каждому поводу составлять петиции, собирать подписи. Ощущение массового явления. Мы хотим разобраться, что происходит, насколько все эти явления массовые. Как вы оцениваете в этом году проведение ЕГЭ? Ситуация особая, форс-мажорная. Насколько она сложна для детей? Что сейчас происходит?

– Хотел бы еще раз поблагодарить наших дорогих учителей, педагогов, которые в очень непростой год в очень непростой ситуации были вынуждены выйти в качестве организаторов, руководителей пунктов проведения экзамена. Кто-то вышел из отпуска, кто-то в отпуск не уходил. Мы понимаем, что смысл нашей работы в образовании – безопасность, здоровье и знания для детей. И наши педагоги самоотверженно в этом году отработали и продолжают работать в этих непростых условиях.

– Сразу срежу. Есть публикации о том, что триста тысяч учителей в этом году остались без отпуска, они вкалывают и на ЕГЭ, и в пришкольных лагерях. Мы можем поблагодарить их за героический подвиг и труд, низкий им поклон. Но не случайно же у нас 56 дней учителям дается летний отпуск, чтобы они могли прийти в себя перед сложным учебным годом. Как мы будем компенсировать учителям?

– Руководством страны было принято решение о соответствующей финансовой компенсации. Нужно будет это компенсировать отпускными днями.

– А как это получится сделать? Учителя работают вместе с детьми.

– У нас разные категории педагогов. Кто-то, кто ушел раньше в отпуск, завершил учебный год, они вышли, отработали, потом снова уйдут в небольшой отпуск. У нас же есть педагоги-предметники, которые в ЕГЭ не участвуют. Старшая школа, как правило. Началка – наоборот. Это все будет компенсировано.

– Куда обращаться учителям, чтобы получить компенсацию?

– Было решение в адрес глав субъектов федерации. Региональные министры образования отвечают за это. И руководители муниципальных отделов образования.

– Мы в апреле и июне делали опрос по отношению учителей к нагрузке летом. Многие опасаются того, что они не смогут добиться компенсации или отпуска.

– Все упрется в директора, который скажет: денег нет.

– Это не дело директора.

– А как в обход директора получать материальную компенсацию?

– Директор не оказывает влияния. От него это не зависит. Если человек отработал и прервал свой отпуск, то он должен будет отгулять положенное ему по закону количество дней.

– Министерство просвещения вместе с профсоюзом работников образования разрабатывали документ, вывешенный на сайте Министерства просвещения и на сайте профсоюза 17 июня, с четким расписанием, что и как надо делать учителям. Если проблемы есть, учителя могут обращаться в свой профсоюз – достаточно мощный и влиятельный.

Еще одна история. Очередная петиция – химия в этом году невероятно сложная. Е ГЭ по химии сдать невозможно. Специально наших детей валят.

– Дали какие-то олимпиадные задания, дети плакали.

– ЕГЭ в этом году проходит уже двадцатый раз. Первый эксперимент по введению ЕГЭ проходил в 2001 году. Каждый год, так получилось, что я все эти единые экзамены помню, у нас происходит одно и то же. Тот, кто по тем или иным причинам недостаточно подготовился или не получил желаемого, ожидаемого количества баллов, пишут письма, возмущаются и так далее. Обращаю ваше внимание, что, как правило, 99 с хвостиком процентов участников экзамена со своими результатами согласны. То есть не подают апелляции о несогласии с выставленными баллами.

– Откуда такие сообщения панические?

– По химии сложно сейчас судить по уровню подготовки и уровню сдачи. Потому что результатов ЕГЭ по химии пока нет. Вчера были выданы результаты только по русскому языку. Самые первые экзамены, которые проходили по информатике, географии и литературе, они показывают результаты выше, чем в прошлом году. И это абсолютно прогнозируемо. Значительная часть, примерно 50 тысяч детей в этом году, которые планировали сдавать только базовую математику и русский язык, они не планировали поступать в вузы, они получили аттестаты, соответственно их результаты не учитывались. Поэтому все результаты подросли.

Плюс, по моим сведениям, у многих знакомых дети подрастают, все это время пандемии в апреле, мае, июне занимались подготовкой, дополнительными занятиями по тем предметам, которые они выбрали на ЕГЭ. Как минимум, снижение результатов сложно прогнозировать.

– Какое отношение имеет то, что дети 50 тысяч не сдавали ЕГЭ, к среднему баллу результатов ЕГЭ по литературе или географии?

– Это напрямую не имеет. Но это имеет только в той части, что у детей было дополнительное время на подготовку. Но это пока мои предварительные анализы. Окончательно нам нужно будет время все проанализировать, все факторы, которые повлияли на результаты ЕГЭ. По поводу ощущений – сложные, не сложные экзамены. Тут я бы обратился к мнению профессионалов. Я не являюсь профессионалом в химии, в биологии.

– Мы дозвонились до Людмилы Левиной, главы Ассоциации учителей – преподавателей химии. Действительно ли в этом году экзамен по химии сложнее?

– Это эмоциональное восприятие экзамена в первый момент после его окончания. Я в этом убеждена. Я в активе с первых минут как ребята стали выходить из аудиторий, где они писали экзамен. Мне посыпался шквал звонков. Но что самое интересное. В связи с тем, что я на прямом проводе со своими учителями со всех регионов страны, очень много и тех, и других. Многие звонили и говорили: какой ужас, совсем другие задания!

– Так петиции подают, чтобы отменили результаты.

– А немало и тех, которые говорили: слава богу, наконец появились экзамены, первый экзамен, где учащимся пришлось подумать. И которые действительно могли показать свои знания. Мы же все время говорим: нельзя натаскивать на предмет. Мы должны учить учащихся предмету. Они должны получать знания. У них должно развиваться мышление, формироваться логические связи, структурированный подход к обучению. И всегда были полюсовые мнения по этому поводу.

А в этот раз содержание осталось прежнее. Оно все в рамках того, что есть в учебнике, в нормативных документах. Но изменились формулировки заданий. Чуть вправо, чуть влево. Ребенок должен тут подумать, тут прикинуть, порассуждать.

– Давайте не будем даже ее трогать. Она всегда была сложная. Это задание всегда было таким, его кто-то выполнял, кто-то не выполнял. Там много таких заданий. Давался ряд аминов, нужно было сравнительные действия производить. Как только нужно было что-то сравнивать или подключать математику, деликатную даже, я бы сказала, когда считались степени окисления и так далее, на этом моменте говорили, что раньше на эти задания нужно было потратить всего минуту, а сейчас – три или пять минут. То есть они теряли время на этих заданиях.

– Это проблема репетиторов или учителей, которые не очень хорошо знают предмет?

– Не буду так говорить. На эту проблему нужно смотреть шире. Общество наше плохо дружит с химией. Журналисты плохо дружат с химией. У нас химия осталась на задворках учебных планов. Директор решает – будет химия в школе или не будет. Родительская общественность и так далее. Химия – сложный предмет. Ее на хапок, что называется, с ходу не сделаешь. Но химию должны знать все на определенном уровне. А то, что сейчас в 10-11 классах по одному-два часа химии. Мне пишут: что мне делать, у меня парни вдруг решили при базовом уровне преподавания поступать в вуз, где нужна химия. Я их готовил вроде хорошо, но они двойку получат, я же буду виноват. Как можно за два часа в неделю научить химии? Это пустопорожнее время, потраченное в учебном плане на предмет.

– Людмила Семеновна, вы сказали такую фразу «я же буду виноват». Педагог не может быть виноват. Обращаю внимание региональных министров образования, руководителей муниципальных отделов образования, директоров школ, что ни в коем случае нельзя оценивать работу муниципалитета, школы, класса, конкретного педагога по результатам ЕГЭ, ОГЭ или других оценочных процедур. И тем более недопустимо делать какие-то выводы. Как правило, у нас же наказывают невиновных и награждают непричастных.

– Я считаю, это абсурдная ситуация, когда по количеству стобалльников оценивают работу учителей.

– С одной стороны у нас Министерство просвещения, с другой стороны – Ассоциация учителей химии. А кто оценивает работу учителей?

– Мы с Людмилой Семеновной по одну сторону.

– Вы говорите, что кто-то оценивает учителей по результатам ЕГЭ. Кто эти люди?

– Все двадцать лет мы категорически с этим боремся. Раньше мы боролись с нашими коллегами на региональном уровне, когда они пытались по средним баллам отранжировать школы и наказывать. По количеству стобалльников, еще по каким-то другим рейтингам. Эта проблема за последние несколько лет решена. Ни одного регионального рейтинга мы уже не видим. Но есть отдельные ситуации, когда на уровне муниципалитетов начинают, не подумав, не поняв ситуацию, не вникнув. Берут самое просто – средний балл ЕГЭ – и начинают ранжировать школы. Как можно сравнивать две школы, которые находятся в разных социально-экономических условиях. Один – химико-биологический лицей, где все дети сдают химию. И сельская школа, где один ребенок сдает химию.

– Я подписываюсь под каждым вашим словом. Кто-то может для индивидуального подхода к своему ребенку заплатить деньги репетитору. Этот ребенок будет в совсем других условиях. А многие учителя работают в обычной школе. Чтобы получить хорошую оценку на ЕГЭ, нужно не только учителю хорошо работать. Нужно, чтобы дети были мотивированы, чтобы они хотели заниматься.

– Существуют ли четкие критерии оценки работы учителя?

– Подождите. Мы уходим в очень скользкую и сложную тему. И абсолютно неконструктивную. Прикручивать KPI к бедному педагогу нельзя. Есть поручение, его реализует Министерство просвещения, департамент работы с педагогическими кадрами, связанное с изменением системы аттестации педагогов. Нам надо прекратить попытки постоянно оценивать наших педагогов. Наша задача не в этом. У нас задача – выявить те дефициты, которые есть у педагогов в предметной подготовке, в методической, в навыках объективного оценивания работ. И эти дефициты нивелировать. Помочь педагогу их исправить. И многие регионы это уже делают достаточно успешно. Выявляют проблемы у детей, у учителей и эти проблемы нивелируют.

– Мы хотели обсудить еще одну петицию, которая набирает обороты. Один из профсоюзов учителей выложил обращение: «В сентябре 2020 года в российских школах планируется проведение всероссийских проверочных работ. Это мероприятие нанесет серьезный ущерб психологическому состоянию школьников и вынудит учителей потратить бесценное время очного обучения на бессмысленное тестирование. Показывает ли ВПР реальный уровень знаний детей? Нет. Правильно ли начинать учебный год с контрольных? Нет. Можно ли ожидать от детей после двух месяцев дистанционного обучения нормального уровня подготовки? Нет. Вместо нормального образовательного процесса мы получим хаос в начале учебного года». Вот учителя предлагают не оценивать школьников.

– Положа руку на сердце, скажем: мы хотим без экзаменов получать права для управления транспортным средством? Мы хотим без досмотра проходить в аэропорты, вокзалы и так далее? Мы хотим без всяких препятствий получат различные права, не имея при этом обязанностей? Вроде бы, да. Но с образованием так не пройдет. Мне странно слышать по поводу того: кто начинает учебный год с контрольной?

Я учился в школе, основная и старшая школы у нас всегда по всем предметам писали контрольные. При этом контрольные были в начале сентября, а потом в двадцатых числах сентября проводились родительские собрание, где родителям говорили: вот ваш Женя Семченко забыл вот эту и эту темы. Проконтролируйте, чтобы он домашку делал, поменьше гулял и побольше уделял времени урокам. Я один такой в школе учился? Нет, конечно.

– Это называется диагностическая контрольная работа. Все дети ее пишут в сентябре.

– Если отменить ВПР, вот тогда будет хаос. Потому что мы не знаем, с какими результатами в этом году дети пришли в школу.

– Я знаю, как будет. У нас уже было такое в стране. Ничего нового не происходит. Много лет назад один большой начальник в большом городе сказал: мы – столица СССР, как у нас дети могут учиться на двойки? На следующий день двоек в Москве не стало. Но дети за ночь не могут поумнеть, двоечники не могут стать троечниками. Это планомерная работа учителя и ребенка. А если мы уберем более-менее объективную систему оценивания, то мы все ориентиры в системе образования потеряем.

По поводу того, дает ли ВПР объективное оценивание. К результатам ВПР есть много вопросов, в том числе и у нас. И полностью объективной эту процедуру назвать нельзя. Еще несколько лет назад, анализируя результаты ВПР, мы увидели следующую картинку. Что у нас были десятки муниципальных образований, в которых сотни школ и десятки тысяч детей, у которых по результатам ВПР не было ни одной двойки, ни одной тройки и ни одной четверки. Одни пятерки. Можно в это поверить?

– Нет, конечно.

– А почему это происходит? Потому что учителя боятся, что их будут оценивать по результатам ВПР. Поэтому им проще поставить пятерку, чем научить ребенка.

– Это получается адская пририсовка. Существуют критерии оценки. Есть четкая памятка для учителей. Как технически делаются эти пририсовки?

– Как избавить учителей от этого страха или от этой привычки показухи? А это еще и школьников развращает. Они знают, что знают предмет на три. А ВПР ему ставят пять.

– Не бывает простых решений. Долгий планомерный процесс повышения объективности оценивания. И мы эту работу, когда я еще работал в Рособрнадзоре, в течение многих лет проводим. И мы видим ее результаты. И при проведении основного государственного экзамена после девятого класса, объективность которого за последние лет семь-восемь радикально выросла. Мы видим реальные двойки, реальные оценки. Педагоги, методисты на региональном, муниципальном уровне, на федеральном уровне видят те недоработки, которые есть у них и их коллег в процессе обучения. У нас каждый год корректируются в институтах повышения квалификации образовательные программы с учетом результатов ЕГЭ, ОГЭ, национальных исследований качества образования, всероссийских проверочных работ текущего года. Это длительная планомерная работа, в основе которой лежит главный принцип – объективное оценивание.

– Давайте скажем четко: ВПР в сентябре отменены не будут!

– ВПР в сентябре отменены не будут. Они проводятся именно для того, чтобы диагностировать дефициты. Никто никого оценивать не будет. В ПР нужны, чтобы видеть дефициты у детей и организовать им помощь, компенсацию в течение учебного года. Компенсацию выпавших, не полученных знаний.

– Фактически это будет диагностическая контрольная работа.

– Это будет только диагностическая работа.

– Будут ли послабления в учебных программах в следующем учебном году в связи с тем, что было обучение в сложном дистанционном режиме?

– Открываю небольшую тайну. Образовательную программу определяет каждая школа самостоятельно. Школа может такую корректировку сделать. Но нужно ее делать, исходя из объективных результатов. Надо провести ВПР осенью, увидеть картинку и после этого принять решение на педсовете, что и как нужно корректировать в программе. Но я бы этого не рекомендовал делать. А я бы рекомендовал увеличить количество дополнительных часов для точечной компенсации программы отдельным детям.

– В некоторых странах, понимая, что были проблемы в подготовке детей весной, летом проводят дополнительные занятия со школьниками. Как вы к этому относитесь?

– Мне кажется, с учетом нашей образовательной традиции, если бы мы еще летом продолжили занятия с детьми, мы бы таких петициях, о которых мы уже говорили, получили бы по тридцать три каждый день.